Научная статья на тему 'О проблемах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан и возможных путях их преодоления: регионально-муниципальный аспект'

О проблемах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан и возможных путях их преодоления: регионально-муниципальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ МСБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлычков Валерий Владимирович

В статье оценивается состояние предпринимательской среды и делового климата в Республике Татарстан, рассматриваются условия ведения финансово-хозяйственной деятельности субъектами малого и среднего бизнеса (МСБ). В основу работы положены результаты анализа социологического опроса предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в регионе. Автор рассматривает вклад МСБ в формирование валового регионального продукта и экономического потенциала Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шлычков Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Problems of Development of Small and Average Business in the Republic of Tatarstan and Possible Ways of Their Overcoming: Regional and Municipal Aspect

In article the condition of the enterprise environment and business climate in the Republic of Tatarstan is estimated, conditions of conducting financial and economic activity by subjects of small and medium business (SMB) are considered. Results of the analysis of sociological poll of the businessmen who are carrying out the activity in the region are the basis for work. The author considers a contribution of SMB to formation of a gross regional product and economic capacity of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «О проблемах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан и возможных путях их преодоления: регионально-муниципальный аспект»

УДК 338

О проблемах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан и возможных путях их преодоления: регионально-муниципальный аспект

Шлычков В.В.

Доктор экономических наук, профессор, главный редактор рецензируемого федерального научно-практического и аналитического журнала «Вестник экономики, права и социологии»

В статье оценивается состояние предпринимательской среды и делового климата в Республике Татарстан, рассматриваются условия ведения финансово-хозяйственной деятельности субъектами малого и среднего бизнеса (МСБ). В основу работы положены результаты анализа социологического опроса предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в регионе. Автор рассматривает вклад МСБ в формирование валового регионального продукта и экономического потенциала Татарстана.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательский климат, государственное регулирование, барьеры на пути развития МСБ.

Достаточно сложно сегодня переоценить роль и значение малого и среднего бизнеса в процессах развития и укрепления национальных экономик практически почти всех государств, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития и географического положения. Мировой опыт показывает, что предприниматели, работающие в данной сфере, используя свои потенциальные возможности и изначально заложенные конкурентные преимущества, способны не только эффективно вести свою хозяйственную деятельность в условиях стабильной экономической ситуации, но и выступать в роли «локомотива» во время выхода той или иной страны из экономического кризиса и преодоления негативных последствий депрессии и разрушения экономической системы. Достаточно вспомнить, что благодаря усилиями малого и среднего предпринимательства в 20-е гг. прошлого века в период НЭПа в советской России удалось достаточно быстро сформировать внутренний потребительский рынок и создать предпосылки для индустриализации, а послевоенным Германии и Японии успешно начать процесс восстановления своих экономик на основе четвертого технологического уклада, что в дальнейшем обеспечило им лидирующие позиции уже в рамках глобального мирового рынка.

На сегодняшний день мы можем уверенно говорить о наличии устойчивой тенденции по повышению роли МСБ в экономике и увеличению их вклада в формирование ВВП и ВРП соответствующих стран и регионов. Предварительные итоги 2018 г. говорят нам о том, что около 60 % ВВП Норвегии (страна-экспортер нефти!) и Финляндии было создано на предприятиях малого и среднего бизнеса, в то время как лепта предпринимателей в ВВП Китая в истекшем году превысила 70 % [1]. При этом необходимо иметь ввиду, что начавшийся в ряде государств постепенный переход к шестому, а где-то параллельно и к седьмому технологическим укладам, неизбежно приведет к значительному высвобождению трудовых ресурсов, занятых сегодня в промышленности, и перераспределению их в пользу сферы предпринимательства, что значительно расширит социальную базу последней и увеличит степень её влияния на весь комплекс социально-экономических процессов, протекающих в стране.

