Источники
1. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятий и объединений [Текст] / Под редакцией В. И. Рыбина - М.: Финансы и статистика. 2019- 392 с.
2. Беда, Д. В. Оценка основных средств предприятия / Д. В. Беда. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2021. - № 10 (352). - С. 53-55.
3. Широкова, С.В. Собственный и заемный капитал / С.В. Широкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения.
2018. № 48. С. 37-38.
4. Щербинина, Ю.В. Собственный капитал как источник финансирования собственных средств / Ю.В. Щербинина // Территория науки. 2019. № 2. С. 32-34.
References
1. Analysis of financial and economic activities of enterprises and associations [Text] / Edited by V. I. Rybin - M .: Finance and statistics. 2019- 392 p.
2. Trouble, D. V. Assessment of fixed assets of the enterprise / D. V. Trouble. - Text: direct // Young scientist. - 2021. - No. 10 (352). - S. 53-55.
3. Shirokova S.V. Own and borrowed capital / S.V. Shirokova // Financial analytics: problems and solutions. 2018.No. 48, pp. 37-38.
4. Shcherbinina, Yu.V. Own capital as a source of financing of own funds / Yu.V. Shcherbinina // Territory of Science.
2019.No. 2.P. 32-34.
DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11079
Чжан Сяжан - аспирант факультета управления Южного федерального университета, zhangxiaran [email protected],
Zhang Xiazhan - Postgraduate Student, Faculty of Management, Southern Federal University.
МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ И В ДРУГИХ СТРАНАХ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 SOCIAL PROTECTION RESPONSES IN CHINA AND OTHER COUNTRIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Аннотация. В статье представлен анализ мер реагирования в области социальной защиты населения Китая и в других странах и оценка их действия на борьбу с пандемией COVID-19. В статье фокусируется внимание на макро-уровне, исследуется вопрос о самой системе и долгосрочных механизмах социальной защиты населения. Эпидемия коронавируса является испытанием для национальных систем социальной защиты, в том числе системы медицинского страхования и здравоохранения, обеспечения безработицы, политики занятости, социальной помощи и т. п. В то же время также тестом на устойчивость для экономической и политической систем. При вспышке пандемии можно наблюдать характеристики, преимущества и недостатки систем социальной защиты разных стран, одновременно способность реагирования на чрезвычайные ситуации и стабильность самой системы. Методологические принципы отражаются в сравнительном исследовании сопоставлений мер поддержки одной страны на разных этапах развития эпидемии и между различными странами. Эмпирический анализ ответных мер на эпидемию осуществлен на примере стран России, Соединенных Штатов, Великобритании, Германии, Японии и Китая. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что страны с развитой системой социальной защиты лучше справляются с борьбой и контролем над COVID-19 и готовы комплексно противостоять чрезвычайным угрозам в будущем. Поэтому Китаю необходимо ускорить совершенствование системы социальной защиты.
Abstract. The article presents the analysis of response measures in the field of social protection of the population in China and in other countries and evaluates their actions to combat pandemic COVID-19. The article focuses on the macro-level, examines the question of the system itself and the long-term mechanisms of social protection. The coronavirus epidemic is a test for national social protection systems, including medical insurance and health care systems, unemployment insurance, employment policies, social assistance, etc. At the same time, it is also a test for economic and political systems. In the pandemic, it is possible to observe the characteristics, advantages and disadvantages of social protection systems in different countries, also the ability to handle emergencies and the stability of the system itself. In addition, the theoretical basis in this work is labor economics and social protection of the population. The methodological principles are reflected in a comparative study of measures taken by one country at different stages of the epidemic and measures between different countries. The empirical analysis of the response to the epidemic is implemented on the example of several countries, including Russia, the United States, the United Kingdom, Germany, Japan and China. In conclusion, countries with a well-developed social protection system will be better able to fight and control over COVID-19 and be better in preparation for response to emergency threats in the future. Therefore, China needs to accelerate the improvement of the system of social protection.
Ключевые слова: социальная защита населения, COVID-19 (коронавирус), медицинское страхование, социальное обеспечение безработных, социальная помощь.
