УДК 349.2
Колдина Юлия Романовна Липецкий государственный технический университет факультет гуманитарно-социальных наук и права
Россия, Липецк [email protected] Koldina Julia Pomanovna Lipetsk State Technical University Faculty of Humanities and Social Sciences and Law
Russia, Lipetsk
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ПАНДЕМИИ (ТОУГО-19) Аннотация: в статье поднимается актуальный вопрос о влиянии ситуации по борьбе с коронавирусом на правовое положение иностранных граждан. Выделяются особенности осуществления трудовой деятельности, продления разрешения на работу. Раскрываются основные положения о преференциях для иностранных граждан в период пандемии, уделяется внимание новеллам о реестре работодателей, нанимающих иностранных граждан. Акцентируется внимание на совершенствовании положений трудового законодательства. Анализируется миграционная ситуация в зарубежных странах и в России, делаются соответствующие выводы о влиянии COVID-19 на трансграничную мобильность трудовых мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности. Ключевые слова: иностранные граждане, ограничительные меры, трудовые отношения, трудовая миграция, пандемия, высококвалифицированные специалисты, разрешение на работу.
LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS CARRYING OUT LABOR ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LIGHT OF THE
£ Ш
PANDEMIC (COVID-19) Annotation: the article raises the topical issue of the impact of the situation in the fight against coronavirus on the legal status of foreign citizens. The features of the implementation of labor activities, the extension of the work permit are highlighted. The main provisions on preferences for foreign citizens during a pandemic are revealed, attention is paid to novelties about the register of employers hiring foreign citizens. Attention is focused on improving the provisions of labor legislation. The migration situation in foreign countries and in Russia is analyzed, appropriate conclusions are drawn about the impact of COVID-19 on the cross-border mobility of labor migrants and their employment.
Key words: foreign citizens, restrictive measures, labor relations, labor migration, pandemic, highly qualified specialists, work permits.
Ежегодный приток иностранной рабочей силы пополняет рынок труда и существенно влияет на состояние общества и несет в себе политическую, экономическую, демографическую угрозу безопасности страны. Бесконтрольные миграционные потоки могут привести к деструктивному влиянию на социальную инфраструктуру и другие важные аспекты жизни, поэтому важным направлением является законодательное регулирование данного процесса.
Геополитическое положение Российской Федерации делает ее объектом притязания для мигрантов, которые приезжают на временное или постоянное жительство. Только на территории Липецкой области в первом квартале 2020 года на миграционный учет по месту пребывания поставлено 11539 иностранных граждан и лиц без гражданства, по месту жительства на основании оформленных разрешений на временное проживание и видов на жительство - 1634. Основу миграционного потока составили граждане Узбекистана (24,0%), Украины (20,1%), Таджикистана (13,0%), Казахстана (8,1%), Армении (7,7%), Молдовы (8,7%), Белоруссии (3,7%), Азербайджана (3,2%), Киргизии (2,1%) и Германии (1,4%). За текущий период оформлено 1027 разрешений на временное
712
i ш
проживание. Иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 479 видов на жительство. В масштабах страны 4 546 978 человек поставлено на миграционный учет, оформлено разрешение на временное проживание первично - 60 413 тыс. человек, оформлено видов на жительство первично - 103023 тыс. человек.
Уменьшение количества трансграничной мобильности было вызвано глобальной пандемией. Согласно данным Международной организации по миграции (МОМ), на 20 апреля 2020 года в целях противодействия распространению пандемии инфицированными лицами в мире было введено 48.6 тыс. видов ограничений на людские передвижения [10]. Проблемы трансграничноймобильности предопределены не только обустройством и легализацией лиц на территории РФ, но и сложившейся ситуацией в мире по борьбе с пандемией COVID-19, что не могло не отразиться на законодательных актах, регулирующих положение иностранцев в РФ.
В таком контексте правительства и власти начали демонстрировать предпочтение смешанным мерам. Осторожное ослабление некоторых существенных ограничений мобильности после сообщения о стабильно низком количестве новых случаев COVID-19. Республика Корея частично ослабила некоторые ограничения, разрешающие возобновление работы ресторанов, в то время как продлила политику социального дистанцирования.Между тем в Новой Зеландии действовали ограничения до 27 апреля 2020 года, в связи с чем произошло постепенное смягчение мер, позволяющих бизнесу и школам снова заработать. Израиль объявил о смягчении ограничений, позволяющих увеличить численность персонала с 15 до 30 процентов, а также возобновить открытие некоторых магазинов после пика заболеваемости.