По предварительным оценкам, вклад МСБ в ВВП России в истекшем году сравнялся с объемом теневой экономики в 20 трлн руб. и достиг уровня 20 % [2], что явно не соответствует ни запросам российского общества, ни потенциальным возможностям, исконно присущим данной сфере экономики. Несмотря

на относительно низкую производительность труда на предприятиях МСБ, мы наблюдаем процесс постепенного роста как численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в данной сфере, так и количества занятых в ней резидентов, что в принципе в рамках экстенсивного пути развития должно было бы увеличить долю сектора в ВВП и ВРП. Однако статистические данные говорят нам об отсутствии динамики в данном процессе как на уровне большинства регионов, так и в масштабах всей национальной экономики. В связи с чем, позволим себе предположить, созданная в России система поддержки МСБ из-за сложившегося баланса уравновешивающих друг друга факторов больше не способна обеспечить развития данного сектора экономики и нуждается в качественных и структурных преобразованиях, которые «нарушат равновесие и создадут доход» [3], тем самым обеспечив дальнейшее экономическое развитие этой сферы.

Как известно, согласно ст. 73 Конституции РФ, Россия является федерацией, состоящей из 85 регионов, обладающих на своих территориях, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» всей полнотой государственной власти [4]. Это позволило Республике Татарстан сформировать в рамках собственных полномочий региональное законодательство в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и реализо-вывать на его основе самостоятельную государственную политику. Ответственным за данное направление работы в республике, в соответствии с Указом Президента РТ от 11 октября 2012 г. № УП-871, является Министерство экономики Республики Татарстан, которое в настоящее время осуществляет эту деятельность в рамках реализации принятой подпрограммы «Развития малого и среднего предпринимательства на 2018-2020 годы». Руководству региона удалось наладить прямой диалог со значительной частью предпринимательского сообщества и создать работающий механизм реальной поддержки субъектов МСБ, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на территории Татарстана. Так, став резидентами республиканской Программы «Лизинг гранд», действующие предприниматели могут получить субсидию до 3 млн. руб. «в целях финансового обеспечения и возмещения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования» [5], а участники «Программы субсидирования затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам» только в 2018 г. получили на эти цели из республиканского бюджета 35 млн. руб [6]. Общий объем прямой государственной поддержки в 2018 г. составил 11 млрд. руб. и охватил 10 % татарстанских субъектов МСБ, что

позволило в ушедшем году довести оборот в этой сфере до 1,8 трлн руб. [7].

Не меньший, а возможно и больший эффект на процессы развития и поддержки МСП в регионе оказывают Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей и Совет по предпринимательству при Президенте РТ, которые стали эффективной формой коммуникации региональной власти и бизнеса, позволяющей последнему транслировать свои проблемы и трудности непосредственно руководителю республики, занимающему в данном вопросе достаточно активную и конструктивную личную позицию. Вступив в должность Президента РТ в 2010 г., Р.Н. Минниханов установил традицию еженедельного публичного заслушивания руководителей 2-3 муниципальных образований о состоянии предпринимательского климата и развитии МСБ на возглавляемых ими территориях, что позволяет республиканским властям адекватно реагировать на динамично изменяющуюся социально-экономическую ситуацию на местах и своевременно отвечать на возникающие в связи с этим у МСБ запросы. Адекватным ответом на одну из подобных просьб бизнес-сообщества было создание в 2013 г. института Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей, основной задачей которого стала координация усилий республиканских и муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства с привлечением для этого в том числе и представителей федеральных органов государственный власти, включая Прокуратуру РФ, ФНС, Минюст РФ и т.д.

Проводимая в последние годы системная и последовательная политика республиканских властей в сфере поддержки и развития предпринимательства позволила Татарстану в 2018 г. довести численность официально зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса до 159,2 тыс. с количеством занятых 552 тыс. чел., увеличить до 1,8 млрд руб. (+6 %) оборот предприятий МСБ и создать в данной сфере 25,6 % ВРП [7]. При этом надо иметь в виду, что значительная часть предпринимателей по-прежнему осуществляет свою деятельность вне рамок правового поля в теневом секторе экономики, а значит, общий оборот всех хозяйствующих в сфере МСБ субъектов, по нашим оценкам, в 2018 г. составил не менее 3,2 млрд руб.

