Научная статья на тему 'Сценарии развития государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства'

Сценарии развития государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / PEST-АНАЛИЗ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ГЧП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ж.К.

Сфера возможного применения государственно-частного партнерства (ГЧП) система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса. PEST-анализ позволяет идентифицировать внутренние факторы, влияющие на развитие ГЧП в указанной сфере, а также позволяет определить наиболее вероятные сценарии развития партнерства: незначительное применение механизмов ГЧП; активное развитие или отказ бизнеса и государства от партнерских отношений в сфере подготовки кадров для предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства»

УДК 338.22

сценарии развития

государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства

ж. к. леонова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: zh_leonova@mail. га московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Сфера возможного применения государственно-частного партнерства (ГЧП) — система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса. PEST-анализ позволяет идентифицировать внутренние факторы, влияющие на развитие ГЧП в указанной сфере, а также позволяет определить наиболее вероятные сценарии развития партнерства: незначительное применение механизмов ГЧП; активное развитие или отказ бизнеса и государства от партнерских отношений в сфере подготовки кадров для предпринимательства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малый и средний бизнес, PEST-анализ, система подготовки и переподготовки кадров, предпринимательство, сценарии развития ГЧП.

Современная экономика предопределяет неоднозначный подход к роли государства в различных видах экономической деятельности (ВЭД). С одной стороны, избыточное участие государства в хозяйственной жизни замедляет развитие экономики и предпринимательскую инициативу, с другой стороны, существуют экономические сферы, где присутствие государства вполне оправданно и обоснованно, где вполне возможно применение государственно-частного партнерства (ГЧП).

Государственно-частное партнерство — это система социально-экономических, правовых и организационных отношений между государством и частным сектором, направленных на трансфор-

мацию экономических отношений, функционирующая на основе механизма перераспределения прав собственности и добровольного согласования интересов для достижения стратегических целей государственного управления и эффективности коммерческой деятельности, которые бизнес по каким-либо причинам не может реализовать самостоятельно даже при наличии необходимых финансовых ресурсов.

Одной из сфер возможного и востребуемого применения государственно-частного партнерства — система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса (МСБ). Это связано с пониманием того, что самостоятельно российский малый и средний бизнес не всегда способен успешно развиваться в том контексте, который востребован современными условиями.

Общий анализ МСБ позволяет говорить о положительных тенденциях в развитии малого и среднего бизнеса. По состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано на 20 % больше предприятий МСБ, чем годом ранее [2]. Но в целом положение в масштабах макроэкономики изменилось незначительно. Вклад российского малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15—17 % при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Лишь 10 % от общего числа малых и средних предприятий России заняты в сфере инноваций, причем подавляющее боль-

шинство работает в розничной торговле и сфере услуг. А доля малых инновационных предприятий составляет всего 1,4 % [3].

Очевидно, что причины замедленных темпов развития МСБ определяются совокупностью факторов, связанных с отсутствием эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства. Согласно новому индексу предпринимательского климата в России самой масштабной проблемой для малого бизнеса является нехватка персонала [4].

Для формирования ключевых сценариев развития государственно-частного партнерства в указанной сфере необходимо идентифицировать значимые факторы развития ГЧП в России.

На формирование партнерства между малым и средним бизнесом и государством в системе подготовке кадров влияет совокупность политических, экономических, социальных и технологических факторов (PEST-факторы), а именно:

A. Политические факторы:

• переориентация государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего бизнеса;

• понимание государством политической роли малого и среднего бизнеса как экономической и социальной «подушки безопасности»;

• оторванность МСБ от мировых трендов и тенденций;

• институциональные трансформации в обществе, связанные с сокращением роли государства в сфере ЖКЖ, образования и здравоохранения;

B. Экономические факторы:

• структура российской экономики в процессе формирования;

• экономические кризисы (начала 1990-х, 1998 и 2008 гг.) не позволили сформировать базы для понимания роли МСБ для развития устойчивой и растущей экономики;

• МСБ рассматривается как переходный этап к возникновению крупных предприятий;

• невысокая доходность малого и среднего бизнеса;

• перемещение большей части мирового производства в Китай, Индию, страны Африки;

C. Социальные факторы:

• неоднородность предпринимательской среды (большое значение приобретают миграционные потоки);

• изменения демографического состава общества МСБ (молодежь уходит из малого и среднего бизнеса в крупные корпорации и государственные структуры);

D. Технологические факторы:

• низкая чувствительность к технологическим изменениям;

• развитие и применение интернет-технологий в бизнесе;

• развитие международных стандартов по энергосбережению и воде, экологических технологий;

• развитие инноваций.

