Научная статья на тему 'РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ'

РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ТКДРМ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТКДРМ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАГАТЭ / НОЯМ / CUSTOMS CONTROL OF FISSILE AND RADIOACTIVE MATERIALS / CCFRM / HISTORY OF CCFRM DEVELOPMENT / NUCLEAR SAFETY / IAEA / INT (ILLICIT NUCLEAR TRAFFICKING)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич

Рассматривается история становления и развития службы ТКДРМ в таможенных органах Российской Федерации в самый сложный для нее период с 1994 по 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIATION CONTROL AT BORDERS: HOW THIS ALL STARTED

The article considers the most difficult period in the history of the establishmentand development of the CCFRM service in the customs authorities of the Russian Federation that lasted from 1994 to 2000.

Текст научной работы на тему «РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543.5

БСИ 10.24866/1815-0683/2020-2/5-20 В. В. ГОРЧАКОВ*

Радиационный контроль на границе: как все начиналось

Рассматривается история становления и развития службы ТКДРМ в таможенных органах Российской Федерации в самый сложный для нее период с 1994 по 2000 г.

Ключевые слова: таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, ТКДРМ, история развития ТКДРМ, ядерная безопасность, МАГАТЭ, НОЯМ.

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. gorchakov. [email protected].

GORCHAKOV V. V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Department of Customs Economy and Management.

V. V. GORCHAKOV

Radiation Control at Borders: How This All

Started

The article considers the most difficult period in the history of the establishmentand development of the CCFRM service in the customs authorities of the Russian Federation that lasted from 1994 to 2000.

Keywords: customs control of fissile and radioactive materials, CCFRM, history of CCFRM development, nuclear safety, IAEA, INT (Illicit Nuclear Trafficking).

Проходят годы. Вот уже более 25 лет функционирует служба ТКДРМ в ФТС России. За этот короткий в историческом плане период в нашей стране, да и во всем мире, произошло множество перемен. Вместе с этим динамично развивалась и служба ТКДРМ.

Казалось бы, совсем недавно решался вопрос о том, нужно ли вообще в ГТК России создавать мощное направление по организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ).

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

А теперь уже невозможно представить, как бы работали таможенные органы без участия этих специалистов. ТКДРМ играет важнейшую роль в пресечении незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ), и прежде всего - ядерной контрабанды, через таможенную границу Российской Федерации.

Это направление, в свое время фактически сформировавшееся в специальную службу ТКДРМ, органично вписалось в организационно-штатные структуры таможенных органов. Специалисты по ТКДРМ трудятся как в центральном аппарате ФТС России, так и на самых отдаленных пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Становление и развитие службы шло в тот период, когда после распада СССР границы России оказались фактически прозрачны для перемещения ДРМ, а действенного учета и контроля радиоактивных материалов в стране не было. Еще более сложное положение сложилось в странах СНГ, где осталось много радиоактивных источников и отходов. Существовала и все нарастала угроза применения ядерных материалов и радиационных источников в террористических и криминальных целях.

В июне 1993 г. был принят Таможенный кодекс Российской Федерации, заменивший ранее действовавший Таможенный кодекс СССР 1991 г. Согласно новому Кодексу, на должностных лиц таможенных органов была возложена функция проведения таможенного контроля товаров (неотъемлемой частью которых являются ДРМ). Статьей 219 Кодекса было определено, что «перемещение через таможенную границу Российской Федерации, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации: радиоактивных веществ, ... ядерного оружия, материалов, оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании, признаются контрабандой».

В августе 1994 г. германскими спецслужбами в мюнхенском аэропорту был задержан транзитный пассажир авиакомпании «Люфтганза». Гражданин Колумбии Хустиньяно Торрес, прилетевший из Шереметьево, вез в чемодане с двойным дном 263 г плутония-239. Событие вызвало широкий международный резонанс, поскольку Российская Федерация обладала мощнейшим ядерно-оружейным комплексом и развитой сетью предприятий атомной промышленности. Правительство и средства массовой информации ФРГ (а затем и ряда других западных государств) подняли вопрос о неспособности России обеспечивать действенный контроль за перемещением ядерных материалов через границу.

Это заставило руководство российского государства и все заинтересованные ведомства еще раз проанализировать состояние контроля за оборотом ДРМ в стране, их физической защиты и возможностей по пресечению

контрабанды этих материалов. Результаты анализа оказались неутешительны: Россия в этом направлении не только не успела сделать эффективных шагов, но и во многом (по объективным и субъективным причинам) растеряла тот потенциал, которым обладала во времена Советского Союза.

