Научная статья на тему 'СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛЕЧЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛЕЧЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / COVID-19 / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / INFORMATION RESOURCE / INFORMATION EXCHANGE / CORONAVIRUS INFECTION / STATE SUPPORT FOR MEDICAL WORKERS / SPECIAL SOCIAL PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н., Чилилов А. М.

Государство пошло на предоставление медицинским и иным работникам, занятым лечением коронавирусной инфекции COVID-19, достаточно большого набора льгот, гарантий и компенсаций. К числу ключевых и наиболее финансово ёмких из них относились выплаты стимулирующего характера, которые с 1 ноября 2020 года заменены на специальные социальные выплаты.При этом выплаты теперь будут производить не медицинские организации, а Фонд социального страхования. Реализация подобной схемы вызвала необходимость срочного создания сложной системы информационного обмена, в котором принимает участие большое число субъектов, верифицируются и обрабатываются большие объемы информации.Данная статья посвящена анализу складывающейся системы информационного обмена, а также выявлению возможных рисков и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION EXCHANGE SYSTEM FOR THE IMPLEMENTATION OF SPECIAL SOCIAL PAYMENTS TO MEDICAL WORKERS ASSOCIATED WITH THE TREATMENT OF COVID-19 CORONAVIRUS INFECTION

The government went to provide medical and other workers engaged in the treatment OF covid-19 coronavirus infection with a fairly large set of benefits, guarantees and compensation. Among the key and most financially intensive of them were incentive payments, which were replaced with special social payments from November 1, 2020.At the same time, payments will now be made by the social insurance Fund. The implementation of such a scheme has caused the urgent need to create a complex system of information exchange, in which a large number of subjects participate, large amounts of information are verified and processed.This article analyzes the emerging system of information exchange, as well as identifying possible risks and threats.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛЕЧЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

П Si-

и информационные

технологии Ф.Н. КАДЫРОВ,

д.э.н., заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.М. ЧИЛИЛОВ,

к.э.н., ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛЕЧЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

УДК: 614.2004.056:61 DOI: 10.37690/1811-0193-2020-5-86-90

Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Система информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам, связанным с лечением коронавирусной инфекции Covid-19 (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Государство пошло на предоставление медицинским и иным работникам, занятым лечением коронавирусной инфекции COVID-19, достаточно большого набора льгот, гарантий и компенсаций. К числу ключевых и наиболее финансово ёмких из них относились выплаты стимулирующего характера, которые с 1 ноября 2020 года заменены на специальные социальные выплаты.

При этом выплаты теперь будут производить не медицинские организации, а Фонд социального страхования. Реализация подобной схемы вызвала необходимость срочного создания сложной системы информационного обмена, в котором принимает участие большое число субъектов, верифицируются и обрабатываются большие объемы информации. Данная статья посвящена анализу складывающейся системы информационного обмена, а также выявлению возможных рисков и угроз.

Ключевые слова: информационный ресурс, информационный обмен, коронавирусная инфекция, COVID-19, государственная поддержка медицинских работников, специальные социальные выплаты.

UDC: 614.2;004.056:61

Kadyrov F.N., Chililov A.M. Information exchange system for the implementation of special social payments to medical workers associated with the treatment of Covid-19 coronavirus infection (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia)

Annotation. The government went to provide medical and other workers engaged in the treatment OF covid-19 coronavirus infection with a fairly large set of benefits, guarantees and compensation. Among the key and most financially intensive of them were incentive payments, which were replaced with special social payments from November 1, 2020.

At the same time, payments will now be made by the social insurance Fund. The implementation of such a scheme has caused the urgent need to create a complex system of information exchange, in which a large number of subjects participate, large amounts of information are verified and processed.

This article analyzes the emerging system of information exchange, as well as identifying possible risks and threats. Keywords: information resource, information exchange, coronavirus infection, COVID-19, state support for medical workers, special social payments.

ВВЕДЕНИЕ

С

1 ноября 2020 года начался новый этап социальной поддержки медицинских и иных работников (далее - медицинские работники), занятых оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19. Он связан с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных © Ф.Н. Кадыров, А.М. Чилилов, 2020 г.

^-

работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1762).

Речь идет о замене всей системы федеральных выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусной инфекцией COVID-19 на специальные социальные выплаты.

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ ЗА РАБОТУ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ COVID-^9

В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) будут производиться ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену.

Исключение составляют организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба. Порядок осуществления специальных социальных выплат сотрудникам таких организаций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 1896.

