УДК 334.75. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ
Жилинкова И.Н.
Состояние вопроса. Интеграционные объединения, призванные повысить эффективность деятельности и уровень конкурентоспособности входящих в них предприятий при сохранении их независимости, в настоящее время получают широкое распространение. Однако история развития таких объединений в нашей стране пока достаточного освещения не получила.
Полученные результаты. В статье выявлены три этапа развития интеграционных структур:
Первый этап середина 1990-начало 2000 годов. Инициаторами создания бизнес-объединений в России выступали государственные структуры.
Второй этап охватывает начало 2000-х - 2007 гг. Для него характерен рост предпринимательской активности в форме всевозможных съездов, конференций, форумов.
На современном этапе (с 2008 года) развития инициатором и посредником в создании отраслевых, профессиональных и т.п. организаций, становятся представители бизнеса. Частные фирмы начинают предлагать специализированные услуги по созданию и организации бизнес-ассоциаций.
На каждом этапе развития бизнес-сообществ отмечены системообразующие элементы, выделены наиболее значимые функции бизнес-ассоциаций и представлены отношение к ним субъектов малого бизнеса.
История российского бизнеса свидетельствует, что аналогичные процессы формирования внешней среды предпринимательства, в том числе малого,
посредством создания разветвленной системы предпринимательских структур, начались с 70-х гг. XIX века и были прерваны революцией 1917 г.
Заключение. В настоящий период происходит формирование сложной разноуровневой структуры, включающей в себя помимо многочисленных отраслевых предпринимательских союзов и «большой четверки» различные комбинированные образования, такие как региональные коалиции бизнес-ассоциаций; открытые бизнес-системы, основанные на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов; сообщества практики (Community of Practice, CoP) и т. д.
Ключевые слова: малый бизнес; бизнес-ассоциации; сфера услуг; интеграционные объединения предприятий.
THE STAGES OF FORMATION THE BUSINESS ASSOCIATION SYSTEM OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE SERVICES SECTOR
Zhilinkova I.N.
Background. Integrated structures whose goal is to increase competitiveness and effectiveness of their members while preserving their independence are constantly becoming more popular. However the history of their development in Russia has not been analyzed yet.
Results. We introduce three stages of development of these structures in Russia:
First stage (mid-1990-beginning 2000), when creation of these business unions was organized mostly by state.
Second stage (beginning 2000-2007), when common business activity was represented by congresses, forums and conferences.
Third stage (from 2008), when business cooperation is promoted by business itself. Private companies started offering special services in the field of organization of business associations.
We analyzed main factors of business unions for each stage, as well as functions they perform and their image within business community.
The history of Russian business clearly shows that similar processes of business organization took place in the end of XIXth century, but they were interrupted by the revolution of 1917.
Conclusion. Now the process of formation of integrated business unions has a complex multi-level structure that include not only many industrial business unions and the “Big 4”, but also many hybrid structures like regional coalition of business-associations, open business systems, communities of practice etc.
Keywords: small entrepreneurship, the services sector, business association, the institutional environment of entrepreneurship.
Одним из динамично развивающихся элементов институциональной среды предпринимательства являются интеграционные объединения, способствующие повышению конкурентоспособности страны, посредством создания на федеральном и региональном уровне условий для повышения производительности труда, эффективности производства, а также обеспечения равных и прозрачных условий ведения бизнеса для всех участников рынка. К ним относятся некоммерческие ассоциации представителей малого и среднего бизнеса, союзы, гильдии, торговые палаты, федерации производителей, которые решают однотипные задачи в различных отраслях экономики. В экономической литературе подобные организации получили название бизнес-ассоциаций. В настоящее время, эта тема является особенно актуальной в связи с тем, что решение проблемы низкой эффективности использования уникального набора геополитических и экономических факторов Российской Федерации требует активной под-
держки профессионального сообщества и консолидации усилий государственных, региональных органов власти и предпринимательских структур.
Система интеграционных предпринимательских объединений находится в настоящее время в стадии активного формообразования. Наличие подобных центростремительных тенденций свидетельствует о начале качественно нового этапа в истории предпринимательского движения в России.
Формирование системы интеграционных предпринимательских структур постреформенного времени можно условно разбить на три этапа.
Первый этап середина 1990-начало 2000 годов. Инициаторами создания бизнес-объединений в России на раннем этапе, как правило, выступали государственные структуры. В некоторых случаях, создание бизнес-ассоциаций инициировалось крупной компанией, обычно в сфере материального производства, которая доминировала в отраслевом секторе или регионе.
