Научная статья на тему 'Роль малого и среднего бизнеса в повышении инновационного потенциала современной экономики региона'

Роль малого и среднего бизнеса в повышении инновационного потенциала современной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес (МСБ) / инновационный тип экономического развития / регулируемые и нерегулируемые источники финансирования / инновационная инфраструктура Республики Татарстан / small and medium business (SME) / Innovative type of economic development / Regulated and unregulated sources of financing / Innovative infrastructure of the Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голланд О. Н., Антропова Т. Г.

В статье рассматривается роль малого и среднего бизнеса в повышении инновационного потенциала экономики. Авторы делают акцент на приоритетных направлениях поддержки МСБ для активизации инновационного развития страны и Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голланд О. Н., Антропова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN IMPROVING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF MODERN ECONOMY

The article examines the role of small and medium-sized businesses in enhancing the innovative potential of the economy. The authors focus on the priority areas of support for SMEs to activate the innovative development of the country and the Republic of Tatarstan

Текст научной работы на тему «Роль малого и среднего бизнеса в повышении инновационного потенциала современной экономики региона»

УДК 334.7

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОВЫШЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

РЕГИОНА

Голланд О.Н., магистрант Антропова Т.Г., доктор экономических наук, профессор

Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ-КАИ) им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Россия

к1/е1_ргоге^ог@таИ. ги

В статье рассматривается роль малого и среднего бизнеса в повышении инновационного потенциала экономики. Авторы делают акцент на приоритетных направлениях поддержки МСБ для активизации инновационного развития страны и Республики Татарстан. Ключевые слова: малый и средний бизнес (МСБ); инновационный тип экономического развития; регулируемые и нерегулируемые источники финансирования; инновационная инфраструктура Республики Татарстан.

Одним из базовых факторов повышения инновационной активности современной экономики призван стать сектор малого предпринимательства -этот вывод подтверждается и неснижающимся уровнем внимания властей к нему. Сейчас в России насчитывается около 5 млн. предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) и они вносят существенный вклад в ВВП страны -порядка 20% и ожидается, что через 15 лет эта доля возрастет до 30% [2].

Конечно, нельзя не видеть, что российская бизнес-среда более благоприятна для крупных компаний, а не для средних и малых. В настоящий момент - крупным компаниям более охотно дают финансирование, оказывают поддержку государственные структуры. А система поддержки эволюционного развития предпринимательства в России работает слабо. Сказываются и страх неудачи, и неблагоприятный общественный климат: общество не доверяет предпринимателям, особенно из высокотехнологических отраслей. Поэтому, например, венчурные инвестиции - одно из самых слабых мест в развитии малого и среднего бизнеса, особенно в промышленности. Это при том, что инновации в малом и среднем бизнесе играют существенную роль и в большинстве развитых стран именно на них делает ставку государство. В условиях современной экономики инновационный бизнес требует государственной поддержки, прежде всего, там, где локализованы инновационные предприятия и где очевидны их эффекты. При этом, регулирование должно осуществляться как с позиций интересов развития национальной экономики в целом, так и с позиций интересов развития конкретных территориальных и кластерных систем.

Анализируя мировой опыт, можно отметить, что стимулирование МСБ в России должно стать важным направлением государственной политики в сфере инновационной деятельности. Данная задача весьма актуальна, если принять во внимание, что в развитых странах именно за счет малого и среднего бизнеса (МСБ) формируется большая часть ВВП: в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР эта доля находится в диапазоне от 40 до 70%, в то время как доля субъектов МСБ в российском ВВП за составляет 23%. В Германии

свыше 90% всех компаний относятся к числу малого и среднего бизнеса, на них занято 70% всех наемных работников и приходится почти 50% от чистой вновь созданной стоимости в стране. В России же всего лишь 25% всех занятых по найму работают на малый и средний бизнес. Потенциал развития у данного сектора есть, однако он не используется полностью. Сегодня это особенно актуально, поскольку некоторое время назад Россия оказалась в технологической зависимости от Запада и уязвима при применении экономических санкций, поскольку более 90% импорта технологий приходится на Евросоюз и США. К такому положению привел порочный курс 90-х г. на отказ от поддержки отечественных изобретений и массовый импорт интеллектуальной собственности, технологий и высокотехнологичной продукции. В результате при 5% доле России в числе исследователей мира и 2% в патентных заявках на изобретения ее доля в доходах от интеллектуальной собственности составила в 2012 г. всего 0,27%, в высокотехнологичном экспорте 0,37%. Отрицательный баланс во внешней торговле интеллектуальной собственностью достиг 7 млрд долл., а машинами, оборудованием и транспортными средствами - 131 млрд долл. Доходы от интеллектуальной собственности на душу населения в России в десятки раз меньше, чем в высокоразвитых странах. В итоге бюджет страны недополучает огромные суммы.

В настоящее время напряженная макроэкономическая ситуация в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры усиливает вероятность рисков для устойчивого и инновационного развития российских предприятий. Действие масштабных международных санкций по экспорту и импорту, как инициированных со стороны ЕС, США и их сателлитов, так и ответных санкций со стороны России, сдерживает ускорение и расширение масштабов роста внутреннего производства, основанного на высоких технологиях VI технологического уклада. Санкции сужают возможности внешних инвестиций, препятствуют реализации мегапроектов и формированию мегасайенс-центров, тормозят становление новых видов наноиндустрии РФ, увеличивают неопределенность перспектив ее развития.

