Научная статья на тему 'Формы, методы и эффективность участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территории'

Формы, методы и эффективность участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / ИНСТИТУТ КООРДИНАЦИИ «ТРЕТЬЕГО ТИПА» / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / INSTITUTION OF “THE THIRD TYPE” COORDINATION / INSTITUTIONS OF SMALL BUSINESS’ SUPPORT / STATE SMALL BUSINESS’ SUPPORT PROGRAMS / BUSINESS COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина Виктория Николаевна

Статья посвящена роли и, как результат, эффективности участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территорий. Осуществлен анализ функционирующих в настоящее время предпринимательских объединений в России и Омской области, выявляются проблемы и даются конкретные предложения решения этих проблем. Предлагаются новые формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти и бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms, Methods and Efficiency of Business Communities’ Participation in Socialand Economical Development of the Region

The article is devoted to the role and effectiveness of business communities’ participation in social and economical development of the territory. The author analyses entrepreneurs’ associations currently operating in Russia and Omskaya oblast, reveals the problems and suggests solutions to these problems. The article gives new forms and methods of cooperation of executive organs and business communities.

Текст научной работы на тему «Формы, методы и эффективность участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территории»

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

УДК 334.7 © В. Н. Елкина, 2013

Формы, методы и эффективность участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территории

В. Н. Елкина *

Статья посвящена роли и, как результат, эффективности участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территорий. Осуществлен анализ функционирующих в настоящее время предпринимательских объединений в России и Омской области, выявляются проблемы и даются конкретные предложения решения этих проблем. Предлагаются новые формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти и бизнес-сообществ.

Ключевые слова: бизнес-сообщества, институт координации «третьего типа», институты поддержки малого бизнеса,

государственные программы поддержки малого бизнеса.

Весомую роль в социально-экономическом развитии территории играют бизнес-сообщества, однако формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти и сообщества недостаточно разработаны . Отсутствует нормативно-организационная основа, закрепляющая возможность воздействия организаций бизнеса на органы исполнительной власти в процессе принятия решений, регламентирующих сферу бизнеса .

Характер развития российской экономики делает необходимым осуществление на постоянной основе содержательного диалога государства и бизнеса по целому спектру вопросов экономической жизни страны . В этом диалоге, как с точки зрения выработки позиции бизнес-сообщества по вопросам макроэкономической политики, так и в целях отстаивания интересов бизнеса по конкретным вопросам, наиболее эффективными оказываются общероссийские бизнес-сообщества, которые в последние годы значительно расширили круг своих интересов 1 .

Бизнес-сообщества занимают прочное место в качестве института координации внешних отношений предприятий в странах с рыночной экономикой Они относятся к институтам координации «третьего

типа», которые выделяются наряду с двумя основными — «рынками» и «иерархиями» . Как институт координации отношений предприятий с государством сообщества находятся в промежуточном положении: они поставлены перед необходимостью постоянно удовлетворять и предпочтения предприятий членов, и потребности органов государственной власти и управления, с которыми взаимодействуют В этих условиях структура, ресурсы и поведение бизнес-сообществ определяются взаимодействием двух разнонаправленных тенденций: одну порождают особенности конкретного сектора предприятий, который они представляют, другую — свойства институциональной и политической среды, с которой они взаимодействуют

Спектр направлений деятельности бизнес-сообщества весьма широк и включает в себя: обмен опытом и информацией между предприятиями сектора; анализ состояния отраслевых рынков (спрос, цены, тендеры по госзакупкам, загрузка мощностей, планы развития отдельных компаний и т . д . ); коллективное взаимодействие с представителями смежных отраслей (поставщики, потребители, инфраструктура); урегулирование с ними возникающих конфлик-

* В нашем журнале публикуется впервые .

тов; анализ нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий в секторе; взаимодействие с государственными органами (в целях лоббирования полезных и/или предотвращения вредных для сектора изменений в регулировании); взаимодействие с профсоюзами и госорганами в качестве коллективных представителей работодателей; содействие продвижению фирм — членов сообщества на новые рынки; формирование системы отраслевых стандартов, устранение недобросовестной конкуренции; содействие развитию инфраструктуры, необходимой для предприятий сектора; разработку планов (программ) развития сектора или региона; выявление общеэкономических проблем развития бизнеса (налоги, таможенные пошлины, тарифы естественных монополий, доступность банковских кредитов, согласование инвестиционных проектов, условия для создания новых фирм и т д ); разработку и лоббирование мер по улучшению инвестиционного и делового климата

