Приоритеты России
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
И.В. скопина, доктор экономических наук, профессор Вятский государственный университет
А.о. СКопИН,
коммерческий директор Международного центра научно-исследовательских проектов
В дословном переводе слово «кооперация» — от лат. соорега!ю — означает сотрудничество. Кооперация представляет собой форму сотрудничества между различными предприятиями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов. Бесспорны возможности и эффективность кооперации, однако существующая законодательная база не обеспечивает устойчивого ее развития в России в рыночных условиях. Не определены в действующем законодательстве и вопросы государственного регулирования, конкретные формы и механизмы содействия органов государственной власти и местного самоуправления развитию кооперации.
Не отвечают сегодняшним потребностям развития кооперации положения Гражданского кодекса Российской Федерации1, регламентирующие деятельность кооперативов какдобровольных объединений граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт производственной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (члены производственного
1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51—ФЗ (принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 в редакции от 27.07.2006 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2006).
кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива).
Налоговое законодательство2 также не в полной мере учитывает специфику отдельных видов кооперативов и не стимулирует создания новых — по сбыту, снабжению, совместному использованию техники, вовлечению в кооперативы личных подсобных хозяйств. Наряду с улучшением законодательства в данной сфере для развития кооперации первостепенное значение приобретает государственная поддержка кооперативной формы собственности и предпринимательской деятельности граждан.
В настоящее время в стадии разработки находится Федеральный закон «О кооперации в РФ» (ранее действовал Закон СССР «О кооперации в СССР»3, регламентирующий деятельность кооперативных предприятий и организаций, как производственных, так и потребительских, являющихся основным звеном единого народнохозяйственного комплекса). Решение о подготовке указанного законопроекта было принято на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса (АПК)
2 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 №146—ФЗ (принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 в редакции от 02.02.2006); «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 в редакции от 03.06.2006 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 08.07.2006).
3 Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 (в редакции от 07.03.1991,
с изменениями от 15.04.1998) «О кооперации в СССР».
России при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ (Совета по вопросам АПК) 21 декабря 2004 г. В 2005 г. по договору № 123/05 с Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) была разработана концепция проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», которая была обсуждена на состоявшейся в Совете Федерации 15—16 декабря 2005 г. Всероссийской конференции «Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации». Работа над проектом Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» была включена в План основных мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания РФ, на весеннюю сессию 2006 г.
В июле 2006 г. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ объявил конкурс на разработку проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», который должен был содержать единые правовые нормы, регулирующие организационно-правовые и социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования и прекращения деятельности всех действующих и вновь создаваемых в Российской Федерации кооперативов и их объединений с учетом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей. Победителем конкурса признан Институт государства и права Российской академии наук (второй претендент — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакаде-мии)4. Согласно контракту сроком представления работы было установлено 10 ноября 2006 г.
Закон «О кооперации в Российской Федерации» позволит активизировать развитие кооперативных форм деятельности. Речь идет о создании двухуровневой системы законодательства, регулирующего деятельность кооперативов. Первый уровень будет представлен Федеральным законом «О кооперации в Российской Федерации». Второй уровень, фактически уже сформированный, представлен отраслевыми законами о кооперации («О сельскохозяйственной кооперации»5, «О
4 Протокол № 5—КОТ/06 заседания единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Совета Федерации Федерального Собрания РФ по рассмотрению и оценке котировочных заявок от 10.07.2006.
5 Федеральный закон от 08.12.1995 №193—Ф3 (в редакции от 11.06.2003) «О сельскохозяйственной кооперации» (принят Государственной Думой РФ 15.11.1995)
потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»6, «О кредитной кооперации»7, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»8; имеет силу Соглашение стран СНГ «Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества независимых государств»9). Однако второй уровень нормативных актов также требует совершенствования и снятия противоречий.
Разработка и принятие Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, способствовать росту занятости, а значит, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах. Разрабатываемый закон создаст необходимые условия удовлетворения материальных, социальных и иных потребностей граждан путем участия в деятельности кооперативов и управления ими, реализации и использования свойственных кооперативам возможностей для экономического и социального развития страны, создания новых рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения (инвалидов, женщин, молодежи).