Для повышения инновационного потенциала, конкурентоспособности и устойчивости российской экономики требуется привлечение дополнительных источников роста, в число которых мы включаем активизацию МСБ. Это может создать эффекты мультипликации и акселерации в производстве, обращении и потреблении нанотоваров, будет способствовать повышению уровня занятости и реальных доходов населения. В этих условиях жизненно необходимой становится разработка и осуществление долгосрочной государственной стратегии, направленной на: активное импортозамещение наукоемких товаров и технологий развития отечественной промышленности на основе отечественной интеллектуальной собственности; крупномасштабное использование инновационного потенциала для повышения конкурентоспособности, эффективности и технологической безопасности экономики России в условиях современной научно-технологической революции; использование ресурсов государственно-частного партнерства для коммерциализации технологий и освоения принципиально новой техники и технологий, основанных на отечественных изобретениях.

Ключевой проблемой, ограничивающей развитие предпринимательства на ранних стадиях развития, помимо администрирования, является сложность в привлечении финансовых ресурсов. Роль государственной поддержки в

финансировании МСБ в РФ носит точечный характер и в целом является несущественной. В качестве основного источника финансирования инвестиций в инновационные проекты субъекты МСБ используют самофинансирование (нераспределенную прибыль, амортизацию, резервный капитал), средства бизнес-ангелов и бюджетное финансирование в форме государственной системы субсидий на открытие собственного дела для граждан, официально зарегистрированных в Службе занятости в качестве безработных [4].

Таким образом, ключевой задачей органов управления в процессе активизации малого бизнеса является организация эффективного регулирования структуры финансирования малых предприятий посредством стимулирования формирования оптимальной для данного этапа развития бизнеса структуры финансирования в разрезе регулируемых и нерегулируемых источников.

При этом под регулируемыми источниками финансирования понимаются инвестиционные ресурсы, порядок использования которых может быть отрегулирован органами регионального управления (к таким ресурсам необходимо отнести венчурное финансирование, инструменты государственной финансовой поддержки инновационного бизнеса, а также заемный капитал, привлекаемый инновационными предприятиями). Под нерегулируемыми нами понимаются инвестиционные ресурсы, порядок формирования и использования которых может регулироваться органами регионального управления только косвенными мерами (к таким ресурсам необходимо отнести собственные ресурсы создателей инновационного бизнеса, средства бизнес-ангелов, а также финансовые ресурсы, предоставляемые инновационному бизнесу на основе доверия, оказанного ближайшими членами социальной сети создателей предприятия).

В последние годы всё чаще стали использоваться особые формы финансирования (венчурное финансирование), которые не рассматриваются в РФ в качестве значимого источника финансирования МСБ, а также заемное финансирование, включающее партнерские займы, банковские кредиты, микрокредиты. В отношении субъектов малого предпринимательства в посткризисный период ужесточаются требования к обеспечению кредитов, что обусловливает высокие трансакционные издержки функционирования инновационных предприятий. Но в некоторых регионах, например, в Республике Татарстан активизация инновационного процесса и успешные социально-экономические преобразования связаны с формированием сбалансированной инновационной инфраструктуры, охватывающей образовательные и научные учреждения, предприятия, исследовательские центры, финансовые институты, которые активизируют инновационные процессы. К числу последних мер относится расширение льготного кредитования с субсидированием процентной ставки. Особо приоритетные направления кредитуются на более длительный срок с нулевой ставкой в первый год.

Сегодня достигнуты положительные тенденции в инновационном развитии промышленного производства в нашей республике. Так, удельный вес инновационных товаров и услуг в ВРП республики составляет 18%, что примерно в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по России, но все еще значительно отстает от аналогичных показателей развитых стран. Доля инновационно-активных предприятий в Татарстане выше, чем в среднем по России (в

Татарстане - 12,5%, в среднем по России - 9,0%), и республика занимает по этому показателю достаточно высокое - четвертое место [1].

Стимулирование инновационной деятельности малых и средних фирм происходит с помощью прямых инструментов, например, используют организацию на конкурентной основе государственных контрактов и государственных закупок. Но пока в государственных закупках в республике принимают участие не более 5% предприятий, относящихся к МСП (чаще 23%). Это очень нездоровая тенденция, свидетельствующая о перекрытии возможностей малому бизнесу поучаствовать в государственных контрактах.[3] Для малого бизнеса - это была бы гарантия платёжеспособного спроса на их новинки, для государства возможность привлечь к ведущим областям (космос, энергетика) силы и возможности малого инновационного бизнеса с последующим применением новинок в гражданских областях. Стабильность доступа малого предпринимательства к госзакупкам можно назвать одной из самых актуальных форм поддержки государством данного сектора экономики, наряду с удешевлением заёмных средств.

Усиление внимания к МСБ и возможностям, которые он предоставляет для развития инновационного потенциала является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Литература

1. Антропова Т.Г., Голланд О.Н. Роль МСБ в инновационном развитии РФ (на примере РТ) / Энергетика Татарстана. 2015. №4. С. 14-18.

2. Аргументы недели - Татарстан. 2016. №»12. С. 11.

3. Малый и средний бизнес - локомотив экономики? Но не в Татарстане! http://kazan2013.ru/business/614-malyy-i-sredniy-biznes-lokomotiv-ekonomiki-no-ne-v-tatarstane.html.

4. Хасанова А.Ш., Квон Г.М., Мухаметзянова Ф.Г. Оценка перспектив развития рынка трудовых ресурсов как субъектов профессиональной деятельности //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. .№1(53), 2015. С. 133-137

THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN IMPROVING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF MODERN ECONOMY Holland O.N., Antropova T.G.

The article examines the role of small and medium-sized businesses in enhancing the innovative potential of the economy. The authors focus on the priority areas of support for SMEs to activate the innovative development of the country and the Republic of Tatarstan.

Keywords: small and medium business (SME); Innovative type of economic development; Regulated and unregulated sources of financing; Innovative infrastructure of the Republic of Tatarstan.

Дата поступления 17.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.