Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВА ДИНАМИКИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

РЕТРОСПЕКТИВА ДИНАМИКИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ПИРЕНЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанова Ольга Николаевна

Королевство Испания является многонациональным государством, в составе которого проживает множество этнокультурных групп. В этой связи вопросы правового регулирования общественных отношений между этническими регионами государства играют первостепенную роль в сохранении стабильности и единства. Таким образом, изучение предпосылок и процесса развития правовой системы Испании и других стран Пиренейского полуострова имеет высокую степень значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A RETROSPECTIVE OF THE DYNAMICS OF THE LEGAL SYSTEMS OF THE IBERIAN PENINSULA

The Kingdom of Spain is a multi-ethnic state, which includes too many ethnic and cultural groups. In this regard, the issues of legal regulation of public relations between the ethnic regions of the State play a primary role in maintaining stability and unity. Thus, the study of the prerequisites and the process of development of the legal system in the Iberian Peninsula region have a high degree of significance.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВА ДИНАМИКИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

12.Информация Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г. "Минздрав России: в вопросе страховых выплат сомнения должны трактоваться в пользу медицинских работников" // «СПС Гарант». 2020. 14 июля

13.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2020 г. № 928н "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях" // «СПС Гарант». 2020. 18 декабря

14.Росздравнадзор раскрыл данные о количестве медиков, погибших из-за коронавируса в России. // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан., Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27144/4238249/

Reference

1.The Labor Code of the Russian Federation No. 197-FL of December 30, 2001 (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 439-FL of 16.12.2019) / / Rossiyskaya Gazeta. 2001. December 31, Article 5

2.Decree of the President of the Russian Federation No. 294 of April 28, 2020 / / "SPS Garant". 2020. April 28

3.S. Y. Golovina, K. S. Ramankulov, K. L. Tomashevsky, M. H. Khasenov. Labor law and social security in the EAEU States in the context of the COVID-19 pandemic: the experience of Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia / / Journal "Russian Law: education, Practice, Science", No. 4, July-August 2020

4.Decree of the President of the Russian Federation No. 316 of May 11, 2020 "On determining the procedure for extending the measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the subjects of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)" // "SPS Garant". 2020. May 11

5.Rugoll L. V., Son I. M., Starodubov V. I., Pogonin A.V. SOME RESULTS OF HEALTHCARE REFORM / / Electronic scientific journal "Social aspects of population health". 2018. December 29

6.Golikova recognized the optimization of healthcare in the regions as unsuccessful. // [Electronic resource]. - Electron. dan., Access mode: https://www.rbc.ru/society/03/11/2019/5dbecba99a79470b57a29e69

7.How are the regulatory shifts calculated for "covid" social payments: official explanations / / "SPS Garant".

2021

8.Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1762 of October 30, 2020 / / "SPS Garant". 2020 October 30

9.Order of the Ministry of Health and Social Development of 27.04.2012 No. 417n "On approval of the list of occupational diseases "/ / "SPS Garant". 2012. April 27

10.Resolution of the Government of the Russian Federation No. 967 of December 15, 2000 "On approval of the Regulations on the investigation and accounting of occupational diseases "/ / "SPS Garant". 2000. December 15

11.Decree of the President of the Russian Federation No. 313 of May 6, 2020 "On providing additional insurance guarantees to certain categories of medical workers "/ / "SPS Garant". 2020. May 6

12.Information of the Ministry of Health of the Russian Federation dated July 14, 2020 "The Ministry of Health of Russia: in the issue of insurance payments, doubts should be interpreted in favor of medical workers" / / "SPS Garant". 2020. July 14

13.Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 928n dated December 18, 2020 "On approval of the Rules for labor protection in medical organizations "/ / "SPS Garant". 2020. December 18

14.Roszdravnadzor disclosed data on the number of doctors who died due to the coronavirus in Russia. // [Electronic resource]. - Electron. dan., Access mode: https://www.kp.ru/daily/27144/4238249/

РЕТРОСПЕКТИВА ДИНАМИКИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Лобанова Ольга Николаевна

доцент кафедры романо-германских языков Дипломатическая академия МИД России, Москва

A RETROSPECTIVE OF THE DYNAMICS OF THE LEGAL SYSTEMS OF THE IBERIAN PENINSULA

Lobanova Olga Nikolaevna

Assistant Professor

Diplomatic Academy of Russia's Foreign Ministry, Moscow

Аннотация. Королевство Испания является многонациональным государством, в составе которого проживает множество этнокультурных групп. В этой связи вопросы правового регулирования общественных отношений между этническими регионами государства играют первостепенную роль в сохранении стабильности и единства. Таким образом, изучение предпосылок и процесса развития правовой системы Испании и других стран Пиренейского полуострова имеет высокую степень значимости.

Abstract. The Kingdom of Spain is a multi-ethnic state, which includes too many ethnic and cultural groups.

In this regard, the issues of legal regulation of public relations between the ethnic regions of the State play a primary role in maintaining stability and unity. Thus, the study of the prerequisites and the process of development of the legal system in the Iberian Peninsula region have a high degree of significance.

Ключевые слова: Пиренейский полуостров, Королевство Испания, нормативно-правовая система, общественные отношения.

Keywords: Iberian Peninsula, Kingdom of Spain, regulatory and legal system, public relations.

Цель настоящей статьи - рассмотреть динамику развития правовых систем Пиренейского полуострова. В настоящее время на его территории располагаются 3 страны (Испания, Португалия и Андорра) и одна территория (Гибралтар). Однако на протяжении истории на полуострове возникали и развивались государства с различными правовыми системами. Данное исследование основано на правовых документах различных эпох (например, lex coloniae Genetivae, каноническое право, Гражданский кодекс Испании 1889 г. и других), а также работах испанских и российских правоведов и историков.

Современное Королевство Испания представляет собой правовое, социальное, демократическое государство, неотъемлемой составляющей которого является монарх. Его власть ограничена институтом парламента. Таким образом, основную форму правления государства Пиренейского полуострова составляет парламентская монархия [6].

Подобное описание испанского государства отражено в Основном законе страны - Конституции Королевства Испания 1978 года. Именно указанный выше нормативный акт, имеющий силу на протяжении более сорока лет, закрепляет правовой статус королевства на международной арене, а также регламентирует правовые особенности внутреннего устройства, затрагивая все сферы жизни испанского общества.

Современная правовая система Королевства Испания является частью романо-германской правовой семьи и обрела свои первоначальные очертания ещё в начале XIX века. Предпосылками её формирования послужили события на тот момент «глобального» масштаба, а именно влияние правовой системы Франции в период наполеоновской оккупации Пиренейского полуострова, длившейся с 1808 по 1814 года. Именно введение Наполеоном такого революционного для того времени правового новшества, как кодификация законодательства - введение Гражданского кодекса, Уголовного кодекса, а также Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов - имело ключевое значение для развития правовой системы всей романо-германской правовой семьи [10]. Более того, свержение абсолютной монархии и образование республики вследствие Великой французской революции стали катализатором глубинных процессов смены всей устоявшейся основы правовых отношений. Произошел переход от феодальных отношений к капиталистическим, от абсолютной монархии к более либеральным формам правления (республика, конституционная монархия).

Французский фактор хоть и сыграл серьезную роль в формировании современного испанского права (так, например, спустя несколько десятилетий после наполеоновской оккупации были приняты указанные выше правовые кодексы), само содержание нормативно-правовых актов Королевства Испания базировалось на вековых особенностях своего собственного уникального пути развития.

Настоящее исследование посвящено ретроспективе правовых систем на Пиренейском полуострове. В работе рассматриваются основные особенности нормативов племенной эпохи и периода колонизации полуострова Карфагеном. Изучены период нахождения региона в составе Римской империи (испано-римское право), а также послеримская эпоха (испано-вестготское право). Особое внимание в настоящей статье уделено периодам мусульманской оккупации (право раннего Средневековья), укрепления королевской власти (право позднего Средневековья) и объединения разрозненных королевств полуострова в единое государство, а также современное конституционное право.

Право является одним из важнейших регуляторов общественных отношений как внутри отдельного государства, так и на межнациональном уровне. Представление современного человека о праве заключается в регулирующей функции государственного института, закрепляющего нормы и правила общественных отношений в законодательных нормативно-правовых актах. Необходимо отметить, что общественные отношения возникли до формирования института государства, системы права и даже возникновения письменности.

Любые отношения между группой людей должны регулироваться. В противном случае группа людей не может называться группой вследствие хаотичности их решений и действий. Таким образом, древний прообраз права, представляющий собой регулятор отношений между людьми и закрепляющий правила поведения между ними, берет свои истоки с момента объединения разрозненных людей в группу с целью выживания в неблагоприятной среде доисторического периода. Именно с этого момента и формируются первые правила поведения внутри коллектива - примитивный прообраз права (племенные устои и мононормы).

Около 1100 года до н.э. на границе бронзового и железного веков на территории Пиренейского полуострова проживала этническая группа васконов. Данный народ населял территории современных испанских провинций Наварра, Ла-Риоха, а также северо-западную часть Арагонского региона. Предполагается, что именно данная этническая группа является предками современных басков,

являющихся одними из частей многонационального испанского государства. В доримский период Пиренейский полуостров также населяли кельтские племена, культура которых стала основной на территории севера и запада современной Испании. Одними из этнических групп, населяющих полуостров, являлись иберы, доминировавшие в южных и восточных территориях полуострова.

К настоящему моменту практически не сохранилось каких-либо детальных сведений касательно содержания устройства общественных отношений. Присутствуют лишь обрывистые сведения о том, что у вышеперечисленных племен Пиренейского полуострова присутствовала строгая племенная иерархия, что не даёт достаточно информации о содержании норм и ценностей, принятых в обществах того периода. Отсутствуют достаточные сведения и о языках указанных народов. К настоящему моменту специалистам так и не удалось расшифровать иберийский алфавит. В связи с отсутствием письменных источников недостаточны сведения и о кельтах, что также не позволяет в полной мере изучить содержание норм и правил общественных отношений, принятых в данной этнокультурной группе.

Поэтому целесообразно остановиться на общих особенностях первобытного прообраза племенного права, раскрыв его основные признаки. В примитивном праве отсутствуют привычные для современного человека органы власти, которым делегированы полномочия правового регулирования.

Необходимо отметить, что в научном сообществе присутствует версия, согласно которой право исходит от государства, охраняется правоохранительными органами, закреплено в нормативно-правовых актах в письменной форме. Исходя из этой позиции, правила внутри племени невозможно назвать правом вследствие отсутствия вышеперечисленных структурных составляющих. Именно поэтому племенное право корректно называть мононормами. Данное утверждение исходит из того, что общественные нормы первобытного общества не закреплены в письменной форме, а имеют место лишь в сознании людей, охраняются мерами общественного воздействия и исходят исключительно от племени и действуют в его рамках.

Основу племенного права составляли классические нормы и правила по типу всем известных заповедей, которым был обязан следовать каждый член племени. Нарушение таких мононорм строго каралось, и, чаще всего, выражалось в изгнании из племени, что в тот период времени было сравнимо со смертным приговором.

Как правило, принятые в первобытном обществе мононормы вследствие отсутствия письменного закрепления в нормативно-правовой форме передавались из уст в уста от поколения к поколению, веками сохраняя свою первозданность. В силу того, что первые племена по большей части строились на кровном родстве, присутствовала такая форма межплеменных отношений как кровная месть. Так, если представитель одного племени убивал представителя другого рода-племени, объявлялась кровная месть -война одной семьи против другой. Остановить родовой конфликт было возможно лишь путём переговоров старейшин, считавшихся главами своих племен.

Так или иначе, в любом первобытном роде присутствовали классические общие мононормы по типу запретов на убийство сородичей, кражи или несоблюдение традиционных родовых обычаев, как правило, связанных с поклонением божествам, почитаемых в племени. В этой связи важно отметить абсолютное разнообразие верований и основанных на них обрядах поклонения вследствие достаточно высокой степени изолированности племён друг от друга.

В любом случае, нормативно-правовое закрепление вышеперечисленных мононорм не являлось общественной необходимостью в силу примитивности отношений внутри группы взаимодействующих между собой людей.

Переломным моментом в истории правового регулирования общественных отношений принято считать возникновение института государства. Причины возникновения государств многогранны. С одной стороны, можно говорить о том, что государство возникло вследствие сугубо экономических причин -наиболее сильные и влиятельные члены племени, постепенно накапливая продукт благосостояния (продукты питания, орудия труда, оружие), добились нормативно-правового закрепления своих прав на данные блага. В этой связи нельзя не отметить, что экономическую основу родоплеменного строя составляла общественная собственность. Это означает, что все добываемые и все создаваемые блага принадлежали каждому члену племени и делились поровну по степени своего участия в жизни клана. Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение права в представляемом современному человеку смысле имеет под собой сугубо корыстные истоки. Возникновение частной собственности явилось одной из причин возникновения государства.

Еще одним фактором необходимости нормативно-правового регулирования общественных отношений является развитие транспортных средств и средств коммуникации, связавших многие племена между собой торгово-экономическими и межкультурными связями. Данный процесс можно сравнить с феноменом глобализации, учитывая ее интеграционную составляющую. Смешение культур, повышение экономической взаимозависимости привело к интеграции отдельно взятых, изолированных родов -племен в одно общественно политическое целое. Так, общественные отношения внутри группы людей теперь строились не на кровном родстве, а на принципах взаимовыгодного сотрудничества (совместного выживания), что требовало правового регулирования.

Также немаловажным фактором является покорение одних племен другими насильственным путем, итогом чего становились рабство и насильственная ассимиляция. Правовое регулирование отношений

внутри молодых государств строилось на принципах подчинения одних этнокультурных групп другими.

Народы Пиренейского полуострова к моменту возникновения первых государств и их расширения за счет покорения племен так и не обзавелись своим собственным государством. Покорённые Карфагеном Пиренеи насчитывали десятки племен, в которых до тех пор сохранялись описанные выше примитивные нормы и правила общественных отношений. Однако, Карфаген не стал навязывать свою правовую структуру, а кланы, проживающие на территории современной Испании, фактически не ощутили внешнего культурного вмешательства. Культура Карфагена была приобретенной и состояла из культур таких крупных стран, как Египет, Вавилон, Ассирия и другие. В отношении своих колоний Карфаген применял право метрополий. На территориях колоний была организована культурная, хозяйственная и общественная жизнь, они получали экономическую и продовольственную помощь, а в случае опасности, колониям предоставлялась военная помощь. Стоит отметить, что каждая колония была самостоятельной и центральная политическая власть государства не распространялась на нее. В случае каких-либо разногласий, метрополия выступала в качестве третейского суда. Главным взаимовыгодным интересом колоний и метрополии, который был указан в их правовой системе, являлась торговля. Стоит отметить, что нормы права на территории Пиренейского полуострова применялись точечно, индивидуально. К примеру, было развито торговое право финикийцев, которое применялось внутри клана и которое позволяло женщинам свободно участвовать в политической и экономической жизни колоний. В целом, вся правовая основа колоний имела традиционный характер. Такая система строилась не на верховенстве правосудия, а основывалась на примитивных мононормах, описанных выше.

Отправной точкой стремительных перемен в общественно-политическом устройстве народов полуострова стало покорение Римской республикой, которая принесла на данную территорию принципы так называемого римского права.

Так началась письменная эпоха Испании и превращение ее территорий в римскую провинцию. Испания стала для Римской Империи вторым после Италии по значению центром. Торговля, промышленность, земледелие процветали. Население росло и начало распространяться христианство. Регулирование всех процессов жизнеобеспечения требовало более жестких норм. Внедрение римского права на территории распространялось совершенно по-разному и зависело от статуса племен и от их отношения к Риму. Так, племена, которые были сторонниками карфагенян, ожидала плачевная судьба, а те, кто сотрудничал с Римом, сохраняли свои права и привилегии.

Для разрозненных племен социально-политическая и правовая система римлян была настолько привлекательна, что испанцы приняли ее и пожелали стать ее частью. Римляне оставили огромный след не только в правовой, но и в языковой культуре страны. Именно открытость государственной системы Рима так привлекала присоединяемые территории. Римляне формально прививали населению чувство равенства. Еще со времен военного союза испанцев с римлянами против Карфагена, между ними заключались особые договоры, которые в будущем стали основой правового сближения двух народов. Такие же договоры были заключены между Римом и испанскими провинциями. Изначально наместники, посылаемые в эти провинции для управления, использовали право только в отношении податного населения, а сохранять собственное право и избегать уплаты податей позволялось только союзникам.

В крупнейшем после Рима городе Гадис сам Юлий Цезарь провел правовую реформу, искореняя остатки варварства. Стоит отметить, что испанцы использовали римское право в своих целях. К примеру, испанцам удалось добиться изгнания римских преторов после того, как они умышленно закупали хлеб по насильственно заниженным ценам. Таким образом, испанцы стремились заполучить римское право, чтобы в определенный момент защититься от злоупотребления полномочиями самих римлян.

В связи с засухой начался кризис сельского хозяйства, и недостаток продовольствия привел к массовой миграции населения из провинций в колонии. Городская община стала расти и образовываться по римскому образцу, что привело к урегулированию политической, фискальной, судебной и административной сфер на территории Испании. Так, все регулирование осуществлялось на основе римского права, но не совсем того же самого, оно приобретало оригинальность, взаимодействуя с народами, населяющими территории полуострова. Римское право сильно отразилось на испанской культуре, и в современном праве существуют его истоки, которые можно разглядеть, например, в Гражданском кодексе королевства.

В этой связи, стоит проанализировать особенности римского права, действующего и на территории современной Испании. Впервые была проведена параллель между частным и публичным правом. Римский юрист Ульпиану так выразил отличия между двумя указанными формами права: «Публичное право - то право, которое относится к пользе Римского государства, частное - то право, которое относится к пользе отдельных лиц» [13].

Частное право, исходя из своего названия, основывалось на урегулировании отношений отдельных индивидов между собой. В тоже время публичное право отражало регулирование общественных отношений в самом широком смысле. Публичное право охраняло интересы общества в целом. Более того, оно закрепляло нормативно-правовой статус института государства, а также органов государственной власти. В Римской империи существовал принцип, в основе которого лежало утверждение, что положения публичного права ни в коем случае не могут подвергаться каким бы то ни было изменениям вследствие договора отдельных индивидов между собой. Правовые нормы закреплялись в императивном порядке, что

означало их обязательное исполнение. Несоблюдение данных норм приводило к уголовному преследованию, что также являлось составляющей частью публичного права [4].

В римском праве впервые были сделаны попытки разделить исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. Неотъемлемой частью публичного права являлось общественное участие в вопросе законотворчества по принципу народного собрания со всеобщим голосованием. Сенат представлял функции исполнительного органа власти и строго контролировал процедуру принятия закона

[9].

Таким образом, римское право привнесло государственническую форму регулирования общественных отношений со всеми имеющимися атрибутами права по типу закона и исполнительных эдиктов, судебных процедур и уголовного права, защиты частной собственности, а также права наследования. Важным нормативным новшеством, привнесённым Римской империей, являлось правовое закрепление статуса людей, проживающих на территории государства - гражданство. К тому моменту варварский и архаичный родоплеменной строй, основанный на принципе кровного родства, был окончательно разрушен, что привело к новому определению статуса человека не как члена племени, а как гражданина государства. Этнокультурный фактор окончательно отбрасывался и заменялся унифицированной правовой связью отдельного индивида и государства. Гражданин имел возможность получать все права, гарантируемые государством, а также должен был исполнять свои обязанности.

Данные нормативно-правовые нововведения были связаны в первую очередь с огромным разнообразием этнокультурных групп, входящих в состав Римской империи. Так, правовая категория гражданства имела для римского государства жизненно важное значение в связи с тем, что населяющие его народы должны были себя идентифицировать не в категориях племени или рода, а в категории члена государства, его гражданина.

Вследствие падения Западной Римской империи, на территориях Испании обосновались германские народы, в частности вестготы. Племена оригинально сочетали римское право с германской правовой системой и канонической. Возросло влияние церкви на все сферы жизни общества, она принимала активное участие в законотворческом процессе. В вестготский период заканчивается объединение Испании, и народы готов и испано-римлян начинают воспринимать себя как единый народ - испанцы. В данный период начинает зарождаться законность. Теперь любой судья, любой поступок опирается на закон, право теряет свой традиционный характер. Современные юристы обращают внимание на институт монархии, который берет свои корни с романо-вестготского периода истории Испании. Именно в данный период (в 418 году) возникает суверенное государство, просуществовавшее вплоть до начала VIII века -Вестготское королевство.

Важно заметить, что вестготы составляли лишь малую часть населявших полуостров людей. Большая часть населения исповедовала христианство. В то же время сами вестготы, доминировавшие на территории полуострова, придерживались арианской веры. Сломить попытки распространения среди христиан арианства удалось лишь к началу VI века, когда вестготский король Леовигильд Реккаред официально принял христианскую веру. В первую очередь это связано с тем, что предыдущие попытки ассимиляции меньшинством большинства, предпринимаемые его предками, провалились. Важную роль играл и тот факт, что Вестготское королевство было окружено христианскими государствами. Как итог, глава государства принял наиболее рациональное решение о принятии этнической группой вестготов христианской веры [17].

На территории королевства был распространен кодекс вестготского короля Эйрика, появившийся приблизительно в 475 году, письменные источники которого сохранились до настоящего времени. Кубинский исследователь, изучающий историю права, Х. Фернандес Бульте пишет: «Нужно отметить, что вестготы, заняв территорию римской провинции Испании, с уважением относились к законам соседей и разрабатывали свои законы в соответствии с национальным принципом применения прав» [16]. Интересно, что авторы кодекса Эйрика для его составления использовали не классическое римское право, а так называемое «римское вульгарное право». Среди современных историков испанского права нет единого мнения о соотношении римских и германских элементов в кодексе Эйрика. Одни говорят, что кодекс представлял собой германский закон. Эта точка зрения особенно усилилась, когда появилась работа немецкого историка XX века Карла Фридриха Штрохекера, хотя и он признает, что закон Эйрика имеет «нормы более готско-римские, чем чисто готские». Важно отметить, что именно вестготы официально признаны далёкими предками современных испанцев [8].

Период с начала VIII по конец XV веков принято считать эпохой арабского господства на территории Пиренейского полуострова. Племена сирийских и марокканских берберов распространяются почти по всей территории Пиренейского полуострова, разрушая все христианские города на своем пути, из которых уцелела лишь часть на севере страны. Таким образом, на смену вестготской правовой системе приходит мусульманское право. По началу, арабы проявляли веротерпимость, но с годами началась полная исламизация захваченных территорий. Лишь часть испанцев приняла ислам, большая часть населения сохранила христианскую веру. На полуострове образовалось новое, исламское государство - Андалусия [3]. Стоит заметить, что оккупация мусульман затронула не все регионы. Испанцы контролировали северные, расположенные в горах территории региона, на которых возникло новое христианское королевство - Астурия. Данная территория организовала наступление в целях освобождения от

мусульманского гнета. Это движение вошло в историю под названием Реконкиста. За годы борьбы против арабов, Астурия завоевала и другие территории: Галисию, Кастилию, Леон и другие. В конце VIII века в королевстве произошли восстания, в ходе которых была свергнута династия Пелайо, управляющая Астурией долгое время. Переворот дал толчок усовершенствованию правовой системы королевства и его развитию в политической, культурной и экономической сферах. Реконкиста стала знаковым событием для Испании. Жители королевства видели в основе данного движения перспективы для обогащения населения [2].

Помимо Астурии было создано еще одно королевство Наварра. Жители королевства являются потомками басков, воинственными и свободолюбивыми. В VIII веке большая часть данной территории была завоевана маврами, однако королю Карлу Великому, королю франков, удалось отвоевать королевство и оттеснить арабов из региона. К середине IX века за территорию уже сражались испанские монархи, что принесло независимость королевству Наварра.

На территории современной Испании в VIII веке располагалось большое количество небольших королевств: Наварра, Леон, Калония, Кастилия, Астурия, Арагон и другие. В XI веке этим территориям пришлось объединиться против общего врага в лице мавров, в результате чего было образовано Арагоно-Каталонское королевство, а позднее появилось и Леоно-Кастильское королевство. В XV веке, а точнее в 1469 году, появилось государство Испания в результате объединения двух королевств и свадьбы Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Королевству удалось одержать победу над арабскими захватчиками и освободить территорию от мусульман.

Таким образом, наступило средневековье и на смену мусульманскому праву пришли развитие феодализма и создание новой правовой системы. Основу феодального права составлял принцип, на основе которого один землевладелец подчинялся феодалу более высокого уровня. Так, например, территориально-административная единица (графство) подчинялась единице более высокого уровня -герцогству. В тоже время герцогства, входящие в состав королевства, подчинялись непосредственно королю. Однако король не имел власти над графствами, поскольку между ними стоял герцог. Простыми словами этот принцип можно описать следующим образом: «вассал моего вассала мне не вассал». За времена Реконкисты феодалам удалось достичь большого могущества. Католическая церковь стала играть огромную роль в королевстве, и захватывала все больше территорий или получала в дар от королей. В большей степени феодализм был церковным, и его представители имели судебный и податный иммунитет на своих территориях, фактическое господство над крестьянами. Феодальное право было главной системой правового регулирования на территории испанского государства в средние века. Завершение данной нормативно-правовой системы связано с периодом так называемой реформации, в ходе которой церковь потеряла значительное влияние на общественные отношения, а феодальный строй серьезно пошатнулся. В тоже время, процесс реформации в меньшей степени затронул регион Пиренейского полуострова, происходя в северных частях Европы. Именно реформация и последующая секуляризация церковных земель послужила основой возникновения современных капиталистических отношений. Поскольку королевство Испания в меньшей степени подверглось влиянию реформации, католическая власть сохраняла влияние на всей его территории на протяжении долгого времени, а буржуазное право пришло в испанское государство только в ходе наполеоновской оккупации, о чем было сказано выше [15].

В результате вышеизложенного можно сделать вывод о предпосылках формирования современной нормативно правовой базы в королевстве Испания, выстроенной на основе капиталистического характера общественных отношений. В отличие от большинства европейских государств Испания стала центром пересечения цивилизаций, каждая из которых привнесла свое уникальное содержание в правовое устройство испанского государства. Вхождение в состав Римской Империи, правление вестготов, осевших на территории полуострова в ходе великого переселения народов, семь веков мусульманской оккупации и исламизации, а также распространение идей Великой французской революции, послуживших основой современного конституционного права, сыграли ключевую роль в становлении и развитии регулирования общественных отношений внутри испанского королевства. В ходе исторического развития Испания пережила целый ряд внутриполитических конфликтов. Предметом политического кризиса стал вопрос о принципах правового устройства общественных отношений, а также вопрос формы правления -республика или монархия. В период, последовавший после диктатуры Франсиско Франко, испанское государство пришло к окончательному выводу, что монархическая форма правления, а также ведущая роль конституционного права, ограничивающая абсолютную власть короля, является наиболее подходящей нормативно-правовой системой государственного устройства.

Список литературы

1. Алексеева Т. История испанской конституции. М.: Проспект, 2011.

2.Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании. СПб.: Евразия, 2003. - 606 с.

3.Варьяш И.И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XШ-XV вв. М.: УРСС, 2001. 188 с.

4.Грушевой А.Г., Грушевая Е.П. Некоторые исторические и правовые аспекты римской провинциальной политики в конце Республики и в эпоху ранней Римской империи (11-1 вв. до н. э.). Древнее право 9. 2002, С. 126-132.

5.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

6.Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.

7.Калинина Е.Ю. Каноническое право в средневековой Испании как основа формирующегося правосознания. М.: 2016. С. 3.

8.Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи, и возникновение германских королевств: до середины VI в. Москва.: 1984.

9.Кофанов Л.Л. Восприятие сущностных элементов римского права в Испании I в. н. э. на материале lex coloniae Genetivae, LXV и lex municipii Malacitani, LXIIII: к проблеме эволюции legis actio sacramento in rem. Античная цивилизация и варвары. Отв. ред Л. П. Маринович Москва.: 2006, С. 290-303.

10.Ланда В.Г. Мусульманская культура в Испании. М.,1993. С. 118.

11.Медведев С.Н. Гражданский кодекс Испании 1889 г. // Сравнительные опыты кафедры гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета. Вып. 2. Ставрополь.: 2003. С. 87 - 93.

12.Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира / Пер. с англ. канд. ист. наук. С. К. Меркулова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011

13.Пожарская С.П. Испания: Долгий путь к государству автономий (1877-2007) // Испанский альманах. Вып. 2. История и современность. — М.: Наука, 2010.

14.Уголовный кодекс Испании. / Пер. с исп. В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер. М., 2001.

15.Хенкин С.М. Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия. Новая и новейшая история, № 4, 2013, C. 50-64.

16.Castro A. Espafia en su historia. Cristianos, moros y judios. Madrid, 1989, p. 30.

17.Fernández Segado F. Las Constituciones históricas españolas (Un análisis histórico-jurídico). — Madrid; Editorial Civitas, 1992

18.García de Cortázar J.A. Historia de España. La época medieval. Madrid: Alianza Editorial, 1988. 425 р.

19.Morales Arrizabalaga J. Ley, jurisprudencia y derecho en Hispania romana y visigoda. Zaragoza.: 1995

20.Richardson J. Hispania. Spain and the development of Roman Imperialism, 218-82 B. C. Cambridge.: 1986.

21.

ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ В ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ

Лынов Артем Альбертович

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

EVALUATION CATEGORIES IN CIVILISTIC DOCTRINE

Lynov Artem Albertovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Аннотация. Исследование сущности оценочных категорий, динамичности их развития является одной из важнейших задач современной юридической науки. Для правильного применения оценочных категорий необходимо понимать их смыл и содержание. В научной работе проанализированы основные точки зрения, представленные в литературе по данному вопросу.

Annotation. The study of the essence of evaluative categories, the dynamism of their development is one of the most important tasks of modern legal science. For the correct application of evaluative categories, it is necessary to understand their meaning and content. The scientific work analyzes the main points of view presented in the literature on this issue.

Ключевые слова: оценочные категории, оценочные понятия, природа оценочных категорий, оценочные категории в цивилистической доктрине, понятие оценочных категорий, к вопросу об оценочных категориях.

Keywords: valuation category, valuation concepts, the nature of evaluation categories, evaluation category in the civil law doctrine, the concept of evaluation categories, the question of the evaluation categories.

Интерес представляет такое правовое явление, как оценочные правовые понятия или оценочные правовые категории. Данные понятия представляют собой те абстракции, что не могут быть определены в четких границах, их содержание не устанавливает требования к совершению конкретных действий (бездействия) субъекта права.

Оценочные понятия в правовом регулировании объективно необходимы и при соответствующих условиях задают определенную степень стабильности и регулятивной прочности, являясь мостиком, естественной связкой начал нормативно-правового формализма и практической жизни. Это важнейшее юридическое средство, с помощью которого правовому регулированию придается гибкость и эластичность.

При этом избыточное перенасыщение гражданского права оценочными понятиями может причинить вред правопорядку, привести к произволу в процессе правоприменения, создать проблемы для участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.