Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики'

Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7632
1165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Сяомэй

Выявлены роли и тенденции развития малого и среднего бизнеса (далее МСБ) в мировой экономике. Выявлены факторы, определяющие необходимость трансформации государственного регулирования МСБ в условиях глобализации мировой экономики. Проанализирован опыт государственного регулирования и поддержки тех стран, где успешно функционирует МСБ, что позволило разработать более эффективную систему, стумулирующую МСБ и в КНР, и в Республике Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики»

УДК 34.72.012.6

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ЛЮ СЯОМЭЙ

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет», г. Минск

Введение

Глобализация мировой экономики ведет к изменениям в характере мирового производственного процесса, способствует углублению международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса, а также значительно ускоряет процесс интернационализации деятельности хозяйственных субъектов. Глобализация мировой экономики открывает перед субъектами хозяйствования новые возможности для расширения бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) в условиях глобализации оказывается более мобильным, способен оперативно адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурирует с крупным бизнесом.

Малый и средний бизнес в современной хозяйственной жизни можно рассматривать не только как предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования разных форм собственности с целью получения прибыли (дохода) посредством производства или продажи традиционной и инновационной продукции, оказания услуг. Малый и средний бизнес является самостоятельным сектором, несущим определенную экономическую и социальную ответственность, обладающим значительным инновационно-производственным и экспортоориентированным потенциалом. Малый и средний бизнес обеспечивает стабильность социально-экономического развития, создавая новые рабочие места и насыщая рынок теми товарами и услугами, которые дополняют систему общественного потребления.

При освоении зарубежных рынков малый и средний бизнес действует как самостоятельно, так и выступает во взаимодействии с большими предприятиями, т. е. в качестве субподрядчиков крупных фирм в соответствии с контрактами. Благодаря разнообразию форм функционирования субъекты МСБ в значительной мере способствуют оживлению международной торговли. Для подтверждения этого можно сослаться на конкретные примеры их участия во внешних связях МСП. Так, в Японии показатель участия МСБ во внешнеэкономической деятельности находится на среднем уровне (50 % общего объема экспорта), а Италия входит в группу стран верхнего эшелона участия (65 % и более от общего объема экспорта). Во Франции и Италии в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля МСБ почти такая же, как и экспортная доля больших предприятий. Что касается стран с переходной экономикой, то их доля в экспорте еще больше: в Южной Корее - 40 %, в развивающихся странах Восточной Азии - около 40 % [11], [12].

Следует отметить, что субъекты МСБ играют важную роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств. Так, по данным ОЭСР в настоящее время во Франции малые предприятия создают до 30 % значительных изобретений, в Англии - 28 %, а в США 60 % инновационной продукции создается предприятиями МСБ, на которых сосредоточено около 40 % технического персонала страны. В Индии уже функционирует 12 млн малых предприятий, которые вырабаты-

вают до 50 % общего объема продукции промышленности. В КНР МСБ обеспечивает более 60 % национального ВВП, свыше 50 % налоговых поступлений, создает более 75 % рабочих мест и 62,8 % общего объема экспорта в стране [4, с. 16-20], [9], [10, с. 240-241], [13, с. 11], [15, с. 59].

Как показывает мировая практика, по доле МСБ в общем количестве предприятий, занятости и ВВП они занимают доминирующие позиции во многих странах (табл. 1).

Таблица 1

Тенденции развития малого и среднего бизнеса и его вклад в национальную экономику отдельных стран

Страна Доля МСБ в общем количестве предприятий,% Доля МСБ в общем количестве занятости,% Доля МСБ в структуре ВВП, % Доля МСБ в экспорте,%

конец 90-х-начало 2000-х гг. 20102012 гг. конец 90-х-начало 2000-х гг. 20102012 гг. конец 90-х-начало 2000-х гг. 20102012 гг. конец 90-х-начало 2000-х гг. 20102012 гг.

США 85-86 97,6-98,2 42-45 58-60 42-45 50-52 28-30 37-40

Япония 88-90 98,5-99,7 58-60 75-78 45-48 52-55 28-32 38-40

ЕС 86-87 8, 9 1 ,5 7, 55-58 70-72 50-55 65-68 45-50 68-70

Германия 87-88 98,5-99,7 50-52 66-69 42-46 55-57 38-40 50-52

Италия 89-90 98-99,8 55-58 70-73 46-50 58-60 42-48 58-60

Велико- британия 82-85 98-99,2 38-40 50-52 42-46 53-56 35-40 48-52

Франция 82-85 98-99,6 40-45 58-60 46-50 55-57 36-42 48-50

Китай 70-75 98-99 50-55 70-75 36-42 58-60 38-40 65-68

Россия 20-25 40-42 15-18 35-37 10-12 23-25 15-20 38-40

Беларусь 8-12 25-28 13-16 35-38 7-10 20-23 12-18 42-46

Примечание. Разработка автора на основе [1], [2, с. 88-90], [3]; [8], [15, с. 59], [18, с. 6].

