Научная статья на тему 'Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю товаров, транспортных средств и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения'

Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю товаров, транспортных средств и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / таможенный контроль / товары и транспортные средства / имеющие повышенный уровень ионизирующего излучения / пункт пропуска через государственную границу / радиационный контроль / customs authorities / customs control / goods and vehicles with an increased level of ionizing radiation / checkpoint across the state border / radiation control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Темченко

Приведен обзор деятельности таможенных органов, находящихся в зоне деятельности ДВТУ, по осуществлению таможенного контроля товаров, транспортных средств и иных объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. Рассматриваются особенности организации радиационного контроля товаров и транспортных средств в авиационных, автомобильных, железнодорожных, смешанных, морских и речных пунктах пропуска через государственную границу РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В. Темченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Customs Authorities of FECA for Customs Control of Goods, Vehicles and Other Objects with an Increased Level of Ionizing Radiation

The article provides an overview of the activity of customs authorities in the area of activities of the FECA to implement customs control of goods, vehicles and other objects with an increased level of ionizing radiation. The features of the organization of radiation control of goods and vehicles in aviation, automobile, railway, mixed, sea and river checkpoints across the state border of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю товаров, транспортных средств и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения»

УДК 339.543

DOI 10.24412/1815-0683-2023-1-46-58

В. В. ТЕМЧЕНКО*

Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю товаров, транспортных средств и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения

Приведен обзор деятельности таможенных органов, находящихся в зоне деятельности ДВТУ, по осуществлению таможенного контроля товаров, транспортных средств и иных объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. Рассматриваются особенности организации радиационного контроля товаров и транспортных средств в авиационных, автомобильных, железнодорожных, смешанных, морских и речных пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, товары и транспортные средства, имеющие повышенный уровень ионизирующего излучения, пункт пропуска через государственную границу, радиационный контроль.

ТЕМЧЕНКО

Валерий Валентинович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры таможенного дела. temchenkovv@yandex.ru.

TEMCHENKO V. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs.

V. V. TEMCHENKO

Activity of Customs Authorities of FECA for Customs Control of Goods, Vehicles and Other Objects with an Increased Level of Ionizing Radiation

The article provides an overview of the activity of customs authorities in the area of activities of the FECA to implement customs control of goods, vehicles and other objects with an increased level of ionizing radiation. The features of the organization of radiation control of goods and vehicles in aviation, automobile, railway, mixed, sea and river checkpoints across the state border of the Russian Federation are considered.

Keywords: customs authorities, customs control, goods and vehicles with an increased level of ionizing radiation, checkpoint across the state border, radiation control.

' Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

Настоящая статья продолжает обзор деятельности таможенных органов ДВТУ по вопросам таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) и других объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения, первая часть которого была представлена в работе1.

Ниже рассматривается деятельность таможенных органов, осуществляющих фактический контроль в регионе деятельности ДВТУ и решающих задачи пресечения попыток скрытного перемещения ДРМ через границу ЕАЭС на ее российском участке и недопущения перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, не удовлетворяющих требованиям санитарных норм и правил.

Указанные задачи решаются путем осуществления радиационного контроля всех без исключения перемещаемых через таможенную границу товаров, транспортных средств и других объектов таможенного контроля. Такой контроль имеет целью выявление из общего потока товаров и транспортных средств объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, измерение радиационных характеристик этих объектов и идентификацию входящих в их состав радионуклидов, а также, в случае необходимости, поиск и идентификацию источников излучения в составе объекта. Основная нагрузка при осуществлении такого контроля ложится на таможенные органы, осуществляющие свою деятельность в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления находятся 56 действующих в настоящее время пунктов пропуска через государственную границу РФ различного типа2. Это морские, автомобильные, авиационные, смешанные, железнодорожные и речные пункты пропуска. Учитывая это, представляется необходимым рассматривать особенности организации таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения ДРМ и других объектов с повышенным уровнем излучения через государственную границу РФ, отдельно для каждого из указанных типов пунктов пропуска.