Ретроспективный анализ статистических данных о результатах работы республиканского МСБ за последние пять лет наглядно демонстрирует нам факт того, что несмотря на наличие реально работающего механизма государственной поддержки и значительной по объему финансовой помощи, предпринимателям региона пока так и не удалось нарастить свою долю в создание ВРП и преодолеть планку в 26 % (табл. 1), а значит, достижение запланированных на 2024 г. показателей роста численности заня-

Таблица 2 Основные тенденции развития сферы предпринимательства в РТ [7]

2013 г 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г 2018 г.

Количество субъектов МСБ, тыс. ед. 142,8 137,8 159,3 165,3 167,5 159,2

Количество занятых, тыс. чел. 390,1 475,4 448,7 477,4 480,0 552,0

Финансовый оборот МСБ, трлн руб. 1,25 1,24 1,46 1,69 1,7 1,8

Доля в ВРП, % 25,6 25,5 25,5 25,6 25,7 25,6

тых в этой сфере субъектов до 180 тыс. и увеличение их вклада в ВРП до 27 % [7] будет возможным только в случае изменения сложившегося баланса социально-экономических факторов, влияющих на хозяйственную деятельность субъектов. При этом необходимо учитывать факт того, что каждая в отдельности экономика субъектов Российской Федерации является достаточно сложной, многоуровневой системой, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга подсистем и элементов, находящихся в корреляционной зависимости, что, в свою очередь, делает невозможным проведение каких-либо знаковых преобразований в отдельно взятых сферах экономики, а требует коренных изменений всей системы хозяйствования, введения в неё новых элементов и переоценки соотношения действующих факторов.

Каковы же основные факторы, негативно влияющие на процесс развития предпринимательства в Республике Татарстан, и с какими проблемами сталкиваются субъекты МСБ в своей хозяйственной деятельности? Проведенный в конце декабря 2018 г. с участием автора настоящей работы социологический опрос более 1000 татарстанских предпринимателей позволил нам сформировать следующий список приоритетных для сообщества проблем:

1. Усиление давления со стороны государственных и муниципальных органов, попытки вмешательства в хозяйственную деятельность.

Причем в данном случае речь идет не об усилении государственного контроля и увеличении количества всевозможных проверок, а о попытках представителей власти вмешиваться во внутрихозяйственные процессы и их желании управлять активами предпринимателей, порой принуждая последних к заключению экономически невыгодных для них соглашений или отказываясь полностью рассчитаться за выполненную ранее работу. При этом формально независимые друг от друга и от местных органов власти контрольно-надзорные органы всех уровней, располагая достаточно широкими полномочиями и получив соответствующие сигналы от исполнительной ветви власти, все чаще и чаще выступают как инструменты и часть сформировавшегося механизма давления на предприни-

мательское сообщество, создавая для МСБ ничем не обоснованные дополнительные риски. Фактически органы государственно-муниципального управления конвертируют потенциальную возможность применения мер принуждения в отношении бизнесменов на их лояльность и возможность работать на соответствующих территориях, основываясь на договоренностях, достаточно часто выходящих за пределы правого поля.

2. Тенденция увеличения неналоговых нагрузок за счет принятия ведомственных или муниципальных актов, всевозможных регламентов, инструкций или «типовых положений», усложняющих деятельность МСБ и требующих с его стороны дополнительных затрат и издержек, включая составление отчетов для многочисленных контрольно-надзорных и иных государственных органов.

