ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 ЭКОНОМИКА Вып. 1(24)
УДК 338(571.12):657.6 ББК 65.290(231)+65.053
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
М.М. Махмудова, канд. пед. наук, доц. кафедры экономики товарных рынков
Электронный адрес: [email protected]
Институт менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета, 625 000, г. Тюмень, ул. Ялуторовская д. 23, кв. 40,
А.М. Королева, ст. преподаватель кафедры экономики товарных рынков
Электронный адрес: [email protected]
Институт менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета, 625 039, г. Тюмень, ул. Харьковская 59, корп. 5, кв. 111,
В современных условиях развитая экономическая система любого уровня все больше опирается на свой малый предпринимательский сектор, который позволяет решать серьезные задачи экономического и социального характера. Целью исследования является определение ресурса роста эффективности функционирования предприятий малого бизнеса в Тюменской области. В статье охарактеризованы критерии, в соответствии с которыми фирмы относят к субъектам малого бизнеса согласно российскому законодательству. Разграничены понятия «микропредприятия» и «малые предприятия». В работе авторы отразили специфику хозяйствования малых предприятий в современных условиях, их благоприятное влияние на состояние экономической системы федерального, регионального и местного уровней. Описана динамика показателей развития малого бизнеса по регионам Уральского федерального округа. Проведен анализ статистических данных за период с 2010-2013 гг. о состоянии малого предпринимательства, исследованы динамика числа малых предприятий. Особое внимание авторы уделяют отраслевой структуре малого предпринимательского сектора экономики Тюменского региона. В статье рассмотрены особенности распределения работников, занятых на малых предприятиях различных отраслей, проанализирована динамика заработной платы в сфере малого бизнеса. Методы и методология: в ходе исследования авторы использовали общенаучные методы: на основе научного абстрагирования проведен ретроспективный анализ основных показателей динамики состояния малого бизнеса в Тюменском регионе; кроме того, использованы метод экспертных оценок, метод сопоставления данных; посредством графической интерпретации данных и метода их группировки описаны динамика и структура основных показателей, характеризующих современные тенденции развития и функционирования малого предпринимательского сектора в региональной экономике. Научная новизна исследования заключается в выявлении и изучении особенностей функционирования малого бизнеса в Уральском федеральном округе для разработки действенных мер по поддержке субъектов малого предпринимательства в регионе. На основании проведенного анализа основных статистических показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, авторами сформулированы выводы о современных тенденциях деловой и инвестиционной активности малого бизнеса Тюменской области, выявлены перспективные направления региональной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, микропредприятия, малый бизнес, поддержка субъектов малого предпринимательства, занятость населения, инвестиционная активность.
В экономике любой страны малый бизнес является важнейшим экономическим, социальным и политическим фактором, определяющим ее развитие. В развитых странах предприятия малого и среднего бизнеса играют колоссальную роль в формировании среднего класса, обеспечении занятостью значительной части населения, пополнении бюджета страны [5, с. 436].
Важнейшие экономические функции малого бизнеса определяются его ролью как работодателя, как производителя товаров и услуг, как налогоплательщика, как инноватора и как экономического агента. Не следует забывать, что
малый бизнес играет важнейшую социальную роль. Так, через организацию малых предприятий некоторые люди реализуют свой творческий и предпринимательский потенциал, в процесс производства вовлекаются социально уязвимые группы населения (женщины, молодежь, учащиеся, инвалиды, пенсионеры и пр.), на предприятиях сферы обслуживания активно реализуется потребность людей в общении.
Функционирование малого бизнеса имеет ряд особенностей.
© Махмудова М.М., Королева А.М., 2015
69
Во-первых, это отношения собственности, связанные с единством управленца и собственника предприятия.
Во-вторых, эффективная система мотивации персонала, основанная на единстве целей и личных взаимоотношениях собственника и работников.
В-третьих, как правило, высокая степень конкуренции на рынках сбыта, не позволяющая фирме осуществлять контроль над ценами и объемами и подталкивающая предприятие к постоянному совершенствованию качества, сервиса и других дополнительных характеристик.
В-четвертых, обслуживание относительно узкого круга потребителей, что обуславливает личный, персонифицированный характер взаимоотношений между предприятием и клиентами.
В-пятых, сильная зависимость результатов деятельности предприятия от личности руководителя, который играет ключевую роль в организации производственного процесса.