Относительно авиационных пунктов пропуска прежде всего отметим, что в регионе деятельности ДВТУ в настоящее время расположено 11 действующих авиационных пунктов пропуска через государственную границу РФ. Их географическое расположение и наименования представлены на рис. 1.

Радиационный контроль, осуществляемый должностными лицами таможенных органов в авиационных пунктах пропуска через государственную границу РФ, включает в себя:

- радиационный контроль пассажиров и перемещаемых им багажа и ручной клади;

- радиационный контроль воздушных судов, осуществляющих международные перевозки;

1 Темченко В. В. Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, являющихся объектом ВЭД // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 60-70.

2 Там же. См. таблицу, с. 66-69.

- радиационный контроль товаров, прибывающих или убывающих с таможенной территории ЕАЭС воздушным транспортом.

Радиационный контроль пассажиров и перемещаемых ими багажа и ручной клади осуществляется в зонах таможенного контроля, расположенных в аэровокзальных комплексах аэропортов, на территории которых размещаются пункты пропуска через государственную границу РФ. В большинстве случаев такой контроль осуществляется с помощью стационарных систем обнаружения ДРМ (ССО ДРМ) типа «Янтарь-Ш», «Янтарь-2П» или «Янтарь-1П3»3 в рамках таможенного наблюдения за перемещением пассажиров, багажа и ручной клади, осуществляемого на входе в зону таможенного контроля. В случае отсутствия или неисправности ССО ДРМ таможенное наблюдение осуществляется с помощью индикаторов-сигнализаторов ИСП-РМ1401К-01 или радиометров-спектрометров МКС-А034.

Рис. 1. Авиационные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в регионе деятельности ДВТУ: 1 - АПП Аэропорт Улан-Уде (Мухино),

2 - АПП Аэропорт Чита (Кадала), 3 - АПП Аэропорт Якутск, 4 - АПП Аэропорт Благовещенск, 5 - АПП Аэропорт Хабаровск (Новый), 6 - АПП Аэропорт Владивосток (Кневичи), 7 - АПП Аэропорт Магадан (Сокол), 8 - АПП Аэропорт Южно-Сахалинск (Хомутово), 9 - АПП Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово), 10 - АПП Аэропорт Анадырь (Угольный), 11 - АПП Аэропорт Бухта провидения

3 Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1П»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.001РЭ / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Не-дачина. Дубна, б.г. 26 с.; Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-2П»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.002РЭ / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Недачина. Дубна, б.г. 28 с.; Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1П3»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.001-03РЭ / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Недачина. Дубна, б.г. 22 с.

4 Измеритель-сигнализатор поисковый ИСП-РМ1401К-01: руководство по эксплуатации ТИГР. 412114.007 РЭ / ЗАО «Полифон». М., б.г. 52 с.; Радиометр-спектрометр универсальный портативный МКС-А03: руководство по эксплуатации ДЦКИ.411168.009 РЭ / Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Недачина. Дубна, б.г. 34 с.

В случае выявления багажа или ручной клади с повышенным уровнем ионизирующего излучения с помощью индикатора-сигнализатора ИСП-РМ1401К-01 проводится таможенный осмотр выявленного объекта и, при наличии оснований, его таможенный досмотр.

Таможенный досмотр багажа или ручной клади с повышенным уровнем ионизирующего излучения осуществляется с помощью радиометра-спектрометра МКС-А03. В ходе досмотра осуществляются:

- измерение мощности дозы гамма- и нейтронного излучений на поверхности досматриваемого объекта и оценка его поверхностного загрязнения альфа-и бета-излучающими радионуклидами;

- поиск источника излучения в составе объекта досмотра;

- измерений радиационных характеристик (мощность дозы гамма- и нейтронного излучений, плотности потока альфа- и бета-частиц на поверхности) источника излучения;

- идентификация гамма-излучающих радионуклидов, входящих в состав источника излучения;

- фиксация визуальных характеристик (фотографирование) источника излучения.

Результаты таможенного осмотра и таможенного досмотра оформляются в виде Акта таможенного осмотра и Акта таможенного досмотра.

Далее, в случае выявления при проведении таможенного осмотра и/или таможенного досмотра багажа (или ручной клади) признаков нарушения санитарного законодательства ЕАЭС должностные лица таможенных органов осуществляют запрос в территориальные органы Роспотребнадзора на проведение сани-тарно-карантинного контроля с целью принятия решения о разрешении или запрете ввоза на территорию ЕАЭС (или вывоза с территории ЕАЭС) выявленного объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

В случае выявления признаков нарушения уголовного законодательства РФ должностные лица таможенных органов обязаны осуществить процессуальные действия по привлечению нарушителя к ответственности.

Радиационный контроль воздушных судов, осуществляющих международные перевозки, проводится на стоянке воздушного судна после высадки пассажиров и выгрузки багажа и перевозимых на борту судна товаров или до погрузки на борт судна товаров и багажа и посадки пассажиров. Контроль проводится с помощью индикатора-сигнализатора ИСП-РМ-1401К-01 в рамках таможенного осмотра транспортного средства должностными лицами полевых групп, осуществляющих таможенный контроль на летном поле авиационного пункта пропуска.

В случае выявления на борту транспортного средства источников ионизирующего излучения, за исключением источников, входящих в состав приборов и оборудования транспортного средства и являющихся его неотъемлемой частью, проводится таможенный досмотр транспортного средства с целью поиска в его составе источника излучения и измерения его радиационных характеристик,

аналогично тому, как это описано выше для багажа и ручной клади пассажиров с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

По результатам таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов в установленном порядке предпринимаются действия по осуществлению санитарно-карантинного контроля выявленного источника излучения, установлению владельца объекта правонарушения и его привлечения к ответственности.

Радиационный контроль товаров, прибывающих или убывающих с таможенной территории ЕАЭС воздушным транспортом, осуществляется должностными лицами полевых групп в рамках таможенного наблюдения, осуществляемого либо с помощью индикаторов-сигнализаторов ИСП-РМ1401К-01 в процессе выгрузки товаров с борта транспортного средства или погрузки товара на борт транспортного средства, либо с помощью ССО ДРМ типа «Янтарь-1А»5 при помещении товара на склад временного хранения, если склад оснащен такими системами.

Далее в случае необходимости проводятся таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, как это описывалось выше, с последующим проведением санитарно-карантинного контроля данных товаров и возможным привлечением владельца товара к ответственности.

Помимо сказанного выше, в некоторых крупных авиационных пунктах пропуска, таких как, например, Аэропорт Владивосток, ССО ДРМ типа «Янтарь-1А» установлены на всех въездах и выездах с летного поля, что способствует наиболее полному охвату радиационным контролем товаров и транспортах средств, перемещаемых в зоне деятельности пункта пропуска.

Далее, существенную часть пунктов пропуска, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, составляют автомобильные пункты пропуска. В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ находится 12 действующих автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ. Географическое расположение и названия указанных пунктов пропуска представлены на рис. 2.

Обычно в крупных автомобильных пунктах пропуска, таких как МАПП За-байкальск, Пограничный, Кяхта и др., выделяются грузовое и пассажирское направления, а также направление контроля автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров.

В связи с антиковидными ограничениями в Китайской Народной Республике пассажирское направление в автомобильных пунктах пропуска, расположенных в зоне деятельности ДВТУ, работало только в МАПП Кяхта, расположенном на российско-монгольской границе. Кроме того, физические лица могли пересекать росийско-монгольскую границу на личном автотранспорте через ДАПП Монды. В остальных автомобильных пунктах пропуска работало только грузовое направление.

5 Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1А»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.004 // Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Не-дачина. Дубна, б.г. 38 с.

Рис. 2. Автомобильные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в зоне деятельности ДВТУ: 1 - ДАПП Монды, 2 - МАПП Кяхта, 3 - ДАПП Верхний Ульхун, 4 - ДАПП Соловьевск, 5 - МАПП Забайкальск, 6 - ДАПП Староцурухайтуйский; 7 - ДАПП Олочи, 8 - МАПП Кани-Курган, 9 - ДАПП Турий Рог, 10 - МАПП Пограничный, 11 - ДАПП Полтавка, 12 - ДАПП Краскино