Вводимые меры ограничили глобальную мобильность граждан и повлияли на динамику миграции во всем мире. Новые законодательные акты, вводимые в РФ в связи с пандемией, привели к последовательному урегулированию положения иностранных граждан и продолжат действовать до 15 декабря 2020 года.С января 2020 года тысячи людей не могли вернутьсяиз своих поездок,
713
Ш
поскольку более 170 стран ввели какие-то ограничения на мобильность. Как говорится в глобальном плане гуманитарного реагирования СОУГО-19, начатом Организацией Объединенных Наций, нынешняя пандемия также быстро превратилась в кризис мобильности.Кроме того, экономическое воздействие COVID-19 также оказало значительное воздействие на уязвимые группы населения, включая беженцев, мигрантов, внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Во многих зарубежных странах трудящиеся-мигранты широко представлены в важнейших профессиях на передовой линии против пандемии, таких как медицинские работники (врачи и медсестры), сезонные сельскохозяйственные работники, сиделки и уборщицы. В качестве немедленного ответа Канада освободила основные категории трудящихся-мигрантов от ограничений на поездки, когда их границы были закрыты для иностранцев.Правительство Португалии приняло решение предоставить срочную регистрацию всем иммигрантам, у которых еще не было разрешения на проживание. Это решение сопровождает другие социально-экономические меры по смягчению последствий эпидемии, которая вынудила объявить в стране чрезвычайное положение.
Соединенное Королевство продлило визы примерно для 2800 медицинских работников-мигрантов. Это включает в себя врачей, медсестер и фельдшеров. Эффективное управление трудовой миграцией должно также реагировать на меняющиеся потребности бизнеса и трудящихся, включая устранение пробелов в навыках, образовании и профессиональной подготовке, уделяя особое внимание женщинам и молодежи, инвалидам и другим уязвимым группам населения.
В качестве примера, среди 20 стран, наиболее пострадавших от СОУГО-19 по состоянию на 4 сентября 2020 года, доступные международные данные показывают, что как минимум 7 стран - США, Испания, Италия, Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Канада и Швейцария - зависят от иностранных рабочих в критически важном секторе здравоохранения [11].
Женщины-мигранты одними из первых пострадали от последствий
£
714
пандемии. В России женщины-мигранты в основном заняты в сфере услуг - тех отраслях экономики, которые первыми закрылись. Наибольшее количество увольнений произошло 27-28 марта, и многие люди не получили свою заработную плату в полном объеме. В основном они работают в сфере услуг, жилищно-коммунального хозяйства или на стройках. Эти отрасли экономики, опять же, наиболее сильно пострадали от режима самоизоляции, который был введен в Москве 30 марта. Тем не менее увольнения трудовых мигрантов с этих рабочих мест начались еще раньше, в середине марта. Те, кто остался без работы, не смогли оплатить свои разрешения на трудоустройство. Эти документы требуются от всех иностранных граждан, имеющих безвизовый въезд в Россию (за исключением граждан стран-членов Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана). Разрешения на работу стоит 12 750 рублей, а затем ежемесячные выплаты, которая доходит в Москве до 5350 рублей.
Власти пошли навстречу мигрантам и 19 марта Министерство внутренних дел разрешило иностранным гражданам подать заявление на получение новых разрешений на работу и продлить срок действия разрешения на временное проживание в России. Учитывая, что границы страны уже были закрыты, это позволяло многим мигрантам оставаться в стране легально. Через месяц, 18 апреля, В. В. Путин издал указ об освобождении мигрантов от платы за разрешение на работу с 15 марта по 15 июня. На этот же период продлен срок действия разрешений на временное проживание и миграционных карт.
В связи с пандемией коронавируса наша жизнь претерпела кардинальные изменения, связанные с ограничительными мерами. С целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) был подписан указ Президента № 274 от 18 апреля 2020 года «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» [7]. Согласно указу, с 15 марта по 15 июня включительно было приостановлено течение сроков
715
Ш
действия разрешительных документов, истекающих в этот период - это виза, разрешение на временное проживание (далее - РВП), вид на жительство (далее - ВНЖ), миграционная карта, удостоверение беженца, разрешения на работу, патент и др. документы, позволяющие законно находится на территории РФ и осуществлять трудовую деятельность.
Обращая внимание, что если иностранный гражданин находился на законных основаниях на 15 июня в России, то на три месяца между датами срок действия его документов приостанавливается. Этот срок не будет учитываться после снятия ограничений в дальнейшем. Иностранным гражданам с 15 марта по 15 июня не нужно было оплачивать патент на работу.Кроме того, в указанный период в отношении иностранных граждан не принимаются решения о нежелательности их пребывания или проживания, выдворении, депортации или реадмиссии, аннулировании РВП, ВНЖ и др.