Как показывает анализ, на ближайшие 5—10 лет ситуацию в российском малом и среднем бизнесе будут определять в большей степени внутренние процессы, а именно: политика государства в отношении малого и среднего бизнеса; социальный состав МСБ; уровень доходности малых и средних предприятий; участие российского МСБ в развитии и распространении новых технологий и стандартов. Именно эти факторы можно идентифицировать как значимые, влияющие на развитие государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства (рис. 1).

Возможное развитие событий по факторам, влияющим на развитие МСБ и ГЧП, могут быть следующими.

A. Политика государства в отношении крупной промышленности, малого и среднего бизнеса:

1) переориентация государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего бизнеса;

2) поддержка крупной промышленности.

B. Доходность малого и среднего бизнеса:

1) стабильный рост;

2) показатели доходности нестабильны.

C. Социальная неоднородность малого и среднего бизнеса:

1) увеличивается степень неоднородности;

2) формируется однородная социальная структура предпринимательства.

D. Распространение международных стандартов по энергосбережению и воде, экологических технологий и инноваций в производстве товаров и услуг малым и средним бизнесом:

1) МСБ создает и развивает новые технологии в производстве товаров и услуг;

2) предприниматели в основном используют готовые технологии, импортируемые из-за рубежа.

Значительное

в *

С ч

Незначительное

Незначительная

Значительная

Неопределенность фактора

A. Политика государства в отношении крупной промышленности, малого и среднего бизнеса.

B. Доходность малого и среднего бизнеса.

C. Социальная неоднородность малого и среднего бизнеса.

Б. Распространение международных стандартов по энергосбережению и воде, экологических технологий и инноваций в производстве товаров и услуг малым и средним бизнесом

Рис. 1. Идентификация значимых факторов, влияющих на развитие ГЧП в подготовке кадров для МСБ

Неоднозначность развития указанных факторов может привести к нескольким сценариям развития государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров для предпринимательства.

Сценарий 1. Незначительное применение ГЧП в подготовке кадров для предпринимательства. Незначительная поддержка правительством МСБ (А2) приведет к проведению одноразовых мероприятий по подготовке кадров для МСБ в рамках совместного финансирования и организации программ.

Численность иммигрантов, контролируемая правительством (С2), будет увеличиваться, в основном, за счет неквалифицированных рабочих. Число предпринимателей моложе 30 лет будет расти (С2), но они в большинстве случаев, имея высшее образование, не будут формировать спроса на программы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности.

Невысокая доходность (В2) МСБ сделает актуальным участие государства в организации и финансировании программ по подготовке кадров для предпринимательства.

МСБ будет использовать уже готовые инновационные технологии в производстве товаров и услуг (^2), что требует обучения на стадии ознакомления с новым продуктом.

Сценарий 2. Активное развитие ГЧП в подготовке кадров для предпринимательства. Переориентация государства в сторону поддержки

32-

МСБ (Ах) актуализирует создание системы развития предпринимательства, элементом которой является постоянно действующие программы по подготовке кадров для МСБ.

Иммиграционные потоки будут увеличиваться, число иностранных граждан, вовлеченных в МСБ, вырастет (Сх). Это приведет к необходимости организовывать за счет государства обучение этой группы предпринимателей по следующим направлениям: правовые вопросы, русский язык, основы экономики.

Число предпринимателей моложе 30 лет увеличится (Сх), произойдет «втягивание» молодежи в предпринимательскую деятельность. В этом случае обучение кадров будет происходить по программам адаптации. Роль государства важна в связи с отсутствием средств у молодых бизнесменов для обучения по предлагаемым программам.

МСБ будет создавать и развивать новые технологии в производстве товаров и услуг самостоятельно (Ох), что потребует обучения методам продвижения инновационных товаров.

Увеличение доходности (Вх) малого и среднего бизнеса простимулирует инвестирование в образование необходимых кадров, но все же относительно невысокие объемы прибыли по-прежнему будут определять необходимость государственно-частного партнерства в формировании и развитии системы подготовки кадров для предпринимательства.