Закон позволит ввести единые правовые нормы, регулирующие все виды кооперативов, определить организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания и функционирования кооперативов с другими хозяйствующими субъектами и государством. Будут определены общие для всех действующих и вновь создаваемых в Российской Федерации кооперативов и их объединений основы организации и деятельности с учетом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей.
При разработке законопроекта исходят из необходимости поддержки государством развития в стране кооперативного движения во всех формах и видах. Закон будет распространяться на отношения, возникающие при образовании, деятельности
6 Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (в редакции от 21.03.2002) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
7 Проект Федерального закона № 70443-3 «О кредитной кооперации» (внесен Правительством РФ).
8 Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (в редакции от 30.06.2006) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (принят Государственной Думой РФ 11.03.1998).
9 Соглашение стран СНГ от 23.12.1993 «Об общих условиях и
механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества независимых государств».
и прекращении деятельности (реорганизации, ликвидации) производственных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых кооперативов, кооперативов по удовлетворению социальных, бытовых и культурных потребностей членов (жилищные, дачные, гаражные и др.), потребительских обществ, союзов кооперативов (ассоциаций), некоммерческих партнерств и других объединений.
К сожалению, в данный момент времени не ясно, будет ли закон регламентировать разнообразие форм кооперации, в частности межрегиональной и внутрирегиональной. Решит ли новый закон все вопросы?
Производственная кооперация. Для регионов России в условиях перехода к развитым рыночным отношениям наиболее актуальны вопросы производственной кооперации. Производственная кооперация в широком своем значении определяется как отношения между предприятиями, базирующиеся на долговременной общности интересов10.
Производственная кооперация позволяет повышать эффективность бизнеса за счет использования преимуществ специализации. Основными задачами производственной кооперации являются:
• наиболее эффективная загрузка производственных мощностей предприятий-производителей заказами;
• формирование рациональных хозяйственных связей путем правильного «прикрепления» потребителей к поставщикам;
• обеспечение полной, своевременной и комплексной поставки готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными организационными и материально-техническими ресурсами.
Виды производственной кооперации. Наиболее распространенными видами производственной кооперации для предприятий малого и среднего бизнеса являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг.
Аутсорсинг (outsourcing) — использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг способствует: фокусировке собственных ресурсов на основных целях бизнеса, снижению себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, получению доступа к ресурсам, которых нет у компании, доступа к новейшим технологиям, передаче ответственности за выполнение конкретной функции, большей свободе направления инвестиций в инфраструктуру компании.
10 Промышленная кооперация в малом и среднем бизнесе // http://www. dist-cons. ru
Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг»11, направленная на оказание услуг по содействию в обеспечении внешнего бухгалтерского обслуживания субъектов малого предпринимательства, размещенных на базе бизнес-инкубаторов, а также для кризисных субъектов малого предпринимательства.
Субконтрактинг — способ организации производства, использующий разделение труда между заказчиком (контрактором) и субконтракторами (поставщиками). В соответствии с принятой в практике международной производственной кооперации терминологией к субконтрактингу относят следующие виды производственной деятельности:
• изготовление и поставка заказчику компонентов и комплектующих машинотехнической продукции, производимых в соответствии с международными (российскими) стандартами и поставляемых большими партиями (например, крепежные изделия, упаковочный материал и др.);
• изготовление и поставка узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациям заказчика и поставляемых ему, как правило, в ограниченных количествах и в строго определенные сроки;
• проектирование, изготовление и поставка заказчику узлов, блоков и отдельных деталей (изделий) в соответствии с согласованным техническим заданием.
Субконтрактинг осуществляется на конкурсной основе. Конкурс в рамках субконтрактинга важен как для заказчика, так и для поставщика. Целесообразность субконтрактинга заключается в том, что он представляет собой: а) для заказчика:
• наиболее конкурентный способ закупки. Есть возможность выбора из большого числа предложений. Основная цель — повышение эффективности закупок;
• строго регламентированный вид закупки. Решение о победителе принимает Конкурсная комиссия. Злоупотребления в процессе закупки сведены до минимума;
• инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации закупок и требует их исправления;
11 Распоряжение Комитета экономического развития, про-
мышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 №106-р «Об утверждении специальной программы «финансовый аутсорсинг».
