Научная статья на тему 'Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ'

Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильные пункты пропуска / радиационный контроль / нормативно-правовое регулирование / таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов / automobile checkpoints / radiation control / normative and legal regulation / customs control of fissile and radioactive materials

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.В. Борисенко, Н.В. Берлова, Ю.В. Чубов

Рассмотрены особенности организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления. Приведена краткая характеристика автомобильных пунктов пропуска, выявлены общие актуальные проблемы в их деятельности по направлению ТКДРМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.В. Борисенко, Н.В. Берлова, Ю.В. Чубов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Peculiarities of Organization of the CCFRM at Automobile Checkpoints in the Region of FECA Activity

The features of the organization of customs control of fissile and radioactive materials (CCFRM) at automobile checkpoints in the region of activity of the Far Eastern Customs Administration are considered. A brief description of automobile checkpoints is given, common current problems in their activities concerning CCFRM are identified.

Текст научной работы на тему «Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ»

УДК 339.544

DOI 10.24412/1815-0683-2023-1-31-45

А. В. БОРИСЕНКО*, Н. В. БЕРЛОВА*, Ю. В. ЧУБОВ*

Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko.aleksandr@vfrta.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна -кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. berlova.natalja@vfrta.ru.

BERLOVA N. V. - Candidate of Engineering Sciences, Docent, Head of the Department of Commodity Research and Customs Assessment, Leading Researcher of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

ЧУБОВ Юрий Владимирович -кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. chubov.yurii@vfrta.ru.

CHUBOV Yu. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Leading Research Officer of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Рассмотрены особенности организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления. Приведена краткая характеристика автомобильных пунктов пропуска, выявлены общие актуальные проблемы в их деятельности по направлению ТКДРМ.

Ключевые слова: автомобильные пункты пропуска, радиационный контроль, нормативно-правовое регулирование, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов.

A. V. BORISENKO, N. V. BERLOVA, Yu. V. CHUBOV On the Peculiarities of Organization of the CCFRM at Automobile Checkpoints in the Region of FECA Activity

The features of the organization of customs control of fissile and radioactive materials (CCFRM) at automobile checkpoints in the region of activity of the Far Eastern Customs Administration are considered. A brief description of automobile checkpoints is given, common current problems in their activities concerning CCFRM are identified.

Keywords: automobile checkpoints, radiation control, normative and legal regulation, customs control of fissile and radioactive materials.

Одной из важнейших функций таможенных органов РФ, определенных законодательством, является обеспечение ядерной и радиационной безопасности на государственной границе. В рамках исполнения этой функции в таможенных

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

органах более четверти века назад была создана система таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ), элементы которой (организация, административное управление, нормативно-правовое сопровождение, кадровая укомплектованность, материально-техническое обеспечение и др.) постоянно совершенствовались в целях повышения ее эффективности. За сравнительно короткий срок российская технология ТКДРМ получила признание как одна из передовых в мире.

Вместе с тем в связи с осложнением военно-политической обстановки в мире в последние годы, особенно с началом специальной военной операции в Украине, углублением экономических, военно-политических противоречий между отдельными государствами, союзами государств, возрастанием числа межнациональных, межрелигиозных и межгосударственных конфликтов, а также с появлением новых технологий, которые могут быть применены для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств, значительно возросла угроза ядерного распространения и совершения террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ [1].

В дополнение к глобальным внешним факторам в последнее время на ядерную и радиационную безопасность на государственной границе РФ стали оказывать влияние и внутренние, связанные с расширением границ таможенной территории, изменением таможенного законодательства, структурными и штатными преобразованиями в таможенных органах, сложностями с финансированием деятельности таможенных органов, устареванием технических средств радиационного контроля, применяемых на границе и др.

В этих условиях в обеспечение исполнения указа Президента РФ от 13.10.2018 № 5851, определившего основные направления деятельности и задачи, в том числе таможенных органов, в области ядерной и радиационной безопасности государства, ФТС России, с целью совершенствования системы ТКДРМ, предпринимаются дополнительные усилия по укреплению ядерной и радиационной безопасности на государственной границе2 [6].

