Научная статья на тему 'Эффективная организация взаимодействия бизнес-сообществ и органов власти'

Эффективная организация взаимодействия бизнес-сообществ и органов власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10875
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов Сергей Николаевич, Семкина Ольга Сергеевна

В статье показана необходимость взаимодействия бизнеса и государства; описаны причины интеграции бизнеса в бизнес-сообщества; рассмотрены подходы к определению понятия «механизм взаимодействия»; описано функционирование механизма взаимодействия государства и бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of business and government cooperation

The article provides necessities of business government cooperation, the main approaches to determine the concept economic mechanism of cooperation describes, the models of functioning of mechanism of business government cooperation is shown.

Текст научной работы на тему «Эффективная организация взаимодействия бизнес-сообществ и органов власти»

УДК 338.242.4

С.Н. Леонов

О.В. Семкина

Sergey Leonov Olga Semkina

Для повышения инвестиционной привлекательности регионов, снижения бюрократических барьеров важным является совершенствование взаимодействия органов власти и предпринимательства. В идеале отношения бизнеса и власти должны быть партнерскими, так как это залог безопасности и власти, и бизнеса, поскольку бизнесу нужны условия для конкуренции, а власти - прозрачность отношений без криминала и коррупции [8]. В случае отсутствия эффективного взаимодействия между бизнесом и государством возникают значительные непроизводительные издержки для всех участников процесса. Власть, отказываясь от системного диалога с бизнесом на всех уровнях государственного устройства, теряет возможность организации обратной связи в части оценки эффективности принимаемых ею решений. Бизнес, встречая нежелание органов власти обсуждать как текущие, так и перспективные проблемы его развития, вынужден преодолевать возникающие системные трудности не в общей совокупности, а в каждом конкретном случае, чаще всего путем «покупки» нужного решения, т.е. в коррупционном ключе. В проигрыше оказываются все участники процесса.

Суть механизма взаимодействия. Анализ вопросов организации эффективного взаимодействия бизнеса и государства крайне важен. Именно взаимодействие и реализующий его экономический механизм являются фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров (государство и бизнес) в определенную общность [3]. Экономический механизм, формирующий процесс взаимодействия и позволяющий достичь заданную цель при согласовании интересов всех субъектов, рассматривается теорией экономических механизмов Л. Гурвица [4]. Она определяет схему взаимодействия между субъектами и центром и вводит условие эффективности подобного механизма взаимодействия - совместимость стимулов, как главное предположение о рациональном поведении субъектов. Этот подход учитывает роль информации, характеризующей степень неопределенности, которая, в свою очередь, управляет рациональным поведением субъектов. Дисбаланс информационных потоков, то есть ситуации, когда участники взаимодействия обладают неодинаковой информацией о предпочтениях и возможностях друг друга, характеризует наличие асимметричной информации, что в теории Л. Гурвица является причиной недееспособности и несовершенства рынков.

При подобных исходных условиях эффективность механизма взаимодействия государства и бизнеса может быть определена степенью реализации интересов субъектов, а основными элементами

© Леонов С.Н., Семкина О.В., 2015

механизма, обеспечивающего формирование пространства взаимодействия, выступают взаимопонимание, координация и согласование. Основная функция взаимопонимания — формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Способами достижения такого знания выступают обсуждения, уточнения, дискуссии по требующим разрешения проблемам. Функция координации - поиск средств взаимодействия, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях. Функция согласования - формирование относительного согласия в целях, намерениях, что придает реальный ход процессу взаимодействия. Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого государство и бизнес уточняют предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главным является то, что каждый из участников процесса активен в совместном поиске, и эта совместная активность порождает новое содержание уровня взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника.

Выделяется несколько моделей организации взаимодействия бизнеса и власти - партнерство, контроль, принуждение, невмешательство. Последнюю модель взаимодействия можно рассматривать скорее в чисто теоретическом плане, так как в реальности государство вмешивалось в производственный процесс даже в эпоху свободной конкуренции, контролируя длительность рабочего дня, запреты на использование детского и женского труда и т.п. Поэтому в дальних исследованиях будем рассматривать три первые из названных моделей организации взаимодействия бизнеса и власти.

