УДК 334.724.
ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.В.Васильева1, Н.И.Солодова2, С.В.Иванов3
Псковский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, 180005, г. Псков, ул. Ленинградское шоссе, 24.
Рассматриваются проблемы развития сектора малого и среднего бизнеса на территории муниципалитетов Псковской области. Даётся комплексная оценка рыночной конъюнктуры, сложившейся на базовых территориях, характеризуются спрос и предложение в секторе МСБ, а также предлагаются рекомендации по осуществлению государственной поддержки представителям МСБ в выявленных рыночных нишах. Табл. 15. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: развитие региональной экономики; сектор малого и среднего бизнеса; рыночные ниши; направления государственной поддержки.
INVESTIGATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS ENVIRONMENT IN THE MUNICIPALITIES OF PSKOV
M.V. Vasilyeva, N.I. Solodova, S.V. Ivanov
Pskov branch of St. Petersburg State University of Service and Economy, 24 Leningradskoe Shosse, Pskov, 180005.
The development problems of small and medium-sized business in the municipalities of the Pskov region are examined. A comprehensive assessment of market conditions prevailing in the core areas is given. The demand and supply in the sector of small and medium-sized business are characterized. Recommendations on the implementation of state support to the representatives of small and medium-sized businesses in the identified market niches are offered. 15 tables. 4 sources.
Key words: development of regional economy; sector of small and medium-sized business; market niches; courses of state support.
Малый и средний бизнес (далее МСБ) занимает важное место в экономике развитых стран по ряду причин, в числе которых, прежде всего, экономичность и гибкость: меньше вложений на открытие предприятия, выше оборачиваемость средств, быстрее адаптация к конъюнктуре рынка. Кроме того, именно малый бизнес, имеющий узкую специализацию, в наибольшей степени обеспечивает индивидуальный подход к потребителю. Для большинства российских регионов развитие малого бизнеса очень важно, прежде всего, с социальной точки зрения: создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения в мегаполисы, улучшение качества жизни за счет развития инфраструктуры услуг.
В социально-экономической политике России развитию этого сектора придается большое значение в связи с обеспечением структурной диверсификации и инновационного развития экономики [3].
Однако экономические показатели деятельности сектора МСБ России значительно уступают аналогичным индикаторам развитых стран. Так, по данным Минэкономразвития, доля малого бизнеса в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, тогда как в
развитых странах этот показатель составляет около 50%, а в Китае - более 60%. Если оценивать МСБ с точки зрения занятости населения, то у нас около 800 малых предприятий на 1000 человек, а в развитых странах эти цифры на порядок больше. К 2012г. ситуация в секторе МСБ должна существенно улучшиться и по основным показателям планируется достичь следующих результатов: увеличить долю выпуска продукции малых и средних предприятий в ВВП (до 29%), увеличить долю занятых в данном секторе (до 28%), долю оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство) (до 40%) [4].
По данным различных исследований [2], наиболее сложный период для развития МСБ приходится на 2008-2009 гг. (особенно 2009), что выражается в снижении общих экономических показателей. В 2010 году наблюдается некоторый рост в секторе МСБ, что связано и с улучшением общей экономической ситуации в стране, и с осуществлением мер государственной поддержки данного сектора. Однако ситуацию в данном секторе экономики вряд ли можно назвать благо-
1Васильева Мария Владимировна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой сервиса. Vasilyeva Maria, Candidate of Economics, Head of the Department of Service.
2Солодова Надежда Ивановна, кандидат химических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и информационным технологиям.
Solodova Nadezhda, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Deputy Director for Science and Information Technologies.
3Иванов Сергей Васильевич, кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин.
Ivanov Sergey, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Head of the Department of Mathematical and Natural Sciences.
получной. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в регионах приняты программы развития малого и среднего предпринимательства, ряд из которых включают исследовательский компонент как базовый для определения основных мер по организации государственной поддержки данного сектора. Однако в целом среда развития сектора МСБ является недостаточно изученной по многим аспектам.
Остается открытым вопрос, какие условия способствуют развитию малого и среднего предпринимательства в регионах России. Очень часто главным препятствием положительной динамики этого процесса считается налоговая политика, однако по данным исследований [1] Россия входит в пятерку стран с наименьшей налоговой нагрузкой по двум основным показателям: удельному весу налоговых поступлений в ВВП страны и совокупной налоговой ставке. Очень важной в этой связи является организация комплексной государственной поддержки, которая, помимо льготного налогового режима, должна гарантировать доступность финансирования за счет различных кредитных льгот, устранять административные барьеры, а также содействовать стабильной конъюнктуре рынка. Поэтому актуальными являются исследования регионального сектора МСБ и среды его функционирования с целью определения наиболее эффективных путей государственной поддержки.