В-шестых, высокая вовлеченность родственников в процесс деятельности предприятия, поскольку именно малый бизнес, как правило, носит семейный характер.
В-седьмых, особенности финансирования малого бизнеса, заключающиеся в том, что предприятие не может рассчитывать на привлечение капиталов со стороны, через институт фондовой биржи, а ориентируется на относительно небольшие банковские кредиты, собственные сбережения или дружеские займы.
И в-восьмых, высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. В среднем у крупных предприятий отношение оборотного капитала к основным фондам составляет 20:80, а у предприятий малого бизнеса -80:20 [14, с. 633].
Указанные особенности малого бизнеса, с одной стороны, могут выступать определенными ограничениями для его развития (например, узость рынка сбыта, недостаток финансирования и пр.), а с другой стороны, напротив, отражать его сильные позиции. Так, малый бизнес обладает рядом преимуществ перед крупными предприятиями, такими как близость к местным рынкам и четкая ориентация на потребности клиентов, возможность производства продукции небольшими партиями, отсутствием лишних звеньев управления и т.д. У малого бизнеса есть то, чего стараются добиться крупные компании, используя комплекс маркетинга, - дифференциация и индивидуализация спроса.
В целом развитие сектора малого предпринимательства положительно сказывается на развитии конкурентной среды, создании дополнительных рабочих мест, увеличении доходов населения и повышении качества жизни. Поэтому в развитых странах доля занятых в малом бизнесе составляет около 50% и доля созданной продукции предприятиями этого сектора также достигает 50% ВВП страны [2, с. 135].
К сожалению, в России развитие малого бизнеса значительно отстает от уровня развитых стран. Например, доля малых предприятий в ВВП составляет 10-12%, а численность занятых около 15% [10, с. 142].
В мировой экономической литературе выделяют различные подходы к критериям отнесения предприятий к малому бизнесу. Как правило, это значение численности персонала, величина уставного капитала, финансовые показатели и сфера деятельности предприятия.
В западной литературе определяются три признака предприятия малого бизнеса [4, с. 245]:
- невозможность оказать влияние на цены и объемы продаж в связи с небольшим рынком сбыта у предприятия;
- правовая независимость предприятия, когда оно управляется непосредственно собственником или собственниками-партнерами, самостоятельно контролирующими свой бизнес;
- личное и независимое от внешнего давления управление предприятием-собственником или собственниками-партнерами.
В российском законодательстве выделяют три критерия, в соответствии с которыми фирмы относят к субъектам малого бизнеса [13]:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- за предшествующий календарный год средняя численность работников не превышала 100 человек;
- за предшествующий календарный год выручка от реализации товаров, работ и/или услуг без учета НДС не превышает 400 млн. руб.
Относительно недавно в статистических измерениях стали выделять так называемое микропредприятие, где средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 15 человек, а выручка не превышает 60 млн. руб.
Согласно данным официальной статистики в России более 80% численности малых и средних предприятий занимают микропредприятия, которые обеспечивают каждое третье рабочее место и создают почти 50% выручки [10, с. 144; 15, с. 634].
Специфика малого бизнеса связана со значительной территориальной привязкой его деятельности. Поэтому малые предприятия имеют ярко выраженный региональный характер, ориентируются на потребности местного рынка [1, с. 308; 11, с. 805].
Малое предпринимательство в последние годы представляет собой устойчивую сферу экономики Тюменской области. Субъекты малого бизнеса сегодня функционируют в международной,
внешней и внутренней экономике региона и занимают существенную долю на рынках [8, с. 124]. Активная поддержка малого предпринимательства в Тюменской области сегодня обусловлена рядом специфических особенностей его функционирования: насыщение рынка товарами и услугами, эффективное использование производственных мощностей и сырьевых ресурсов, высокая гибкость и скорость принятия решений, внедрение новой техники и технологии в области производства и реализации продукции, маневренность и мобильность в реакции на изменение конъюнктуры рынка,
создание рабочих мест и пр. Кроме того, малое предпринимательство является серьезным источником налоговых поступлений в бюджет [7, с. 113]. Таким образом, одним из важных условий социально-экономического развития области является функционирование высокоразвитого эффективного малого предпринимательского сектора в экономике региона [6].
