Научная статья на тему 'Формирование кластеров как механизма развития предпринимательской деятельности'

Формирование кластеров как механизма развития предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / БИЗНЕС-КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / КЛАСТЕР / CLUSTER / ТЕХНОПАРК / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / HOUSING RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Елена Александровна

В статье раскрыты преимущества кластерной политики и роль формирования кластеров в экономике. Автор заостряет внимание на государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of clusters as mechanism of business activity development

Advantages of cluster’s policy and the role of clusters’ formation in economy are presented in the article. The author pays special attention to the state support of small and average business.

Текст научной работы на тему «Формирование кластеров как механизма развития предпринимательской деятельности»



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бюджетное послание президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 20132015 годах» // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

2. Магаданская область в цифрах: краткий стат. сб. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. -Магадан, 2012.

3. Официальный портал Муниципального образования «Город Магадан». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.magadangorod.ru/index. php?newsid=7184

4. Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2012 году с привле-

чением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: областная адресная программа, утв. постановлением администрации Магаданской области от 16.02.2012 № 72-па // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

5. О принятии долгосрочной целевой программы муниципального образования «Город Магадан» «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2013 годы»: постановление мэрии города Магадана от 26 октября 2010 г. № 3257 // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

Ковальчук Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, замес- Статья поступила в редакцию

титель директора по научной работе Магаданского института экономики - 28.01.2013 г.

филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

© С. Г. Ковальчук, 2013

УДК 332.025

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. А. Соловьева

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ),

В статье раскрыты преимущества кластерной политики и роль формирования кластеров в экономике. Автор заостряет внимание на государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; бизнес-климат; кластер; технопарк; инновационная деятельность.

Сектор малого и среднего предпринимательства играет всё более важную роль в экономике страны. Малое предпринимательство инвестирует средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Поэтому взаимодействие крупного и малого предпринимательства важно для перевода экономики на инновационный путь развития. Экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития отдельных отрас-

лей, особенно высокотехнологичных. Для этого необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Малый и средний бизнес отличается мобильностью, быстрым принятием решений, способностью реагировать на колебания рынка и координацией всех сил компании на изменение

продукта, методов продаж, маркетингового плана, смену вида деятельности. Роль малого бизнеса заключается в том, что такая способность компаний к видоизменению в бизнес-процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой способствуют сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса заключается в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Таким образом, предприятия малого и среднего бизнеса снижают уровень безработицы, влияют на уровень доходов населения, формируют средний класс.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса. Большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками мелких предприятий. Большое значение в достижении такого эффекта имеет создание центров контрактации.

Роль малого и среднего бизнеса обеспечивает поддержку специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях. Кооперация малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Поэтому достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных органов власти и негосударственных организаций, например, союзов и ассоциаций, координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.

В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои осо-

бенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины. Хотя основная масса субъектов малого и среднего предпринимательства специализируется на торговле, оказании бытовых услуг населению, тем не менее, часть субъектов вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъёму национальной экономики в сфере высоких технологий и науки и развитию инновационных технологий.

Малое предпринимательство выполняет важную функцию в развитии инновационной сферы экономики, инвестируя средства в наукоёмкие высокотехнологичные направления производства. Несмотря на относительно низкую долю (около 6 %) малых предприятий, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, малый бизнес продуцирует научно-технические изобретения, имеющие прикладной характер и способствующие укреплению научно-технического прогресса [1].

Этот факт приобретает особую актуальность в контексте перехода России от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Концепция долгосрочного социально-экономического развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с определёнными в них количественными индикаторами к 2020 году в России удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции возрастёт до 35 %, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, -до 50 %, а доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10 % в отдельных секторах экономики.

Значительная роль в достижении обозначенных показателей отводится именно малому и среднему предпринимательству. Однако для этого предпринимателям необходимы материально-технические, кадровые, финансовые, информационные и другие ресурсы, недостаток которых представляет серьёзную проблему для инновационного предпринимательства. В связи с этим, в развитых странах поддержка инновационного предпринимательства выступает приоритетным направлением государственной политики. Важное значение имеет формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, позволяющей в перспективе расширять сектор инновационного предпринимательства и повышать его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках [2, с. 4-8].

Для существенного подъёма российской экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых предприятий в производственной сфере, стимулировать развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, использовать соответствующий зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс [1].

Экономическое взаимодействие власти и бизнеса целесообразно рассматривать как процесс взаимоотношений между государственными структурами и бизнесом для достижения общих экономических целей, решения актуальных социально-экономических задач, совместной реализации социально-значимых проектов. Оно должно быть основано на принятии взаимных обязательств сторон, обеспечивать высокое качество производимых товаров и услуг, их конкурентоспособность, защиту окружающей среды, предусматривать социальные инвестиции. Таким образом, должны достигаться партнёрские отношения, то есть равноправные отношения между органами государственной и муниципальной управления, некоммерческими организациями, частным сектором экономики.

Эффект партнерства бизнеса и власти должен выражаться в создании стабильной бизнес-среды, благоприятного бизнес-климата, снижении операционных рисков, формировании положительного имиджа, увеличении капитализации, росте финансовых показателей и продаж, повышении производительности труда.