Сценарий 3. Отказ бизнеса и государства от партнерских отношений в сфере подготовки

кадров для предпринимательства. Поддержка правительством крупных корпораций (А2) вынудит перенаправить финансовые потоки на подготовку менеджеров крупных корпораций, в том числе в государственных вузах.

Численность иммигрантов сократится (С2), основные иммиграционные потоки будут направлены в основном на неквалифицированные работы. Число предпринимателей моложе 30 лет вырастет (С2), но они не будут нуждаться в программах подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности, ведь в большинстве случаев они имеют высшее образование, а их знания еще не успели устареть.

МСБ будут использовать готовые инновационные технологии в производстве товаров и услуг (^2), что приведет к использованию готовых моделей и инструкций, созданных производителями этих технологий.

Сокращение доходности малого и среднего бизнеса (В1) приведет к отказу от финансирования программ подготовки необходимых кадров. В стратегии предпринимательства актуальным станет лозунг «Лишь бы выжить!».

Тенденции развития указанных факторов иллюстрирует развитие первого сценария применения государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства в России.

Во-первых, переориентация государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего бизнеса связана с кризисом крупной российской промышленности, неготовностью большей части предприятий промышленности нашей страны к новым стандартам рынка (давление стандартов по энергосбережению и воде) и перемещением большей части производства в Китай, Индию, страны Африки.

Во-вторых, институциональные трансформации в социально-экономической сфере — это еще один из факторов, которые будут оказывать воздействие на развитие МСБ в ближайшие пять — десять лет. Государство, по мнению экспертов, будет сокращать средства, направляемые на финансирование ЖКХ, образования, здравоохранения и медицины. В будущем учреждения данных сфер будут вынуждены переходить на самофинансирование. Активно будет развиваться сектор неинституциональных видов деятельности — механизмы, развивающие жилье, образование и медицину, перейдут в структуру частного сервиса, связанного с деятельностью

малого и среднего предпринимательства. Однако есть опасность, что создающиеся ниши не будут замещены новыми предпринимательскими компаниями. Ведь нередко чиновники, которые курируют определенные виды экономической деятельности, способствуют созданию дружественных псевдобизнес-компаний, фактически сохраняющих способ работы, присущий государственным структурам. В ситуации, когда материальная и моральная база устарела, такой способ замещения государственного участия приводит только к ухудшению экономической ситуации и дальнейшей стагнации.

К тому же для государства важно и то, что большое количество малых и средних предприятий содействует формированию социальной связности общества. Количество социальных связей и контактов у МСБ всегда на единицу больше, они разнороднее, чем у любой крупной компании. Именно структуры МСБ являются одним из ключевых элементов для формирования общественного доверия, представляющего некую социальную «подушку безопасности».

В-третьих, существуют сферы бизнеса, в которых именно форма малого, среднего и микробизнеса позволяет максимально снизить издержки за счет использования локальных преимуществ: местоположения, оптимизации транспортных издержек, расходов на менеджмент, сокращения числа финансовых транзакций, возможности поддерживать высокий уровень сервиса. Но анализ доходности малых предприятий иллюстрирует нестабильность показателей прибыли, что подтверждает мнение о неустойчивости малого и среднего бизнеса и зависимости от многочисленных внешних факторов (рис. 2).

В-четвертых, меняется демографический состав занятых в малом и среднем бизнесе. Прежде всего этот фактор определяет цикличность развития малого и среднего бизнеса, которая связана с волнами кризиса, переживаемого российской экономикой. Первая волна бизнеса возникла в 1990-х гг., вторая — в 2000-х гг., третья — в 2008—2010 гг. Последняя волна была связана в основном с Интернетом и фрилансом, что вывело часть МСБ из-под контроля государства.

Следующая современная волна происходит на фоне сильных демографических и миграционных изменений. За 9 лет количество работников моложе 30 лет увеличилось на 4 %, при этом почти в 2 раза увеличилось число тех, кто предпочел государственную службу самостоятельному бизнесу (табл. 1).

1 000 000 800 000 600 000 400 000

-I-1-1-1-1-1-г

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Источник: [5, 6].

Рис. 2. Прибыль малых предприятий в 2000—2009 гг., млн руб.

