Научная статья на тему 'Система поддержки экспорта малого бизнеса (Российский и зарубежный опыт)'

Система поддержки экспорта малого бизнеса (Российский и зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
26
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / "ИНДУСТРИЯ 4.0" / КОНКУРЕНЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКСПОРТ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / РОССИЙСКИЙ ОПЫТ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлык Надежда Леонтьевна, Титова Светлана Юрьевна

С переходом глобальной мировой экономики в эпоху развития четвертой промышленной революции все острее ощущается конкуренция национальных товаров на внешних рынках. Преодолению возникающих трудностей способствует возрастающая государственная поддержка национального экспорта, включая малый и средний бизнес (далее МСБ). В статье проанализирован зарубежный опыт такой поддержки, для которой характерен системный взаимоувязанный подход организаций всех уровней, что дает положительные результаты. В России, на примере Хабаровского края, выявлено, что при наличии многих организаций, ориентированных на поддержку МСБ, имеет место дублирование функций, что негативно сказывается на экспорте малого бизнеса. В этой связи возникает необходимость совершенствования сложившейся системы с подключением к ее разработке научной общественности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шлык Надежда Леонтьевна, Титова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система поддержки экспорта малого бизнеса (Российский и зарубежный опыт)»

DOI 10.22394/1818-4049-2018-83-2-21-27 УДК 334.021:339.5 (571.62)

Н. Л. Шлык С. Ю. Титова

Система поддержки экспорта малого бизнеса (российский и зарубежный опыт)

С переходом глобальной мировой экономики в эпоху развития четвертой промышленной революции все острее ощущается конкуренция национальных товаров на внешних рынках.

Преодолению возникающих трудностей способствует возрастающая государственная поддержка национального экспорта, включая малый и средний бизнес (далее - МСБ). В статье проанализирован зарубежный опыт такой поддержки, для которой характерен системный взаимоувязанный подход организаций всех уровней, что дает положительные результаты В России, на примере Хабаровского края, выявлено, что при наличии многих организаций, ориентированных на поддержку МСБ, имеет место дублирование функций, что негативно сказывается на экспорте малого бизнеса. В этой связи возникает необходимость совершенствования сложившейся системы с подключением к ее разработке научной общественности.

Ключевые слова: глобализация, «Индустрия 4.0», конкуренция, малый бизнес, экспорт, развитие, поддержка, зарубежный опыт, российский опыт, Хабаровский край.

На пороге вхождения глобальной мировой экономики в эру развития четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0») все острее ощущается конкуренция стран за выход национальной продукции на внешние рынки.

В экономической литературе термин «Индустрия 4.0» появился в 2011 г. и был предназначен для обозначения процесса коренного преобразования глобальных цепочек создания стоимости. В условиях четвертой промышленной революции виртуальные и физические системы гибко взаимодействуют между собой на глобальном уровне. Из-за того, что все большая часть жизненного цикла продукции на предпроизводственной стадии сдвигается в виртуальную сферу, сокращаются сроки внедрения новой продукции. Первые компании, ступившие на путь «цифровизации», показывают сокращение времени доставки продукции, адап-

тированной под заказчика, на 50% [Захаров, 2017. С. 11].

«Индустрия 4.0» подразумевает повышение значения цифровой экономики, прежде всего, по таким направлениям, как искусственный интеллект, распределительные реестры, робототехника, квантовые вычисления, развитие информационно-компьютерной техники и вычислительной инфраструктуры. Процессы такого рода называют также информационной (или цифровой) революцией, под которой понимается современная система телекоммуникаций, основанная на электронных технологиях.

По мнению основателя и бессменного с 1971 г. президента Всемирного экономического форума в Давосе К. Шваба, фундаментальным отличием четвертой промышленной революции от предыдущих является то, что новейшие технологии и инновации распространяются значи-

Надежда Леонтьевна Шлык - канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и таможенного дела, Хабаровский государственный университет экономики и права (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 134). E-mail: nlshlyk@ya.ndexru

Светлана Юрьевна Титова - аспирант, Хабаровский государственный университет экономики и права (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 134). E-mail:sveta_titova_87@mailru

тельно быстрее и масштабнее, чем когда-либо прежде [Захаров, 2017. С. 12].

По данным 2015 г. лидерство в сфере развития цифровых технологий принадлежит США (10,9% валового внутреннего продукта (далее - ВВП), на втором месте Китай (10% ВВП). В российской экономике эта доля составляет 3,9% ВВП. Тем не менее, по данным консалтинговой компании МСЙ^еу, Россия может увеличить вклад этого сегмента в экономику до 8 - 10% ВВП (с 3,2 трлн руб. в 2015 г. до 9,6 трлн руб. в 2025 г.) [Масленников, 2017. С. 1225].