По мнению предпринимателей, данный процесс стал приобретать хаотичный и никем не контролируемый характер. Представители различных ведомств и местных органов власти подчас принимают экономически необоснованные решения, исполнение которых требует от МСБ значительных финансовых затрат, при этом достаточно слабо влияют на предмет регулирования. Так, начиная с 2011 г., при подключении к электросетям в соответствии с техус-ловиями энергосбытовых организаций необходимо устанавливать достаточно дорогой комплект оборудования, передающий показания приборов учета в автоматическом режиме, и в дальнейшем оплачивать его обслуживание. При этом в большинстве районов республики до настоящего времени сами энергетики так и не смогли установить у себя и запустить оборудование по приёму и обработке данной информации и продолжают собирать показания счетчиков в «ручном» режиме. А необходимость предпринимателя подключить бытовой газовый котел для отопления даже небольшого помещения на практике увязана с требованием иметь в штате предприятия отдельного работника, ответственного за «газовое хозяйство» и ежегодно на возмездной основе подтверждающего свою «квалификацию» на курсах, проводимых газовиками. В то же время частные домовладельцы проходят такие обучения однократно в момент оформления абонентства и в дальнейшем без каких-либо ограничений получают возможность эксплуатировать бытовое газовой оборудование всеми членами семьи, включая несовершеннолетних детей.

Что касается многократно возросших требований различных органов о предоставлении МСБ дополнительной отчетности и информации о своей деятельности, то они, по мнению респондентов, перешагнули все разумные границы и пределы. Стремясь придать видимость управляемости проте-

кающим на территориях или в отраслях социально-экономическим процессам, чиновники придумывают всевозможные дополнительные формы отчетов для предпринимателей, заставляя их нести ничем не обоснованные дополнительные издержки. Фактически каждый предприниматель сегодня вынужден нанимать для этих целей специального сотрудника или как минимум доплачивать за эту работу, заранее осознавая её бесполезность для собственного бизнеса.

3. Отсутствие прозрачного и контролируемого обществом механизма реального обеспечения равного доступа к региональным и муниципальным государственным заказам, программам развития и стимулирования деятельности.

По утверждению опрошенных, за последние годы большинство государственно-муниципальных заказов получают практически одни и те же лица, аффилированные с исполнительной властью соответствующего уровня, а государственная поддержка на местах распределяется келейно, без широкого обсуждения и учета мнения предпринимательских структур и ассоциаций их представляющих.

4. Отсутствие реального доступа к коммерческим кредитным ресурсам, фактический саботаж банковской сферой вопросов финансирования МСБ на основе рыночных механизмов.

Все без исключения респонденты отметили фактическое уклонение банковских структур от функции финансирования МСБ и их желание под любым предлогом отказать потенциальным клиентам. Как правило, банки изначально закладывают завышенные и ничем не обоснованные нерыночные требования к заемщикам, отнеся предпринимательство к зоне повышенного риска и идя на сотрудничество исключительно в рамках государственных программ, позволяющих исключить или минимизировать риски невозврата кредитных ресурсов. Получить на «общих основаниях» кредит, основанный на рыночных принципах ценообразования и распределения прибыли, не удалось ни одному респонденту проведенного опроса.

5. Несоответствие законодательства и судебной системы реалиям финансово-хозяйственной деятельности.

Действующее сегодня законодательство не в полной мере отражает прошедшие в России социально-экономические изменения и многие сферы экономики и отношения между субъектами остаются не урегулированными. В этой связи необходимо напомнить о том, что основу всей российской нормативно-правовой базы составляют заложенные ещё при Советском Союзе отраслевые стандарты и требования, исполнение которых в современных реалиях достаточно часто противоречит как «букве», так и «духу» закона. При этом судебная власть постоянно создает преференции власти исполнительной, нарушая конституционные принципы «равенства

перед законом» и «состязательности» в судебном процессе. Кроме того, по мнению предпринимателей, российские судьи обладают избыточными полномочиями, позволяющими им единолично, без комплексной оценки не только возможных юридических последствий, но и экономических результатов принимать решения, приводящие к фактической ликвидации хозяйствующего субъекта, и не нести за это никакой ответственности.

