Научная статья на тему 'Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства'

Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ёлкина Виктория Николаевна

Формирование и развитие мощных территориальных бизнес-сообществ, в потенциале претендующих на заметные роли в мировом хозяйстве, отвечают не только потребностям предпринимательских кругов, но и фундаментальным интересам всего общества, направленным на повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства»

УДК: 334.7

В.Н. Ёлкина Омская академия МВД России

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Формирование и развитие мощных территориальных бизнес-сообществ, в потенциале претендующих на заметные роли в мировом хозяйстве, отвечают не только потребностям предпринимательских кругов, но и фундаментальным интересам всего общества, направленным на повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова: территориальное бизнес-сообщество; конкурентоспособность; конкурентные преимущества; малое и среднее предпринимательство, бизнес, интеграция, консолидация.

Современный бизнес уже не может себе позволить такой роскоши, как безудержная конкуренция. Конкуренция рождается тогда, когда бизнес становится пассивным в определении и предугадывании потребностей клиента. Сейчас пришло время единения. Это означает необходимость, во-первых, четкого определения своих интересов и целей; структурирования бизнеса и действий по его продвижению; во-вторых, формулирования своих ценностей и поиска людей, которые их разделяют и вписываются в структуру бизнеса и, как итог, создания территориальных бизнес-сообществ с ними для совместного развития.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что практически не уделялось внимания способам повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса посредством их взаимной консолидации на базе территориального бизнес-сообщества. Относительно слабое развитие и низкая конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства в условиях высокой нестабильности и изменчивости деловой среды обусловлены структурными диспропорциями развития экономической системы страны.

Получение устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ может быть обеспечено за счет объединения малых и средних предприятий в гетерогенный комплекс взаимосвязанных фирм, вступающих одновременно в отношения конкуренции и кооперации, что позволит им поддерживать координацию, необходимую для развития специализации, и квалификацию, необходимую для приспособления к новым потребностям.

Что же такое бизнес-сообщество? В широком понимании бизнес-сообщество - это условное объединение людей, аморфное, без четких границ. В мировой практике бизнес-сообщество образуется тогда, когда предприниматели осознают, что у них есть общие интересы, связанные с формированием деловой среды. Эти интересы толкают их к объединению в союзы, ассоциации, клубы - это первая стадия. На второй стадии общие потребности формулируются и транслируются заинтересованным сторонам - власти и обществу в целом. О следующей стадии зрелости бизнес-сообщества можно говорить, когда его идеи и интересы восприняты и поняты обществом, а само сообщество четко выделено и обозначено в общественном сознании.

В авторской трактовке бизнес-сообщество - это консолидация предприятий бизнеса, вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, которые объединены общим интересом сохранения прибыли, ее увеличения за счет снижения издержек, экспансии на другие территории и организации бизнеса и, прежде всего, обеспечения удовлетворения и развития потребностей своего потребителя.

Структурной основой объединения являются различные организационные формы управления, от договоров о совместной деятельности до корпоративного управления и некоммерческих организаций. Правовой основой объединения могут служить Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организаци-

ях», Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ряд других нормативно-правовых актов.

Большая часть из функционирующих на сегодняшний день предпринимательских объединений не предполагает институционального строительства, осуществляемого в виде разработки формальных и неформальных правил взаимодействия как между членами бизнес-сообщества, так и с внешними контрагентами, а также не предполагает тесного взаимодействия между фирмами-членами с целью взаимного регулирования, когда предложения одной фирмы сталкиваются с интересами других и изменяют производственные возможности каждой фирмы. Территориальные бизнес-сообщества отличаются от современных бизнес-ассоциаций ориентацией на стратегическое планирование деятельности входящих в него фирм. В результате все предприятия малого и среднего бизнеса взаимно зависимы друг от друга, так как каждое зависит от существования других.

Взаимная интеграция малого и среднего предпринимательства, составляющая бизнес-сообщество, во многом обеспечивается установлением различных форм долговременных отношений юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов. В зарубежной [7, р. 129-146] и отечественной литературе такие объединения получили название: «стратегические альянсы», т.е. различные формы долговременной, устойчивой кооперации двух и более партнеров, пытающихся достичь определенных целей и получить синергетический эффект от их объединенных и взаимодополняющих ресурсов [3, с. 89-94]. Взаимная интеграция путем создания стратегических альянсов фирм, входящих в территориальное бизнес-сообщество, поможет добиться долгосрочных преимуществ через координацию на различных уровнях рыночной и производственной деятельности с фирмами, входящими в альянс, сокращение производственных и реализационных издержек и повышение конкурентоспособности.

