Научная статья на тему 'Методологический подход к организации взаимодействия органов власти и территориального бизнес-сообщества'

Методологический подход к организации взаимодействия органов власти и территориального бизнес-сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНСОЛИДАЦИЯ / BUSINESS COMMUNITIES / ENTERPRISE ASSOCIATIONS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина Виктория Николаевна

Рассмотрена концептуальная схема организации территориального бизнес-сообщества. Выполнен анализ основных схем взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества. Сформулирован ряд основополагающих подходов сотрудничества на принципах равноправного партнерства и баланса интересов принимаемых решений, способствующих экономической и социальной эффективности развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approach to the organization of interaction of authorities and territorial business community

The conceptual scheme of the organization of territorial business community is considered. It is analysed the main schemes of interaction of authorities and business community. A number of fundamental approaches of cooperation on principles of partnership equal in rights and balance of interests of the accepted decisions promoting economic and social efficiency of development of the territory is formulated.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к организации взаимодействия органов власти и территориального бизнес-сообщества»

УДК 334.7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF AUTHORITIES AND TERRITORIAL BUSINESS COMMUNITY

В.Н. Елкина V.N. Elkina

Омская академия МВД России

Рассмотрена концептуальная схема организации территориального бизнес-сообщества. Выполнен анализ основных схем взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества. Сформулирован ряд основополагающих подходов сотрудничества на принципах равноправного партнерства и баланса интересов принимаемых решений, способствующих экономической и социальной эффективности развития территории.

The conceptual scheme of the organization of territorial business community is considered. It is analysed the main schemes of interaction of authorities and business community. A number of fundamental approaches of cooperation on principles of partnership equal in rights and balance of interests of the accepted decisions promoting economic and social efficiency of development of the territory is formulated.

Ключевые слова: бизнес-сообщества, предпринимательские объединения, малый и средний бизнес, консолидация.

Key words: business communities, enterprise associations, small and medium business, consolidation.

Улучшение взаимодействия органов власти и субъектов сферы малого и среднего бизнеса (МСБ) приобретает большое значение для снижения бюрократических барьеров, создания эффективной предпринимательской инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности и инновационной активности.

В этом взаимодействии весомую роль играет консолидация малого и среднего бизнеса в бизнес-сообщество, однако механизмы взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества, недостаточно разработаны. Отсутствует нормативно-организационная основа, закрепляющая возможность воздействия организаций предпринимателей на органы исполнительной власти в процессе принятия решений, регламентирующих сферу предпринимательства. Указанные проблемы обусловили необходимость разработки целостного механизма, направленного на повышение эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества.

Предпринимательский бизнес и его субъекты остаются крайне уязвимыми для различных внешних и внутренних угроз, а частная собственность до сих пор не является институтом, надежно защищенным нормативно-право-

вой функцией государства. Это обусловлено тем, что институты власти и институты предпринимательства пока еще слабо взаимодействуют.

У. Боумол в известной статье «Предпринимательство производительное, непроизводительное и деструктивное» [1] обращал внимание на то, что распределение между производительным и непроизводительным, или даже деструктивным, предпринимательством в значительной степени зависит от распространения системы «подкупа». Если институты таковы, что вести бизнес за счет органического роста на основе внедрения инноваций труднее, чем путем использования различных форм «подкупа» (для недружественных поглощений, извлечения политической ренты и т. п.), то предпринимательский потенциал общества приобретет соответствующую конфигурацию - среди предпринимателей будет всё больше тех, кто станет стремиться не столько производить ради прибыли всё новые и новые блага и услуги всё более экономичным способом, сколько использовать иные возможности для получения прибыли (путем рейдерства и т. п.). Из этих рассуждений можно сделать следующие выводы (применительно к России).

Во-первых, в условиях неблагоприятного для производительного предпринимательства

© В.Н. Елкина, 2013

социально-экономического устройства некоторые действия государства, например, приватизация государственного имущества или стимулирование государственного заказа и государственных закупок, в российских условиях приводят лишь к еще большему усилению рыночной власти непроизводительного предпринимательства, тесно сросшегося с государственной бюрократией. Между тем именно на эти меры по преимуществу нацелены различные программы поддержки предпринимательства [2].

Во-вторых, для того чтобы стандартный набор мер и механизмов поддержки производительного предпринимательства мог с успехом работать на подъем предпринимательства в России, необходимы объединенные усилия производительного предпринимательства, гражданского общества и государственного аппарата, направленные на опережающую глубинную модернизацию и общества, и государственного аппарата. В идеале отношения бизнеса и власти должны быть партнерскими, так как это залог безопасности и власти, и бизнеса, поскольку бизнесу нужны условия для конкуренции, а власти - прозрачность отношений без криминала и коррупции.

Отсутствие постоянного и продуктивного диалога между бизнесом и государством порождает значительные и непроизводительные издержки для всех названных акторов. Власть, отказываясь вести системный диалог с бизнесом на всех уровнях государственного устройства, сама лишает себя возможности организовать надежную обратную связь по поводу оцен-

ки принимаемых ею решений. Бизнес, сталкиваясь с нежеланием власти систематически и на всех уровнях обсуждать как текущие, так и перспективные проблемы его развития, вынужден преодолевать возникающие системные трудности не в целом, а в каждом конкретном случае, чаще всего путем «покупки» нужного решения, т. е. в коррупционном ключе. В проигрыше, таким образом, оказываются все участники диалога.

Характер развития российской экономики делает необходимым осуществление на постоянной основе содержательного диалога государства и бизнеса по целому спектру вопросов экономической жизни страны. В этом диалоге как с точки зрения выработки позиции бизнес-сообщества по вопросам макроэкономической политики, так и в целях отстаивания интересов бизнеса по конкретным вопросам наиболее эффективными оказываются общероссийские бизнес-сообщества, которые в последние годы значительно расширили круг своих интересов [3].

Получение устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ может быть обеспечено за счет консолидации малых и средних предприятий в бизнес-сообщества, вступающих одновременно в отношения конкуренции и кооперации, что позволит им поддерживать координацию, необходимую для развития специализации, и квалификацию, необходимую для приспособления к новым потребностям. В табл. 1 приведены основные факторы, способствующие и препятствующие росту конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Т аблица 1

Факторы поддержки и снижения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса

Факторы поддержки Факторы снижения

Относительно низкая стоимость рабочей силы Дефицит качественной рабочей силы, рост стоимости рабочей силы

Низкие затраты на энергию Ограничения в доступе к инфраструктуре

Накопленный потенциал мощностей Низкое качество производственных мощностей, низкие инвестиции

Большой и быстрорастущий внутренний рынок с высокими барьерами входа «Сильный рубль», усиление конкуренции с импортом

Высокий объем «теневой деятельности», позволяющий снижать издержки за счет уклонения от налогов Высокие барьеры/вмененные издержки, в том числе коррупция

Относительное изобилие природных ресурсов Низкая инновационная активность, отсутствие доступа к передовым технологиям

Наличие значительного числа нишевых рынков с низким уровнем конкуренции Высокая неопределенность будущего и слабая защищенность бизнеса от власти (низкий уровень защиты прав собственности)

Указанные в таблице факторы снижения групп бизнеса и, соответственно, определяет

формируют проблемы для бизнеса. Острота позицию той или иной группы по отношению

отдельных проблем неравнозначна для разных к альтернативам экономической политики.

Группировки бизнеса могут быть различными, но при ближайшем рассмотрении можно выделить классификацию по размеру бизнеса: крупный, средний, малый.

1. В крупном бизнесе группировки чаще всего являются экспортерами, обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы самостоятельно решать проблемы инвестиций (как за счет собственных средств, так и путем привлечения средств с рынка за умеренную плату).

2. У средних по размеру предприятий доступ к ресурсам для инвестиций ограничен.

3. Малый бизнес, как правило, не нуждается в дорогостоящих инвестициях (в промышленности малый бизнес развит слабо).

Доминирование гигантов осложняет жизнь регионального среднего и малого бизнеса. В частности, это связано с пренебрежением интересами малого бизнеса чиновниками и представителями крупных компаний, которые традиционно не видят реальной силы малого бизнеса, его адаптивности и эффективности. Малый бизнес является естественным прибежищем активной, не номенклатурной, части населения и мигрантов, что, в общем, предполагает другие условия хозяйствования и совершенно забытые формы отношений и взаимоотношений с населением и государством, точнее с региональными и местными властями.