Радиационный контроль пассажиров и перемещаемого ими багажа, а также перевозящего их автобуса в МАПП Кяхта осуществляется в несколько этапов. Вначале автобус вместе с пассажирами и багажом проходит радиационный контроль с помощью ССО ДРМ типа «Янтарь-1А», расположенной на въезде в зону таможенного контроля. Затем он подъезжает к зоне выгрузки пассажиров и багажа, где пассажиры выходят из автобуса, забирают свой багаж и направляются в зал таможенного контроля физических лиц и перемещаемого ими багажа, где они проходят таможенный и радиационный контроль, аналогично тому, как это осуществляется в авиационных пунктах пропуска. Автобус же после выгрузки пассажиров и багажа направляется на специально выделенную линию осмотра транспортных средств, где осуществляется его таможенный осмотр и, при необходимости, радиационный контроль с использованием индикатора-сигнализатора ИСП-РМ1401К-01. В случае необходимости проведения таможенного досмотра автобус помещается на специально предусмотренную для этого площадку, где осуществляется досмотр с использованием спектрометра-радиометра МКС-А03.

Радиационный контроль товаров и перевозящих их транспортных средств в большинстве автомобильных пунктов пропуска через границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, осуществляется в рамках таможенного наблюдения с помощью ССО ДРМ типа «Янтарь-1А», расположенных на въезде на территорию пункта пропуска. Затем в отношении товаров и транспортных средств, вызвавших срабатывание ССО ДРМ «Янтарь-1 А», проводится таможенный осмотр с использованием поисковых приборов радиационного контроля типа

ИСП-РМ1401К-01. Далее в случае наличия оснований производится таможенный досмотр товаров и транспортного средства с использованием радиометра-спектрометра, по результатам которого принимается решение либо о проведении санитарно-карантинного контроля товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, либо, в случае наличия признаков уголовного правонарушения, о привлечении лиц причастных к правонарушению к уголовной ответственности.

Такая организация таможенного и радиационного контроля товаров и транспортных средств характерна для автомобильных пунктов пропуска, оснащенных ССО ДРМ «Янтарь-1А». Однако не все автомобильные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в зоне деятельности ДВТУ оснащены такими системами. Это такие пункты пропуска как, например, МАПП Кани-Курган и ДАПП Верхний Ульхун. В них радиационный контроль товаров и перевозящих их автотранспортных средств осуществляется с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 и радиометров-спектрометров МКС-А03 в рамках таможенного осмотра и, если на то имеются основания, таможенного досмотра товаров и транспортных средств после их размещения в зоне таможенного контроля.

Относительно железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, можно сказать следующее.

В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления расположено 6 железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу РФ. Географическое расположение и названия указанных пунктов пропуска представлены на рис. 3.

В связи с антиковидными ограничениями передвижение пассажирских поездов через железнодорожные пункты пропуска, расположенные в зоне деятельности ДВТУ, не осуществляется. Через указанные пункты пропуска перемещаются только грузовые составы.

Все железнодорожные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в зоне деятельности ДВТУ, оснащены ССО ДРМ типа «Янтарь-1Ж»6, расположенными на въездах и выездах с территории пункта пропуска.

Поэтому радиационный контроль товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, осуществляется в рамках таможенного наблюдения с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1Ж» при въезде железнодорожного состава на территорию пункта пропуска. Таможенный осмотр вагонов, вызвавших срабатывание ССО ДРМ «Янтарь-1Ж», проводится с помощью индикаторов-сигнализаторов ИСП-РМ1401К-01 после остановки состава на территории пункта пропуска. В случае необходимости принимаются меры для проведения таможенного досмотра

6 Система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь-1Ж»: руководство по эксплуатации ДЦКИ.425413.004 // Научно-производственный центр «Аспект» им. Ю. К. Не-дачина. Дубна, б.г. 32 с.

с использованием радиометра-спектрометра МКС-А03 и санитарно-карантинного контроля товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения.

Рис. 3. Железнодорожные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в регионе деятельности ДВТУ: 1 - ЖДПП Наушки, 2 - ЖДПП Соловьевск, 3 - ЖДПП Забайкальск, 4 - ЖДПП Пограничный, 5 - ЖДПП Махалино, 6 - ЖДПП Хасан

В целом можно сказать, что подход к организации радиационного контроля товаров и транспортных средств в железнодорожных пунктах пропуска аналогичен подходу, реализуемому в отношении радиационного контроля товаров и транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска, расположенных в зоне деятельности ДВТУ.