Председатель ГТК России своим приказом от 17.10.1994 № 530 «в целях усиления таможенного контроля за перемещением через границу радиоактивных и делящихся материалов (ТКРДМ) и безотлагательной разработки мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1923» поручил:

- УОТК решение вопросов организации ТКДРМ, формирование единой организационно-технической политики, контроль и координацию действий всех подразделений ГТК России по вопросам ТКДРМ;

- Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил разработать комплекс мероприятий по пресечению во взаимодействии с другими правоохранительными органами перемещения радиоактивных и делящихся материалов через границу и контролировать их выполнение.

К сожалению, в этот период в таможенных органах страны не имелось специалистов, обладающих необходимыми знаниями по ядерной физике и радиационной безопасности, которым можно было бы доверить непосредственное руководство организацией подготовки и реализацией предстоящих мероприятий. Руководство ГТК России неоднократно обращалось в ряд министерств и ведомств с просьбой оказать содействие в решении вопросов обнаружения делящихся материалов. Практически отсутствовали и нормативные документы, определяющие порядок и особенности проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления ДРМ, и квалификационные требования к таможенникам, осуществляющим этот контроль.

К началу 1990-х гг. большой научно-технический задел и опыт проведения работ по обнаружению ядерных материалов и взаимодействия по этим вопросам с различными ведомствами и научными организациями имел ВМФ. Иллюстрацией этому может служить совместный советско-американский эксперимент по возможности обнаружения ядерного оружия, проведенный в июле 1989 г. на борту ракетного крейсера «Слава» Черноморского флота.

Именно офицеры ВМФ оказали ГТК России неоценимую помощь в осуществлении ряда проводимых мероприятий. Одним из таких флотских специалистов был капитан 1-го ранга Н. Э. Кравченко. Этот офицер обладал глубокими знаниями, пользовался большим авторитетом во многих научных учреждениях и конструкторских бюро Министерства атомной энергетики и промышленности и Министерства обороны СССР.

К концу 1994 г. стало ясно: развертывание ТКРДМ должно проводиться поэтапно и сразу по нескольким направлениям. Учитывая большой объем предстоящих работ и возможные крупные финансовые вложения для их выполнения, было решено провести в январе 1995 г. обсуждение на коллегии ГТК России вопроса «Об организации таможенного контроля за радиоактивными материалами». Активное участие в подготовке материалов к ее проведению, еще будучи в кадрах ВМФ, принял Н. Э. Кравченко.

В результате развернувшейся дискуссии основные направления действий на предстоящий период были определены. Коллегия признала целесообразным вести работы по организации ТКРДМ поэтапно, решая следующие основные задачи:

- пресечение несанкционированного перемещения ДРМ через границу Российской Федерации;

- организация углубленного досмотра при таможенном оформлении ДРМ, перемещаемых через таможенную границу участниками внешнеэкономической деятельности.

Коллегия одобрила и перечень типов технических средств, необходимых для таможенного контроля ДРМ. Это позволило в дальнейшем вести последовательную и целенаправленную деятельность по оснащению таможенных органов техническими средствами.

Также на коллегии была одобрена программа первоочередных мер по организации ТКДРМ, предусматривающая реализацию ряда организационно-технических мероприятий по развертыванию нового направления таможенного контроля.

В соответствии с решением коллегии, в феврале 1995 г. в УОТК был создан оперативно-технический отдел, в котором были выделены две штатные единицы - главный инспектор и ведущий инспектор. На эти должности назначили Н. Э. Кравченко и И. И. Васильева, которым было поручено решение задач по созданию службы ТКДРМ. Фактически с этого времени в Центральном аппарате ГТК России и начало функционировать направление ТКДРМ.

До прихода в ГТК России И. И. Васильев три с лишним года проработал в Центре программных исследований РАН, где после увольнения в запас из ВМФ участвовал в организации и проведении исследований методов дистанционного обнаружения ядерных материалов и их контроля.

Богатый опыт организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проведения испытаний сложных комплексов и образцов военной техники, которые требуют четкого взаимодействия министерств, ведомств воинских, научных и конструкторских коллективов, пригодился Н. Э. Кравченко и И. И. Васильеву. Но этих знаний и умений оказалось недостаточно. Приходилось на ходу, забыв про личное

время, осваивать массу таможенных премудростей, с которыми они столкнулись на новом месте. Опыт флотской службы пригодился и в организации работ по ТКДРМ в ГТК России.

