Научная статья на тему 'УРОКИ ФУКУСИМЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫХ ТОВАРОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЯПОНИИ'

УРОКИ ФУКУСИМЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫХ ТОВАРОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ НА АЭС "ФУКУСИМА-1" / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ACCIDENT AT FUKUSHIMA-1 NPP / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS CONTROL OF FISSIONABLE AND RADIOACTIVE MATERIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисенко Александр Валентинович, Фанин Роман Александрович, Шестернин Максим Васильевич

Рассматривается деятельность таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывших из Японии. Анализируются действия таможенных и других контрольно-надзорных органов в начальный период после радиационной аварии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fukushima Lessons: Customs Activities of the Far Eastern Region for Organization of Customs Control of Hazardous Radioactive Goods Arrived from Japan

The article dwells on the activities of customs authorities of the Far East region for organization and conduct of customs control of hazardous radioactive goods arrived from Japan. The authors analyze the measures of customs and other regulatory bodies during the initial period following radiation accident.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ФУКУСИМЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫХ ТОВАРОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЯПОНИИ»

УДК 339.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.4.32

А. В. БОРИСЕНКО*, Р. А. ФАНИН**, М. В. ШЕСТЕРНИН***

Уроки Фукусимы: деятельность таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывших из Японии

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивным материалами. borisenko2@mail.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Head of the Training Center of Customs Control of Fissionable and Radioactive Materials.

ФАНИН Роман Александрович -начальник отдела технических средств таможенного контроля и таможенной охраны. faninra@dvtu.customs.ru.

FANIN R. A. - Head of the Department of Technical Means of Customs Control and Customs Security.

ШЕСТЕРНИН Максим Васильевич -начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивным материалами. shesterninmv@dvtu.customs.ru.

SHESTERNIN M. V. - Head of

the Department of Customs Control of

Fissionable and Radioactive Materials.

Рассматривается деятельность таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывших из Японии. Анализируются действия таможенных и других контрольно-надзорных органов в начальный период после радиационной аварии.

Ключевые слова: авария на АЭС «Фукусима-1», таможенные органы, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов.

A. V. BORISENKO, R. A. FANIN, M. V. SHESTERNIN

Fukushima Lessons:

Customs Activities of the Far Eastern Region for Organization of Customs Control of Hazardous Radioactive Goods Arrived from Japan

The article dwells on the activities of customs authorities of the Far East region for organization and conduct of customs control of hazardous radioactive goods arrived from Japan. The authors analyze the measures of customs and other regulatory bodies during the initial period following radiation accident.

Keywords: accident at Fukushima-1 NPP, customs authorities, customs control of fissionable and radioactive materials.

' Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

** Дальневосточное таможенное управление. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48.

Far Eastern Customs Administration. 48, Gogolya street Vladivostok, Russian Federation, 690014.

*** Владивостокская таможня. 690003, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21а. Vladivostok Customs. 21a, Posyetskaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690003.

Землетрясение 11 марта 2011 г. и последовавшая за ним волна цунами привели к большим разрушениям на территории Японии и огромным человеческим жертвам. Спустя сутки начался выброс радиоактивных веществ из разрушенных реакторов АЭС «Фукусима-1».

Исследования 2011-2012 гг. показали [2], что авария на АЭС «Фукусима-1» привела к радиоактивному загрязнению всех природных сред: воздуха, воды, почвы, растений. Основное загрязнение за пределами станции происходило вследствие выброса радионуклидов из разрушенных реакторов, их переноса и выпадения из атмосферы. В составе аэрозолей были идентифицированы 35Б, 99тТс, 110, 131, 132, 1331, 129т, 132Те, 134, 136, 137Сэ, 14(0Ьа. Их концентрации варьировали во времени и пространстве. Однако максимальные объемные активности в центральной части Японии наблюдались с 14-15 марта до конца месяца. При этом наибольшую опасность создавал 1311, концентрации которого превосходили предельное значение, рекомендованное международными нормативами. Заметим, что этот радионуклид находился в воздухе не только в виде аэрозолей, но и газообразных соединений.

