Научная статья на тему 'Активизация инновационной деятельности в регионе с применением кластерного подхода'

Активизация инновационной деятельности в регионе с применением кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И.Н., Пивоварова А.В.

В статье рассмотрены способы активизации и совершенствования инновационной среды в промышленности российских регионов. Отмечается, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались инновационные кластеры. Выделены основные преимущества и проблемные зоны региональной экономической системы, организованной по схеме кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квасов И.Н., Пивоварова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационной деятельности в регионе с применением кластерного подхода»

23 (65) - 2011

Кластерная политика

УДК 005.591.6.-025.27

АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

И. Н. КВАСОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела Е-mail: inkv1@yandex.ru

А. В. ПИВОВАРОВА,

аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства Е-mail: prity1986@rambler.ru Омский государственный технический университет

В статье рассмотрены способы активизации и совершенствования инновационной среды в промышленности российскихрегионов. Отмечается, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались инновационные кластеры. Выделены основные преимущества и проблемные зоны региональной экономической системы, организованной по схеме кластера.

Ключевые слова: инновации, деятельность, инфраструктура, конкурентоспособность, кластер, регион.

В условиях постиндустриального развития общества интеллектуальный потенциал становится наиболее важной характеристикой экономики страны, так как информация и знания являются принципиально новым нематериальным неисчерпаемым ресурсом. Творческий потенциал людей, их способность вырабатывать, воспринимать и использовать новые знания становятся главным ресурсом развития общества. Во всем мире ин-

новации становятся движущей силой социально-экономического развития. Совершенно очевидно, что будущее — за инновационной промышленной политикой, основанной на принципах государственно-частного партнерства.

В России до сих пор отсутствует цепочка — от научного открытия новых технологий и материалов к созданию опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, а затем к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса. За рубежом крупные и средние компании, как правило, сами образуют малые венчурные предприятия для начального этапа такой коммерциализации. В России такая практика отсутствует. Курс на развитие собственного высокотехнологичного производства требует обновления устаревших основных фондов обрабатывающей промышленности. Но оно происходит в

России в четыре раза медленнее, чем необходимо. Правительство РФ приняло решение о снятии ввозных пошлин на импорт промышленного оборудования по многим позициям. Однако установленный девятимесячный срок действия льготного режима необходимо продлить. Многие из зарубежных стран с помощью государства выдвинулись на передовые рубежи в наукоемких областях потому, что инновации стали для них приоритетной задачей. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике — 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР.

Принятые в последние годы законодательные акты и программные документы, регулирующие становление и развитие научно-инновационной сферы в Российской Федерации, говорят о необходимости концентрации усилий всех участников инновационного процесса на наиболее эффективных и перспективных направлениях реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Мировая практика показывает, что высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, а способы активизации и совершенствования инновационной среды довольно разнообразны. К ним можно отнести развитие инновационной инфраструктуры (сети технопарков и бизнес-инкубаторов, инновационных фондов и венчурных компаний), сети трансфера технологий, прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики [7].

В настоящее время стратегическое управление отраслями промышленности диктуется требованиями взаимоучета регионального и отраслевого развития. Необходимость устойчивого развития регионов, повышение социальных и экономических параметров развития территориальных систем хозяйствования требуют учета интересов и обеспечения непротиворечивости условий функционирования отраслевых компаний, формирующих потенциал региона и во многом определяющих социально-политическую стабильность. Выработка региональной политики и стратегии регионов должна основываться на всестороннем анализе особенностей функционирования региональных компаний и непротиворечивости региональных и корпоративно-

отраслевых стратегических целей. В первую очередь это относится к бюджетообразующим региональным компаниям, формирующим хозяйственный профиль территориально-отраслевого комплекса региона. Приоритет развития подобных структур закреплен распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. В этом программном документе одним из направлений перехода к инновационной модели развития страны названо создание сети территориально-производственных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий. Современный опыт развитых стран мира показывает, что эффективное экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, но не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались именно инновационные кластеры как альтернатива традиционного отраслевого подхода. Наиболее активные и жизнеспособные кластеры формируются на основе диверсификации межотраслевых связей.

