Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОСНАЩЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ'

ПРОБЛЕМА ОСНАЩЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКЦИОНН ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПУНКТ ПРОПУСКА / ТЕОРИЯ ГРАФОВ КОНЦЕПЦИЯ / INSPECTION AND INSPECTION COMPLEX / CHECK POINT / GRAPH THEORY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Пулин Александр Олегович

В статье предлагается решение проблемы оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска инспекционно досмотровыми комплексами путем применения теории графов на примере Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений. Авторами описаны основные параметры и предложены соответствующие расчеты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EQUIPMENT OF AUTOMOBILE AND RAILWAY CHECKPOINTS WITH X-RAYS AND APPLICATION OF GRAPH THEORY

The article proposes a solution to the problem of equipping automobile and railway checkpoints with xrays by applying graph theory Its main parameters in the indicated context are described and corresponding calculations are proposed

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОСНАЩЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ»

УДК 339.543.2

ПРОБЛЕМА ОСНАЩЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ

ПРОПУСКА ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ

Афонин Петр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: [email protected]

Пулин Александр Олегович

Российская таможенная академия, аспирант, e-mail: [email protected]

В статье предлагается решение проблемы оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами путем применения теории графов на примере Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений. Авторами описаны основные параметры и предложены соответствующие расчеты

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс; пункт пропуска; теория графов; концепция

THE PROBLEM OF EQUIPMENT OF AUTOMOBILE AND RAILWAY CHECKPOINTS WITH X-RAYS AND APPLICATION OF GRAPH THEORY

Afonin Peter N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Foren-sics, Doctor of Technical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

Pulin Alexander О.

Russian Customs Academy, Postgraduate student, e-mail:[email protected]

The article proposes a solution to the problem of equipping automobile and railway checkpoints with x-rays by applying graph theory; Its main parameters in the indicated context are described and corresponding calculations are proposed

Keywords: inspection and inspection complex; checkpoint; graph theory; concept

Для цитирования: Афонин П.Н., Пулин А.О. Проблема оснащенности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами и применение теории графов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 19-23.

Положение Российской Федерации с точки зрения географии и геополитики предопределяет прохождение через ее границы кратчайших транспортных коридоров, которые соединяют Европу и Азию. В силу этого обстоятельства от государственных органов требуется обеспечение оперативного и эффективного контроля за перевозимыми через территорию РФ товарами и транспортными средствами.

К сожалению, существуют различные методы незаконного перемещения товаров и контрабанды, в частности, недекларирование, недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, несоблюдение запретов и ограничений в отношении перевозимых товаров, представление недействительных документов и другое. Однако одним из наиболее популярных методов незаконного перемещения товаров, транспортных средств и контрабанды является их сокрытие от проводимого таможенного контроля при помощи тайников, вложений либо же маскировка реальными грузами [1].

Всемирная таможенная организация (ВТамО), а также Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ наряду с осуществлением оперативных

мероприятий стремятся максимально исключить такого вида угрозы путем применения специальных технических средств таможенного контроля (ТСТК). Наиболее эффективными ТСТК на сегодняшний день являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за минимальное количество времени получить изображение транспортного средства и изображение перевозимых в нем товаров без вскрытия и разгрузки с характеристиками и параметрами, дающими возможность идентифицировать перемещаемые товары, элементы конструкции транспортного средства, находить в них предметы, запрещенные или ограниченные к перевозке.

Ввиду отсутствия ИДК в пунктах пропуска на основных направлениях товаропотоков вызывает обеспокоенность защищенность границ РФ от перевозок запрещенных и ограниченных товаров.

Актуальность темы исследования обусловливается противоречием между необходимым и имеющимся уровнями оснащения пунктов пропуска ИДК.

Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке

логистическом модели управления рисками с применением ИДК с целью обоснованной оценки целесообразности оснащения пунктов пропуска ИДК по критериям месторасположения и статистических данных товаропотоков. Кроме того, авторами разработан инструментарий для определения автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, которые подлежат оснащению ИДК.