В течение 2010 года научным коллективом ПФ СПб ГУСЭ проводились исследования, основной целью которых было изучить структуру спроса и предложения на рынке товаров и услуг базовых территорий, определить ниши, перспективные к развитию в секторе малого и среднего бизнеса, разработать рекомендации для Администраций муниципальных образований по стимулированию роста предпринимательских структур в выявленных нишах. Заявленная методология исследования процессов и проблем развития малого и среднего бизнеса на территориях Муниципальных образований Псковской области предполагала использование общенаучных методов, в том числе системно-комплексный подход, классификацию, обобщение, логический анализ. Полевые исследования проводились в форме опроса потребителей (письменное анкетирование) и представителей МСБ (письменное анкетирование и фокус-группы). Кроме того, применялся мониторинг розничных торговых объектов (для выявления проблем ассортимента и качества обслуживания). Обработка фактических данных осуществлялась с применением экономико-статистических методов.
Базовыми территориями для исследования явились следующие муниципальные образования Псковской области: Себежский район, Куньинский район, Дедовический район, Опочецкий район, город Великие Луки.
На первом этапе полевых исследований для изучения структуры спроса в Муниципальных образованиях области исследовалось мнение потребителей, которое обобщалось в виде показателей: 1) средне-
душевой доход на одного члена домохозяйства (тыс. руб./чел./мес.); 2) очередность приобретения товаров / услуг (ранг тах-тт); 3) удовлетворенность спроса на товары/услуги (шкала в баллах 1-5); 4) недостаточность / неудовлетворенность (узкий ассортимент / отсутствие) предложения товаров/услуг (доля респондентов, %); 5) вид предпринимательской деятельности/услуги/товары (ранг востребованности - шкала тах-тт); 6) мобильность потребителей в аспекте географии потребления товаров / услуг (доля потребителей/частота потребления за пределами территории/вид товара / услуги); 7) лояльность потребителей к предпринимательству в целом (лояльность / перспективность МСБ, в долях ответов да); 8) перспективные виды предпринимательства (ранговая шкала тах-тт); 9) проблемы развития МСБ (ранговая шкала тах-тт); 10) факторы, положительно/отрицательно влияющие на развитие МСБ (ранговая шкала тах-тт). На втором и третьем этапе полевых исследований изучалось мнение действующих предпринимателей. Нужно отметить, что в процессе сбора и анализа первичных данных исследовательский коллектив особое внимание уделил результатам проведенных фокус-групп, включающих как предпринимателей со стажем более 3 лет, так и начинающих бизнесменов. Основными изучаемыми показателями были установлены:
1)вид деятельности (доля респондентов);
2)стаж предпринимательской деятельности (лет);
3)география деятельности (доля респондентов, %/территориальные границы деятельности);
4)факторы, положительно/отрицательно влияющие на развитие МСБ (ранговая шкала тах-тт);
5)наличие кадров для деятельности в секторе МСБ респондента (шкала утверждений/ в долях ответов да, %);
6)взаимодействие с органами местной власти (шкала утверждений/ в долях ответов да, %);
7)важность/значимость видов поддержки МСБ (шкала утверждений/ в долях ответов да, %);
8)информированность предпринимателей о деятельности органов власти в сфере поддержки сектора МСБ на конкретной территории (порядковая шкала/ в долях ответов да, %).
Рассмотрим основные результаты исследований. В табл. 1 дана характеристика объектов исследования и объемы исследуемой выборки.
Для анализа данные по потребительскому рынку были сведены в 3 группы в соответствии со средним душевым доходом в домохозяйстве. В табл. 2 представлен анализ потребительского рынка в соответствии с критерием среднедушевой доход.
В первую группу входит большая часть жителей муниципальных образований - около 80%. Средний душевой доход в выделенной группе составляет 4,5 тыс. руб., что может быть сравнимо только с размером минимальной заработной платы, что не позволяет говорить о возможности формирования у данной группы населения высокого уровня спроса на товары и услуги не первой необходимости. Средний душевой доход во второй группе (около16,2%) - 13,5 тыс. руб.
Этот контингент потребителей является более перспективным для разработки и предложения со стороны МСБ определенных товаров и услуг. Последняя группа, самая немногочисленная (около3,8%), имеет средний душевой доход 21 тыс. руб., что превышает установленные официально средние доходы среднестатистического жителя области почти в два раза, однако, в силу малочисленности, эта группа не оказывает существенного влияния на формирование спроса.