В кластерных структурах близость большого количества предприятий предполагает обмен идеями и знаниями между специалистами, начинающими собственное дело, кроме того, высока возможность доступа к свободному капиталу вследствие географической концентрации фирм, притягивающей так называемых бизнес-ангелов и венчурный капитал.

Основой успешного развития кластеров является симбиоз кооперации и конкуренции, учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации. Устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов может иметь потенциал, который превышает простую сумму их потенциалов. Прирост возникает в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде. Благодаря конкуренции между участниками кластера система в целом оптимизируется, а за счет обмена информацией, специалистами, технологиями происходит процесс развития системы, в том числе осуществляется перетекание финансовых ресурсов в секторы, наиболее необходимые для развития кластера.

Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперативных и иных взаимосвязей является фактор инновационной деятельности. Кластеры способствуют ускорению инновационного процесса. Именно эта идея лежит в основе концепции инновационных кластеров, способствующих развитию в субъектах хозяйственной деятельности таких преимуществ, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности. Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производств с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ. Стимулирование процесса формирования инновационных кластеров является необходимой составляющей региональной экономической политики. При этом основополагающими факторами политики региона являются совершенствование образовательной системы, профессиональной подготовки кадров на основе компетенций, создание возможностей для инноваций. Несмотря на крайне высокую важность для экономики страны формирования инновационных кластеров и крайне высокую заинтересованность государства в инновационном развитии экономики регионов, на сегодняшний день отсутствуют государственные механизмы прямого действия, направленные на развитие территориальных инновационных кластеров.

Кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом. Участие представителей администрации в работе координационного совета кластера дает возможность органам власти непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом в качестве равноправного партнера. Кластер позволяет выявить проблемы и сильные стороны соответствующего сектора экономики. Координационный совет (представительство) кластера располагает достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование как на уровне органов власти, так и на уровне предприятий. Формирование кластера ведет к повышению эффективности деятельности малых предприятий. Это в свою очередь увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно,

налоговые поступления в бюджет региона. Тиражирование, перенос знаний, успешных методик и алгоритмов на другие предприятия, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость. Для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства для решения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона или муниципального образования. Также благодаря формированию кластера улучшается кадровое обеспечение предприятий, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки, формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем продвижения товара. Снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластеры стимулируют повышение производительности труда и внедрение инноваций. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России. В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства (что, безусловно, важно, но в современных условиях не является определяющим), а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального образования. Кластерный подход позволяет определить границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты и позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих

рынках. Именно рынок — его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура — задает требования к организации производства на территории. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичными ошибками являются ограничение кластера границами субъекта Федерации (или группы муниципальных образований), что для ряда кластеров (например, лесного кластера на Северо-Западе России, охватывающего более пяти субъектов Федерации, зерно-масличного кластера Юга России, объединяющим три региона — Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края) является неприемлемым. Необходимо отметить, что межрегиональный характер многих кластеров требует кооперации и синхронизации действий органов власти нескольких субъектов Федерации (кадровая политика, размещение производственных объектов, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Тем не менее в России пока наблюдается крайне слабый уровень кооперации. До сих пор органы региональной власти продолжают действовать, руководствуясь логикой конкуренции друг с другом за инвестиционные, человеческие и прочие ресурсы.

Вторая проблема — игнорирование коммуникативной природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру (основных игроков) того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера. При этом крайне важна установка, с одной стороны, на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой — на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки.

Еще одной проблемой является абсолютизация той или иной схемы кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход — это прежде всего инструмент аналитический. Поэтому в зависим ости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера. К наиболее часто применяемым схемам кластера относятся:

- этапно-структурная, которая фиксирует развитие структуры кластера в динамике. Основной задачей этапно-структурной схемы является определение новых элементов в структуре кластера, которые должны появиться для его развития;

- производственно-технологическая, которая фиксирует этапы базового производственно-технологического процесса в кластере, поддерживающие производства и основные инфраструктуры. Эта схема используется, когда необходимо показать взаимосвязи внутри кластера, а также вычленить уже существующие проблемные места;

- проблемная, фиксирующая разрывы между потенциально возможным устройством кластера и существующей ситуацией или внешние вызовы, которые могут повлиять на развитие потенциального кластера.

Существует еще ряд схем, которые также принадлежат к арсеналу кластерного подхода и могут применяться в исследовании и проектировании кластеров. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности.