За рубежом идея интеграции бизнес-структур уже давно находит свое практическое применение. В мировой практике создания интегрированной структуры преобладают две основные модели: американская и европейская.

Американская модель интеграции, предполагающая создание жестких, структурированных по вертикали корпораций с лежащей в ее основе идеологией диктата, могла сформироваться и функционировать только в такой сверхдержаве, как США. Подобные структуры в большой степени лишены внешнего контроля со стороны общества, а это создает условия для реализации коррупционных схем. Европейский путь создания интегрированной структуры более гибкий и менее радикальный. В его основе лежит последовательное продвижение от консорциумов к построению промышленных объединений на базе совместных стандартов и технологий и далее к созданию корпораций [2, с. 29-34.]. Однако в случае применения европейского пути развития интегрированной структуры в нашей стране возникают некоторые трудности, одной из которых является необходимость концентрации финансовых ресурсов в целях технического и технологического перевооружения предприятий на начальном этапе развития.

В современных условиях конкурентоспособность и конкурентное преимущество выступают основными целевыми приоритетами любых предприятий. Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности в определенный период времени и на конкретном рынке, позволяющую прдприятию добиться большего удовлетворения потребителей в сравнении с предприятиями-конкурентами. В таблице представлен набор получаемых в результате совместной деятельности конкурентных преимуществ.

Сектор бизнес-сообщества России в последние годы претерпел заметные изменения. Наряду с «головными» предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП, ОПОРА, «Деловая Россия») в целом ряде отраслей и регионов появились активно работающие бизнес-сообщества. Они отличаются финансовой и организационной устойчивостью, ориентирова-

ны на запросы своих членов и сотрудничество с государством. Эти сообщества, как правило, входят в состав «головных» предпринимательских союзов и имеют своих представителей в рамках системы координационных и консультативно-совещательных органов при Президенте РФ, Правительстве РФ, Государственной думе, Совете Федерации.

Источники конкурентных преимуществ, полученных в результате совместной деятельности в бизнес-сообществе_

Область конкурентного преимущества Источник Форма совместной деятельности

Материально-техническое обеспечение Общие виды приобретаемых ресурсов Централизованное материально-техническое обеспечение

Инфраструктура Общие потребности организации инфраструктуры Общее юридическое обеспечение; совместная работа в области отношений с правительством; совместная организация найма на работу и обучения персонала; совместная работа в области отношений с потребителями

Производственные отношения Общие источники сырья; идентичные процессы производства; идентичные процессы тестирования, проверка качества продукции и установки Общая система внутренней логистики; совместное производство продукции; совместная организация тестирования, проверки качества продукции и установки

Рыночные отношения Общие покупатели; общая география рынков Совместное использование бренда; общий отдел рекламы; общие организации, финансирующие покупателей

Одним из регионов, где активно развивается и работает территориальное бизнес-сообщество, является Омская область. Играя значительную роль в экономике области, бизнес-сообщество успешно выполняет три важнейшие функции в социально-экономическом развитии территории: обеспечивает занятость населения, значительные поступления в бюджеты Омской области и муниципальных образований, оперативно осваивает новые технологии и новые ниши на рынке.

По состоянию на 1 января 2012 г. на территории города зарегистрировано 74 767 субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей. С 2008 г. создано 15 700 новых субъектов предпринимательства (малых и микропредприятий). Их рост - это стабильная тенденция.

При сравнении показателей 12 областных центров Сибирского федерального округа город Омск занимает:

• по обороту организаций малого бизнеса - 5-е место;

• по инвестициям в основной капитал - 3-е место [5].

Департаментом городской экономической политики администрации города Омска путем проведения мониторинга предпочтений и проблем, возникающих в предпринимательской среде, были выявлены основные факторы, оказывающие негативное воздействие на результаты деятельности организаций малого и среднего бизнеса в 2012 г., а именно (по приоритетности для всех типов предприятий):

• усиление конкуренция - 58%;

• увеличение налоговой нагрузки - 48%;

• снижение спроса на рынке, снижение покупательной способности населения - 41%;

• повышение энерготарифов - 35%;

• повышение тарифов на перевозки, ухудшение транспортной инфраструктуры - 33%;

• сложность в привлечении квалифицированных кадров по приемлемой цене - 25%;

• повышение ставки по кредитам - 15%.