Однако достижение данных результатов станет возможным лишь при условии активного создания и внедрения в сферы жизни общества достижений научно-технического прогресса (далее - НТП). И в этой связи поддержка государства должна стать неотъемлемым условием для развития и внедрения результатов четвертой промышленной революции.

В странах, которые добились значительных успехов в области инновационного развития, государство играет ключевую роль. В развитых странах ежегодные объемы господдержки инноваций выросли за минувшее десятилетие в 1,2 - 1,7 раза. Растет доля государственной поддержки и в ряде стран с быстроразвиваю-щейся экономикой. Особенно впечатляющую динамику прироста демонстрирует Китай, сумевший в 2000 - 2010 гг. увеличить бюджетные инвестиции в научно-техническую сферу в пять раз - до 45 млрд долл. США (второе место после США).

Разработки для государственных нужд финансируются в основном за счет бюджетных средств, где значительная часть национальных затрат идет на оборону, фундаментальную науку, а также исследования в приоритетных секторах, имеющих особое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества (энергетика, медицина, образование, экология и др.). Однако, как свидетельствует мировая практика, доля государственных затрат в рассматриваемом сегменте имеет тенденцию к снижению за счет возрастающей активности представителей бизнеса, для которого государство создает благоприятные условия для роста вложений в научные

исследования и разработки (далее - ИиР), что подтверждается сложившейся структурой вкладываемых инвестиций. Так, в США доля частных источников составляет более 60%, в Китае и Японии - около 75%. В России, в отличие от этих стран, финансирование из государственного бюджета составляет около 70% [Кузнецова, 2017. С. 22].

Что касается отраслевых и секторальных приоритетов госфинансирования ИиР, то они существенно отличаются по странам. Так, в США в 2000-е гг. более 50% всех бюджетных ассигнований на научные цели направлялось на разработки оборонного значения, еще 25 - 28% - на изыскания в области здравоохранения и охраны окружающей среды и примерно по 7 - 9% - на изучение космоса и фундаментальную науку. Иная структура наблюдается в странах Европейского союза и в Японии, где на оборону приходится не более 5 - 10% госрасходов на ИиР, а на фундаментальные исследования - до 20% их объема. И, что характерно для этих стран, 25 - 35% госрасходов направляется на взносы в общие университетские фонды с целью поддержки науки в секторе высшего образования [Ерошкин, 2014. С. 27]. Расхождения между государствами в выборе приоритетов финансирования ИиР определяются многими факторами, прежде всего, исторически сложившимися особенностями национальных инновационных систем (далее - НИС) и масштабами исследовательской активности бизнеса в различных отраслях.

В современной мировой экономике, особенно в производстве и продвижении товаров на внешние рынки, решающая роль отводится бизнес-структурам, преимущественно представителям малого и среднего бизнеса, как источнику стабильного развития национальной экономики. Это характерно, прежде всего, для стран с диверсифицированной постиндустриальной экономикой. В наиболее развитых странах малые предприятия составляют от 50% до 90% от общего числа предприятий, где занята значительная часть трудовых ресурсов: в США в этом секторе работает 53% всего трудоспособного населения, в Японии - более 70%, в

странах Европейского Союза (ЕС) - 50% [Иванов, 2014. С. 21].

Столь значимое место МСБ в экономическом развитии перечисленных стран объясняется тем, что субъекты МСБ отличаются быстрой реакцией на требования как внутреннего, так и внешнего рынка; высоким уровнем специализации в производстве товаров и услуг; увеличением числа собственников, составляющих основу среднего класса в развитых странах и странах с быстрорастущей экономикой (например, Китай); созданием новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере услуг; разработкой и быстрым внедрением технологических, технических и организационных инноваций; кооперацией с крупными компаниями в освоении новых рынков и поддержании конкурентной среды.

Важную роль субъекты МСБ играют в сфере внешнеэкономических связей стран. В частности, доля МСБ в экспорте Китая составляет более 50%, Республики Корея - 40%, в то время как в России - не более 6%. За счет субъектов МСБ в России создается около 20% ВВП страны, что обеспечивает занятость 25% трудоспособного населения. Для сравнения, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Китая составляет 60%, Германии - 55%, Японии и США - по 50%, по группе развивающихся стран - 33% [Ершов, Танасова, Татузор, 2017. С. 90].

В структурном отношении более 40% предприятий МСБ России сосредоточено в торговле. Что касается инновационного аспекта в развитии МСБ России, то, по имеющейся информации, доля таких предприятий составляет менее 2%. Сложившаяся ситуация по развитию МСБ, его доля в ВВП страны, доля экспорта, в инвестициях в основной капитал (6 - 7% от общего объема инвестиций по стране) в значительной мере объясняются традиционно устоявшейся сырьевой моделью развития России. Следствием такой модели является невосприимчивость предпринимательского сектора экономики к нововведениям, низкая результативность научной и научно-технической деятельности, для которой характерно устоявшееся в последние годы сниже-

ние бюджетного финансирования, что, в частности, проявляется в отсутствии научно-технических и инновационных проектов для взаимодействия в производстве [Толосийчук, 2016. С. 21].

Современная мировая практика развития МСБ, динамика и качественная структура его экспорта в значительной степени определяются уровнем и системой государственной поддержки. Характерной чертой поддержки деятельности МСБ в XXI в. является усиление инновационной направленности их экспорта, что особенно заметно после глобального кризиса 2008 - 2009 гг.

Наиболее успешным примером государственной поддержки экспорта малого и среднего бизнеса являются США. На базе малых и средних предприятий крупные компании осуществляют апробацию новой инновационной продукции, которая после успешного освоения поступает в серийное производство с дальнейшим выходом на внешний рынок.

Особая практика поддержки экспорта МСБ, демонстрирующая высокую эффективность, сложилась в Республике Корея. Подтверждением ее результативности является увеличение за период 2000 - 2010 гг. доходов от реализации государственных программ содействия коммерциализации новых разработок на 24%, экспорта - на 35%, а расходы МСБ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИ-ОКР) по отношению к объему их продаж за тот же период увеличились с 1,37% до 2,6% (при средней сумме инвестиций на субъект в размере 180 тыс. долл. США) [Абдурасулова, 2017. С. 86].

В данной стране помимо общепринятых в мировой практике механизмов поддержки экспорта МСБ (предоставление кредитов, налоговых льгот и т. д.) реализуется пять специальных программ, охватывающих не только ключевые аспекты деятельности МСБ, но и ориентированных на потребности различных субъектов (микропредприятия, малые, средние), потенциал и ресурсы которых по ведению НИОКР и продвижению их на внешний рынок существенно различаются.

Более того, независимо от размеров в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сферу государственных интересов поддержки попадают те предприятия МСБ, в основе развития которых первоначально задействованы интеллектуальные факторы роста экспорта. Целевой отбор и массированная точечная поддержка создают максимально благоприятные условия для перспективных предприятий, что, в свою очередь, обуславливает высокую эффективность программы, начало действия которой относится к 2002 г.

Субъекты МСБ являются действенным фактором роста экономики в Китае, где до 80% современной продукции страны производится малыми и средними предприятиями, а их доля в общем объеме китайского экспорта составляет более 60%. Основным государственным органом поддержки субъектов МСБ является Китайский центр координации и кооперации бизнеса, обеспечивающий создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. В функции данной организации входит: исследование проблем и разработка политики в сфере малого бизнеса, создание комплексной системы оказания услуг для развития бизнеса, помощь в организации торговых выставок, ярмарок, деловых переговоров, обучение и консультирование субъектов.

Наряду с отмеченным институтом, поддержкой МСБ занимается государственный фонд развития малых и средних предприятий, главной миссией которого является защита законных доходов от посягательства любых лиц и организаций, а также отстаивание прав МСБ во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т. д.). Как и в рассмотренных выше странах, в Китае созданы и активно совершенствуются государственные фонды содействия развитию МСБ. Основной задачей этих фондов является обеспечение предприятиям МСБ возможности получения банковских кредитов для расширения экспортного производства.

Наряду с государственными органами активную поддержку в развитии экспорта МСБ оказывают администрации про-

винций Китая за счет их бюджетов.

В России формирующаяся система поддержки экспортной направленности МСБ заметно отличается от зарубежной при наличии многих организаций, задействованных в развитии и поддержке экспорта малого бизнеса.

Более подробно рассмотрим данное направление на региональном уровне, в частности, на примере Хабаровского края. Здесь в систему поддержки экспорта входит целый ряд организаций, деятельность которых полностью или частично направлена на оказание нефинансовой и финансовой помощи предприятиям, ориентированным на экспорт. К ним относятся, прежде всего, центры поддержки экспорта в регионах, региональные интегрированные центры и Российский экспортный центр (далее - РЭЦ).