Как показала аэрогаммасъемка территории страны, основное выпадение продуктов аварии произошло в юго-западном направлении от станции на протяжении примерно 250 км. Еще несколько крупных пятен загрязнения местности были обнаружены на юг и север от станции на удалениях около 150-200 км. Наиболее загрязненными оказались почвы на северо-запад от АЭС в 20-километровой зоне отчуждения. Здесь плотности выпадения 137Сэ достигали 3000 кБк/м2. А всего в результате аварии было выброшено 137Сэ около 15 ПБк. Мониторинг показал, что загрязнению подверглась площадь, равная по меньшей мере 13 тыс. км2 в 8 префектурах страны, что составляет примерно 3 % общей территории Японии [5].

Характеристика радиационно-опасных объектов. В связи с трагическими событиями в Японии на АЭС «Фукусима-1» с 01 апреля 2011 г. в регионе деятельности Владивостокской, а позднее Находкинской, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Хасанской таможен начали выявляться объекты (автотехника) с повышенным уровнем ионизирующего излучения, имеющие загрязнение гамма- и бета-активными радионуклидами. В период с 1 по 14 апреля 2011 г. Владивостокской таможней было выявлено 49 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии, с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона, в том числе: 47 автомобилей (легковых и грузовых), 1 погрузчик, 1 кузов микроавтобуса. Превышение над уровнем естественного радиационного фона по гамма-излучению составляет от 2-3 до 6 раз, а у некоторых автотранспортных средств и более.

Также обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами - от 20-50 част./см2 х мин, а на некоторых до 100 и более [3].

Всего после радиационной аварии на АЭС «Фукусима-1» таможенными органами региона по состоянию на 1 января 2018 г. выявлено 1 207 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии, из них 961 объект органами Роспотребнадзора запрещен к ввозу, 246 объектов выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой после получения заключения Роспотребнадзора [4].

Номенклатура выявленных за эти годы радиационно-опасных объектов представляла собой: автомобили; тяжелая строительная техника, катера; бывшие в употреблении автошины и прочие запасные части автомобилей, в том числе находившиеся в контейнерах. Как правило, все выявленные объекты имели поверхностное радиоактивное загрязнения гамма- и бета-активными радионуклидами (137Сэ, 134Сэ) в различных местах, контактирующих с внешней средой (радиаторная решетка, кузов, колесные арки, места крепления стеклоочистителей, резиновые уплотнители между стыками и т. п.). Внутри всех объектов радиоактивное загрязнение отсутствовало. Степень загрязнения бета-активными радионуклидами выявленных объектов в среднем составляла от 10 до 50 част./см2 х мин, однако встречались и отдельные экземпляры, такие как спецтехника (фронтальный погрузчик, крановая установка), с загрязнением бета-активными радионуклидами до 200 част./см2 х мин. Наличие загрязнение альфа-активными радионуклидами отсутствовало1.

Основные порты Японии, из которых прибывали радиационно-опасные товары: Отару, Осака, Сакаи, Тоямасинко, Йокогама, Тояма, Ниигата, Фукуи, Маизуру, Кобе и др.

1 Радионуклиды 137Сб (Т1/2 = 30,17 лет) и 134С8 (Т1/2 = 2,065 лет) имеют техногенное происхождение, являясь продуктами ядерно-физических превращений, происходящих в ядерном реакторе. 137Сб распадается с испусканием бета-частиц, при этом одновременно (с вероятностью 94,4 %) с образованием бета-частиц происходит и гамма-излучение с Еу=662 кэВ. 137Сб - один из главных компонентов радиоактивного загрязнения биосферы. Интенсивно сорбируется почвой и донными отложениями. Внутрь живых организмов 137Сб в основном проникает через органы дыхания и пищеварения. В организме человека накапливается главным образом в мышцах и печени. Активность одного грамма этого радионуклида составляет 3,2 ТБк. Лучевая реакция организма отмечается у человека при поступлении в организм единиц МБк.

134С8 по сравнению с 137Сб обладает существенно более коротким периодом полураспада (~ 2 лет) и, соответственно, более высокой удельной активностью ~ 47 ТБк. Этот факт, а также более жесткое гамма-излучение делает его наиболее опасным радионуклидом при радиационной аварии. Единственным источником образования 134Сз является цепная реакция деления ядер 235и или 239Ри. Радиоактивный распад 134С$ происходит как правило с испусканием бета-частиц. 134С8, в отличие от 137Сб, отсутствует в стандартной библиотеке радионуклидов радиометра-спектрометра МКС-А03, поэтому в начальный период обнаружения радиационно-опасных объектов он не идентифицировался. Потребовалась ручная настройка приборов, что в условиях таможенного органа не всегда возможно.

Способы обнаружения радиационно-опасных объектов. В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления все действующие воздушные, автомобильные, железнодорожные и морские пункты пропуска, а также места международного почтового обмена, за исключением Бухты Провидения Чукотской таможни и ДАПП Марково Уссурийской таможни (из-за отсутствия необходимой инфраструктуры), были оснащены стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) «Янтарь» соответствующих модификаций. Всего в пунктах пропуска на 1 января 2014 г. было установлено и эксплуатировалось 251 СТСО ДРМ «Янтарь» [1].

Выявление радиационно-опасных объектов преимущественно (около 90 % случаев) происходило с помощью СТСО ДРМ «Янтарь» различных модификаций, в частности мобильной системой «Янтарь-МА-01», принадлежащей Владивостокскому морскому порту. Приобретению морским портом указанной системы «Янтарь-МА» способствовало тесное взаимодействие с Владивостокской таможней по вопросам организации и осуществлению радиационного контроля.

Обнаружение радиационно-опасных объектов происходило, как правило, в процессе выгрузки судна и помещении товаров на временное хранение.

Все должностные лица таможенных органов Дальневосточного региона, осуществлявшие радиационный контроль, прошли подготовку в Учебно-методическом центре ТКДРМ Владивостокского филиала Российской таможенный академии по соответствующим программам обучения.

Действия таможенных и других контрольно-надзорных органов в начальный период после радиационной аварии. Дальневосточное таможенное управление после аварии на японской АЭС «Фукусима-1», предвидя возможность поступления товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений, для усиления контроля, проводимого в отношении товаров, прибывающих из Японии, приказом от 15.03.2011 № 112 «Об усилении мер по радиационной безопасности» поставило задачи таможенным органам региона по усилению радиационного контроля товаров и обязательному взаимодействию, в рамках существующих соглашений о взаимодействии, с территориальными органами МЧС, Роспотребнадзора, Рос-технадзора и иными государственными органами при выявлении радиационно-опасных объектов. В дальнейшем, в целях усиления контроля за радиационной обстановкой, был издан приказ ДВТУ от 01.04.2011 № 139 «О повышении мер по радиационной безопасности», устанавливающий в том числе персональную ответственность начальников таможенных органов за организацию и результаты проведения радиационного контроля.

Владивостокская таможня, столкнувшись с первыми случаями выявления автотехники с повышенным уровнем ионизирующего излучения и с загрязнением бета-активными радионуклидами, незамедлительно собрала межведомственную комиссию из представителей ДВТУ, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, Управления ФСБ по Приморскому краю и Приморского отдела инспекции по радиационной безопасности Ростехнадзора для выработки стратегии и плана дальнейших действий. В дальнейшем представители таможни неоднократно принимали участие в совместных совещаниях с Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю, представителями морских портов, перевозчиками, владельцами зон таможенного контроля и складов временного хранения. Вся информация по выявленным объектам оперативно предоставлялась в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю для принятия решения о возможности ввоза выявленных объектов в соответствии с действующим законодательством.

Позиция таможенных органов в решении данной проблемы заключалась в том, что:

a) таможенные органы Российской Федерации не наделены полномочиями на установление требования по запрещению выгрузки товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, а также запрета ввоза этих товаров. Данные действия в отношении указанной категории товаров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Таможенного союза должна осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 22 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе»; пунктами 4.8, 4.17, 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08»; пунктами 8, 10.12, 10.14 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 № 893 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»);

b) законодательством не допускается наличие нефиксированного (снимаемого) радиоактивного загрязнения поверхности материалов и изделий, поступающих для использования в хозяйственной деятельности.

Данное требование установлено Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» и Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) п. 3.11.2;

с) проводить дезактивацию радиационно-опасных объектов иностранного происхождения, а также их выпуск для внутреннего потребления на территории Российской Федерации нельзя по следующим основаниям:

- нарушаются положения Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» -ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов из иностранных государств запрещается;

- согласно Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), не допускается наличие нефиксированного (снимаемого) радиоактивного загрязнения поверхности материалов и изделий, поступающих для использования в хозяйственной деятельности;

- может быть создан прецедент, последствием которого станет дальнейшее беспрепятственное использование территории Российской Федерации в качестве места для массовой дезактивации товаров с радиоактивным загрязнением.