На сегодняшний день в Тюменской области функционирует 63853 предприятия сферы малого бизнеса, причем 90% из них - это микропредприятия (см. рис. 1).
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
53377
58711
57973
2010г.
2011г.
2012г. 2013г.
микропредприятия малые предприятия Рис. 1. Динамика числа предприятий малого бизнеса в Тюменской области, ед. [17]
И такая структура малого предпринимательства в регионе является стабильной на протяжении последних лет. Данная ситуация позволяет предположить, что в области сформированы благоприятные условия для вовлечения граждан в экономическую деятельность, развития предпринимательских способностей в обществе.
Данное предположение подтверждает фактическое количество малых предприятий,
осуществляющих хозяйственную деятельность на территории областей Уральского федерального округа (см. рис. 2). На территории Уральского округа функционирует 8,7% малых предприятий от общего числа малых предприятий Российской Федерации, и в экономике Тюменской области их присутствует 2,4% от общероссийского показателя.
300 200 100 0
162 Ш,8
| || II
р У
Курганская Свердловская Тюменская Челябинская область область область область
Рис. 2. Количество малых предприятий по регионам Уральского федерального округа, тыс. ед. [17]
В целом, по Тюменской области число предприятий малого бизнеса последовательно увеличивается. Так, в 2013 г. по сравнению с 2010 г. их число выросло более чем на 60%. Оборот субъектов малого предпринимательства
Тюменского региона характеризуется
положительной динамикой (см. рис. 3). Так, в 2013 г. оборот малых предприятий увеличился на 10,5% относительно предыдущего периода и составил 741042 млн. руб.
741042
800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
Рис. 3. Динамика оборота предприятий малого бизнеса, млн. руб. [17]
Распределение малых предприятий по отраслям экономики региона носит неравномерный характер. Наиболее привлекательными для мелкого предпринимателя традиционно являются торговля, предоставление бытовых услуг населению (32,5% от общего числа малых предприятий), сфера недвижимости (21,2%), стройиндустрия (17,7%) (см. рис. 4). Широкое распространение получили парикмахерские услуги, ремонт бытовой техники,
установка окон и ремонт автомобильного транспорта. Открываются пункты общественного питания, конкурирующие между собой по уровню сервиса и качества обслуживания. Расширение сети торговых компаний стимулирует местные торговые предприятия повышать уровень обслуживания населения и предоставлять более качественные товары на рынке.
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство-1,7% _
коммунальные, социал ьные и персональные услуги - 2,7%
гостиницы и рестораны- 2,9%
здравоохранение и
предоставление социальных услуг-1,6%
финансовая деятельность-1,2%
добыча полезных ископаемых- 0,8%
обрабатывающие производства- 7,6%
транспорт и связь-8,7%
производство и распределение электроэнергии, газа и воды- 0,6%
образование- 0,5%
рыболовство, рыбоводство- 0,2%
оптовая и розничная торговля; бытовые услуги - 32,5%
операции с недвижимым
строительство- 17,7%^ имуществом; 21,2
Рис. 4. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства в экономике Тюменской области, % [17]
В отраслях, где материально-техническая база требует серьезных капиталовложений (добывающая промышленность), либо являющихся стратегически важными (производство и распределение электроэнергии, воды, газа) число малых предприятий невелико [4, с. 247]. Причем на протяжении последних лет структурных сдвигов в
отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства в регионе не происходило.
Субъекты малого предпринимательства благодаря благоприятным условиям
хозяйствования в регионе, наращивая объемы производства, внедряя новые технологии и осваивая производство новых товаров и услуг,
создают в области дополнительные рабочие места для специалистов разных профессий и квалификаций.
В целом по округам Уральского федерального округа число занятых рабочих мест составляет 638,7 тыс. или 9,3% к итогу общероссийского показателя. На долю Тюменской
области приходится более 25% рабочих мест, предоставленных малыми предприятиями области, от общего числа по Уральскому округу (см. рис. 5). Наибольшую занятость на предприятиях малого предпринимательского сектора демонстрируют бизнесмены Свердловской области, обеспечивая более 40% рабочих мест по всему округу.
