Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТКДРМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТКДРМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ТКДРМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Александр Валентинович

Рассматриваются вопросы подготовки должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ на примере деятельности Учебного центра таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Анализируются основные проблемы и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING CUSTOMS OFFICIALS IN THE DIRECTION OF THE CCFRM AND WAYS TO SOLVE THEM

The article deals with the issues of training customs officials in the direction of CCFRM on the example of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive Materials of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. The main problems are analyzed and ways of their solution are suggested.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТКДРМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 339.543:378

DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/15-34

А. В. БОРИСЕНКО*

Проблемы обучения должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ и пути их решения

Рассматриваются вопросы подготовки должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ на примере деятельности Учебного центра таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Анализируются основные проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, учебный центр ТКДРМ.

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. [email protected].

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

A.V. BORISENKO

Problems of Training Customs Officials in the Direction of the CCFRM and Ways to Solve Them

The article deals with the issues of training customs officials in the direction of CCFRM on the example of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive Materials of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. The main problems are analyzed and ways of their solution are suggested.

Keywords: customs control of fissile and radioactive materials, advanced training of customs officials, CCFRM training center.

Одной из важнейших функций таможенных органов РФ является обеспечение ядерной и радиационной безопасности на российском участке таможенной границы ЕАЭС. В рамках исполнения этой функции на протяжении последней четверти века таможенными органами РФ

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

успешно выполнялись задачи по обеспечению международных обязательств РФ по ядерному нераспространению, борьбы с попытками ядерного терроризма, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, экологической безопасности на территории РФ и экономической безопасности РФ.

Вместе с тем в связи с осложнением в последние годы военно-политической обстановки в мире, углублением экономических, военно-политических противоречий между отдельными государствами, союзами государств, возрастанием числа межнациональных, межрелигиозных и межгосударственных конфликтов, а также с появлением новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов), а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств, возросла угроза совершения террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также сохраняются угрозы незаконного перемещения через государственную границу РФ радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории страны.

В дополнение к указанным глобальным внешним факторам в последнее время на ядерную и радиационную безопасность на российском участке таможенной границы ЕАЭС стали оказывать влияния факторы, связанные с расширением границ таможенной территории, изменением таможенного законодательства, структурными и штатными преобразованиями в таможенных органах, сложностями с финансированием деятельности таможенных органов, завершением срока эксплуатации отдельных категорий технических средств радиационного контроля, применяемых на границе и т. п.

В этих условиях выход Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2018 № 585 «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», определившего основные направления деятельности и задачи, которые бы не позволили понизить уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, явился как никогда своевременным, в том числе для деятельности таможенных органов. В указе определено, что наряду с усилением мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу РФ радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории РФ, развитием международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, одной из важнейших задач является совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Инструментами реализации указа президента определяются в том числе мониторинг уровня профессиональной подготовки, переподготовки работников (персонала), работающих непосредственно с источниками ионизирующих

излучений, а также создание отраслевых специализированных учебных центров, оснащенных современными учебно-техническими средствами и использующих в своей деятельности учебно-методические разработки.

Подготовка кадров для системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ), на протяжении более 25 лет успешно выполнявшей функцию таможенных органов РФ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на государственной границе, - важнейший элемент системы, в значительной степени влияющий на эффективность деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ядерных и других радиоактивных материалов на российском участке таможенной границы ЕАЭС.

Вместе с тем в последнее время из-за ряда внешних и внутренних факторов, о которых речь шла выше, существенно обострилась проблема подготовки специалистов по направлению ТКДРМ. Об этом с тревогой неоднократно говорилось на Всероссийских совещаниях руководителей подразделений ТКДРМ таможенных органов Российской Федерации, в докладных записках и письмах Учебного центра ТКДРМ Владивостокского филиала Российской таможенной академии (УЦ ТКДРМ) руководству Российской таможенной академии (РТА) и Службе ТКДРМ ФТС России, в том числе в виде аналитического отчета «Анализ системы подготовки специалистов по направлению ТКДРМ и радиационной безопасности во Владивостокском филиале Российской таможенной академии», основанного на результатах проведенного подробного исследования деятельности УЦ ТКДРМ за период 1999-2017 гг. И сегодня многие результаты той работы и полученные на их основе выводы по-прежнему остаются актуальными и востребованы при решении накопившихся проблем в области подготовки специалистов по направлению ТКДРМ.

В настоящей работе на основе ранее полученного материала, а также новых данных будут представлены основные результаты анализа системы подготовки специалистов по направлению ТКДРМ и радиационной безопасности во Владивостокском филиале РТА (ВФ РТА) и предложены варианты решения проблем. К сожалению, формат не позволяет подробно описать все полученные результаты, поэтому, учитывая, что некоторые сведения о формировании системы подготовки кадров для ТКДРМ были опубликованы ранее [2-7], приведем наиболее важные из них.

Организация системы подготовки кадров для ТКДРМ

Исторически система подготовки кадров для ТКДРМ формировалась в Российской таможенной академии на протяжении почти 20 лет, и, к сожалению, не весь этот период был одинаково успешен.

Ее основы были заложены приказом ГТК России от 29.05.1997 № 300 «О дальнейшем развертывании работ по обеспечению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов», которым ВФ РТА, наряду с Санкт-Петербургским им. В. Б. Бобкова филиалом (СПбФ) РТА, поручалось осуществлять подготовку специалистов ТКДРМ, и с этой целью в состав кафедр ОТК и ТСТК филиалов вводились дополнительные три штатные единицы: профессор, доцент и старший преподаватель.