Вкратце суть изменений можно выразить следующим образом:

1. Вместо выплат стимулирующего характера, предусматривавшихся постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484 и являвшихся элементом заработной платы, введены выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки.

2. Переход к специальным социальным выплатам стал логичным продолжением трансформации порядка выплат стимулирующего характера, уже и так «дрейфовавших» в сторону социальных выплат. Особенно наглядно это проявилось при реализации Постановления № 484, в соответствии

2020, № 5

с последними редакциями которого выплаты не зависели от отработанного времени.

3. Постановление № 1762 учло опыт осуществления выплат стимулирующего характера и нашло достаточно сбалансированный компромисс между социальной направленностью выплат и их связью как с трудовой деятельностью, так и риском заражения коронавирусной инфекцией.

4. Был найден удачный вариант ухода от вызывавшего нарекания показателя «фактически отработанное время» при одновременном сохранении связи с длительностью работы в условиях риска заражения - «нормативная смена».

5. Переход на новые выплаты позволил «обнулить» проблемы, вызванные с различным толкованием положений Постановлений № 415 и 484.

6. Выплаты больше не будут производиться самими медицинскими организациями - это сделает за них Фонд социального страхования на основе представляемой ими информации.

7. Использование «безбумажной» системы информационного обмена позволило повысить прозрачность порядка начисления выплат как с точки зрения контроля за полнотой и своевременностью выплат, так и с точки зрения финансового контроля.

ИНФОРМАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОБЪЕКТОМ ОБМЕНА

В информационном обмене участвует следующая основная информация:

- финансовая информация: средства, передаваемые Правительством Российской Федерации (в рамках межбюджетных трансфертов) Фонду социального страхования; информация о размерах выплат конкретным работникам, информация об использовании Фондом социального страхования средств, полученных в рамках межбюджетных трансфертов и т.д.);

- информация о медицинских и иных организациях (далее - медицинские организации), работники которых имеют право на специальные социальные выплаты. Перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) формируется: соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, а также ФГБОУ ВО «МГУ» и «СПбГУ»; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо

>

Врач IIa

' 1/1 МЫГ+1ППМЯ1 11ЛПЫЫК1П

>

и информационные

технологии

от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Постановление № 373);

- информация о медицинских и иных работниках, имеющих право на специальные социальные выплаты, предоставляется медицинскими организациями;

- информация о пациентах с подтвержденным диагнозом COVID-19, содержащаяся в информационном ресурсе, порядок функционирования которого определен Постановлением № 373.

УЧАСТНИКИ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА

Участниками информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат являются:

- Минфин России.

- Фонд социального страхования.

- Минздрав России.

- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

- Пенсионный фонд Российской Федерации.

- Федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные медицинские организации.

- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

- Медицинские организации.

- Медицинские работники.

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Коснемся содержания лишь некоторых информационных ресурсов (имея в виду, что информация, касающаяся сбора и учета информации о пациентах и контактировавших лицах в соответствии с Постановлением № 3737 достаточно объемная для ее изложения в статье, и в целом хорошо известна).

В перечне медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) указываются:

а) наименование организации; идентификационный номер налогоплательщика;

б) код причины постановки на учет;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) период включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).

Сведения по работникам, включаемым в реестры (передаваемые в Фонд социального страхования) содержат следующую информацию:

а) категория, должность (профессия);

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);

г) фактическое число нормативных смен;

д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах.

О содержании некоторых других информационных ресурсах будет сказано ниже.

СХЕМЫ ДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

В данном случае в целях краткости мы не рассматриваем организацию обмена между пользователями информационного ресурса (COVID-19), определенными Постановлением № 373. Однако обращаем внимание на то, что на практике система информационного обмена оказывается гораздо объемнее и сложнее, чем можно описать в одной статье.

Основные этапы движения информации, необходимой для осуществления выплат:

1. Медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

2. Информация поступает в Федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования.

^-

3. Происходит идентификация работников, указанных в реестрах, проверка факта их трудоустройства в организации.

4. Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.

Существуют и дополнительные финансовые потоки. Минздрав России и Фонд социального страхования заключили соглашение об информационном взаимодействии по вопросам осуществления специальной социальной выплаты.

Минздрав России обеспечивает ежемесячное, не позднее последнего дня текущего месяца, представление в Фонд социального страхования Российской Федерации перечня за отчетный период в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.

Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает ежемесячное представление в Минздрав России информации о специальных социальных выплатах, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), должность медицинского или иного работника, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, сведения об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), период, за который произведена специальная социальная выплата, и ее размер.

Идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, может осуществляется Фондом социального страхования, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Медицинские работники должны будут иметь возможность получать уведомления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о фактах перечисления им специальных социальных выплат.

2020, № 5

ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА

Основными инструментами информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат являются:

- Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

- Федеральная государственная информационная система «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования;

- информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации;

- информационные системы медицинских организаций, применяемые для автоматизации своей деятельности;

- программное обеспечение, предоставляемое Фондом социального страхования на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия;

- «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о фактах перечисления им специальных социальных выплат.

РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ДОСТИЖЕНИЕМ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА

Конечной целью информационного обмена является своевременная и максимально бесконфликтная система социальной поддержки медицинских работников. Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд проблем:

1. В Постановлении № 1762 говорится, что имеют право на получение специальной социальной выплаты работники в связи с оказанием медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактированием с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Однако в большинстве случаев в момент начала оказания медицинской помощи еще не известно - имеется ли у него коронавирусная инфекция (особенно это касается скорой медицинской помощи, первого посещения врача и т. д.), то есть диагноз не установлен. Возникают вопросы по поводу правомерности включения таких случаев в реестр (учета в числе нормативных смен).

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Врач ÜSä

' 1/1 МЫГ+1ППМЯ1 11ЛПЫЫК1П

>

и информационные

технологии

2. На подтверждение диагноза зачастую уходит несколько дней. Поэтому часть случаев контактов с заболевшими COVID-19 пациентами может не попасть в реестры.

3. Отсутствует механизм корректировки данных при возникновении ошибок и т.д.

4. В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда социального страхования до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца. По окончании месяца могут возникнуть ситуации переплаты (в случае ухода работника на больничный и т.д.). Механизм возврата переплаты по данным выплатам пока не установлен.

5. Вне действия Постановления № 1762 оказываются сотрудники медицинских организаций, не участвующих в информационном обмене в соответствии с Постановлением № 373, но сталкивающиеся с пациентами с COVID-19.

6. Вне охвата Постановлением № 1762 оказался целый ряд медицинских работников (например, контактирующие не с пациентами с диагнозом

COVID-19, а с их биологическим материалом), водители санитарного транспорта и т.д.

Имеются и другие вопросы по реализации Постановления № 1762, на которые, будем надеяться, будут даны ответы в разъяснениях Минздрава России и Минтруда России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система информационного обмена, реализуемая в целях осуществления специальных социальных выплат - серьезный шаг вперед по пути информатизации здравоохранения и сферы государственных услуг. Мы дали лишь общее ее описание.

Одновременно - это и важная мера по обеспечению эффективности реализации предусмотренных государством мероприятий по социальной поддержке медицинских работников в период распространения коронавирусной инфекции.

Тем не менее, для успешного функционирования системы обмена необходима методологическая и технологическая проработка целого ряда вопросов, однозначных ответов на которые пока нет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический доклад ЦНИИОИЗ: «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении», 2020. URL: https://mednet.ru/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_ COVID-19-2020_04_26.pdf (Дата обращения: 01.10.2020).

2. Меры государственной поддержки лиц, связанных с лечением коронавирусной инфекции COVID-19. Аналитический доклад / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, И.Н. Базарова, Ю.В. Ен-довицкая, А.М. Чилилов. Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации; под общ. ред. академика РАН В.И. Стародубова. Москва: Экономика, 2020. - 112 с.

3. Кадыров Ф.Н. Изменения в порядке осуществления стимулирующих выплатах медицинским работникам за работу с коронавирусом // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 6. - C. 79-80.

4. Кадыров Ф.Н. Вопросы, связанные с заменой выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусной инфекцией COVID-19 на специальные социальные выплаты // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 10. - C.70-77.

5. Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В, Панов А.В., Чилилов А.М. Стимулирующие выплаты медицинским работникам, занятым лечением коронавируса // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 4. -C. 70-77.

6. Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В, Панов А.В., Чилилов А.М. Вопросы применения трудового законодательства в период борьбы с коронавирусом // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 5. -C. 79-80.

7. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Организационно-экономические аспекты развития трудовых отношений в здравоохранении. М: Издательство «Экономика», 2019. - 319 с.

8. Чилилов А.М., Молчанова Н.П. Трудовые и общеэкономические отношения в здравоохранении. Москва: Экономика, 2018. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.