6. Количественное увеличение «ручных методов и процедур» в регионально-муниципальном управлении.

По заявлениям предпринимателей, постоянно увеличивается количество управленческих решений, принимаемых на местах с нарушением установленных процедур, вне рамок выработанных регламентов и правил, без учета мнения профильных специалистов или уполномоченных на это соответствующих государственных органов. На практике достаточно часто выработанная в рамках «системных процедур» коллективная позиция отраслевых органов и специалистов дезавуируется персональным мнением руководителя региона или главы муниципального образования, что, по сути, делает бессмысленными предварительно не одобренные первым лицом коммуникации предпринимателя с органами государственно-муниципальной власти.

7. Снижение эффективности антикоррупционной деятельности. Повышение уровня коррупции в «низовом» управленческом звене.

Опрошенные нами респонденты считают, что проводимая государством антикоррупционная политика стала менее эффективна, а её субъекты смогли адаптироваться к изменяющимся условиям и начали применять новые формы и способы извлечения личной выгоды. Как следствие, в 2018 г. в республике на 18 % увеличилось количество предпринимателей МСБ, столкнувшихся с коррупционными проявлениями со стороны представителей местных органов власти.

8. Низкая результативность правоохранительной системы в вопросах защиты интересов предпринимателей и их собственности.

В подавляющем числе случаев обращений предпринимателей в правоохранительные органы за защитой своих законных прав и интересов, нарушенных в процессе хозяйственной деятельности, они получали отказы в возбуждении уголовных дел, в обоснование которых была положена позиция, заключающаяся в том, что подобные отношения должны регулироваться в рамках гражданского законодательства. Наличие данного «противоречия между действующим законодательством и объективными возможностями правоохранительной системы» было признано главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым на коллегии министерства 28.02.2019 г. [8]. При этом правоохранители как бы

допускают саму возможность определенных злоупотреблений и нарушений со стороны отдельных субъектов предпринимательства, фактически декри-минализируя ответственность за подлог, подделку и фальсификацию документов и т.д., если пострадавшей стороной является другой предприниматель, а не государство или его органы. Кроме того, определенная часть правоохранительной системы в существующем виде просто не способна полноценно и эффективно выполнять свои функции по отстаиванию интересов МСБ. В частности, на проведенной в феврале 2019 г. коллегии УФССП по РТ была обнародована информация о том, что в ушедшем году приставы смогли полностью исполнить только 20 % судебных решений, принятых в интересах защиты нарушенных прав предпринимателей [9].

9. Отсутствие необходимой профессиональной квалификации и низкий уровень образования у большинства муниципальных служащих.

По мнению участников опроса, значительная часть муниципальных служащих не обладает нужной профессиональной квалификацией и необходимыми для работы с населением морально-нравственными установками. Большая текучесть управленческих кадров, отсутствие у них опыта работы и постоянные корректировки нормативной документации значительно усложняют процесс конструктивного взаимодействия субъектов предпринимательства и муниципальных властей.

10. Постоянный рост тарифов на энергоносители и перевозки.

Практически все респонденты дали отрицательную оценку государственной политике в сфере формирования тарифов на энергоносители и транспортные перевозки. По мнению предпринимательского сообщества, государство недостаточно эффективно выполняет функции регулятора данной сферы рынка, достаточно часто допускает злоупотребления со стороны монопольных поставщиков энергоресурсов и почти не учитывает факт того, что российские экономические агенты из-за значительной протяженности страны вынуждены нести относительно высокие транспортные расходы, которые в конечном итоге отрицательно сказываются на рентабельности МСБ.