Набор этих направлений деятельности в каждом конкретном бизнес-сообществе может варьировать в зависимости от следующих факторов:

— состояние отрасли (кластера) (стадия развития — старый или новый сектор, темпы роста, степень его однородности, преобладающий тип предприятий — крупные или мелкие и средние);

— наличие у сообществ достаточных собственных ресурсов, как финансовых, так и человеческих (включая готовность лидеров отрасли тратить время на развитие сектора);

— наличие у бизнес-сообществ политической поддержки

Все функционирующие бизнес-сообщества можно условно разделить на три типа в соответствии с сырьевой цепочкой, технологической кооперацией и управленческой кооперацией

Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах по сырьевой цепочке является сохранение гарантированных финансовых поступлений от цепочек товарно-денежных отношений. Вокруг конечного покупателя формируются цепочки товарноденежных отношений, вне зависимости от того, что является конечным продуктом. Фирмы начинают создавать свои бизнес-сообщества, в которых объединяются представители компаний, находящихся в одной цепочке от конечного потребителя до сырья В такой цепочке всегда выделяется лидер — предприятие, имеющее более высокий уровень менеджмента и максимальную добавочную стоимость своего продукта . Лидер имеет максимальную прибыль и максимум ресурсов для развития, поэтому может диктовать условия работы всем, кто стоит за ним Ввиду высокого уровня менеджмента лидер начинает «тянуть» своих партнеров по бизнесу. Если

партнеры развиваются, как того требует лидер, то партнерам гарантируется стабильность денежного потока В результате партнеры остаются в цепочке лидера и поставляют ему свой товар либо получают от него продукцию на выгодных условиях .

Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах технологической кооперации является обмен опытом среди производителей однотипной продукции Лидером здесь становится предприятие, производящее передовую технологию, которую члены бизнес-сообщества могут адаптировать для собственной специфики . Путем использования передовых технологий предприятия снижают свои производственные издержки, тем самым повышая прибыль При этом другим важным фактором, обеспечивающим повышение прибыли, служит поддержание цен на сырье на требуемом уровне

Цель бизнесменов, входящих в бизнес-сообщество управленческой кооперации, заключается в улучшении качества менеджмента за счет использования наиболее удачных технологий управления .

Независимо от указанной выше классификации, т. е . от типа, бизнес-сообщества регулируются одинаковыми институтами управления, которые представляют:

1. Центр стратегического управления (клуб) — с него начинается формирование бизнес-сообщества, он координирует его деятельность, на нем принимаются решения о составе бизнес-сообщества и стратегии его развития. Работу клуба организует лидер.

2. Центр подготовки и аутсорсинга персонала (кадровый центр) — его цель заключается в распространении компетенций внутри бизнес-сообщества

3. Центр исследования и разработок — его задача — прогнозировать, а иногда и предугадывать развитие потребностей клиентов

4. Центр стандартизации — его задача — обеспечить слаженную кооперацию и сократить путь предприятия к конкретному потребителю

5 . Центр PR> рекламы и социального продвижения — формирует потребности потребителя, обозначает сферу интересов предприятий бизнес-сообщества и создает вокруг них позитивную среду.

В результате правильного применения институтов мы получаем не только количественный рост бизнес-сообщества, но и существенное изменение его качественной структуры: наряду с увеличением количества его членов, их четкой сегментацией и позиционированием, происходит существенное усложнение структуры связей между ними . Это повышает устойчивость и стабильность как самого бизнес-сообщества, так и каждого предприятия бизнес-сообщества по отдельности

По мере развития бизнес-сообщества и укрепления связи между предприятиями улучшается пони-

мание потребности потребителя бизнес-сообщества, происходит раздел рынка этой потребности, предприятия бизнес-сообщества начинают более четко позиционироваться в цепочке добавленной ценности и прибыльности, эффективно использовать свои ключевые компетенции, получать прибыль адекватно своему вкладу в удовлетворении потребности Эта прибыль увеличивается по мере развития бизнес-сообщества

Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти — ключевое направление деятельности всех бизнес-сообществ Этот диалог строится на базе объективной заинтересованности в совместной работе над экономическими реформами в стране В первую очередь бизнес заинтересован, чтобы законы, касающиеся принципиальных вопросов экономической деятельности, разрабатывались в открытом режиме, с обязательным доступом к этому процессу различных социальных групп и общественной экспертизой проектов Поэтому экономическое сообщество стремится публичными легальными способами отстаивать интересы отечественного бизнеса, добиваться признания и отражения консолидированной позиции предпринимательского сообщества в принимаемых государственными органами решениях. Бизнес-сообщества активно встраиваются в процессы совершенствования законодательства и правовой системы в целом В настоящее время такую дополнительную возможность предпринимательскому сообществу дает участие в этих процедурах через Общественную палату, членами которой являются значительное число предпринимателей 2 .

