УДК 339.543.2
ПРОБЛЕМА ОСНАЩЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ
ПРОПУСКА ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ
Афонин Петр Николаевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
Пулин Александр Олегович
Российская таможенная академия, аспирант, e-mail: [email protected]
В статье предлагается решение проблемы оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами путем применения теории графов на примере Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений. Авторами описаны основные параметры и предложены соответствующие расчеты
Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс; пункт пропуска; теория графов; концепция
THE PROBLEM OF EQUIPMENT OF AUTOMOBILE AND RAILWAY CHECKPOINTS WITH X-RAYS AND APPLICATION OF GRAPH THEORY
Afonin Peter N.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Foren-sics, Doctor of Technical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]
Pulin Alexander О.
Russian Customs Academy, Postgraduate student, e-mail:[email protected]
The article proposes a solution to the problem of equipping automobile and railway checkpoints with x-rays by applying graph theory; Its main parameters in the indicated context are described and corresponding calculations are proposed
Keywords: inspection and inspection complex; checkpoint; graph theory; concept
Для цитирования: Афонин П.Н., Пулин А.О. Проблема оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами и применение теории графов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 19-23.
Положение Российской Федерации с точки зрения географии и геополитики предопределяет прохождение через ее границы кратчайших транспортных коридоров, которые соединяют Европу и Азию. В силу этого обстоятельства от государственных органов требуется обеспечение оперативного и эффективного контроля за перевозимыми через территорию РФ товарами и транспортными средствами.
К сожалению, существуют различные методы незаконного перемещения товаров и контрабанды, в частности, недекларирование, недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, несоблюдение запретов и ограничений в отношении перевозимых товаров, представление недействительных документов и другое. Однако одним из наиболее популярных методов незаконного перемещения товаров, транспортных средств и контрабанды является их сокрытие от проводимого таможенного контроля при помощи тайников, вложений либо же маскировка реальными грузами [1].
Всемирная таможенная организация (ВТамО), а также Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ наряду с осуществлением оперативных
мероприятий стремятся максимально исключить такого вида угрозы путем применения специальных технических средств таможенного контроля (ТСТК). Наиболее эффективными ТСТК на сегодняшний день являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за минимальное количество времени получить изображение транспортного средства и изображение перевозимых в нем товаров без вскрытия и разгрузки с характеристиками и параметрами, дающими возможность идентифицировать перемещаемые товары, элементы конструкции транспортного средства, находить в них предметы, запрещенные или ограниченные к перевозке.
Ввиду отсутствия ИДК в пунктах пропуска на основных направлениях товаропотоков вызывает обеспокоенность защищенность границ РФ от перевозок запрещенных и ограниченных товаров.
Актуальность темы исследования обусловливается противоречием между необходимым и имеющимся уровнями оснащения пунктов пропуска ИДК.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке
логистическом модели управления рисками с применением ИДК с целью обоснованной оценки целесообразности оснащения пунктов пропуска ИДК по критериям месторасположения и статистических данных товаропотоков. Кроме того, авторами разработан инструментарий для определения автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, которые подлежат оснащению ИДК.
Методологической основой исследования относительно вопросов распознавания образов на рентгенограммах послужили труды таких отечественных специалистов в области таможенного дела, как П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин [1], которые сформулировали общие научно-методические рекомендации по повышению эффективности применения неразрушающих технологий таможенного контроля в пунктах пропуска с учетом рекомендаций ВТамО и ООН. В дополнение хотелось бы также отметить исследование таких ученых, как П.Н. Башлы, Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов, С.Н. Гамидуллаев [2].
Поскольку выявление и минимизация рисков в отношении перевозимых товаров и транспортных средств зависит прямо пропорционально
от оснащенности отечественных пунктов пропуска РФ неразрушающими системами таможенного контроля, внедрение в практику таможенного контроля таких систем является одним из наиболее важных направлений деятельности ФТС РФ.