Keywords: social protection of the population, COVID-19 (coronavirus), medical insurance, social security for the unemployed, social assistance.
Введение
Вспышка пандемии COVID-19 оказала огромное влияние на большинство стран мира. Целью данной статьи является обсуждение основных мер по борьбе с коронавирусом, принятых разными странами мира, их плюсы и минусы с точки зрения социальной защиты населения. В этой статье вместо конкретных деталей мер реагирования, главным образом на макроуровне фокусируется на самой системе, наблюдается и исследуется вопрос о долгосрочных механизмах социальной защиты. Можно увидеть, что эпидемия коронавируса является испытанием для национальных систем социальной защиты, включая системы медицинского страхования и здравоохранения, обеспечения безработных, политики занятости, социальной помощи и т. п. В то же время данная ситуация может рассматриваться как тест для экономической и политической систем на макроуровне. Учитывая эффективность мер реагирования разных стран, можно сделать вывод, что ответная реакция на вспышку COVID-19 более мощной в странах с универсальной системой социальной защиты и достаточным количеством инвестиционных медицинских ресурсов.
При вспышке пандемии можно наблюдать характеристики, преимущества и недостатки систем социальной защиты разных стран, также способность реагирования на чрезвычайные ситуации и стабильность самой системы.
В апреле 2020 года Международная организация труда (МОТ) опубликовала доклад [18], в котором говорится, что правительства вместе с социальными партнерами и другими заинтересованными сторонами должны использовать кризис COVID-19 в качестве тревожного сигнала для укрепления своих систем социальной защиты. Пандемия выявила крайне серьезные проблемы в системах социальной защиты во всем мире, особенно в аспекте социального обеспечения работников. Социальная защита играет ключевую роль в социальной гармонии и экономической устойчивости. С 1 февраля по 17 апреля 2020 года 108 стран и территорий объявили по крайней мере о 548 мерах социального обеспечения для смягчения разрушительных последствий вспышки коронавируса, таких как безработица, ущерб жизни и здоровью людей и т. д. В частности, 19,3 % мер связано со специальными социальными пособиями или субсидиями, 15,7 % - с защитой от безработицы, 9,5 % - со здравоохранением и 9,1 % - с распределением продовольствия. Более двух третей стран Европы и Центральной Азии, более половины стран Северной и Южной Америки, почти половина стран и регионов Азии, более трети стран Африки и около трети арабских стран приняли достаточно широкий перечень мер социального обеспечения в ответ на вспышку COVID-19.
В России правительство внесло такие инфекционные заболевания, как пневмония нового типа корона-вируса, в базовую программу обязательного медицинского страхования, подчеркнув долгосрочную стабильность системы. Низкий уровень смертности от инфекции обусловлен большим количеством и своевременными выявлениями, защитой уязвимых групп населения и хорошо функционирующей системой медицинского обеспечения при ранней стадии обнаружения. Ключ к реагированию на вспышку коронавируса в России лежит в том, что государство и общество направляет все имеющиеся ресурсы на борьбу с чрезвычайной ситуацией. 25 марта 2020 года Президент Владимир Путин объявил о ряде мер по смягчению воздействия эпидемии на экономику и жизнедеятельность людей [14]. К ним были отнесены социальные пособия и льготы, гарантии людям, которые не могут своевременно погасить потребительские кредиты и жилищные кредиты из-за эпидемии, оказание помощи микро-, малым и средним предприятиям в сфере услуг, чтобы получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) и др.. В кратчайшие сроки система медицинского страхования перестроилась на работу контроля распространения заболевания, включая строительство новых инфекционных больниц, расширение производства средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и дезинфицирующих средств.
США стали самым массовым очагом эпидемии коронавируса в мире по многим причинам: в США, в большинстве чиновники и народ, несвоевременно, также не в полной мере осознали разрушительную силу COVID-19 и относились к эпидемии несерьезно. При этом такие проблемы как разделение властей США, беспорядочные институциональные механизмы, отсутствие координации между федерацией и штатами, и взаимодействие групп интересов с политическими партиями препятствуют эффективной профилактике заболевания. Кроме того, Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) тоже не справился с поставленной задачей. Его политика по здравоохранению постоянно медленно разворачивается и принимаемые меры не всегда оказываются эффективными. Конечным результатом такой задержки является более масштабный и продолжительный удар. Пандемия COVID-19 нанесла серьезный и шокирующий ущерб народу и экономике США, включая резкий скачок безработицы, замедление и падение роста экономики в целом.
