Научная статья на тему 'Состояние и перспективы совершенствования информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов'

Состояние и перспективы совершенствования информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенный контроль / делящиеся и радиоактивные материалы / информационная система оперативного реагирования / эффективность контроля. / Customs control / fi ssile and radioactive materials / quick response information system / control effi ciency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Билько Геннадий Евгеньевич

В статье рассматривается состояние и перспективы совершенствования ведомственной системы информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ). Проанализированы недостатки в работе Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ и обозначены перспективы ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Билько Геннадий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and Prospects of Improving Information Exchange During Customs Control of Fissile and Radioactive Materials

The article discusses the state and prospects of improving the institutional information exchange system during customs control of fi ssile and radioactive materials (FRM). The shortcomings in the work of the Institutional automated control information system of quick response to detect illegal movement of FRM are analyzed and prospects for its improvement are marked.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы совершенствования информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов»

ветрогенераторов. Однако основная ветрогенерация, например, на Камчатке производится импортными ветрогенераторами. На острове Беринга оборудование поставляла французская Vergnet, которая и адаптировала его к «северным» условиям, встроив систему подогрева электроники. Проект в Усть-Камчатске реали-зовывала японская Komai Haltec, которая специально проверяла свою установку на ветроустойчивость, а также предусмотрела специальное монтажное устройство, которое позволяет монтировать установку без доставки на место автомобильным монтажных кранов 150-160 т, которых на полуострове нет, или гусеничных, для транспортировки которых из Петропавловска-Камчатского потребовалось бы 10 грузовых длинномеров и 800 км пути в один конец. В этом смысле импортоза-мещение является перспективным направлением, если будет реализовано на базе дальневосточных предприятий.

Подводя итоги, скажем, что путь технического и технологического лидерства Дальнего Востока легче достижим и окупаем, тогда как «зеленое» лидерство предполагает долгосрочные вложения и в долгосрочной перспективе является более эффективным.

Список литературы

1. Кто есть кто в мировой микроэлектронике. URL: https://habr.com/ru/post/ 486326 (дата обращения: 10.10.2021).

2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2021 г. и в среднем за 2020 г. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wJkrbrPg/Popul2021_ Site.xls (дата обращения: 10.10.2021).

УДК 339.543.5:539.16:004.7

Б01 10.24412/с1-36450-2021-2-38-43

Г. Е. БИЛЬКО

Состояние и перспективы совершенствования информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов

В статье рассматривается состояние и перспективы совершенствования ведомственной системы информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ). Проанализированы недостатки в работе Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы

БИЛЬКО Геннадий Евгеньевич, заведующий лабораторией применения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Ростовского филиала Российской таможенной академии.

оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ и обозначены перспективы ее совершенствования.

Ключевые слова: таможенный контроль, делящиеся и радиоактивные материалы, информационная система оперативного реагирования, эффективность контроля.

G. E. BILKO

State and Prospects of Improving Information Exchange During Customs Control of Fissile and Radioactive Materials

The article discusses the state and prospects of improving the institutional information exchange system during customs control of fissile and radioactive materials (FRM). The shortcomings in the work of the Institutional automated control information system of quick response to detect illegal movement of FRM are analyzed and prospects for its improvement are marked.

Keywords: customs control, fissile and radioactive materials, quick response information system, control efficiency.

На таможенные органы Российской Федерации возложены функции по проведению радиационного контроля товаров и транспортных средств с целью выявления и пресечения попыток незаконного перемещения через границу делящихся и радиоактивных материалов. Для этого используется комплекс технических средств, в том числе стационарные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ).

В соответствии с установленным порядком обо всех случаях выявления товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения (ИИ), о принятых мерах должностное лицо таможенного органа сообщает в вышестоящие таможенные органы. Порядок фиксации, регламент и форма донесения неоднократно менялись, от записи в журналах учета с последующим заполнением отчета о выявлении ДРМ до автоматической передачи соответствующих данных по каналам ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.

В целях повышения эффективности проведения таможенного контроля ДРМ, а также товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ИИ при их перемещении через таможенную границу РФ приказом ФТС России от 09.09.2010 № 1668 в эксплуатацию введена Ведомственная автоматизированная управляющая информационная система оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ (ВАУИС) [1]. Анализ функционирования ВАУИС, выявление проблем эксплуатации и определение перспектив развития этой системы важно для более эффективного проведения таможенного контроля ДРМ.

1. Назначение, особенности и перспективы развития комплексов ВАУИС в таможенных органах ФТС России

ВАУИС предназначена для отображения в таможнях, региональных таможенных управлениях (РТУ) и ФТС России оперативной обстановки по фактам обнаружения на подчиненных таможенных постах (пунктах пропуска) незаконного перемещения через таможенную границу ДРМ, а также обеспечения информационной поддержки принятия решений таможенными органами с проведением централизованного контроля за порядком реагирования должностных лиц по данным фактам.

ВАУИС представляет собой четырехуровневую структуру, состоящую из сегментов ФТС России, РТУ, таможен, таможенных постов (пунктов пропуска).

Пункты пропуска оснащены работающими в автоматическом круглосуточном режиме программно-техническими комплексами для автоматизации контроля за перемещением ДРМ на базе СТСО ДРМ. В таможнях и РТУ устанавливается аппаратура приема, передачи, сбора, обработки и отображения информации (сервера, автоматизированные рабочие места, коммутаторы, источники бесперебойного питания и т. д.), средства защиты информации, защиты от несанкционированного доступа и повреждений, а также специальное программное обеспечение соответствующего уровня, установленное на серверном и клиентском оборудовании [2].

ВАУИС уровня управления ФТС России, помимо вышеперечисленного, включает локальную вычислительную сеть Центра организации реагирования и таможенного контроля за ДРМ Главного управления информационных технологий (ГУИТ) ФТС России, аппаратуру коллективного визуального контроля оперативной обстановки с использованием геоинформационных технологий.

После опытной оперативной эксплуатации сегментов ВАУИС в СевероЗападном таможенном управлении и ГУИТ ФТС России в 2010 г., в соответствии с Планом развертывания информационно-программных средств, информационного обеспечения таможенных операций и таможенного контроля, началось поэтапное оснащение объектов таможенной инфраструктуры комплексами ВАУИС. На конец 2020 г. количество их сегментов составляло 184. В течение 2021-2022 гг. намечено дополнительно развернуть сегменты ВАУИС в таможенных органах Дальневосточного, Уральского и Южного таможенных управлений [3].

Основными целями создания ВАУИС являлись:

- минимизация влияния «человеческого фактора» при проведении таможенного контроля ДРМ;

- повышение качества принятия решения, результативности и оперативности действий должностных лиц таможенных органов, направленных на пресечение незаконного оборота ДРМ при перемещении их через государственную границу РФ;

- повышение уровня ответственности за принимаемые решения при проведении таможенного контроля ДРМ;

- повышение эффективности контроля за функционированием установленных СТСО ДРМ в пунктах пропуска и реагированием должностных лиц таможенных органов на их срабатывания;

- сокращение времени подготовки информации для обмена между таможенными органами по фактам обнаружения ДРМ.

Функциональные возможности ВАУИС позволяют проводить автоматизированный фактический контроль объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, сбор, хранение, обработку и анализ информации по срабатываниям СТСО ДРМ и фактам незаконного перемещения ДРМ через государственную границу РФ; осуществлять оперативный контроль таможнями, РТУ и ФТС России фактов перемещения ДРМ через государственную границу РФ в режиме, близком к реальному; осуществлять контроль и информационную поддержку действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля

ДРМ; формировать электронный протокол реагирования на обнаружение ДРМ; регистрировать информацию о результатах действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле ДРМ. Кроме этого, ВАУИС позволяет вести учет времени первичного реагирования должностных лиц таможенных органов в пункте пропуска по фактам обнаружения ДРМ (соблюдение установленных регламентов, контрольных и индикативных показателей, по которым оценивается деятельность таможенного органа).

2. Функционирование системы информационного обмена при проведении таможенного контроля ДРМ, проблемы и направления ее совершенствования

При выявлении СТСО ДРМ в зоне таможенного контроля, в процессе таможенного наблюдения, объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения (ИИ) локальный сегмент ВАУИС регистрирует факт срабатывания, отображает на мониторе оператора видеоизображение объекта, первичные данные о видах ИИ и величине их превышения над естественным фоновым уровнем, автоматически передает информацию о срабатывании сигнализации на вышестоящие уровни (таможня - РТУ - ФТС России), выводит на монитор окно уведомления с указанием необходимости принять срабатывание в обработку. В уведомлении содержится краткая информация об уполномоченных должностных лицах таможенных органов, которые могут осуществлять таможенный осмотр, переносных приборах радиационного контроля и напоминание о безопасном размещении объекта. На сегменты таможни, РТУ и ФТС России сначала поступает только информация о срабатывании сигнализации.

Информация, отображаемая на АРМ операторов системы ВАУИС на уровне ФТС России и таможенного поста, представлена на рисунке.

Оператор ВАУИС уровня пункта пропуска при срабатывании сигнала системы доводит до сведения должностных лиц, уполномоченных на проведение осмотра (досмотра), первичные данные для получения сведений о физическом лице, товаре, транспортном средстве и последующего внесения их в электронный протокол. В протоколе автоматически отображаются дата, время и место выявления. Оператор может выбрать причину срабатывания, соответствующий профиль риска или внести комментарии в случае ложного срабатывания. ВАУИС предлагает варианты объектов контроля, а также поля для заполнения (описание товара, информация из документов и т. д.). Данные, полученные в ходе анализа документов, осмотра или досмотра, фотографии объекта, сканы сопроводительных документов и актов осмотра (досмотра), результаты идентификации, экспертизы могут быть присоединены в виде вложений файлов-источников. В разделе «Принятое решение» имеется возможность выбрать решение в отношении объекта контроля, а также зарегистрировать в электронном протоколе реквизиты административного или уголовного дела.

После завершения таможенного контроля и внесения необходимых сведений в электронный протокол оператор, зарегистрированный в комплексе программных средств (КПС) «Инспектор ТКДРМ», контролирует сводную информацию в окне отчета о действиях по реагированию [2]. Оператор может распечатать электронный протокол, сохранить и отправить его на сервер таможни, где с использованием автоматизированной системы регистрации «НП-ДРМ» осуществляется контроль

и анализ информации, оформление и направление в соответствующее РТУ и ФТС России нормализованной отчетной формы. Также на уровне таможни проводится администрирование и актуализация баз данных:

- о должностных лицах, допущенных к таможенному контролю ДРМ;

- технических средствах радиационного контроля (работоспособность, наличие метрологической аттестации);

- справочники (профили риска, нормативные документы, таможенные органы, модели приборов).

Вид информации, отображаемой на АРМ операторов системы ВАУИС на уровне ФТС России и таможенного поста

На уровне РТУ и ФТС России ВАУИС обеспечивает анализ и мониторинг информации о срабатывании СТСО ДРМ, полноты заполнения отчетов, контроль сроков обработки срабатываний и устранения возникающих неисправностей программных и технических средств, осуществляет корректировку действий должностных лиц подчиненных таможенных органов.

Внедрение и опыт эксплуатации ВАУИС в таможенных органах ФТС России с 2011 г. показал, что система положительным образом влияет на оперативность, достоверность регистрации и передачи информации о фактах выявления попыток незаконного перемещения ДРМ через границы РФ и ЕАЭС, повышает ответственность должностных лиц за принимаемые решения. Первоначальный замысел о развертывании технических комплексов и программных средств ВАУИС только в пограничных пунктах пропуска показал, что необходимо внедрять систему во всех таможенных органах, использующих СТСО ДРМ [4]. Такая возможность появилась с 2020 г. по мере установки в таможнях виртуальных серверов. Так, например, в Южном таможенном управлении число пунктов пропуска, работающих с ВАУИС, увеличится с 35 до 41.

К сожалению, в процессе эксплуатации ВАУИС выявляется ряд проблем. Из-за некачественных фрагментов линий ведомственной интегрированной сети связи, несвоевременной актуализации программных средств, оптимизации и реорганизации ряда таможенных органов, отсутствия контракта ФТС России на централизованную техническую поддержку комплекса программных средств наблюдаются перебои в системе информационного обмена по фактам выявления

признаков незаконного перемещения ДРМ. Так, в некоторые РТУ до 30 % электронных протоколов от таможен не доставляются. При этом общая статистика ФТС России выявления различных объектов с повышенным уровнем ИИ за 2020 г. составила более 101 тыс. случаев.

Выводы

Ведомственная автоматизированная управляющая система оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ через границу РФ повышает эффективность таможенного радиационного контроля. Система позволяет в режиме, приближенном к реальному времени, контролировать оперативную обстановку, корректировать действия и обеспечивать информационную поддержку должностных лиц таможенных органов при выявлении товаров, транспортных средств, физических лиц, багажа и других объектов с повышенным уровнем ИИ. За десять лет эксплуатации ВАУИС стала неотъемлемой частью информационной системы ФТС России.

Увеличение числа пунктов пропуска, работающих с ВАУИС во всех таможенных управлениях России, совершенствование программных средств, технической поддержки и обеспечение устойчивой ведомственной интегрированной сети связи позволит обеспечить надежный щит попыткам незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу РФ.

Список литературы

1. О вводе в эксплуатацию Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации: приказ ФТС России от 09.09.2010 № 1668. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2021).

2. Ведомственная автоматизированная управляющая информационная система оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации: методические рекомендации по эксплуатации / Д. А. Бабич [и др.]; Федеральная таможенная служба. Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011. 182 с.

3. Отчет об итогах деятельности Главного управления информационных технологий в 2020 и задачах на 2021 год: справочные материалы к итоговому совещанию. Федеральная таможенная служба. 2021. 50 с.

4. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами // Таможенно-логистический портал «Виртуальная таможня». URL: http://vch.ru/ event/view.html?alias=tamoghennyi_kontrol_za_delyaschimisya_i_radioaktivnymi_ materialami (дата обращения: 01.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.