Таким образом, несмотря на значительную поддержку государства, объективные данные свидетельствуют об ухудшении в 2018 г. предпринимательского климата в Республике Татарстан и усилении административного давления на представителей МСБ, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в регионе. На наш взгляд, существующий механизм взаимодействия предпринимателей и исполнительной власти нуждается в немедленной и коренной трансформации как на уровне федерации, так и на региональном и муниципальном уровнях. Федеральные органы го-

сударственной власти прежде всего должны реформировать судебную систему, обеспечив реальное равенство сторон и состязательность судопроизводства, а также привести действующее законодательство в соответствие с существующими реалиями современной российской экономики в целом и сферы малого и среднего бизнеса, в частности. Проведение всеобщей экономической амнистии для всех субъектов хозяйственной деятельности, по нашему мнению, могло бы решить многие анахроничные проблемы бизнеса и придать новый импульс дальнейшему развитию российской экономики.

Кроме того, необходимо уйти от избыточного вмешательства государства в хозяйственную деятельность экономических агентов, предоставив им максимум возможностей для реализации предпринимательских инициатив, экономически стимулируя последних оставаться в рамках существующего правого поля. При этом именно государство должно выработать систему экономических стимулов и преференций, позволяющих активизировать деятельность МСБ и связанных с ним институтов. В частности, ЦБ России вполне мог бы установить для кредитных организаций обязательный минимальный норматив объемов денежных средств, направленных на развитие МСБ (8-15 % от оборота), увязав его с процессом лицензирования банковской деятельности.

Что касается регионально-муниципального уровня взаимодействия предпринимательских структур и государственной власти, то большинство выявленных проблем и препятствий на пути развития МСБ, хотя и являются системными, однако в значительной мере носят субъективный характер. Например, при наличии соответствующей политической воли руководства республики, региональные контрольно-надзорные органы могут легко и без каких-либо изменений законодательства отказаться от политики штрафных санкций и «палочной» системы, положив в основу своей деятельности профилактику нарушений. Точно также, путем реализации уже существующих полномочий, возможно решать проблемы давления на бизнес, равного доступа к государственным ресурсам и госзаказу всех экономических агентов, борьбы с коррупций и т.д.

Анализ общемировых тенденций говорит о возрастании роли малого и среднего бизнеса в социально-экономической жизни общества и повышении его доли в формировании ВВП любого без исключений государства. Именно сфера МСБ в среднесрочной перспективе должна стать одной из основных точек роста российской экономики, а значит, перед государственными органами всех уровней стоит задача мобилизации всего объема потенциала предпринимательского сообщества, успешное решение которой напрямую связано с эффективностью всей экономической системы России.

Литература:

1. Международный банк реконструкции и развития. - URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/ who-we-are/ibrd

2. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года. - URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/56957

3. Официальные сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/

4. Конституция Российской Федерации. - URL: http:// www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

5. Подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы. - URL: http://mert.tatarstan. ru/rus/Development_and_support_of_small_ and_medium_businesses/program_of_business_ development.htm

6. Скрябин И. Плотно задумываемся над переходом от безвозвратных грантов к возвратным // БИЗНЕС Online. - 2018. - 28 декабря. - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/408194

7. Доклад Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей. - URL: http://ombudsmanbiz.tatarstan.ru/ rus/file/pub/pub_1291175.pdf

8. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/16022494/

9. Управление Федеральной службы судебных приставов по РТ. - URL: http://r16.fssprus.ru/

About Problems of Development of Small and Average Business in the Republic of Tatarstan and Possible Ways of Their Overcoming: Regional and Municipal Aspect

Shlychkov V.V.

The Review of Economy, the Law and Sociology

In article the condition of the enterprise environment and business climate in the Republic of Tatarstan is estimated, conditions of conducting financial and economic activity by subjects of small and medium business (SMB) are considered. Results of the analysis of sociological poll of the businessmen who are carrying out the activity in the region are the basis for work. The author considers a contribution of SMB to formation of a gross regional product and economic capacity of Tatarstan.

Key words: small and medium business, enterprise climate, state regulation, barriers on the way of development of SMB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.