Наконец, наиболее очевидная проблема — отсутствие конкретных действий по развитию кластера, которые должны быть реализованы региональными органами исполнительной власти и другими заинтересованными сторонами.

К числу прочих проблем, препятствующих масштабному и эффективному применению кластерных технологий в России можно также отнести:

- недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;

- отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов, и, как следствие, отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;

- отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;

- недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;

- низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга [2].

Несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное распространение как по масштабу, так и по практическим результатам. Начатые в некоторых регионах России (г. Москва, Иркутская область, Пермская область и неко-

торые другие) кластерные проекты в большинстве своем находятся в начальной стадии реализации. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов. Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе отраслей (отрасли) экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон: органов власти (разного уровня), бизнеса, ассоциаций бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, финансовых организаций.

Кластер — объективная реальность, и большинство действующих кластеров имеет органическое происхождение, т. е. они развились на своей собственной основе. Установление существования корреляции между конкурентоспособностью региона (а следовательно, и уровнем жизни людей в регионе) и наличием конкурентоспособных кластеров в экономике региона вызвало большой интерес

к кластерам со стороны региональных политиков, администраторов, консультантов.

Кластерная инициатива — это программа/проект поддержки развития того или иного кластера в регионе. Для реализации кластерных инициатив могут создаваться различные неформальные (стратегические) и формальные (юридические лица) партнерства заинтересованных сторон и их исполнительные органы. В контексте кластерных инициатив, учитывая реальное положение дел, практичнее говорить о программах, чем о стратегиях, так как в стратегиях обычно не проработан механизм реализации. Программы отличаются большей конкретностью и сопровождаются перечнем программных мероприятий — по сути кратких описаний проектов, которые необходимо осуществить для достижения целей программы. Наиболее полный список целей кластерных инициатив представлен на рис. 1 по результатам опроса 238 кластерных инициатив, развивающихся в настоящее время в мире.

Главной целью кластерных инициатив является создание сети взаимодействия между учеными, сту-

Наиболее частые цели кластерных инициатив

Развитие сетей связи между людьми в кластере Образование сетей связи между фирмами Развитие инноваций и новых технологий — Создание бренда для региона Обеспечение поддержки бизнес-сообщества Анализ технических тенденций в отрасли Образование фирм процессом спин-офф Обеспечение тренингом менеджмента компаний —^ Улучшение производственного процесса Улучшение факторов для привлечения прямых иностранных инвестиций Обеспечение инкубаторными услугами Изучение и анализ кластера Проведение частных инфраструктурных проектов

Создание отчетов о деятельности кластера —

•Поддержка развития существующих фирм Обеспечение более высокой инновационности ■^—Привлечение новых фирм и ученых в регион .^—Развитие экспорта из кластера .^—Привлечение специалистов-маркетологов ■^—Улучшение сознательности кластерных фирм •^"Обеспечение технологического тренинга •^-Обеспечение диффузии нововведений в кластере .^—Лоббирование правительством инфраструктуры •^—Улучшение регуляционной политики

Лоббирование увеличения субсидий в регион Координация государственных покупок •^—Установление новых технических стандартов •^—Уменьшение конкуренции в кластере

Наиболее редкие цели кластерных инициатив

Рис. 1. Цели осуществления кластерных инициатив за рубежом [8]

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 41

дентами, предпринимателями и государственными служащими для того, чтобы как можно быстрее в практику внедрялись любые нововведения — как управленческие, так и научные, и чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы. Для обеспечения текущего функционирования кластерной инициативы обычно создается исполнительный комитет во главе с менеджером (cluster facilitator), который отвечает за выполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы.

Региональная кластерная политика предполагает содействие процессам формирования отраслевых кластеров в систему стратегических приоритетов (целей) устойчивого развития региона. В иерархии целей устойчивого развития кластерная политика может поддерживать достижение таких стратегических целей, как:

- повышение конкурентоспособности экономики региона;

- снижение зависимости экономики региона от регионо-градообразующих корпораций;

- повышение инвестиционной привлекательности региона.