Региональные центры (а их в России более 50) создаются для информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСБ и содействия их выходу на внешние рынки. Однако, как показывает анализ, наиболее успешно такие центры действуют в наиболее развитых регионах России. Это доказывают и результаты исследовательского проекта оценки предпринимательского климата организации «Опора России» (2010 - 2011 гг.), в рамках которого были опрошены более 6000 респондентов. Список обследованных 40 регионов возглавили Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область. Замыкали рейтинг Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область1. В качестве слабых сторон сложившегося предпринимательского климата были выделены: нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию, низкая доступность новых электрических мощностей.

Для согласованности и устранения имеющихся недостатков в сложившейся системе поддержки экспортной направленности МСБ в 2015 г. в России был создан государственный институт «Российский

1 Сайт организации «Опора России» . URL: Mtp:u!U!U!.uopora/neu!s/events/press_release/1267

экспортный центр». Для поддержки несырьевого экспорта РЭЦ предоставляет российским предприятиям широкий спектр финансовых и нефинансовых услуг.

На региональном уровне в целях обеспечения максимального охвата российских экспортеров (как действующих, так и потенциальных), открыты региональные представительства РЭЦ.

Однако до открытия региональных представительств РЭЦ во многих регионах страны уже действует целый ряд организаций в большинстве своем некоммерческого характера, которые зачастую дублируют функции и не взаимодействуют между собой. В частности, в Хабаровском крае функционирует Краевое агентство содействия предпринимательству (далее - АНО КАСП), оказывающее комплекс услуг при реализации региональных и муниципальных программ развития МСБ.

Помимо АНО КАСП, в крае действует Фонд поддержки малого предпринимательства, Гарантийный фонд Хабаровского края, созданный для обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам банковских организаций путем предоставления поручительства по обязательствам представителей МСБ; Дальневосточное агентство содействия инновациям (АНО ДАСИ); Автономная некоммерческая организация «Агентство содействия инвесторам и разработчикам» (АСИР) и, наконец, «Центр поддержки и развития экспорта Хабаровского края» (ЦПЭ), содействующий выходу субъектов малого бизнеса на внешние рынки.

Проведенный краткий анализ деятельности перечисленных субъектов по поддержке развития МСБ и его экспортной направленности, позволяет сделать вывод, что наиболее целенаправленную деятельность осуществляет АНО КАСП, чему способствовало включение в его структуру Центра поддержки и развития экспорта (Центра экспорта). Подтверждением тому являются результаты деятельности этого центра. Анализ деятельности центра за 2014 - 2017 гг. свидетельствует о положительной динамике по количеству предпринимателей, обратившихся за помощью в эту орга-

низацию. Итогом положительной динамики обращений является количество контрактов, подписанных субъектами МСБ. Если в 2014 г. было подписано 6 экспортных контрактов на общую сумму 954850 долл. США, то в 2017 г. - уже 21 на общую сумму 984 тыс. долл. США. Успешная деятельность анализируемой организации подтверждается и растущей динамикой экспортоориентирован-ных предприятий Хабаровского края: если в 2014 г. их насчитывалось 74, что составило всего 0,12% от общего количества представителей малого бизнеса, то в 2017 г. - уже 200 экспортеров, а их доля составила 0,3%.

Благодаря успешной работе Центра экспорта при АНО КАСП увеличивается его субсидирование с 355,8 тыс. руб. в 2015 г. до 10 млн руб. в 2018 г. Причем Центру оказывается поддержка не только на краевом уровне, но и на федеральном. Так, если в 2015 г. Центр финансировался только на уровне края (355,8 тыс. руб.), то в 2018 г. средства стали выделяться из федерального бюджета (7 млн руб.).

Вместе с тем, несмотря на положительные итоги работы, анализ показал, что имеет место дублирование функций регионального отделения РЭЦ и краевой организации. В этой связи представляется целесообразным передать ряд функций регионального отделения РЭЦ экспортному центру при АНО КАСП. Данные предложения находятся на стадии обсуждения. Представляется целесообразным подключить к его обсуждению не только представителей краевых органов власти, но и научное сообщество.

Список литературы:

1. Захаров А. Н. Проблема реинду-стриализации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник 2017. № 8. С. 3-14.

2. Масленников М. И. Технологические инновации и их влияние на экономику // Экономика региона. 2017. № 13. С. 1221-1235.

3. Кузнецова Г. В. Современное положение России на мировом рынке НИОКР // Российский внешнеэкономический

вестник. 2017. № 2. С. 15-23.

4. Ерошкин А., Петров М., Плисецкий Д. Государственная поддержка инноваций за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 12. С. 26-39.