• способ повышения производительности труда: закупочная деятельность в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы;
б) для поставщика:
• соревнование за заказ. Способствуя развитию конкуренции, стимулирует совершенствование производства;
• игру по четким, твердым, заранее прописанным правилам, которые не должны меняться во время игры;
• цивилизованный способ ведения бизнеса;
• механизм противодействия коррупции;
• инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации сбыта продукции и требует их исправления;
• способ повышения производительности труда: маркетинг продукции в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы. Достижением последнего десятилетия реформирования экономики в России явилось создание ЗАО «Межрегиональный центр производственной субконтрактации и партнерства»—четко отлаженной структуры, действующей на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), располагающей внедренной системой менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Методическая и информационная основа для работы, созданная центром, положена в основу деятельности большинства и региональных центров субконтрактации. Такие центры созданы в настоящее время во многих субъектах Федерации, лучшие из них объединились в Национальное партнерство развития субконтрактации, основными целями которого являются12: создание благоприятных условий для развития предпринимательства в промышленности; повышение конкурентоспособности малых и средних промышленных предприятий; развитие наиболее эффективных форм субконтрактных и партнерских отношений между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями, которые прошли аттестацию и работают в единой общероссийской системе, реализуют совместные проекты.
В настоящее время сформирован мощный информационный канал для установления кооперационных отношений. В системе Центров субконтрактации отработан до уровня технологии механизм поиска и отбора поставщика, который предлагается под названием «Биржа субконтрактов». Это совмес-
12 Устав «Национального партнерства развития субконтрактации».
тная работа многих центров, и такое объединение усилий дает практический результат.
В настоящее время предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках с учетом изучения имеющегося передового международного опыта. Подтверждение тому — Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»13, в котором сделана попытка решения данной проблемы, хотя многие вопросы так и остались неосвещенными.
Субконтрактинг — наиболее эффективный путь развития малого предприятия в машиностроении. При возрастающей стоимости материальных и людских ресурсов он обеспечивает жизнедеятельность предприятия. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, малым и средним предприятиям в машиностроении необходимо входить в систему субконтрактинга.
Российский рынок субконтрактных отношений уже имеет выраженный потенциал, проясняющиеся перспективы развития и настойчиво требует соответствующей инфраструктуры. Этот рынок будет наполняться новыми игроками, причем «основной состав» будет в конечном итоге сформирован из гибко специализированных малых и средних предприятий. Этот рынок заслуживает внимания органов власти, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Этот рынок в конечном итоге будет отстроен в соответствии с общими законами и интегрирован в международную экономическую систему.
Поддержка бизнеса путем развития субконт-рактинга предусмотрена законодательством многих регионов России (в их числе: Московская обл.14, Удмурдская Республика15, Свердловская обл.16,
13 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94—ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят Государственной Думой РФ 08.07.2005).
14 Решение Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской обл. от 10.10.2002 № 11-ок «О расширении сотрудничества Москвы и Московской области в сфере поддержки и развития малого предпринимательства».
15 Постановление Государственного Совета Удмурдской Республики от 28.10.2003 г. №108-Ш (в редакции от 26.09.2006) «О республиканской целевой программе по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004—2008 годы».
16 Постановление Правительства Свердловской обл. от 03.10.2002 №1262-ПП (в редакции от 18.07.2006) «О концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002—2020 годы».
Ставропольский край17, Республика Башкоторс-тан18, Волгоградская19, Кировская20 и Саратовская обл.21, Санкт-Петербург22, Пермская обл.23). Однако механизм поддержки субконтрактинга в нормативных актах этих регионов не предусмотрен.
Специальные нормативные акты по развитию субконтрактации разработаны в Воронежской об-ласти24, 25, Республике Татарстан26, 27, Ярославской области28.
Франчайзинг - еще один метод кооперации. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы
17 Приказ Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 28.03.2006 №38/од «О ведомственной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006—2008 годы».
18 Постановление Правительства Республики Башкоркостан от 17.07.2006 № 202 «О концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006—2010 годы».
19 Постановление Волгоградской областной Думы от 09.06.2005 № 11/233 (в редакции от 13.07.2006) «Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области» на 2005—2010 годы».
20 Постановление Правительства Кировской обл. от
20.09.2004 № 15/205 «О концепции политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004-2010 годы».
21 Постановление Саратовской областной Думы от 15.12.2004 № 30-1324 (в редакции от 24.05.2006) «Об областной целевой программе «развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы».