Основным побудительным мотивом создания подобных организаций являлось стремление восполнить инфраструктурный институциональный вакуум, образовавшийся после распада хозяйственно-производственных связей советского периода. Создаваемые бизнес-ассоциации наряду с коммерческими (создание условий для выхода на внешний рынок, взаимные информационные услуги, деловое общение и.т.п.), преследовали лоббистские цели.
Примером успешного проекта этого периода может служить Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса созданное в 1992 году по инициативе Правительства Российской Федерации и при содействии Фонда "Ноу-хау" Правительства Великобритании. В числе учредителей были также Торгово-промышленная палата РФ и ряд крупных промышленных компаний. Агентство до сих пор работает на рынке консалтинговых услуг для малого и среднего предпринимательства и содействует в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Другим примером успешной интеграции предпринимательских структур может служить негосударственная некоммерческая организация Ассоциация "Развитие", созданная в 1997 г, учредителями
которой выступили более 30 различных региональных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. [1]
Из отраслевых объединений сферы услуг этого периода выделяется Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), зарегистрированная в 1991 году. Международные перевозки являются весьма привлекательными для малого предпринимательства, доля которого в отрасли достигает 90%. Организация начала свою деятельность в 1974 году, представляя интересы и отстаивая позиции российских автоперевозчиков в ряде российских, зарубежных и международных организаций. В настоящее время АСМАП является некоммерческой организацией, объединяющей в своих рядах 1200 российских предприятий. Её услугами пользуются более 2000 предприятий. [2] Большая же часть действующих бизнес-ассоциаций этого периода представляла собой межотраслевые объединения.
Экспертами отмечается следующая закономерность: «в тех случаях, когда бизнес-ассоциация создавалась рядовыми или начинающими участниками рынка (небольшими предприятиями), а сам рынок начинал только формироваться, чисто коммерческие мотивы играли большую, если не решающую роль. Соответственно, когда ассоциация создавалась крупными игроками, уже занявшими серьезные позиции на рынке, роль чисто коммерческих мотивов сокращалась (задачи становления предприятий и сектора в целом уже решены на предшествующей стадии) и на передний план выходили лоббистские цели».[3, 22]
Больший интерес к бизнес-образованиям на первом этапе выказывали представители крупного или среднего бизнеса в сфере обрабатывающей и добывающей промышленности. Со стороны малого предпринимательства, особенно в сфере услуг, внимание к деятельности бизнес ассоциаций был не значительным. Исторический опыт развития отечественного и зарубежного предпринимательства свидетельствует, что становление и развития жизнеспособной системы предпринимательских объединений в среде малого бизнеса невозможно без наличия достаточного количества рентабельных предприятий в различ-
ных отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере услуг. На 1 января в 2000 г. количество зарегистрированных малых предприятий в России составляло 890,6 тыс., или около 28 % общего числа предприятий и организаций. [4, С.316, 322] Поэтому непопулярность в среде бизнесменов предпринимательских союзов, 90-х годов XX вв., объясняется во многом слабостью, нестабильностью, разобщенностью и малочисленностью существовавших в тот период субъектов малого предпринимательства. Как неоднократно подчеркивалось в научных исследованиях, историческая специфика России обусловила сочетание высокой доли крупных предприятий и недостаточной доли предприятий мелкого и среднего бизнеса. Помимо всего прочего, имея в основном бюджетное финансирование, государственные фонды поддержки малого и среднего бизнеса были весьма ограничены в своих средствах и не имели возможности ими свободно распоряжаться по своему усмотрению без соответствующего согласования с контролирующими государственными структурами в интересах субъектов малого бизнеса. Большинство же объединений предпринимателей основными источниками финансирования, которых были членские взносы, испытывали острый недостаток средств для обеспечения своей деятельности. Многие предпринимательские организации, зарегистрированные в этот период, так и не приступили к работе.
