ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Г. Е. Билько, В. Ф. Вербов, А. В. Шевцов
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШТАТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТРЕНАЖЕРНЫХ СИСТЕМ
В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности проведения практических занятий на факультете повышения квалификации Ростовского филиала Российской таможенной академии с применением штатных технических средств таможенного контроля и тренажерной техники.
Ключевые слова: учебный процесс; практическое занятие; технические средства; таможенный контроль; образовательные технологии; тренажеры.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также образование Таможенного союза и его реорганизация в Евроазиатский союз (ЕАЭС) создали новые условия для внешнеэкономических отношений. В основу деятельности ВТО и ЕАЭС заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) [1]. Однако идеи и принципы свободной торговли и стимуляции экономического роста не снижают роли и значения инструментов государственного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границы.
Применение технических средств таможенного контроля (ТСТК) является важным инструментом в деятельности таможенных органов по пресечению и выявлению различных нарушений в сфере таможенного законодательства [2].
Использование ТСТК обеспечивает проверку соответствия сведений о декларируемых товарах (документальной информации) данным, получаемым при проведении фактического таможенного контроля (таможенного осмотра или досмот-
При проведении досмотровых операций таможенники используют разнообразные, зачастую очень сложные в техническом отношении средства: от простейшего досмотрового инструмента до рентгеновской интроскопической техники, компьютеризированных анализаторов наркотических и взрывчатых веществ и др.
Характерная особенность последних лет - внедрение в практику работы таможенных органов все более эффективных и сложных приборов. Широкое использование таможенниками современных технических средств при проведении таможенного контроля (ТК) - это объективная реальность. Объем и разнообразие перемещаемых через границу товаров и транспортных средств настолько велики,
ра) [3].
а способы сокрытия контрабандных товаров настолько изощренны, что быстрый и эффективный ТК невозможен без их применения. При этом очевидно, что эффективность использования технических средств во многом зависит от теоретических знаний персонала об их технических возможностях, особенностях применения, в том числе правовых и организационно-методических, а также от умения применять их по назначению.
Высокая результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на каждом конкретном участке ТК. Причем при таможенном контроле каждого вида перемещаемых объектов в соответствии с технологическими схемами его организации применяются соответствующие специфические виды или комбинации технических средств.
Таможенный контроль должен занимать немного времени. Обычно в пунктах пропуска нормативное суммарное время ТК одного человека, его документов и багажа исчисляется десятками секунд, а товарной партии и транспортного средства - десятками минут, поэтому необходимо, чтобы должностные лица таможенных органов в совершенстве владели навыками применения ТСТК. В условиях жестко регламентированных сроков, отведенных для совершения таможенных операций, а также оптимизации штатной численности таможенных органов большое значение приобретает повышение качества учебного процесса, где одним из путей повышения его эффективности является усиление практической направленности с целью повышения профессиональных компетенций должностных лиц таможенных органов, способных реализовывать и применять полученные на курсах повышения квалификации в Российской таможенной академии (Академия) и ее филиалах знания и навыки в практической работе.
Эффективность и оперативность таможенного контроля с применением ТСТК достигаются совершенствованием навыков их применения, накоплением опыта для анализа результатов, объективными решениями по итогам контроля. Особенно это актуально в отношении сложных ТСТК (рентгеновских установок для контроля багажа, инспекционно-досмотровых комплексов, приборов идентификации, спектрометрической аппаратуры и т. п.).
Факультет повышения квалификации (ФПК) Ростовского филиала Академии реализует ряд дополнительных профессиональных программ (ДПП), направленных на обучение и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, осуществляющих ТК с применением высокотехнологичных комплексов таможенного контроля. К ним относятся:
- «Организация таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТК ДРМ)», ДПП № 1, 3 и 5;
- «Начальная подготовка персонала инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК)»;
- «Подготовка операторов ИДК по анализу информации»;
- «Устройство и функционирование ИДК, способы устранения стандартных ошибок и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации ИДК»;
- «Организация эксплуатации досмотровой рентгенотелевизионной техники и других ТСТК, используемых в таможенных органах».