Гармонизация партнёрских отношений местных органов власти с бизнесом требует решения территориальным сообществом ряда проблем, среди которых необходимость:

- выстраивания системы взаимодействия со всеми ветвями власти, опираясь на профессиональный опыт руководителей местной власти и экспертов, аналитиков;

- обсуждения проблем местной жизни, местного управления жителей с представителями как власти, так и бизнеса;

- создания действующей системы, позволяющей оказывать качественные услуги, информационные, методические, правовые, руководителям и специалистам территориальных органов управления [3, с. 18-19].

Поддержка малого и среднего предпринимательства как одного из ключевых элементов партнёрских отношений предполагает деятельность органов государственной власти Россий-

ской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, функционирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства [4, с. 384].

Для решения обозначенных задач и проблем требуется создание системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль должен играть кластерный подход.

Взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это новое экономическое явление, которое позволяет противостоять глобальной конкуренции и отвечать требованиям национального и регионального развития.

Развитие кластеров, а также увеличение объёмов прямых иностранных инвестиций, ускорение темпов развития предприятий малого и среднего бизнеса в обрабатывающих отраслях промышленности должно обеспечиваться за счёт целенаправленной поддержки создания промышленных парков в субъектах Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти. Использование услуг промышленного парка позволяет снижать издержки и ускорить процесс реализации инвестиционных проектов.

Технопарки как объекты инновационной инфраструктуры в отличие от промышленных парков характеризуются наличием жестких требований к инновационному характеру деятельности предприятий-резидентов технопарков, а также предоставлением специализированных услуг, обеспечивающих поддержку развития малых инновационных предприятий и содействующих эффективному трансферу технологий. Создание промышленных парков и технопарков является ступенькой для создания кластеров. Эффективно работающие технопарки могут стать важным элементом инновационной инфраструктуры для развития кластеров, включая инновационные кластеры.

Майкл Портер определил, что конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных её организаций, а именно кластеров -объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы. Им разработана диаграмма для определения конкурентных преимуществ, получившая название «конкурентный ромб» («алмаз») с че-

тырьмя группами преимуществ, к которым относятся:

- факторные условия - людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе качество жизни;

- условия внутреннего спроса - качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объёмов спроса;

- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей) - сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

- стратегия и структура фирм, наличие конкуренции - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Конкурентные преимущества в кластере развиваются благодаря системным связям:

- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя исследования и предоставляя ресурсы для реализации новых стратегий;

- происходит целевой обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с конкурентами;

- взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых направлений в конкуренции и порождают качественно новые возможности;

- человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации и результаты, позволяющие кластеру получать инновационную ренту.

Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении всё более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности как основы общегосударственной промышленной политики, при разработке программ регионального развития как основы стимулирования инновационной деятельности и взаимодействия большого и малого бизнеса.

На эффективность работы кластера влияет государственная политика и случайные события, которые руководство фирм не может контролировать. В зависимости от особенностей структуры и функционирования различают три типа кластеров:

1) региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т. д.);

2) вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы произ-

водственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик - производитель - сбытовик - потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

3) отрасли промышленности, имеющие высокий уровень агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов ещё более высокого уровня агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Кластерная политика представляет собой смешанную форму и объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению внешних и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и другие. Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер (преимущественно регулятивного характера), направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера. Органы регионального и муниципального управления играют важную роль в процессах формирования кластеров. Государственная политика может быть необходима, чтобы усовершенствовать существующие кластеры или развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности.

При формировании и развитии кластеров в регионах, как правило, используются две стратегии, которые дополняют друг друга: стратегии, направленные на эффективное использование новых знаний, и стратегии, направленные на создание новых форм и систем сотрудничества.

Применение кластерного подхода способствует созданию благоприятных условий ведения бизнеса, улучшению бизнес-климата страны и деловой среды. Бизнес-климат страны - комплексное понятие и, согласно теории М. Портера, представляет собой совокупность следующих групп условий:

1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации: природные ресурсы; человеческие ресурсы; финансовые ресурсы; физическая инфраструктура; административная инфраструктура; информационная инфраструктура; научно-исследовательский потенциал.

2. Условия для конкуренции и стратегического развития: инвестиционный климат и политика региональных властей; наличие конкурентов и свобода конкуренции.

3. Условия спроса: наличие требовательных местных потребителей; наличие уникальных потребностей клиентов; специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке.

4. Связанные или поддерживающие отрасли: наличие квалифицированных поставщиков; наличие конкурентоспособных, связанных отраслей [5].

В 2012 году Всемирный банк провел восьмое исследование, посвящённое анализу создания благоприятных условий для ведения бизнеса в разных странах. Российская Федерация впервые за восемь лет наблюдений улучшила свои позиции и заняла 120 место среди 183 стран.

Оценка по показателю благоприятствования ведению бизнеса и ранжирование стран осуществляется на основе десяти индикаторов регулирования предпринимательской деятельности: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий.