В ходе мониторинга выяснялось, что организации малого и среднего бизнеса хотели бы поменять в своей работе (рисунок). Прежде всего, увеличить производительность экстенсивным путем, то есть за счет количественного увеличения производственных площадей и эффективности оборудования либо за счет развития новых направлений деятельности. Такой путь развития предпочитают почти 49% опрошенных. Другой вариант развития предприятия - интенсивный, то есть повышение квалификации персонала, снижение издержек и дополнительный доступ к рыночной информации. Этим путем предпочитают идти более 32% опрошенных. Данные показатели характерны как в 2011, так и в 2012 г.

В конце мая 2012 г. деловой журнал «Forbes» опубликовал свой уже традиционный рейтинг 30 лучших городов для бизнеса. Омск получил общую оценку в 0,64 балла и оказался на двадцать первом месте, а в первую десятку попали Сочи, Уфа, Челябинск, Тюмень, Нижний Новгород, Екатеринбург, Махачкала, Казань, Улан-Удэ и Краснодар. Однако по такому показателю, как инфраструктура для бизнеса, Омск получил 0,86 балла. Это лучший показатель среди всех городов, попавших в тридцатку [6].

Исследование конкурентного состояния малых и средних предприятий, функционирующих на территории Омской области, показало наличие ряда сложностей, препятствующих их эффективному развитию. Ниши, занимаемые малыми и средними предприятиями, характеризуются в силу их региональной специфики легкостью проникновения в них конкурирующих предприятий. Возможность получения конкурентных преимуществ, заметно снижающая существующие риски, появляется за счет объединения малых и средних предприятий на базе территориальных бизнес-сообществ. Примером такого рода объединения может служить деятельность компаний, реализующих следующие формы совместного осуществления видов деятельности по созданию стоимости: производство, рынок, материально-техническое обеспечение и инфраструктура.

Результаты мониторинга: «Желание организаций малого и среднего бизнеса

поменять в своей работе»

В Омской области созданы институты поддержки малого и среднего бизнеса - Региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Региональный бизнес-инкубатор. Развивается партнерство государственных органов и общественной организации, представляющей предпринимателей. Омский Центр - важный элемент инфраструктуры поддержки предпринимательства города. Его миссией является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и оказание содействия бизнесменам в осуществлении их деятельности. Основные задачи, стоящие перед Центром следующие:

• упорядочение взаимоотношений предпринимателей с исполнительными органами власти и контрольно-надзорными органами;

• оказание информационных и консультационных услуг по вопросам права, налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-планирования, предоставления имущественной и финансовой поддержки, доступа к информационным базам данных;

• организация обучения, переобучения и повышения квалификации работников; организация участия в выставках, ярмарках, презентациях; проведение семинаров, «круглых столов», конференций.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010-2015 годы» Центр оказывает омским бизнесменам информационную, консультационную, имиджевую поддержку.

Государственные программы поддержки малого бизнеса эффективны, если навстречу им идет инициатива самого бизнес-сообщества. В марте 2010 г. при поддержке областной власти предприниматели региона учредили Ассоциацию развития малого и среднего бизнеса Омской области. Только за первые два месяца в нее вступило более двухсот предпринимателей, местные комитеты созданы во всех сельских районах области. Ассоциация начала взаимодействовать с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого бизнеса в области, участвовать в разработке программ социально-экономического развития и поддержки предпринимательства в регионе, а также предлагает предпринимателям консультационную помощь по юридическим, финансовым и иным вопросам. Областная власть, заинтересованная в развитии самоорганизации бизнес-сообществ, привлекла Ассоциацию развития малого и среднего бизнеса к участию в конкурсных комиссиях, которые принимают решение о предоставлении грантов представителям малого бизнеса.

В ноябре 2011 г. в Омске на форуме предпринимателей Азиатской части России подписано соглашение о создании межрегионального координационного совета. Помимо Омского областного союза предпринимателей в новый совет вошли Алтайский союз предпринимателей, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (Новосибирск), Независимый профсоюз предпринимателей Томской области и Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» [4]. Предприниматели Западной Сибири заявили о желании таким образом координировать свои действия, что очень положительно в будущем скажется на социально-экономическом развитии территории.