Исследование очередности приобретения товаров и услуг на базовых территориях показало следующее.
В целом покупательские приоритеты во всех группах, несмотря на уровень дохода, сходны. Для всех групп населения актуальными являются расходы на приобретение продуктов питания, на содержание жилья, автомобиля, оплату мобильной связи, покупку одежды и обуви. Отдых, затраты на приобретение предметов интерьера, на покупку компьютерной техники/программного обеспечения не являются, по мнению потребителей, важными/актуальными статьями расхода. В табл. 3 представлен сводный анализ очередности приобретения товаров/услуг по базовым территориям (min ранг - приобретение в первую очередь).
Таблица 1
Состав и объем выборки_
Районы/ выборка Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический В/Луки Итого
Потребители (анкетирование) 268 471 278 283 478 1778
Предприниматели (анкетирование) 13 28 28 11 25 105
Предприниматели (фокус-группа) 8 9 - 6 6/6 35
Специалисты Администрации (интервью) 2 2 1 3 2 10
Таблица 2
Анализ среднедушевого дохода потребителей базовых территорий
Районы/ср. душ. доход, тыс. руб./чел./мес. Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический В/Луки В среднем
%
до 8 81 74 90 78 77 80
8-15 15 22 7 18 19 16,2
Св 15 4 4 3 4 4 3,8
Таблица 3
Анализ очередности приобретения товаров/услуг_
Товары/услуги Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический Великие Луки
Продукты питания 1 1 1 1 1,1
Коммунальные услуги 1,05 2,7 2,62 1,7 2,75
Сельскохозяйственная продукция (корма для животных) 1,9 2,86 2,86 3,23 3,47
Одежда, обувь 2,09 2,56 2,57 1,642 2,69
Транспортные затраты, в т.ч. сервис и бензин 2,56 2,86 2,86 3,31 3
Бытовые услуги (парикмахерские, ремонт обуви, техники и пр.) 2,71 2,5 2,7 2,6 2,8
Бытовая, видео и оргтехника 2,86 3,42 3,43 3,2 3,8
Строительные материалы 2,89 3,36 3,36 4,018 3,9
Предметы интерьера, мебель и т.п. 3,1 3,6 3,6 4,3 3,81
Компьютеры, комплектующие, программное обеспечение 3,11 3,6 3,6 4,95 4,5
Затраты на проведение досуга и отдыха 3,42 3,52 3,53 4,8 4,2
Другое (медуслуги, кредиты, образование и пр.) 0 3,61 3,91 0 0,6
Таблица 4
Анализ удовлетворенности спроса на товары, реализуемые торговыми предприятиями на базовых _территориях_
Товары Уровень недостаточности, отмечаемый респондентами, в обеспечении товарами, %4 Среднее значение, %
Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический Великие Луки
Продукты 13,3 9,55 22,9 9,19 16,318 14,3
Промтовары (мебель, текстиль, посуда и пр.) 11,4 8,92 22,9 10,25 9,414 12,6
Одежда 42,9 21,44 48,9 51,59 24,268 37,8
Обувь 47,6 20,59 45 44,52 25,105 36,6
Бытовая техника 8,6 3,82 32,8 3,18 8,159 11,3
Стройматериалы 17,6 8,07 18,3 5,3 7,95 11,4
Отмечаются небольшие отличия в приоритетах из-за их узкого ассортимента (или полного отсут-потребления в группах второй и третьей. Часть ре- ствия). Средняя удовлетворенность по всем базовым спондентов (менее 10% от общего числа групп 2 и 3, территориям составила значение 2,83, что свидетель-причем их мнение было обозначено только в Себеж- ствует о значительных проблемах развития рынка, в ском, Куньинском районах и г. Великие Луки) устано- том числе в секторе МСБ.