22 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от
25.01.2005 № 52 (в редакции от 29.08.2006) «О плане мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы».
23 Постановление ЗС Пермской области от 17.10.2002 № 430 «О концепции политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006 годы».
24 Постановление Воронежской областной Думы от 15.12.2005 № 295-1У-ОД «Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Воронежской области на 2006-2009 годы».
25 Распоряжение Администрации Воронежской обл. от 25.06.2004 № 1253-р «О развитии региональной системы промышленной субконтрактации и инновационного предпринимательства в Воронежской области».
26 Закон Республики Татарстан от 27.12.2005 № 133-ЗРТ «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 24.11.2005).
27 Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 21.12.2000 № 875 «О дополнительных мерах по развитию производственной субконтрактации в Республике Татарстан».
28 Областная целевая программа поддержки субъектов малого
предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 гг.
с франчайзером. Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи29. Работа в рамках кооперации предъявляет к участникам сотрудничества повышенные требования в отношении качества производимой продукции (выполняемых работ) и четкого соблюдения ритмичности поставок (производства). Наиболее актуальна деятельность на условиях франчайзинга в пищевой промышленности. Преимущества, которые получает франчайзи:
• отсутствие у предпринимателя основных и специализированных знаний преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером. К тому же франчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества;
• франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации;
• использование имени и репутации, уже получивших признание у потребителя;
• на создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты. Кроме того, франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам;
• возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, проводимых франчайзером;
• доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров;
• возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговых исследований франчайзера, его программами развития, направленными на совершенствование и повышение конкурентоспособности бизнеса. Франчайзер, в свою очередь, кроме получения
финансовой прибыли в виде франчайзинговых
29 СкопинА. О., БалышеваИ. В. Франчайзинг как альтернатива самостоятельному независимому бизнесу // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права - Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. http://uecs. тсшр. ги.
платежей, получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительных выгод:
• быстрое расширение рынков сбыта;
• небольшие затраты на персонал;
• низкий уровень собственных капиталовложений;
• возможность разработки систем регионального и областного масштаба ускоренными темпами;
• расширение признания торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции данной фирмы.
Как видим, франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий, как правило, крупных с малыми.
Комплексному развитию перечисленных форм производственной кооперации: аутсорсингу, субконтрактации, франчайзингу — уделяется значительное внимание в Ямало-Ненецком автономном округе30 и Республике Татарстан31.
Помимо уже рассмотренных видов кооперации выделяются следующие формы промышленного сотрудничества:
• поставки комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;
• предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной в результате их использования;
• совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
• совместные предприятия;
• совместные проекты.
Приведенное распределение является условным и далеко не исчерпывает всего разнообразия форм промышленного сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики. К тому же в различных соглашениях о той или иной форме кооперирования часто содержатся отдельные элементы других форм. В особенности это касается более сложных видов кооперирования, таких как
30 Закон Ямало-Ненецкого АО от 29.03.2005 № 23-ЗАО «Об окружной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005—2007 годы» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2005).
31 Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 02.04.2004 № 162 «О программе развития нефтегазохимичес-
кого комплекса Республики Татарстан на 2004—2008 годы»
совместные предприятия или многосторонняя кооперация, которые могут включать субподрядные отношения и прочие формы.
Более совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, — это симбиоз кооперации и конкуренции. Развитие производственных кластеров и поиск направлений их развития определены в утвержденной Правительством Российской Федерации Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.) 32 одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для повышения экономического роста.
В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
• наличие крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
• территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы;
• устойчивость хозяйственных связей хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
• долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.