К началу 1995 г. в таможенных органах практически отсутствовали какие-либо нормативные документы по определению порядка проведения ТКДРМ и учитывающие потенциальную опасность этих материалов, которые способны испускать различные виды ионизирующих излучений. Таможенный контроль ДРМ проводился формально, без использования необходимых технических средств, порой с грубыми нарушениями действующего законодательства и нормативных документов в области использования атомной энергии и радиационной безопасности. В то же время страна вела активную международную торговлю ДРМ, а участниками внешнеэкономической деятельности в этой области в новой России стали не только государственные предприятия, но и другие юридические лица. Все это создавало предпосылки к возможной контрабанде ДРМ и незаконному перемещению через таможенную границу России других товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Положение усугублялось и тем, что разработка основного законодательства РФ, регулирующего отношения всех, кто связан с использованием ДРМ и радиационных источников, на тот момент еще не была завершена. Так, федеральный закон РФ «Об использовании атомной энергии» был принят только в ноябре 1995 г., а закон «О радиационной безопасности населения» - в январе 1996 г.

Но время торопило. Не дожидаясь принятия этих законов, необходимо было разработать нормативный документ, который бы определял целый ряд важнейших моментов. В частности, каковы основные задачи и функции будущей службы, ее место в системе таможенных органов, основные квалификационные требования к сотрудникам, входящим в ее состав, и осуществляющим ТКДРМ, их права.

Все эти вопросы нашли отражение в «Общем положении о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) таможенного органа Российской Федерации», которое было утверждено ГТК России и согласовано с Госкомсанэпиднадзором России. Большой вклад в разработку этого положения внес Н. Э. Кравченко, начавший работу над ним еще в конце 1994 г. В то время этот документ не имел аналогов в ГТК России, поэтому согласование его проходило достаточно трудно. Положение было введено в действие приказом ГТК России от 05.05.1995 № 303. Именно эту дату и принято считать началом создания службы ТКДРМ.

В начале 1995 г. в таможенных органах штатных подразделений и должностей специалистов ТКДРМ не было. Их необходимо было срочно

вводить в регионах. Рассмотрев имевшиеся возможности, сделав предварительный анализ состояния оснащенности пунктов пропуска на государственной границе аппаратурой радиационного контроля и, вместе с тем, предвидя перспективы дальнейшего развертывания работ, УОТК обосновал необходимые предложения, согласованные с Управлением кадров и учебных заведений и Финансовым управлением. Приказом ГТК России от 05.05.1995 № 303 была введена дополнительная штатная численность в количестве 152 единиц во все региональные таможенные управления и в ряд таможен, включая Внуковскую, Домодедовскую, Шереметьевскую и Чкаловскую таможни. Началась кропотливая работа по назначению сотрудников на новые должности.

Первым специалистом по ТКДРМ, назначенным в региональные таможенные управления, был А. Б. Громов, который в системе таможенных органов прошел путь от ведущего инспектора Западного таможенного управления (ЗТУ) до начальника отдела ТКДРМ Главного управления информационных технологий (ГУИТ) ФТС России. Он также пришел на работу в таможенные органы после службы в ВМФ и с самого начала стал привлекаться к работам по развертыванию службы ТКДРМ.

Начало становления служб ТКДРМ в регионах проходило непросто. Проиллюстрируем это на примере ДВТУ

Служба ТКДРМ ДВТУ создавалась практически с нуля, поэтому необходимо было решить вопросы организационного и правового характера, технического оснащения, кадровые вопросы и др.

На начальном этапе становления службы ТКДРМ Дальневосточного региона неоценимую помощь (методическую и практическую) оказывали представители Госатомнадзора, Госсанэпиднадзора, химслужбы ТОФ и других организаций, с которыми в процессе совместной работы у ДВТУ сложились добрые отношения. Служба ТКДРМ ДВТУ с момента создания поддерживала хорошие рабочие взаимоотношения с Дальневосточной таможенной лабораторией и Владивостокским филиалом Российской таможенной академии (ВФ РТА).

Первая задача, вставшая перед новым подразделением ДВТУ, - это создание «Положения о службе ТКДРМ» на основании «Общего положения о службе ТКДРМ таможенного органа» (введенного приказом ГТК России от 05.05.1995 № 303). Разработка должностных инструкций специалистов ТКДРМ шла одновременно с созданием службы ТКДРМ. У истоков службы ТКДРМ Дальневосточного региона стояли Н. А. Терпугов, В. Н. Шлеин, А. Г. Абрамов (ДВТУ).