Однако, исходя из информации, поступающей из таможенных органов, предпринимаемых усилий явно недостаточно, о чем свидетельствует наличие системных проблем по направлению ТКДРМ. В частности:

- проведенные в последние годы оргштатные и структурные изменения в таможенных органах привели к сокращению отдельных подразделений ТКДРМ;

1 Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585.

2 Об утверждении Концепции системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 23.04.2019 № 688. URL: https://customs.consuItant.ru/documents (дата обращения: 30.01.2023); О направлении информации: письмо ФТС России от 21.06.2019 № 09-88/36763. URL: https://www.aIta.ru/ tamdoc/19p36763/ (дата обращения: 30.01.2023); О направлении дорожной карты: письмо ФТС России от 25.06.2020 № 09-092/34095. URL: https://www.aIta.ru/tamdoc/19p34095/ (дата обращения: 30.01.2023).

не везде имеются и отдельно выделенные штатные единицы должностных лиц, ответственные за ТКДРМ;

- технические средства (ТС) ТКДРМ в большинстве своем физически и морально устарели, а новые приборы приобретаются в крайне малом количестве;

- финансирование на техническое обслуживание и ремонт ТС ТКДРМ выделяется в ограниченном объеме;

- в таможнях и на таможенных постах резко снизилось число должностных лиц, прошедших обучение по программам повышения квалификации по направлению ТКДРМ.

В связи с этим и с учетом стоящих в настоящее время перед таможенными органами стратегических задач, чрезвычайно важным, актуальным и практически значимым является проведение комплексного исследования состояния системы ТКДРМ в таможенных органах, прежде всего на постах фактического контроля в пунктах пропуска различных типов: автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских.

В статье представлены некоторые результаты первого этапа научно-исследовательской работы «Комплексное исследование состояния и разработка предложений по совершенствованию организации и проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и других объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения в различных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза», посвященного изучению особенностей организации ТКДРМ и исследованию вышеуказанных проблем в автомобильных пунктах пропуска (АПП) в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

Автомобильные пункты пропуска (АПП) Дальневосточного федерального округа:реалии и перспективы. Автомобильный транспорт является вторым по значению (после железнодорожного) в обеспечении регионального сотрудничества Дальнего Востока России и провинций Северо-Восточного Китая: он наиболее распространен и удобен в приграничном сообщении. Автомобильная инфраструктура на российской территории существенно отличается от китайской как по качеству и протяженности автомобильных дорог, так и по обустройству пограничных пунктов пропуска.

В начале 1990-х гг., преимущественно по инициативе бизнеса, в ДВФО стали появляться новые пограничные пункты пропуска, особенно это касалось российско-китайской границы. К сожалению, обустройство обозначенных и открытых впоследствии пунктов пропуска через государственную границу РФ (пунктов пропуска) на российской территории затянулось на долгие годы. Российская сторона не справлялась с увеличившимся потоком грузов и пассажиров, с обустройством пунктов пропуска, которые открывались в экстренном режиме в качестве временных.

Вместе с тем на таможенной границе ЕАЭС действуют обязательные требования к оборудованию и материально-техническому оснащению пунктов

пропуска3, в том числе типовые требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры системой радиационного контроля4. В соответствии с ними пункты пропуска должны быть обеспечены системами радиационного контроля, предназначенными для пресечения незаконного оборота ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения и состоящими из стационарной и (или) переносной аппаратуры с детекторами гамма- и нейтронного излучения, радиометров-спектрометров и дозиметров.

Кроме этого, в пунктах пропуска действуют общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации таможенного и иных видов государственного контроля (надзора) (пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного)5. При этом должны быть учтены виды международного сообщения, специализация и классификация пунктов пропуска, планируемая пропускная способность, а также расчетная штатная численность создаваемых в пункте пропуска подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Вместе с тем в настоящее время, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки государства по обустройству пунктов пропуска, инфраструктура большинства АПП остается в неудовлетворительном состоянии [3; 5; 7].

В структуре ДВТУ находятся 7 таможен (не считая оперативной и электронной), состоящих из 64 таможенных постов. Из этого числа в регионе деятельности 4 таможен находится 12 действующих АПП (табл. 1): 4 - в регионе деятельности Уссурийской таможни, 5 - Читинской, 2 - Бурятской, 1 - Хабаровской (рис. 1). Из общего количества: 6 - двухсторонние пункты пропуска (ДАПП); 6 - многосторонние пункты пропуска (МАПП).

Отличительной особенностью деятельности таможенных органов в ДВФО является тот факт, что 4 из 7 таможен расположены в Приморском крае, где действует режим свободного порта Владивосток6. Пункты пропуска на данной

3 О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза: решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 (ред. от 03.03.2017).

4 О типовых требованиях к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, системой радиационного контроля: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.11.2021 № 145.

5 Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: пост. Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 (ред. от 14.04.2022).

6 О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 30.12.2021).

территории различаются между собой видом, проектной и фактической пропускной способностью, штатной численностью таможенных постов (табл. 2).

Информация, полученная из таможенных органов, свидетельствует, что основная интенсивность транспортных потоков в АПП отмечается исключительно на грузовом направлении. Интенсивность движения на пассажирском и легковом направлениях в последние два года по причине введения в отношении РФ ограничительных мер фактически отсутствует, за исключением ДАПП Кяхта и ДАПП Монды Бурятской таможни, обеспечивающих проведение таможенного контроля транспортных средств и пассажиров при пересечении границы с территорией Монголии.

Таблица 1

Основные действующие АПП в ДВФО

Таможня Пункт пропуска Сопредельный пункт пропуска

Хабаровская МАПП Кани-Курган Хэйхэ (КНР)

Уссурийская ДАПП Турий Рог Мишань (КНР)

ДАПП Полтавка Дуннин (КНР)

МАПП Пограничный Суйфэньхэ (КНР)

МАПП Краскино Хуньчунь (КНР)

Читинская МАПП Забайкальск Маньчжурия (КНР)

ДАПП Верхний Ульхун Ульхун (Монголия)

МАПП Соловьевск Эрэнцав (Монголия)

ДАПП Олочи Шивэй (КНР)

ДАПП Староцурухайтуйский Хэйшаньтоу (КНР)

Бурятская МАПП Кяхта Алтан-Булак (Монголия)

ДАПП Монды Ханх (Монголия

Рис. 1. Расположение основных действующих АПП в ДВФО

Таблица 2

Характеристики функционирующих АПП на территории Приморского края

Пункт пропуска Штатная численность таможенного поста, ед. Проектная пропускная способность (в сут.)

Грузовики Автобусы Физлица

Пограничный 83 100 44 2 500

Полтавка 56 110 68 2 500

Краскино 102 48 40 1 440

Турий Рог 21 24 16 500

В соответствии с законодательством РФ пункты пропуска могут специализироваться также и по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (специализированные пункты пропуска), среди них - специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию РФ радиоактивных веществ, представляющих опасность для человека, а также имеющие допуск на осуществление операций с ядерными материалами. Правительством РФ утверждены Правила определения перечней и сам перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, специально оборудованных и предназначенных для ввоза в РФ указанных выше товаров7. В настоящее время перечень включает 26 АПП, из которых 6 находятся в регионе деятельности ДВТУ: 5 - на границе с КНР (Забайкальск, Пограничный, Полтавка, Турий Рог, Краскино) и 1 - на границе с Монголией (Соловьевск). Кроме того, определен Перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, в которых допускается прибытие в РФ и убытие из РФ ядерных материалов, а также содержащих их товаров. В этом перечне отсутствуют АПП8.

Отметим, что на сегодняшний день для всех АПП ДВФО характерны общие проблемы:

- отсутствие единого комплекса зданий и сооружений для размещения государственных контрольных органов;

7 Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий: пост. Правительства РФ от 21.02.2008 № 110 (ред. от 15.07.2021); Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий: пост. Правительства РФ от 03.06.2011 № 442 (ред. от 20.06.2020).

8 Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров: пост. Правительства РФ от 15.02.2011 № 75 (ред. от 05.08.2022).

- значительная степень износа имеющихся зданий, помещений, сооружений и соответствующей инфраструктуры. Государственные программы по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, в которые включены некоторые из них, не реализованы в настоящее время;

- низкий уровень обеспечения складскими площадями, холодильным оборудованием, погрузо-разгрузочной техникой и современными средствами связи;

- низкий уровень материально-технического обеспечения деятельности государственных контрольных органов.

Состояние пунктов пропуска является сдерживающим фактором роста внешней торговли товарами и одной из основных причин низкой эффективности таможенных операций и таможенного контроля в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. К сожалению, неутешительные выводы о состоянии АПП ДВФО относятся к большинству пунктов пропуска на государственной границе РФ. Данный вывод подчеркивается и в программном документе ФТС России - Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (Стратегия-2030)9. В документе отмечено, что лишь примерно 15 % пунктов пропуска соответствуют установленным требованиям10, более 65 % пунктов пропуска необходимо реконструировать и модернизировать, а также что финансирование данных мероприятий ограничено, поэтому важно правильно расставить приоритеты.

Для реализации положений Стратегии-2030 ФТС России предложено «закрепить стандарты максимальной автоматизации совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта - модель "интеллектуального" пункта пропуска», основным элементом которого должна стать единая информационная система. Работа данной системы должна обеспечить интеграцию с программным обеспечением инспекционно-досмотровых и весога-баритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля с последующим их автоматическим анализом для принятия решения о досмотре груза. Слаженная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых товарных партий, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД.

В российских пунктах пропуска, в частности автомобильных, уже наработан опыт применения различных технических средств контроля, создан необходимый технологический задел. Обмен данными между госорганами также налажен

9 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.

10 О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза: решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 (ред. от 03.03.2017).

и осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Чтобы трансформировать обычный пункт пропуска в «интеллектуальный», в ближайшие годы предстоит объединить эти процессы в один сквозной бизнес-процесс и полностью их автоматизировать. Фактически будет создано по-настоящему «одно окно». Первый прототип «интеллектуального» пункта пропуска в России планируется запустить уже в 2024 г. Его появление наиболее вероятно на европейском направлении в Северо-Западном регионе. Также рассматриваются варианты модернизации одного из пунктов пропуска с Китаем на Дальнем Востоке [2].

Реализация федерального проекта «Логистика международной торговли»11, рассчитанного до 2024 г., позволит модернизировать целый ряд пунктов пропуска в ДВФО. Среди них АПП Марково, Турий Рог, Полтавка, Краскино, Кани-Курган, Забайкальск, Монды. Практически все они находятся в активной стадии проектирования.

В соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока12 к 2024 г. пропускная способность погранпереходов в ДВФО должна удвоиться. На территории региона будет обустроено 22 погран-перехода, в том числе 10 АПП - Марково, Кани-Курган, Забайкальск, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Монды, Кяхта, Пограничный и Староцурухайтуйский.

На сегодняшний день уже ведется работа по приоритезации пунктов пропуска в части их обустройства, модернизации и ввода в эксплуатацию. Например, за последние годы Росгранстрой достроил и ввел в эксплуатацию МАПП Кяхта в Бурятии, между Благовещенском и Хэйхэ по новому мосту через Амур в сжатые сроки обустроен по временной схеме МАПП Кани-Курган, пропускающий через границу до 190 транспортных средств в сутки; идет проектирование постоянного пункта пропуска [4]. В настоящее время идет реконструкция пункта пропуска в Краскино, которая началась еще 10 лет назад, была заморожена, но в настоящее время решения по реализации проекта найдены. В активной фазе и корректировка проекта реконструкции пункта пропуска Пограничный, после которой к концу 2023 г. будет реализована возможность пересечения границы на личном автотранспорте, а также увеличена пропускная способность пункта в 7 раз. К этому же сроку планируется провести работы по завершению строительно-монтажных работ в ДАПП Марково (он прошел Главгосэкспертизу), а в ДАПП Турий Рог и МАПП Полтавка ведутся проектно-изыскательные работы.

Однако заметим, что для реализации концепции «интеллектуального» пункта пропуска необходим более глубокий анализ всей совокупности информации,

11 Международная кооперация и экспорт: паспорт национального проекта (программы); утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

12 Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р.