300 250 200 150 100 50 0
Курганская Свердловская Тюменская Челябинская область область область область
Рис. 5. Количество предоставленных рабочих мест малыми предприятиями в округах Уральского федерального
округа, тыс. ед. [17]
В сфере малого бизнеса Тюменской области занято 274619 человек или более 14% от всего населения области, занятого трудовой деятельностью. Наибольшая численность
здравоохранение и
работников сконцентрирована на малых предприятиях сферы общественного питания, торговли, ресторанного бизнеса, строительного бизнеса (см. рис. 6).
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг-19,3%
предоставление социальных услуг-1,9%
коммунальные, социальные и персональные услуги -2,5%
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство-2,9%
финансовая деятельность-0,6%
транспорт и связь 7,8%
гостиницы и рестораны- 4,7%
оптовая и розничная торговля; бытовые услуги-27,2%
добыча полезных ископаемых- 1,5%
обрабатывающие производства- 9,3%
производство и распределение электроэнергии, газа и воды- 1,7%
строительство- 20,1%
Рис. 6. Структура распределения средней чи
В последние годы увеличивается количество работников, занятых на малых предприятиях сферы образования (в 2013 г. здесь работает на 30% больше работников, чем в 2012 г.), в финансовой деятельности занято специалистов на
;ти работников малых предприятий, % [17]
20% больше, чем в предшествующем году, в сферу жилищно-коммунального хозяйства дополнительно привлечено 10% работников.
Работники, занятые в той или иной сфере малого предпринимательства, получают доходы,
соразмерные отраслевым показателям в регионе. Наибольший уровень заработной платы фиксируется традиционно в добывающей промышленности, финансовой сфере,
строительстве. Динамика величины заработной платы описывается положительным трендом роста. Так, среднемесячная номинальная заработная плата одного работника предпринимательского сектора в 2013 г. составила 24645 руб., что на 5% больше величины заработной платы 2012 г. Причем наибольший ее прирост в 2013 г. отмечен в сфере государственного управления (прирост составил 34% относительно 2012 г.), в образовании (на 19%), в электроэнергетике (на 10%).
Оборот деятельности субъектов малого предпринимательства всего Уральского федерального округа имеет положительную динамику. Отраслевая структура оборота характеризуется стабильностью: так, более 59%
оборота фиксируется в сфере розничной и оптовой торговли, в сфере бытовых услуг; более 12% оборота приходится на строительные предприятия малого бизнеса; 10% оборота принадлежит предприятиям обрабатывающих отраслей.
Расширение сфер и направлений экономической деятельности субъектов малого предпринимательства в Тюменской области отражается в наращивании объёмов оборотов хозяйствования (см. рис. 7). Так, в 2013 г. оборот предпринимательских структур составил 741042 млн. руб., что на 10,6% больше уровня 2012 г. Причем хозяйственные обороты увеличивают не только малые предприятия, но и микропредприятия демонстрируют ежегодный прирост показателя. Более 52% общего оборота получено предпринимателями сферы торговли, бытовых услуг; 17% оборота принадлежит стройиндустрии; более 10% заработано в сфере недвижимости.
600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
479203
516437
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
малые предприятия микропредприятия Рис. 7. Динамика оборота субъектов малого бизнеса в Тюменской области, млн. руб. [17]
Примечательным является факт многократного увеличения оборота в рыболовстве, рыбоводстве: в 2013 г. оборот вырос в 2,5 раза по сравнению с 2012 г.; в сфере образования оборот увеличился на 70% от уровня 2012 г. Освоение тюменскими предпринимателями в 2013 г. сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг отразились в росте оборота в этих отраслях на 30%.
Инвестиционная деятельность субъектов предпринимательского сектора региональной экономики характеризуется тенденцией ее сокращения (см. рис. 8). Все меньше средств
тюменские предприниматели направляют на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и прочие объекты. Так, в 2013 г. объем инвестиций в основной капитал малых предприятий области составил 3313.421 млн. руб., что на 40% меньше инвестиций 2012 г. и на 80% меньше уровня 2010 г. Данная ситуация позволяет предположить о расширении и активизации региональной поддержки малого бизнеса [12, с. 118].
18000000 16000000 14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
Рис. 8. Динамика инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства Тюменской области,
тыс. руб. [17]
Правительство Тюменской области на сегодняшний день предлагает широкий комплекс мер государственной, региональной и муниципальной поддержки предпринимательского сектора. Среди направлений поддержки -предоставление производственных помещений, возмещение маркетинговых затрат, финансовая поддержка, установка программного обеспечения для сдачи отчетности в электронном виде, повышение квалификации сотрудников, разработка и продвижение интернет-сайтов, поддержка франчайзинга и инноваций и пр.
В том числе активно реализуются программы субсидирования предпринимателей при оснащении, техническом перевооружении, модернизации, строительстве новых
производственных площадей, возмещении затрат на приобретение оборудования по кредитным линиям или лизинговым договорам. В целом по области в 2013 г. за счет денежных средств регионального бюджета 35 субъектам малого
предпринимательства оказана региональная финансовая поддержка в форме субсидии на возмещение затрат по приобретению оборудования. На реализацию данных видов поддержки в 2014 г. из бюджета города Тюмени выделено 12 326 тыс. руб. [3].
Кроме того, сокращение инвестиций в основной капитал тюменскими предпринимателями обусловлено и отраслевой структурой малого бизнеса. В последние годы увеличилось число малых предприятий в сферах, не требующих оснащения, строительства и оборудования производственных площадей (образование, здравоохранение, финансовая деятельность, и пр.) [2, с. 137]. Наибольшие инвестиционные расходы предпринимательских структур фиксируются в обрабатывающих отраслях (22,1% от общей величины инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства), в сфере торговли - 16,1%, в сфере недвижимости - 16,1% (см. рис. 9).
операции с недвижимым имуществом -16,1%
транспорт и связь 5,9%
гостиницы и рестораны- 3,4%
оптовая и
розничная торговля, бытовые услуги- 16,1%
коммунальные социальные и персональные услуги - 0,9%
сельское хозяйство, охота и ,_ лесное хозяйство-15,9%
добыча полезных ископаемых- 4,8%
строительство 13,2%
обрабатывающие производства-22,1%
производство и распределение электроэнергии газа и воды- 0,6%
Рис. 9. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса, % [17]
Небольшое количество малых
предприятий, осуществляющих свою деятельность в нефтегазовом комплексе, электроэнергетике, в сфере коммунальных и социальных услуг, и обусловило минимальные капиталовложения в этих отраслях [16, с. 112].
Кроме того, в целях оказания имущественной поддержки предприятиям малого предпринимательского сектора региональной экономике для осуществления
предпринимательской деятельности передано в пользование 482 нежилых помещения.
В то же время одной из действенных мер по поддержке субъектов малого
предпринимательства в Тюменской области является размещение регионального заказа среди предприятий малого бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение количества малых предприятий в экономике Тюменской области, наращивание оборотов их хозяйствования, рост численности работников, занятых в сфере малого предпринимательства, являются показателями их эффективного функционирования и высокого уровня развития малого бизнеса в регионе в современных условиях. Региональный комплекс мер поддержки малого предпринимательского сектора формирует благоприятный климат для становления бизнеса, расширения сфер и направлений экономической деятельности, активизации деловой и инвестиционной активности субъектов региональной экономики.
Список литературы
1. Алленов А.В., Василенко Н.А. Малое предпринимательство как стратегический ресурс развития инновационного потенциала региона. //Экономика и предпринимательство. 2013. № 1112. С. 306-310.
2. Ворожбит О.Ю., Титова Н.Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2014. № 1(20). С.134-140.
3. Государственная и муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса в Тюменской области. URL: http:/www.tmb72.ru/ (дата обращения: 13.11.2014).
4. Егоршин А.П., Кадышев Е.Н., Маркелова Т.В. Влияние микроэкономических факторов на малое предпринимательство России // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3. С. 245-250.
5. Кропин Ю.А., Панченко О.А. Состояние и перспективы развития субъектов малого предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6. С. 434-440.
6. Малое и среднее предпринимательство в Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/ (дата обращения: 13.11.2014).
7. Махмудова М.М., Насибова А.Ю. Малый бизнес в экономике Тюменской области:
анализ тенденций и перспективы развития // Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе: материалы науч.-практ. конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 112-115.
8. Махмудова М.М., Предигер Е.С. Поддержка малого бизнеса в Тюменской области на современном этапе // Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе: материалы науч.-практ. конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 124-128.
9. Махмудова М.М. Инновационная активность малых предприятий на современном этапе экономического развития // Науч. вестн. Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2010. №2 (11). С. 85-89.