Второй этап охватывает начало 2000-х - 2007 гг. Для этого этапа характерен рост предпринимательской активности в форме всевозможных съездов, конференций, форумов, где обсуждались насущные и наболевшие вопросы текущего момента. На втором этапе в начале 2000-х годов инициаторами и катализаторами создания новых бизнес-образований наряду с государством стали выступать, как правило, делегаты съездов-предпринимателей, которые уже четко осознавали свои интересы и стремились к созданию прозрачной конкурентной модели функционирования рыночной среды и видели в развитии бизнес структур один из возможных способов налаживания конструктивного двустороннего диалога с властью. В это время институционально оформились и заня-
ли лидирующее положение в среде общероссийских предпринимательских объединений организации, получившие название «большой четверки»:
• Российский союз промышленников и предпринимателей, РСПП -общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов. Организация действует в двух юридических лицах - общероссийского объединения работодателей (ООР «РСПП») и общероссийской общественной организации (ООО «РСПП»). Устав зарегистрирован в 2005 г.[5]
• Торгово-промышленная палата РФ, ТПП учреждена в 1991 года и является правопреемницей ТПП СССР. Две трети членов ТПП РФ являются представителями малого бизнеса. [6]
• Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» создана в 2002 года. Появилась в результате объективного развития и дальнейшего расширения деятельности Объединения предпринимательских организаций России (НП "ОПОРА"), объединяющего 140 некоммерческих организаций по всей стране. В составе ОПОРЫ РОССИИ действует 81 региональное отделение. [7]
• Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» была создана в 2001 г. в интересах преимущественно предприятий перерабатывающего сектора. В настоящее время в «Деловую Россию» входят: 72 региональных отделения и 38 отраслевых отделений, в том числе в сфере услуг.[8]
Таким образом, в начале XXI века в России складывается многоуровневая система предпринимательских организаций, имеющих «головные» структуры в столице и целую сеть региональных и отраслевых подразделений по всей стране. Очевидно, что большинство целей, преследуемых «большой четверкой» дублируют друг друга. Не случайно, время от времени возникают идеи создания единого общероссийского предпринимательского центра, в котором были бы оптимизированы механизмы реализации стратегий предпринимательского развития. Например, в 2004 г. идею объединения предпринима-
тельских союзов - РСПП, "Деловой России" и "ОПОРы" предложил президент холдинга. "Интеррос" Владимир Потанин. [9]
В числе влиятельных структур подобного профиля необходимо выделить Автономную некоммерческую организацию «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП). Институт, созданный в 2001 году, представляет собой организацию, которая помимо общих задач содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной среды предпринимательства и общей экономической ситуации в целом, также активно способствует созданию клубов предпринимателей, союзов, ассоциаций и других форм некоммерческой деловой активности.
Деятельность вышеназванных организаций не имела ярко выраженной отраслевой специализации и носила преимущественно межотраслевой характер. Из организаций «большой четверки» на потребности малого бизнеса была в большей степени ориентирована «ОПОРА России». На данном этапе основной задачей интеграционных предпринимательских объединений являлось выстраивание конструктивного диалога бизнес-сообщества с представителями власти на федеральном и региональном уровнях.
На третьем (современном) этапе с 2008 года развития возникает совершенно новая ситуация. Инициатором и посредником в создании отраслевых, профессиональных и т.п. организаций, становятся представители бизнеса. Частные фирмы начинают предлагать специализированные услуги по созданию и организации бизнес-ассоциаций. Примером может служить деятельность фирмы «Adv2adv». Появление предприятий, оказывающих своим клиентам, подобные услуги, свидетельствует о неудовлетворенном растущем спросе со стороны предпринимателей на бизнес-сообщества . На этом этапе неизбежна процедура санации, когда множество существующих номинально функционирующих структур уйдут с рынка, уступив место новым участникам.
Активизация деятельности специализированных отраслевых бизнес-ассоциаций в сфере услуг, таких как Региональная ассоциация мультисервиса (РАМС), Ассоциация предприятий химической чистки и прачечных (АХП), Российский Союз Туриндустрии (РСТ), Национальная гильдия специалистов СПА-индустрии и т.п. и их востребованность в среде малого бизнеса и отражают постиндустриальные структурные сдвиги, происходящие в экономике России.
В настоящий период происходит формирование сложной разноуровневой структуры, включающей в себя помимо многочисленных отраслевых предпринимательских союзов и «большой четверки» различные комбинированные образования, такие как региональные коалиции бизнес-ассоциаций; открытые бизнес-системы (виртуальные предприятия), основанные на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов; сообщества практики (Community of Practice, CoP), повышающие конкурентоспособность инновационных предприятий [10, 11].