Государство в целом заинтересовано в эффективном бизнесе, но последний в этом случае должен иметь адекватную правовую, реализуемую на практике базу. При слабом гражданском обществе слабы позиции бизнеса в защите своих легальных, правовых интересов. Государство оказывается перед тяжелым выбором: то ли попытаться вести бизнес «за ручку» к реализации тех или иных программ развития, теряя в эффективности и нагромождая контрольные процедуры и органы, которые препятствуют быстрому свободному развитию, но легко обходятся при коррупционных отношениях; то ли положиться на бизнес, создавая устойчивое регулирование - инвестиционный климат, и бороться с коррупцией, чтобы высвободить реально существующие (и эффективно действующие в других странах) рыночные силы. Желательно сохранять именно равновесие отношений; государственные чиновники должны внятно формулировать общественные интересы, выработанные экспертами и одобренные политически ответственными кругами, переводя их в такие формы регулирования и взаимодействия, которые создадут конкуренцию в бизнесе.

Важным элементом институциональной среды являются объединения предпринимате-

лей. В целом система общественного представления и защиты интересов малых предпринимателей создана. В России сформировалось, по разным оценкам, от 2000 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня [4].

Большая часть из функционирующих на сегодняшний день предпринимательских объединений не предполагает институционального строительства, осуществляемого в виде разработки формальных и неформальных правил взаимодействия как между членами бизнес-сообщества, так и внешними контрагентами, а также не предполагает тесного взаимодействия между фирмами - членами сообщества с целью взаимного регулирования, когда предложения одной фирмы сталкиваются с интересами других и изменяют производственные возможности каждой фирмы. Территориальные бизнес-сообщества также отличаются от современных бизнес-ассоциаций ориентацией на стратегическое планирование деятельности входящих в них фирм. В результате все предприятия малого и среднего бизнеса взаимно зависимы друг от друга, так как каждое зависит от существования других.

Консолидация малого и среднего предпринимательства, составляющего бизнес-сообщество, во многом обеспечивается установлением различных форм долговременных отношений юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов.

Что же такое территориальное бизнес-сообщество? Системный подход предполагает, что для обеспечения успешной деятельности компании и ее стабильного развития руководитель должен оценивать и принимать во внимание большое количество факторов, связанных как напрямую с деятельностью организации, так и с деятельностью ее бизнес-среды. Люди всегда объединялись, чтобы снизить свои накладные расходы за счет общего труда во имя удовлетворения общих для всех потребностей. Мотивы этих объединений были самыми разными. Принцип же объединения всегда оставался одним и тем же: развить общность для удовлетворения своих потребностей путем подбора участников и создания условий развития. Таким образом, под территориальным бизнес-сообществом мы будем понимать консолидацию организаций малого и среднего бизнеса,

вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, направленные на постоянное совершенствование продукции, производственных и управленческих процессов, и обладающих возможностью установления формализованных правил регулирования собственной деятельности.

В качестве причин создания территориального бизнес-сообщества можно выделить следующие: во-первых, доступ к ресурсам и рост эффективности их использования, а именно - в снижении трансакционных издержек и повышении эффективности своей деятельности в целом (каждая организация выполняет

работу, в которой она наиболее компетентна, издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров); во-вторых, целью объединения в территориальные бизнес-сообщества может явиться обретение новых знаний в движимом именно знаниями мире конкуренции; в-третьих, желание фирм получить доступ на рынки других регионов.

Чтобы экономический эффект от создания бизнес-сообщества оправдал затраты на его создание и компания стала получать дополнительную прибыль, целесообразно соблюдать следующую последовательность действий, которая приведена в концептуальной схеме (рис. 1).

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО (БС) МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Уровни БС:

• «головные» союзы - концентрируются на общеэкономических проблемах развития бизнеса;

• отраслевые объединения -занимаются разработкой стандартов и технических регламентов;

• региональные ассоциации -выступают как площадки для обмена и взаимного учета интересов между государством и бизнесом

Территориальный принцип

БС городских и сельских поселений

Персональный

принцип

Средний и малый бизнес

Основные направления деятельности БС

Сценарий организации БС:

- определить проблемы и выгоды в будущем при создании бизнес-сообщества;

- поиск возможных партнеров по бизнес-сообществу;

- распределение партнеров по институтам саморегулирования бизнес-сообщества;

- юридическое оформление бизнес-сообщества;

- получение своей дополнительной прибыли за счет четкой работы институтов регулирования бизнес-сообщества

• обмен опытом и информацией между членами БС;

• анализ состояния отраслевых рынков;