Учебно-тематические планы указанных программ, кроме тем теоретической подготовки, имеют значительную практическую направленность и нацелены на овладение всеми необходимыми приемами применения тех или иных ТСТК
и умение анализировать получаемую информацию. При этом определяющее значение имеет использование на практических занятиях штатных технических средств и различных тренажеров, с помощью которых слушатели приобретают соответствующие умения и навыки [4].
В качестве примеров можно привести организацию практических занятий на курсах повышения квалификации должностных лиц таможенных органов по программам подготовки специалистов ТК делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) и операторов анализа информации ИДК.
1. Дополнительные профессиональные программы по подготовке специалистов ТК ДРМ
Таможенный контроль ДРМ - очень важный и специфический вид контроля. Поскольку основными целями такого контроля являются предотвращение нелегального перемещения через границу ЕАЭС ДРМ и товаров, не соответствующих гигиеническим требованиям по радиационным показателям, а также контроль соблюдения законности при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с ДРМ, то реализация его возможна при следующих условиях:
- знание должностными лицами физических основ атомной и ядерной физики;
- наличие допуска у должностных лиц к работам с радиоактивными материалами на основе тщательной подготовки по вопросам радиационной безопасности;
- владение должностными лицами в совершенстве навыками применения широкого спектра дозиметрической, радиометрической и спектрометрической техники.
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, знаний и умений при решении профессиональных задач. Поэтому практические занятия по овладению навыками применения указанной выше аппаратуры и правильной трактовки результатов измерений проводятся с использованием инновационных методов на штатной аппаратуре с моделированием ситуаций, приближенных к реальным условиям.
Освоение приборов и комплексов контроля ДРМ увязано с этапами таможенного контроля (наблюдение, осмотр, досмотр). ФПК Ростовского филиала располагает практически всеми видами аппаратуры радиационного контроля, имеющейся в таможенных органах России. В настоящее время на факультете имеется восемь наименований штатных приборов и систем общим количеством 20 единиц.
При таможенном контроле ДРМ в первую очередь необходимо выявить в потоке товаров, транспортных средств, физических лиц, международных почтовых отправлений объекты, имеющие повышенный по сравнению с окружающей средой уровень гамма- и нейтронного излучения. Для этого используются несколько модификаций стационарных систем обнаружения ДРМ «Янтарь», адаптированных для контроля автотранспортных средств, физических лиц и железнодорожного транспорта. Главной задачей при реализации на ФПК соответствующих ДПП является обучение должностных лиц использованию всех функциональных возможностей этой сложной автоматизированной системы.
Освоение на практических занятиях слушателями приемов использования штатных приборов, например переносных поисковых двухканальных дозиметров РМ-1401К01 и радиометров-спектрометров МКС-А03, проводится в условиях
реально моделируемых ситуаций на различных объектах контроля, в которых закладываются низкоактивные источники ионизирующего излучения, или объектах, не являющихся радиационными источниками, но имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. Слушатели обязаны с помощью указанных приборов определить местонахождение заложенных источников, оценить степень опасности, измерить основные радиационные характеристики (мощность дозы, степень загрязнения излучающими радионуклидами) и провести предварительную идентификацию источника излучения.
Любой факт срабатывания стационарных автоматизированных систем обнаружения ДРМ «Янтарь», переносных приборов радиационного контроля на товары, транспортные средства, физических лиц и другие объекты, перемещаемые через таможенную границу, вызывает необходимость представления в вышестоящий таможенный орган установленной формы отчетности. В последнее время такая информация транслируется с использованием нового программного комплекса «Ведомственная автоматизированная управляющая информационная система оперативного реагирования на незаконное перемещение ДРМ через Государственную границу РФ» (ВАУИС). Внедрение в практику обучения сегмента программного комплекса ВАУИС позволяет слушателям в аудитории осваивать и работать в качестве оператора системы в реально моделируемых условиях пункта пропуска или таможни как на этапе освоения, так и в ходе деловых игр.