В последующем на протяжении более десяти лет оба филиала наряду с развитием учебного процесса (с 1999 г.) проводили активную учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, развивали международное сотрудничество в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты» (ВЛЗ) и с МАГАТЭ, укрепляли материально-техническое оснащение учебного процесса. Этому в значительной степени способствовали серьезные оргштатные мероприятия, проведенные ГТК России, своим приказом от 22.05.2003 № 545 создавшего во Владивостокском и Санкт-Петербургском им. В. Б. Бобкова филиалах РТА Учебно-методические центры ТКДРМ (УМЦ ТКДРМ) со штатной численностью 6 чел., а в ВФ РТА позднее решением РТА было выделено дополнительно еще две штатные единицы.

В конце 2009 г. решением РТА и в Ростовском филиале (РФ) был образован УМЦ ТКДРМ в составе трех человек.

ГУИТ ФТС России осуществляло деятельность по оснащению филиалов РТА новыми техническими средствами радиационного контроля, поставляло перспективные ТС ТКДРМ, что позволяло участвовать в разработке и корректировке учебных программ и учебных пособий, в наработке рекомендаций по техническим средствам ТКДРМ.

Таким образом, к пятнадцатилетию со дня образования Службы ТКДРМ (2010 г.) система подготовки кадров для ТКДРМ достигла своего максимального развития, и казалось, его и впредь не остановить.

Однако уже через год приказом РТА от 06.05.2011 № 399 (ред. от 03.06.2011 № 500) УМЦ ТКДРМ Владивостокского, Ростовского и Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиалов были расформированы, а на их базе в составе факультетов повышения квалификации (ФПК) трех филиалов были созданы кафедры таможенного дела и Учебные центры ТКДРМ (со штатной численностью по 4 чел.) (в Ростовском филиале - Лаборатория применения ТКДРМ (со штатной численностью 3 чел.)).

В соответствии с этим приказом задача Учебных центров ТКДРМ и Лаборатории применения ТКДРМ заключалась в обеспечении учебного процесса по направлению ТКДРМ, а учебный процесс передавался на вновь созданные на факультетах повышения квалификации кафедры таможенного дела.

Через некоторое время, в конце 2015 г., и на факультете таможенного дела РТА был создан Учебный центр технических средств таможенного контроля (УЦ ТСТК) со штатной численностью 3 чел., который с 2016 г., привлекая преподавателей таможенного факультета РТА и используя ресурсы таможенных органов московского региона, приступил к проведению учебных курсов по некоторым программам ТКДРМ. Но это решение не привело к стабилизации уже начавшегося деструктивного процесса в системе подготовки кадров для ТКДРМ.

Принятое руководством РТА в 2011 г. решение нарушало сложившуюся годами организационную структуру системе подготовки кадров для ТКДРМ, «размывало» управление ею, не учитывало особенностей системы подготовки специалистов ТКДРМ в филиалах. В частности, в целях сохранения высокого уровня и качества подготовки специалистов ТКДРМ для таможенных органов РФ,

обеспечения выполнения требований радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения (в том числе учета, контроля и физической безопасности радиоактивных веществ, имевшихся в УЦ ТКДРМ), обеспечения организационного единства в управлении учебным, учебно-методическим, научно-исследовательским и практическим процессом и сохранения высококлассных опытных специалистов-преподавателей в области ТКДРМ руководство ВФ РТА вынуждено было принять решение с согласия работников временно (но оказалось - навсегда) поделить образовавшиеся в процессе оргштатных мероприятий две ставки ведущих научных сотрудников УЦ ТКДРМ и две ставки доцентов кафедры таможенного дела между четырьмя выведенными за штат бывшими работниками УМЦ ТКДРМ.

С тех пор прошло уже 10 лет, но организационно-штатных изменений, улучшающих условия деятельности УЦ ТКДРМ, кафедры таможенного дела, несмотря на неоднократное обращение к руководству РТА, не произошло. Хотя практика показала, что сейчас, когда постоянно требуется обновление программ ДПО, которые в большинстве своем по длительности составляют не более 72 часов, когда количество групп слушателей, обучающихся по различным, не связанным между собой, программам ДПО, особенно для ВФ РТА, незначительно, иметь штатных преподавателей на кафедре с полной годовой нагрузкой ППС в 800 часов без существенного ущерба в качестве обучения не эффективно. Гораздо эффективнее было бы, если бы занятия на ФПК проводились силами научно-преподавательского состава кафедр и иных подразделений филиала, должностными лицами таможенных органов, квалифицированными, имеющими хорошие практические навыки, сотрудниками организаций, предприятий и учреждений, в том числе вузов, на условиях совместительства или почасовой оплаты.

Вместе с тем на текущий момент в подготовке должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) по направлению ТКДРМ принимают участие два Учебных центра ТКДРМ, Учебный центр ТСТК РТА, Лаборатория применения ТКДРМ, кафедры таможенного дела филиалов РТА и РТА, факультеты повышения квалификации трех филиалов РТА и Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации РТА (рис. 1).

Все указанные подразделения РТА и ее филиалов имеют разные целевые задачи, структуру и управление, численность, возраст и уровень профессиональных компетенций научно-педагогических сотрудников, материально-техническое оснащение, методическое обеспечение. Постоянно наблюдается и разная загрузка учебными группами (табл. 1), несопоставимая с существующими кадровыми возможностями, материально-техническим оснащением, участием учебных центров в учебно-методической и научно-исследовательской работах.

