Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес Псковской области: муниципальные программы поддержки'

Малый и средний бизнес Псковской области: муниципальные программы поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1904
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика и предпринимательство сферы малого и среднего бизнеса / система взаимоотношений "государство местное самоуправление малый бизнес"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Мария Владимировна

Работа содержит анализ развития предпринимательских структур малого и среднего бизнеса на территории Псковской области. Автор оценивает данный вид предпринимательства как базис, в котором мобилизуются значительные финансовые, производственные и человеческие ресурсы, содействующие экономическому, социальному и инновационному развитию территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес Псковской области: муниципальные программы поддержки»

УДК: ЗЗ6.61 ББК: 65.2/4-93(2Рос-4Пс)

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

*

М.В. Васильева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180000 г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

Важной составляющей современной рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение, прежде всего, в малом и среднем бизнесе (далее МСБ), которое в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы на рынке России. Исследование данного экономического сектора относится к числу наиболее актуальных направлений научных разработок, в первую очередь потому, что данный вид предпринимательства являются базисом, в котором мобилизуются значительные финансовые, производственные и человеческие ресурсы, содействующие экономическому, социальному и инновационному развитию государства. Кроме того, рост числа малых и средних предприятий обеспечивает увеличение занятости местного населения, рост объемов валового внутреннего продукта, расширение инфраструктуры рынка, реализацию спроса населения и предприятий на товары и услуги и др. В мировой практике малый и средний бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество ВВП, ВНП и ВРП.

Специалисты-практики, научные работники, предприниматели предлагают различные подходы и технологии формирования и развития малого и среднего бизнеса на рынке с учетом демографической, экономической, политической ситуации, однако все участники рыночных отношений придерживаются единого мнения по вопросам перспектив данного сектора экономики страны: малый и средний бизнес является прообразом клиент-ориентированного рынка, который не только создает продукты и услуги для самых широких слоев населений и организаций, но и реализует модель социально ответственного бизнеса.

Россия в значительной степени уступает странам с развитой экономикой по уровню развития малого и среднего предпринимательства. По мнению экспертов, вклад малого и среднего предпринимательского звена в производство ВВП в развитых экономиках приближается к 80-90% , тогда как в России лишь 10-15%. В условиях продолжающегося финансового

* Васильева Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент; тел.: 8-811-26201-29; e-mail: solndolina@yandex.ru

кризиса российский сектор малого и среднего бизнеса находится в статичном состоянии, близком к стагнации. В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства России промышленные предприятия занимают не более 13%, научные - порядка 2%. Вызывает также озабоченность то обстоятельство, что в последние 5-6 лет количество субъектов малого предпринимательства не возрастает, за исключением предпринимателей без образования юридического лица. Не происходит существенного расширения класса предпринимателей - большинство новых фирм создается «старым» кругом собственников. Все это свидетельствует о наличии проблем с деловым климатом, к которому малый и средний бизнес наиболее чувствителен [8].

Специалисты также отмечают, что наиболее важными факторами, обусловливающими успех (или провал) малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития рынка являются следующие:

1.Факторы внутренней среды предпринимательского звена:

- уровень подготовленности (высокий или низкий) предпринимателей к ведению бизнеса;

- производственная структура (широта, адаптивность, гибкость);

- наличие (или отсутствие) финансовых ресурсов для развития бизнеса;

- информационная структура (коммуникации и логистика);

- организационная культура (высокая, средняя, низкая) и пр.

2.Факторы внешней среды предпринимательского звена обычно рассматривают с двух позиций:

2.1. Факторы, создающие угрозу существования МСБ:

- низкий платежеспособный спрос населения;

- высокие ставки по кредитованию;

- высокие налоги;

- всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование;

- отсутствие фондового рискового капитала;

- коррупция в органах власти;

- бюрократические проволочки и пр.

2.2. Факторы, благоприятствующие развитию МСБ:

- достаточно широкий перечень перспективных, с точки зрения развития МСБ, сфер деятельности, на которые уже сегодня существует реальный спрос населения;

- низкий уровень конкуренции;

- наличие определенного количества квалифицированных кадров, готовых работать в исследуемой сфере;

- высокий уровень безработицы, который можно преодолеть за счет создания в МСБ новых рабочих мест;

- уровень доходов населения, который, с одной стороны, позволяет покупать товары и пользоваться услугами, предоставляемыми предприятиями МСБ, а с другой - стимулирует к поиску

дополнительных источников дохода, возможно, за счет организации собственного бизнеса;

- интерес населения к МСБ, готовность принимать участие в развитии предпринимательства в качестве организаторов своего дела и пр.