Понятие «бизнес-сообщество». Возникает вопрос: почему представители бизнеса должны интегрироваться для осуществления взаимодействия с государством и в чем состоит суть понятия «бизнес-сообщество»? Значимость интеграции бизнеса особо возрастает при формировании стратегических ориентиров развития. Стратегия всегда имеет преимущественное положение по отношению к тактике и оперативному управлению. Задавая «правила игры» и формируя цели развития, государственная власть определяет «границы рамок», в которых бизнес имеет возможности развиваться. При этом государство может определять «границы рамок» единолично, учитывая только собственные интересы. Если бизнес-сообщества в той или иной форме не заявят о своих интересах, последние не будут учтены. Этим объясняется стремление бизнес-элиты включаться в публичную политику, участвовать в формировании курса государства. Именно для отстаивания собственных представлений о стратегическом развитии страны, регионов и собственного дела бизнесу крайне важно иметь сформированную и отлаженную систему собственных общественных связей.

В идеале можно выделить три причины создания территориальных бизнес-сообществ:

отстаивание интересов бизнеса во взаимодействии с государством при условии объединения представителей бизнеса в бизнес-сообщества приводит к росту эффективности подобного взаимодействия. Именно поэтому основной формой взаимодействия государства с бизнесом считается главным образом корпоративный диалог;

- увеличение доступности ресурсов и рост эффективности их использования в результате снижения трансакционных издержек и повышения эффективности деятельности в целом в результате интеграции, когда каждое предприятие концентрируется на работах, в которых оно наиболее компетентно, а издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров;

- желание фирм получить доступ на рынки других регионов.

Консолидация предприятий в бизнес-сообщества, вступающие одновременно в отношения конкуренции и кооперации, позволяет предприятиям поддерживать координацию, необходимую для развития специализации, и квалификацию, необходимую для приспособления к новым потребностям и получение устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ бизнесом. Другими словами,

бизнес-сообщества возникают как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых для этого задач, а под территориальным бизнес-сообществом понимается консолидация организаций всех форм бизнеса, вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, направленные на постоянное совершенствование продукции, производственных и управленческих процессов, и обладающих возможностью установления формализованных правил регулирования собственной деятельности.

Основные направления деятельности бизнес-сообществ охватывают:

- взаимодействие с государственными органами (в целях лоббирования полезных и/или предотвращения вредных для сообщества изменений в регулировании; разработка и лоббирование мер по улучшению инвестиционного и делового климата);

- обмен опытом и информацией между членами сообщества (анализ состояния отраслевых рынков; коллективное взаимодействие с представителями смежных отраслей (поставщики, потребители, инфраструктура), урегулирование возникающих конфликтов с ними; анализ нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий);

содействие продвижению фирм-членов бизнес-сообщества на новые рынки (формирование системы отраслевых стандартов, устранение недобросовестной конкуренции);

содействие развитию инфраструктуры, необходимой для предприятий сектора; разработку планов (программ) развития сектора или региона (выявление общеэкономических проблем развития бизнеса (налоги, таможенные пошлины, тарифы естественных монополий, доступность банковского кредита, согласование инвестиционных проектов, условия для создания новых фирм и т.д.)). В настоящее время можно говорить, что в Российской Федерации в целом сложилась система общественного представительства интересов бизнеса в рамках бизнес-сообществ. Достаточно активно и результативно в плане взаимодействия с властью действует «представительская пирамида» российского бизнеса в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) (представительство крупного бизнеса), «Деловой России» (представительство среднего бизнеса), «ОПОРЫ России» (представительство малого и среднего бизнеса), Торгово-промышленной палаты и отраслевых ассоциаций.

Всего в настоящее время в стране насчитывается, по разным оценкам, от 2000 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня [6; 7].

Функционирование механизма взаимодействия государства и бизнес-сообществ. Реализуя свою заинтересованность, государство само предпринимает шаги для того, чтобы интегрировать представителей коллективных интересов бизнес структур в процесс согласования решений в сфере экономической политики. Именно на это, на наш взгляд, нацелена сложившаяся в стране система консультативно-совещательных органов. При этом, хотя государству удобнее, чтобы предприниматели были организованы, но, по мнению Президента РСПП А. Шохина, органы государственного контроля функционируют неупорядоченно, не защищают от недобросовестной конкуренции, нередко используются как инструменты давления в целях захвата предприятий.