Как видно, количество молодых предпринимателей сокращается, происходит массовое «втягивание» трудоспособного населения, и особенно молодежи, в корпорации и государственные органы. Этот тренд поддерживается и ситуацией в сфере образования, ведь уже сейчас практически половина выпускников поступает в вузы сразу после окончания школы (в 2011 г. — 800 тыс. выпускников и 356 тыс. поступивших) [7]. В дальнейшем пропорция будет увеличиваться в связи с сокращением числа школьников. При этом вузы до настоящего времени ориентированы на подготовку специалистов для крупных компаний и государственных органов, а ведь качества, необходимые предпринимателю (самостоятельность и креативность), в них не формируются в силу сохранения дисциплинарного устройства заведений.

Увеличивается число мигрантов, занятых в российской экономике. Так, численность иностранных работников с 2000 до 2008 г. увеличилось в 11,4 раза (табл. 2). С учетом демографического кризиса в России и общего мирового тренда на усиление

миграции их количество будет продолжать расти.

Иммигранты формируют новую волну малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, в переработке, в строительстве, в различных сервисах и торговле (табл. 3). Знание нескольких языков, традиций, ориентация на спрос различных национальностей, желание «закрепиться» — все это позволяет им быть успешными в малом и среднем бизнесе.

В-пятых, новые сферы мировой экономики — «зеленая» и инновационная экономика, Интернет, по мнению экспертов, не будут развиваться в ближайшее время в России (кроме интернет-сферы), потому что для этого нет условий — предпринимательских идей, инвестиций, активных участников и необходимой поддержки со стороны государства. Скорее всего они будут поступать в страну в виде готовых решений, технологий или продуктов в тот момент, когда может возникнуть «воронка возможностей» в период с 2016 по 2020 г. Предположительно, именно в это время произойдет разрушение существующих институциональных структур, что неизбежно приведет к тому, что в страну «хлынут новые технологии» [7].

Ясно одно — экономическая структура страны находится в стадии формирования и будет претерпевать серьезные изменения. Сейчас у партнерства государства, малого и среднего предпринимательства в подготовке кадров для МСБ

Таблица 1

Численность работников до 30 лет, осуществляющих трудовую деятельность в 2000—2009 гг., тыс. чел.

200 000

Показатель 2000 2001 2002 2003 2005 2007 2008 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего занято в экономике [12] 18 501 18 293 18 654 16 616 19 009 18 256 19 775 19 314

Все работники, замещавшие государственные должности и должности гражданской службы в органах государственной власти РФ [8] 106,811 123,386 140,424 184,131 192,178 232,373 241,022 247,765

Работающие не по найму 999 [8] 958 [9] 960 [10] 964 [11]

Источник: составлена автором по данным Росстата.

Таблица 2

Численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России в 2000—2008 гг., тыс. чел.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008

Иностранные работники в России 213,3 283,7 359,5 377,9 702,5 1 014,0 1 717,1 2 425,9

Источник: составлена автором по данным Росстата [1].

Таблица 3

Распределение численности иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России по видам экономической деятельности, тыс. чел.

Вид экономической деятельности 2005 2006 2007 2008

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 51,2 72,6 111,0 159,8

Рыболовство, рыбоводство 0,7 1,2 2,4 2,6

Добыча полезных ископаемых 12,6 19,9 36,1 54,3

Обрабатывающие производства 48,7 72,2 122,2 240,3

Строительство 272,1 414,1 690,9 1018,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 213,9 270,9 330,0 411,8

Транспорт и связь 33,0 47,0 75,6 93,8

Финансовая деятельность 1,9 4,2 7,1 8,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,6 4,9 39,0 94,2

Образование 1,0 1,0 1,6 4,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,2 2,8 3,6 5,1

Предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг 13,6 24,1 81,9 103,6

Другие виды экономической деятельности 46,8 79,0 215,6 229,4

Источник: составлена автором по данным Росстата [1].

появляется шанс перейти на путь развития второго сценария. Развилка сценарного развития состоит в степени понимания как со стороны государства, так и со стороны предпринимательства взаимной выгоды применения государственно-частного партнерства в системе подготовки кадров для предпринимательства.