Как видим, МСБ количественно преобладает в национальных экономиках. Он демонстрирует свою самостоятельную и достаточно успешную траекторию хозяйственного развития. Сравнительная статистика различных стран позволяет сделать вывод: чем более существенную роль играет в национальной экономике МСБ, тем выше экономические показатели развития этой страны и конкурентоспособности ее предприятий на мировом рынке.

Следует отметить, что развитие МСБ не может происходить стихийно и требует от субъектов МСБ профессионального подхода к анализу рынка и повышению конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Как известно, глобализация мировой экономики, с одной стороны, создает возможности развития МСБ; с другой стороны, имеет и негативные последствия, к которым можно отнести: неравномерное распределение преимуществ глобализации между странами; усиление конкуренции и нестабильности в условиях высокой степени взаимозависимости национальных экономик; постоянно меняющаяся рыночная конъюнктура, высокие темпы совершенствования производственных и технологических процессов, предполагающих увеличение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Так, около 50 % малых предприятий закрываются в первые два года деятельности, а полностью успешными к своему 10-летнему рубежу оказываются лишь 15 % малых предприятий. В разных странах эта динамика

различна. В США 68 % предприятий МСБ закрываются в первые 5 лет, продолжительность жизни 13 % предприятий составляет более 10 лет. Средняя продолжительность жизни МСБ в Японии и Европейских странах - 12 лет, в КНР - 3,7 года. Более 60 % негосударственных предприятий в КНР терпят банкротов в течение пяти лет [3], [6], [16], [19]. Исследуя выживаемость МСБ в условиях глобализации в разных странах, можно выделить ряд внутренних и внешних факторов, определяющих необходимость трансформации государственного регулирования МСБ в условиях глобализации. Они представлены в табл. 2.

Таблица 2

Факторы, определяющие необходимость трансформации государственного регулирования малого и среднего бизнеса в условиях глобализации

Внутренние факторы

- низкий уровень менеджмента предприятий; - недостаточность собственных оборотных средств; - устаревшее оборудование и технологии; - трудности привлечения квалифицированных служащих

Внешние факторы

На национальном уровне - несовершенство нормативно-правовой базы; - уровень инфляции; - платежеспособный спрос населения; - высокие налоговые ставки; - недостаточно высокий уровень финансовой поддержки; - высокая арендная плата; - высокие административные расходы; - повышение цен на сырье и рабочую силу; - неблагоприятное отношение общества к частному сектору

На мировом уровне - рост издержек производства и выхода на внешний рынок; - увеличение давления инфляции; - подъем торгового протекционизма; -увеличение технических и экологических барьеров; - блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым законодательством и расследованием; - последствия финансово-экономического кризиса; - обострение конкуренции на мировом рынке; - политические риски, риск экологического протекционизма, валютный риск, риск кредитования, риск непредвиденных обстоятельств (форс-мажор)

Примечание. Разработка автора.

Вышеуказанные внутренние и внешние факторы связаны не только со слабой выживаемостью МСБ, но и зачастую с некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость трансформации государственного регулирования и поддержки МСБ в новой экономической среде.

С целью обеспечения ускоренного и устойчивого развития МСБ в условиях глобализации и финансового кризиса правительства многих стран активно оказывают существенную поддержку субъектам МСБ, которые объективно не могут выдержать конкуренции с крупным бизнесом. Для создания действенного механизма стимулирования развития МСБ более эффективными выступают экономические методы,

предусматривающие разработку налоговой, финансовой, страховой, информационной, амортизационной и других научно обоснованных экономических политик.

Снижение налоговой нагрузки у субъектов МСБ в настоящее время является важнейшим косвенным методом поддержки и стимулирования МСБ во многих странах. Так, льготы для начинающих субъектов: отсрочка по уплате налога на прибыль на срок от одного-двух (США, Франция, Швейцария и др.) до пяти лет (Словакия). В Австрии и Германии у субъектов, которые в течение трех лет показывают убытки, может быть отозвана лицензия [20].