Указанную позицию ДВТУ неоднократно доводило на ряде совещаний, посвященных обсуждению данного вопроса, проведенных в течение апреля 2011 г. с участием представителей территориальных органов Рос-потребнадзора, МЧС, Приморской транспортной прокуратуры, Владивостокского морского торгового порта, а также она была доведена до Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО, руководства ФТС России, Дальневосточного транспортного прокурора, Главного управления МЧС России по Приморскому краю, Управления Роспотреб-надзора по Приморскому краю.

Руководство ФТС России согласилось с позицией ДВТУ по указанной проблеме и письмами от 04.05.2011 обратилось в Правительство Российской Федерации и к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с предложением о запрете ввоза товаров с радиоактивным загрязнением и недопущения проведения работ по дезактивации таких товаров на территории Российской Федерации.

Проблемы контроля радиационно-опасных грузов. Должностными лицами таможенных постов выявлялись радиационно-опасные товары либо с применением СТСО ДРМ «Янтарь» (в 90 % случаев),

либо с применением переносных приборов радиационного контроля (измерителей-сигнализаторов поисковых ИСП-РМ1401К-01 или радиометров-спектрометров МКС-А03). Опыт обнаружения радиационно-опасных грузов при проведении таможенного контроля товаров, прибывших из районов, подвергшихся радиационному загрязнению, позволяет отметить следующее.

При существующей технологии загрузки судов проведение эффективного радиационного контроля товаров с целью выявления объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения на борту судна с практической точки зрения является неосуществимой задачей в силу следующих объективных причин.

Для того чтобы обследовать каждый товар с целью выявления повышенного уровня ионизирующего излучения по гамма-излучению, проводятся измерения на поверхности каждого объекта контроля. При этом поисковый прибор необходимо медленно (со скоростью примерно 10 см/с) перемещать вдоль всей поверхности объекта. При таком способе выявления повышенного уровня ионизирующего излучения по гамма-излучению в отношении, например, легкового автомобиля затрачивается примерно от 5 до 10 минут. В случае обнаружения повышенного уровня ионизирующего излучения по гамма-излучению с целью выявления возможного загрязнения бета-активными радионуклидами необходимо использовать дополнительные приборы радиационного контроля - радиометры-спектрометры МКС-А03. Тогда к имеющимся 5-10 минутам добавляется еще как минимум 5-15 минут или более, в зависимости от степени загрязнения объекта. Более того, даже в этом случае, затратив минимум 10, а то и 30 минут на один объект, можно определить только наличие загрязнения бета-активными радионуклидами без установления его характера (снимаемое или нет). При этом даже не идет речь об учете аппаратной погрешности измерения и погрешности самого измерения с применением соответствующего коэффициента Стьюдента, т. к. это увеличит время контроля одного объекта на порядок.

Если в качестве примера рассматривать автотехнику, то данные товары на борту судна загружены с минимальными промежутками (расстояниями) (примерно 10 см), и осуществить даже физическое перемещение должностного лица таможенного органа вдоль каждой единицы невозможно, а говорить о проведении измерений каждой единицы автотехники с помощью переносных технических средств вообще не приходится. Открыть автомобильную дверь и произвести измерения в салоне автомашины также не представляется возможным. Если товары (в частности автозапчасти или автомобили) перемещаются в морских контейнерах, загруженных в трюме судна по 5-6 этажей в высоту и на палубе судна

в 4-6 этажей в высоту, без каких-либо промежутков между ними даже в самом нижнем ряду, провести контроль также невозможно.

Необходимость расстояния между объектами обусловлена также исключением влияния радиационных параметров одного объекта на другой, в противном случае определить, какой из объектов имеет повышенный уровень ионизирующего излучения, а какой нет, весьма затруднительно.

Следует помнить и о соблюдении мер радиационной безопасности: возможности в случае необходимости соблюдения определенного расстояния от объекта, исключения непосредственного контакта с объектом, применения средств индивидуальной защиты (резиновые перчатки, респираторы, очки, бахилы и т. п.) - соблюдать эти меры при контроле каждого объекта на борту судна практически невозможно.

Государственный контроль морских судов, согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 22.12.2009 № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов товаров и животных в морских и речных портах (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», осуществляется у причалов, на рейдовых перегрузочных комплексах или на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска.