23 сентября президент В. В. Путин подписал указ № 580 от 23 сентября 2020 года «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» [8]. Указ президента разрешил выезд из России на родину без транзитного проезда по удостоверяющим личность документам через другие государства, в случае если произошло истечение их срока действия после 14 марта 2020 года. Также указ приостановил течение сроков пребывания, временного и постоянного иностранных граждан в РФ до 15 декабря. Избавив их от продления документов о временном пребывания, сроков постановки на учет по месту пребывания, продления РВП и ВНЖ в РФ.
Закон предусматривает, что многие документы (например, вид на жительство, разрешение на работу и т. д.) отменяются, если иностранные граждане выезжают из Российской Федерации более чем на шесть месяцев. В связи с пандемией СОУГО-19 действие этого правила приостанавливается до 15
декабря 2020 года в отношении разрешений на работу, разрешений на временное проживание, сертификатов участников госпрограммы, виз и патентов.
Усиление глобализации обусловливает объективный характер трансграничной мобильности граждан, что не могло не повлиять на распределение рабочей силы. Относительно того, какой эффект имеет трудовой приток иностранных граждан - положительный или отрицательный -существует много точек зрения. Однако с какой бы точки зрения на эту проблему не смотреть, все сводится к одному - насколько контролируемым со стороны государства является данный процесс. Именно качество государственной миграционной политики умение управлять этими процессом и создавать условия для предотвращения негативных последствий становятся определяющими при обеспечении развития трудового потенциала страны, формирования (перенаправления) миграционных потоков и повышении социально-экономической отдачи от них.
В диссертационном исследовании Ю. А. Гефтер подчеркивает, что «для эффективного правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, обеспечения соблюдения и защиты их прав, а также пресечения незаконной трудовой миграции, необходимо выработать единый подход к определению особенностей труда правового статуса иностранного гражданина» [3, с. 4].
Геополитическое положение нашего государства делает его объектом притязания трудовых мигрантов. Их поток - это не временное явление, а закономерное развитие общественных отношений. Согласно сводке основных показателей миграционной ситуации Главного информационно-аналитического центра МВД России за январь - август 2020 года -6 707 629 млн. человек поставлено на миграционный учет (АППГ: 12 984 565), 33 911тысяч человек получили разрешение на работу (АППГ: 82 382), в том числе высококвалифицированных специалистов -10 455тысяч человек (АППГ: 23 089), оформлено патентов иностранными гражданами и лицами без гражданства -790 348млн. человек(АППГ: 1 280 910) [9].
Эти данные указывают на уменьшение миграционного потока,
£
717
въезжающего в страну. Именно в связи с этим важным направлением является разработка мер по совершенствованию и адаптированию системы регулирования труда, исходя из текущих обстоятельств и реалии в обществе.
Правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ним отношений базируется на комплексном анализе правовых проблем отношений труда, позволяет выработать концептуальные основы создания государственной системы обеспечения права на труд. В свое время вопросы трудоустройства иностранных граждан в РФ было предметом научных исследований многих ученых, таких как: А. И. Иванчак, М. А. Мосейчук, Е. А. Серебрякова, Е. Г. Ситникова, Е. А. Малышев, К. Н. Гусова, Т. Ю. Коршунова. Особый интерес для исследования представляют диссертации А. С. Коротаева, Ю. А. Гефтер.
Упомянутые ученые достаточно полно охарактеризовали суть явления осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и способствовали разработке эффективных методов регулирования миграционных процессов. Однако, изменения последних нескольких лет, состоялись практически во всех сферах миграционного законодательства, которые предопределили и направили миграционные процессы в новое русло своего развития и вызвали потребность нового подхода к пониманию этого явления. К сожалению, несмотря на огромный вклад в научные разработки, посвященные многим вопросам трудового законодательства, количество исследований, посвященных рассмотрению содержания права на труд именно иностранных граждан и полноты его закрепления в национальном законодательстве, составляет совсем небольшую долю.
Следует отметить, что, несмотря на конструктивные, концептуальные подходы этих и других ученых к решению проблем трудового договора, проблема совершенствования процедуры его заключения основывается на повышении эффективности права на труд, гарантий реализации и обеспечения. В связи с быстротечностью постоянных изменений в потоке трудовых мигрантов в РФ требуется усиление роли, регулирующего воздействия государства на сферу отношений в данной области. Немаловажное значение в данном аспекте
718
I-
имеет трудовое законодательство, которое обеспечивает полный контроль за трудовыми перемещениями иностранных граждан.