Непросто пришлось с подбором кадров для такого специализированного направления, особенно в отдаленных таможнях, где достаточно

сложно найти специалиста по радиационному контролю или физика-ядерщика. С мая 1995 г. (практически в одно время с созданием службы ТКДРМ) началась планомерная подготовка кадров службы ТКДРМ. Согласно требованиям, изложенным в утвержденном в 1995 г. Положении о службе ТКДРМ, сотрудники таможенных органов, проводящие радиационный контроль, должны иметь, как правило, базовое инженерно-физическое образование, а также, кроме общетаможенной подготовки, пройти обучение по специальной программе, согласованной с ГТК России и Госатомнадзором России, не реже 1 раза в 3 года. Сотрудники допускались к работе с радиоактивными материалами и проведению таможенного радиационного контроля товаров, транспортных средств, пассажиров только после первоначального обучения на специальных курсах подготовки.

При назначении новых сотрудников учитывался их профессиональный и жизненный опыт, поскольку именно они должны были являться в таможне и нижестоящих подразделениях организаторами деятельности по обеспечению ТКДРМ, разработке технологий и инструкций, внедрению технических средств, подготовке инспекторского состава на таможенных постах и пунктах пропуска. Положительным фактором послужило то, что в 1995-1996 гг. на службу в таможенные органы поступали офицеры, уволившиеся из вооруженных сил. В большинстве таможен региона штаты ТКДРМ формировались именно за счет таких кадров.

С тем чтобы максимально ускорить процесс массовой специальной подготовки кадров для службы ТКДРМ России, ГТК России было принято решение на первоначальном этапе проводить специальную подготовку специалистов по ТКДРМ в Учебном центре ВМФ России в г. Коломна (Московская обл.). Кроме того, при участии специалистов этого центра были организованы и выездные курсы подготовки по ТКДРМ на базе Российской таможенной академии (г. Москва) и ее филиалов (города Владивосток, Санкт-Петербург). Так, осенью 1995 и 1997 гг. участие в организации таких курсов принимал и ВФ РТА.

За достаточно короткое время на курсах специальной подготовки в Учебном центре ВМФ России побывал практически весь кадровый состав службы. Участие в процессе обучения высококлассных специалистов в области ядерной техники и радиационной безопасности, безусловно, положительно сказалось на уровне подготовки специалистов ТКДРМ. Однако по мере развития службы ТКДРМ, оснащения ее современными приборами и накопления опыта практической работы стало ясно, что подготовку сотрудников служб ТКДРМ все-таки необходимо проводить силами специалистов, владеющих спецификой таможенного контроля и современными техническими средствами ТКДРМ. И поэтому в мае 1997 г. выходит

приказ ГТК России, определивший новые профессиональные требования и к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров для служб ТКДРМ, и новое место проведения их специальной подготовки: Владивостокский и Санкт-Петербургский филиалы РТА. Перед филиалами была поставлена задача: в сравнительно короткий срок разработать и утвердить основные элементы системы специальной подготовки специалистов таможенных органов вопросам ТКДРМ, прежде всего программу подготовки.

Эта задача была успешно выполнена, и уже менее чем через год ГТК России утвердил разработанный ВФ РТА пакет документов, состоящий из четырех программ трехступенчатого уровня подготовки специалистов:

- начальное обучение основам ТКДРМ, объем 40 часов лекционного и практического обучения (Программа № 3) - для инспекторов таможенных пунктов пропуска, занимающихся таможенным оформлением и таможенным контролем, в задачи которых входит выяснение причин срабатывания систем первичного радиационного контроля, определение принадлежности содержимого объекта, вызвавшего срабатывания;

- первоначальная подготовка специалистов ТКДРМ, объем 180 часов (Программа № 1) - для специалистов специальных подразделений таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений, занимающихся дополнительным радиационным контролем (уточнение причин, вызвавших срабатывание систем первичного радиационного контроля, измерение радиационных параметров ДРМ, оценка степени радиационной опасности объекта);

- углубленная подготовка специалистов ТКДРМ, объем 80 часов (Программа № 4) - подготовка специалистов специальных подразделений таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений, занимающихся углубленным контролем ДРМ (локализацией, идентификацией и т. п.).