Необходимо отметить, что далеко не все пункты пропуска оснащены такими комплексами, в железнодорожных пунктах пропуска они отсутствуют вообще [3, 4].
Представляется возможным решение указанной проблемы при помощи построения логистической модели управления рисками с применением ИДК с элементами теории графов, то есть оснащенности пунктов пропуска такими комплексами на примере Север-Западного (рис. 1) и Дальневосточного таможенных управлений (рис. 2).
Пункты пропуска - многосторонние (МАПП) / двусторонние автомобильные (ДАПП) с ИДК и без него и железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) и города назначения обозначим как вершины, а основные стратегические направления товаропото-ков - через дуги.
Рис. 1. Модель с элементами теории графов на примере пунктов пропуска СЗТУ
(рисунок авторский)
Активное применение неразрушающих технологий таможенного контроля при его проведении в отношении товаров и транспортных средств дает возможность значительно снизить как временные, так и финансовые затраты для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако следует заметить, что нет необходимости в каждом пункте пропуска ставить такие системы, исходя из Рекомендации Коллегии ЕЭК от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» установка ИДК в пунктах пропуска производится с учетом прохождения основных международных транспортных коридоров, основных транспортных магистралей и максимальных показателей товаропотоков [5].
Далее предлагается балльная система оценки выбора наиболее оптимального решения в рамках оснащения пунктов пропуска ИДК, исходя из заданных критериев оптимальности. Каждый критерий оценивается по степени соответствия заданным параметрам (табл. 1).
Итог по каждому критерию рассчитывается по формуле (1):
Таблица 1
О = П * к
(1)
где Пх - оценка в соответствии с заданным критерием;
к - итоговый коэффициент в соответствии
ит т т ^
с предлагаемыми параметрами.
Чем меньше баллов выходит по итогам вычислений, тем более целесообразным представляется предлагаемый вариант. Все вычисления приведены в табл. 2.
Матрица определения пунктов пропуска, подлежащих установке ИДК
№ п/п Показатель Критерий Оценка, баллы Коэффициенты
1. Загрузка пункта пропуска Кол-во ДТ, выпускаемых в пункте пропуска за год (1) 10 3 -< 1000 2 - 1001-2000 1 - 2001-5000 0,5 - > 5000
Кол-во грузовых трансп. средств (ж/д поездов), перевозящих товары через пункт пропуска за год (2) 10 3 - < 1000 (100) 2 - 1001-30000 (101-1400) 1 - 30001-70000 (1401-3000) 0,5 - > 70000 (3000)
2. Риски на товарные партии Рисковые товарные партии (в %) (3) 10 3 - < 10 2 - 11-15 1 - 16-30 0,5 - > 30
Рисковые товарные партии, повлекшие проведение таможенного досмотра (в %) (4) 5 3 - < 5 2 - 6-10 1 - 11-15 0,5 - > 15
Исходя из произведенных расчетов и учитывая фактор дублирования транспортных путей для разных видов транспорта, неразрушающими системами таможенного контроля необходимо оснастить:
- в регионе деятельности СЗТУ - ЖДПП Печо-ры-Псковские, МАПП Лудонка, ЖДПП Пыталово, ЖДПП Бусловская;
Рис. 2. Модель с элементами теории графов на примере пунктов пропуска СЗТУ (рисунок авторский)
Таблица 2
Расчеты параметров в целях определения пунктов пропуска, подлежащих оснащению ИДК на примере СЗТУ и ДВТУ (за 2019 г.)