Таблица 5
Анализ удовлетворенности спроса на услуги, реализуемые местными предприятиями
Услуги/районы Профили Востребованность услуг, баллы
Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический Великие Луки
Ремонт Часы/ремонт 89 70 17,75 70 62
Обувь/ремонт 37 40 21,25 40 76
Бытовая техника/ремонт 74 81 25,5 81 140
Химчистка 141 106 22,5 106 95
Ателье 70 47 23,25 47 70
Жилье/ремонт 51 64 26,5 64 106
Другое/ремонт 34 32 7 40 42
Информационный консалтинг Нотариус 61 69 10,5 69 41
Обучение 45 56 21,25 56 104
другое/консалт. 16 15 1,75 15 29
Туристские услуги Размеще-ние/турбизнес 31 37 5 37 34
Питание 30 63 4 63 41
Досуг 60 63 10,25 63 86
Другое/туризм 21 24 2,25 24 25
Медицинские услуги Стоматология 84 98 36,25 98 108
Диагностика 133 137 31,75 137 183
Другое/медиц. 37 46 8,5 46 54
Ветеринарное сопровождение Услуги ветврача 25 37 6,5 37 47
Культурно-досуговые Детский отдых 123 105 21,75 105 205
Молодежный отдых 114 92 29,25 92 179
Другое/культ. 41 44 7,75 44 92
вили высший ранг очередности расходам на здоровье, образование, выплату кредитов. Исследование удовлетворенности потребительского спроса показало, что приобретение части товаров/услуг откладывается
Уровень недостаточности товаров/услуг рассчитывался
исходя из общего количества респондентов, принимавших
Анализ ответов показал, что товарные группы «одежда» и «обувь» (несмотря на их широкий ассортимент в торговых предприятиях5) определяются как наименее развитые на всех базовых территориях. Так, по категории «одежда» респонденты определяют
По результатам мониторинга розничных объектов (источ-^ик^собственные^сследования^^^^^^^^^^^^^^^
несоответствие цены и качества, считают, что цены значительно завышены, отмечают узость ассортимента верхней женской и мужской, а также детской одежды. Часть респондентов отмечают отсутствие товаров отечественных производителей. По категории «обувь» респонденты также определяют узость ассортимента, указывают на проблемы с приобретением обуви для занятий спортом и физкультурой, обуви для пожилых людей. В табл. 4 представлена сводная оценка удовлетворенности ассортиментом /качеством товаров/качеством торгового сервиса на базовых территориях.
По категории «продукты питания» респонденты отмечают узкий ассортимент продуктов «для детей до 1 года», «до 3 лет», нет «экологически чистых продуктов», слабо развита сеть реализации молочных, мясных продуктов и овощей, производимых на изучаемой территории. Что касается сферы услуг, то здесь уровень неудовлетворенности потребителей значительно выше - см. табл. 5. На всех территориях респондентами было отмечено низкое качество обслуживания в сфере медицины, большие сложности с посещением врачей-специалистов (например, отмечается нехватка врачей-гинекологов, отоларингологов, стоматологов, педиатров - на это указывают более 70% респондентов).
Практически во всех исследованных районах респонденты отмечают, что «отдыхать» с детьми и «развивать» их негде: отсутствуют и детские развлекательные площадки, и спортивные комплексы, мало «приличных» (по мнению респондентов) молодежных клубов. В целом респондентами предлагается развивать целый комплекс услуг: медицинские услуги, в том числе внедрять комплексную диагностику здоровья, бытовые, (ремонт обуви, химчистка), информационные (нотариальные услуги). Так, по Себежскому райо-
ну есть предложения по строительству парка отдыха для жителей города с оборудованием детских площадок, строительству бассейна, кинотеатра. По Дедови-ческому району актуально развитие фитнес-услуг. По Куньинскому району необходимы услуги по организации отдыха для разных возрастных групп: пенсионеров, «кому - за 30». По Опочецкому району отмечается недостаточность услуг бытового характера: «химчистка», «ремонт часов», «ремонт жилья».
Наблюдается разброс ответов с учетом доходов респондентов. Для группы с наименьшими доходами (до 8 тыс. руб./чел./мес.) наиболее важно развивать услуги социального характера: медицинский сектор, отдых детей, ремонт жилья и пр. Для группы с высоким уровнем доходов, кроме перечисленных видов услуг, становятся востребованными услуги информационного консалтинга, обучения, организации досуго-вой деятельности.
Для организации мероприятий торгово-выставочного характера Администрациям муниципалитетов и представителям МСБ важно знать показатели мобильности потребителей. Анализ мобильности среднестатистического жителя базовой территории приводится в табл. 6 и 77.