Дальневосточным таможенным управлением для организации проведения таможенного осмотра/досмотра морских судов, исключающего выгрузку с них на территорию Российской Федерации радиационно-опасных товаров, прибывающих из Японии, было предложено в проекте решения Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по пограничной политике отразить следующие предложения:

1. Рекомендовать территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области транспорта обязать грузоперевозчиков производить загрузку морских судов, осуществляющих международные перевозки из Японии, с обеспечением технологических проходов между товарами для организации возможности проведения дозиметрического контроля каждой отдельной единицы товара непосредственно на судне.

2. Внести дополнения (изменения) в технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в части осуществления санитарно-карантинного и таможенного контроля товаров и морских судов, прибывающих из Японии. А именно:

2.1. Суда, прибывающие из стран, имеющих районы радиационных аварий, подлежат обязательному санитарно-карантинному и таможенному контролю, осмотру/досмотру.

2.2. Товары и грузы, находящиеся на судах, прибывших из стран, имеющих районы радиационных аварий, подлежат обязательному санитарно-карантинному и таможенному контролю, осмотру/досмотру непосредственно на борту судна.

2.3. По результатам проведения совместного санитарно-карантинного и таможенного контроля при выявлении нарушения требований санитарных правил (поверхностное радиоактивное загрязнение и/или превышение уровня естественного радиационного фона по гамма-каналу) в отношении указанных товаров и грузов органами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, принимается решение о запрещении их выгрузки и запрещении ввоза на территорию Российской Федерации.

2.4. Принимая во внимание особенности перевозки различных товаров (контейнеры и т. п.) или при невозможности проведения контроля товаров на борту судна (по условиям техники безопасности, радиационной безопасности и т. д.), те же операции проводить при выгрузке товаров с принятием лицом, осуществляющим санитарно-карантинный контроль, решения о запрете либо возможности ввоза вышеуказанных товаров до момента их помещения на склад временного хранения (зону таможенного контроля).

Данные предложения были реализованы в Решении Комиссии от 17.05.2011 № 43.

Объективная оценка результатов деятельности таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывавших с территории Японии после аварии на японской АЭС «Фукусима-1», позволяет сделать следующие выводы:

1. Должностные лица таможенных органов Дальневосточного региона были организационно, кадрово и технически готовы к противодействию угрозам радиационной безопасности населения Российской Федерации, связанным с прибытием на территорию страны радиационно-опасных грузов из Японии.

2. Ранее существовавшее ведомственное нормативно-правовое регулирование вопросов проведения санитарно-карантинного и таможенного контроля, а также особенности перевозки товаров на морских судах не позволяло оперативно и эффективно реагировать на случаи попадания товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения на территорию РФ и вывоза их с территории РФ.

3. Несмотря на существовавшие в начальный после аварии период различные точки зрения на установление критериев запрета ввоза на территорию РФ радиационно-опасных грузов, благодаря настойчивости и профессионализму должностных лиц таможенных органов была

выработана единая межведомственная позиция по этому вопросу: определить критерием запрета на ввоз радиационно-опасных товаров на территорию РФ наличие на их поверхности снимаемого бета-загрязнения.

Список литературы

1. Дальневосточные таможенники выявили 330 радиационно-опасных объектов в 2013 году. URL: https://www.alta.ru/dvfo_news/28335/ (дата обращения: 10.11.2019).

2. Огородников Б. И. Радиоактивное загрязнение окружающей среды в Японии после аварии на АЭС «Фукусима-1» // Атомная техника за рубежом. 2013. № 8. С. 3-16.

3. Таможенники рассказали о работе по выявлению радиационно-опасных товаров. URL: http://vestiregion.ru/2011/04/14/tamozhenniki-rasskazali-o-rabote-po-vyyavleniyu-radiacionno-opasnyx-tovarov/ (дата обращения: 10.11.2019).

4. 36 радиационно-опасных объектов выявлено дальневосточными таможнями URL: https://www.alta.ru/dvfo_news/51423/ (дата обращения: 10.11.2019).

5. The Fukushima Daiichi Accident. Report by the Director General. URL: https:// www.coursehero.com/file/21397912/CP-18-IAEA-Fukushima-Pub 1710-1/ (дата обращения: 10.11.2019).

© Борисенко А. В., Фанин Р. А., Шестернин М. В., 2019 © Borisenko A. V., Fanin R. A., Shesternin M. V., 2019

Для цитирования:

Борисенко А. В., Фанин Р. А., Шестернин М. В. Уроки Фукусимы: деятельность таможенных органов Дальневосточного региона по организации и проведению таможенного контроля радиационно-опасных товаров, прибывших из Японии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.