И если на начальных этапах (1999-2011 гг.) вся научно-образовательная деятельность по направлению ТКДРМ была сконцентрирована в Учебно-методических центрах ТКДРМ СПбФ и ВФ РТА под непосредственным руководством их начальников, а методическое руководство, в соответствии с Положением, осуществлял заместитель руководителя ГУИТ/УСТАТТ/РИТТУ ФТС/ГТК

России, то в настоящее время организационная структура, методическое и научное руководство системы подготовки кадров по направлению ТКДРМ оказалось «размыто» или полностью отсутствует.

Реализуемые программы ДПО

Рис. 1. Организационная структура системы подготовки кадров ТКДРМ в РТА

В настоящее время деятельность по подготовке кадров по направлению ТКДРМ осуществляется либо посредством общих регламентирующих актов ФТС России, РТА и ее филиалов, или распоряжениями/обращениями ГУИТ ФТС России по отдельным вопросам. Сейчас отсутствует единая политика в организации и проведении учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы, осуществлении мероприятий по материально-техническому оснащению, учебно-методическому обеспечению, межведомственного и международного сотрудничества. Формально, без отрыва от основной работы, осуществляется повышение квалификации преподавателей кафедр таможенного дела и научных сотрудников УЦ ТКДРМ.

Следует отметить, что прошедшие организационно-штатные изменения совпали по времени с важными внешнеполитическими событиями и турбулентными процессами, произошедшими в самой системе ТКДРМ, что не может не вызывать серьезную озабоченность степенью готовности системы ТКДРМ обеспечить ядерную и радиационную безопасность на российском участке таможенной границы ЕАЭС.

В частности, эти события совпали с активизацией международного терроризма (резонансные террористические акты по всему миру, в том числе в Европе

и Российской Федерации); радиационной катастрофой в Японии; активизацией руководства КНДР по расширению ядерной и ракетной программы; прокатившейся по северу Африки и Ближнему Востоку серии цветных революций и последовавших вооруженных конфликтов в Ливии, Йемене, Ираке, Сирии; кризисом и военной эскалацией в Украине; дальнейшим расширением НАТО; прекращением деятельности программы ВЛЗ, принятием США решения по разработке новых образцов ядерного оружия, развитию отдельного сегмента сверхмалых ядерных боеприпасов с возрастанием угрозы их бесконтрольного перемещения.

Таблица 1

План по обучению ДЛТО по направлению ТКДРМ и радиационной безопасности в РТА и ее филиалах на 2021 г.

Программа Кол- РТА СПбФ РФ ВФ ИТОГО:

во часов групп чел. групп чел. групп чел. групп чел. групп чел.

Обеспечение

РБ в ТО (электронное обучение) 72 1 236 1 339 1 369 1 278 4 1 222

Организация ТКДРМ (Программа № 1) 120 3 75 2 50 2 50 7 175

Основы ТКДРМ (Программа № 3) 36 1 30 7 196 4 100 7 175 19 501

Организация ТКДРМ (Программа № 4) 108 1 20 1 20

Организация ТКДРМ (Программа № 5) 72 1 20 5 125 6 150 6 150 18 445

ВСЕГО (без РБ) 2 50 16 416 12 300 15 375 45 1 141

ИТОГО 3 286 17 755 13 669 16 653 49 2 363

В мире усилилась экономическая и военно-политическая изоляция России, вызванная в том числе выдвигаемыми обвинениями со стороны США и их союзников в применении химического оружия.

В этих условиях существует большая вероятность угрозы резонансного террористического акта с применением радиоактивных материалов или совершения актов шантажа и обвинения России в совершении противоправных действий, связанных с ядерными и другими радиоактивными материалами (аналогично ядерной провокации немецких спецслужб (1994 г.), провокации с пробиркой с ураном

Колина Пауэлла перед операцией «Буря в пустыне» (2003 г.), «делом Литвиненко» (2006 г.), «делом Скрипалей» (2018 г.) и т. п.). В ход может быть запущено в том числе обвинение России в сотрудничестве в области ядерных технологий со «странами-изгоями» (Иран, Сирия, КНДР), в передаче ею технологий двойного назначения или же совместных исследованиях в ядерной области для военных целей.

В этот период произошла ликвидация пунктов пропуска на казахстанско-российской и российско-белорусской границах, с последующим расширением таможенной территории ЕАЭС, резкое сокращение подразделений ТКДРМ в таможенных органах и численности ДЛТО, занятых решением вопросов ТКДРМ. Появились проблемы с эксплуатацией технических средств ТКДРМ в таможенных органах, практически заморозились работы по актуализации ведомственных нормативных актов по направлению ТКДРМ. Эти события проходили на фоне постоянных смен в руководстве Службы ТКДРМ ФТС России.

Учебный процесс в УЦ ТКДРМ Владивостокского филиала РТА

Организация и проведение учебного процесса является основным элементом в системе подготовки кадров. Несмотря на то что с 2011 г. УЦ ТКДРМ формально был лишен этой функции, по факту все практические задачи подготовки должностных лиц по направлению ТКДРМ он по-прежнему продолжал выполнять.

За период с 1999 по 2021 г. УЦ ТКДРМ в 213 учебных группах по 8 программам ТКДРМ и одной программе обеспечения радиационной безопасности в таможенных органах провел обучение 3 599 ДЛТО из практически всех РТУ и таможен прямого подчинения (за исключением, Шереметьевской и Внуковской) (рис. 2). Наибольшее количество групп прошло обучение по программе № 3 и программе «Организация ТКДРМ» (программа № 1) (140 уч. ч.) - соответственно 55 и 35 групп, они же являются лидерами по количеству ДЛТО, прошедших обучение за период с 1999 по 2021 г.

30

□ 1 2

Рис. 2. Количество групп, проходивших обучение в 1999-2020 гг. по различным программам: 1 - всего, 2 - в том числе ДЛТО

Ниже в качестве примера рассмотрим более подробно статистику обучения ДЛТО по основной программе «Организация ТКДРМ (программа № 1)». ДПП «Организация ТКДРМ (программа № 1)» предназначена для повышения квалификации должностных лиц подразделений ТКДРМ (отделов, отделений, функциональных групп), отдельно выделенных должностей специалистов по ТКДРМ, в обязанности которых входит организация и проведение таможенного контроля ДРМ и других объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. После обучения по этой программе ДЛТО могут быть допущены к работе с радионуклидными источниками. Всего за 1999-2020 гг. по программе № 1 прошло обучение свыше 650 ДЛТО, что составляет 22 % общего количества ДЛТО (второе место по числу обученных после программы № 3 («Основы ТКДРМ», 40 уч. ч.)) (30 %)), прошедших обучение за это время по всем программам ТКДРМ.

На протяжении 1999-2011 гг. программа № 1 являлась наиболее востребованной таможенными органами ДВТУ СТУ и УТУ как по количеству групп обучения, так и по количеству ДЛТО, прошедших обучение. Доля ДЛТО, прошедших обучение по ней на этом этапе, составила 30 % общего числа обученных. Это объясняется прежде всего тем, что тогда это была единственная программа, с помощью которой осуществлялась подготовка ДЛТО, ответственных за ТКДРМ, дающая первоначальный допуск к работе с радионуклидными источниками. Но в 20122020 гг., в связи с внедрением в учебный процесс программы № 5 «Организация ТКДРМ» (72 уч. ч.), которая стала пользоваться большей популярностью по сравнению с программой № 1, доля обученных по программе № 1 составила всего 14 %.

Образовательный уровень слушателей, обучавшихся по программе № 1, в разные периоды существенно различен. Если в период 1999-2003 гг. на обучение по этой программе прибывали ДЛТО, имеющие базовое образование инженерно-физическое, инженерно-техническое или высшее военное (60,4 %), то в настоящее время доля таких ДЛТО составляет всего 29,6 %. При этом в результате проведенных неоднократных актуализаций этой программы количество часов, отводимых на изучение раздела «Физические основы ТКДРМ», сократилось с 44 до 10 (табл. 2).

Таблица 2

Количество учебных часов, отведенное на изучение тем программы № 1 в редакциях 1998-2021 гг. по видам занятий, лекции/практическая работа

Тема Редакция программы

1998 г. 2003 г. 2008 г. 2015 г. 2021 г.

Ядерное нераспространение и ядерная безопасность. ТКДРМ как составная часть системы мер борьбы с незаконным оборотом ядерных и других радиоактивных материалов 4/2 2/2

ДРМ и товары с повышенным уровнем ИИ как объект ТК 4/- 4/- 2/- 2/-

Сущность и задачи ТКДРМ 4/- 6/- 2/2

Окончание табл. 2

Тема Редакция программы

1998 г. 2003 г. 2008 г. 2015 г. 2021 г.

Основные нормативные документы по безопасной перевозке ДРМ 12/1

Международно-правовые аспекты контроля за ДРМ 2/-

Физические основы контроля за ДРМ 44/- 20/4 16/4 8/4 6/4

Принципы радиационной защиты и РБ персонала и населения 6/- 14/10 12/10 8/6 8/4

Организация аппаратного контроля и ТС РК. Организация работы с радиационными приборами контроля 17/32 18/22 16/22 14/44 12/36

Организация и проведение ТО И ТК ДРМ и товаров. Имеющих повышенный уровень ИИ 8/34 14/34 6/42 9/35

Организация ТК за ввозом и вывозом ДРМ 11/11

Основы организации ТОиК при перевозках опасных отходов 8/5 2/- 2/-

Правила эксплуатации и техники безопасности при работе с электроустановками 2/1

ИТОГО 102/50 70/70 70/70 42/98 39/81

В последнее время звучат предложения о существенном сокращении количества часов в программе или же, следуя моде, перевода части разделов программы на «дистанционную форму обучения», в том числе от некоторых коллег из других учебных центров [1]. Однако приведенная статистика, а также многолетняя практика обучения не позволяет нам согласиться с такими утверждениями, а принятое компромиссное решение о сокращении объема программы № 1 до 120 уч. ч., при этом еще и включив в нее разделы отмененной программы № 7 («Диагностика технических средств ТКДРМ» (72 уч. ч.)), считаем, негативно повлияет на качество подготовки ДЛТО.

Научно-исследовательская работа

Еще одно важнейшее направление деятельности - научно-исследовательская работа. Она в УЦ ТКДРМ ВФ РТА осуществляется неразрывно с учебной, учебно-методической и практической работой. За прошедшие годы научно-исследовательская работа проводилась по пяти направлениям НИР:

1) исследование путей повышения эффективности таможенного контроля ДРМ с учетом международного опыта;

2) разработка новых и совершенствование классических форм и технологий организации и проведения учебной и учебно-методической работы;

3) разработка методик применения технических средств ТКДРМ при проведении таможенного контроля;

4) комплексные совместные исследования в области радиационной безопасности и радиационного контроля с научно-исследовательскими и образовательными организациями, предприятиями Приморского края;

5) практическая деятельность по оказанию услуг организациям и ведомствам, в том числе иностранным, в области обеспечения радиационной безопасности, радиологической экспертизы, радиационного мониторинга и подготовки специалистов по указанным направлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По указанным направлениям было выполнено свыше 80 НИР, в том числе по контракту с МАГАТЭ, в рамках программы «Вторая линия защиты», с ДВТУ и ФТС России, по плану РТА и инициативные, издано более 100 публикаций в научных журналах и сборниках. Отчеты о проведении НИР неоднократно становились лауреатами и победителями конкурсов, проводившихся РТА и филиалом. Вклад ученых УЦ ТКДРМ в развитие ряда научных направлений получил высокую оценку на экспертном уровне не только в нашей стране, но и за рубежом.

Научно-исследовательская работа УЦ ТКДРМ позволила внести в бюджет более 1,6 млн руб. и получить инвестиций в виде материально-технического обеспечения образовательной деятельности - приборов, оборудования, транспортных средств и учебных полигонов - на сумму свыше 1,2 млн долл. США.

В рамках УЦ ТКДРМ в период 2003-2013 гг. действовала единственная в системе ФТС России аккредитованная радиологическая лаборатория, имевшая в своем штате аккредитованных экспертов.

Активное проведение научно-исследовательских работ по указанным направлениям, внедрение результатов НИР в практику таможенной деятельности, использование информационных технологий, всего арсенала современных методов и форм обучения позволяет УЦ ТКДРМ совершенствовать уровень профессиональной подготовки ДЛТО, ответственных за ТКДРМ, и тем самым способствовать повышению эффективности таможенного контроля ДРМ.

Вместе с тем в связи с особым статусом казенного учреждения (которым является РТА) и статусом филиала не представляется возможным участие УЦ ТКДРМ в НИР, проводимых в рамках многих международных и федеральных программ, грантов, в том числе приобретаемых в ходе осуществления закупок в соответствии с законодательством. К УЦ ТКДРМ неоднократно обращались организации и предприятия Дальнего Востока, иных регионов РФ, а также иностранные предприятия с предложением о научном сотрудничестве, однако практически всегда в последние годы УЦ ТКДРМ был вынужден отвечать отказом. Лишь единожды, в 2014 г., УЦ ТКДРМ смог провести в течение года на коммерческой основе 4 НИР с предприятиями и организациями Приморского края.

Несмотря на значимость и прикладную направленность выполняемых в УЦ ТКДРМ НИР, подтвержденную актами и справками о внедрении их результатов

от таможенных органов, к сожалению, интерес ФТС России к научным разработкам и научному потенциалу УЦ ТКДРМ в последние годы значительно снизился. Вместе с тем при определенных условиях научный потенциал УЦ ТКДРМ может быть с успехом применен при решении многих задач, стоящих перед Службой ТКДРМ ФТС России на текущем этапе.

Межведомственное и международное сотрудничество

УЦ ТКДРМ имеет большой опыт межведомственного и международного сотрудничества, осуществляя его в рамках научно-технических контактов с российскими вузами, организациями и предприятиями, в соответствии с программой и планами международного сотрудничества ФТС России.

УЦ ТКДРМ единственный в ВФ РТА около 20 лет имеет совместную с Институтом химии ДВО РАН научно-исследовательскую лабораторию нейтронных методов анализа, позволяющую во взаимных интересах двух организаций, используя их учебный и научно-технический потенциал, проводить научно-исследовательскую, учебную и учебно-методическую работу.

По инициативе УЦ ТКДРМ в 2014 г. было подписано соглашение о совместной деятельности между ВФ РТА и Дальневосточным федеральным университетом в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий и организаций Дальневосточного региона, а также государств Азиатско-Тихоокеанского региона по вопросам радиационного мониторинга, ядерной и радиационной безопасности, учету, контролю и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

УЦ ТКДРМ за время своей деятельности проводил активную работу в рамках программ международного сотрудничества ФТС России с Министерством энергетики США («Вторая линия защиты»), Главным таможенным управлением КНР (ГТУ КНР), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Работа проводилась как в виде приема иностранных делегаций и проведения совещаний и семинаров, так и в виде организации курсов обучения, проведения НИР, полевых и командно-штабных учений.

УЦ ТКДРМ имеет потенциальную возможность осуществлять трансферт своих образовательных технологий при осуществлении обучения должностных лиц иных правоохранительных и контрольно-надзорных организаций (ФСБ, МВД, СК РФ, прокуратура и т. п.), а также таможенных и других правоохранительных органов государств - членов ЕАЭС, ШОС, МАГАТЭ, АТР. Межведомственное и международное сотрудничество позволяет повышать авторитет ФТС России в области борьбы с незаконным оборотом ядерных и радиоактивных материалов и ядерным терроризмом внутри страны и на международной арене.

Вместе с тем в настоящее время активность межведомственного и международного сотрудничества УЦ ТКДРМ по ряду внешних и внутренних причин незначительна или отсутствует. Практически нет контактов с научно-образовательными структурами иных правоохранительных и контрольно-надзорных органов, МО РФ и госкорпорацией Росатом, хотя хорошо известно, что указанные

структуры осуществляют близкую по направлению деятельность. Отсутствуют контакты с учебными центрами и иными научно-образовательными структурами государств - членов СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, хотя УЦ ТКДРМ неоднократно предлагал установить и расширить сотрудничество в рамках этих организаций в интересах таможенных органов РФ. Порой вызывает недоумение полученная информация о научно-практических конференциях, совещаниях, учениях, образовательных курсах, которые проходят не только за рубежом, но и на территории РФ, по близким направлениям деятельности, а представители УЦ ТКДРМ о них либо не имели сведений, или вследствие отсутствия финансирования на командировочные расходы не могли принять в них участие.

В настоящее время свернуты все контакты и взаимодействие с представителями национальных ядерных центров США.

В течение пяти лет постоянно из-за несогласованности и низкой оперативности работы ответственных служб РТА и ФТС России переносятся международные курсы подготовки для представителей таможенных и правоохранительных органов государств - членов МАГАТЭ, хотя Владивостокский филиал неоднократно подтверждал готовность к их проведению. Практически не используются в интересах таможенных органов РФ и РТА ежегодно выделяемые финансовые средства из Фонда физической ядерной безопасности МАГАТЭ, хотя возможность такая существует и ею пользуются многие российские вузы и научные организации.

Уже много лет ООН и МАГАТЭ развивают образовательные программы, связанные с ядерным образованием, нераспространением, однако ни РТА, ни ФТС России не принимают в ней участие.

Крайне медленно развивается сотрудничество с ГТУ КНР, с которым более пяти лет идет процесс согласования предложенной УЦ ТКДРМ Концепции о совместной деятельности в подготовки должностных лиц таможенных органов РФ и КНР по направлению ТКДРМ.

Предложения по дальнейшему развитию

Организация системы подготовки кадров для ТКДРМ. Считаем, что в настоящее время с учетом возрастания угроз ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, вызванных активизацией международных террористических организаций, военно-политической нестабильностью на Ближнем и Среднем Востоке, в Украине и других регионах мира, принятием США решения по производству сверхмалых ядерных боеприпасов и предполагаемой сложностью их обнаружения, стремлением ряда государств пересмотреть свои доктрины ядерного нераспространения, расширением внешних границ ЕАЭС и нерешенностью задачи по унификации типовых требований к отдельным видам ТС ТКДРМ, расположенных на внешней границе ЕАЭС, таможенным органам Российской Федерации следует усилить меры по адекватному реагированию на перечисленные угрозы. Одним из важнейших элементов в системе мер реагирования на угрозы является развитие системы подготовки кадров для ТКДРМ, проведение научных

исследований по направлению таможенного контроля ДРМ, укрепление межведомственного и международного сотрудничества.

Несмотря на успехи, достигнутые в этом направлении, нынешнее состояние дел по подготовке кадров и проведению научных исследований в этой сфере не соответствует современным вызовам и угрозам.

Считаем одним из существенных недостатков системы подготовки кадров для ТКДРМ - отсутствие Концепции системы подготовки кадров для ТКДРМ и Стратегии развития Учебных центров ТКДРМ на ближайшую и отдаленную перспективу.

Концепция системы подготовки кадров для ТКДРМ (Концепция) - это система теоретических положений, определяющих сущность, цели, задачи, основные направления развития, принципы, приоритеты, уровни, способы, критерии эффективности, механизм, а также пути и средства повышения эффективности системы подготовки кадров для ТКДРМ, организации и проведения учебно-методической и научно-исследовательской работы, осуществления межведомственного и международного сотрудничества в области контроля за незаконным оборотом ядерных и других радиоактивных материалов. В Концепции должны быть сформулированы важнейшие направления политики ФТС России в области совершенствования системы подготовки кадров для ТКДРМ. Концепция должна являться основой для разработки программ и планов развития системы подготовки кадров для ТКДРМ, Стратегии развития Учебных центров ТКДРМ на ближайшую и отдаленную перспективу.

Отметим, что проводя организационно-штатные изменения в структуре системы подготовки кадров ТКДРМ, добиваясь унификации структуры научно-образовательных подразделений в РТА, разработчикам следует учитывать тот факт, что обучение ДЛТО по направлению ТКДРМ обладает существенными особенностями в отличие от обучения по иным программам ДПО, реализуемым в РТА. В частности,

1) особенность требований к знаниям, умениям и навыкам:

- знание ядерно-физических и иных характеристик объектов контроля: ядерные материалы; радиоактивные вещества; товары, имеющие повышенный уровень ионизирующего излучения;

- знание основ ядерной физики и гамма-спектроскопии;

- знание требований радиационной безопасности, учета, контроля и физической защиты ядерных материала и радиоактивных веществ;

- знание и умение предотвращения вероятной радиационной аварии;

- умение и навыки работы с техническими средствами радиационного контроля (технические средства обнаружения, измерения радиационных характеристик и идентификации обнаруженных источников излучения);

- знание и умение использовать на практике положений основных нормативных правовых документов не только в области таможенного дела, но и в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- знание, умение и навыки реагирования на случаи срабатывания приборов радиационного контроля в условиях пешеходных, автомобильных, железнодорожных, морских, речных, воздушных и смешанных пунктов пропуска;

2) особенность реализации подготовки ДЛТО по направлению ТКДРМ:

- подготовка специалистов по направлению ТКДРМ осуществляется в настоящее время по 7 разноуровневым и разнонаправленным программам ДПО продолжительностью от 36 до 120 уч. ч.;

- обучение происходит как на базе УЦ ТКДРМ, так и в форме выездного обучения на базе таможенного органа;

3) особенность обеспечения учебного процесса:

- в учебном процессе используются, и он регулируется законодательными, нормативными и распорядительными документами ФС РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Комиссии ЕАЭК, Минфина РФ, ФТС России, Ростехнадзора, Рос-потребнадзора, Росатома, Минобрнауки РФ, РТА, ВФ РТА, ФПК, УЦ ТКДРМ;

- в учебном процессе используются источники ионизирующего излучения, что требует соблюдения особых мер радиационной безопасности, а также их контроля и физической защиты;

- в учебном процессе используются дорогостоящие, технически сложные приборы радиационного контроля, требующие применения особых мер их эффективной и безаварийной эксплуатации;

- в учебном процессе используются все формы проведения (лекции, семинарские и лабораторные занятия, деловые игры, выездные занятия, входной, промежуточный и итоговый контроль знаний);

- количество и состав учебных групп в учебном году, а также количество слушателей в группе определяется приказами ФТС России и РТА;

- выбор форм и способов организации учебного процесса часто ограничивается имеющимся аудиторными площадями, количеством одинаковых приборов и сложностью их применения;

- на всех участниках учебного процесса (преподавателях, слушателях) лежит груз особой ответственности за эффективное и качественное предоставление/приобретение знаний, умений и навыков, способных на практике обеспечить возложенные на ДЛТО функции по обеспечению ядерной, экологической и экономической безопасности на границе РФ сразу после окончания учебного процесса.

Как один из способов повышения эффективности системы подготовки кадров ТКДРМ предлагаем рассмотреть возможность подключения к подготовке специалистов ТКДРМ в таможенных органах, наиболее подготовленных в этих вопросах ДЛТО - инструкторов. Для этого приказом ФТС России в штат УЦ ТКДРМ в качестве внештатных преподавателей включаются инструкторы по ТКДРМ из таможенных органов. В должностных инструкциях (регламентах) указанных лиц будет предусмотрено их участие в качестве внештатных преподавателей в работе УЦ ТКДРМ. Они будут заниматься организацией и проведением обучения по ТКДРМ на местах под методическим руководством УЦ ТКДРМ. Это позволит

«узаконить» обучение на местах, дать возможность выдавать Удостоверение о повышения квалификации от имени Российской таможенной академии. На время проведения некоторых практических занятий и итоговый экзамен могут приезжать представители УЦ ТКДРМ. Учебно-методической литературой, в том числе тестовыми и экзаменационными билетами, внештатные преподаватели обеспечиваются в УЦ ТКДРМ.

Как способ повышения квалификации руководителей подразделений ТКДРМ предлагается разработать специальную программу повышения квалификации для руководителей подразделений ТКДРМ: теоретический курс в течение года в ходе ежемесячных (еженедельных) видеосовещаний; практический курс в ходе подготовки и проведения командно-штабных и полевых учений в масштабе РТУ и ФТС России.

Научно-исследовательская работа. Для повышения эффективности проводимых НИР необходимо предусмотреть в направлениях деятельности УЦ ТКДРМ не только участие в организации и проведении учебной работы в соответствии с приказами ФТС России, но и выполнение научно-технических мероприятий (НИР, научно-практических семинаров, совещаний, проектов распорядительных документов, инструкций, рекомендаций, методик, аналитических докладов и т. п.) в соответствии с приказами ФТС России и в рамках специально ежегодно выделяемых для этих целей бюджетных сумм. Поскольку ожидать серьезных научных разработок от научно-преподавательского состава, имеющего возможность проводить НИР в рамках нагрузки «второй половины дня» при крайне ограниченных ресурсах на закупку приборов, оборудования и командировочные расходы, вряд ли стоит.

Планы проведения, тематику научных исследований, сроки и объемы необходимо согласовывать со Службой ТКДРМ ФТС России.

Должны быть долгосрочное 3-5-летние планы, в соответствии с Концепцией (Стратегией) развития ТКДРМ в таможенных органах РФ, и краткосрочные 0,5-1 год, в соответствии с решениями ФТС России.

Организационно-методическое руководство научной деятельностью УЦ ТКДРМ должен осуществлять непосредственно руководитель Службы ТКДРМ. В УЦ ТКДРМ должны быть представлены научные направления, связанные с основной деятельностью: организация и управление ТКДРМ; развитие программно-технических средств; развитие методик проведения ТКДРМ и применения приборов РК; разработка и актуализация нормативно-правовых документов; разработка профилей риска, организация и проведение радиационной безопасности; разработка планов и методик проведения командно-штабных и полевых учений; повышение эффективности образовательной деятельности и т. п.

Для проведения НИР должны организовываться временные творческие коллективы, состоящие из работников УЦ ТКДРМ, а также представителей подразделений ТКДРМ ФТС России, РТУ, ТНП и иных таможенных органов.

Для финансирования НИР необходимо привлекать не только средства из бюджета ФТС России, но и средства, полученные в результате проведения НИР

на возмездной основе для других ведомств, организаций, предприятий, учреждений и в результате победы на конкурсах и из различных научных фондов, в том числе зарубежных.

Научно-исследовательская работа в УЦ ТКДРМ должна быть не менее приоритетна, чем учебная и учебно-методическая.

Межведомственное и международное сотрудничество. При планировании и организации международного сотрудничества для ускорения согласования сроков поведения совместных международных мероприятий предлагаем при их планировании согласовывать количество, характер и примерные даты их проведения с иностранными партнерами до утверждения их приказом ФТС России, а конкретные даты и финансовые сметы на обеспечение мероприятий на весь календарный год, на основании предложений принимающей стороны, не позднее месяца после

выхода приказа ФТС России.

***

С учетом приобретенного опыта, имеющихся ресурсов и кадрового потенциала, а также потребностей в научно-образовательных услугах по направлению радиационная безопасность, радиационный контроль, применение специальных технических средств неразрушающего контроля для обеспечения безопасности в Дальневосточном регионе предлагаем рассмотреть возможность создания во Владивостоке Международного научно-образовательного центра ТКДРМ (МНОЦ ТКДРМ).

Цель создания МНОЦ ТКДРМ - комплексное решение проблем обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности на таможенной границе Евразийского экономического союза, связанных с пресечением незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Приоритетные направления деятельности МНОЦ ТКДРМ:

1. Научная и образовательная деятельность в сфере обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности на таможенной границе ЕАЭС.

2. Научная и образовательная деятельность в сфере неразрушающих методов контроля товаров (досмотровая рентгеновская техника, инспекционно-досмотровые комплексы), транспортных средств и других объектов, используемых при проведении таможенного контроля на таможенной границе ЕАЭС.

3. Учебно-методическая деятельность в сфере разработки и совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе для разработки и внедрения современных образовательных и информационных технологий в многоуровневую систему подготовки должностных лиц таможенных органов по вопросам и применению неразрушающих методов контроля товаров, транспортных средств и других объектов в ходе проведения таможенного контроля на таможенной границе ЕАЭС.

4. Практическая деятельность по оказанию услуг таможенным органам РФ, другим организациям и ведомствам в области организации таможенного

контроля, обеспечения радиационной безопасности, радиологической экспертизы, радиационного мониторинга и подготовки специалистов по указанным направлениям.

5. Развитие международных связей в сфере научной, образовательной и учебно-методической деятельности по направлению обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности на таможенной границе, неразрушающих методов контроля товаров, транспортных средств и других объектов в ходе проведения таможенного контроля на таможенной границе.

Вероятный рынок потребителей научно-образовательных услуг по направлению ядерной и радиационной безопасности и контролю МНОЦ ТКДРМ: ФТС России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, МО России, Минтранспорта, РЖД, Службы авиационной безопасности, частные охранные предприятия, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, банки, таможенные и другие правоохранительные органы иностранных государств: ЕАЭС, в том числе Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан, Армения, страны Средней Азии, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, страны Африканского региона.

Организатор МНОЦ ТКДРМ: Федеральная таможенная служба.

Партнеры по организации: Государственная корпорация «Росатом», Мин-обрнауки России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, Минтранс России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Администрация Приморского края.

Иностранные партнеры и международные организации: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация (ВТО) (в рамках межправительственных соглашений).

Месторасположение: г. Владивосток, о. Русский.

Принятие решения о безусловной необходимости иметь в составе ФТС России и Российской таможенной академии структурный орган, занимающийся предоставлением научно-образовательных услуг на безвозмездной и возмездной основе таможенным и другим правоохранительным и контролирующим органам Российской Федерации и иностранных государств по направлению ядерной и радиационной безопасности и контролю явится серьезным ответом на угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации, укрепит лидирующее положение Федеральной таможенной службы в области борьбы с незаконным оборотом ядерных и других радиоактивных материалов.

В перспективе на базе МНОЦ ТКДРМ с использованием его инфраструктуры (учебных классов, полигонов для проведения практических занятий, общежитий/гостиниц для проживания слушателей), а также административного и технического персонала кроме подготовки кадров для ТКДРМ возможно будет осуществлять подготовку специалистов таможенных и других правоохранительных органов, а также сотрудников служб безопасности, охраны и контроля предприятий и организаций по направлению не только радиационного контроля и радиационной безопасности, но и иным направлениям, связанным с применением

широкого круга средств контроля, охраны и безопасности, в том числе информационной.

Отметим, что предложение о создании МНОЦ ТКДРМ на острове Русском лежит в русле Указа Президента РФ от 18.10.2018 № 585 «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» и его поручения от 22.09.2016 Пр-1827, п. 1г., данного им по результатам 2-го Восточного экономического форума, по созданию на территории острова Русский международного научно-образовательного и технологического кластера, а также постановлений и распоряжений Правительства РФ по развитию острова Русский1.

Список литературы

1. Билько Г. Е. Вопросы актуализации программ дополнительной профессиональной подготовки // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: Сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2019. С. 408-414.

2. Борисенко А. В. Научно-исследовательская работа учебно-методического центра делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии как важнейший элемент системы подготовки кадров // Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела: Сб. материалов Междунар. юбилейной науч.-практ. конф. В 2-х частях. М., 2008. С. 89-93.

3. Борисенко А. В. Совершенствование подготовки кадров в УМЦ ВФ РТА -важный фактор повышения эффективности ТКДРМ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Федеральная таможенная служба России на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы» М., 2007. С. 62-67.

4. Борисенко А. В. Формирование системы подготовки специалистов ТКДРМ - начало большого пути // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2. С. 21-32.

5. Борисенко А. В., Темченко В. В., Елисеенко Л. Г. Система подготовки специалистов ТКДРМ и факторы, влияющие на ее эффективность // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2003. № 1. С. 65-75.

6. Борисенко А. В., Темченко В. В., Кустов В. Н., Чубов Ю. В. Об опыте подготовки должностных лиц таможенных органов основам таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения на местах их постоянной работы // Совершенствование

1 О создании инновационного научно-технологического центра «Русский»: постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1868; О концепции развития острова Русский (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 30.05.2017 № 1134-р; Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития острова Русский (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 23.11.2019 № 2797-р.

образования, теории и практики таможенного дела: сборник научных трудов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. С. 200-207.

7. Учебно-методический центр таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии (1995-2011 гг.) / Сборник документов и материалов / сост. А. В. Борисенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. 502 с.

© Борисенко А. В., 2021 © Бопяепко А. V., 2021

Для цитирования:

Борисенко А. В. Проблемы обучения должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ и пути их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 15-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.