Региональная кластерная политика реализуется мероприятиями двух уровней:

- общего характера, содействующие как процессам кластеризации, так и другим процессам достижения стратегических целей устойчивого развития. Эти мероприятия направлены на формирование позитивных экстерналий, улучшающих условия деятельности существующих предприятий, а также на создание и привлечение в регион новых предприятий (например, снижение входных административных барьеров для новых малых предприятий или улучшение городской инфраструктуры). Такие меры должны быть интегрированы с другими развивающими программами (поддержкой малых и средних предприятий, инновационной стратегией и т. п.);

- поддерживающие кластерные инициативы — программы и проекты по развитию конкретных кластеров.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание

новой продукции и технологий (Франция, США и др.);

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

- целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

- безвозмездные ссуды, достигающие 50 % затрат на внедрение новшеств (Германия);

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).

Правительства развитых стран уделяют кластерам особое внимание. В частности, из бюджета Европейского Союза, в расширяющихся границах которого имеет место высокая неравномерность развития территорий, ежегодно выделяются десятки миллиардов евро для поддержки развития региональных экономик. Хотя экономическая наука пока не нашла рецептов создания кластеров в чистом поле, однако существует множество примеров в Европе и Америке (а в последнее время также и в развивающихся странах) успешного стимулирования процесса кластеризации, когда для этого уже сложились достаточные предпосылки [5].

В Российской Федерации также начинает выстраиваться своя кластерная политика. При этом необходимо учитывать имеющийся международный опыт и критически спроектировать его на российскую реальность с учетом конкретных особенностей российской экономики.

Отраслевые кластеры — это отрасли, локализованные в регионах, нередко — в пределах города. Поэтому конкретная кластерная политика должна строиться в регионах, принимая во внимание распределение отечественной экономики по огромной территории России и множеству регионов, резко различающихся по ряду параметров.

Кластерная инициатива—это по своей природе венчурный проект, причем, как правило, долго-

срочный. Лучшие кластерные инициативы приносят первые успехи через несколько лет. Многие не принесут его никогда. Лучший способ избежать пустых затрат — интегрировать кластерную политику с другими инструментами регионального развития. В частности, кластерная политика органически интегрируется с программами поддержки развития малого и среднего предпринимательства, а также инновационными стратегиями регионов.

Федеральная кластерная политика включает в себя:

- иерархическую систему стратегических и конкретных целей с установленными измеримыми показателями их достижения;

- систему мероприятий федеральной кластерной политики;

- систему мониторинга местных кластерных политик и кластерных инициатив;

- инструменты влияния на реализацию федеральных и региональных мероприятий (программный менеджмент);

- инструменты public relations. Мероприятия федеральной кластерной политики включают:

- подготовку руководящих документов по разработке и реализации кластерных инициатив;

- подготовку методических материалов по разработке и реализации кластерных инициатив, включая разбор конкретных хозяйственных операций ряда реальных кластеров, а также успешных кластерных инициатив (на зарубежном материале);

- разработку системы финансовой поддержки кластерных инициатив, включая определение источников и механизмов финансирования, механизмов отбора проектов, организацию программного (проектного) менеджмента и мониторинга;

- создание федерального информационно-консультационного центра поддержки кластерных инициатив и его представительства в Интернете.

Учитывая разнообразие условий в российских регионах, разработку кластерных инициатив, включая идентификацию кластеров, целесообразно осуществлять в регионах. Региональная кластерная политика в России должна быть согласована с другими политиками и направлениями реализации стратегии развития региона. В первую очередь это относится к мероприятиям по развитию сектора малых и средних предприятий, а также созданию региональных инновационных систем — иннова-

ционным стратегиям или политикам. Естественно, необходимо также согласование с отраслевыми стратегиями (энергетической, транспортной и т. п.) в случае их пересечения с профилями идентифицированных кластеров. Региональная (городская) кластерная политика должна быть органически интегрирована в стратегию устойчивого развития региона (города). Это значит, что цели кластерной политики должны определяться общей генеральной целью стратегии развития региона (города). В организации финансовой поддержки кластерных инициатив можно использовать международный опыт, когда гранты и займы для финансирования программ/проектов развития (по поручению правительств) предоставляют банки развития. Правительство (министерство) в этом случае оставляет за собой роль заказчика программы и может осуществлять мониторинг ее реализации. Пример — германский банк реконструкции KfW (Kreditanstalt fur Wiederaufbau), который по поручению федерального министерства экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit) осуществлял программу технического содействия России (Transform). Эта и некоторые другие программы уже завершены. Поэтому следует занимать освобождающееся пространство своими национальными программами развития. Одной из них могла бы стать программа по поддержке региональных кластерных инициатив. Прототипами могут служить, например, программы ЕС регионального развития — Структурные Фонды (Structural Funds) или Рамочные Программы (Framework Programme) ЕС для финансирования НИОКР (R&D). Во всех программах развития ЕС обычной практикой является консолидированное финансирование из фондов ЕС, а также бюджетов национальных, региональных и иных уровней. Для определенных типов проектов привлекаются также частные финансы [1].