В целом различают три вида кластеров, каждый из которых подчеркивает тот или иной приоритет его функционирования:
• региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным школам (научно-исследовательским институтам, университетам и т. д.);
32 Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)»
• вертикальные производственные цепочки -довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - сборщик - сбытовик -клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
• промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой-либо [основной] отрасли (например, «химический кластер», «агропромышленный кластер»). Формированию промышленных конкурентоспособных кластеров в настоящее время уделяется внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, 12 декабря 2006 г. на «круглом столе» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ «Вопросы реализации кластерной политики в регионах Севера Российской Федерации»33 были представлены рекомендации по разработке и реализации федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении частно-государственного партнерства. В Удмурд-ской Республике создают предпосылки для развития конкурентоспособных региональных кластеров по производству автомобилей и автокомпонентов, апробируют методики создания и развития региональных промышленных кластеров34. В Омской области в машиностроительном комплексе в средне- и долгосрочной перспективе планируют, с одной стороны, процессы формирования региональных промышленных кластеров, а с другой, - процессы вхождения в вертикально интегрированные структуры и расширения участия области в межрегиональном разделении труда35. В Республике Татарстан предусматривают мероприятия по созданию и развитию инновационно активных образований, основанных на кооперации: профильных региональных технопарков, технополисов, индустриальных парков, промышленных кластеров и округов36. В результате предусматрива-
33 Рекомендации «круглого стола» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Вопросы реализации кластерной политики в регионах Севера Российской Федерации», 12 декабря 2006 г.
34 Постановление Государственного Совета УР от 13.12.2005 № 545-111 «О республиканской целевой программе «развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы»
35 Указ Губернатора Омской области от 13.02.2006 № 18 «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года».
36 Закон Республики Татарстан от 21.10.2005 № 105-ЗРТ (в
редакции от 17.07.2006) «Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на
ется формирование интегрированных бизнес-групп и организация совместной формы ведения бизнеса на основе сложившейся индустриальной базы, что позволит оптимизировать процессы производства и повысить конкурентоспособность продукции.
Бизнес-инкубатор - еще одна схема кооперации, которая применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории некоторого региона, либо для развития конкретных, необходимых данному региону видов бизнеса. В соответствии с этой схемой бизнес-инкубатор обеспечивает предприятия, участвующие в данном виде кооперации, единым финансированием (например, предлагая им кредиты под фиксированный низкий процент), территорией, офисными и производственными помещениями, секретарскими и бухгалтерскими услугами и т. д. - до тех пор, пока предприятие-клиент не «встанет на ноги» и не будет способно обеспечивать себя этими услугами самостоятельно. Бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.
Специальная программа «Бизнес-инкубатор (техноцентр)»37 разработана в Санкт-Петербурге и предусматривает размещение начинающих и развивающихся субъектов малого предпринимательства на условиях пониженной арендной платы с предоставлением комплекса услуг на срок не более 5 лет. Создание и функционирование бизнес-инкубатора осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе путем субсидирования части арендной платы, подлежащей перечислению субъектами малого предпринимательства, размещаемыми на базе бизнес-инкубаторов.
Технопарк - это также структура кооперации, созданная, как правило, на базе высшего учебного заведения с целью использования его научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие имеющихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Технопарки поддерживают только фирмы, специализирующиеся на использовании высоких технологий, так называемый технологический бизнес.
Согласно распоряжению Правительства РФ «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких техно-
2005-2010 годы» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 09.09.2005).
37 Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 № 107-р «Об утверждении специальной программы «бизнес-инкубатор (техноцентр)».
логий» технопарки38 должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов.
Программы развития технопарков как форм кооперации бизнеса разрабатывают и в регионах. Например, в настоящее время в Воронежской области разработана нормативная база в области поддержки развития технопарков39, способствующая развитию кооперационных связей в промышленности.
Реальная кооперация в регионах России. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется еще достаточно проблем, в числе которых:
• отсутствие системного подхода со стороны федеральных и региональных структур, отвечающих за развитие промышленности и поддержку предпринимательства, к развитию субконтрактных отношений с участием субъектов малого предпринимательства и, как следствие, отсутствие системы стимулов для крупных предприятий развивать указанные отношения;
• недостаточная привлекательность малых предприятий в качестве партнеров для крупных предприятий;
• недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации. Необходимо пересмотреть систему мероприятий по диагностике промышленного потенциала регионов;
• несовершенство системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий области;
• неразвитость прикладных услуг (информационных, консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.) для предприятий, заинтересованных в субконтрактации;
• недостаточная информированность и компетентность менеджмента предприятий области
38 Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
39 Закон Воронежской области от 05.06.2006 № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области».