10. Махмудова М.М., Королева А.М. Тенденции и перспективы развития российского малого бизнеса //Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: материалы Междунар. науч. семинара. Вып. 12. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С.140-146.
11. Медков А.Д. Особенности управления малым и средним предпринимательством на региональном (муниципальном) уровне // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 803-808.
12. Новикова К.В., Косвинцев Н.Н. Государственная поддержка инвестиционных проектов на региональном уровне как основа привлечений инвестиций // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4(15). С. 115-123.
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14. Рагулина Ю.В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития //Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 633-635.
15. Руденко М.Н. Создание «Сети развития взаимодействия крупного и малого предпринимательства региона» как фактор обеспечения конкурентоспособности региональной экономики // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2012. № 3(14). С.35-39.
16. Симонов С.Г., Дурцева А.Г., Махмудова М.М. Управление безопасностью в сфере предпринимательства: учеб. пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.
17. Тюменская область в цифрах: 19982013 гг. URL: http://www.tumstat.gks.ru/ (дата обращения: 15.11.2014).
Получено: 27.11.2014
References
1. Allenov A. V., Vasilenko N. A. Maloe predprinimatel'stvo kak strategicheskij resurs razvitija innovacionnogo potenciala regiona. [Small business as strategic resource of development of innovative capacity of the region]. Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2013, no. 11-2, pp. 306-310.
2. Vorozhbit O. Y., Titov N. Y. Predprinimatel'skaja sreda kak faktor vzaimodejstvija predprinimatel'skih struktur [Enterprise e environment as a factor of interaction of enterprise structures]. Perm University Herald. Economy, 2014, no. 1 (20), pp. 134-140.
3. Gosudarstvennaja i municipal'naja podderzhka malogo i srednego biznesa v Tjumenskoj oblasti. [State and municipal support of small and medium business in the Tyumen region.] Available at: http://tmb72.ru/ (accessed 13.11.2014.)
4. Egorshin A.P., Kadyshev E.N., Markelova T.V. Vlijanie mikrojekonomicheskih faktorov na maloe predprinimatel'stvo Rossii. [Influence of microeconomic factors on small business of Russia]. Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2012, no. 3, pp. 245-250.
5. Kropin Yu.A., Panchenko of O. A. Sostojanie i perspektivy razvitija subektov malogo predprinimatel'stva v Rossii. [Condition and prospects of development of subjects of small business in Russia]. Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2012, no. 6, pp. 434-440.
6. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Tjumenskoj oblasti [Small and average business in the Tyumen region]. Available at: http://www.tyumen-region.ru/ (accessed 13.11.2014.).
7. Makhmudova M. M., Nasibova A.Y. Malyj biznes v jekonomike Tjumenskoj oblasti: analiz tendencij i perspektivy razvitija [Small business in economy of the Tyumen region: analysis of tendencies and prospect of development]. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v regione: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, studentov. [Development of small and average business in the region: materials of scientific and practical conference of young scientists, graduate students, students]. Tyumen: Tyumen State Oil and Gas University, 2010, pp. 112-115. (In Russian).
8. Makhmudova M. M., Prediger E.S. Podderzhka malogo biznesa v Tjumenskoj oblasti na sovremennom jetape. [Support of small business in the Tyumen region at the present stage]. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v regione: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, studentov. [Development of small and average business in the region: materials of scientific and practical conference of young scientists, graduate students, students]. Tyumen: Tyumen State Oil and Gas University, 2010, pp. 124-128. (In Russian).
9. Makhmudova M. M. Innovacionnaja aktivnost' malyh predprijatij na sovremennom jetape jekonomicheskogo razvitija. [Innovative activity of small enterprises at the present stage of economic development]. Nauchnyj vestnik Ural'skoj akademii
gosudarstvennoj sluzhby: politologija, jekonomika, sociologija, pravo. [Scientific bulletin of the Ural academy of public service: political science, economy, sociology, law], 2010, no. 2 (11), pp. 85-89.
10. Makhmudova M. M., Koroleva A.M. Tendencii i perspektivy razvitija rossijskogo malogo biznesa. [There are tendencies and prospects of development of the Russian small business]. Vuzovskaja nauka: teoretiko-metodologicheskie problemy podgotovki specialistov v oblasti jekonomiki, menedzhmenta i prava: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. [High school science: teoretiko-methodological problems of training of specialists in the field of economy, management and the right: materials of the International scientific seminar]. Tyumen: Tyumen State Oil and Gas University, 2014, no. 12, pp. 140-146. (In Russian).
11. Medkov A.D. Osobennosti upravlenija malym i srednim predprinimatel'stvom na regional'nom (municipal'nom) urovne. [Features of management of small and average business at the regional (municipal) level]. Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2014, no. 4-2, pp. 803-808.
12. Novikova K.V., Kosvintsev N. N. Gosudarstvennaja podderzhka investicionnyh proektov na regional'nom urovne kak osnova privlechenij investicij. [The state support of investment projects at the regional level as a basis of attraction of investments]. Perm University Herald. Economy, 2012, no. 4 (15), pp. 115-123.
13. RF Federal Law «On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation» of July 24, 2007 № 209-FZ (as amended by Federal Law of December 28, 2013). (In Russian).
14. Ragulina Y.V. Maloe predprinimatel'stvo kak sub#ekt jekonomicheskogo razvitija. [Small business as subject of economic development]. Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2014, no. 5-1, pp. 633-635.
15. Rudenko M. N. Sozdanie «Seti razvitija vzaimodejstvija krupnogo i malogo predprinimatel'stva regiona» kak faktor obespechenija konkurentosposobnosti regional'noj jekonomiki. [Creation of "Network of development of interaction of large and small business of the region" as factor of ensuring competitiveness of regional economy]. Perm University Herald. Economy, 2012, no. 3(14), pp. 3539.
16. Simonov S.G., Durtseva A.G., Makhmudova M. M. Upravlenie bezopasnost'ju v sfere predprinimatel'stva: uchebnoe posobie. [Management of safety in the sphere of business]. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University, 2012, 152p.
17. Tjumenskaja oblast' v cifrah 1998-2013. [The Tyumen region in figures 1998-2013]. Available at: http://www.tumstat.gks.ru/ (accessed 15.11.2014.).
The date of the manuscript receipt: 21.10.2014
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF SMALL BUSINESS IN TYUMEN OBLAST
Muhabbat M. Makhmudova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor in the Department of Commodity
Markets Economics
Tyumen State Oil and Gas University, 38, Volodarskogo st., Tyumen, 625000, Russia
Anna М. Koroleva, Senior Lecturer in the Department of Commodity Markets Economics
Tyumen State Oil and Gas University; 38, Volodarskogo st., Tyumen, 625000, Russia
These days, a developed economic system of any level increasingly relies on its small business sector, which allows for resolving serious problems of economic and social nature. The purpose of this study is to determine the source of increasing small business functioning efficiency in Tyumen Oblast. The article outlines the criteria used to identify a company as a small business according to the Russian legislation. The difference between the concepts of "microenterprises" and "small enterprises" is defined. The work considers the peculiarities of business practices of small enterprises under modern conditions, their positive impact on the state of the economic system of the federal, regional and local levels is shown. The dynamics of indicators of small business development in the regions of Ural Federal District is presented. The article analyzes statistical data concerning the state of small business for the period 2010-2013 and dynamics of the number of small enterprises. Special attention is paid to the sectoral structure of the small business of Tyumen Oblast. The peculiarities of distribution of employees working for small enterprises in different industries are considered, the dynamics of wages in the small business sector is analyzed. In the research the authors used general scientific methods. A retrospective analysis of the main indicators of the small business state in Tyumen Oblast was conducted on the basis of scientific abstraction. The expert evaluation method (Delphi technique) and the method of data comparison were used. The dynamics and structure of the main indicators characterizing the current trends in the development and functioning of the small business sector in the regional economy were described via graphical interpretation of the data and the method of data grouping. The scientific novelty of the research lies in the identification and study of the characteristics of small business functioning in Ural Federal District for the purpose of development of effective measures to support small business entities in the region.
Basing on the analysis of the main statistical indicators of small enterprises activities, the authors formulated conclusions about the current trends in business and investment activity of small business of Tyumen Oblast.
Keywords: small business, microenterprises, support for small subjects entities, employment of population, investment activity.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Махмудова М.М., Королева А.М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в тюменской области // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). С. 69-78.
Please cite this article in English as:
Makhmudova M.M., Koroleva A.M. Analysis of the current state of small business in tyumen oblast // Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). P. 69-78.