Для малых предприятий в настоящее время одной из актуальных задач является проблема выхода на внешний рынок. На Международной конференции «Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО», состоявшейся в Москве 15 февраля 2012 года в было отмечено, что российский малый бизнес не готов к экспортным операциям и выводу собственной продукции на международные рынки, в условиях жесткой конкурентной борьбы. [12] Одним из действенных каналов продвижения малых предприятий на мировую арену является деятельность предпринимательских бизнес-ассоциаций. В их компетенции помочь малым предпринимателям получить исчерпывающую информацию о том, какая продукция отечественного производителя востребована за рубежом, о страховании российского бизнеса за рубежом, стандартах качества и правилах сертификации отечественного продукта в зо-
нах ЕС, США и т.п. Без консолидации усилий специализированных ассоциированных бизнес-структур, выражающих интересы и потребности представителей малого бизнеса работа в этом направлении невозможна. Таким образом, на современном этапе развития предпринимательских структур, образующих конкурентную среду малого предпринимательства, их наиболее востребованной функцией становится продвижение российского бизнеса на мировой рынок.
Хочется отметить, что несмотря на сложность и противоречивость протекающих институциональных процессов, это не уникальное явление для России. История российского бизнеса свидетельствует, что аналогичные процессы формирования внешней среды предпринимательства, в том числе малого, посредством создания разветвленной системы предпринимательских структур, начались с 70-х гг. XIX века и были трагически прерваны Великой Октябрьской революцией. Т.е. период становления конкурентной инфраструктуры малого бизнеса охватывал не менее двадцати пяти лет. Локомотивом предпринимательской активности также выступали всероссийские съезды представителей промышленности и торговли, их советы, отстаивавшие интересы российского капитала перед центральными и местными органами власти. В 1905 году была создана единая предпринимательская организация - Совет съездов представителей промышленности и торговли. К началу ХХ века в России по подсчетам историков насчитывалось более сотни различных предпринимательских организаций и объединений, в том числе купеческие, ярмарочные и биржевые общества, совещательные предпринимательские (отраслевые и территориальные) союзы работодателей, не говоря уже более чем о 50 тыс. разного рода кооперативных товариществах, объединявших от 10 до 20 млн. членов.[13]
Поэтому с уверенностью можно говорить о наличии уникального российского опыта формирования системы интеграционных предпринимательских структур, который желательно учесть в стратегиях развития бизнес-ассоциаций, с поправками на специфику постиндустриальной экономики начала XXI века. Например, для малых предприятий мотив экономии издержек и
получение экономической выгоды при вступлении в предпринимательское объединение был и остается определяющим, и пока субъекты малого предпринимательства не получат свидетельств для себя реального экономического эффекта от участия в их деятельности, настороженное отношение к бизнес-ассоциациям с их стороны сохранится.
Дальнейшее увеличение количества интеграционных объединений малого бизнеса и развитие цивилизованной конкурентной среды будет способствовать расширению сети учебно-деловых центров, созданию системы подготовки и сертификации консультантов для сферы малого бизнеса, распространению и применению опыта по продвижению товаров и услуг малых предприятий на международные рынки, и, следовательно, росту конкурентоспособности национальной экономики.
Список литературы
1. Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие». ЦКЬ: http://www.siora.ru/ (дата обращения: 20.04.12).
2. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). ЦКЬ: http://smb-support.ru/1515 (дата обращения: 26.04.12).
3. Яковлев А.А. Бизнес-ассоциации в России: внутренняя структура, эволюция отношений с государством, роль в модернизации экономики // Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». 2010. № 219. 190 с.
4. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2003. 704 с.
5. Российский союз промышленников и предпринимателей. ЦКЪ: http://рспп.рф/ (дата обращения: 21.04.12).
6. Торгово-промышленная палата РФ. ЦКЬ: http://www.tpprf.ru/ (дата обращения: 21.04.12).
7. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». URL: http://opora.ru/organization/ (дата обращения: 21.04.12).
8. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». URL: http://www.deloros.ru/ (дата обращения: 21.04.12).
9. Потанин объединяет предпринимателей. [Электронный ресурс]: ДНИ.РУ. 30.1.2004. URL: http://www.dni.ru/economy/2004/1/30/35456.html (дата обращения: 18.04.12).
10. Сообщества практики для инновационных компаний / В. Аблязов, И.