Кроме того, была разработана дополнительная программа объемом 180 часов для осуществления периодической (не реже 1 раза в 3 года) переподготовки и повышения квалификации специалистов специальных подразделений таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений, занимающихся дополнительным радиационным контролем.

Еще до проведения январской (1995 г.) коллегии ГТК России было ясно, что подход к таможенному контролю (и особенно досмотру) делящихся и радиоактивных материалов должен быть иным, чем в случае с обычными товарами. Тут нужно использовать специальные технические средства, отвечающие условиям таможенного контроля.

По результатам проведенного научного анализа был подготовлен и одобрен коллегией следующий перечень типов технических средств,

необходимых для таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов:

Поисковые

1. Стационарная дистанционная автоматизированная аппаратура регистрации превышения естественного гамма-нейтронного фона.

2. Переносные универсальные радиометры регистрации альфа-, бета-, гамма- и нейтронного излучений.

Аналитические

3. Переносные гамма-спектрометры для идентификации ДРМ без вскрытия упаковки.

4. Гамма-спектрометры с полупроводниковыми детекторами высокого разрешения для оснащения передвижных таможенных лабораторий.

Индивидуальные

5. Индивидуальные дозиметры для обеспечения радиационной безопасности персонала.

6. Средства индивидуальной защиты.

В морозном марте 1995 г. на одной из испытательных площадок Российского Федерального ядерного центра - ВНИИТФ Минатома России в Снежинске были организованы сравнительные испытания аппаратуры дистанционного обнаружения ДРМ и радиационного контроля для определения возможности ее использования в таможенных целях. Для участия в испытаниях были приглашены все ведущие предприятия - разработчики этих технических средств, согласившиеся работать в жестких условиях с неизвестными образцами ДРМ. Основной груз организации и руководства проведением этих испытаний взял на себя Н. Э. Кравченко. В состав участников испытаний также входили ученые из РФЯЦ-ВНИИТФ, РНЦ «Курчатовский институт», представители Уральского таможенного управления и Центральной таможенной лаборатории.

Одной из особенностей этих испытаний было то, что они проводились с использованием образцов оружейного урана и плутония. Выяснилось, что часть представленной на испытания техники вообще не подтвердила заявленные характеристики, часть - морально устарела и была малопригодна для проведения таможенного контроля.

В то же время были представлены и перспективные образцы, которые после проведения НИОКР и адаптации аппаратуры к условиям таможенного контроля могли использоваться в таможенных органах.

Фактически испытания стали конкурсом между производителями и разработчиками технических средств радиационного контроля, который был проведен не только по бумагам, а в реальных условиях с использованием реальных ДРМ. Плодотворное сотрудничество между ГТК России и РФЯЦ-ВНИИТФ продолжалось и в дальнейшем.

По результатам испытаний с лучшей стороны зарекомендовала себя аппаратура, представленная Научно-производственным центром (НПЦ) «Аспект» (г. Дубна Московской обл.), фирмами «Грин-Стар» (г. Москва) и «Полимастер» (г. Минск). Испытания подтвердили правильность курса, определенного январской коллегией ГТК России, на оснащение таможенных органов техническими средствами радиационного контроля и позволили более четко сформулировать требования к этим средствам.

Стало ясно, что для проведения таможенного досмотра ДРМ нужны переносные гамма-спектрометры, которые обладали бы не только хорошими характеристиками по идентификации радионуклидов и измерению их активности, но и могли бы определять степень обогащения урана и изотопного состава плутония. Это особенно важно в тех условиях таможенного контроля, когда радиоактивные источники находятся в контейнерах.

С учетом полученных результатов был подготовлен и утвержден председателем ГТК России «План закупки, совершенствования средств ТКДРМ и оснащения ими таможенных органов и таможенных лабораторий». Его реализация началась уже в 1995 г. Для обеспечения инструментального контроля ДРМ и транспортных средств в сжатые сроки были развернуты опытно-конструкторские работы по созданию ряда новых образцов техники. Особая роль отводилась разработке стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ, которые должны были заменить находившиеся в эксплуатации на ряде пограничных пунктов пропуска морально устаревшие системы типа СПРС-2. В отличие от СРПС, новые системы должны были стать максимально автоматизированы, адаптированы к условиям эксплуатации в различных жестких климатических условиях, быть надежными и осуществлять непрерывный круглосуточный контроль перемещаемых через пункты пропуска как автомобилей и железнодорожных составов, так и пешеходов.