Методологической основой исследования относительно вопросов распознавания образов на рентгенограммах послужили труды таких отечественных специалистов в области таможенного дела, как П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин [1], которые сформулировали общие научно-методические рекомендации по повышению эффективности применения неразрушающих технологий таможенного контроля в пунктах пропуска с учетом рекомендаций ВТамО и ООН. В дополнение хотелось бы также отметить исследование таких ученых, как П.Н. Башлы, Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов, С.Н. Гамидуллаев [2].

Поскольку выявление и минимизация рисков в отношении перевозимых товаров и транспортных средств зависит прямо пропорционально

от оснащенности отечественных пунктов пропуска РФ неразрушающими системами таможенного контроля, внедрение в практику таможенного контроля таких систем является одним из наиболее важных направлений деятельности ФТС РФ.

Необходимо отметить, что далеко не все пункты пропуска оснащены такими комплексами, в железнодорожных пунктах пропуска они отсутствуют вообще [3, 4].

Представляется возможным решение указанной проблемы при помощи построения логистической модели управления рисками с применением ИДК с элементами теории графов, то есть оснащенности пунктов пропуска такими комплексами на примере Север-Западного (рис. 1) и Дальневосточного таможенных управлений (рис. 2).

Пункты пропуска - многосторонние (МАПП) / двусторонние автомобильные (ДАПП) с ИДК и без него и железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) и города назначения обозначим как вершины, а основные стратегические направления товаропото-ков - через дуги.

Рис. 1. Модель с элементами теории графов на примере пунктов пропуска СЗТУ

(рисунок авторский)

Активное применение неразрушающих технологий таможенного контроля при его проведении в отношении товаров и транспортных средств дает возможность значительно снизить как временные, так и финансовые затраты для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако следует заметить, что нет необходимости в каждом пункте пропуска ставить такие системы, исходя из Рекомендации Коллегии ЕЭК от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» установка ИДК в пунктах пропуска производится с учетом прохождения основных международных транспортных коридоров, основных транспортных магистралей и максимальных показателей товаропотоков [5].

Далее предлагается балльная система оценки выбора наиболее оптимального решения в рамках оснащения пунктов пропуска ИДК, исходя из заданных критериев оптимальности. Каждый критерий оценивается по степени соответствия заданным параметрам (табл. 1).

Итог по каждому критерию рассчитывается по формуле (1):

Таблица 1

О = П * к

(1)

где Пх - оценка в соответствии с заданным критерием;

к - итоговый коэффициент в соответствии

ит т т ^

с предлагаемыми параметрами.

Чем меньше баллов выходит по итогам вычислений, тем более целесообразным представляется предлагаемый вариант. Все вычисления приведены в табл. 2.

Матрица определения пунктов пропуска, подлежащих установке ИДК

№ п/п Показатель Критерий Оценка, баллы Коэффициенты

1. Загрузка пункта пропуска Кол-во ДТ, выпускаемых в пункте пропуска за год (1) 10 3 -< 1000 2 - 1001-2000 1 - 2001-5000 0,5 - > 5000

Кол-во грузовых трансп. средств (ж/д поездов), перевозящих товары через пункт пропуска за год (2) 10 3 - < 1000 (100) 2 - 1001-30000 (101-1400) 1 - 30001-70000 (1401-3000) 0,5 - > 70000 (3000)

2. Риски на товарные партии Рисковые товарные партии (в %) (3) 10 3 - < 10 2 - 11-15 1 - 16-30 0,5 - > 30

Рисковые товарные партии, повлекшие проведение таможенного досмотра (в %) (4) 5 3 - < 5 2 - 6-10 1 - 11-15 0,5 - > 15

Исходя из произведенных расчетов и учитывая фактор дублирования транспортных путей для разных видов транспорта, неразрушающими системами таможенного контроля необходимо оснастить:

- в регионе деятельности СЗТУ - ЖДПП Печо-ры-Псковские, МАПП Лудонка, ЖДПП Пыталово, ЖДПП Бусловская;

Рис. 2. Модель с элементами теории графов на примере пунктов пропуска СЗТУ (рисунок авторский)

Таблица 2

Расчеты параметров в целях определения пунктов пропуска, подлежащих оснащению ИДК на примере СЗТУ и ДВТУ (за 2019 г.)