Американская система социальной защиты подразделяется на социальное страхование, социальную помощь и социальные льготы [1]. Система является очень гибкой, хотя и весьма стабильной. Но при эпидемии показатели подтвержденных и смертей в Соединенных Штатах постепенно увеличивались. Перед системой социальной защиты стоят беспрецедентные задачи. США является единственным развитым государством без всеобъемлющей национальной системы медицинского страхования.
Во время эпидемии власти США выпустили множество соответствующих законопроектов, в которых предлагались меры по сокращению медицинских расходов. В связи с этим, некоторые крупные страховые компании предоставляют пациентам бесплатное лечение, однако многие малые коммерческие страховые компании отказываются от этой меры. Это означает, что многим застрахованным лицам приходится оплачивать часть
расходов на лечение инфекции коронавируса за свой счет. Даже после того, как президент Джо Байден вступил в должность, у него политика сосредоточена на борьбе с эпидемией и экономическими последствиями. По институциональным причинам принимаемые меры по-прежнему не могут работать быстро, четко и эффективно. Например, во второй день пребывания в должности президент США Джо Байден подписал 10 административных указов о стратегии борьбы с эпидемией «военными средствами», чтобы увеличили производство медицинских материалов, расширили тестирование и усилили меры по профилактике, помогали вновь открывать школы и предприятия, защитили рабочих от эпидемии, и установили стандарты общественного здравоохранения. Помимо этого, в Белом доме будет создан новый орган - «целевая группа по вопросам медицинского равенства», задача которого заключается в обеспечении прав уязвимых групп населения и справедливого медицинского обслуживания. 6 марта 2021 года, президент Джо Байден объявил о выплате пособий в размере 1400 долларов соответствующим условиям американским гражданам согласно одобренному законопроекту «Американский план спасения» [H.R.1319 - American Rescue Plan Act of 2021 (03.06.2021)]. Объем проекта составляет 1,9 триллиона долларов, в рамках которого предлагается поддержка американским семьям и предприятиям денежными выплатами, пособиями по безработице и другими способами в условиях пандемии коронавируса.
Таким образом, в краткосрочной перспективе задача по борьбе с эпидемией еще требует больших усилий. В то же время с повышенным вниманием к пандемии, расширением инвестиций в здравоохранение и продвижением исследований вакцин, можно ожидать, что тяжесть эпидемии в Соединенных Штатах уменьшится в будущее время.
Стратегия борьбы с эпидемией в Великобритании и результаты плана помощи заслуживают обобщения и изучения. В Великобритании реализуется либеральная модель социальной защиты, в которой заключается четыре части: социальное страхование, национальная служба здравоохранения (NHS), социальная помощь и социальные льготы. В начале марта премьер-министр Борис Джонсон запустил план действий по борьбе с ко-ронавирусом (Coronavirus: Action Plan), состоящий из четырех этапов - сдерживание, задержка, проведение исследований и смягчение последствий. COVID-19-фискальные меры Великобритании (COVID-19 UK Fiscal Measures), опубликованные 11 марта, предложили создать специальный фонд в размере 12 миллиардов фунтов стерлингов и объявили о серии специальных мер финансовой помощи для предотвращения распространения коронавируса.
Во-первых, предлагается выплата пособия по временной нетрудоспособности, связанная с COVID-19 (Statutory Sick Pay). Правительство Великобритании выплачивает 80 % заработной платы от имени работодателей работникам, которые не смогли работать во время вспышки. Программа предназначена для предотвращения увольнения работников работодателями из-за заболевания или социальной дистанция, а также для облегчения финансового давления на предприятии.
Во-вторых, уплату налогов на добавленную стоимость можно отсрочить, чтобы снизить риск банкротства, вызванного разрывом цепочки капиталов предприятий.
