Научная статья на тему 'К вопросу о формировании критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ'

К вопросу о формировании критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов / эффективность таможенной деятельности / таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов / system of indicators of efficiency and effectiveness of customs authorities / efficiency of customs activities / customs control of fissile and radioactive materials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Борисенко, Ю.В. Чубов

Рассматриваются подходы к определению критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ); анализируется система показателей и критериев оценки по этому направлению, а также рассматривается нормативная и правовая база, регламентирующая систему показателей и критериев эффективности и результативности деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Борисенко, Ю.В. Чубов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Formation of Criteria for Assessing the Activities of Customs Authorities in the Direction of the CCFRM

Approaches to the definition of criteria for assessing the activities of customs authorities in the direction of customs control of fissile and radioactive materials (CCFRM) are considered; the system of indicators and evaluation criteria in this direction is analyzed, and the regulatory and legal framework regulating the system of indicators and criteria of efficiency and effectiveness of customs authorities is also examined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.544

DOI 10.24412/1815-0683-2022-3-43-55 А. В. БОРИСЕНКО*, Ю. В. ЧУБОВ*

К вопросу о формировании критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ

БОРИСЕНКО

Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. borisenko.aleksandr@vfrta.ru.

BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

ЧУБОВ Юрий Владимирович -кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. chubov.yurii@vfrta.ru.

CHUBOV Yu. V. - Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Leading Research Officer of the Training Center of Customs Control of Fissile and Radioactive Materials.

Рассматриваются подходы к определению критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ); анализируется система показателей и критериев оценки по этому направлению, а также рассматривается нормативная и правовая база, регламентирующая систему показателей и критериев эффективности и результативности деятельности таможенных органов.

Ключевые слова: система показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов, эффективность таможенной деятельности, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов.

A. V. BORISENKO, Yu. V. CHUBOV On the Issue of Formation of Criteria for Assessing the Activities of Customs Authorities in the Direction of The CCFRM Approaches to the definition of criteria for assessing the activities of customs authorities in the direction of customs control of fissile and radioactive materials (CCFRM) are considered; the system of indicators and evaluation criteria in this direction is analyzed, and the regulatory and legal framework regulating the system of indicators and criteria of efficiency and effectiveness of customs authorities is also examined.

Keywords: system of indicators of efficiency and effectiveness of customs authorities, efficiency of customs activities, customs control of fissile and radioactive materials.

Для оценки деятельности любой организации, в частности таможенных органов,

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

требуются качественные и количественные параметры (ключевые показатели, нормативы и т. п.) - критерии, основываясь на которых можно судить о ее результативности, эффективности, качестве или иных характеристиках.

Целью формирования системы показателей оценки деятельности таможенных органов является обеспечение объективной основы для принятия управленческих решений и контроля их выполнения. Особенно это актуально на современном этапе развития таможенной службы, когда она находится в активной стадии преобразования, поэтому проблема оценки ее деятельности является одной из наиболее важных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития механизма таможенного регулирования.

Условно показатели, составляющие систему оценки деятельности таможенной службы в целом, и таможенных органов в частности, можно разделить на две группы. Первая группа определяет степень участия таможенных органов Российской Федерации в реализации целевых государственных программ, вторая - позволяет провести внутриведомственную оценку деятельности таможенных органов по выполнению их функций. При этом внутриведомственная оценка может осуществляться как с использованием ключевых показателей, так и, в соответствии со ст. 360 Таможенного кодекса ЕАЭС1, на основе данных специальной таможенной статистики о результатах деятельности таможенных органов.

Необходимость оценки деятельности таможенных органов и ее критерии в целом и по отдельным направлениям закреплены рядом законодательных и иных правовых документов. В частности, в соответствии со ст. 266 федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации.. .»2, основными критериями оценки выполнения таможенными органами их функций, являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство РФ на основании этих критериев устанавливает систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а ФТС России определяет критерии оценки (показатели) и методику их расчета для всех уровней системы таможенных органов - от ФТС России и его центрального аппарата до таможен.

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

2 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022): федер. закон РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Отметим, что на протяжении продолжительного периода (1990-е гг. -наст. время) подходы к количественной и качественной оценке деятельности таможенной службы неоднократно менялись: сравнение плановых заданий с фактическим - бюджетирование и рейтинговые оценки - контрольные показатели эффективности деятельности - аналитические показатели эффективности деятельности [2; 3; 5; 7].

С 2017 г. в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти3 и началом реализации ведомственного приоритетного проекта ФТС России «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе»4 результаты деятельности ФТС России, ее центрального аппарата, территориальных таможенных органов (региональные таможенные управления и таможни непосредственно подчиненные ФТС России (кроме Центральной базовой таможни и Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России)) стали оцениваться по показателям трех основных групп: результативности, эффективности и индикативным показателям5. Показатели результативности деятельности - отражают итоговые общественно значимые результаты, на достижение которых оказывает непосредственное воздействие деятельность таможенных органов. Показатели эффективности - характеризуют достигнутые результаты деятельности таможенных органов по сравнению с затраченными трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами. Индикативные показатели служат для мониторинга состояния регулируемой сферы и реализации государственной политики, диагностики возникающих проблем и определения причин их возникновения. Целевые значения индикативных показателей не устанавливаются, и они в оценке не участвуют.

Считается, что преимущество использования данной системы заключается в возможности глубокого исследования результатов таможенных мероприятий, а также в том, что она позволяет постоянно отслеживать результаты деятельности таможен, что в свою очередь дает возможность повышать качество и эффективность работы таможенных органов в целом [1; 4; 6; 8].

В начале реформы контрольно-надзорной деятельности таможенных органов для территориальных таможенных органов перечень показателей оценки деятельности включал 21 показатель результативности, 7 показателей

3 Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности: распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 № 934-р (ред. от 07.10.2019).

4 Паспорт ведомственного приоритетного проекта ФТС России «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 № 13(2)).

5 Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов: приказ ФТС России от 19.01.2017 № 86.

эффективности и 32 индикативных показателя6. Отметим, что практически сразу после утверждения в перечень стали вносить изменения, количество которых за три года превысило два десятка.

После первых результатов реформы таможенной службы в целях совершенствования системы оценки деятельности таможенных органов РФ были утверждены новые показатели результативности и эффективности деятельности, а также индикативные показатели, существенным образом изменившие систему оценки деятельности таможенных органов. В настоящее время анализ и контроль результатов работы таможенных органов по отдельным направлениям деятельности производится в соответствии с приказами ФТС России7. В обновленной системе оценки деятельности таможенных органов, помимо территориальных таможенных органов и ТНП, оценивается деятельность таможен фактического контроля и электронных таможен.

Для того чтобы объективно оценить систему оценки деятельности таможенных органов, посмотрим, как эти показатели участвуют в оценке выполнения задач и функций деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ, определенных Таможенным кодексом ЕАЭС и иными документами стратегического характера8.

Таможенный кодекс ЕАЭС в ст. 351 определил три главные задачи и восемь основных функций таможенных органов, связанных с защитой национальной безопасности государств-членов, созданием благоприятных условий для деятельности участников ВЭД и обеспечением исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и иных международных актов, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы. Кроме того, на таможенные органы могут быть возложены и иные задачи и функции, определяемые законодательством государств-членов и (или) международными договорами в рамках ЕАЭС. Авторам данной статьи представляются наиболее важными задача, стоящая на первом месте в перечне, -

6 Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России: приказ ФТС России от 30.10.2017 № 1720.

7 Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159; Об утверждении показателей результативности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 15.02.2022 № 99; Об утверждении индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 28.02.2022 № 141; Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 15.02.2022 № 101.

8 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400; Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585.

«защита национальной безопасности государств-членов...», и функция - «осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов».

Национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов. В частности, достижение целей обеспечения национального приоритета «Государственная и общественная безопасность», государственная и общественная безопасность осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в том числе «...предупреждение и пресечение террористической. деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного. терроризма» и «.предотвращение загрязнения окружающей среды заносимыми с территорий других государств загрязняющими веществами (в том числе радиоактивными веществами)...»9.

В документе стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности РФ, указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», декларируется, что «.ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации», задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются «.предупреждение и пресечение .террористических актов с применением ядерных материалов, радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов; .усиление мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу РФ радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории РФ.»10.

Пресечение незаконного перемещения через государственную границу РФ ядерных материалов, радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, контроль обеспечения соблюдения участниками ВЭД действующих на единой таможенной территории ЕАЭС радиационных требований обеспечивается функционированием в таможенных органах РФ системы таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) и проведением таможенными органами радиационного контроля в отношении перемещаемых через российский участок таможенной границы ЕАЭС объектов таможенного контроля.

9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400.

10 Об утверждении основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585.

Таким образом, для решения задач, определенных указом президента от 13.10.2018 № 585 в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, на сегодняшний день одним из приоритетных и наиболее актуальных направлений деятельности таможенных органов является совершенствование системы ТКДРМ. В обеспечение исполнения указа президента РФ от 13.10.2018 № 585 приказом ФТС России была утверждена Концепция системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации (Концепция)11, которая определила основные задачи таможенных органов по направлению ТКДРМ:

1. Организация радиационного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на СВХ, таможенных складах и в иных зонах таможенного контроля в целях пресечения незаконного перемещения ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

2. Проведение таможенного контроля в отношении декларируемых ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, перемещаемых через государственную границу РФ при осуществлении ВЭД.

3. Обеспечение радиационной безопасности при проведении ТКДРМ и радиационного контроля в таможенных органах.

4. Организация эксплуатации приборов и оборудования радиационного контроля в таможенных органах.

5. Организация обучения должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ и поддержание необходимого уровня квалификации должностных лиц.

Реализация Концепции предполагает формирование системы мониторинга состояния таможенного контроля ДРМ в таможенных органах Российской Федерации, предусматривающей установление критериев оценки, показателей и индикаторов деятельности таможенных органов Российской Федерации по организации таможенного контроля ДРМ, радиационной безопасности, эксплуатации ТС ТКДРМ.

Несомненно, что для проведения объективной оценки системы таможенных органов по направлению ТКДРМ установленные критерии должны охватывать все многообразие их деятельности по исполнению функций и полномочий при проведении таможенного контроля ДРМ, главным образом таможен фактического контроля, непосредственно обеспечивающих функционирование системы таможенного контроля ДРМ в соответствии с их установленными полномочиями, определенными положениями о таможенных органах12.

11 Об утверждении Концепции системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 23.04.2019 № 688.

12 Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу

Рассмотрим, из чего складывается оценка деятельности таможни фактического контроля. На сегодняшний день для оценки деятельности таможен фактического контроля установлены 8 показателей результативности, 2 показателя эффективности (табл. 1) и 37 индикативных показателя13.

Таблица 1

Показатели результативности и эффективности деятельности, установленные для таможен фактического контроля

Номер показателя Наименование показателя

Показатели результативности деятельности

1 Уровень выполнения контрольного задания, установленного таможенным органам в целях обеспечения исполнения федерального бюджета

2 Среднее время совершения таможенных операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска

4 Результативность таможенных проверок после выпуска товаров

5 Уровень доначислений денежных средств по результатам таможенных проверок

7 Результаты проведения таможенных осмотров объектов контроля с применением инспекционно-досмотровых комплексов

8 Результативность применения системы управления рисками

9 Доля решений таможен фактического контроля, отмененных в судебном и досудебном порядке, по отношению к общему объему декларационного массива и решений таможенных органов, принятых после выпуска товаров

10 Результаты исполнения федерального бюджета по расходам

Показатели эффективности деятельности

1 Уровень взыскания таможенных платежей и пеней, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля

2 Эффективность исполнения постановлений, решений таможенных органов и судов

некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021); Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 797; Об утверждении Общего положения о таможне: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798; Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799.

13 Об утверждении показателей результативности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 15.02.2022 № 99.

Из 8 показателей результативности деятельности:

- показатель № 1 установлен только Центральной почтовой таможне;

- показатель № 2 установлен только для таможен фактического контроля, в регионе деятельности которых функционируют автомобильные пункты пропуска;

- показатель № 7 установлен только для таможен фактического контроля, в регионе деятельности которых функционируют инспекционно-досмотровые комплексы;

- показатели № 5 и 10 отвечают за результативность наполнения федерального бюджета;

- показатель № 9 характеризует результативность работы правоохранительного блока.

За результативность таможенных органов при проведении таможенного контроля и таможенных проверок отвечают только показатели № 4 и 8.

Два показателя эффективности деятельности таможенного органа фактически являются характеристикой достигнутых результатов деятельности таможенных органов по сравнению с затраченными трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами.

Таким образом, среди показателей результативности и эффективности деятельности, установленных для таможен фактического контроля, отсутствуют показатели, которые можно было бы напрямую связать с задачами ТКДРМ.

Среди 37 индикативных показателей, установленных для РТУ и таможен фактического контроля14, полный перечень которых авторами не приводится по очевидным причинам, отношение к ТКДРМ имеет только показатель № 21 «Время реагирования на выявление объектов с повышенным уровнем ионизирующих излучений». Этот показатель отражает результат мониторинга деятельности таможен фактического контроля по направлению ТКДРМ и устанавливается в целях минимизации времени реагирования должностных лиц таможенных органов при выявлении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений в местах прибытия, местах убытия, местах временного хранения (склады временного хранения), зонах таможенного контроля, особых экономических зонах и в местах международного почтового обмена.

Время реагирования рассчитывается по формуле15:

Т = Т - Т ,

реаг. оконч. нач.

где Тнач - время получения информации о выявлении повышенного уровня ионизирующих излучений на поверхности объектов при проведении

14 Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159.

15 Об утверждении методик расчета индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен: приказ ФТС России от 28.02.2022 № 140.

таможенного наблюдения с использованием технических средств ТКДРМ (время срабатывания технических средств ТКДРМ или время получения информации об объектах срабатывания (для морских пунктов пропуска)); Токонч - время окончания таможенного осмотра, проведенного в соответствии с профилями рисков по направлению ТКДРМ в отношении объектов, выявленных при проведении таможенного наблюдения с использованием технических средств ТКДРМ (за исключением времени оформления акта таможенного осмотра).

Учет информации по фактам реагирования ведется в соответствии со статистической формой отчетности № 20-ДРМ16 и анализируется по каждому подчиненному таможенному органу (по каждому выявленному случаю) на предмет превышения установленного контрольного значения. Показатель рассчитывается как доля случаев своевременного реагирования при выявлении объектов с повышенным уровнем ионизирующих излучений.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что результативность и эффективность деятельности таможен фактического контроля оценивается без учета результативности и эффективности выполнения основных задач таможенных органов по направлению ТКДРМ, в том числе эффективности противодействия незаконному перемещению ДРМ и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Справедливости ради, следует сказать, что Главным управлением информационных технологий (ГУИТ) ФТС России совместно с региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, разработаны критерии оценки таможенных органов по организации таможенного контроля ДРМ и методики их расчета, используемые для определения рейтинга эффективности и результативности деятельности таможенных органов по этому направлению17. На сегодняшний день рейтинг таможен рассчитывается суммой по 14 критериям оценки, распределенным по четырем разделам (табл. 2):

I. Организация контроля ДРМ и объектов с повышенным радиационным фоном - 6 показателей.

II. Обеспечение радиационной безопасности - 4 показателя.

III. Организация эксплуатации ТС ТКДРМ - 3 показателя.

IV. Своевременность проверки квалификации должностных лиц - 1 показатель.

Анализ критериев раздела I дает основание сделать заключение, что акцент при проведении оценки делается, прежде всего, на контроле выполнения индикативного показателя № 21 и предупреждении ошибок со стороны

16 Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России начиная с 2020 года: приказ ФТС России от 10.07.2020 № 623.

17 О направлении критериев оценки таможенных органов по направлению ТКДРМ: письмо ФТС России от 21.12.2020 № 09-105/71937.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

должностных лиц таможенных органов при оформлении и регистрации результатов таможенного контроля ДРМ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения. Кроме того, для повышения рейтинговой оценки таможенные органы должны регулярно направлять в ФТС России предложения по актуализации профилей риска, что само по себе является фактом несовершенства и недостаточности принимаемых мер как в настоящее время, так и в последующие периоды. Такую работу, несомненно, необходимо проводить, но она не должна являться критерием для определения рейтинга таможенных органов по организации таможенного контроля ДРМ.

Таблица 2

Критерии оценки деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля ДРМ

№ п/п Критерий

I. Организация контроля ДРМ и объектов с повышенным радиационным фоном

1 Работа по минимизации рисков в отношении товаров и транспортных средств с повышенным радиационным фоном

2 Наличие ошибок при оформлении АТД/АТО, сформированных в рамках применения мер по минимизации рисков при декларировании товаров с ДРМ и (или) при обнаружении товаров и транспортных средств с повышенным радиационным фоном

3 Наличие ошибок при регистрации результатов применения мер по минимизации рисков по направлению таможенного контроля ДРМ в специальных программных средствах

4 Выполнение установленных сроков реагирования индикативного показателя № 21 «Время реагирования на выявление объектов с повышенным уровнем ионизирующих излучений»

5 Работа по подготовке и актуализации профилей рисков по направлению ТКДРМ

6 Проведение функциональных проверок по направлению таможенного контроля ДРМ (проверка направления ТКДРМ в составе комплексной проверки таможенного органа)

II. Обеспечение радиационной безопасности

7 Наличие актуальных организационных и распорядительных документов по обеспечению радиационной безопасности

8 Организация системы радиационного (производственного) контроля в таможенном органе

9 Наличие разрешительных документов на право эксплуатации и хранения рентгеновских сканеров для досмотра людей, лучевых досмотровых установок

10 Наличие системы учета и контроля ЗРИ, РВ и РАО

Окончание табл. 2

№ п/п Критерий

III. Организация эксплуатации ТС ТКДРМ

11 Наличие системы контроля за организацией эксплуатации технических средств

12 Коэффициент готовности ТС ТКДРМ

13 Выполнение сроков периодической метрологической поверки технических средств радиационного контроля

IV. Своевременность проверки квалификации должностных лиц

14 Наличие должностных лиц, обладающих соответствующими знаниями, навыками, умениями по направлению ТКДРМ

Каждый критерий оценки по разделу II «Обеспечение радиационной безопасности» является комплексным, и в целом, критерии этого раздела в полном объеме отражают текущее состояние радиационной безопасности и наличие контроля за ее обеспечением в таможне фактического контроля.

Относительно критериев, содержащихся в разделах III и IV, можно сказать следующее. Расчеты, проводимые по критерию оценки по организации эксплуатации ТС ТКДРМ, не позволяют объективно судить о текущем состоянии парка ТС ТКДРМ, поскольку характеризуют в основном мероприятия, осуществляемые в отношении ТС ТКДРМ в соответствии с Руководством по эксплуатации технических средств в таможенных органах Российской Федерации18. А ведь именно от ТС ТКДРМ во многом зависят результаты и эффективность проведения таможенного контроля ДРМ и радиационного контроля.

Критерий раздела IV оценивается по наличию соответствующего обучения, прохождения медицинской комиссии и по допуску к работе с источниками ионизирующего излучения. Однако мероприятия по кадровому обеспечению таможенных органов по направлению таможенного контроля ДРМ включают в себя также и составление планов повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, наличие системы проверки знаний радиационной безопасности, навыков работы с ТС ТКДРМ и др.

Из этого следует, что система приведенных критериев (показателей) не позволяет в полном объеме оценить деятельность таможенных органов по направлению ТКДРМ на уровне таможни фактического контроля, получить объективную картину текущего состояния и функционирования системы ТКДРМ. По этой причине определение и анализ факторов, влияющих на эффективность таможенного контроля ДРМ и других объектов, имеющих

18 Об утверждении Руководства по эксплуатации технических средств: приказ ФТС России от 23.05.2010 № 1000.

повышенный уровень ионизирующего излучения, обеспечение радиационной безопасности в таможенных органах, а также разработка предложений по совершенствованию организации и повышению эффективности системы ТКДРМ в таможенных органах РФ в целом будет представлять собой практически неразрешимую задачу.

Таким образом, анализ существующей системы контрольных показателей, используемых для оценки деятельности таможенных органов, позволяет сделать следующие выводы.

1. Несмотря на постоянную корректировку, система критериев оценки деятельности таможенных органов слишком громоздка, в ряде случаев некорректна и часто имеет субъективный характер. Кроме того, существующие методики расчета критериев разработаны не для всех показателей и не учитывают ряд важнейших факторов регионального характера, а также особенностей и условий деятельности конкретного таможенного органа.

2. Принципы, которые необходимо соблюдать при разработке методик расчета показателей, должны служить мотиватором для достижения целевых ориентиров, определенных Стратегией развития таможенной службы.

3. Установленный в настоящее время индикативный показатель, характеризующий эффективность деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ, на наш взгляд, не позволяет однозначно оценивать эту деятельность, поскольку не учитывает все многообразие деятельности таможенных органов по исполнению функций и полномочий таможенных органов Российской Федерации в системе мер по пресечению незаконного оборота ДРМ и обеспечении режима ядерного нераспространения.

Существует необходимость формирования категориального аппарата для оценки эффективности деятельности таможенных органов на основе целевого подхода, наиболее приемлемого для таможенной практики. Целевую эффективность таможенной деятельности следует трактовать как степень соответствия достигнутых за отчетный период фактических результатов их целевым значениям.

Для оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ необходима разработка интегрированного показателя, который будет базироваться на целевом подходе к оценке эффективности таможенной деятельности. Этот показатель должен быть представлен среди качественных показателей оценки деятельности таможенных органов.

Представляется, что реализация этих предложений позволит не только усовершенствовать категориальный аппарат критериев оценки деятельности таможенных органов как в целом, так и по направлению ТКДРМ, но и повысить объективность оценки получаемых ими результатов. Это, в свою очередь, является одним из основных залогов успешности исполнения функций и полномочий таможенных органов Российской Федерации в системе мер по пресечению незаконного оборота делящихся и радиоактивных материалов и обеспечению режима ядерного нераспространения.

Список литературы

1. Воскресенская В. И., Кнышов А. В., Золкин А. Л. Методический аппарат оценки эффективности деятельности таможенных органов и его совершенствование. М.: Русайнс, 2022. 100 с.

2. Кнышов А. В. Система показателей оценки деятельности таможенных органов. СПб.: ООО «Издательско-торговая компания "Троицкий мост"», 2022. 160 с.

3. Лапина Д. В. Основные этапы развития аналитической деятельности при оценивании результатов функционирования таможенных органов // NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 81-85.

4. Лемешева Ж. С. Методические подходы к оценке системы показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2017. № 4. С. 32-35.

5. Макрусев В. В., Кишинский Ю. Г., Любкина Е. О. Создание гармонизированной и сбалансированной системы показателей эффективности деятельности таможенных органов как базовое направление ее развития // Науковедение. 2017. Т. 9, № 6. С. 22.

6. Павлова А. В. Современные аспекты информационного обеспечения, методики анализа и оценки деятельности таможенных органов России // Таможенное дело. 2018. № 4. С. 22-24.

7. Рудакова Е. Н. Система показателей эффективности таможенного дела: особенности формирования и совершенствования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Экономика. 2014. № 1. С. 90-94.

8. Турбин И. В. Оценка деятельности таможенных органов как основа принятия решений // Таможенное дело. 2020. № 2. С. 34-36.

© Борисенко А. В., Чубов Ю. В., 2022 © Бопяепко А. V., Chubov Уи. V., 2022

Для цитирования:

Борисенко А. В., Чубов Ю. В. К вопросу о формировании критериев оценки деятельности таможенных органов по направлению ТКДРМ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3(100). С. 43-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.