Существующая законодательная база в сфере регулирования труда иностранных граждан находит свое отражение не только в ТК РФ, но и в ряде иных актов законодательства, которые раскрывают различные аспекты привлечения и использования иностранных работников. Проведенный анализ правовых норм позволяет сделать вывод о наличии определенных спорных моментов правового регулирования.
Трудовой кодекс РФ долгое время не содержал законодательных конструкций о регулировании труда иностранных граждан, в основном все вопросы регулирования труда строились на общих положениях. Но специфика отношений в этой сфере требовала закрепления отдельной главы. Неоднократные мнения, высказываемые по этому вопросу в научных трудах конференций и диссертациях, требовали проработки и внесения поправок в законодательство.
Безусловно, введение специальной главы ТК РФ о регулировании труда иностранных граждан являлось важным фактором на пути совершенствования законодательства. Однако, специфика этих отношений требует детальной проработки отдельных положений, если мы обратимся к гл. 50.1 ТК РФ, то увидим, что в законодательстве отсутствуют положения об уровне квалификации, опыта высококвалифицированного специалиста. Исходя из содержания ст. 13.2 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г.№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее -Закон об иностранцах) содержится лишь перечисление определённых качеств и навыков без указания на точные квалификационные требования. Относительно выплаты заработной платы существуют нижние и верхние границы оплаты труда.
В этом случае положение о квалификации должно исходить от самого
работодателя, поскольку именно он заинтересован в привлечении работников
соответствующего квалификационного уровня, что он и отражает в ходатайстве. 719
Ш
Законодательство необходимо дополнить положениями о профессиональной квалификации, наличии установленного опыта работы для этой категории работников, исходя из единообразия толкования и отнесения работника к категории высококвалифицированного специалиста.Необходимо в ст. 327.2 ТК РФ внести следующую информацию, относящуюся к высококвалифицированным специалистам, а именно, о высшем образовании, о наличии опыта работы по специальности не менее 5 лет, наличии подтверждающих сертификатов о повышении квалификации на производственных предприятиях, тем не менее данный список не будет являться исчерпывающим, поскольку будет исходить, в частности, от работодателя и его требований, а также зависеть от объема и функциональности производства, где необходим высококвалифицированный специалист.
Работодатель без разрешения на привлечение и использование иностранных работников имеет право привлекать иностранных работников в случае, если «иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;являются высококвалифицированными специалистами; направлены для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций» [6, с.140].
В настоящее время ТК РФ является главными из таких актов, в котором содержатся общие требования к трудовым отношениям с участием иностранных лиц. Кроме того, действует ряд специальных актов, закрепляющих требования к трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. Общим подходом для всех актов является закрепление равных требований, прав и обязанностей работников, с определёнными ограничениями для иностранцев. Спорным вопросом является применение в отношении работников-иностранцев основания перевода к другому работодателю (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) и отказ работника от перевода на работу в другую местность (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Это вызвано ограничением, установленным разрешением на работу или патенте. Не применяется и положение п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ прекращение
720
Ш
трудовых отношений на основании истечения трудового договора, если, конечно, не заключен срочный трудовой договор с иностранным гражданином [4, с. 383].
Наибольшее количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено действующим законодательством именно для договоров, заключенных с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации. Как вытекает из п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ, трудовой договор расторгается в случае «приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников» [1]. Приостановление действия разрешения свидетельствует о нарушении положений миграционного законодательства, а именно, п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона об иностранцах свидетельствует о его временном приостановлении. Работодателю дается предписание миграционным органом об устранении выявленных нарушений.
В законодательстве не содержится сведений о порядке и сроках расторжения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ. Учитывая данное положение прекращение трудовых отношений с временно пребывающими иностранными гражданами является правом работодателя и в этом случае работодатель должен выплатить иностранному работнику выходное пособие в размере двухнедельного заработка (ст.327.7 ТК РФ).
В ТК РФ наибольшее внимание уделяется трем категориям иностранных граждан: постоянно проживающие, постоянно пребывающие и временно пребывающие, не акцентируя внимание на высоквалифицированных работниках, которые, как и прежние категории, имеют определённые особенности привлечения к трудовой деятельности. Все положения о высококвалифицированных специалистах зафиксированы в Законе об иностранных гражданах.
Представляется, что ТК РФ является основным базовым нормативным
актом по отправлению и заключению трудовых отношений, именно поэтому
необходимо внести изменения в действующее законодательство. В числе 721
I-
требований законодателя к порядку организации труда высококвалифицированных работников следует назвать требования к трудовым функциям высококвалифицированных специалистов они не могут привлекаться для занятия религиозной деятельностью, а также в области торгового обслуживания розничной торговли товарами (включая фармацевтические товары) (п. 1.2 ст.13.2 Закона об иностранных гражданах) [2].
