ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫЗВАННЫЕ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19,
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Бахмудов Джамалутдин Магомедович
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
юридический факультет, г. Москва
LEGAL PROBLEMS OF ENSURING THE LABOR RIGHTS OF MEDICAL WORKERS IN THE RUSSIAN FEDERATION CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC, AND POSSIBLE WAYS TO SOLVE THEM
Bahmudov Dzhamalutdin Magomedovich
Lomonosov Moscow State University, faculty of Law, Moscow
Аннотация. В данной статье раскрываются актуальные вопросы и правовые проблемы, связанные с вопросом обеспечения трудовых прав медицинских работников во время пандемии COVID-19. Также в ней описываются возможные меры по урегулированию настоящей проблемы. Кроме того, в данной работе затронуты иные вопросы, связанные с трудовым законодательством Российской Федерации.
Abstract. This article reveals current issues and legal problems related to the issue of ensuring the labor rights of medical workers during the COVID-19 pandemic. It also describes possible measures to resolve this problem. In addition, other issues related to the labor legislation of the Russian Federation are touched upon in this work.
Ключевые слова: трудовые права, медицинские работники, пандемия COVID-19, трудовое законодательство
Keywords: labor rights, medical workers, COVID-19 pandemic, labor legislation_
Вводная часть
Проблемы защиты трудовых прав медицинских работников в настоящее время приобретают особую актуальность, так как они находятся «на передовой» в борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и при этом являются одной из самых пострадавших от пандемии категорий населения.
Интерес к данной проблеме вызван чрезвычайной важностью деятельности медицинских работников в период пандемии COVID-19, без которой невозможно преодоление последствий данного явления.
Выбранная тема мало изучена, и именно поэтому представляется целесообразным проведение исследований, касающихся данной проблематики.
Целью нашего исследования является систематизация накопившегося материала по обозначенной проблематике, определение возможности более эффективного решения имеющихся проблем.
Данные о методике исследования
В данной работе мы обращаем внимание на проблемы, связанные с охраной труда медицинских работников, оплатой их труда, рабочим временем, социальным страхованием медицинских работников, формулируем свои предложения по их решению. Необходимо отметить, что нами было проанализировано законодательство, регулирующее труд медицинских работников, принимавших участие в лечении больных новой коронавирусной инфекцией, а также актуальная научная литература, посвященная проблемам правового регулирования труда в период пандемии COVID-19.
Основная часть
1.Особенности источников правового регулирования трудовых отношений в период пандемии
Необходимо отметить, какие из источников трудового права во время пандемии COVID-19 являются преобладающими, и то, почему же иерархия, определённая статьёй 5 Трудового кодекса Российской Федерации [1] нарушилась.
В период пандемии коронавируса возросла роль таких источников правового регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, как подзаконных актов, например, хотелось бы отметить Указ Президента РФ от 28 апреля 2020 № 294 [2], которым были установлены дополнительные нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 6 по 8 мая 2020 г. [3]
Также достаточно существенные полномочия были переданы Президентом РФ главам регионов Указом от 11 мая 2020 г. № 316. [4]
Таким образом, в период пандемии на передний план вышли подзаконные акты, а не федеральные законы. Причина этого достаточно ясна и логична: необходимо изменять законодательство под быстро меняющиеся общественные реалии. Однако это создало немало правовых проблем, так как таких полномочий у глав регионов не было, они им были временно делегированы. Стоит отметить, что, по нашему мнению, это является фактически нарушением иерархии источников трудового права, полномочия
одних органов власти фактически были переданы другим, что обоснованно сложившейся «нестандартной» ситуацией, требующего оперативного принятия соответствующих решений. В данной ситуации представляется особенно важным осознать тенденции в области обеспечения трудовых прав медицинских работников во время пандемии коронавируса.