По мере развития территориального бизнес-сообщества и укрепления связи между предприятиями улучшается понимание потребности потребителя бизнес-сообщества, происходит дележка рынка этой потребности, предприятия бизнес-сообщества начинают более четко позиционироваться в цепочке добавленной ценности и прибыльности, они начинают более эффективно использовать свои ключевые компетенции и получать прибыль адекватно своему вкладу в удовлетворении потребности. Эта прибыль увеличивается по мере развития бизнес-сообщества.

Источниками, обеспечивающими максимально возможную эффективную работу территориального бизнес-сообщества, являются:

Во-первых, самостоятельность деятельности каждого участника сообщества при сохранении единства, что позволяет рационально использовать разные источники ресурсов, расположенные в различных звеньях цепи от производства до продажи товаров, и существенно сократить трансакционные издержки, возникающие в процессе заключения и исполнения договоров. Доверие позволяет минимизировать трансакционные издержки, связанные с обменом правами собственности в ситуациях неопределенных технологических и контрактных перспектив. Восприятие партнера как потенциального оппортуниста налагает большие риски на возможность успешной реализации целей стратегического альянса, функционирующего в отрасли, характеризующейся интенсивными потоками сложного и неявного знания [8, р. 794-829].

Во-вторых, организационная структура управления основана на партнерских отношениях между участниками бизнес-сообщества, что позволяет формировать такое равновесие, в котором улучшение положения одного участника не ухудшает положение остальных.

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день институциональная среда функционирования предприятий малого и среднего бизнеса не благоприятствует их консолидации на базе территориального бизнес-сообщества. Это объясняется следующим: отсутствием законов и нормативных актов, стимулирующих возникновение и развитие бизнес-сообщества; размытостью границ между сферами ответственности государства и бизнеса; отсутствием культуры межфирменных взаимодействий, направленных на координацию и взаимное регулирование хозяйственной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что консолидированное территориальное бизнес-сообщество, члены которого не имеют общего взгляда на развитие, подвержено опасности распада. Если брать пример «Третьей Италии», то там основу общения создают обычные политические или религиозные объединения, что поддерживает коллективную идентификацию, а в этом случае «мы» воспринимается как «я». [1, с. 259]. Создание эффективно функционирующего территориального бизнес-сообщества связано с возникновением кооперативных связей между предприятиями малого и среднего бизнеса, при их наличии можно проводить специализацию, которая является предпосылкой роста производительности на малых фирмах. Эти кооперативные связи поддерживаются общественными нормами, которые сдерживают ценовую конкуренцию и конкуренцию за счет заработной платы внутри сектора и способствуют неценовой конкуренции, проявляющейся в борьбе по обновлению продукта, в борьбе за лидерство в дизайне и особом качестве продукта или занятии специализированной ниши.

Таким образом, назрела необходимость разработки поэтапной процедуры формирования территориальных бизнес-сообществ, реализуемых посредством разработки стратегии совместной деятельности и последующей формализации организационной и функциональной структуры бизнес-сообщества на базе единой организационной культуры, что позволит обеспечить безболезненный процесс взаимной интеграции предприятий малого и среднего бизнеса и достижения конкурентных преимуществ, получаемых в результате совместной деятельности.

Библиографический список

1. Бест, М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития / М. Бест. - М. : ТЕИС, 2002. - 356 с.

2. Егоров, С. Создание интегрированных структур в высокотехнологическом комплексе / С. Егоров, С. Маринин // Экономист. - 2004. - № 4. - С. 29-34.

3. Карпухина, Е. К характеристике современных международных стратегических альянсов / Е. Карпухина // Российский экономический журнал. - 2004. - № 7. - С. 89-94.

4. Официальный сайт журнала «Бизнес-курс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b-k55.ru/inform/article/8201.

5. Официальный сайт Администрации г. Омска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.admomsk.ru/.

6. Официальный сайт Forbes.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/.

7. Badaracco, Joseph L., Jr. The Knowledge Link / Joseph L. Badaracco, Jr. - Boston, MA : Harvard Business School Press, 1991. - Chapter 6. - P. 129-146.

8. Parkhe, A. Strategic Alliance Structuring: A Game Theoretic and Transaction Cost Examination of Interfirm Cooperation / A. Parkhe // Academy of Management Journal. - 1993. - Vol. 36. - № 4 ^gust). - P. 794-829.

© Ёлкина В.Н., 2012

Автор статьи - Виктория Николаевна Ёлкина, кандидат экономических наук, доцент, Омская академия МВД России, e-mail: [email protected].

Рецензент - А.Е. Миллер, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.