в вопросах субконтрактинга, франчайзинга, аутсорсинга и других технологий кооперации. Отделы кооперации практически не используют услуг структур поддержки промышленности в своей деятельности. Низкий интерес к вопросам кооперации со стороны многих предприятий вызван недостаточной подготовкой кадров;
• недостаточное число специализированных выставок и ярмарок, направленных на выявление технологического потенциала промышленных предприятий области и установление кооперационных связей;
• отсутствие механизма стимулирования участия предприятий области в процессах производственной кооперации. В настоящее время развитию этих процессов практически никак не способствуют мероприятия производственной политики, налоговые стимулы, государственный и муниципальный заказы;
• отсутствие эффективной системы финансирования субконтрактных отношений (специализированных гарантийных фондов, кредитной кооперации), обеспечивающей потребности малых предприятий;
• отсутствие специализированной системы страхования рисков, возникающих в процессе субконтрактных отношений с участием малых предприятий (страхование рисков как крупных, так и малых предприятий);
• реструктуризация крупных предприятий в настоящее время осуществляется в большинстве случаев хаотично и бессистемно. Зачастую реструктуризация предприятия осуществляется не с целью повышения эффективности работы предприятия, а в качестве прикрытия для передела собственности;
• отсутствие координации в работе различных структур поддержки промышленности на областном и муниципальном уровнях.
• отсутствие четко выраженных инициатив по формированию промышленных кластеров. Для решения всех указанных проблем необходимо формирование системы поддержки процессов производственной кооперации в регионах, которая должна включать в себя создание и работу консультационного совета по вопросам производственной кооперации при органах исполнительной власти регионов, развитие региональных центров субконтрактации, выполнение программных мероприятий по развитию комплексной кооперации в регионах.
Анализ существующей ситуации в регионах России показывает необходимость разработки и реали-
зации региональных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов. Основанием для разработки программы являются Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг)40 и Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 гг.41. Программа может взаимоувязываться и координироваться на межрегиональном уровне, и это станет серьезным стимулом для развития межрегиональных кооперационных связей.
Программа комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов должна базироваться на мониторинге производственно-технологических возможностей промышленных предприятий, уровня загрузки мощностей и ценообразования. Мониторинг должен проводиться по единым методикам, результаты такого мониторинга должны служить основой для принятия решений, направленных на развитие промышленности на уровне регионов.
Основная цель программы - формирование в регионе эффективной модели промышленного производства, базирующейся на использовании потенциала кооперационного взаимодействия крупных предприятий и предприятий малого производственного и научно-производственного бизнеса, содействие формированию и функционированию кластерных образований.
Результатами выполнения программы могут быть:
• систематизация, оптимизация и расширение кооперационных связей малых, средних и крупных предприятий территории;
• повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности;
• повышение конкурентоспособности и уровня технико-технологической вооруженности предприятий.
В связи с тем, что все указанные результаты находятся в сфере интересов многих организаций, необходимым условием успешности программы является разделение зон ответственности, работ и ресурсного обеспечения между участниками программы и совместное использование результатов.
40 Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)».
41 «Программа деятельности Торгово-промышленной палаты РФ на 2007-2011 годы», проект от 09.06.2006.
Механизм реализации и ожидаемые результаты мероприятий. Механизм реализации Программы должен предусматривать выполнение двух основных этапов: I - информационного; II - реализации.
Этап I- сбор информации, развитие информационного обмена, оптимизация кооперационных связей.
Сбор информации должен предусматривать:
• инвентаризацию производственно-технологических возможностей производственных предприятий (сбор, обработку, внесение информации в информационную систему субконтрактинга), сбор планов предприятий по технологическому перевооружению и потребностей в поддержке;
• мониторинг расценок предприятий на субконтрактное производство (нормо-часы, станко-часы по отдельным производственным процессам);
• анализ потребностей производственных предприятий в производственной кооперации (сбор, обработка, внесение информации о заказах предприятий в информационную систему субконтрактации), включая среднесрочные планы предприятий;
• инвентаризацию и подготовку франчайзинго-вых пакетов промышленных предприятий. Организация информационного обмена должна предусматривать:
• информационный обмен с применением информационной системы субконтрактации;
• целевые мероприятия, обеспечивающие развитие кооперационных связей (проведение регулярных «Бирж субконтрактов», целевых встреч по обеспечению потребностей отдельных промышленных предприятий, и т. п.). По результатам I этапа необходимы проведение
анализа эффективности информационного обмена, выработка предложений по конкретизации плана мероприятий II этапа.