В итоге между властью и бизнесом в современной России сформировался ярко выраженный вертикальный тип контракта, обладающий рядом характерных особенностей [2]. Во-первых, это контракт асимметричный, в котором заложено изначальное неравенство прав и обязанностей сторон (правами обладает, главным образом, государство в лице его представителей, а обязанности вменены бизнесу); Во-вторых, это контракт с нечетким закреплением прав собственности и периодическим размыванием правил игры, что оставляет простор для манипуляции в зависимости от ситуации. В-третьих, это контракт избирательный и персонифицированный, когда непрозрачность и незащи-

щенность прав собственности создают условия государству для манипулирования уровнем контроля, а также поддержки того или иного бизнеса с применением избирательных стимулов и избирательным привлечением к ответственности. Все это усугубляется асимметрией информации, которой располагают взаимодействующие стороны, отсутствием надежных механизмов контроля деятельности государства и трудностью консолидации общества.

Отметим, что не всегда и не все представители бизнеса осознают происходящие в государстве перемены и могут адаптировать свое поведение к новым, изменяющимся условиям ведения бизнеса. Поэтому в современной России инициатором институционального оформления новой модели взаимодействия власти и бизнеса зачастую выступают федеральные органы власти (Правительство России и Администрация Президента страны), а вслед за ними аналогичные меры предпринимаются и руководством большинства субъектов Федерации, проделавших значительную работу по формированию инструментов (инфраструктуры) для организации диалога бизнеса и власти. Важным инструментом при организации механизма взаимодействия государства и бизнеса является создание отраслевых площадок для диалога власти и бизнес-сообществ - общественно-консультативных советов при отраслевых министерствах и ведомствах. Это и Советы при Президенте России (по реализации приоритетных национальных проектов, по информатизации общества, Комиссия по модернизации и др.), Советы при Правительстве РФ и отраслевых министерствах (Совет по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития РФ, Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и т.п.), общественные советы при региональных министерствах, создающиеся на уровне субъектов Федерации (так, например, только в Хабаровском крае на уровне региональных министерств создано и функционирует двенадцать подобных советов). Также как инструмент диалога власти и бизнес-сообществ следует рассматривать организацию общения представителей власти и бизнеса в ходе работы экономических форумов, конгрессов, конференций и «круглых столов» [1].

Анализ программ и политики действий таких активно действующих российских бизнес-сообществ, как «ОПОРА России», «Деловая Россия», РСПП, Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, ряда общественных советов при федеральных министерствах, позволил выделить основные направления поддержки развития бизнес-сообществ и определить баланс интересов органов власти и бизнес-сообществ для формирования эффективного механизма их взаимодействия (см. табл. 1).

Отметим, что эффективность рассмотренных в таблице 1 моделей и инструментов взаимодействия органов исполнительной власти и бизнес-сообществ различна, и причин этому несколько. С одной стороны, как видно из данных табл., в сложившейся ситуации все инструменты взаимодействия бизнес-сообществ и власти предполагают практически неизбежный для взаимодействия корпораций и органов власти высокий уровень публичности. В выигрышной ситуации при этом оказываются те корпорации, которые освоили инструменты взаимодействия с органами власти, активно используют для этого различные коммуникативные форматы, созданные и поддерживаемые государственными органами для ведения диалога с бизнесом. С другой стороны, следует понимать, что реализуя механизм взаимодействия органов власти и территориальных бизнес-сообществ, государство может столкнуться с рядом системных проблем, таких как бюрократизация работ в министерствах и ведомствах, нехватка кадров различной квалификации, неэффективность работы банковской системы, вызванная мировым финансовым кризисом, усложнением процедур кредитования для малых предприятий и др. [5].