• коллективное взаимодействие с представителями смежных отраслей (поставщики, потребители, инфраструктура), урегулирование возникающих конфликтов с ними;

• анализ нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий;

• взаимодействие с государственными органами (в целях лоббирования полезных и/или предотвращения вредных для сектора изменений в регулировании);

• содействие продвижению фирм - членов БС на новые рынки;

• формирование системы отраслевых стандартов, устранение недобросовестной конкуренции;

• содействие развитию инфраструктуры, необходимой для предприятий сектора;

• разработка планов (программ) развития сектора или региона;

• выявление общеэкономических проблем развития бизнеса (налоги, таможенные пошлины, тарифы естественных монополий, доступность банковского кредита, согласование инвестиционных проектов, условия для создания новых фирм

и т. д.), разработка и лоббирование мер по улучшению инвестиционного и делового климата

Рис. 1. Концептуальная схема организации территориального бизнес-сообщества

Государство само предпринимает шаги для вания решений в сфере экономической полити-

того, чтобы интегрировать представителей кол- ки. Именно на это, на наш взгляд, нацелена сис-

лективных интересов бизнеса в процесс согласо- тема консультативно-совещательных органов,

сформированная по инициативе «сверху» при всех федеральных министерствах и ведомствах.

В качестве площадок для диалога органов власти и бизнес-сообщества наиболее хорошо показали себя постоянно действующие экономические советы муниципальных образований. В функции совета входит:

• вовлечение местного бизнес-сообщества в процесс планирования социально-экономического развития территории;

• осуществление общественного контроля за целевым использованием привлеченных инвестиций;

• соблюдение экологических стандартов производства;

• обеспечение справедливых условий конкуренции и равноправности видов собственности.

В настоящий момент в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа работает более 750 экономических советов муниципального уровня. Большинством советов руководят либо главы местного самоуправления, либо их заместители, курирующие финансово-экономическую деятельность муниципалитетов [5].

В то же время качественный состав экономических советов, действующих на уровне муниципальных районов (городских округов) и на уровне городских и сельских поселений, достаточно сильно различается. Качественный состав экономических советов муниципальных районов и городских округов характеризуется высокой долей представителей научных кругов, учреждений образования, общественных объединений, СМИ (рис. 2).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Многопрофильные комиссии

Рис. 2. Принципиальная схема взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти муниципальных районов и городских округов

Включение в экономические советы районного уровня председателей экономических советов городских и сельских поселений увеличивает в их составе долю представителей органов местного самоуправления. В настоящее время большинство экономических советов организованы в муниципальных районах и городских округах. Организация же работы советов в городских и сельских поселениях значительно отстала.

За годы развития либеральной экономики между органами власти и бизнес-сообществом сложился определенный уровень отношений. Органы государственного управления на федеральном, региональном и районном уровнях и бизнес определяют правила и процедуры, регулирующие производство, торговлю, финансы, инвестиции, миграцию и коммуникации, реализуют и осуществляют их мониторинг [6]. И чем выше уровень дохода, тем сильнее влияние бизнеса на экономическую политику органов управления:

• крупный бизнес на федеральном уровне оказывает влияние на выборы президента и формирование Правительства, определение направлений экономической политики в стране и на международных рынках;

• средний бизнес преимущественно на уровне субъектов Федерации - на выборы глав администраций и законодательных органов управления регионов, определение направлений экономической политики в регионе, организацию и мониторинг выполнения государственных программ развития отраслей, видов деятельности и сельских территорий;

• средний и малый бизнес на районном уровне - на выборы глав администраций и муниципальных органов управления, участие территории в государственных программах развития отраслей, объектов социальной инфраструктуры и территории.

Чем меньше у муниципального района будет возможности привлекать заемные средства, тем чаще он будет ориентироваться на малозатратные виды бизнеса, уходя от основной спе-

циализации, т. е. выбирать стратегию диверсификации, которую следует рассматривать как путь создания эффективной экономики, основанный на изменении видов его деятельности. Однако решение о диверсификации должно приниматься не отдельно взятым предпринимателем, а бизнес-сообществом и районными органами управления, в руках которых находится часть ресурсов государственной поддержки, экономические рычаги влияния на бизнес, а главное - есть четкое представление о перспективах развития территории, социальные интересы которой они призваны отстаивать перед бизнес-сообществом. Совершенствование социальной и экономической составляющих возможно при изменении оперативных форм взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества на районном и региональном уровнях управления.