В мире принята практика специализированных государственных кредитных организаций (так называемых банков развития) с целью финансового содействия в реализации инвестиционных проектов МСБ. В целях облегчения экономического состояния многих экспортоориентированных МСП, пострадавших от резкого падения объемов продаж на мировых рынках. Правительства Канады, Чили, Дании и др. начали активнее использовать такие инструменты, как предоставление экспортных кредитов и расширение гарантийных обязательств. Более энергично применяют механизм страхования экспортных кредитов такие страны, как Г ермания, Новая Зеландия, Нидерланды и др., правительства предоставляют инвестиционные кредиты для улучшения качества ассортимента товаров и услуг.

Главными приоритетами государственной политики в области поддержки МСБ в условиях глобализации экономики становится преимущественное стимулирование высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, кооперации МСБ с крупными предприятиями и встраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Следует отметить, что страны с переходной экономикой заметно отстают от экономически развитых стран по объему и темпам инвестирования в инновационную сферу. Если в Швеции государственные расходы на научноприкладные исследования составляют 3,3 %, а расходы частных фирм -1,0 % ВВП, в США - 0,8 и 2 %, в Германии - 0,7 и 1,8 %, во Франции - 0,8 и 1,2 %, то в Чехии 0,5 и 0,8 %, в Венгрии - 0,6 и 0,4 %, в Польше - 0,4 и 0,2 % соответственно [14]. Реализация Программы поддержки уже приносит ощутимые успехи. По некоторым оценкам, доля чешских комплектующих в совокупных затратах транснациональных компаний, действующих в Чехии, таких как Bough, Siemens и др., составляет от 15 до 80% [7, с. 115].

В русле тенденций развития МСБ во всех странах большое внимание уделяется стимулированию интернационализации его деятельности. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности (ВЭД) субъектов МСБ и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. В мировой практике используется широкий набор инструментов для стимулирования развития ВЭД субъектов МСБ. Классификация мер регулирования ВЭД основана на применении тарифных мер (пошлин) и нетарифных мер (квот, лицензий). В соответствии с данными мерами проводится прямое и косвенное субсидирование экспортеров в сфере МСБ, различные тарифные льготы, освобождение от пошлин, снижение ставок по кредитам, государственное финансирование НИОКР, информационное обеспечение, государственные закупки новой продукции, система лицензирования и сертификации [5, с. 65], [15, с. 3].

Исследования основных форм поддержки МСБ при выходе на внешние рынки в развитых странах показали, что в настоящее время функционирует мощная система государственной поддержки, представляющая собой развитую скоординированную структуру центральных и местных органов власти, государственные программы по

финансовой, информационной, консультационной поддержке экспортоориентированных предприятий, а также эффективно взаимодействующая инфраструктура поддержки экспорта МСБ.

Изучение стратегии, тактики и конкретных механизмов государственного регулирования МСБ в наиболее развитых странах мира позволяет выявить общие элементы, присущие каждой из этих стран, а также возможности их использования при разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в других странах, в том числе в Китае и Республике Беларусь, идущих по пути рыночных преобразований. Безусловно, комплекс национальных мер государственного регулирования МСБ должен определяться его целями конкретно в каждой стране и учитывать уникальное историческое, социальное, экономическое и культурное положение каждых стран.

Усиление конкуренции на мировых рынках обусловливает качественные изменения в системе организации и управления бизнесом, который должен адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в обострившейся конкурентной борьбе на международном уровне.

На наш взгляд, во-первых, в условиях возрастающей международной конкуренции по приоритетным направлениям государственной поддержки МСБ необходимо развивать инновационную и транснациональную деятельность, акцентировать внимание на производстве качественно-брендовой и экологичной продукции с целью повышения долгосрочной конкурентоспособности предприятий МСБ как на национальном, так и на мировом рынках.

Во-вторых, правительствам как КНР, так и Республики Беларусь необходимо совершенствовать систему государственного регулирования МСБ, в том числе нормативно-правовой, экономической и инфраструктурной поддержки. Их можно свести к следующему:

- правомерно выделить блок взаимосвязанных законов и подзаконных нормативных актов и государственных органов, регулирующих МСБ: устранение по возможности дублирования функций государственных органов в сфере МСБ; усиление контроля государства в области качества в целях повышения конкурентоспособности и имиджа предприятий МСБ; обеспечение равных с государственным сектором возможностей использования ресурсов для субъектов разных форм собственности; упрощение административных процедур в сфере регулирования налогообложения, лицензирования, ценообразования; совершенствование законодательства в соответствии с международными нормами, регламентирующими ВЭД МСБ с целью улучшения инвестиционного климата; осуществление более эффективного взаимодействия соответствующих органов государственной власти всех уровней с союзами и объединениями предпринимателей для учета позиции и мнений субъектов МСБ при принятии решений; усиление роли государства в экспортном и инвестиционном страховании рисков, включая риски колебаний валютных курсов;