Создаваемые в прошлые годы союзы осуществляли деятельность в традиционной форме общественных объединений, некоммерческих партнерств . Среди них наиболее известными, имеющими большой опыт работы на федеральном уровне, являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), общероссийская общественная организация «Деловая Россия», общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» Существует также ряд известных своей активностью отраслевых объединений, например Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных банков «Россия», Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Ассоциация страховщиков России (АСР), Российский союз туриндустрии, Ассоциация строителей России, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Ассоциация менеджеров России и многие другие Приведем небольшую характеристику наиболее значимых из них .

В 1990 г. был образован Научно-промышленный союз, позднее преобразованный в Российский союз

промышленников и предпринимателей Сегодня это наиболее крупное и авторитетное объединение предпринимателей, в состав которого входят, по его данным, более 320 тыс индивидуальных членов, около 4,7 тыс . юридических лиц, свыше 100 корпоративных объединений, предприятий, производящих 80% ВВП России. РСПП насчитывает около 90 региональных отделений и представительств, при нем действуют 19 комитетов и рабочих групп . Их деятельность ориентирована на выработку позиции бизнес-сообщества по ключевым вопросам развития экономики и социальной политики страны Одна из форм диалога с властью — участие представителей союза в обсуждении общегосударственных и отраслевых проблем в федеральных органах власти (более 40 совещательных и консультативных органов при Правительстве и Президенте России) Представители практически всех региональных отделений РСПП участвуют в работе трехсторонних комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений

По многим ключевым направлениям развития экономики страны, ее внешнеэкономических связей представителем бизнес-сообщества выступает Торгово-промышленная палата Российской Федерации, действующая на основе Федерального закона № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», в котором эта функция специально выделена Сетью региональных, территориальных и городских торгово-промышленных палат охвачены практически все регионы страны

Интересы малого бизнеса успешно представляет и защищает «Опора России» Данное объединение также выступает в двух качествах: как Некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций России „Опора“ и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства „Опора России“», имеющая региональные отделения В организацию входят многочисленные отраслевые союзы и межрегиональные объединения: от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) до Союза развития наукоградов России, от Евразийского союза продавцов и производителей семян до некоммерческого партнерства «Развитие и поддержка предприятий-изготовителей текстильной продукции»

В 2001 г. была создана Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» Ее стратегическая цель заключается в том, чтобы в партнерском диалоге с обществом и властью добиться изменений в экономической политике государства, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства, частной инициативы, конкуренции Последние должны стать средствами достиже-

ния общих целей — экономического процветания России и повышения уровня жизни ее граждан

В 1994 г был создан Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР) как орган, представляющий объединения работодателей в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений В его состав входят 35 объединений (общероссийские межотраслевые, отраслевые и региональные), крупнейшие корпорации и холдинги Деятельность КСОРР включает в себя работу в органах социального партнерства (трехсторонние комиссии различного уровня) по подготовке, заключению и контролю за выполнением соответствующих соглашений, консультации с представителями сторон социального диалога, участие в комиссиях и рабочих группах по разработке проектов федеральных законов, программ, концепций и т п Руководство КСОРР участвует в заседаниях Правительства России, коллегиях профильных министерств и т. п .

Сектор бизнес-сообщества в последние годы претерпел заметные изменения Наряду с «головными» предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП, «Опора», «Деловая Россия»), в ряде отраслей и в регионах появились активно работающие бизнес-сообщества Они отличаются финансовой и организационной устойчивостью, ориентированы на запросы своих членов и сотрудничество с государством. Эти сообщества, как правило, входят в состав «головных» предпринимательских союзов и имеют своих представителей в рамках системы координационных и консультативно-совещательных органов при Президенте РФ, Правительстве РФ, Государственной Думе, Совете Федерации

Важнейшей частью экспертизы со стороны бизнес-сообщества является участие в подготовке и экспертной оценке законопроектов, которая проводится в комиссиях и комитетах Госдумы РФ, а также в рамках деятельности Общественной палаты РФ. Кроме того, сами организации вырабатывают предложения и направляют их в качестве проектов для будущих решений

Сложилось определенное разделение функций между сообществами разного уровня: «головные» союзы концентрируются на общеэкономических проблемах развития бизнеса, отраслевые объединения занимаются разработкой стандартов и технических регламентов, эффективные региональные сообщества выступают как площадки для обмена информацией и взаимного учета интересов между государством и бизнесом

Одним из регионов, где активно развиваются и работают бизнес-сообщества, является Омская область Играя значительную роль в экономике области, бизнес-сообщества успешно выполняют три

важнейшие функции в социально-экономическом развитии территории: обеспечивают занятость населения, значительные поступления в бюджеты Омской области и муниципальных образований, оперативно осваивают новые технологии и новые ниши на рынке 3 .