В конце обучения по каждой программе со слушателями проводится деловая игра. Результаты проведения таких игр, степень участия в них слушателей, положительные и отрицательные моменты обсуждаются затем в ходе проведения «круглых столов».
При таком подходе отчетливо выявляются неточности, ошибки и проблемные вопросы в учебном процессе. Это в конечном счете помогает слушателям выработать навыки использования широкого спектра технических средств, а также усвоить содержание и последовательность действий, закрепляющих факт выявления объектов; содержание доклада и отчета, представляемых в соответствии с установленным регламентом.
На факультете повышения квалификации Ростовского филиала Академии изучение штатных приборов и систем на типовом двухчасовом практическом занятии проходит по следующему алгоритму:
- вводная часть (5 мин.);
- краткие пояснения преподавателя по изучаемому прибору (назначение органов управления и индикации, режимы работы, порядок проведения измерений прибором, техника безопасности и т. п.) (15 мин.);
- самостоятельное изучение слушателями прибора по штатной документации (техническим описаниям), кафедральным методическим разработкам, пособиям по практической работе и др. (30 мин.);
- непосредственно практическая работа с прибором в соответствии, например, с инструкцией по эксплуатации (35 мин.);
- заключительная часть (5 мин.).
Следует обратить внимание на то, что здесь распределение учебного времени является примерным и зависит от ряда факторов, в частности, от общего времени, отводимого на данное практическое занятие, от уровня подготовки слушателей, от количества имеющихся в наличии изучаемых приборов и др.
При практическом изучении приборов группа может разбиваться на подгруппы, что также зависит от некоторых факторов. Например, одна группа изучает один прибор, вторая - другой и т. д. Через определенное время происходит смена рабочих мест.
Всего на практическое освоение приборов (систем), по мнению авторов, должно отводиться порядка 50% от учебного времени, выделяемого на практическое занятие.
Предложенную выше методику проведения практических занятий с использованием штатной техники можно применять не только на ФПК, но и на других факультетах, в частности, на факультетах таможенного дела при изучении учебных дисциплин технической направленности.
2. Дополнительные профессиональные программы по подготовке операторов анализа информации ИДК
В последнее время активно проводится переоснащение таможенных органов РФ современными ТСТК и модернизация информационной системы Федеральной таможенной службы (ФТС России).
Одним из основных направлений модернизации и технического переоснащения таможенных органов является создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, представляющей собой сеть ИДК, включенных в общее информационное пространство ФТС России.
Основная оперативно-техническая функция ИДК - визуализация содержимого крупногабаритных объектов и отождествление находящихся там материалов, предметов и веществ с материалами, предметами и веществами, зафиксированными в таможенных декларациях и иных товаросопроводительных документах. Использование ИДК позволяет применять такую форму таможенного контроля, как таможенный осмотр.
Эффективность проведения таможенного контроля и результативность применения ИДК по выявлению случаев недостоверного декларирования и предметов контрабанды в значительной степени зависят от уровня профессиональной подготовки операторов анализа информации (АИ) комплексов. Подготовка высококвалифицированных операторов АИ требует применения новых подходов к системе обучения и профессионального отбора данной категории специалистов.
В таможенных органах РФ проведение анализа полученных с применением ИДК изображений - это сложная многоуровневая система, включающая не только осуществление таможенного осмотра с помощью ИДК в пункте пропуска, но и последующий дополнительный контроль рентгеновских снимков на уровнях таможни и регионального таможенного управления.
В Академии и ее филиалах подготовка операторов АИ осуществляется на специализированных тренажерах. Изначально программное обеспечение тренажеров позволяло слушателям анализировать только учебные рентгеновские изображения объектов контроля (ОК). Однако эти изображения применимы в основном для первоначального знакомства слушателей с процессом анализа информации, поскольку содержат снимки, полученные с использованием ИДК таможенными органами иностранных государств (разработчиков программного обеспечения). Зачастую такие рентгеновские изображения не в полной мере отражают реальную
ситуацию, складывающуюся на границах РФ, и носят в большей степени ознакомительный характер.