5. Иванов В.В. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 10. С. 21-29.

6. Ершов М., Танасова А., Татузор В. Малый и средний бизнес в России: некоторые актуальные финансовые аспек-

ты и перспективы // Проблемы теории и практики управления 2017. № 4. С. 89-95.

7. Толосийчук А. О кадровом обеспечении инновационного развития российской экономики // Проблемы теории и практики управления.. 2016. № 11. С. 20-29.

8. Абдурасулова Д. Ж. Поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: мировой опыт и корейская специфика // Экономист. 2017. № 1. С. 85-95.

Библиографическое описание статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шлык Н. Л., Титова С. Ю. Система поддержки экспорта малого бизнеса (Российский и зарубежный опыт) // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 21-27. БОТ 10.22394/1818-4049-2018-83-2-21-27

Nadezhda L. Shlyk - Candidate of Economics, Professor, Professor of the World economy and customs chair of the Khabarovsk state university of economics and law (134, Str. Tikhookeanskaya, Khabarovsk, 680042, Russian Federation). E-mail: nlshlyk@ ya.ndex.ru

Svetlana Yu. Titova - postgraduate of the Khabarovsk state university of economics and law (134, Str. Tikhookeanskaya, Khabarovsk, 680042, Russian Federation). E-mail: sveta_titova_87@mail.ru

The system of export promotion of small business (Russian and foreign practices)

With the beginning of the fourth industrial revolution in the global world economy the competition of national goods in the foreign markets strengthens.

Increasing government promotion measures of national export especially of SMEs contribute to overcome difficulties. The article analyses foreign practices of such measures that include systemic approach by the institutions of all the levels and has positive results. In Russia by the example of the Khabarovsk region it is shown that some duplication of functions of export promotion organizations exists. It has a negative influence on export performance of SMEs. In this situation it is necessary to improve the current system by taking into consideration the opinion of the scientists.

Keywords: globalization, "Industry 4.0", competition, small business, export, development, promotion, foreign practices, Russian practice, Khabarovsk region

References:

1. Zaharov A. N. Problema reindustrial-izacii mirovoj ehkonomiki [The problem of reindustrialization of the world economy] // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik [The Russian External Economic Bulletin], 2017, no. 8, pp. 3-14.

2. Maslennikov M I. Tekhnologicheskie innovacii i ih vliyanie na ehkonomiku [Technological innovations and their impact on the economy] // EHkonomika regiona [Economy of the region], 2017, no. 13, pp. 1221-1235.

3. Kuznecova G. V. Sovremennoe polo-zhenie Rossii na mirovom rynke NIOKR [Sovremennoe polozhenie Rossii na mirovom rynke NIOKR] // Rossijskij vneshneehko-nomicheskij vestnik [The Russian External Economic Bulletin], 2017, no. 2, pp. 15-23.

4. Eroshkin A., Petrov M., Pliseckij D. Gosudarstvennaya podderzhka innovacij za rubezhom State Support of Innovations Abroad [State support of innovations abroad] // Mirovaya ehkonomika i mezh-dunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2014, no. 12,

pp. 26-39.

5. Ivanov V. V. Mezhdunarodnye pro-grammy podderzhki malogo i srednego bi-znesa [International programs to support small and medium businesses] // Rossi-jskij vneshneehkonomicheskij vestnik [The Russian External Economic Bulletin], 2014, no. 10, pp. 21-29.

6. Ershov M., Tanasova A., Tatuzor V. Malyj i srednij biznes v Rossii: nekotorye aktual'nye finansovye aspekty i perspek-tivy [Small and medium business in Russia: some topical financial aspects and prospects] // Problemy teorii i praktiki uprav-leniya [Problems of management theory and

practice], 2017, no. 4, pp. 89-95.

7. Tolosijchuk A. O kadrovom obespech-enii innovacionnogo razvitiya rossijskoj eh-konomiki [On the staffing of innovative development of the Russian economy] // Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice.], 2016, no. 11, pp. 20-29.

8. Abdurasulova D. ZH. Podderzhka in-novacionnoj deyatel'nosti malogo i srednego biznesa: mirovoj opyt i korejskaya specifika [Support for innovative activities of small and medium-sized businesses: world experience and Korean specificity] // EHkono-mist [Economist], 2017, no. 1, pp. 85-95.

Reference to the article

Shlyk N. L., Titova S. Yu. The system of export promotion of small business (Russian and foreign practices) // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 2 (83). Pp. 21-27. DOI 10.22394/1818-4049-2018-83-2-21-27