в том числе поданной заинтересованными лицами (перевозчиками, декларантами, иностранными таможенными администрациями и пр.) и государственными контрольными органами.

Организация и проведение ТКДРМ в АПП в регионе деятельности ДВТУ.

В пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС реализацию задач и функций ФТС России по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на государственной границе РФ осуществляют пограничные таможенные посты в пределах полномочий, определенных приказом ФТС России13, среди которых:

1) участие в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу ЕАЭС радиоактивных веществ;

2) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

3) взаимодействие с органами пограничного и других видов государственного контроля;

4) обеспечение проведения ТКДРМ с использованием технических средств ТКДРМ;

5) проведение радиационного контроля с применением технических средств в отношении товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений, перемещаемых через государственную границу РФ на российском участке таможенной границы ЕАЭС, физических лиц, пересекающих государственную границу РФ на российском участке таможенной границы ЕАЭС, направленного на пресечение незаконного оборота ДРМ;

6) проведение идентификации и проверка заявленных характеристик (в рамках проведения таможенного контроля) в отношении ДРМ, перемещаемых через государственную границу РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

7) физическая защита ДРМ, выявленных при пресечении их незаконного перемещения через государственную границу РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) обеспечение радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения;

9) обеспечение проведения следующих форм таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками: таможенного осмотра; таможенного досмотра; личного таможенного досмотра; таможенного осмотра помещений и территорий, а также мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля, а также иных мер, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и законодательством РФ, применяемых на основании системы управления рисками.

Выполнение указанных функций и задач по направлению ТКДРМ на таможенных постах в пунктах пропуска через государственную границу РФ

13 Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799. URL: http://www.consuItant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

возлагается на отделы (отделения) ТКДРМ, отдельные должностные лица таможенного поста либо на должностных лиц в составе структурных подразделений. Как правило, в случае отсутствия отдела (отделения) ТКДРМ его функции делегируются отделу таможенных процедур и таможенного контроля (ОТПиТК), для которого не разработано типовое положение, поэтому в каждой таможне оно создается самостоятельно.

В регионе деятельности ДВТУ в таможнях и на таможенных постах отсутствуют штатные подразделения ТКДРМ. Контроль и координация действий подразделений таможни и таможенных постов по организации ТКДРМ осуществляется должностными лицами таможен, ответственными за направление ТКДРМ, из отдельных функциональных групп в составе ОТПиТК (Уссурийская таможня) или должностными лицами таможен, ответственными за ТКДРМ, в составе ОТПиТК (Хабаровская, Читинская и Бурятская таможни).

На сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке кадров по направлению ТКДРМ в этих таможенных органах, т. к. всего один человек выполняет функциональные обязанности, определенные приказами ФТС России по организации ТКДРМ, на всех таможенных постах и пунктах пропуска, находящихся в подчинении таможни и, как правило, расположенных от таможен на расстоянии сотен километров.

В настоящее время порядок проведения таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу РФ ДРМ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, регламентирован Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ, утвержденной приказом ГТК России № 154 от 04.02.200414, а также профилем риска, действующим в регионе деятельности таможенного поста.

Уполномоченные должностные лица таможенного органа согласно установленному Инструкцией порядку применяют:

- таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ (первичный радиационный контроль);

- таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств без их вскрытия);

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль и углубленное радиационное обследование).

Принятие решения об отнесении выявленного источника ионизирующего излучения к ДРМ в соответствии с профилем риска, действующим в отношении

14 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 14.02.2004 № 154. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/04pr0154/ (дата обращения: 30.01.2023).

товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, осуществляется по результатам экспертизы.

Общая технология деятельности подразделений по предотвращению незаконного перемещения ДРМ через границу приведена на рис. 2.

Рис. 2. Общая технология деятельности подразделений по предотвращению незаконного перемещения ДРМ через границу

Выполняя функции и задачи по направлению ТКДРМ в АПП должностные лица таможенных органов действуют в соответствии с Правилами, определяющими порядок осуществления государственного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска в целях координации деятельности государственных органов, осуществляющих контрольные функции15. В соответствии с этим документом при осуществлении контроля в пунктах пропуска применяется принцип «одного окна»: таможенные органы осуществляют таможенный контроль, государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинный контроль (СКК), федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и контроль в области обращения с пестицидами в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.

Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу РФ

15 Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации: пост. Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 (ред. от 25.11.2021). URL: http://www.consuItant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения и утверждаются Министерством транспорта РФ16.

В целях упорядочения и совершенствования действий должностных лиц таможенных органов ФТС России утвердило Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления СКК, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора17.

С целью пресечения незаконного перемещения через таможенную границу ДРМ и товаров на их основе, а также обеспечения соблюдения участниками ВЭД действующих на территории ЕАЭС Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, содержащим радиоактивные вещества18, таможенные органы в пределах своей компетенции проводят радиационный контроль в отношении перемещаемых через таможенную границу объектов таможенного контроля.

Отметим, что на сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность таможенных органов по направлению ТКДРМ, недостаточное, в частности, отсутствуют такие документы, как Порядок проведения радиационного контроля, методические рекомендации и методические указания по проведению радиационного контроля в АПП.

Радиационный контроль товаров и перевозящих их транспортных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе осуществляется таможенное наблюдение с помощью СТСО ДРМ «Янтарь» или с помощью переносного прибора радиационного контроля в отношении въезжающих на территорию пункта пропуска автотранспортных средств. Далее осуществляется таможенный осмотр вызвавших срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь» товаров и транспортных средств с помощью индикаторов-сигнализаторов типа ИСП-РМ1401К-01. Затем при наличии оснований производится таможенный досмотр товаров и транспортных средств с использованием радиометра-спектрометра, по результатам которого

16 Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска: приказ Минтранса России от 24.01.2014 № 23 (ред. от 17.09.2021). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

17 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора: приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 (ред. от 17.01.2014). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

18 О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 17.03.2022). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

принимается решение о проведении СКК в отношении выявленных объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Такая организация таможенного и радиационного контроля товаров и транспортных средств характерна для АПП, оснащенных СТСО ДРМ «Янтарь». Однако не все АПП, расположенные в зоне деятельности ДВТУ оснащены данным прибором. К таким пунктам пропуска относятся, например, МАПП Кани-Курган и ДАПП Верхний Ульхун, в которых радиационный контроль осуществляется с помощью переносных ТС ТКДРМ обнаружения ДРМ типа ИСП-РМ1401К-01 и радиометров-спектрометров МКС-А03 в рамках таможенного осмотра и, если на то имеются основания, таможенного досмотра товаров и транспортных средств после их размещения в зоне таможенного контроля.

В пунктах пропуска, расположенных на территории Приморского края, определен ряд особенностей организации и осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска свободного порта Владивосток. В соответствии с установленным порядком СКК в этих пунктах пропуска в отношении товаров и транспортных средств осуществляют в полном объеме таможенные органы. СКК осуществляется в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 29919.

В регионе деятельности Бурятской, Читинской и Хабаровской таможен особенностей таможенного контроля, в соответствии с положениями федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ20 нет, а СКК осуществляется в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 50021.

Порядок взаимодействия должностных лиц таможенных органов с представителями органов Роспотребнадзора изложен в совместном письме ФТС России и Роспотребнадзора22 и применяется с учетом требований действующих нормативно-правовых актов во всех АПП в зоне деятельности ДВТУ

По результатам рассмотрения документов и сведений о поступивших товарах, подлежащих СКК, на основании проведенной оценки территориального органа Роспотребнадзора, с учетом полученных результатов применения системы управления рисками, таможенным органом принимается решение о выпуске или о запрете выпуска товаров.

19 О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 17.03.2022). URL: http://www.consuItant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

20 О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 30.12.2021).

21 Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: пост. Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 (ред. от 25.01.2022).