Анализ показал, что в среднем житель района выезжает с целью приобретения товаров/услуг не чаще 1 раза в квартал (42,78%) , причем 2/3 населения отличаются мобильностью, что определяет востребованность развития ярмарок на базовых территориях не реже 1 раза в полугодие. Наибольшая активность потребителей г. Великие Луки отмечается для частоты поездок 1 раз в год, что указывает на целесообразность обеспечения спроса жителей г. Великие Луки ежегодными крупными торговыми ярмарочными мероприятиями. Анализ анкет также позволяет сделать вывод о том, что основными целями поездок стало
Таблица 6
Анализ мобильности потребителей базовых территорий
Мобильность потребителей/районы Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический Среднее значение,%
Еженедельно выезжают за покупками 0,00 4,90 16,00 9,19 7,52
Два раза в месяц 8,50 9,09 16,67 6,71 10,24
Один раз в месяц 11,43 20,98 17,00 9,89 14,83
Один раз в квартал 43,03 65,03 38,67 24,38 42,78
Итого мобильных покупателей 62,93 100,00 88,33 50,18 75,36
Не выезжают 20,17 0,00 7,33 27,21 13,68
Выезжают 1-2 раза в год 16,90 0,00 4,33 22,61 10,96
Таблица 7
Анализ мобильности потребителей г.Великие Луки
Периодичность поездок/группы 1 раз в 6 мес. 1 раз в год не выезжают
1 группа 3,36 50,9 45,8
2 группа 3,4 47,5 50,0
3 группа 0,0 33,3 66,7
--7 Для города Великие Луки анализ мобильности был выпол-
6 Расчет выполнен с использованием итога по количеству нен по другой методике (использовался другой частотный
приобретение в других населенных пунктах одежды и ки - приобретение лекарственных препаратов, книг и обуви, продуктов питания, бытовой и оргтехники. От- других печатных изданий. метим, что достаточно часто отмечалась цель поезд-
Таблица 8
Перспективные к развитию рыночные ниши на территориях области_
Сферы бизнеса Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический
Торговля Торговля одеждой и Торговля одеждой и Торговля одеждой Торговля одеждой и обу-
обувью высокого обувью высокого (особенно верхней) и вью высокого качества, с
качества, с широкой качества, с широкой обувью высокого широкой линейкой ас-
линейкой ассорти- линейкой ассорти- качества, с широкой сортимента, в том числе
мента, в том числе мента, в том числе линейкой ассорти- должны быть представ-
должны быть пред- должны быть боль- мента, в том числе лены не только россий-
ставлены не только шие размеры одеж- должны быть боль- ские производители,
российские произ- ды и обуви, шие размеры одежды торговля «экологически
водители, торговля диетиче- и обуви, детская, чистыми» продуктами;
торговля «экологи- ским и детским пи- рабочая одежда, торговля сантехникой;
чески чистыми» танием, торговля диетиче- торговля стройматериа-
продуктами; торговля сантехни- ским и детским пита- лами (огнестойкими);
торговля стройма- кой; нием, торговля рыбными про-
териалами (пе- торговля стройма- торговля строймате- дуктами (деликатесного
ноблоки, плитка, териалами (отде- риалами. и диетического назначе-
обои и пр.). лочными материалами, материалами для кровли и отделки домовладений). ния).
Прочие услуги Медицинское об- Медицинское об- Медицинское обслу- Медицинское обслужи-
служивание; служивание (диа- живание (диагности- вание (диагностика, сто-
детский и молодеж- гностика, стоматоло- ка, стоматология); матология);
ный отдых, в том гия); нотариальные и про- детский и молодежный
числе организация нотариальные и чие юридические отдых;
спортивного отдыха прочие юридические услуги; услуги химчистки;
(тренажерный зал, услуги; услуги детского и услуги ремонта (часы,
секции для детей); услуги детского и молодежного отдыха бытовая техника, компь-
услуги химчистки; молодежного отды- (парк отдыха, фит- ютеры).
услуги ремонта (ча- ха (парк отдыха, нес-клуб и т.п.);
сы, бытовая техни- фитнес - клуб); организация отдыха
ка, компьютеры). услуги химчистки. для отдельных групп населения (для пенсионеров, для тех, кому за 30) услуги химчистки.
Таблица 9
Перспективные рыночные ниши на территории МО г.Великие Луки_
Сферы бизнеса Возможные профили
Оказание услуг досуга и развлечения Организация детского отдыха (анимационная детская площадка, «технопарк» развлечений, строительство водного центра, бассейна)
Организация молодежного отдыха (активный отдых в сочетании со спортивными мероприятиями)
Бытовые услуги Химчистка (для различных видов тканей)
Ремонт жилья
Ремонт и пошив одежды (обуви)
Ремонт техники
Оказание услуг медицинского и оздоровительного характера Консультации врачей-специалистов (гинекология), диагностические исследования, стоматология (с широким спектром услуг)
Производство товаров Производство стройматериалов
Ведение сельского хозяйства (реализация результатов труда) Молочные продукты
Овощная продукция
Мясопродукты
Социальные услуги Помощь пожилым людям (сиделки)
Услуги няни для ребенка (дошкольного и начального школьного возраста)
Образовательные услуги Бизнес-тренинги (требуют дальнейшего исследования в аспекте: направления, условий реализации, ценовой политики и пр.)