Формы поддержки МСБ в регионе (районе) могут быть весьма

разнообразны:

- создание и реализация обучающих программ;

- поиск рынков на региональном, национальном и международном уровне;

- создание маркетинговых агентств, ассоциаций малых предприятий по сбыту и маркетингу и т.п.;

- поддержка выхода на новые рынки;

- доступ к кредитам на льготных условиях,

- создание венчурных фондов;

- гранты для инновационных проектов;

- государственные закупки у малых предприятий;

- расширение доступа к информации, включение регионов и районов в международные сети межрегиональной кооперации,

- создание сети трансфера технологий и т.п. [8]

Таким образом, в процессе реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территориях районов и регионов будет происходить оздоровление данного сектора экономики и сможет сформироваться система взаимоотношений «государство - местное самоуправление - малый бизнес». С этой точки зрения, анализ сложившихся экономических отношений в МСБ, с одной стороны, и выработка предложений по их совершенствованию, создание научно обоснованных условий функционирования со стороны государства и органов местного самоуправления - с другой, являются необходимым условием развития всего воспроизводственного процесса. Естественно, что чем более благоприятны для развития малого и среднего бизнеса условия в регионе (районе), чем более развита система его поддержки, в том числе поддержки финансовой, тем больше в нем сторонников предпринимательства.

Рассматривая процессы развития малого и среднего бизнеса на территории Псковской области, следует отметить, что, несмотря на кризисные явления в экономике, Псковская область на общем уровне выглядит достойно. В регионе действует целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 годы», в 2009 году ее финансирование из областного бюджета составило 15 млн рублей и 50 млн рублей - из федерального. За период 2009-2001 гг. планируется освоить 220 млн рублей из консолидированного бюджета. В рамках программы для поддержки МСБ осуществляет свою деятельность некоммерческая организация «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области». Его основная задача - содействие малым предприятиям в получении кредитов, в информационной и консультационной помощи. Для безработных в Псковской области

предлагается программа обучения основам предпринимательства, а также выделяются средства («подъемные») на развитие собственных бизнес-идей. По данным, озвученным В. Зубовым (президент Торгово-промышленной палаты Псковской области), более 140 псковичей прошли курс обучения, в основном это жители сельской местности. Значительная часть защищенных бизнес-проектов предполагает работу на земле: тепличное хозяйство, животноводство, молочное производство, выращивание грибов. Еще одно направление - туристический бизнес (изготовление сувениров, рекламный бизнес, поддержка традиционных псковских ремесел) - также достаточно широко представлена в форме бизнес-идей [9].

В районах области приняты к реализации и уже действуют муниципальные целевые программы по поддержке МСБ. Так, в Себежском районе в рамках данной программы предполагается обеспечить содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства преимущественно в приоритетных (стратегических) для района видах деятельности, а также повысить роль малого и среднего предпринимательства в решении задач, направленных на развитие экономики и социальной сферы района. Для достижения целей и задач муниципальной целевой программы на первом этапе ее реализации (2009 г.) был особенно востребован анализ социально-психологического потенциала лиц, фактически составляющих базис малого и среднего предпринимательства района, отмечалась потребность в создании единой информационной системы, включающей данные по наличию и движению трудовых ресурсов района, а также показатели, характеризующие состав и использование природно-ресурсного потенциала, экологической и демографической ситуации.

Исследование потенциала развития предпринимательства на территории Себежского района Псковской области состояло из трех этапов. Первый этап был подготовительным, во время его реализации была определена и обоснована методологическая структура исследования, поставлены цель и задачи. На втором этапе производился сбор вторичной и первичной информации, выполнялась группировка и сводка данных согласно плану исследования. Третий этап включал в себя факторный анализ данных и разработку рекомендаций по использованию потенциала предпринимательского звена МСБ. Основные результаты исследования изложены ниже.

Себежский район расположен на юго-западе Псковской области, занимает площадь 3,1 тыс. кв. км., расстояние до областного центра г. Пскова 180 км. Себеж расположен на побережье двух крупных озер - Себежского и Ороно. По территории района проходит автомагистраль и железная дорога Москва-Рига, а также автодорога Санкт-Петербург-Минск, которые играют важную роль в развитии экономических связей многих регионов России.

Приоритетными видами деятельности, по мнению администрации района, являются:

1)Туризм. Район богат природными ресурсами для развития туристических и рекреационных зон и привлечения туристов как из Псковской области, так и из соседних регионов, а также из-за рубежа.

2)Рыболовство. В районе находится 359 озер и множество рек, где в естественной среде обитают различные виды рыб, а также возможно искусственное разведение рыбы на продажу.

3)Сельское хозяйство. В районе имеются ресурсы для развития сельского хозяйства: производства мяса путем интенсивного выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота, переработки молочной продукции, развития производства и переработки рапса, производства экологически чистых овощей.

4)Жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время в районе успешно действует 4 предприятия.

5)Строительство. Приграничное расположение района усиливает потребность в совершенствовании внешнего архитектурного облика Себежа.

6)Сфера приграничных, сопутствующих и дополнительных услуг.

Согласно социальному паспорту Себежского района, можно выделить

следующие группы населения (табл. 1, 2).

Таблица 1

Демографические показатели Себежского района__________________

Пол граждан 20-24 25-34 35-44 45-54 55-59 60 и старше Всего

Женщины 1579 16,4 1687 17,5 1500 15,6 1602 16,6 2029 21,1 1225 12,7 9622

Мужчины 1256 16,6 1282 17,0 1333 17,6 1142 15,1 1654 21,9 889 11,8 7556

Всего 2835 33,0 2969 34,5 2833 33,2 2744 31,8 3683 43,0 2114 24,5 17178

Таблица 2

Половозрастная характеристика групп населения, проживающих в городе _____________(поселке городского типа) и в сельской местности________________

Пол граждан Город Село Всего

Женщины 5740 3882 9622

Мужчины 4510 3046 7556

Всего 10250 6928 17178

Отметим, что половозрастная структура населения Себежского района может обеспечить развитие сектора предпринимательства, этому способствует наличие 66% населения в возрасте от 20 до 54 лет, причем отмечена равномерная наполняемость всех возрастных групп активного трудоспособного населения (табл. 3).

Таблица 3

Распределение населения в трудоспособном возрасте_________________

Возрастные группы Доля всего населения, % Доля жен.,% Доля муж,%

20-24 18,82 10,48 8,34

25-34 19,71 11,20 8,51

35-44 18,81 9,96 8,85

45-54 18,22 10,63 7,58

55-59 24,45* 13,47 10,98

Всего 100,00

* Данная группа населения в целях развития МСП также должна учитываться, так как женщины в этом возрасте являются достаточно активными и могут реализовать свой предпринимательский потенциал по выходе на пенсию.

Изучение образовательного уровня населения Себежского района позволяет сделать вывод о слабой подготовленности исследуемого

контингента к активной деятельности в рыночных условиях, так как преобладает начальное образование 22,61% и начальное профессиональное 22,47% (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика групп населения по критерию «образование»

Категория семьи Без обр. Нач.обр. Сред.обр. Нач.проф. Сред.проф. Высш. Всего

Семьи с детьми - 9,12 5,71 6,68 6,84 5,08 33,43

Семьи с пенс. - 5,21 5,21 7,09 5,22 0,95 23,68

Одинокие - 2,21 2,84 2,90 1,82 0,23 10,00

Прочие - 6,08 8,32 5,79 7,21 5,49 32,89

Итого - 22,61 22,08 22,47 21,09 11,75 100,00

Дальнейшее исследование структуры занятости населения позволяет сделать вывод о наличии достаточно широкого контингента по численности, который может участвовать в развитии МСБ на территории Себежского района. Это группа населения, которая в статистике обозначена как «не работает и не состоит на учете в Центре занятости населения». Среди городских жителей она составляет 1453 чел., в сельской местности - 1635 чел. Требуется дальнейший анализ данной группы населения на предмет наличия (или отсутствия) предпринимательской активности.

Изучение занятого населения показало, что среди пенсионеров (как городских жителей, так и сельских) присутствует группа лиц, в том числе пенсионеров, которые ведут предпринимательскую деятельность и занимают небольшую долю среди сельского населения (685 чел.) и значительно большую долю - среди городского населения (1244 чел). Работа с такими группами населения в плане обучения, кредитования (как предпринимателей) может позволить увеличить объемы производимых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ.

Исследование предпринимателей, регистрирующих свою деятельность в Себежском районе, показало следующие результаты (табл. 5).

Таблица 5

Анализ активности регистрации предпринимателей района______________

Дата регистрации по О Г Р Н И П Количество зарегистрированных предпринимателей Удельный вес, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 141 24,14

2005 246 42,12

2006 36 6,16

2007 47 8,05

2008 46 7,88

2009 68 11,64

Итого: 584 100,00

Наиболее высокая активность регистрации выявлена в период 2005 и 2004 гг. (соответственно 42,12%, 24,14%). Однако, по данным

муниципальных органов власти, реально на начало 2009 г. действовало 255 индивидуальных предпринимателей.

В течение 2009 г. свою деятельность в сфере предпринимательства зарегистрировало 68 человек, из них за счет за счет предоставления финансовой помощи ГУ ЦЗН Себежского района - 51 чел, что составляет

более 75% от общего числа предпринимателей, зарегистрированных в 2009 г. На 01.01.2009 года малых предприятий в Себежском районе зарегистрировано 44 единицы, общее количество сектора МСП - 269 ед. Общее число занятых в сфере малого и среднего бизнеса составляет около 12% от экономически активного населения района, что показывает очень низкий процент занятости сектора малого и среднего предпринимательства для успешного социально-экономического развития района.