2.Влияние пандемии на обеспечение трудовых прав медицинских работников
Рассматривая проблемы правового обеспечения трудовых прав медицинских работников, представляется целесообразным начать с рабочего времени, а именно - огромных переработок. В результате пандемии количество больных увеличилось, они нуждаются в лечении. Но юридически рабочий день остался таким же, переработки в большинстве своем не оплачивались, а даже если бы оплачивались, это слишком большая нагрузка для человеческого организма. Эта проблема должна быть решена так, чтобы пациенты получали необходимую помощь, но, чтобы нагрузка на медицинский персонал была разумная. В статье 350 ТК РФ содержится норма, определяющая нормальное количество рабочего времени для медицинских работников - это 39 часов в неделю, то есть ТК РФ предписывает для медицинских работников сокращенное рабочее время.
Однако во время пандемии коронавируса медицинские организации оказались в непростой ситуации. Нагрузка на учреждения здравоохранения возрастает, а штат медицинских работников хоть и увеличился путём привлечения дополнительных кадров, но его всё равно недостаточно. Во время пандемии мы увидели острый недостаток кадров, и тут уместно вспомнить о реформе здравоохранения, которая была проведена в 2010 году. Во многом, проблема переработок - результат именно этой реформы. Упомянутая реформа, которая изначально была направлена на повышение эффективности оказания медицинской помощи, не только не достигла своей цели, но и привела к обратному результату. [5] Она оказалось крайне неудачной, что признали даже те, кто стоял у её истоков. [6] Во время пандемии проблемы, вызванные данной реформой только приобрели более острый характер, но они были еще до нее, что необходимо учитывать в рамках обозначенного вопроса.
Шаги, которые должны быть предприняты, чтобы обеспечить право медицинских работников на нормальное рабочее время видятся следующие. Во-первых, переработки должны быть разумными, во-вторых, должны справедливо оплачиваться. Главные врачи должны обеспечить такой режим работы медицинского учреждения, чтобы переработки медицинского персонала были минимальны, с одной стороны, но также, чтобы помощь оказывалась всем в полной мере. Однако это не сможет решить проблему того, что медицинского персонала не хватает. Что же можно предпринять в данной ситуации? Во-первых, привлечение волонтёров для помощи младшему и среднему медицинскому персоналу, который перерабатывает больше всех, так как там самый большой кадровый недостаток. Во-вторых, хотя бы временное расширение штата больниц. Взять на это средства можно из резервного фонда. Также считаем необходимым добровольно привлекать студентов медицинских вузов для помощи медицинскому персоналу.
Хотелось бы затронуть новые выплаты медицинским работникам, которые взаимодействуют с пациентами, больными covid-19. Выплаты были введены Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762. Врачам амбулаторий, например, полагается 2430 руб. за одну нормативную смену. [7] Частные больницы также получают субсидии на стимулирующие выплаты медработникам. [8] Однако тут тоже есть проблемы: с одной стороны, часто эти выплаты задерживались на очень долгий срок. С другой стороны, такие выплаты полагаются медицинскому персоналу, который работает с covid-19, то есть это, либо те, кто специализируется на этом, например, врачи-пульмонологи, или, если медицинскую организацию полностью перевели на режим работы только с covid-19. Впоследствии коронавирусная инфекция признана профзаболеванием согласно пункту 3.1 приказа Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н, [9] так как огромный процент заболевших именно среди медицинского персонала. О том, что коронавирусная инфекция является профессиональным заболеванием свидетельствует и пункт 5 постановления Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, согласно которому профессиональное заболевание подлежит обязательному социальному страхованию. [10] Отсюда хотелось бы перейти к тому, что медицинский персонал имеет право на страховые выплаты, которые были введены указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313, в случае, если они заболели covid-19 или погибли от него, в случае, если заражение произошло не по их вине. [11] Достаточно абстрактная формулировка, которая позволяет эти выплаты очень часто не производить, ссылаясь на вину врача в заболевании, хотя формулировка «вина» в данном случае, как представляется, не слишком корректна. Частично эта проблема была решена после издания разъяснения Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г. [12], которое предписывает все сомнения трактовать в пользу медперсонала, однако мы не можем говорить о том, что данная проблема решена полностью, так как фактора вины в данной ситуации, как нам представляется, вообще быть не должно.