В-третьих, в общей сложности 330 миллиардов фунтов стерлингов предоставляются малым и средним предприятиям кредиты с беспроцентным сроком в 12 месяцев, чтобы помочь предприятиям с низкой способностью против рисков и частным лицам преодолеть трудности.
В-четвертых, правительство выплачивало грант в размере 1 млрд фунтов стерлингов для защиты арендаторов, которые не могут платить арендную плату, чтобы обеспечить их проживания.
В-пятых, службы социальной помощи предоставляются бездомным людям. Выделяется местным органам власти 1,6 миллиарда фунтов стерлингов на оказание социальных услуг и осуществление мер социального обеспечения, предусмотренных в Руководстве COVID-19 для местных органов власти [Coronavirus (COVID-19): Guidance for Local Government].
11 мая Британия приступила к реализации стратегии постепенного выхода из карантина для активизации бизнеса. План восстановления начался 17 июля, и были приняты более широкие меры по обеспечению баланса между занятостью и защитой доходов. Ряд мер, осуществленных властями Британии, дал очевидные положительные результаты. Беспрецедентное расширение государственных расходов направлено не на восстановление государства всеобщего благосостояния, а на то, чтобы сбалансировать экономические риски, связанные со вспышкой эпидемии, в максимальной степени защитить гарантированный доход занятых, обеспечивать качество жизни и здоровье населения путем эффективного регулирования. Цель состоит в том, чтобы заложить институциональную основу для будущего экономического развития и социальной интеграции Великобритании в условиях сложной и меняющейся ситуации эпидемии и накопить политический опыт на практике. В институциональных механизмах и политической практике в ответ на новую пандемию инфекционных заболеваний британское правительство в полной мере мобилизовало ресурсы и усилия частного и добровольного секторов, с тем, чтобы стимулировать социальную активность и сосредоточить на роли социальных и технологических инноваций в целях обеспечения эффективности государственного регулирования и финансовой устойчивости.
В Германии в целом были приняты поэтапные меры к сдерживанию распространения, медицинской защите и смягчению последствий заболевания. Благодаря эффективному и быстрому реагированию правительства, более широкому социальному консенсусу, прочной финансовой основе, надежной системе социальной защиты, законопослушному народу, балансу между противоэпидемическими и трудовыми деятельностями и надлежащему самоуправлению федеральных земель, с низким уровнем смертности и более высоким уровнем лечения Германия доказала свои успехи в борьбе с эпидемией. Более всего, значительный вклад внесла немец-
кая система социальной защиты. Среди них осуществление таких мер, как профилактика заболеваний (распространение информации, правила социальной дистанции, тестирование на вирус, меры изоляции и т. д.), медицинское обеспечение (обеспечение инфраструктуры и медицинских кадров, эффективное предоставление медицинских услуг, сбор средств и оплата услуг, управление здравоохранением), социальное обеспечение безработных (система краткосрочной работы, субсидии на заработную плату и т. д.), социальные льготы (обеспечение жизни физических лиц, пожилых людей, инвалидов, пособие на детей и т. д.) и социальная помощь (выплаты субсидий на проживание и показание социальной помощи) и другие меры, сотрудничают друг с другом, играют свою соответствующую роль в профилактике. Сочетание рутинных операций и временных мер показало существенное позитивное воздействие. Однако при ограничении, что ставка взносов в систему социальной защиты нельзя превышать 40 % от общей ставки, финансовые инвестиции будут продолжать увеличиваться, оставляя огромное финансовое бремя для последующей деятельности, будущее развитие зависит от экономического подъема и финансовой поддержки.
Во время эпидемии COVID-19 Япония сталкивается со многими экономическими и социальными проблемами, правительство приняло «позицию самоограничений» («дзисюку», самодисциплина, самоконтроль) в качестве своей основной стратегии и осуществило ряд чрезвычайных мер поддержки. Во-первых, предоставляется пособие на проживание всем гражданам. Второй мерой является предоставление помощи безработным в трудоустройстве. Третьей мерой является предоставление полной поддержки предприятиям. В-четвертых, вводятся налоговые льготы. Хотя меры реагирования постоянно корректируютя , в целом они носят рекомендательный характер. Общая стратегия основана на оценке национальных особенностей, на изучении европейских, американских и китайских институциональных практик.
