УДК 323.212
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: новые реалии в условиях экономического кризиса
Игнатьев Н.П.
Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета
Статья посвящена весьма важной теоретической и практической проблеме для постсоветской России - взаимоотношениям власти и бизнеса. На примере Республики Татарстан рассматривается трансформация прежней модели этих взаимоотношений в актуальную. Рассматриваются меры, предпринимаемые республиканскими органами власти для становления партнерских отношений с бизнесом в условиях экономического кризиса и антироссийских санкций.
Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, бизнес-климат, инвестиционная привлекательность, инфраструктурная поддержка бизнеса, диалог власти и бизнеса.
Посткоммунистическая трансформация российского общества породила немало сложных проблем для социальной практики и требующих их осмысления обществоведческими дисциплинами. К их числу принадлежат не существовавшие ранее в советские времена проблемы взаимоотношений власти и бизнеса. Их характер является важным индикатором состояния любого общества в целом. Они влияют на характер самой власти, стиль и технологии управления, на темпы и приоритеты социально-экономического развития общества, социальное самочувствие различных его слоев и групп.
Эти отношения в постсоветской России периодически приобретали особо значимый характер в зависимости от социально-экономического или социально-политического состояния общества, от колебаний политической конъюнктуры (грядущие выборы в Госдуму или Президента, экономические кризисы) и персонального состава правящей элиты российского государства.
Так, в преддверии выборов 2007-2008 гг. одной из приоритетных задач власти была выдвинута задача поддержки и защиты прав частного бизнеса. Президент РФ Д.А. Медведев уже в 2008 г. принял Указ в защиту малого бизнеса. В преддверии президентских выборов 2012 г. эта проблема также была отражена в выступлениях кандидата в Президенты РФ В.В. Путина на съездах «Деловой России», Рос-
сийского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в его предвыборных статьях.
Сложившиеся за последние несколько лет второго десятилетия XXI в. макроэкономические и геополитические реалии, связанные с продолжающимся глобальным финансово-экономическим кризисом, а также с антироссийской кампанией со стороны Запада во главе с США, значительно осложнили характер развития отечественной политики. Да и время показало фундаментальную неэффективность построенной в России модели государственного капитализма
Именно все эти обстоятельства привели российские власти к осознанию необходимости кардинального улучшения условий ведения бизнеса в России, поворота власти к диалогу с ним. Так, в марте 2015 г. В.В. Путин прямо указал на то, что сложившаяся с 2014 г. кризисная экономическая ситуация может быть преодолена только через партнерство государства и бизнеса [1] В апреле этого же года В.В. Путин особо отметил необходимость принятия комплексных мер для реальной поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), создания благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России [2]. В этом же году была образована «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». В 2016 г. Правительством РФ по итогам С.-Петербургского экономического
форума была принята «Стратегия развития МСП до 2030 года», представленная Президенту РФ в виде одного из национальных проектов - «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Еще одно немаловажное решение по улучшению бизнес-климата в российских регионах было принято в конце 2016 г. - отныне условия ведения бизнеса официально становятся одним из критериев оценки эффективности глав регионов [3].
Но, как это бывает нередко в России, то позитивное, что разрабатывается на федеральном уровне, зачастую не находит адекватного решения в регионах и, более того, в муниципальных образованиях. Подобный упрек в адрес чиновников на местах, в регионах и муниципалитетах прозвучал на Форуме «Опоры России» «Малый бизнес - национальная идея?» в начале 2016 г. [4].
Региональные особенности накладывают отпечаток на процессы формирования малого и среднего бизнеса, взаимоотношений его с властью прежде всего тем, что отражают отношения региональных политических и экономических элит. В силу большого регионального многообразия модели управления региональными экономиками весьма отличаются, что сильно сказывается и на моделях взаимоотношения власти и бизнеса.
Рассмотрим пример Республики Татарстана. Он интересен тем, что в этом регионе с его былой ярко выраженной моделью государственного патронажа республиканская власть в постсоветский период целенаправленно формировала бизнес-пространство как по линии государственных компаний, так и по линии частного бизнеса. В этом случае затруднительно было провести границу между республиканской и муниципальными властями и бизнесом, поскольку бизнес являлся порождением и одной из функций власти. В республике в 90-е гг., в нулевые, в первые годы второго десятилетия XXI в. наблюдались: отсутствие четкой государственной политики формирования благоприятного делового климата в муниципальных районах, слабость общественных противовесов административному влиянию, пассивность самого бизнеса в части самоорганизации. Но в последние годы в Татарстане после смены республиканского руководства и разразившегося экономического кризиса ситуация с инфраструктурной поддержкой МСБ стала постепенно улучшаться.
Своеобразной точкой отсчета роста явилась состоявшаяся в конце декабря 2013 г. республиканская конференция «Взаимодействие власти и бизнеса: новые возможности повышения деловой активности в муниципальных районах Татарстана». В центре ее внимания оказались два документа: «дорожная карта» развития МСП на 2014-2016 гг. и результаты мониторинга делового климата и деловой активности в муниципальных районах РТ. Намеченный новый курс на развитие предпринимательства вскоре пока-
зал свои положительные результаты. Вот их оценки со стороны.
Уже по итогам 2014 г. практика работы со СМИ по налаживанию диалога между предпринимателями и властью в республике была признана одной из лучших в РФ, и бизнес-омбудсмен РФ Б. Титов рекомендовал перенимать ее другим регионам [5]. И уже в марте 2016 г. он вновь признает Татарстан лидером среди российских регионов по рейтингу инвестиционной привлекательности и отмечает нацеленность местной власти на поддержку предпринимательства [6].
Президент «Деловой России» А. Репик в сентябре 2016 г. также удостоил высокой оценки Татарстан, коему в рейтинге предпринимательского климата в регионах, по его словам, равных нет. И в этом заслуга, по его мнению, руководства РТ [7].
Такие высокие оценки состояния взаимоотношений власти и бизнеса в Татарстане на фоне других российских регионов свидетельствуют о существенных подвижках в трансформации прежней модели этих взаимоотношений. Сегодня институциональный механизм диалога власти и бизнеса в республике является приоритетом для обеих сторон, способствует политической стабильности и общественному благополучию. Рассмотрим как складывались условия для такой эволюции в РТ за последние годы.
В 2014 г. властью РТ был инициирован проект «Бизнес и власть: откровенный разговор». В его рамках проходят ежемесячные встречи бизнесменов с представителями всех уровней властей под лозунгом «Малый и средний бизнес - поддержка, развитие, защита». С февраля 2015 г. в рамках антикризисных мероприятий стартовала Программа мониторинга предпринимательской среды. В дополнение к этому проекту в конце 2015 г. при Президенте РТ был создан Совет по предпринимательству, который представляет собой площадку, на которой представители власти и бизнеса совместно разрабатывают и принимают конкретные решения. Совет функционирует на принципах проектного подхода, дающих бизнесменам небывалые ранее возможности лоббировать важные для них вопросы. Через этот Совет прошли около 50 проектных групп, из которых более 30 завершены принятием конкретных решений, поддержано около 40 инициатив предпринимателей [8]. Подобные Советы в настоящее время в республике также созданы при каждом главе муниципалитета.
Республиканские власти предпринимают и конкретные практические шаги в реализации программ развития МСБ. Так, Президентом РТ поставлена задача Кабмину - увеличить долю МСБ в региональном валовом продукте до 34 %, удвоить объем МСБ в промышленности, развивать технопарки во всех районах республики, снизить налоговые нагрузки с
6 % до 1% для предприятий МСБ, занятых производством, инновационным или социальным бизнесом [9]. В конце января 2016 г. Татарстан подписал с Федеральной корпорацией по МСП соглашение о взаимодействии с многофункциональным центром (МФЦ) республики, в котором будет организовано предоставление услуг корпорации по поддержке республиканских субъектов МСП.
В своем Послании Госсовету РТ на 2017 г. Президент РТ назвал в качестве одного из приоритетов по-прежнему поддержку МСБ, выражающуюся в работе по снижению административных барьеров, по открытию в 5 крупных городах новых МФЦ для бизнеса республики, в подготовке нового поколения бизнесменов в рамках проекта «Фабрика предпринимательства», а также запущенного в 2016 г. компанией ГУГЛ совместно со «Сбербанком» пилотного образовательного проекта «Бизнес-класс», по обеспечению действенности 52 муниципальных промплощадок (к 2020 г. их планируется довести до 100), по эффективному функционированию республиканского портала информационной поддержки представителей МСП, позволившего за год заключить контракты на 37 млрд. руб. [10].
Нынешняя кризисная ситуация настраивает власти РТ мобилизовать и внутренние ресурсы бизнес-сообщества татар в разных регионах России и странах СНГ посредством «Всемирной ассоциация содействия татарским предпринимателям», регулярно проводимых «Всероссийских сходов предпринимателей из татарских сел РФ и РТ», тем самым формируя горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами в республике и за ее пределами. Республиканские власти готовы предоставить им места резидентов в индустриальных промпарках муниципальных образований, вести подготовку молодых предпринимательских кадров в бизнес-инкубаторах, обеспечить обмен опытом [11].