Здесь ситуация достаточно сложная, так как согласно законодательству, эти выплаты, как стимулирующие, так и страховые, положены, но тут проблема заключается в том, что далеко не все медицинские работники вообще имеют на них право, хотя они также подвергаются постоянной опасности. В данном случае можно было бы предпринять несколько шагов: во-первых, необходимо производить стимулирующие выплаты всему медицинскому персоналу, а не только тем, кто непосредственно борется с коронавирусом. Возможно, выплаты врачам, которые напрямую не работают с пациентами, больными
коронавирусом, будут чуть меньше, но они должны быть в любом случае. Во-вторых, что касается страховых выплат, раз covid-19 фактически признан профессиональным заболеванием медицинских работников, следовательно, страховые выплаты должны быть положены всем, из законодательства должна быть исключена формулировка о «вине», так как её в принципе быть не может в данном случае.
И последней проблемой можно отметить охрану труда, а именно защиту медицинского персонала от заражения. В рамках данного вопроса хотелось бы обратить внимание на такой подзаконный акт, как приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2020 г. № 928н [13]. Хотелось бы обратить внимание на вредные факторы производственной среды и упомянуть о проблеме переработок: биологические факторы, к которым можно отнести пандемию, то есть, если ранее это касалось в основном медицинского персонала, работавшего в инфекционном отделении, теперь это касается всех врачей, поэтому во всех медицинских учреждениях должны применяться меры охраны, предусмотренные для работников, осуществляющих свою деятельность в инфекционном отделении, что отражено в 4 главе данного приказа. В случае, если мы говорим о здоровье медицинских работников, то биологический фактор и напряженность трудового процесса очень плохо влияют на здоровье работников медицины, что выражается в большой смертности среди медицинских работников. В России очень высокая смертность медицинского персонала от коронавируса. [14]
Как же можно решить данную проблему? В первую очередь это предоставление эффективных средств защиты, которое, осуществляется, увы, не везде и не в полной мере, однако было сделано много шагов в этом направлении, что позволило в большинстве случаев обеспечить защиту на высоком уровне высоком уровне. Однако полностью проблема не решена. Безусловно, процесс предоставления средств защиты необходимо контролировать, в том числе, качество этих средств, так как в некоторых регионах эти средства может и предоставляются, но они не слишком надёжны. Контролировать можно с помощью взаимодействия органов исполнительной власти, например, Министерства здравоохранения России, с регионами и профсоюзными организациями.
Как мы видим, во многом всё упирается либо в невозможности нынешнего законодательства регулировать какие-либо вопросы, и в некоторых случаях - их неисполнение.
Заключение
Хотелось бы подчеркнуть, что обозначенная проблематика требует тщательнейшего рассмотрения, так как в такой ситуации любой шаг должен быть продуман до мелочей, ибо последствия у него в нынешних условиях могут быть катастрофическими. Главное, необходимо понимать, что в данной ситуации следует обращать внимание именно на работников, так как в них, что касается медицины, наблюдается огромный недостаток. Именно они помогали и помогают спасать жизни во все времена, и мы должны защищать их, беречь. Указанные выше меры, которые могли бы быть приняты, должны поспособствовать этому.
Список литературы
1.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 16.12.2019 № 439-ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 декабря, ст. 5
2.Указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 // «СПС Гарант». 2020. 28 апреля
3.С.ЮЮ. Головина, К.С. Раманкулов, К.Л. Томашевский, М.Х. Хасенов. Трудовое право и социальное обеспечение в государствах ЕАЭС в условиях пандемии СОУ[Э-19: опыт Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России // журнал "Российское право: образование, практика, наука", № 4, июль-август 2020 г.