Разработаны эти системы были НПЦ «Аспект». Именно его экспериментальные образцы зарекомендовали себя с наилучшей стороны еще в период проведения сравнительных испытаний в марте 1995 г. в г. Снежинске. НПЦ «Аспект» был выбран в качестве исполнителя не случайно. Немалую роль при этом, безусловно, играла необходимость оптимального сочетания высоких технических и эксплуатационных характеристик системы, минимальной стоимости разработки и серийных образцов. И все это при сжатых сроках проведения опытно-конструкторской работы. В июле того же года с этим предприятием был заключен договор на ОКР по разработке стационарной таможенной системы обнаружения (СТСО) ДРМ «Янтарь» (именно такое название система получила после завершения работы).

Сформулировать требования технического задания (ТЗ) на систему было непросто. Это объяснялось целым рядом факторов, важнейшим

из которых было отсутствие российских стандартов к аппаратуре, предназначенной для обнаружения ядерных оружейных материалов. Поэтому было принято решение вести разработку с учетом стандартов к портальным мониторам, разработанных Лос-Аламосской национальной лабораторией США, которая в то время являлась и до сих пор остается одним из ведущих мировых научных центров в этой области. В ТЗ были учтены научные рекомендации, выработанные по результатам сравнительных испытаний в Снежинске в марте 1995 г., а также российский опыт создания и эксплуатации стационарных систем радиационного контроля, а главное - возможные особенности использования этих систем при осуществлении таможенного контроля.

Еще в начале разработки после обсуждения с исполнителем было принято решение о создании нескольких модификаций системы. Жизнь доказала правильность этого решения. Подобная концепция построения системы позволила в будущем сэкономить многие сотни миллионов рублей на оснащении пунктов пропуска на границе и учесть особенности технологии таможенного контроля различных объектов.

Актуальность проводимого ГТК России курса на развертывание службы ТКДРМ и скорейшее оснащение аппаратурой радиационного контроля таможенных органов подтвердил случай с выявлением специалистами отделения радиационного контроля Пулковской таможни (начальник А. В. Граве) контрабанды иридия-192. Его пытались вывезти в Великобританию по контракту между комбинатом Минатома России «Маяк» и фирмой «Амершам» в мае 1995 г. Дальнейшее расследование, проведенное в рамках возбужденного по этому факту уголовного дела, показало, что подобные случаи контрабанды радиоизотопной продукции имели место и раньше.

Учитывая масштабность проводимых мероприятий по развертыванию системы ТКДРМ, было принято решение провести в ноябре 1995 г. расширенное заседание коллегии ГТК России. На ней планировалось, во-первых, подвести итоги работы за прошедший с января по ноябрь 1995 г. период и дать оценку правильности проводимого УОТК курса, а во-вторых -сформулировать задачи на предстоящий период. Решением коллегии ГТК было предусмотрено выполнение ряда мероприятий и даны поручения по введению дополнительных штатов, закупке и созданию новой техники, разработке нормативных документов, предоставлению сотрудникам, занятым работой с источниками ионизирующих излучений, предусмотренных законодательством льгот. Этим же решением была одобрена концепция осуществления ТКДРМ на внешних границах Таможенного союза на основе единых нормативных документов и таможенных процедур и методов,

принятых в Российской Федерации, с полным снятием такого контроля на границах между странами, вошедшими в Таможенный союз.

Решая задачи по пресечению незаконного оборота ДРМ, ГТК России активно сотрудничал с международными организациями, таможенными службами и правоохранительными органами зарубежных стран по следующим основным направлениям:

1. Совершенствование технических средств ТКДРМ.

2. Обмен опытом работы и совершенствование организации ТКДРМ.

3. Совершенствование технологий таможенного контроля ДРМ.

4. Подготовка кадров по вопросам организации ТКДРМ и радиационной безопасности.

5. Содействие в проведении расследований по фактам незаконного перемещения ДРМ через таможенные границы государств.

Важное место в этом сотрудничестве принадлежало Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), под эгидой которого был разработан и введен ряд общих международных правил и рекомендаций по обращению с ядерными и радиоактивными материалами. Эти международные документы широко используются при разработке национальных нормативов и позволяют гармонизировать требования по обеспечению безопасности при перевозках ДРМ, к техническим средствам по их обнаружению и идентификации, а также по грамотному реагированию персонала по фактам такого обнаружения.

Одним из примеров такого сотрудничества является разработка МАГАТЭ (совместно с Всемирной таможенной организацией и Интерполом) руководства по безопасности «Превентивные меры, обнаружение и реагирование на незаконный оборот радиоактивных материалов».