Пункт пропуска Оценка в баллах по критериям Коэффициент по критериям Итоговая оценка

10 5 1 2 3 4

1 2 3 4

СЗТУ Мурманская таможня

Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Борисоглебск ИДК установлен

МАПП Лютта 1 520 1 905 25 21 2 2 1 0,5 42,5

МАПП Салла 1 505 1 895 15 12 2 2 2 1 85

Карельская таможня

МАПП Вяртсиля ИДК установлен

МАПП Люття 11 505 52 914 6 2 0,5 1 3 3 30

МАПП Суоперя 10 655 49 914 6 4 0,5 1 3 3 30

ЖДПП Люття 2 143 496 7 4 1 2 3 3 75

ЖДПП Вяртсиля 2 789 675 3 0,5 1 2 3 3 75

Выборгская таможня

МАПП Брусничное ИДК установлен

МАПП Торфяновка ИДК установлен

МАПП Светогорск ИДК установлен

ЖДПП Светогорск 4 007 916 17 14 1 2 1 1 25

ЖДПП Бусловская 7 921 1 997 11 9 0,5 1 2 2 20

Кингисеппская таможня

МАПП Ивангород ИДК установлен

ЖДПП Ивангород 8 332 3 397 6 4 0,5 0,5 3 3 22,5

Псковская таможня

МАПП Бурачки ИДК установлен

МАПП Убылинка ИДК установлен

МАПП Лудонка 5 554 63 391 16 10 0,5 1 1 2 15

МАПП Шумилкино ИДК установлен

МАПП Куничина гора ИДК установлен

ЖДПП Печоры-Псковские 1 770 5 725 20 16 2 0,5 1 0,5 12,5

ЖДПП Пыталово 1 779 5 282 18 10 2 0,5 1 2 20

ЖДПП Себеж 1 576 5 270 13 8 2 0,5 2 2 30

ДВТУ Читинская таможня

МАПП Забайкальск ИДК установлен

ДАПП Староцурухайтуйский 8 333 54 328 12 8 0,5 1 2 2 20

ДАПП Олочи 7 134 50 328 9 6 0,5 1 3 2 25

ЖДПП Забайкальск 1 327 4 100 11 8 2 0,5 2 2 30

Благовещенская таможня

МАПП Благовещенск 2 865 34 563 12 9 1 1 2 2 30

МАПП Поярково 1 432 28 365 13 7 2 2 2 2 90

Биробиджанская таможня

МАПП Амурзет 789 11 735 7 5 3 2 3 3 195

МАПП Нижнеленинское ИДК установлен

Хабаровская таможня

МАПП Покровка ИДК установлен

Уссурийская таможня

МАПП Пограничный ИДК установлен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАПП Краскино 7 432 24 913 25 20 0,5 2 1 0,5 12,5

ДАПП Марково 5 432 6 128 12 9 0,5 2 2 2 30

ДАПП Турий Рог ИДК установлен

ДАПП Полтавка ИДК установлен

ЖДПП Пограничный 2 997 640 26 19 1 2 1 0,5 22,5

ЖДПП Махалино 47 102 17 9 3 2 1 2 70

- в регионе деятельности ДВТУ - МАПП Кра-скино, ЖДПП Забайкальск, ЖДПП Пограничный, ДАПП Староцурухайтуйский.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что концепция оснащения автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска неразрушающими системами таможенного контроля предполагает установку в железнодорожных пунктах пропуска ИДК с целью снижения рисков, связанных с попытками ввоза товаров через транспортные коридоры, повышения скорости и эффективности таможенного контроля, а также снижения издержек для участников ВЭД.

Библиографический список:

1. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов / П.Н. Афонин [и др.] М: 2016. 99 с.

2. Башлы П.Н. Об импортозамещении ИДК таможенных органов / П.Н. Башлы, Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов,

С.Н. Гамидуллаев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3. С. 15-19.

3. Афонин П.Н. Актуальные вопросы применения ИДК / П.Н. Афонин, А.О. Пулин, А.А. Иванникова // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Том 4 № 1 (13). С. 41-43.

4. Информационно-справочная система контроля таможенной деятельности (ИСС «Малахит». версия 7.0). Руководство пользователя // sdo.spbrta. ru URL: http://sdo.spbrta.ru/pluginfile.php/113098/ mod_resource/content/1/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D 0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82%20812000-25%2034.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

5. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» / Сайт КонсультантПлюс, URL: http:// www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.