Таблица 1

Модели, направления и инструменты взаимодействия органов исполнительной власти (ОИВ) и бизнес-сообществ (БС)

8 ч Направления Инструменты Интересы во взаимодействии Преимуще-

и п взаимодействия взаимодействия ства Недостатки

о £ ОИВ и БС ОИВ и БС ОИВ БС

- совместная раз- - участие БС в - привлечение - экспертиза гос- - участие - решения об-

работка ОИВ и БС разработке стра- внебюджетных ударственного ОИВ и БС в щественных со-

концепций, страте- тегий развития средств для воздействия в совместном ветов не имеют

гических докумен- регионов реализации части введения решении законодательно

тов, законодатель- - участие БС в целевых про- для бизнеса из- проблем закрепленного

ных актов, целевых общественных грамм быточных огра- - итогом за- влияния на ОИВ

о программ координацион- - создание но- ничений (обязан- седаний яв- - чисто реко-

са н - государственно- ных советах при вых рабочих ностей) ляются ре- мендательный

о а и частное партнер- ОИВ мест - разделение рис- комендации/ характер реше-

я н ство (ГЧП) - эк. форумы, - привлечение ков с государ- резолюции в ний

& ев м конгрессы, кон- бизнеса к ре- ством адрес ОИВ - нет регулярно-

м ференции шению соци- - расширение сти встреч пред-

- гос. гарантии альных про- доступа к ресур- ставителей ОИВ

- налоговые блем сам и БС

льготы территории - получение ре-

- преференции путационных

- льготные кре- плюсов

диты

- реализация кон- - гос. контроль - решение - корректировка - рост - нет общепри-

трольно-надзорных - проведение фискальных действий ОИВ с наполняемо- нятых методик

■а Ч функций государ- проверок задач динамикой инте- сти бюдже- контроля

о а ства в отношении - взимание нало- - контроль за ресов БС тов всех - излишняя ча-

н Я о бизнеса гов, штрафов, общими тен- - стремление к уровней стота контроль-

« сборов денциями развития БС сокращению числа и длительности проверок ных мер

и - реализация регу- - меры экономи- - прямое влия- - минимизация - быстрота - велико значе-

лирующих функ- ческого и адми- ние на актив- государственного реакции ние субъектив-

ций государства нистративного ность бизнес- вмешательства в ОИВ ного фактора

»у путем экономиче- давления на биз- сообщества организацию биз- - скорый при оценке

Я Я ских и админи- нес-сообщества нес-процессов конечный необходимости

а В стративных мер принуждения результат для БС гос. вмешательства

Резюмируя, отметим, что хотя в Российской Федерации на данный момент не сложилось идеально работающего механизма координации и согласования интересов бизнеса и государства, но основы подобного механизма заложены, а сам механизм совершенствуется. Повышение координирующей и организующей роли государства, снижение уровня налогового администрирования, формирование рациональной нормативно-законодательной базы, минимизация государственного вмешательства в реальную экономику выступают теми инструментами взаимодействия органов власти с территориальным бизнес-сообществом, которые обеспечат экономическую и социальную эффективность процесса, а в конечном счете будут способствовать развитию не только бизнеса, но и

территории его размещения в целом. Государство, не подавляя рыночных тенденций, способно выступить в качестве сильного института, заботящегося о развитии жизнеобеспечивающих и социальной сфер экономики, создав необходимую социально-экономическую среду для развития взаимовыгодных отношений органов власти и территориального бизнес-сообщества.

Библиографический список

1. Балацкий, Е. В. Инвестиционные форумы России как институт регионального развития / Е. В. Балацкий // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2013. - № 2 (18). - С. 101-128.

2. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия : монография / Под научн. ред. А. Н. Шохина. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 349 с. - ISBN 978-5-7598-0933-3.

3. Бычкова, А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение / А. Н. Бычкова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 37-43.

4. Измалков, С. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) / С. Измал-ков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 4-26.

5. Леонов, С. Н. Формирование технологических приоритетов стратегического развития Дальнего Востока России / С. Н. Леонов // Стратегические приоритеты пространственного развития региона в условиях снятия инфраструктурных ограничений : сб. научных статей. - Екатеринбург : Ин-т эк-ки Уро РАН, 2012. -С. 22-36.

6. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://opora.ru/ (дата обращения : 04.09.2015).

7. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://рспп.рф/ (дата обращения : 04.09.2015).

8. Полтерович, В. М. Кризис экономической теории / В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России. - 1998. - № 1. - С. 46-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.