ГТК России принимал активное участие в реализации программ МАГАТЭ, направленных на повышение эффективности деятельности таможенных служб по борьбе с незаконным оборотом ДРМ.

Значительное место в деятельности службы ТКДРМ занимает сотрудничество с таможенными службами зарубежных стран и, прежде всего, государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Большая работа была проделана по подготовке и согласованию подписанного 21 мая 1998 г. руководителями таможенных служб Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики «Протокола между таможенными службами государств - участников Содружества о взаимодействии по организации таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами». Протокол фактически определял стратегию взаимодействия таможенных служб государств Содружества по вопросам ТКДРМ и послужил основой для будущей работы.

В рамках реализации названного протокола Советом руководителей таможенных служб (СРТС) была назначена группа экспертов по подготовке документов, регламентирующих порядок проведения таможенного контроля при перемещении ДРМ через границы государств - участников СНГ. По предложениям группы, которые готовились на базе рекомендаций Службы ТКДРМ ГТК России, решением СРТС от 01.06.2000 № 4/27 был одобрен Перечень технических средств радиационного контроля, рекомендуемых для оснащения пограничных пунктов пропуска Содружества Независимых Государств.

Указанный перечень учитывал рекомендации международного стандарта МАГАТЭ, разработанного совместно с Интерполом и Всемирной таможенной организацией Preventing Detecting and Responding to Illicit Trafficking in Radioactive Materials («Незаконное перемещение радиоактивных материалов, предотвращение, обнаружение и реагирование»), и опыт проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) в государствах СНГ и определял состав и технические требования к средствам радиационного контроля, рекомендуемым для оснащения пограничных пунктов пропуска СНГ с целью пресечения незаконного перемещения через таможенную границу ДРМ и обеспечения радиационной безопасности сотрудников таможенных органов.

Службой ТКДРМ были подготовлены двусторонние протоколы с таможенными службами Кыргызстана, Финляндии по организации взаимодействия при проведении ТКДРМ.

Подписание этих документов способствовало углублению таможенного сотрудничества, направленного на повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом ДРМ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из того, что незаконный оборот ядерных материалов (НОЯМ) несет в себе опасность глобального распространения и представляет риск здоровью и безопасности общества, на апрельском 1996 г. саммите руководители государств Большой восьмерки приняли «Программу противодействия незаконному обороту ядерных материалов», которая предусматривала следующие направления сотрудничества:

- совместные разведывательные и таможенные мероприятия и правоохранительные мероприятия для предотвращения международной перевозки и продажи похищенных материалов;

- содействие укреплению сотрудничества и координации между национальными разведывательными, таможенными и правоохранительными органами для обеспечения быстрого расследования и наказания участников НОЯМ;

- поддержание усилий по определению требований к системе подготовки кадров в области обнаружения незаконно перемещаемых ядерных

материалов, радиационной защиты, безопасного обращения и транспортировки ядерных материалов и радиационной защиты для правоохранительных органов (таможня, полиция) с учетом стоящих перед ними задач;

- обмен опытом, оказание друг другу консультативной помощи и поддержание усилий по оказанию содействия в обеспечении безопасного и эффективного хранения, защиты, контроля и учета ядерных материалов.

Осуществляемое в рамках этой программы сотрудничество носило как многосторонний, так и двухсторонний характер.

Первая официальная встреча российских таможенников с представителями таможенной службы США состоялась в Вашингтоне в июне 1996 г. Американские представители продемонстрировали первые образцы пейджеров - сигнализаторов гамма-излучения, планировавшихся к использованию в таможенных целях. Но сложилось впечатление, что тогда реальной угрозы, обусловленной возможностью незаконного перемещения через границы США ДРМ, американские коллеги не чувствовали. Позже, особенно после террористических актов в сентябре 2001 г. в США, эта позиция резко изменилась.

В развитие программы НОЯМ с 1998 г. начало активно осуществляться сотрудничество ГТК России с Министерством энергетики, таможенной службой и рядом национальных лабораторий США. Большую роль здесь сыграл подписанный 18 июня 1998 г. «Протокол по сотрудничеству между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством энергетики США». Сотрудничество, осуществляемое в развитие этого протокола в рамках программы «Вторая линия защиты» (ВЛЗ), способствовало повышению эффективности деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу РФ. Оно предусматривало оказание таможенным органам РФ финансового содействия и технической помощи по ряду направлений, в том числе:

- оснащению пунктов пропуска на государственной границе техническими средствами радиационного контроля российского производства;

- разработке учебно-методической литературы по подготовке специалистов ТКДРМ;

- испытаниям новых образцов технических средств радиационного контроля;

- проведению совместных научных семинаров и ознакомлению с современными американскими техническими средствами таможенного контроля и другим вопросам.

