Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПАНД'

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПАНД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
779
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ВЫПЛАТА / СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалберкина М. Н.

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с реализацией мер социальной поддержки работников сферы здравоохранения в условиях пандемии COVID-19 и развития ее последствий. В целях оценки действующей системы мер социальной поддержки для медицинских работников автор обращается к ретроспективному анализу мер социальной поддержки, содержащихся в ранее действовавшем законодательстве. С нашей точки зрения, сегодня наиболее действенным механизмом являются меры материального стимулирования, осуществляемые в форме выплат.Обращается внимание на отсутствие единых подходов при реализации мер стимулирования на практике, в частности в субъектах Федерации. Подчеркивается несовершенство действующей системы обязательного медицинского страхования и важность введения режима особого регулирования охраны здоровья. Дается положительная оценка системы финансового бюджетирования, с помощью которой удалось своевременно запустить механизм выплат медицинским работникам в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шалберкина М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING MEASURES OF SOCIAL SUPPORT FOR HEALTH WORKERS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the study of problems related to the implementation of social support measures for healthcare workers in the context of the development of the COVID-19 pandemic and its consequences. In order to assess the current system of social support measures for medical workers, the author turns to a retrospective analysis of social support measures contained in the previously existing legislation. From the author’s point of view, today the most effective mechanism is the measures of material incentives taken, carried out in the form of payments.Attention is drawn to the lack of unified approaches to the implementation of incentive measures in practice, in particular, in the constituent entities of the Federation. The author emphasizes the imperfection of the current system of compulsory medical insurance and the importance of introducing a regime of “special regulation of health protection”. A positive assessment of the financial budgeting system is given, with the help of which it was possible to launch the mechanism of “payments to medical workers during the COVID-19 pandemic” in a timely manner.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПАНД»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Марина Николаевна ШАЛБЕРКИНА,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) lab.kkmp@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

О проблемах реализации мер социальной поддержки медицинских работников в период пандемии ООУЮ-1Э

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем, связанных с реализацией мер социальной поддержки работников сферы здравоохранения в условиях пандемии COVID-19 и развития ее последствий. В целях оценки действующей системы мер социальной поддержки для медицинских работников автор обращается к ретроспективному анализу мер социальной поддержки, содержащихся в ранее действовавшем законодательстве. С нашей точки зрения, сегодня наиболее действенным механизмом являются меры материального стимулирования, осуществляемые в форме выплат.

Обращается внимание на отсутствие единых подходов при реализации мер стимулирования на практике, в частности в субъектах Федерации. Подчеркивается несовершенство действующей системы обязательного медицинского страхования и важность введения режима особого регулирования охраны здоровья. Дается положительная оценка системы финансового бюджетирования, с помощью которой удалось своевременно запустить механизм выплат медицинским работникам в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: охрана здоровья, социальная политика, меры социальной поддержки, медицинские и иные работники, стимулирующая выплата, страховая выплата, обязательное медицинское страхование.

DOI: 10.17803/2311-5998.2021.84.8.136-145

© М. Н. Шалберкина, 2021

M. N. SHALBERKINA, Applicant of the Department of constitutional and municipal law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) lab.kkmp@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 On the problems of implementing measures of social support for health workers during the COVID-19 pandemic Abstract. The article is devoted to the study of problems related to the implementation of social support measures for healthcare workers in the context of the development of the COVID-19 pandemic and its consequences. In order to assess the current system of social support measures for medical workers, the author turns to a retrospective analysis of social support measures contained in the previously existing legislation. From the author's point of view,

в

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА О проблемах реализации мер социальной поддержки |J/

имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников в период пандемии CQVID-19

today the most effective mechanism is the measures of material incentives taken, carried out in the form of payments. Attention is drawn to the lack of unified approaches to the implementation of incentive measures in practice, in particular, in the constituent entities of the Federation. The author emphasizes the imperfection of the current system of compulsory medical insurance and the importance of introducing a regime of "special regulation of health protection". A positive assessment of the financial budgeting system is given, with the help of which it was possible to launch the mechanism of "payments to medical workers during the COVID-19 pandemic" in a timely manner. Keywords: health protection, social policy, social support measures, medical and other workers, incentive payment, insurance payment, mandatory medical insurance.