В Китае важную роль сыграла система социальной защиты в профилактике коронавируса. Во время эпидемии следует отметить следующие четыре момента:
Во-первых, меры реагирования отражает гуманистическую заботу. В борьбе с эпидемией Китай несет главную ответственность за гарантирование безопасности жизни и здоровье людей.
Во-вторых, политика быстро реагирует на пандемию. К примеру, 22 января 2020 года Управление национальной безопасности здравоохранения и Министерство финансов КНР выпустили Уведомление [12], в котором говорится о двух направлениях работы по профилактике и снижению рисков распространения коронавируса.
1) Обеспечить доступность населения к медицинским учреждениям.
2) Обеспечить, возможность населению льготного доступа к медицинским препаратам.
Эта политика была быстро введена для того, чтобы решать проблемы, связанные с лечением больных в начальное время вспышки, и имела большое значение для стабилизации общества. Пользуясь этой возможностью, был также создан долгосрочный механизм реагирования на эпидемию. 5 марта 2020 года ЦК КПК и Госсоветом было издано Мнение «об углублении реформы системы медицинского обеспечения» [11], в котором предлагается усовершенствовать механизм медицинского обеспечения расходов на лечение крупных эпидемических заболеваний. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций как вспышка эпидемии COVID-19, в медицинских организациях обязательно принимать пациентов по принципу «первой медицинская помощь, второй расчет». Кроме того, необходимо улучшить политику оплаты медицинского страхования при лечении крупных эпидемий, особенно для инорайонных пациентов, чтобы проблемы с расходами не влияли на доступ к медицинской помощи. Необходимо координировать использование фондов медицинского обеспечения и фондов общественного здравоохранения, повышать долю расходов на медицинские организации низового уровня, добиваться эффективного сотрудничества услуг общественного здравоохранения и медицинских услуг. Из-за коронавируса система медицинского страхования реформировала и обновила, добавила меры реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения. Необходимо преобразовать «два направления обеспечений» в долгосрочные и упорядоченные механизмы реагирования, одновременно координируя использование средств медицинского страхования и общественного здравоохранения для реагирования на кризисные ситуации.
В-третьих, противоэпидемические достижения отражают преимущества системы медицинского обеспечения. Согласно официальным опубликованным данным, расходы на лечение новой коронарной пневмонии на душу населения составляют 22,8 тыс. юаней (около 3500 долларов), лечение тяжелых, критических случаев -150 тыс. юаней (около 23000 долларов) [17]. Для подтвержденных и подозреваемых случаев коронавируса пациенты получают лечение за счет сначала государственного базового медицинского страхования, страхования от критических заболеваний, медицинской помощи и таких подобных. Затем остальная часть расходов физических лиц оплачивается за счет средств центральных или местных бюджетов.
В-четвертых, эпидемия также заставила нас задуматься о будущем развитии системы медицинского страхования. В 2016 году государство обнародовало план «Здоровый Китай 2030» [15], в соответствии с которым повышение уровня здоровья населения станет национальной стратегией. Здоровый Китай требует объединения всех сторон и участия всего общества. По требованиям национальной стратегии меры по борьбе с эпидемией должны основываться на следующих принципах: система медицинского страхования должна не только обращать внимание на лечение заболеваний, но и внимание на жизнь и здоровье людей; необходимо укрепить связь и сотрудничество между общественным здравоохранением, медицинской помощью и медицинским стра-
хованием на более глубоком уровне; и необходимо создать механизм реагирования медицинского страхования на общественные кризисы. Заключение
В данной работе исследуется политика в сфере социальной защиты населения, особенно политика медицинского страхования и эффективность ее использования в типичных странах для борьбы с эпидемией новой коронавирусной инфекции. Рассматриваются Россия, США, Великобритания, Германия, Япония и Китай в качестве основных объектов анализа, и указывается ответная реакция на вспышку COVID-19 более мощной в странах с универсальной системой социальной защиты и достаточным количеством инвестиционных медицинских ресурсов. Страны с развитой системой, такие как Германия и Япония, могут относительно быстро мобилизовать и расширить существующий институциональный потенциал и ресурсы для более эффективного реагирования на кризисы. В этих странах опасения по поводу экономического бремени не будут являться фактором задержек в лечении, что особенно важно в кризисных ситуациях, связанных с инфекционными заболеваниями высокого риска. Напротив, страны, в которых отсутствует надежная всеобщая система медицинского страхования, полагается на большое количество временных ответных мер, что приводит к медленному и неадекватному реагированию, как в США.
Учитывая эффективность мер реагирования на чрезвычайное событие общественного здравоохранения разных стран во время пандемии, можно сделать вывод: чрезвычайно важно, что своевременно (заблаговременно) и четко определить ответственность за финансирование медицинского обеспечения и все расходы на медицинское обслуживание пациентов. В Соединенных Штатах до сих пор не созданы надлежащие механизмы для покрытия расходов на лечение коронавируса, что может приводить к задержкам лечению уязвимых групп, и в определенной степени, к неудовлетворительному реагированию на эпидемию.
Таким образом, размышляя о выгодах и потерях в борьбе с эпидемией COVID-19, Китаю необходимо ускорить совершенствование системы социальной защиты. В частности, необходимо добиться создания системы качественного всеобщего медицинского страхования, действительно облегчить заботы о медицинской помощи при заболеваниях, повысить общий уровень законодательного медицинского страхования, и создать резервы по обязательному медицинскому страхованию на покрытие рисков для достижения стабильного и устойчивого институционального развития. Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на мир и стала самым серьезным кризисом, с которым столкнулся мир со времен Второй мировой войны, значительно увеличила глобальные политические, экономические и социальные неопределенности. Социальная защита населения - это система борьбы с социальными рисками и неопределенностью. В нынешней изменяющейся ситуации необходимо как можно скорее повысить определенность системы социальной защиты и уровень зрелости системы в Китае.
Вследствие различных экономических обстановок, идей людей, политики властей, страны во всем мире на эпидемию реагируют по-разному. Мы должны смотреть на меры реагирования разных государств с открытым мышлением. Эпидемия COVID-19 нас многому научила. В дополнение к системе социальной защиты, социальное управление, экономическое регулирование и международное сотрудничество заслуживают исследования в дальнейшем развитии.
Источники
I. 2009-12.528.
з. тшш (»нж). , 2014.390.
5. $ж.штшшт№?&№Ж:яшшв*.Фт£ШЖ\т,2021,щ01уА42-1б5.
6. ЭД№.^ЯЙ'№#аМтЕ&&ФШЙ:ШД020(08):75-77.
8. ЙШ.Й'№ТЙМт*±£ШЛИ«.ЛШ£±5,2020(17):15-17.
II. Об углублении реформы системы медицинского обеспечения: документ Правительства от 5 марта 2020 // ЦК КПК, Госсовета КНР. 2020.
12. О предоставлении медицинской помощи при вспышках пневмонии, вызванных новой коронавирусной инфекцией: уведомление от 22 января 2020 №5// Канцелярия Управления национальной безопасности здравоохранения, Министерство финансов КНР. 2020.
13. Обзор экономических мер, применяемых странами в условиях распространения Covid-19// Фонд Росконгресс, 2 апреля 2020. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/c98/Obzor_eco_mer_final2.pdf
14. Обращение к гражданам России: обращение Президента РФ от 25 марта 2020// Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63061
15. План «Здоровый Китай 2030»: документ Правительства от 25 октября 2016// ЦК КПК, Госсовета КНР. 2016.
16. Министерства финансов КНР:[сайт]. URL: http://www.mof.gov.cn/index.htm
17. Управления национальной безопасности здравоохранения КНР: [сайт]. URL: http://www.nhsa.gov.cn
18. The COVID-19 crisis: A wake-up call to strengthen social protection systems// International Labour Organization, 24 April
2020. URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/W CMS_742676/lang--en/index.htm
DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11080
Д.В. Чигарёва - к.п.н., доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, СевероЗападный институт управления РАНХиГС, [email protected],
D.V. Chigareva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism and Media Communications, North-Western Institute of Management, RANEPA, [email protected].
ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ САЙТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ TECHNOLOGIES OF WEBSITE PROMOTION ON SOCIAL NETWORKS
Аннотация. В рамках статьи проведено исследование основных технологий продвижения сайта в социальных сетях. Выявлены наиболее популярные каналы коммуникации, охарактеризованы тенденции их развития. Приводятся статистические данные, подтверждающие значимость каждой из рассмотренных в работе социальных сетей. Обоснована важность применения интернет-технологий в области продвижения сайта образовательного учреждения. Посредством системы веб-аналитики проведён анализ посещаемости интернет-ресурса образовательной организации, оцениваются источники трафика, количество уникальных пользователей, а также их активность. Разработаны рекомендации по внедрению инструментов продвижения сайта в социальных сетях.
Abstract. Within the framework of the article, a study was made of the main technologies for promoting a website in social networks. The most popular communication channels are identified, the trends of their development are characterized. Statistical data are presented, confirming the importance of each of the social networks considered in the work. The importance of using Internet technologies in promoting the website of an educational institution has been substantiated. Using the web analytics system, an analysis of the attendance of an educational organization's Internet resource was carried out, traffic sources, the number of unique users, as well as their activity were assessed. Recommendations for the implementation of website promotion tools in social networks have been developed.
Ключевые слова: интернет-технологии, сайт, социальная сеть, продвижение, веб-аналитика.
Keywords: internet technologies, website, social network, promotion, web analytics.
Благодаря развитию интернет-технологий, появляются новые каналы коммуникаций. Социальные сети являются одним из наиболее популярных инструментов, способствующих расширению социокультурного пространства. Вместе с тем, это интерактивные многопользовательские интернет-ресурсы, которые позволяют решать широкий круг задач в области продвижения сайта.
Согласно данным исследовательской компании «Mediascope», популярными каналами продвижения интернет-ресурса организации в социальных сетях являются интернет-площадки: «ВКонтакте»; «Instagram»; «Одноклассники»; «Facebook» [3]. В зависимости от особенностей веб-ресурса и выбирается наполнение интернет-страницы.
Продвижение сайта в рамках социальной сети «ВКонтакте» - эффективный канал взаимодействия с пользователями и увеличения трафика. Создание интернет-страниц или сообществ позволяет охватить большую аудиторию и своевременно предоставлять информацию посетителям. «Instagram» - интернет-платформа для создания информационного текста и фотоконтента. «Одноклассники» - популярная российская социальная сеть. Контент направлен на формирование семейных ценностей. Формат подачи должен быть понятным целевой аудитории. В рамках указанной социальной сети лучше работают классические маркетинговые приёмы, чем новомодные интернет-технологии. «Одноклассники» - сервис для продвижения страховых компаний, товаров для детей, медицинской продукции. Функции, которые представлены на «Facebook», достаточно разнообразны, однако мало отличаются от других подобных социальных сетей. Интернет-площадка отличается платежеспособной аудиторией и способствует успешному продвижению бизнес-продуктов и товаров премиум сегмента.
Существует множество различных ресурсов с разными типами контента. Однако на эффективность продвижения сайта организации большое влияние оказывает не только количество задействованных интернет-площадок, но и качество информационного наполнения, размещённого в социальных сетях [2]. Следует регулярно создавать и публиковать посты, делиться полезным контентом, настраивать рекламные кампании и постоянно взаимодействовать с целевой аудиторией. Чтобы корпоративная группа или сообщество в социальной сети вызывали интерес у аудитории, необходимо сформировать уникальное торговое предложение и разработать эффективную маркетинговую стратегию привлечения пользователей. Визуальное оформление и грамотная навигации также имеют важное значение для привлечения внимания к интернет-ресурсу организации. Следует отметить, что в социальных сетях больше возможностей для продвижения сайта организации и анализа маркетинговой деятельности. Кроме того, можно просматривать статистику посещаемости интернет-ресурса и использовать настройки рекламного кабинета.