- для создания более благоприятного климата эффективного ведения МСБ необходимо использовать такие экономические инструменты, как повышение роли и значимости частного сектора в экономике на основе приватизации государственной собственности; дифференцирование налоговых ставок; расширение льгот для субъектов МСБ, ориентированных на развитие инновационной и экспортной деятельности; активное освоение разнообразных финансовых услуг и расширение масштабов и предметов залога коммерческих банков, включая нематериальные активы (патент, бренд, техника и т. п.) с целью расширения каналов финансирования субъектов МСБ;

- необходимо усилить инфраструктурную поддержку: предоставить услуги бесплатного консультирования по законодательным, техническим, организационным,

финансовым проблемам для начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития МСБ; организовать подготовку предпринимателей МСБ в области маркетинговых исследований зарубежных рынков, поиска и подбора зарубежных партнеров, знания иностранных языков; содействовать установлению межфирменных контактов и повышению квалификации специалистов и административных сотрудников по реализации кластерной политики, экологической безопасности продукции.

Литература

1. Администрация малого бизнеса США // SBA gov. - Режим доступа: http//www.sba.gov/about-sba. - Дата доступа: 15.04.2013.

2. Блинов, А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. -1990. - № 2. - С. 7.

3. Бондарь, А. В. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента / А. В. Бондарь. - Минск : БГЭУ, 2005. - 154 с.

4. Грибкова, Н. Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможность его использования в России / Н. Б. Грибкова // Налоговая политика и практика. - 2005. - № 7. - С. 16-23.

5. Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты регулирования : учеб.-практ. пособие / А. В. Данильцев. - 2-е изд., перераб. - М. : Деловая лит., 2004. -320 с.

6. Доклад о мировом развитии 2010 (World Development Report 2010) - World Bank). -Режим доступа: http://issuu.com/world.bank.publications/ docs/ 97808213869927/1/. -Дата доступа: 21.12.2011.

7. Кузнецова, З. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования / З. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. -2007.- № 10.- C. 106.

8. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации и Европейском Союзе на современном этапе развития глобальной экономики : аналит. отчет / Enterprise Europe Network. - Москва, Gate2Rubin, 2009. - 340 с.

9. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой, 2003 г. // Экономическая Комиссия ООН для Европы. - Режим доступа: http://www.unece.org/ indust/sme/ece-sme.htm. - Дата доступа: 26.05.2008.

10. Мировая экономика и международный бизнес : учеб. для вузов / В. В. Поляков [и др.] ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. - 5-е изд., стер. - М. : Кно-Рус, 2008. - 681 с.

11. Немова, Л. А. Современной этап развития научно-технического потенциала Канады / Л А. Немова // США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2003. -№ 9. - С. 39-46.

12. О развитии предпринимательства и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 янв. 1992 г., № 36 // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. -1992.- № 3.- Ст. 34.

13. Симанович, В. Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом / В. Л. Симанович. - Минск : Бестпринт, 2007. - 442 с.

14. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. - М. : Наука, 2002. - 448 с.

15. Усова, О. Е. Направления развития инвестиционной политики Республики Беларусь / О. Е. Усова // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий : материалы 7-го Междунар. науч.-практ. семинара, проводившегося в рамках 8-й Междунар. науч.-техн. конф. «Наука - образованию, производству, экономике», 4-6 февр. 2010 г. : в 2 ч. / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: А. М. Темичев [и др.]. - Минск, 2010. -

Ч. 1. - С. 378-383.

16. Франовская, Г. Н. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в мировой экономике / Г. Н. Франовская // Соврем. экономика: проблемы и решения. - 2010. -№ 3.- С. 53-63.

17. Ханцуан Лин. Исследование механизм развития малого и среднего бизнеса в КНР / Ханцуан Лин. - Пекин : Коммерч. изд-во. КНР, 2003. - 924 с.

18. Цыпин, И. С. Мировая экономика : учебник / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2012. - 248 с.

19. Шмарловская, Г. А. Вхождение Республики Беларусь в систему международного регулирования внешней торговли / Г. А. Шмарловская // Белорус. экон. журн. -2007. - № 1. - С. 60-68.

20. SBA [Electronic resource]: your business resource. - Mode of access:

www.sbaonline.sba.gov. - Дата доступа: 08.10.2013.

Получено 07.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.