22 О взаимодействии территориальных органов Роспотребнадзора и таможенных органов РФ при установлении факта перемещения объекта с повышенным радиационным фоном: письмо ФТС России и Роспотребнадзора от 27.01.2017 № 01-11/04068. URL: http://www.consuItant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

Кроме того, в деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ в АПП важной составляющей является их взаимодействие с иными территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время в рамках межведомственного соглашения, представленного Планом взаимодействия Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю с ДВТУ, при реализации в 2022 г. предоставленных полномочий, осуществляется взаимодействие и информирование между подразделениями таможенных органов и пограничной службой по направлению ТКДРМ. При этом отметим наличие плана взаимодействия Службы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю только с Уссурийской таможней. Межведомственные соглашения о взаимодействии Читинской, Бурятской, Хабаровской таможен с пограничной службой по направлению ТКДРМ отсутствуют.

Подводя итог, отметим следующие особенности организации ТКДРМ в АПП в регионе деятельности ДВТУ

1. В рассматриваемом регионе находится 12 действующих АПП, для которых в настоящее время характерны проблемы обустройства и материально-технического обеспечения деятельности государственных контрольных органов, что является сдерживающим фактором роста внешней торговли товарами и одной из основных причин низкой эффективности таможенных операций и таможенного контроля.

2. В соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока к 2024 г. пропускная способность пунктов пропуска в ДВФО должна удвоиться, на территории региона будет обустроено 10 АПП и планируется запустить первый прототип «интеллектуального» пункта пропуска.

3. При организации и осуществлении государственного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в регионе деятельности ДВТУ существуют различия. Так, в регионе деятельности Уссурийской таможни действует режим свободный порт Владивосток, в соответствии с которым проведение СКК возложено в полном объеме на таможенные органы, а в регионе деятельности Бурятской, Читинской и Хабаровской таможен СКК осуществляется совместно с территориальными органами Роспотребнадзора.

4. На сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность таможенных органов по направлению ТКДРМ, недостаточное, в частности, отсутствуют такие документы, как Порядок проведения радиационного контроля, методические рекомендации и методические указания по проведению радиационного контроля в АПП.

5. Выявление радиационно-опасных объектов в АПП ДВТУ осуществляется преимущественно по фактам срабатывания СТСО ДРМ «Янтарь» на прибывающие в АПП автотранспортные средства, товары и физические лица. Однако не все АПП, расположенные в зоне деятельности ДВТУ, оснащены СТСО ДРМ

«Янтарь» (МАПП Кани-Курган и ДАПП Верхний Ульхун), в которых радиационный контроль осуществляется с помощью переносных ТС ТКДРМ.

6. В таможнях и на таможенных постах отмечается недостаточное количество кадров, ответственных за организацию и проведение ТКДРМ, что приводит к снижению его эффективности и результативности, а также административного контроля со стороны таможен на таможенных постах.

Список литературы

1. Борисенко А. В. Проблемы обучения должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ и пути их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 15-34.

2. Каким будет интеллектуальный пункт пропуска на таможне - колонка Владимира Ивина. URL: https://customs.gov.ru/press/aktuaI-no/document/261715 (дата обращения: 30.01.2023).

3. Краскино, Марково и Пограничный: в Росгранстрое рассказали, что ждет погранпункты Приморья. URL: https://primamedia.ru/news/1105516 (дата обращения: 30.01.2023).

4. Хрущев И. Э. Мероприятия по строительству и модернизации пунктов пропуска на Дальнем Востоке // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 43-46.

5. Чжоу Т. Пункты пропуска на Восточной части российско-китайской границы в 1990-е гг. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск - Хэйхэ, Чанчунь, Шэньян, 21-28 мая 2018 г. / отв. редакторы Д. В. Буяров, Д. В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2018. С. 311-315.

6. Читинская таможня провела учения по радиационной безопасности. URL: https://www.tks.ru/news/nearby/2020/11/09/0006 (дата обращения: 30.01.2023).

7. Шарощенко И. В. Состояние пунктов пропуска Дальнего Востока России как условие развития экономики региона // Фундаментальные исследования. 2020. № 8. С. 86-91.

© Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В., 2023 © Borisenko A. V., BerIova N. V., Chubov Yu. V., 2023

Для цитирования:

Борисенко А. В., Берлова Н. В., Чубов Ю. В. Об особенностях организации ТКДРМ в автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1(102). С. 31-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.