2020 г был богат на события, главными из которых, оказавшими существенное влияние на реализацию прав человека и гражданина, стали пандемия COVID-19, бросившая вызов мировому сообществу, и новеллизация конституционных положений в России, опосредованная потребностями общества, выраженными на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации1.

2021 год стал еще одним годом с пандемическим кризисом, но, как подмечает Т. Я. Хабриева, он стал «более подконтрольным и управляемым»2.

Отправным документом подведения итогов 2020 г. в борьбе с пандемией СОУЮ-19 предлагается считать очередное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию3. Глава государства уделил большое внимание внутренним вопросам: здравоохранению, социальному обеспечению и экономике. Безусловно, удар пандемии СОУЮ-19 пришелся по данным направлениям политики государства и внес серьезные коррективы в устои устроения личности, общества, обострил проблемы, требующие решения еще задолго до пандемического кризиса. В Послании Президент РФ подчеркнул, что, «сплотившись, мы смогли сработать на опережение, создать условия, снижающие риски заражения, обеспечить медицинских работников и граждан средствами защиты».

Весомый вклад в борьбе с пандемией СОУЮ-19 принадлежит миллионам людей, среди которых медицинские работники — врачи, фельдшеры, медсестры, сотрудники скорой помощи. Рискуя собственными жизнями, представители

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://pravo.gov.ru/. ^

Хабриева Т. Я. Генерация защитных возможностей права в условиях пандемического кризиса // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика : сборник материалов научно-практической конференции. §

Москва, 25 ноября 2020 г. М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2021. С. 23.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля □

2021 г. // Российская газета. 2021. 22 апр. № 87.

1

2

3

медицинского сообщества обеспечили сдерживание и упреждение крайне негативных последствий в сложной эпидемиологической обстановке.

Отношение медицины к пациентам и отношение к медицине очень поменялись. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Мо-скалькова отмечает, что в свете пандемических событий «безусловным приоритетом в системе ценностей стали жизнь, здоровье, семейные ценности»4.

Вирус в одночасье перевернул те устои медицинских направлений, которые годами давали результаты, а сегодня перестали быть таковыми. Меняющиеся санитарно-эпидемиологические условия поставили перед специалистами здравоохранения задачи быстрого выявления заболевания и оказания своевременной медицинской помощи. Чрезвычайная опасность инфекции COVID-19 и ее последствия открывали грустные горизонты не только для пациентов, но и для медицинских работников: проявление нездоровья, жизнь в тесной связке с медициной, новые хронические заболевания, прочие риски опосредованы контагиозностью врача и пациента.

Наступление самого плохого сценария событий для медицинских работников не состоялось благодаря принятым на уровне Федерации и ее субъектов мерам социальной поддержки данных категорий граждан.

В юридической науке отмечается, что медицинские работники осуществляют социально полезную деятельность, в которой заинтересованы государство и общество в целом, благодаря им реализуется конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, законодатель с целью стимулирования лиц к осуществлению такой деятельности устанавливает для них определенные меры социальной поддержки5.

По своей правовой природе меры социальной поддержки предоставляются в виде льгот материального или нематериального характера, устанавливаемых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях категориям граждан, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Вообще вопрос мер социальной поддержки медицинских работников не является новым, он обострился в связи с пандемией СОУЮ-19 и осознанием важности профессиональной деятельности медицинских работников в преодолении последствий данного явления.

В свое время в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6 содержался конкретный перечень мер социальной поддержки медицинских работников, в их числе: первоочередное получение жилых помещений, установка телефона, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы и прочие льготы.

4 Москалькова Т. Н. Философско-правовые аспекты защиты прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика. С. 5.

5 Право на бесплатную медицинскую помощь : учебное пособие / М. И. Акатнова, Е. В. Аст-раханцева, А. Л. Благодир [и др.] ; под общ. ред. Э. Г. Тучковой, Т. С. Гусевой. М. : Проспект, 2019. С. 109.

6 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1) // Российские вести. 1993. 9 сент. № 174.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

73

L-—^ Ii

'Ш^ТПлНМНЖ Шалберкина М. Н.

УНИВЕРСИТЕТА О проблемах реализации мер социальной поддержки имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников в период пандемии CQVID-19

В базовом Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 7 (далее — Закон об охране здоровья) перечень мер социального характера не приводится, в п. 2 ст. 72 полномочиями по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки наделены Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

В научной юридической литературе отмечается, что «в результате реформирования социальной защиты медицинских работников была разрушена единая система представлявшихся им социальных гарантий. При этом отмена ранее действовавшего правового регулирования не сопровождалась одновременным установлением новых норм: они принимались позднее или не принимались вовсе»8.

Сегодня наиболее действенной и эффективной мерой социальной поддержки медицинских работников является материальное стимулирование, реализуемое в форме стимулирующих выплат, предусмотренных ст. 129 Трудового кодекса РФ, который относит к ним доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Регулирование оплаты и нормирования труда медицинских работников бюджетных учреждений здравоохранения до пандемии СОУЮ-19 осуществлялось с учетом приказа ФМБА России от 24 сентября 2008 г. № 3249. С развитием пандемических событий иерархия источников трудового права, определенная ст. 5 Трудового кодекса РФ, нарушилась — на первый план вышли подзаконные акты, а не федеральные законы10.

В условиях меняющихся общественных реалий существенно обновилось регулирование медицинской отрасли, в том числе изменился порядок оплаты труда медиков, работающих с пациентами СОУЮ-19. В юридической литературе сложившуюся нестандартную ситуацию 2020 г. по принятию управленческих решений Федеральным Собранием, Правительством РФ и главами регионов оценивают как «полномочия по особому регулированию охраны здоровья»11.

По финансовой поддержке регионов 2020 год является беспрецедентным. Впервые о мерах поддержки медицинских работников в условиях распространения

7 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

8 Право на бесплатную медицинскую помощь : учебное пособие. С. 109.

9 Приказ ФМБА России от 24 сентября 2008 г. № 324 «О Методических рекомендациях по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России» // URL: http://www.consultant.ru/. ^ Документ опубликован не был.

10 Бахмудов Д. М. Правовые проблемы обеспечения трудовых прав медицинских работников в Российской Федерации, вызванные пандемией COVID-19, и возможные пути их § решения // Кронос. 2021. № 7 (57). С. 23—26.

11 Морозов Д. А., Вторушин Д. В., Полуцыган А. А., Селезнев Г. И. Совершенствование законодательного регулирования охраны здоровья в условиях эпидемии COVID-19 // q Сеченовский вестник. 2020. № 11 (2). С. 74—86.

СОУЮ-19 речь шла на оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами 16 марта 2020 г.

По поручениям Президента РФ12 Правительство РФ приняло ряд актов, определяющих размеры временных мер финансовой поддержки и регулирующих процедуру их распределения по субъектам Федерации для медицинских работников, оказывающих помощь больным СОУЮ-19.

С апреля по октябрь 2020 г начислялись выплаты стимулирующего характера медицинским работникам:

— за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также лицам из групп риска заражения этой инфекцией (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г № 41513 (далее — постановление Правительства РФ № 415));

— за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 48414 (далее — постановление Правительства РФ № 484)).

На осуществление выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ № 415 из федерального бюджета выделены

12 Перечень поручений по итогам обращения Президента РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны (утв. Президентом РФ 28 марта 2020 г. № Пр-586) // СПС «КонсультанПлюс». Документ опубликован не был.