Объединения предпринимателей РТ в рамках стратегии «Татарстан-2030», наработав опыт и компетентность, с полным основанием намерены увеличить долю представителей бизнес-ассоциаций в советах директоров государственных инфраструктурных объектов, участвовать в разработке и мониторинге выполнения госпрограмм поддержки МСБ и даже в качестве эксперимента передать в управление бизнес-ассоциациям несколько проблемных объектов инфраструктуры [12].
На сегодняшний день в республике, по словам Президента РТ, сформирована необходимая институциональная среда, направленная «на выработку решений по устранению системных проблем развития бизнеса, снижению барьеров для бизнеса, а также внедрения лучших практик» [13].
Все вышеописанные позитивные процессы в области взаимоотношений государства и бизнес-сообщества в Татарстане вовсе не означают отсутствия
Экономика
нерешенных проблем. В частности, требуют своего разрешения проблемы оптимизации налоговых льгот для МСБ, предоставления ему льготного кредитования, устранения административных барьеров при регистрации субъектов МСБ, его защиты от бюрократического произвола и др.
Таким образом, рассмотренная эволюция модели взаимоотношений власти и бизнеса на примере РТ, убеждает в настоятельной необходимости распространения во всех российских регионах партнерской модели, а именно модели децентрализованной, предполагающей активное участие обеих сторон, совместность их действий, плюрализм, эксперимен-тальность. Татарстанский опыт сегодня подтверждает, что институционализация диалога власти и бизнеса, возможность разрешения возникающих конфликтных ситуаций становятся успешными при использовании технологий, направленных на открытое, публичное обсуждение проблем сторонами.
Литература:
1. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании съезда РСПП 19.03.15 г. - URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/47885, вход свободный.
2. Заседание Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7.04.15. - URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/49214, вход свободный.
3. Владимир Путин принял участие в съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия», приуроченном к 15 летию организации. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/53112, вход свободный.
4. Форум «Опоры России»: малому бизнесу сообщили об отсутствии проблем. - URL: http:// nsopb.ru/news/4986.php, вход свободный.
5. Андреев А. Тимур Нагуманов: «Дураков нет ни в бизнесе, ни во власти. Но почему-то между ними пропасть...». - URL: https://www.business-gazeta. ru/article/125174, вход свободный.
6. Андреев А. Борис Титов: «Мы никогда не согласимся, что Запад - нам враг!». - URL: https:// www.business-gazeta.ru/print/304371, вход свободный.
7. Через 10 лет мы сможем, как в Швеции, позволить себе работать по 6 часов, а не по 12-15. - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/322198, свободный.
8. Камахина Ю. Как Тимур Нагуманов и бизнес Татарстана вернул власть в реальность. - URL: http:// sntat.ru/ekonomika/48640-kak-timur-nagumanov-i-biznes-tatarstana-vernul-vlast-v-realnost, вход свободный.
9. Аверьянова А. Рустам Минниханов поручил Каб-мину увеличить число промпарков. - URL: http:// kazan.dk.ru/news/rustam-minnixanov-poruchil-kabminu-uvelichit-chislo-promparkov-23689560, вход свободный.
10. Рустам Минниханов обратился с ежегодным посланием Государственному Совету Республики Татарстан. - URL: http://president.tatarstan.ru/ news/view/735995, вход свободный.
11. Самигуллина Э., Бадретдин Г. Рустам Минниханов: «Если мы не сохраним деревню, не сможем сохранить свой язык и религию». - URL: www. business-gazeta.ru/print/305177/, вход свободный.
12. Андреев А. Мы привыкли послушно поднимать руку на заседаниях, но так больше продолжаться не может. - URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/130498, вход свободный.
13. Голобурдова Н. Браверман - малому бизнесу Татарстана: «Все равно держитесь, но деньги есть!». - URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/340662, вход свободный.
State Support of Small and Medium Businesses in the Republic of Tatarstan: New Realities in the Age of Economic Crisis
N.P. Ignatiev Kazan (Volga Region) Federal University
The paper dwells upon a topical theoretical andpractical problem for post-Soviet Russia, which is the relationship between government and business. The author investigates the transformation of the former model of these relationships into an actual one in the Republic of Tatarstan. The measures taken by the authorities of the republic to establish partnerships with business in the age of the economic crisis and anti-Russian sanctions are analyzed.
Key words: business, entrepreneurship, business climate, investment attractiveness, infrastructure support of business, dialogue of state and business.