Результаты исследования мнений представителей МСБ, выполненного силами администрации Себежского района, показало, что основными проблемами развития являются: нестабильное налоговое законодательство; недостаточность помещений; высокие процентные ставки за пользование банковскими кредитами; сложность в получении банковских кредитов; пассивность населения; низкий уровень информированности населения о деятельности лизинговых компаний, финансово-кредитных учреждений и пр.

В табл. 6 представлены результаты экспертной оценки экономикодемографической ситуации в Себежском районе Псковской области.

Таблица 6

Интегральная оценка экономико-демографической ситуации____________

Факторы, влияющие на развитие МСБ Значимость фактора по мнению экспертной группы Уровень влияния, баллы Интегральная оценка влияния фактора Проявление фактора в среде

Демографическая ситуация 0,1 6 0,6 Наличие кадрового ресурса для организации и проведения предпринимательской деятельности

Уровень подготовленности 0,4 9 3,6 Низкая подготовленность населения требует расширения системы дополнительной подготовки предпринимателей и всех желающих начать МСБ

Предпринимательская активность 0,2 7 1,4 Низкий спрос населения не создает предпосылок для развития МСБ

Наличие свободных площадей (производственная база) 0,3 5 1,5 Наличие свободных площадей, пригодных для развития МСБ является важным фактором, обеспечивающим рост предпринимательства

Итого 1 7,1 Х

Интегральная оценка экономико-демографической ситуации на развитие МСБ - 7,1 балла (оценка проводилась по 10-балльной шкале, где 10 баллов - максимальная оценка), что определяет потребность в дальнейшей реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Себежском районе, причем наиболее важными направлением государственной поддержки сферы МСБ Себежского района становится умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для конкурентной борьбы.

В основе концепции развития системы «государство - местное самоуправление - малый бизнес» нами были разработаны и предложены следующие основные элементы поддержки экономического сектора малого и среднего бизнеса Себежского района Псковской области:

- прямые бюджетные дотации наиболее перспективным субъектам, действующим в сфере туризма, торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса;

- реализация системы налоговых льгот для предпринимателей, действующих первый и второй год в сферах, признанных перспективными для развития МСБ в Себежском районе;

- дальнейшая реализация программы помощи всем желающим начать собственное дело;

- законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий;

- информационная помощь малому и среднему бизнесу;

- финансирование подготовки и переподготовки кадров.

Центру занятости населения рекомендуется создание системы подготовки или переподготовки кадров, необходимых для развития малого и среднего бизнеса.

Администрации района совместно с администрацией Псковской области рекомендовано развивать систему финансовой поддержки малых и средних предприятий, особенно на начальном этапе открытия. В основе такой системы нужно внедрять следующие механизмы финансовой поддержки: предоставление субсидий на открытие своего дела, бюджетное кредитование, субсидирование процентной ставки, замена отсутствующего залога для привлечения кредитов коммерческих банков иными гарантийными формами.

Всем объектам системы поддержки МСБ рекомендуем осуществлять информационную поддержку, вести разъяснительную работу в СМИ, проводить семинары, круглые столы, конференции, посвященные малому

бизнесу, в которых могли бы принимать участие все желающие. Это позволит привлечь большее количество заинтересованных в открытии собственного дела, сформирует общественное мнение в пользу предпринимательства.

На предстоящий период (2010-2011 гг.) реализации Муниципальной целевой программы необходимо осуществление следующих мероприятий:

1. Научные исследования рыночной конъюнктуры Себежского района по следующим направлениям:

- рынок товаров и услуг района, возможность освоения внешних рынков;

- инфраструктура перспективных направлений предпринимательской деятельности, определенных Муниципальной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в МО “Себежский район”»;

- проблемы развития предпринимательства по мнению предпринимателей и потребителей Себежского района.

2. Организация и проведение обучающих мероприятий для начинающих и потенциальных предпринимателей;

3. Обеспечение информационной поддержки предпринимателей района через партнерство с Псковским филиалом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в МО “Себежский район” на 2009-2011 годы».

3. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

4. Псковская энциклопедия // Гл. ред. А. И. Лобачев. Псков: Изд-во «Псковская энциклопедия», 2003.

5. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанов. М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.

7. Проблемы экономической психологии: В 2 томах. Том 2. Антология / Институт психологии РАН. М., 2005.

8. Электронный ресурс Фонда поддержки малого бизнеса в Приволжском регионе: http://www.nanocorp.info

9. Электронный ресурс «Эксперт»: Малый и средний бизнес не стал спасением от экономического кризиса (Псковская область) / ИА REGNUM / http://www.regnum.ru/news/fd-nw/pskov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.