Отдельную группу среди пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, составляют смешанные пункты пропуска. Всего в регионе деятельности ДВТУ их 6, географическое положение и названия представлены на рис. 4.

Все смешанные пункты пропуска через государственную границу РФ, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ, расположены вдоль российско-китайской границы, проходящей по фарватерам рек Амур и Уссури. В связи с этим перемещение через государственную границу товаров и перевозящих их автотранспортных средств происходит в летнее время с помощь паромов, а в зимнее - с помощью понтонных мостов или ледовых переправ. При этом в период осеннего ледостава и весеннего ледохода движение товаров и транспортных средств через государственную границу прерывается.

Отметим, что перемещение физических лиц через смешанные пункты пропуска, расположенные в зоне деятельности ДВТУ, в связи с антиковидными ограничениями не осуществлялось.

Большинство смешанных пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, оснащены ССО ДРМ типа

«Янтарь-1А», расположенными на въездах на территорию пункта пропуска с российской стороны.

Рис. 4. Смешанные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в регионе деятельности ДВТУ: 1 - СПП Сковородино, 2 - СПП Благовещенск; 3 - СПП Пашково, 4 - СПП Амурзет, 5 - СПП Нижнеленинское, 6 - СПП Покровка

В таких пунктах пропуска радиационный контроль товаров, перемещаемых с российской территории в Китайскую Народную Республику, осуществляется с помощью СТСО ДРМ «Янтарь-1А» в рамках таможенного наблюдения при въезде автотранспортного средства, перевозящего товары на территорию пункта пропуска. Далее точно так же, как и на автомобильном пункте пропуска, осуществляется таможенный осмотр с помощью ТСТК ДРМ товаров и транспортных средств, вызвавших срабатывание систем радиационного контроля, и, если необходимо, их таможенный досмотр и санитарно-карантинный контроль.

В случае прибытия товаров на российскую территорию с китайской стороны радиационный контроль товаров и перевозящих их транспортных средств проводится с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 в рамках таможенного осмотра, осуществляемого после выгрузки автотранспортного средства и перемещаемых на нем товаров с парома или съезда с понтонного моста и их размещения в зоне таможенного контроля.

При выезде с территории пункта пропуска в сторону РФ происходит повторный радиационный контроль товаров и перевозящих их транспортных средств с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1А».

В случае если пункт пропуска не оснащен ССО ДРМ «Янтарь-1 А» или СТО ДРМ «Янтарь-1А» неисправна, таможенное наблюдение и радиационный контроль товаров и транспортных средств с целью выявления объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, проводится с помощью

поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 как в случае убытия товаров в Китай, так и в случае их прибытия из Китая.

Самую многочисленную группу пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, составляют морские и речные пункты пропуска. Всего в регионе деятельности ДВТУ расположены 21 морской и 1 речной пункт пропуска через государственную границу РФ (рис. 5).

Рис. 5. Морские и речные пункты пропуска через государственную границу РФ,

расположенные в регионе деятельности ДВТУ: 1 - МПП Морской порт Посьет, 2 - МПП Морской порт Зарубино, 3 - МПП Морской порт Владивосток, 4 - МПП Морской порт Находка, 5 - МПП Морской порт Восточный, 6 - МПП Морской порт Ольга, 7 - МПП Морской порт Советская Гавань, 8 - МПП Морской порт Ванино,

9 - МПП Морской порт Де-Кастри, 10 - МПП Морской порт Николаевск-на-Амуре, 11 - МПП Морской порт Охотск, 12 - МПП Морской порт Магадан, 13 - МПП Морской порт Петропавловск-Камчатский, 14 - МПП Морской порт Беринговский,

15 - МПП Морской порт Анадырь, 16 - МПП Морской порт Бухта Провидения, 17 - МПП Морской порт Корсаков, 18 - МПП Морской порт Невельск, 19 - МПП Морской порт Холмск, 20 - МПП Морской порт Шахтерск, 21 - МПП Морской порт Москальво, 22 - РПП Речной порт Хабаровск