Особенное внимание в этот период уделялось развертыванию работ по оснащению пограничных пунктов пропуска системами радиационного контроля. Одним из первых результатов сотрудничества в рамках

программы ВЛЗ была установка в аэропорту «Шереметьево-1» систем «Янтарь-Ш».

В ознаменование начала этого сотрудничества в сентябре 1998 г. состоялась торжественная церемония открытия установленных при финансировании американской стороны систем, на которой присутствовали председатель ГТК России В. Г. Драганов, министр энергетики США Б. Ричардсон, председатель бюджетного комитета сената США П. Доменичи и ряд других высокопоставленных лиц. Выступившие на встрече В. Г. Драганов, Б. Ричардсон и П. Доменичи отметили важность совместного сотрудничества в борьбе с ядерной контрабандой и выразили уверенность в необходимости его дальнейшего развития, а также готовность вывести это сотрудничество на новый уровень.

После этой встречи работы по ВЛЗ активизировались. О ходе работ в рамках указанной программы ГТК России неоднократно докладывал в Правительство и Государственную Думу Российской Федерации.

В качестве одного из положительных примеров такого сотрудничества можно назвать поездку в ноябре 1998 г. в Америку по приглашению Таможенной службы и Министерства энергетики США группы руководителей и специалистов служб ТКДРМ, включая представителей РТА. В ходе поездки и посещения Учебного центра «Хэнфорд» Министерства энергетики США (г. Ричланд) и Ливерморской национальной лаборатории США наши представители были ознакомлены с методиками, используемыми при проведении таможенного контроля, методологией подготовки персонала, современными американскими техническими средствами обнаружения ДРМ и некоторыми перспективными разработками. Полученная во время визита полезная информация была учтена в работе, в том числе при развертывании в ГТК России системы информационной поддержки таможенного контроля ДРМ и других товаров из контролируемых списков.

За период от 1996 до 2000 г. был проделана огромная работа, в которой участвовали все сотрудники службы ТКДРМ ГТК России и специалисты в регионах:

- были созданы и начали активно применяться новые технологии ТКДРМ;

- в таможенных органах появились современные технические средства ТКДРМ, на использовании которых базировались эти технологии;

- была создана стройная штатная структура и система управления службы ТКДРМ на всех уровнях;

- была разработана учебная база и начата плановая подготовка должностных лиц таможенных органов по вопросам ТКДРМ и радиационной безопасности в РТА и непосредственно на местах;

- повысилась эффективность деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу.

Деятельности многочисленного коллектива специалистов таможенных органов, Российской таможенной академии и ряда научно-исследовательских учреждений и предприятий промышленности была дана высокая оценка. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2001 за работу «Создание и внедрение таможенных технологий обнаружения и идентификации делящихся и радиоактивных материалов» была присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники. Ее лауреатами стали начальник РТА Н. М. Блинов, начальник отдела ТКДРМ Шереметьевской таможни В. И. Божко, начальник Владивостокского филиала РТА В. В. Горчаков, заместитель начальника отдела ТКДРМ УСТАТТ А. Б. Громов, заместитель начальника УСТАТТ Н. Э. Кравченко, начальник отдела ТКДРМ ЗападноСибирского таможенного управления В. А. Одиноков, а также ряд ученых и представителей промышленности, принимавших участие в работах. Понятно, что существенный вклад в полученные результаты внесли и многие другие сотрудники службы ТКДРМ.

В конце 2018 г. был опубликован Указ президента РФ от 13 октября 2018 г. № 585 «Об утверждении основ государственно политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Почти 25 лет разделяет эти два указа (1994 и 2018 г.), за это время проделана большая работа, накоплен опыт, учтены ошибки, как собственные, так и международные, но проблема радиационной безопасности не исчезла. Перед таможенными органами РФ сохраняется задача по предотвращению неконтролируемого распространения радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов.

© Горчаков В. В., 2020 © ОогсЬакоу V. V., 2020

Для цитирования:

Горчаков В. В. Радиационный контроль на границе: как все начиналось // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.