Пункт пропуска Оценка в баллах по критериям Коэффициент по критериям Итоговая оценка
10 5 1 2 3 4
1 2 3 4
СЗТУ Мурманская таможня
Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Борисоглебск ИДК установлен
МАПП Лютта 1 520 1 905 25 21 2 2 1 0,5 42,5
МАПП Салла 1 505 1 895 15 12 2 2 2 1 85
Карельская таможня
МАПП Вяртсиля ИДК установлен
МАПП Люття 11 505 52 914 6 2 0,5 1 3 3 30
МАПП Суоперя 10 655 49 914 6 4 0,5 1 3 3 30
ЖДПП Люття 2 143 496 7 4 1 2 3 3 75
ЖДПП Вяртсиля 2 789 675 3 0,5 1 2 3 3 75
Выборгская таможня
МАПП Брусничное ИДК установлен
МАПП Торфяновка ИДК установлен
МАПП Светогорск ИДК установлен
ЖДПП Светогорск 4 007 916 17 14 1 2 1 1 25
ЖДПП Бусловская 7 921 1 997 11 9 0,5 1 2 2 20
Кингисеппская таможня
МАПП Ивангород ИДК установлен
ЖДПП Ивангород 8 332 3 397 6 4 0,5 0,5 3 3 22,5
Псковская таможня
МАПП Бурачки ИДК установлен
МАПП Убылинка ИДК установлен
МАПП Лудонка 5 554 63 391 16 10 0,5 1 1 2 15
МАПП Шумилкино ИДК установлен
МАПП Куничина гора ИДК установлен
ЖДПП Печоры-Псковские 1 770 5 725 20 16 2 0,5 1 0,5 12,5
ЖДПП Пыталово 1 779 5 282 18 10 2 0,5 1 2 20
ЖДПП Себеж 1 576 5 270 13 8 2 0,5 2 2 30
ДВТУ Читинская таможня
МАПП Забайкальск ИДК установлен
ДАПП Староцурухайтуйский 8 333 54 328 12 8 0,5 1 2 2 20
ДАПП Олочи 7 134 50 328 9 6 0,5 1 3 2 25
ЖДПП Забайкальск 1 327 4 100 11 8 2 0,5 2 2 30
Благовещенская таможня
МАПП Благовещенск 2 865 34 563 12 9 1 1 2 2 30
МАПП Поярково 1 432 28 365 13 7 2 2 2 2 90
Биробиджанская таможня
МАПП Амурзет 789 11 735 7 5 3 2 3 3 195
МАПП Нижнеленинское ИДК установлен
Хабаровская таможня
МАПП Покровка ИДК установлен
Уссурийская таможня
МАПП Пограничный ИДК установлен
МАПП Краскино 7 432 24 913 25 20 0,5 2 1 0,5 12,5
ДАПП Марково 5 432 6 128 12 9 0,5 2 2 2 30
ДАПП Турий Рог ИДК установлен
ДАПП Полтавка ИДК установлен
ЖДПП Пограничный 2 997 640 26 19 1 2 1 0,5 22,5
ЖДПП Махалино 47 102 17 9 3 2 1 2 70
- в регионе деятельности ДВТУ - МАПП Кра-скино, ЖДПП Забайкальск, ЖДПП Пограничный, ДАПП Староцурухайтуйский.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что концепция оснащения автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска неразрушающими системами таможенного контроля предполагает установку в железнодорожных пунктах пропуска ИДК с целью снижения рисков, связанных с попытками ввоза товаров через транспортные коридоры, повышения скорости и эффективности таможенного контроля, а также снижения издержек для участников ВЭД.
Библиографический список:
1. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов / П.Н. Афонин [и др.] М: 2016. 99 с.
2. Башлы П.Н. Об импортозамещении ИДК таможенных органов / П.Н. Башлы, Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов,
С.Н. Гамидуллаев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3. С. 15-19.
3. Афонин П.Н. Актуальные вопросы применения ИДК / П.Н. Афонин, А.О. Пулин, А.А. Иванникова // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Том 4 № 1 (13). С. 41-43.
4. Информационно-справочная система контроля таможенной деятельности (ИСС «Малахит». версия 7.0). Руководство пользователя // sdo.spbrta. ru URL: http://sdo.spbrta.ru/pluginfile.php/113098/ mod_resource/content/1/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D 0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82%20812000-25%2034.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
5. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» / Сайт КонсультантПлюс, URL: http:// www.consultant.ru