В Омской области созданы институты поддержки малого бизнеса — Региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Региональный бизнес-инкубатор Государственные программы поддержки малого бизнеса эффективны, если навстречу им идет инициатива самого бизнес-сообщества . В марте 2010 г. при поддержке областной власти предприниматели региона учредили Ассоциацию развития малого и среднего бизнеса Омской области

Ассоциация начала взаимодействовать с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса в области, участвовать в разработке программ социально-экономического развития и поддержки предпринимательства в регионе, а также предлагать предпринимателям консультационную помощь по юридическим, финансовым и иным вопросам .

В начале 2012 г. в Омске на Форуме предпринимателей азиатской части России подписано соглашение о создании межрегионального координационного совета Помимо Омского областного союза предпринимателей, в новый совет вошли Алтайский союз предпринимателей, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (Новосибирск), Независимый профсоюз предпринимателей Томской области и Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» 4. Предприниматели Западной Сибири заявили о желании таким образом координировать свои действия, что очень положительно скажется в будущем на социально-экономическом развитии территории

В мировой экономике страны, реализующие принципы либеральной экономики, эффективно сотрудничают с представителями бизнес-сообщества Например, в Великобритании введена должность министра по корпоративной социальной ответственности Подобные органы управления и должностные лица действуют и в ряде высокоразвитых стран Европы. Успешность социально-экономического развития этих стран во многом зависит именно от целевого и профессионального государственного управления отношениями между стратегически заинтересованными сторонами общества: бизнесом, органами государственного управления и организациями гражданского общества

Подводя итог, можно констатировать, что, несмотря на большое количество позитивных ито-

гов деятельности, существующая в России система бизнес-сообществ все еще находится в стадии становления и пока не может в полной мере претендовать на роль полноценного выразителя интересов отечественного предпринимательства Существует объективное различие в подходах к решению экономических и социальных вопросов крупного, малого и среднего бизнеса, которое обусловлено неодинаковыми «весовыми категориями» и экономическими возможностями Естественным для предпринимательского сообщества, действующего в конкурентной среде, является столкновение экономических интересов конкурентов или партнеров Отметим и разную степень активности регионального экономического сообщества, которую не везде можно признать достаточной Некоторая размытость профиля каждой из бизнес-организаций, нередко имеющих сугубо «клубный» характер, недостаточная связь региональных объединений с центром — эти и другие факторы снижают эффективность участия бизнес-сообщества в социально-экономическом развитии территории

Нам видится решение проблем, с которыми сталкиваются различные виды бизнес-сообществ, в следующем: во-первых, развитие трехстороннего партнерства «государство — общество — бизнес» в достижении баланса интересов по ключевым вопросам трудовых отношений и охраны окружающей среды, формированию здоровой среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения, ценовой политики;

во-вторых, участие в создании ресурсных центров по поддержке и развитию общественных институтов, информационных и образовательных программ в целях укрепления и развития человеческих ресурсов третьего сектора; в-третьих, при выделении средств непосредственно на благотворительные и иные программы предусматривать, помимо этого, выделение определенных ресурсов на укрепление собственной базы; в-четвертых, наряду с финансовой поддержкой третьего сектора наращивать процесс совместной с бизнес-сообществом разработки долгосрочных социально-экономических целевых программ по всем направлениям деятельности Реализация указанных направлений значительно повысит эффективность участия бизнес-сообществ в социальноэкономическом развитии территории

1 Сукиасян А. Х. Эволюция взаимоотношений бизнес-сообщества и власти как индикатор состояния гражданского общества в современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы . 2007. № 13 . С. 29-34.

2 Братющенко С. В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск, 2005. С. 166-178.

3 Доклад о развитии гражданского общества в Сибирском федеральном округе в 2010 году // Портал правительства Омской области. Омская губерния . URL: Ы1р:/Мшш. omskportal . ги (дата обращения: 11.03.2012) .

4 Официальный сайт журнала «Бизнес-курс». URL: http://www.bk55.ru/inform/artide/8201/print/ (дата обращения: 14.04.2012) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.