За пределами территории приобретались медицинские и образовательные услуги, услуги отдыха и досуга (посещение театров, кинотеатров, фестивалей и пр.). География поездок не отличается разнообразием: в основном это - Псков (около 80%) и очень редко - Санкт-Петербург, Москва, Беларусь.
В табл. 8 и 9 дана сводная оценка востребованных товаров/услуг на базовых территориях (приведены первые позиции по уровню востребованности).
Кроме того, есть мнение потребителей о низкой эффективности предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства: в поселках и городах области остро стоит проблема с ремонтом дорог, обновлением фасадов зданий, уборкой мусора, благоустройством территорий. По нашему мнению, здесь также находятся свободные ниши для развития частной инициативы, малого и среднего бизнеса.
тивности развития МСБ (от 11% в Дедовическом районе до 75% - в Себежском). Этот факт свидетельствует о том, что окончательное отношение к МСБ в исследуемых районах/городах/поселках еще не сформировалось. К сожалению, около половины респондентов совершенно не могут определиться с ответом, что говорит о слабой информированности респондентов о деятельности в данной сфере. Результаты данного блока ответов позволяют сделать вывод о том, что для стабильного развития сектора МСБ необходимо формировать положительное благожелательное к малому бизнесу общественное мнение, и выявленный процент «неопределившихся» свидетельствует о том, что в данном направлении работу необходимо активизировать как со стороны Администрации районов, так и со стороны самих предпринимателей.
Анализ распределения ответов потребителей
Таблица
Анализ направленности мнений респондентов (потребителей) по вопросам участия
в развитии сектора МСБ
10
Районы/% респондентов, Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический В/Луки
ответивших утвердительно
Намерения участия в процессах формирования сектора МСБ, % 31 27 33 21 45
Оценка перспективности развития МСБ, % 28 76 21 11 28
Торговля,
Предпочтительные сферы предполагаемой деятельности в МСБ, % Торговля, строительство, общественное Торговля, строительство, общественное питание, туруслуги Торговля, строительство, общественное Производство товаров, строительство, сельское хо- строительство, общественное питание, сель-
питание, питание, зяйство, тор- ское хо-
туруслуги туруслуги говля зяйство, транспортные услуги
Факторы, сдерживающие развитие МСБ (от тах) Низкий спрос, конкуренция, отсутствие кадров Недостаточность информации, кадров, неразвитость инфраструктуры Отсутствие капитала, информации, кадров Отсутствие капитала, информации, кадров Налоги, адм.барьеры, конкуренция в отрасли, нехватка кадров
Для изучения мнений потребителей о деятельности предпринимательского сектора на территории района был предложен блок вопросов5. Результаты опроса представлены в табл. 10. Можно отметить, что респонденты не дают однозначную оценку перспек-
1. Вы когда-нибудь сами задумывались об открытии собственного дела?
2. Как Вы считаете, насколько перспективно заниматься малым предпринимательством в районе (городе)?
3. На Ваш взгляд, наиболее перспективными сферами деятельности малого предпринимательства в районе (городе) являются ...?
4. Какие факторы/проблемы, на Ваш взгляд, способству-
также позволяет сделать вывод о том, что самые перспективные сферы приложения для развития МСБ -торговля (хотя, как показал опрос предпринимателей и специалистов Администрации муниципальных образований, этот вид деятельности занимает 70- 80% сектора МСБ, то есть конкуренция достаточно высока), строительство сооружений и сфера общественного питания. Востребованные сектора медицинского обслуживания и досуга отмечены как слабо привлекательные для развития бизнеса, так как даже неспециалистам ясно, что эти виды деятельности требуют значительных усилий в организации технологии услуг, а также характеризуются высокой стоимостью оборудования и прочего материально-технического обеспечения.
На втором этапе исследования собиралась информация непосредственно от действующих предпринимателей. Кратко остановимся на результатах данного этапа. В табл. 11 отражены факторы, которые, по мнению предпринимателей, способствуют развитию сектора МСБ.
По результатам исследования мы смогли разработать структуру факторов, влияющих на деятельность сектора МСБ на территории Псковской области (на основании мнений потребителей и предпринимателей). В табл. 12 представлена ранговая оценка основных влияющих факторов (1 - максимальное влияние).