4.Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)" // «СПС Гарант». 2020. 11 мая
5.Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Погонин А.В. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2018. 29 декабря
6.Голикова признала неудачной оптимизацию здравоохранения в регионах. // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан., Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/03/11/2019/5dbecba99a79470b57a29e69
7.Как подсчитываются нормативные смены для "ковидных" соцвыплат: официальные разъяснения // «СПС Гарант». 2021
8.Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 // «СПС Гарант». 2020 г. 30 октября
9.Приказ Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» // «СПС Гарант». 2012. 27 апреля
10.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" // «СПС Гарант». 2000. 15 декабря
11.Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" // «СПС Гарант». 2020. 6 мая
12.Информация Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г. "Минздрав России: в вопросе страховых выплат сомнения должны трактоваться в пользу медицинских работников" // «СПС Гарант». 2020. 14 июля
13.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2020 г. № 928н "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях" // «СПС Гарант». 2020. 18 декабря
14.Росздравнадзор раскрыл данные о количестве медиков, погибших из-за коронавируса в России. // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан., Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27144/4238249/
Reference
1.The Labor Code of the Russian Federation No. 197-FL of December 30, 2001 (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 439-FL of 16.12.2019) / / Rossiyskaya Gazeta. 2001. December 31, Article 5
2.Decree of the President of the Russian Federation No. 294 of April 28, 2020 / / "SPS Garant". 2020. April 28
3.S. Y. Golovina, K. S. Ramankulov, K. L. Tomashevsky, M. H. Khasenov. Labor law and social security in the EAEU States in the context of the COVID-19 pandemic: the experience of Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia / / Journal "Russian Law: education, Practice, Science", No. 4, July-August 2020
4.Decree of the President of the Russian Federation No. 316 of May 11, 2020 "On determining the procedure for extending the measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the subjects of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)" // "SPS Garant". 2020. May 11
5.Rugoll L. V., Son I. M., Starodubov V. I., Pogonin A.V. SOME RESULTS OF HEALTHCARE REFORM / / Electronic scientific journal "Social aspects of population health". 2018. December 29
6.Golikova recognized the optimization of healthcare in the regions as unsuccessful. // [Electronic resource]. - Electron. dan., Access mode: https://www.rbc.ru/society/03/11/2019/5dbecba99a79470b57a29e69
7.How are the regulatory shifts calculated for "covid" social payments: official explanations / / "SPS Garant".
2021
8.Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1762 of October 30, 2020 / / "SPS Garant". 2020 October 30
9.Order of the Ministry of Health and Social Development of 27.04.2012 No. 417n "On approval of the list of occupational diseases "/ / "SPS Garant". 2012. April 27
10.Resolution of the Government of the Russian Federation No. 967 of December 15, 2000 "On approval of the Regulations on the investigation and accounting of occupational diseases "/ / "SPS Garant". 2000. December 15
11.Decree of the President of the Russian Federation No. 313 of May 6, 2020 "On providing additional insurance guarantees to certain categories of medical workers "/ / "SPS Garant". 2020. May 6
12.Information of the Ministry of Health of the Russian Federation dated July 14, 2020 "The Ministry of Health of Russia: in the issue of insurance payments, doubts should be interpreted in favor of medical workers" / / "SPS Garant". 2020. July 14
13.Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 928n dated December 18, 2020 "On approval of the Rules for labor protection in medical organizations "/ / "SPS Garant". 2020. December 18
14.Roszdravnadzor disclosed data on the number of doctors who died due to the coronavirus in Russia. // [Electronic resource]. - Electron. dan., Access mode: https://www.kp.ru/daily/27144/4238249/
РЕТРОСПЕКТИВА ДИНАМИКИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
Лобанова Ольга Николаевна
доцент кафедры романо-германских языков Дипломатическая академия МИД России, Москва
A RETROSPECTIVE OF THE DYNAMICS OF THE LEGAL SYSTEMS OF THE IBERIAN PENINSULA
Lobanova Olga Nikolaevna
Assistant Professor
Diplomatic Academy of Russia's Foreign Ministry, Moscow
Аннотация. Королевство Испания является многонациональным государством, в составе которого проживает множество этнокультурных групп. В этой связи вопросы правового регулирования общественных отношений между этническими регионами государства играют первостепенную роль в сохранении стабильности и единства. Таким образом, изучение предпосылок и процесса развития правовой системы Испании и других стран Пиренейского полуострова имеет высокую степень значимости.
Abstract. The Kingdom of Spain is a multi-ethnic state, which includes too many ethnic and cultural groups.