Консолидация российского бизнеса с 1990-х гг. вызывает беспокойство власти, поскольку ей нежелательно, чтобы бизнес стал слишком независимым [7]. В экономической литературе трансформация внутренней среды союзов и ассоциаций предпринимателей оценивалась как образование своего рода «профсоюзов олигархов» [8]. В то же время государству удобнее, чтобы предприниматели были организованы. Однако, по мнению Президента РСПП А. Шохина, органы государственного контроля функционируют неупорядоченно, не защищают от недобросовестной конкуренции, нередко используются как инструменты давления в целях захвата предприятий [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании анализа отечественного и зарубежного опыта можно определить ряд показателей эффективности разрабатываемого механизма поддержки малого и среднего бизнеса, способных стать основой для формирования системы мониторинга его функционирования. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - КДР) указаны основные ориентиры, достижение которых может харак-

теризовать уровень развития системы государственной поддержки сферы малого и среднего бизнеса. Так, например, средний показатель плотности малых предприятий на 10 000 человек населения в развитых странах колеблется в диапазоне от 550 до 750 предприятий. В Российской Федерации же он составляет 80 предприятий, а согласно КДР должен увеличиться к 2020 г. до 418 предприятий. Очевидно, что достижение такого уровня показателей невозможно без принципиально новой политики в области поддержки малого и среднего бизнеса государством и создания реализующей данную политику федеральной системы. Еще одним показателем может стать количество малых предприятий на 1 чиновника (федерального уровня), занимающегося поддержкой сферы малого и среднего предринимательства (МСП). В развитых странах он составляет в среднем от 5000 до 6000 предприятий на 1 чиновника, а в России - приблизительно 95 000. В связи с этим для достижения прогнозных показателей КДР необходима государственная поддержка структур с общей численностью не менее 800 человек только на федеральном уровне.

Проведенный анализ политики и программ таких организаций, как «Опора России», «Деловая Россия», ТПП РФ, Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, общественные советы при министерствах, Общественно-экспертный совет при Правительстве Москвы, позволил рассмотреть эффективность разработанных нормативов и выделить основные направления поддержки развития МСП, что в дальнейшем позволило определить баланс интересов органов власти и МСБ (выраженных через консолидацию предпринимателей в бизнес-сообщества) для формирования эффективного механизма их взаимодействия (см. табл. 2).

Т аб л ица 2

Преимущества и недостатки механизмов взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества

Органы власти и бизнес-сообщества Механизмы взаимодействия Преимущества Недостатки

Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства Заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 1. В состав входят представители органов власти и бизнес-сообщества. 2. Существует возможность принятия решений, обязательных для исполнения органами исполнительной власти 1. Отсутствует регулярность заседания комиссии. 2. Достаточно узкий круг представителей МСП (все по согласованию)

Окончание табл. 2

Органы власти и бизнес-сообщества Механизмы взаимодействия Преимущества Недостатки

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ Заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ В состав входят представители органов власти и бизнес-сообществ Принимаемые решения могут быть только рекомендованы для исполнения

Экспертный совет по развитию предпринимательства при Минэкономразвития России Заседания Экспертного совета по развитию предпринимательства при Минэкономразвития РФ В состав входят представители органов власти и бизнес-сообществ Принимаемые решения могут быть только рекомендованы для исполнения

«Опора России», «Деловая Россия», ТПП и др. Встречи президента, премьер-министра с предпринимателями 1. Участие первых лиц государства и предпринимателей. 2. Принятие решений, обязательных для исполнения органами исполнительной власти Отсутствие регулярности встреч. Не имеют законодательно закрепленного «реального» воздействия на органы исполнительной власти

Ежегодные всероссийские форумы, конференции и семинары 1. В состав входят представители органов власти и бизнес-сообществ. 2. Федеральные и региональные структуры Не имеют законодательно закрепленного «реального» воздействия на органы исполнительной власти

Дни предпринимателя 1. Участие представителей органов исполнительной власти и бизнес-сообщества. 2. Федеральные и региональные структуры. 3. По итогам форума принимаются резолюция и рекомендации в адрес органов власти 1. Отсутствие первых лиц государства. 2. Резолюция носит рекомендательный характер. 3. Не имеют законодательно закрепленного «реального» воздействия на органы исполнительной власти

При реализации механизма взаимодействия органов власти и территориального бизнес-сообщества государство может столкнуться с рядом системных проблем, например, таких как: бюрократия в министерствах и ведомствах, нехватка кадров (различной квалификации), неэффективность работы банковской системы, вызванной мировым финансовым кризисом, усложнение процедур кредитования для МСП, рост затрат на финансирование реорганизационных процедур и др. Одной из основных проблем может стать увеличение количества чиновников, отсюда увеличение затрат на содержание аппарата и т. п. В связи с этим предлагается сконцентрировать внимание всех его участников на реализации функций путем их распределения между существующими министерствами и ведомствами. Например, это возможно реализовать следующим образом (см. табл. 3).