Среди морских пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности ДВТУ, можно выделить пункты пропуска в крупных портах, связанных железной дорогой с Транссибирской железнодорожной магистралью и обеспечивающих перевалку грузов, направляющихся из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в центральные регионы России и из центральных регионов России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К таким пунктам пропуска относятся:

- МПП Морской порт Владивосток;

- МПП Морской порт Находка;

- МПП Морской порт Восточный;

- МПП Морской порт Ванино;

- МПП Морской порт Советская Гавань;

- МПП Морской порт Зарубино;

- МПП Морской порт Посьет.

Для большинства портов, находящихся в зоне деятельности указанных пунктов пропуска, характерно наличие большого объема контейнерных перевозок, осуществляемых как в экспортном, так и импортном направлениях (Владивосток, Находка, Ванино и др.), переработка больших объемов отправляемых на экспорт навалочных грузов, таких как уголь, минеральные удобрения и др. (Находка, Восточный, Ванино, Советская Гавань), отправка в экспортном направлении нефти и нефтепродуктов (Восточный) и других товаров, доставляемых в порты и вывозимых из портов, главным образом железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Ко второй группе относятся пункты пропуска, находящиеся в портах, расположенных на о. Сахалин, такие как:

- МПП Морской порт Корсаков;

- МПП Морской порт Невельск;

- МПП Морской порт Холмск;

- МПП Морской порт Шахтерск;

- МПП Морской порт Москальво.

Через порты указанных пунктов пропуска осуществляется вывоз в экспортном направлении продукции предприятий Сахалинской области, главным образом это сырая нефть, сжиженный природный газ и уголь, а также ввоз (импорт) на территорию таких товаров, как машины и оборудование, химическая продукции, продовольственные товары, товары народного потребления и другие товары, которые в большинстве случаев перевозятся в морских контейнерах. При этом для таких портов, как Корсаков, Невельск и Холмск характерно наличие как экспортных, так и импортных перевозок, а для Шахтерска и Москальвого - отправка грузов на экспорт.

И, наконец, к третьей группе можно отнести пункты пропуска, расположенные в портах, находящихся на побережье Дальнего Востока, и не имеющие вообще или не имеющие удобных сухопутных путей сообщения с другими регионами России. Это такие пункты пропуска, как:

- МПП Морской порт Охотск;

- МПП Морской порт Магадан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- МПП Морской порт Петропавловск-Камчатский;

- МПП Морской порт Беринговский;

- МПП Морской порт Анадырь;

- МПП Морской порт Бухта Провидения.

Основной задачей портов в указанных пунктах пропуска является обеспечение жизнедеятельности населения и работы предприятий региона, в котором находится порт. Поэтому для таких портов характерен завоз (импорт) товаров народного потребления, машин и оборудования и экспорт продукции региональных предприятий. Как правило, объемы таких перевозок по сравнению с другими портами Дальнего Востока невелики.

Единственным речным пунктом пропуска через государственную границу РФ, расположенным в регионе деятельности ДВТУ, является РПП Речной порт Хабаровск, через который осуществляется экспорт и импорт товаров, перемещаемых речным транспортом по р. Амур в направлении Китайской Народной Республики.

Большинство товаров, перемещаемых в экспортном направлении, завозится на территорию морских и речных портов, расположенных в зоне деятельности ДВТУ, автомобильным и железнодорожным транспортом, а убывает - морским или речным транспортом. В направлении импорта ситуация обратная: товары прибывают в порт морским или речным транспортом, а убывают автомобильным транспортом или по железной дороге.

Учитывая сказанное, радиационный контроль товаров в подавляющем большинстве морских и речных портов, расположенных в зоне деятельности ДВТУ, осуществляется следующим образом. При прибытии товаров на территорию порта автомобильным или железнодорожным транспортом (экспортное направление) они проходят радиационный контроль в рамках таможенного наблюдения с помощью ССО ДРМ типа «Янтарь-1А» или «Янтарь-1Ж», расположенных на въезде в порт. Далее после размещения товаров в зоне таможенного контроля на территории порта в отношении тех из них, которые вызвали срабатывание ССО ДРМ, проводится таможенный осмотр и, если необходимо, таможенный досмотр с использованием индикатора-сигнализатора ИСП-РМ1401К-01 и радиометра-спектрометра МКС-А03. После завершения всех таможенных операций и получения разрешения на убытие товар грузится на морское или речное судно и убывает с территории пункта пропуска.