Для осуществления государственной политики по отношению к региональным и локальным кластерам необходимо сначала провести исследования по выявлению существующих или формирующихся кластеров, которые обычно состоят из малых и средних предприятий. Эта задача должна реализовываться преимущественно региональными органами власти, так как они владеют более дифференцированной информацией о развитии предприятий на местах, при общем контроле федеральных органов власти, которые должны в результате сформировать общую картину развития пространственных кластеров в стране.

Инвестиции в основной капитал в 2009 г., млн руб.

Показатель Средние предприятия Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

Инвестиции в основной капитал, всего 222 775,5 346 131,1 93 310,6

В том числе за счет средств федерального бюджета 20 440,4 3 713,6 1 695,9

Доля от всех инвестиций, % 9,2 1,1 1,8

В настоящее время формирование региональных и локальных кластеров в российской экономике затрудняется из-за слабого развития малого и среднего бизнеса в стране в целом (см. таблицу). Согласно данным Росстата, на малых предприятиях в 2009 г. более низкая рентабельность по сравнению со средними и крупными фирмами (3,7 и 17,8 %

3,7

20

3,6

12,5

а

соответственно) поддерживается крайне низким объемом инвестиций в основной капитал [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайно показательна также структура малого бизнеса России по отраслям (рис. 2).

Омская область является одним из регионов страны, в которой последовательно разрабатываются и реализуются мероприятия, формирующие региональную инновационную систему. В сфере развития инновационной деятельности правительством области ведется активная работа, направленная на формирование инновационной инфраструктуры, развитие принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, создание рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности. Для продвижения инновационных разработок предприятий Омской области на внутреннем и внешних рынках, привлечения частных инвестиций организуется и поддерживается участие предприятий и научных организаций в меж-

8

3,6

10,3

18

5,9

12,1

41,1 б

ш ¡222

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Другие виды деятельности

Рис. 2. Число предприятий по видам экономической деятельности к концу 2009 г., %: а — средние предприятия; б — малые предприятия, включая микропредпиятия

1

5

дународных и межрегиональных инновационных выставках, салонах, форумах, ярмарках.

На территории Омской области создаются элементы инновационной инфраструктуры, представляющие собой комплекс взаимосвязанных бизнес-инкубаторов, ресурсных центров, центров трансферта технологий, инновационно-инвестиционных фондов, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности в регионе. Сложившиеся в Омске машиностроительный и нефтехимический комплексы имеют признаки кластеров. Проводится формирование кластера по получению биоэтанола из растительного сырья ООО «Титан-Агро». Положительную оценку на федеральном и международном уровнях получила программа реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в систему кластеров — сетей инновационных, малых и средних предприятий (в частности, межрегиональная инновационная программа «Омский Локомотив-М») [4].

На территории Омской области ведется строительство промышленных объектов в рамках федерального проекта «ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры». Это строящиеся заводы по производству полипропилена (входит в нефтехимический кластер) и комбикормовый завод (входит в агропромышленный кластер). Идея кластеров основывается на комплексной, безотходной переработке сырья в продукты с высокой добавленной стоимостью. Основным производством агропромышленного кластера станет комплекс глубокой переработки зерновых. Он будет производить как корма для животноводческого производства, так и сырье для химической промышленности — биотопливо и добавки к бензинам. Нефтехимический кластер будет включать комплекс взаимосвязанных нефтехимических производств в северо-западном промышленном узле г. Омска, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью (каучук, метал-трет-бушловый эфир, сжиженные газы, фенол). Лесопромышленный кластер включит в себя комплекс производства древесного и активированного угля, древесно-полимерных композитов, а также целлюлозно-бумажный комбинат. Применение нанотехнологий позволит наладить производство наноцеллюлозы. Кремниевый кластер — производство по полному циклу переделов кремния, в том числе поликристаллического и металлургического, пластин для солнечной энергетики и микроэлектроники.