Для повышения качества подготовки специалистов по анализу информации на ФПК Ростовского филиала была также усилена практическая направленность обучения. Для этой цели в рамках имеющегося комплекса программных средств силами преподавательского состава факультета были дополнительно разработаны модули (упражнения) с базой данных реальных изображений объектов, полученных с использованием ИДК в таможнях ФТС России. Эти реальные изображения и стали применяться при проведении практических занятий. В разработанных модулях (упражнениях) использовались рентгеновские изображения объектов ТК, полученные с использованием ИДК в таможнях Южного, Центрального, Дальневосточного, Приволжского и Северо-Кавказского таможенных управлений.
В настоящее время в архиве ФПК хранятся более 300 реальных изображений ОК. При таком количестве изображений каждый из слушателей имеет возможность освоить или повысить навыки анализа самых различных теневых изображений объектов контроля для последующего принятия по ним решения в условиях, приближенных к реальным.
При повышении квалификации операторов анализа информации также учитывается уровень подготовленности обучаемых. У отдельных слушателей, не в полной мере знакомых с особенностями устройства транспортных средств, при анализе рентгеновских изображений возникают сложности с определением подозрительных ОК. Такими сложностями могут быть особенности комплектования однотипных транспортных средств различным дополнительным оборудованием (лестницами, домкратами, баллонами с газом, стяжными ремнями, различного рода инструментами и др.), а также особенности в расположении обязательного оборудования и агрегатов автомобиля в непривычных (нетипичных) для оператора местах (например, аккумулятор расположен не в моторном отсеке, а в багажнике легкового автомобиля или под задним сидением и т. п.). С учетом этого на занятиях с данной категорией слушателей дополнительно проводятся подробный анализ и разбор рентгеновских изображений однотипных транспортных средств, но имеющих описанные выше особенности. Для этого преподаватель имеет в своем архиве большое количество соответствующих снимков ОК.
Большой проблемой при подготовке операторов ИДК является различный стаж работы слушателей в должности и их базовое образование (оно может быть техническим или гуманитарным). Наилучшим решением этой проблемы явилось бы направление на курсы повышения квалификации должностных лиц с техническим образованием и имеющих одинаковый опыт работы на ИДК. Однако кадровые службы таможен по ряду объективных причин не могут этого делать.
Для разрешения данной проблемы преподаватели ФПК по результатам входного тестирования и личных бесед выявляют слушателей, имеющих недостаточно высокий уровень подготовки по анализу информации, и формируют из них отдельную подгруппу. С этими обучаемыми проводятся соответствующие дополнительные занятия преподавателями факультета или наиболее опытными операторами ИДК из числа слушателей этой же группы. На таких дополнительных занятиях данная категория слушателей получает несложные задания с последующим усложнением. Этот методический прием позволяет в короткий срок
подготовить слушателей для их последующей работы в составе основной учебной группы.
Методический прием по временному делению группы на две подгруппы, успешно апробированный в течение нескольких лет на ФПК, можно применять и на других факультетах, так как во многих группах могут быть студенты с разным уровнем подготовки.
Таким образом, в настоящей статье рассмотрены некоторые методические подходы, используемые на ФПК Ростовского филиала Академии. Они направлены на повышение качества проведения практических занятий в программах технической направленности. Основными являются:
- совершенствование навыков применения ТСТК путем моделирования реальных условий их применения;
- дифференцированный подход к подготовке обучаемых в зависимости от степени их начальной подготовки;
- выработка временного алгоритма проведения занятий на основе учебно-тематического плана ДПП с учетом мнений обучаемых, выявляемых в ходе анкетирования;
- проведение деловых игр и «круглых столов» для выявления положительных моментов и проблемных вопросов учебного процесса.
Многолетний анализ результатов обучения слушателей показал, что данные подходы помогают им добиваться хороших знаний, умений и самое главное -прочных навыков работы со сложными техническими средствами таможенного контроля.
Использованные источники
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 15.05.2014). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Дьяконов В. Н. и др. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: учебник. М.: Российская таможенная академия, 2006.
4. Банных И. Н. и др. Организация таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов: учебная программа / Федеральная таможенная служба, Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. М., 2013.