Таблица 12 Основные факторы, влияющие на деятельность МСБ
Совершенно обоснованно все респонденты (независимо от статуса) указывают фактор «финансовое обеспечение», ведь капитал определяет не только географию и объемы предпринимательства, он также является защитой предпринимателя от комплекса рисков, возникающих особенно часто на первых эта-
пах развития бизнеса. Кроме того, отмечается довольно острая проблема нехватки информации.
Предпринимателями отмечается потребность в консультационной поддержке (особенно для коммуникации с органами налоговой службы), востребованы также исследования самого рынка (требуется инфор-
мация о ценах на рынке, о присутствии товаропроизводителей, о качестве товаров). Предприниматели готовы к получению консультационной помощи в виде тренингов, семинаров, мастер-классов. Также, по мнению респондентов, существует и проблема с кадрами, она является достаточно серьезной. Проведенный далее анализ ответов респондентов в аспекте наличия трудовых ресурсов представлен в табл. 13.
В табл.14 представлен анализ ответов предпринимателей по вопросам об их взаимодействии с органами местной власти.
Результат исследования мнений предпринимателей по видам и формам взаимодействия с органами власти показал, что бизнесмены готовы работать самостоятельно (29,5%), но при этом им требуется финансовая и организационная помощь (25%), а также они отмечают, что особенно важна помощь на начальном этапе (14%). Около 16% респондентов считают, что без поддержки со стороны органов власти у бизнеса перспектив нет. К наиболее востребованным видам поддержки респонденты со стороны предпринимателей отнесли следующее (табл. 15).
Среди форм финансовой поддержки респонденты отмечают как востребованные - налоговые льготы,
Таблица 11
Факторы, способствующие развитию МСБ на базовых территориях_
Факторы, способствующие развитию бизнеса Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический Великие Луки Ср. ранг
Собственные знания и умения 7 1 16 11 23 11,6
Наличие профессиональных кадровых ресурсов 6 6 6 1 8 5,4
Высокий уровень спроса на деятельность предприятия 4 2 2 3 11 4,4
Поддержка со стороны местных органов власти 3 3 3 3 5 3,4
Наличие производственных ресурсов 3 5 2 1 5 3,2
Отсутствие конкуренции 2 5 3 3 5 3,6
Поддержка со стороны областных или федеральных органов власти 2 6 2 1 5 3,2
Совершенствование нормативной базы, в т.ч. в системе налогообложения 0 4 1 1 4 2
Факторы Ранг
Отсутствие (недостаточность) капитала 1
Недостаточность информации для нормального функционирования предприятий сектора 2
Отсутствие (недостаточность) квалифицированных кадров 3
бюджетное кредитование, лизинг оборудования на льготной основе и пр.
На основе исследований для Администраций муниципальных образований был разработан ряд следующих предложений:
1. Для более четкого определения профилей провести глубинные исследования хозяйственной деятельности предпринимательских структур в разрезе по отраслям/видам деятельности в сфере МСБ.
2. Активизировать работу по информированию представителей малого и среднего бизнеса о перспективных нишах производства товаров и оказания услуг, о специфике их реализации, привлекая в данный процесс СМИ и местных лидеров мнений.
3. Организовать практику проведения семинаров и
круглых столов по тематике «диверсификация» для представителей бизнеса. Учитывать в этом процессе уровень знаний и навыки начинающих и действующих (с большим стажем) предпринимателей.
4. Организовать проведение бизнес-тренингов (организационно-деятельных игр) с участием экспертов органов власти, ведущих предпринимателей территории.
5. Рассмотреть вопрос о целевом налоговом стимулировании деятельности малых и средних предприятий на местном уровне в тех областях, которые являются перспективными (востребованными) на рынке, например, предоставление им определенных льгот (понижающие коэффициенты при расчете арендных платежей).
Таблица 13
Анализ ситуации с наличием квалифицированных кадров в исследуемых территориях (мнение пред_принимателей)_
Районы/мнение предпринимателей Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический В/Луки
Кадры есть и готовы приступить к работе 0 43,75 10 18 28
Квалифицированных кадров мало 72 25 80 27 52
Данная ситуация не является значительной проблемой для ведения бизнеса 18 31,25 10 45 20
Затруднились с ответом 10 - - - -
Таблица 14
Анализ взаимодействия сектора МСБ и органов власти_
Отношения с органами власти Опочецкий Себежский Куньинский Дедовический В/Луки Ср. знач.
Бизнес может самостоятельно и без помощи органов власти стать успешным, если ему не мешать развиваться 27,2 35,3 43,6 9,09 32 29,4
Прежде всего, бизнес нуждается в финансовой и организационной поддержке со стороны органов власти 18,2 11,8 8,7 72,73 12 24,7
Без поддержки со стороны органов власти у бизнеса перспектив нет 18,2 29,4 13 9,09 12 16,3
Поддержка со стороны органов власти наиболее необходима на начальном этапе развития бизнеса 18,2 20,5 13 0 16 13,5
Прежде всего, бизнес нуждается в консультационной и информационной поддержке со стороны органов власти 9,1 3 13 9,09 20 10,8
Помощь органов власти может заключаться только в создании определенных финансовых условий для наиболее успешного развития бизнеса 9,1 0 8,7 18,18 8 8,8
Таблица 15
Анализ востребованных форм поддержки МСБ_
Виды поддержки Средний уд. вес респондентов, ответивших утвердительно, %
Деятельность фондов поддержки МСБ 44
Предоставление субсидий 57
Информационная поддержка 54
Предоставление льготных займов 54
Имущественная поддержка 15
Оказание поддержки МСБ по приоритетным видам деятельности, выделенным в Псковской области (туризм, логистика и пр.) 4
6. Оказывать материальную и организационную помощь предприятиям МСБ для участия в национальных и/или международных выставках.
7. Организовать проведение рекламных и РР кампаний в СМИ Псковской области по привлечению внимания к товарам и услугам МСБ территории.
8. Организовать помощь представителям МСБ в подготовке документов для участия в конкурсах на размещение заказов (как на муниципальном, так и на государственном уровне), при этом рекомендуется не устанавливать денежного залога на участие в данных конкурсах для представителей сектора.
9. Организовать бесплатные юридические, маркетинговые, экономические консультации, проведение учебно-методических курсов для представителей МСБ.
Подводя итоги, нужно отметить, что в период 2009-2010 гг. потребительский рынок Псковской области испытывал влияние ряда негативных факторов, в
том числе произошло уменьшение реальных денежных доходов населения, что, в свою очередь, вызвало падение покупательского спроса населения, снижение эффективности деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, ситуация усугублена и теми условиями, в которых действуют малые и средние предприниматели: трудности с получением кредитов в банках и фондах; сложности с приобретением (или арендой) земельных участков для развития бизнеса; высокие тарифы на коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию; недостаточно организован рынок сбыта продукции и пр. Поэтому особенно важно в сложившихся условиях укреплять взаимодействие органов муниципального управления и рыночных структур, обеспечивать полное использование ресурсов на основе их объективного анализа, привлекать инвестиции в основной капитал территории с целью роста валового продукта и выполнения планов социально-экономического развития.
Библиографический список
1. Захарова Л.И. Государственная политика в области раз- вития Российской Федерации на период до 2020 года URL: вития малого бизнеса URL: http://www.nisse.ru/business/ (да- http://www.rosnation.ru/ (дата обращения 20 мая 2011)
та обращения 20 июня 2011) 4. Набиуллина Э., Храмов И. Малый бизнес и предпринима-
2. Березин И., Ушаков Д. Экономический кризис ударил по тельская деятельность // Материалы конференции «Роль среднему и малому бизнесу/ URL: http://www.opora- малого и среднего бизнеса в модернизации экономики Рос-credit.ru/doc/TRUST_10.doc/ (дата обращения 25 июня 2011) сии»/ URL: http://www.vdcr.ru/content/view/ (дата обращения
3. Концепция долгосрочного социально-экономического раз- 22 мая 2011)
УДК 005.591.6
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Л
Д.В.Гаязова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена структура инновационного потенциала региона. Составлена система показателей, характеризующих инновационный потенциал экономических систем, на основе которых разработана данная методика. Предложена комплексная методика многофакторной оценки инновационного потенциала региона. Методика апробирована на примере регионов Сибирского федерального округа за период 2000-2009 гг. Ил. 2. Табл. 3.
Ключевые слова: инновационный потенциал; оценка инновационного потенциала; методика оценки инновационного потенциала экономических систем.
EVALUATION OF THE INNOVATION POTENTIAL OF THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT D.V. Gayazova
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article examines the structure of the regional innovation potential. A system of indicators, characteristic of the innovation potential of economic systems that form the foundation of the presented procedure is compiled. An integrated procedure of the multi-factor evaluation of the innovation potential of the region is proposed. The procedure is tested on the example of the regions of the Siberian Federal District in the period of 2000-2009. 2 figures. 3 tables.
Key words: innovation potential; assessment of innovative potential; evaluation procedure of the innovative potential of economic systems.
1Гаязова Дарья Владимировна, соискатель кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89648122222, e-mail: [email protected]
Gayazova Daria, Competitor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89б48122222, e-mail: [email protected]