Программа развития экономики Омской области, принятая региональным правительством,

предусматривает строительство четырех модернизированных, высококонкурентных кластеров промышленности: кремниевого, нефтехимического, лесопромышленного и агропромышленного.

Кремниевый кластер. Проект предполагает создание на территории Омской области крупномасштабного производства поликристаллического кремния, опирающегося на российские технологии с применением высокотехнологических процессов и оборудования, мощностью 10 тыс. т поликристаллического кремния в год. Проект реализуется в рамках соглашения о намерениях, заключенного между правительством Омской области, ЗАО «Группа компаний «Титан» и немецкой компанией «Центротерм Фотоволтайкс АГ» в октябре 2009 г. Партнерами проекта выступают ОАО «РОСНА-НО», Внешэкономбанк, Российская академия наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт. Объем инвестиций в проект составит более 56,5 млрд руб. Ввод завода в эксплуатацию позволит создать более 1 500 рабочих мест.

Нефтехимический кластер. На территории Омской области предполагается создание нового комплекса взаимосвязанных нефтехимических производств, выпускающих каучук, метил-трет-бутило-вый-эфир, сжиженные газы, фенол, и т. д. а также имеющих собственную инфраструктуру для хранения, утилизации и подготовки сырья, транспортную инфраструктуру. В настоящее время завершается строительство завода по производству полипропилена и производств по дальнейшей переработке полистирола, полипропилена и поликарбоната. Введена в строй на базе действующих производств установка по выпуску биобензинов, бензинов квалификации Евро-4 и Евро-5. По оценкам, общий объем инвестиций в проект составит 24,45 млрд руб. В рамках проекта уже освоено 14,8 млрд руб. Планируемый объем выпускаемой и реализуемой продукции составит более 11 млрд руб. в год.

Лесопромышленный кластер. В Омской области будут созданы комплекс производств древесного и активированного угля, древесно-полимерных композитов, а также целлюлозно-бумажный комбинат. Применение нанотехнологий позволит наладить производство наноцеллюлозы, которая предназначена для производства бумажных отделочных материалов, фиброматериалов. Также предполагается внедрение ESF-технологии отбеливания целлюлозы без хлора и технологии бережливого землепользования и лесовосстановления. В рамках лесопромышленного кластера предполагается реализация инвестиционного проекта «Производство

домов из оцилиндрованных бревен» в с. Знамен-ское. Это позволит решить проблему доступного по цене экологичного жилья. Объем инвестиций для реализации проекта составляет 36,8 млрд руб. Увеличение экспортной продукции Омской области прогнозируется на 2,5 млрд руб. в год. Будет создано около 900 новых рабочих мест.

Цель строительства крупного регионального модуля — глубокая переработка древесины, позволяющая организовать рациональное, неистощимое лесопользование. О серьезности проекта говорит и факт создания нового министерства природных ресурсов и экологии Омской области. В сферу его полномочий, в частности, входят вопросы использования и охраны лесных угодий. Возможности для осуществления масштабных планов в регионе есть. По данным регионального министерства экономики, в Омской области имеются большие запасы сырья. Только в северных территориях Прииртышья можно ежегодно заготавливать четыре миллиона кубометров древесины без ущерба для воспроизводства леса. Рациональное использование этого сырьевого избытка позволит наладить производство ряда ценных продуктов и сырья для медицины, фармацевтики, парфюмерно-косметической, пищевой, химической отраслей и сельского хозяйства. Это широкое поле деятельности для использования био- и нанотехнологий. В рамках лесопромышленного кластера запланировано обеспечить заготовку древесины лиственных пород, производство щепы и древесного угля, построить деревоперерабатывающие предприятия, к 2016 г. возвести целлюлозно-бумажный комбинат. Еще одно направление — производство домов из оци-линдрованных бревен по программе доступного экологичного жилья. Из трех новых целлюлозно-бумажных производств, создаваемых сейчас в стране, два будут построены на территории Красноярского края. В 2011 г. на карте региона появится и новый завод полипропилена. Он даст старт выпуску еще одного инновационного продукта. Это так называемые древесно-пропиленовые композиты. В силу высокой пластичности этот материал еще называют жидким деревом. Он становится все более популярным в строительстве, поскольку обладает прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к биологическим воздействиям. На прошедшем недавнем российско-германском сырьевом форуме лесопромышленным кластером заинтересовались немецкие бизнесмены. Например, представители компании «Вольф Систембау» (лидера на рынке каркасно-модульного строительства домов