Для предпринимательства выгоды ГЧП состоят в следующем:

• участие в управленческой деятельности учебного заведения как конечного потребителя образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда;

• создание и развитие на базе учебных учреждений образовательной, производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности компаний;

• привлечение студентов и профессорско-преподавательского состава к выполнению НИР для конкретного бизнеса;

• получение конкурентного преимущества на основе новых знаний;

• тиражирование передового предпринимательского опыта;

• совершенствование системы управления в сфере инновационной инфраструктуры.

Для государства выгоды ГЧП также носят очевидный характер:

• содействие развитию предпринимательства;

• повышение социальной ответственности бизнеса в стране, социальная и воспитательная работа среди молодежи;

• предоставление общественных услуг в сфере образования;

• осуществление программы инновационного развития страны;

• повышение уровня человеческого капитала;

• развитие рынка образовательных услуг, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы реформирования средней и высшей профессиональной школы;

• снижение бюджетной нагрузки. Необходимо создание специальных программ

для малого бизнеса, которые будут учитывать повышение социальной и экономической роли малых и средних предприятий. Эти программы могут применяться как в бизнес-школах (университетских или частных), так и в различных государственных структурах, в частности:

1) программы, ориентированные непосредственно на предпринимателей малого и среднего бизнеса на различных этапах развития: начало нового бизнеса; развитие существующего бизнеса; интернационализация бизнеса и развитие внешних связей (в том числе выход на внешние рынки); реструктуризация и создание сети малых фирм;

2) программы, направленные на развитие среды и политики поддержки малого бизнеса, ориентированные на различные типы структур и организаций поддержки и развития малых предприятий: государственные органы власти различных уровней; государственные структуры поддержки и контроля за малым бизнесом; независимые организации (например агентства развития); финансовые учреждения; бизнес-инкубаторы,

бизнес-центры, научные парки; консультационные фирмы; организации бизнес-образования;

3) университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА университетских бизнес-школ);

4) программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования, ориентированные на развитие предпринимательских характеристик личности, умения идентифицировать, анализировать и решать проблемы;

5) программы для МСБ в условиях быстро изменяющегося спроса на производственные кадровые ресурсы, реализуемые через учебные центры федеральной и муниципальных служб занятости.

Образовательные программы для предпринимателей малого и среднего бизнеса должны пользоваться государственной поддержкой, в том числе на принципах софинансирования. Недостаточное финансовое обеспечение для организации и проведения подготовки и переподготовки кадров является одной из причин, препятствующей активному развитию МСБ.

В-шестых, должны быть предприняты усилия по переориентации молодого поколения с корпоративной и чиновнической траектории на создание инновационного малого и среднего бизнеса; легализации и интеграции мигрантов в российское бизнес-сообщество; созданию государственно-частного партнерства, направленного на замещение государственных и муниципальных структур в социально значимых секторах квалифицированным и качественно новым бизнесом.

Развитие ГЧП в подготовке кадров для предпринимательской деятельности связано с необходимостью изменения способа ведения предпринимательской деятельности, места МСБ в структуре экономики, формирования новой волны малого и среднего бизнеса, который бы соответствовал требованиям национальной и мировой экономики.

Список литературы

1. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. M.: Росстат, 2010.

2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. M.: Росстат, 2010.

3. Малое предпринимательство в России в 2009 г. и первой половине 2010 г., влияние государственной поддержки на сектор / Материалы V межрегионального круглого стола «Финансирование малого и среднего бизнеса в Урало-Западносибирском регионе». Екатеринбург, 2010.

4. Материалы круглого стола в рамках Петербургского международного экономического форума. URL: http://www. kommersant. ru/doc/1661216.

5. Малое предпринимательство в России. 2003: стат. сб. / Госкомстат России. M., 2003.

6. Малое предпринимательство в России. 2010: стат. сб. / Госкомстат России. M., 2010.

7. Форсайт-проект «Развитие МСП до 2020— 2040 гг.». URL: http://opora. ru/legal/analysis/ research/news.

8. Численность и состав работников, замещавших должности государственной и гражданской и муниципальной службы. URL: http://www. gks. ru/free_doc/2009/gos-kadr/tab3.htm.

9. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2002: стат. сб. / Росстат. M., 2002.

10. Экономическая активность населения России — 2006. Федеральная служба государственной статистики (по результатам выборочных обследований). 2006: стат. сб. / Росстат. M., 2006.

11. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: стат. сб. / Росстат. M., 2008.

12. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2010: стат. сб. / Росстат. M., 2010.

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.