При всех положительных моментах система экономических отношений территориального бизнес-сообщества и органов власти находится на стадии развития. С нашей точки зрения,

в этих условиях необходимо развитие законодательной базы взаимодействия. В частности, целесообразно разработать и принять Федеральный закон «О взаимодействии органов государственного и муниципального управления с некоммерческими объединениями предпринимателей», в котором необходимо зафиксировать:

1) организационно-правовые формы объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса в территориальные бизнес-сообщества и должностной уровень их представителей, выступающих в качестве стороны, осуществляющей работу с государственными и муниципальными органами;

2) руководящие должности в органах государственного и муниципального управления, в функции которых входит работа с такими объединениями;

3) порядок вхождения представителей организаций предпринимателей в консультативные советы органов государственного и муниципального управления и т. п.

Реализация функций путем их распределения между существующими министерствами и ведомствами

Функции Региональные органы власти (агентства, департаменты, комитеты, фонды) Департамент регулирования и развития предпринимательской деятельности Федеральная служба по труду и занятости Министерство промышленно-сти и торговли Мини-стерст-во образования и науки

Разработка предложений по совершенствованию государственной политики по поддержке и развитию МСП +

Развитие экспортных возможностей сектора МСП +

Осуществление комплекса мер по реализации утвержденных принципов поддержки МСП +

Координация деятельности национальной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства +

Оказание помощи стартующим предприятиям, облегчение доступа к финансовым ресурсам, совершенствование методов управления в организациях +

Поддержка предприятий посредством развитой системы региональных и местных органов управления +

Информирование и консультирование предпринимателей по всем новым законодательным инициативам +

Развитие и мониторинг рынка труда в сфере МСП +

Совершенствование производственных процессов, поддержка инновационных разработок +

Таким образом, не остается сомнений, что грамотно продуманная политика государства способна создать необходимую социально-экономическую среду для развития взаимовыгодных отношений органов власти и территориального бизнес-сообщества, для смешанных инвестиций частного и государственного капитала. Государство, не подавляя рыночных тенденций, способно выступить в качестве сильного института, заботящегося о развитии жизнеобеспечивающих сфер экономики и социальной среды. При этом повышение координирующей и организующей роли государства, наряду со снижением уровня административного контроля, налогового администрирования, а также формирование адекватной грамотной нормативной базы являются тем комплексом мер взаи-

модействия органов власти с территориальным бизнес-сообществом, который обеспечит экономическую и социальную эффективность развития территории.

1. Baumol W. Entrepreneurship: Productive, Unproductive and Destructive // J. of Political Economy. - 1990. - Vol. 98(5). - P. 893-921.

2. Чепуренко А. Ю., Образцова О. И., Алимова Т. А. и др. Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса // Мир перемен. - 2010. - № 3. - С. 147-162.

3. Сукиасян А. Х. Эволюция взаимоотношений бизнес-сообщества и власти как индикатор состояния гражданского общества в современной России // Вестник Поволжской акаде-

мии государственной службы. - 2007. - № 13. -

С.29-34.

4. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Опора России». -иКЬ : http://www.opora.ru.

5. Псарева Т. В., Сушенцева Н. В. Методологические основы взаимодействия органов власти и бизнеса при формировании и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований // Регион: экономика и социология. -2008. - № 4. - С. 218-241.

6. Гриценко Г. М. Экономическая демократия: теоретический аспект и практические проявления // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2012. - № 5. - С. 98-104.

7. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2001. - № 5. - С. 24-25.

8. Сулакшин С., Романихин А. От «профсоюза олигархов» к профсоюзу товаропроизводителей // Вопросы экономики. - 2003. - № 1. - С. 98.

9. Официальный сайт РСПП. - URL : http:// www.rspp.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.