При прибытии товаров в пункт пропуска морским или речным транспортом (импортное направление) товар выгружается с судна в зоне выгрузки товаров (территория причала) и помещается в расположенную на территории порта зону таможенного контроля, где в рамках таможенного осмотра он проходит радиационный контроль с помощью поисковых приборов радиационного контроля типа ИСП-РМ1401К-01 и в случае необходимости таможенный досмотр с использованием радиометра-спектрометра МКС-А03. После завершения всех таможенных операций и получения разрешения на убытие, товар грузится на автомобильное или железнодорожное транспортное средство и убывает с территории порта. При этом на выезде из порта еще раз происходит радиационный контроль товаров с помощью расположенных на выезде ССО ДРМ типа «Янтарь-1А» или «Янтарь-1Ж».

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает организация радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию порта морским транспортом во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП), в котором радиационный контроль товаров после их выгрузки с морского судна осуществляется в момент помещения товаров в зону таможенного контроля с помощью ССО ДРМ «Янтарь-1А», расположенных на выездах с территории причалов порта, являющихся зоной выгрузки товара. Помимо этого, по согласованию с Владивостокской таможней используется также система обнаружения ДРМ «Янтарь-1МА» в мобильном исполнении. Такая система может быть размещена в любом месте

причала, что позволяет организовать радиационный контроль товаров непосредственно в момент их выгрузки с судна.

Кроме того, в 2022 г. в ВМТП начала применяться схема организации и проведения радиационного контроля товаров, выгружаемых с морского судна, с использованием передвижного комплекса радиационного контроля, созданного на базе ССО ДРМ «Янтарь-1Ж». Данный комплекс разработан по заказу ВМТП и представляет собой перемещаемое автопогрузчиком бетонное основание, на котором смонтированы металлический каркас и размещенные на нем стойка СТСО ДРМ «Янтарь-1Ж», а также блок серверного и коммуникационного оборудования. Комплекс может размещаться и осуществлять свою работу в любом из согласованных с таможенными органами мест причала.

На наш взгляд, использование ССО ДРМ «Янтарь-1А» и «Янтарь-1Ж» и созданных на их основе мобильного и передвижного комплексов радиационного контроля, как это делается в ВМТП, позволяет существенным образом оптимизировать и ускорить процесс радиационного контроля товаров, прибывающих на территорию РФ морским транспортом, и повысить надежность такого контроля.

В заключение хотелось бы отметить, что таможенным органам, находящимся в зоне деятельности ДВТУ приходится решать весь перечень задач по направлению ТКДРМ. При этом в зоне деятельности ДВТУ находится большое количество пунктов пропуска через государственную границу РФ различного типа, расположенных в разных географических и климатических условиях. Тем не менее организация таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения ДРМ и товаров с повышенным уровнем излучения через таможенную границу ЕАЭС, в регионе деятельности ДВТУ построена таким образом, чтобы радиационный контроль осуществлялся в отношении практически всех перемещаемых через таможенную границу товаров. При этом соблюдается единый подход к применению форм и мер по обеспечению таможенного контроля таких товаров с помощью технических средств ТКДРМ. Безусловно, специфика организации таможенного контроля в каждом конкретном пункте пропуска через государственную границу РФ накладывает свой отпечаток на то, как осуществляется радиационный контроль товаров и транспортных средств. В некоторых случаях имеют место определенные недостатки по данному вопросу. Поэтому совершенствование организации радиационного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ является актуальной задачей для ДВТУ и таможенных органов, расположенных в регионе его деятельности.

© Темченко В. В., 2023 © ТешсЬепко V. V., 2023

Для цитирования:

Темченко В. В. Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю товаров, транспортных средств и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1(102). С. 46-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.