В настоящее время подготовлена концепция нового федерального закона с предложением введения электронного реестра для работодателей, нанимающих иностранцев. В качестве нововведения планируется получение патента по НДФЛ в электронном виде. Работодатели, которые хотят нанять иностранных граждан должны быть зарегистрированы и включены в реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (РРПИРС). Проект закона предполагает отображать размер заработной платы, условия найма, отсутствие неуплаченных штрафов на территории РФ. Концепция изменений нацелена на выявление неуплаченных сумм НДФЛ в виде авансового платежа, размер которого установлен в каждом субъекте РФ. В случае неоплаты суммы будет направлено уведомление с требованием ее погашения в течении 15 дней, после чего последует запрет на осуществление трудовой деятельности, а также депортация из страны. Проект направлен также на организацию выпуска для иностранных граждан ГО-карт с персональными данными и дактилоскопией, помимо этого планируется создание реестранедобросовестных работодателей, привлекающих иностранных работников.
В связи с этим чрезвычайно важным является вопрос детального правового определения статуса мигрантов в РФ. Современный опыт некоторых стран ярко демонстрирует, что отсутствие соответствующих государственных программ и твердости в управлении процессами миграции часто приводит к жесткой конкуренции на рынке труда. Наиболее важным аспектом при изучении миграционных процессов является осознание того, что миграция имеет свою собственную динамику различных форм в каждой стране. Трудовая миграция является неизбежным фактором, поэтому Правительство РФ должно не бороться
722
Ш
с этим явлением, а вводить его в правовое русло, что требует формирования научно обоснованной миграционной политики в соответствии с требованиями времени [5, с. 94].
Таким образом, в качестве выводов работы можно отметить следующее.
В настоящее время действует достаточно большое количество нормативных документов, которые регулируют трудовых отношения с иностранными гражданами. Главными из таких актов является ТК РФ, в котором содержатся общие требования к трудовым отношениям с участием иностранных лиц. Кроме того, действует ряд специальных актов, закрепляющих требования к трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. На сегодняшний день реализация права на труд и регламентация его нормами трудового законодательства осуществляется после заключения трудового договора, как основания для возникновения трудовых правоотношений.
Может возникнуть ряд вопросов относительно того, как обеспечить безопасное и эффективное управление миграцией. Это может касаться, например, краткосрочных или сезонных потребностей рынка труда. В связи с этим важно признать более значимый вопрос о том, как СОУГО-19 может коренным образом изменить миграцию в целом. В условиях серьезной экономической рецессии и возрастающих вызовов социальной сплоченности может сократиться не только потребность в международном найме, но и поддержка активной миграционной политики.
Опыт экономических кризисов зарубежных стран свидетельствует о том, что без принятия надлежащих мер поддержки интеграция иммигрантов может иметь непропорциональные и долгосрочные негативные последствия. Долгосрочные последствия могут также сказаться на намерении эмигрировать из менее развитых стран из-за последствий глобального экономического спада и сокращения денежных переводов, что усугубит ожидаемое миграционное давление и усилит тревогу в общественном мнении принимающих стран.
Список литературы:
£ Ш
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115- ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3.Гефтер Ю. А. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: дис. канд. юрид наук: 12.00.05: защищена 10.01.08: утв. 20.07.08 / Гефтер Ю. А. - Москва, 2008. - 220 с.
4. Колдина Ю. Р. Особенности прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами [Текст] / Ю. Р. Колдина, Е. В. Королёва // Вопросы российской юстиции. - 2020. - №5. - С. 382-399.
5. Колдина Ю. Р. Миграционная политика и гражданско-правовое положение иностранных граждан [Текст] / Ю. Р. Колдина // Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие. - 2018. - С. 9094.
6. Малышев, Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика [Текст]: монография / Е.А. Малышев. -М.: Юстицинформ, 2017. - 240 с.
7. О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 274 // СПС КонсультантПлюс.
8. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 23 сентября 2020 г. № 580// СПС «КонсультантПлюс».
9. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - август 2020 года: Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/21163087/.
10. DTM (COVID-19) Global Mobility Restriction Overview [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://migration.iom.int/reports/dtm-covid 19-travel-restrictions-output-%E2%80%94-20-april-2020 (дата обращения: 15.10.2020).
11. Migration data relevant for the COVID-19 pandemic[ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://migrationdataportal.org/themes/migration-
data-relevant-covid-19-pandemic (дата обращения: 15.10.2020).