В 2012 году в Российской Федерации были упрощены следующие направления регулирования:

- исполнение контрактов, благодаря новой электронной системе подачи документов в арбитражные суды;

- передача прав собственности на недвижимость, благодаря устранению требования о получении кадастровых паспортов на земельные участки;

- импорт, благодаря сокращению числа документов, необходимых для проведения операций по импорту и снижению уровня соответствующих расходов;

- подключение к электросетям, благодаря снижению почти в два раза стоимости подключения к источникам электроснабжения [6].

Так как в мировой практике появилась тенденция концентрации компании на главных направлениях и делегирование производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим фирмам, в том числе и малым предприятиям, то с учётом этой тенденции создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес. В России эффективная реструктуризация бывших крупных предприятий требует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, вузами, НИИ. Для этого кластерный подход предоставляет не-

обходимые инструменты и аналитическую методологию. Применение кластерного подхода позволяет достигать расширенного развития малого и среднего предпринимательства.

Для координации развития кластеров и снятия ведомственных и отраслевых ограничений в местных органах власти необходимо формирование межотраслевых рабочих групп. Принимая во внимание сложившуюся структуру отраслей отечественного хозяйства, особое внимание следует уделять взаимодействию крупного и малого бизнеса как одному из наиболее приоритетных направлений формирования кластеров.

В Омской области наиболее целесообразно создавать кластеры и технопарки в области ведущих отраслей промышленности региона, то есть в области химической, нефтехимической, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, машиностроения, добычи кварцевого песка, сельского хозяйства, бизнес-услуг.

В Омске сложились машиностроительный и нефтехимический научно-производственные комплексы, имеющие признаки кластеров, проводится работа по формированию агропромышленного биокластера фирмой «Титан-Агро». На территории Омска успешно функционирует ИТ-кластер Сибири, созданный для содействия качественному развитию сибирских компаний, оказывающих услуги в области информационных технологий, выполнения масштабных проектов.

Кроме того, получила положительную оценку на федеральном и международном уровне программа реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в систему кластеров - сетей инновационных малых и средних предприятий с участием ведущих зарубежных фирм, реализующих лучшие мировые и собственные разработки («Омский Локомотив-М»).

В сфере агропромышленного комплекса и торгово-экономического образования большую роль может сыграть образовательный кластер, создаваемый Омским институтом (филиалом) Российского государственного торгово-экономического университета совместно с Омским государственным аграрным университетом. Кластер включает в свой состав профильные школы, колледжи торгово-экономической направленности, учебные центры и производителей сельскохозяйственной продукции из районов Омской области, а также создаваемые торговые дома, обеспечивающие площадки для встречи сельхозпроизводителей, производителей сельхозтехники и других заинтересованных сторон [5].

Таким образом, необходимо создавать условия для развития инновационного предпринима-

тельства в стране. Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям способно создать спрос на научные и технологические разработки и способствовать решению сложной задачи их коммерциализации. Сектор малого и среднего предпринимательства играет все более важную роль в экономике стран с развитой хозяйственной системой, обеспечивая развитие конкуренции, насыщение товарного рынка продукцией и услугами, способствуя повышению занятости населения, внося значимый вклад в развитие производства и выступая важнейшим источником инноваций.

Особое значение инновационное предпринимательство может иметь для ускорения процесса модернизации национальной экономики за счет создания инновационных кластеров. Важную роль в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства играет государство. Но, несмотря на

многочисленные решения, направленные на его развитие, отсутствие концепции государственного участия в стимулировании, регулировании, управлении инновационной деятельностью оставляет нерешёнными многие проблемы, сдерживающие развитие.

Кластеры рассматриваются как объект промышленной политики нового образца, главной целью которой является повышение конкурентоспособности. В основе реализации кластерного подхода лежит переход от масштабных технологий к технологиям с коротким жизненным циклом, которые характерны для малого и среднего бизнеса. Но необходимым условием для эффективного развития кластера является информационная, организационная и ресурсная поддержка различных этапов его развития региональными и местными органами управления в соответствии с их компетенцией и отраслевой направленностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: информационно-аналитический сборник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/ article/article_863.html?effort.

2. Ермакова Н. С. Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства: автореферат дис. ... канд. эк. наук. -Омск, 2012. - 20 с.

3. Майер А. Взаимодействие власти и бизнеса: экономическое и социальное партнерство // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 9. -С. 17-21.

4. Соловьева, Е. А. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии региональной экономики / Е. А. Соловьева // Ориентированные фундаменталь-

ные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: матер. 66-й Междунар. науч.-практ. конф. - Омск: Си-бАДИ, 2012. - С. 383-387.

5. Карпов В. В., Лизунов В. В. Кластерная политика в экономике // Национальные приоритеты России. - 2009. - № 1. - Режим доступа: http://omskmark. moy.su/puЫ/natюnal_prюrities_of_russia/proЫems_of_ economics/2009_karpov_v_v_Hzunov_v_v_klastemaja_ роШка_1/40-1-0-268.

6. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2012 году / Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ news/state/2011/10/21/3682.

Елена Александровна Соловьева - аспирант ФГБОУ ВПО «Сибирская Статья поступила в редакцию

государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ); главный 16.05.2013 г.

специалист отдела поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства КУ г. Омска «Центр поддержки предпринимательства»

© Е. А. Соловьева, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.