Алексеева, Л. Билан, Л. Волфарт, А. Вольмер, П. Вольф, Н. Дмитриевская, Т. Емшанова, Л. Ефимова, Ю. Плотинский, Й. Ридель, Р. Слагтер, В. Тисенко, В. Черняк, О. Шулаева. Санкт-Петербург: 2007. 189с. URL:
http://lib.rcsme.ru/download/default.asp?path=docs/4/4891/11271.pdf&id=4891&arc =1&parts= (дата обращения: 18.04.12).
11.Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами // Практический маркетинг. 2010. № 4. С. 15-19.
12.Малый и средний бизнес России в предверии вступления в ВТО. URL: http://www.провэд.рф/activities/reports/960-malyy-i-sredniy-biznes-rossii-v-predverii-vstupleniya-v-vto.html (дата обращения: 17.04.12).
13.См. подробнее: Бессолицын А.А. Предпринимательские организации в России в конце XIX - начале XX веков: мифы и реальность // Вестник ВГУ, серия: экономика и управление. 2005. № 1. С.5-12.; Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после большевиков. М.: Наука, 2005. С. 8; Калинин В.Д. Организации предпринимателей России. М.:1993. С.14.
References
1. Assotsiatsiya agentstv podderzhki malogo i srednego biznesa «Razvitie». URL: http://www.siora.ru/ (accessed April 20, 2012).
2. Assotsiatsiya mezhdunarodnykh avtomobil'nykh perevozchikov (ASMAP). URL: http://smb-support.ru/1515 (accessed April 26, 2012).
3. Yakovlev A.A. Seriya «Nauchnye doklady: nezavisimyy ekonomicheskiy analiz», no. 219 (2010): 190 p.
4. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik: Stat.sb. / Goskomstat Rossii. M., 2003. 704 p.
5. Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley. http://pcnn.p$/ (accessed April 21, 2012).
6. Torgovo-promyshlennaya palata RF. http://www.tpprf.ru/ (accessed April 21, 2012).
7. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya malogo i srednego pred-prinimatel'stva «OPORA Rossii». http://opora.ru/organization/ (accessed April 21, 2012).
8. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya «Delovaya Rossiya». URL: http://www.deloros.ru/ (accessed April 21, 2012).
9. Potanin ob”edinyaet predprinimateley: DNI.RU. 30.1.2004.
http://www.dni.ru/economy/2004/1/30/35456.html (accessed April 18, 2012).
10. Ablyazov V., Alekseeva I., Bilan L., Volfart L., Vol'mer A., Vol'f P., Dmitrievskaya N., Emshanova T., Efimova L., Plotinskiy Yu., Ridel' Y., Slagter R., Ti-senko V., Chernyak V., Shulaeva O. Soobshchestva praktiki dlya innovatsionnykh kompaniy. Sankt-Peterburg, 2007. 189 p. http://lib.rcsme.ru/download/default.asp ?path=docs/4/4891/11271.pdf&id=4891&arc=1&parts= (accessed April 18, 2012).
11. Kotliarov I. D. Prakticheskiy marketing [Practical Marketing], no 4 (2010):
15-19.
12. Malyy i sredniy biznes Rossii v predverii vstupleniya v VTO. http://www.провэrц.р$/activities/reports/960-malyy-i-sredniy-biznes-rossii-v-predverii-vstupleniya-v-vto.html (accessed April 17, 2012).
13. Bessolitsyn A.A. Vestnik VGU, seriya: ekonomika i upravlenie, no. 1. (2005): 5-12.; Bilimovich A.D. Kooperatsiya Rossii do, vo vremya i posle bol'shevi-
kov. M.: Nauka, 2005. P. 8; Kalinin V.D. Organizatsiipredprinimateley Rossii. M., 1993. P.14
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Жилинкова Ирина Николаевна, соискатель кафедры внешнеэкономической деятельности и торгового дела, старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики
Санкт-Петербургский торгово-экономиче^ий институт ул. Новороссийская, д.50, г. Санкт-Петербург, 194021, Россия е-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zhilinkova Irina Nikolaevna, competitor of the chair of foreign economic relations and trade, senior lecturer of the chair of economic theory and world economy.
St. Petersburg Institute of Trade and Economics
50, Novorossiyskaya street, St. Petersburg, 194021, Russia
е-mail: [email protected]
Рецензент:
Котляров Иван Дмитриевич, к.э.н., доцент кафедры внешнеэкономической деятельности и торгового дела Санкт-Петербургского торгово-экономического института