13 Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» // СЗ РФ. 2020. № 15 (ч. IV). Ст. 2272. Утратило силу с 1 ноября 2020 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 г № 1762.

14 Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СОУЮ-19» // СЗ РФ. 2020. № 16. Ст. 2596.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

^р)ШШп1Ш Шал<5еркина М. Н.

L-y ) УНИВЕРСИТЕТА О проблемах реализации мер социальной поддержки L_имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников в период пандемии COVID-19

ассигнования в объеме 28,4 млрд рублей, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 484 — 60,9 млрд рублей15.

Процесс доведения указанных выплат стимулирующего характера конечному адресату в регионах осуществлялся неравномерно, связано это с недостаточно четким регулированием в соответствующих документах. Первоначальная редакция постановления Правительства РФ № 415 не предусматривала выплаты медицинским работникам, чья работа связана с биоматериалом, и работникам с немедицинским образованием (водителям выездных бригад скорой помощи, психологам и пр.). С внесением изменений в вышеуказанный акт постановлением Правительства РФ от 29 мая 2020 г № 78416 (далее — постановление Правительства РФ № 784) пробел в регулировании был восполнен.

Неверное уяснение формулы расчета стимулирующих выплат (за фактически отработанное время), содержащейся в пп. «в» п. 12 постановления Правительства РФ № 784, привело к тому, что в медицинских организациях стали использовать самые различные ее варианты (с учетом минут, часов и смен), что вызвало фактическое занижение размеров выплат и недовольство в медицинском сообществе.

Для урегулирования спорной ситуации на портале Госуслуг (https://www. gosuslugi.rU/413915/1) был создан механизм подачи жалоб для медицинских работников. Ответы на многочисленные обращения медицинских организаций по выплатам стимулирующего характера были дополнительно изложены в письмах Минздрава России, направленных органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья17.

В 2021 г. Правительство РФ расширило меры социальной поддержки работников здравоохранения, участвующих в борьбе с пандемией СОУЮ-19. С 1 ноября 2020 г по 31 декабря 2021 г. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 176218 (далее — постановление Правительства РФ № 1762) была

См.: Морозов Д. А., Вторушин Д. В., Полуцыган А. А., Селезнев Г. И. Совершенствование законодательного регулирования охраны здоровья в условиях эпидемии-19 // Сеченовский вестник. 2021. № 11 (2). С. 74—86.

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2020 г. № 784 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3649. Письма Минздрава России от 6 мая 2020 г № 16-3/И/2-5951 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях корона-вируса» ; от 21 мая 2020 г. № 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам ; от 10 июня 2020 г. ^

№ 16-3/И/2-8198 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера» ; от 20 июля ^

2020 г № 16-3/284 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам выездных бригад, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам с СОУЮ-19» // СПС «КонсультантПлюс». Документы опубликованы не были. §

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной ^

социальной поддержке в 2020—2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую □ помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) УЧЕНОГО

введена новая специальная социальная выплата медицинским и иным работникам, участвующим в оказании помощи больным СОУЮ-19 и помогающим в борьбе с распространением инфекции. Эта выплата заменила систему стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства РФ № 415 и № 484. Выплата производится из Фонда социального страхования РФ работникам напрямую19, ежемесячно, в фиксированном размере (например, врачам стационаров — 3 880 рублей, врачам амбулаторий — 2 430 рублей за одну нормативную смену).

Из буквального толкования текста постановления Правительства РФ № 1762 следует, что выплаты полагаются медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), которые работают с пациентами с диагнозом СОУЮ-19 либо специализируются на диагностике и лечении (это, как правило, врачи-пульмонологи, врачи-инфекционисты и те работники медучреждений, которые перепрофилированы на прием пациентов с СОУЮ-19).

Таким образом, врачи и прочие работники учреждений, принимающих пациентов в плановом режиме, при подтверждении диагноза СОУЮ-19 не подпадают под категорию получателей выплат. Работа медиков в условиях борьбы с пандемией СОУЮ-19 создает риски инфицирования. Для оценки идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса предлагается урегулировать вопрос об обязательности проведения специальной оценки условий труда в подобных условиях20. Уровень воздействия на работника сферы здравоохранения производственных факторов и будет определять право на страховую выплату.

В письме Роструда от 10 апреля 2020 г. № 550-ПР21 новая коронавирусная инфекция СОУЮ-19 де-факто признана профессиональным заболеванием (п. 3.1

по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020—2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) // СЗ РФ. 2020. № 45. Ст. 7115.

19 Пилотный проект «Прямые выплаты» // Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. URL: https://fss.ru/ru/consultation/255319/index.shtml (дата обращения: 08.09.2021).

20 Тимербулатов В. М., Тимербулатов М. В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19 // Вестник академии наук Республики Беларусь. 2020. Т. 35. № 2 (98). С. 80.

21 Письмо Роструда от 10 апреля 2020 г. № 550-ПР «Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. КупнЬина ГМПОА1

^р)ШШп1Ш Шал<5еркина М. Н. *Э

■) \ УНИВЕРСИТЕТА О проблемах реализации мер социальной поддержки L_имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников в период пандемии COVID-19

раздела III приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417н22).

В самом начале пандемических событий Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 31323 врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие COVID-19 и с подозрением на эту инфекцию, были установлены дополнительные социальные гарантии в виде страховой выплаты.

Выплаты производятся ежемесячно, страховыми случаями являются смерть медицинского работника в результате инфицирования COVID-19, временная нетрудоспособность и стойкая утрата трудоспособности в результате осложнений, вызванных COVID-19 (инвалидность). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 23124 расследуются случаи заражения медицинских работников COVID-19 в порядке, определенном трудовым законодательством (ст. 229.1 ТК РФ) для случаев, не приведших к инвалидности,

Хотелось бы отметить, что спустя год с момента принятия регламентирующих документов не все работники здравоохранения получили положенные выплаты. Профсоюзной организацией работников здравоохранения России (далее — Профсоюз) указываются возможные причины их неполучения: «кто-то не вошел в список профессий, упомянутых в указе, кто-то не оформил правильно документы. А кто-то заразился от коллеги, а не от пациента»25.

Вообще принятое решение о предоставлении дополнительных страховых выплат в начале 2020 г. оказалось своевременным. По данным мониторинга Профсоюза, «с момента принятия Указа выплаты в Башкирии получили больше 11 тыс. работников, а в Самарской области в марте этого года — 9 тыс. работников»26.

Если подходить к изучению проблемы получения положенных выплат комплексно, то исходить нужно из того, что реализация права на выплату возможна

22 Приказ Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» // Российская газета. 2012. № 115.

23 Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» // СЗ РФ. 2020. № 19. Ст. 2977.

24 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 239 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными методами исследования, ^ а при невозможности их проведения — решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких» // СЗ РФ. 2021. № 10. Ст. 1588.

25 Дадут ли лекарю лекарево? Выплаты ФСС достались не всем заболевшим врачам // § URL: http://www.przrf.ru/full/covid-19/dadut-li-lekaryu-lekarevo-vyplaty-fss-dostalis-ne-vsem/ ^ (дата обращения: 8 сентября 2021 г).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 URL: http://www.przrf.ru/full/COVID-19/Dadut-li-lekaryu-lekarevo-Vyplaty-FSS-dostalis-ne- □

vsem/ (дата обращения: 5 сентября 2021 г). УЧЕНОГО

при соблюдении ряда процедурных процессов (от создания работодателем комиссии по расследованию и до подачи документов в территориальный орган Фонда социального страхования РФ).

Безусловно, медучреждения совсем недавно перешли на обычный режим работы и стали принимать плановых пациентов (благодаря вакцинированию населения), поэтому дополнительные задачи — от создания комиссий до сбора документов, лежащие на плечах работодателей — медицинских организаций, требуют дополнительного расхода трудового потенциала.

Последствия «нехватки рабочих рук» приводят к несвоевременности подачи документов ФСС и отказам в выплатах. При доведении выплат до адресатов возникают различные казусы: ложноположительные ответы ПЦР-анализов, отсутствие данных о пациентах в реестре больных СОУЮ-19, невозможность установления причинно-следственной связи врача и пациента, абстрактные формулировки в заключениях комиссий и проч. Проблему необходимо решать комплексно.

В июле 2020 г Минздравом России в регионы были направлены разъяснения по вопросам страховых выплат. Из них, в частности, следует, что выплаты осуществляются вне зависимости от того, установлена ли вина работника или работодателя в возникновении страхового случая, а любые сомнения при подведении итогов расследования случая должны трактоваться в пользу медицинского работника27. Тем не менее проблемы в получении выплат остаются нерешенными в полной мере, а медицинские работники продолжают выполнять свою работу в ожидании получения установленных выплат.

Вывод

Ситуация с распространением СОУЮ-19 еще раз продемонстрировала, что развитие системы здравоохранения происходит на фоне деструктивных процессов. Для сохранения кадрового потенциала медицинских работников, привлечения кадров в медицину и медицинское образование необходимо направить усилия на построение должной, способной к функционированию системы социальных гарантий.

Для принятия мер экстренного реагирования в условиях, приравненных к боевым, затрачены огромные финансовые ресурсы — запасы государства. Очевидно, что система обязательного медицинского страхования показала свои недостатки и не может функционировать в экстремальных условиях, а система финансового бюджетирования куда лучше справилась с задачами СОУЮ-19.

Нужно отметить, что в целом социальная политика государства в пандемический период показала себя как развивающаяся по трем направлениям: принятие временных мер поддержки медицинских работников в условиях распространения СОУЮ-19; принятие временных мер в период преодоления последствий СОУЮ-19; внедрение постоянных мер поддержки, обусловленных современными вызовами.

27 Информация Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г. «Минздрав России: в вопросе страховых выплат сомнения должны трактоваться в пользу медицинских работников» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

"Т^ЕСТНИК

/ УНИВЕРСИТЕТА

а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

Шалберкина М. Н.

О проблемах реализации мер социальной поддержки медицинских работников в период пандемии COVI□-19

145

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бахмудов Дж. М. Правовые проблемы обеспечения трудовых прав медицинских работников в Российской Федерации, вызванные пандемией СОУЮ-19, и возможные пути их решения // Кронос. — 2021. — № 7 (57). — С. 23—26.

2. Морозов Д. А., Вторушин Д. В., Полуцыган А. А., Селезнев Г. И. Совершенствование законодательного регулирования охраны здоровья в условиях эпидемии СОУЮ-19 // Сеченовский вестник. — 2020. — № 11 (2). — С. 74—86.

3. Москалькова Т. Н. Философско-правовые аспекты защиты прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика : сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 25 ноября 2020 г. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2021.

4. Право на бесплатную медицинскую помощь : учебное пособие / М. И. Акат-нова, Е. В. Астраханцева, А. Л. Благодир [и др.] ; под общ. ред. Э. Г. Тучковой, Т. С. Гусевой. — М. : Проспект, 2019. — 200 с.

5. Тимербулатов В. М., Тимербулатов М. В. Здравоохранение во время и после пандемии СОУЮ-19 // Вестник академии наук Республики Беларусь. — 2020. — Т. 35. — № 2 (98). — С. 77—84.

6. Хабриева Т. Я. Генерация защитных возможностей права в условиях пандемического кризиса // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика : сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 25 ноября 2020 г. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.