в Германии) выразили желание поучаствовать в проекте строительства завода органического углерода: потребность мирового рынка в качественном древесном угле сегодня велика. Создание лесопромышленного кластера обеспечит Омской области две тысячи новых рабочих мест. Проблемы кадров отчасти уже решаются. Например, в Омске открыли ресурсный центр подготовки строителей, в том числе и в сфере высокотехнологичной деревообработки.

Агропромышленный кластер. Этим проектом предусматривается строительство заводов по переработке зерновых культур в биоэтанол, производству высокобелковых сбалансированных комбикормов, а также животноводческого комплекса по выращиванию скота и птицы с последующей мясопереработкой. Начато строительство в г. Омске завода по производству биоэтанола мощностью 150 тыс. т. В состав кластера также войдут завод по производству клейковины, птицефабрика, мясоперерабатывающий завод, производства органических кислот, аминокислот, ферментов, биопластиков, биодизеля. Внешэкономбанком принято решение о выделении кредита более 4 млрд руб. Финансирование инженерной и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации. Этот проект предполагает инвестирование в размере 35,5 млрд руб., срок окупаемости 4 — 5 лет с момента запуска, в том числе по инфраструктуре — 1,5—2 года. Предполагается создать около 3 тыс. рабочих мест.

Общая инвестиционная емкость кластеров составляет не менее 180 млрд руб. Ожидается, что в финансировании проектов примут участие несколько крупных отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе государственная корпорация ОАО «РОСНАНО», Европейский и Евразийский банки реконструкции и развития. В центре каждого кластера будет находиться мощное перерабатывающее производство, которое обеспечит глубокий передел сырья. Параллельно вокруг каждого ядра формируется пул из малых и средних предприятий, ориентированных на инновации и способных адекватно реагировать на конъюнктуру рынка при производстве конечной высокотехнологичной продукции. По похожему пути пойдут и создаваемые в омском регионе технопарки. Большой интерес проявляют германские предприниматели и к проекту «ПАРК», и к Омской области в целом. В Омском регионе удалось начать реализацию пилотного для России проекта

развития экономики на основе кластеров. Теперь важно создать прецедент для участия иностранных инвесторов в этих проектах.

Для успешной реализации стратегия развития региона и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы. Речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в стратегии и промышленной политике региона, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластеров. При этом роли, которые должны играть власть и бизнес при развитии кластеров, разные, но взаимодополняющие. Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, должен использоваться при решении все более широкого круга задач, в частности:

- при анализе конкурентоспособности региона, отрасли;

- как основа региональной промышленной политики;

- при разработке программ регионального развития;

- как основа стимулирования инновационной деятельности;

- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса [6].

Кластерная политика, признанная успешной почти во всех странах мира, поможет России расширить ее экономический потенциал. Развивать кластерную систему необходимо на условиях государственно-частного партнерства. Кластеры дают возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Стимулирование развития кластеров по силам любому региону. Для бизнеса кластер — это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем. Однако важно

понимать, что кластеры, как и любая другая привлекательная методика, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития.

Список литературы

1. Греф Г. О. О развитии малого предпринимательства и мерах его государственной поддержки: доклад на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, 5 июня 2007.

2. Карпова Д. П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой // Региональная экономика и управление / Вятский гос. ун-т. 2007. № 4.

3. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат, 2009.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

5. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва — Смоленск. 2005.

6. СтебляковаЛ. П. Подходы к исследованию возможностей создания региональных кластеров и их влияния на экономическую структуру // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 17.

7. Трофимова О. М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Научный вестник УрАГС. 2010. № 2.

8. Sоlvell О., Lindqvist G, Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/ VINNOVA, Gothenburg, 2003.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ )

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.