Этап II - повышение эффективности производства предприятий и кооперационных связей, развитие обеспечивающей инфраструктуры, формирование промышленных кластеров в регионе. Этот этап должен предусматривать:
• формирование программ долговременного партнерства предприятий (создание кооперационных цепочек);
• создание условий, обеспечивающих расширение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации;
• создание технопарков (субконтрактных зон мало-
го предпринимательства) и инженерно-технологических центров коллективного пользования;
• подготовку специалистов по организации кооперационных отношений, по вопросам управления качеством и внедрению современных методов организации производства, проведение семинаров и тренингов;
• внедрение современных методов организации производства (Just-in-Time42, Kaizen43, Lean Manufacturing44, 5S45;
• разработку и внедрение системы мер, направленных на повышение качества продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, внедрение интегрированных систем менеджмента в области качества, экологической безопасности и охраны труда;
• внедрение PDM-систем46 на основе CALS-тех-нологий, систем трехмерного проектирования CAD/CAM/CAE47;
42 Just-In-Time (JIT) — синхронная работа / строго по календарному графику, — процесс, нацеленный на увеличение добавленной стоимости и переход к производству без потерь; метод производственного календарного планирования и управление запасами, который требует, чтобы каждый элемент производственных процессов, будь то сырье, готовое изделие или полуфабрикат, производился и был в наличии ровно тогда, когда в нем возникает потребность, ни секундой раньше, ни секундой позже.
43 Kaizen — принцип непрерывного совершенствования, предполагающий, что каждый производственный процесс может и должен постоянно оцениваться и совершенствоваться по следующим показателям: необходимого времени, затратам ресурсов, результирующему качеству и другим характеристикам.
44 Lean Manufacturing (производство без потерь) — это метод, позволяющий непрерывно сокращать потери во всех сферах и формах; английское выражение, придуманное для обобщения японских производственных методов (в особенности системы производства Toyota).
45 5S — относится к пяти словам: seiri, seiton, seison, seiketsu, shitsuke. Эти слова стенографически выражают принципы поддержки хорошо подготовленного для эффективной работы рабочего места: seiri — устранение всего, что не требуется для выполнения работы; seiton — эффективные размещение и компоновка оборудования и материалов; seison — опрятность и чистота; seiketsu — действующие, стандартизованные, непрерывно улучшающиеся seiri, seiton, seison; shitsuke — подчинение руководству.
46 В PDM-системах обобщены такие технологии, как: управление инженерными данными (engineering da-ta management — EDM), управление документами, управление информацией об изделии (product information management — PIM), управление техническими данными (technical data management—TDM), управление технической информацией (technical information management — TIM), управление изображениями и манипулирование информацией, всесторонне определяющей конкретное изделие. С помощью PDM-систем осуществляется отслеживание больших, постоянно обновляющихся массивов данных и инженерно-технической информации, необходимых на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержка эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий.
47 CAD/CAM/CAE — системы автоматизированного про-
• мониторинг потребностей промышленных предприятий в инновациях и новых технологиях, организацию взаимодействия инновационных предприятий и технопарков (включая региональные) с московскими предприятиями. Разработка и внедрение механизма информационного обмена;
• мониторинг потребностей предприятий в квалифицированной рабочей силе, организацию взаимодействия с системой профессионально-технического образования;
• маркетинговые мероприятия, обеспечивающие поступление дополнительных кооперационных заказов (выставочные мероприятия, «Биржи субконтрактов» и др.);
• анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями регионов, и на этой основе определение точек экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров;
• способствование консолидации участников кластерных инициатив, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки, проведению совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, кооперации предприятий и региональных научных и образовательных учреждений;
План мероприятий этапа II формируют на основании результатов этапа I с учетом среднесрочных программ развития малого предпринимательства, развития производственной деятельности и фактических выявленных потребностей предприятий территории. Мероприятия этапа II Программы реализуют с привлечением средств заинтересованных предприятий с выходом на самоокупаемость.
В результате реализации региональных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов будет реализована возможность крупного бизнеса повысить производительность труда и эффективность производства, а малых предприятий — загрузить имеющееся оборудование производственными заказами, автоматически решив при этом проблему сбыта. В целом производственная кооперация будет способствовать дальнейшей структурной перестройке экономики области, повышению конкурентоспособности промышленных предприятий, улучшению социально-экономического положения регионов России.
ектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа.