Научная статья на тему 'Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта'

Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1744
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / NON-RESOURCE-BASED EXPORT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ТЕРРИТОРИИ / TERRITORIES / СТИМУЛИРОВАНИЕ / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулин Константин Анатольевич, Якушев Николай Олегович, Мазилов Евгений Александрович

В настоящее время возрастает актуальность задач, связанных с темпами экономического роста, увеличением валового регионального продукта, расширением бюджетных доходов территорий. Одним из важных ресурсов экономического развития регионов является экспортная деятельность. Однако, несмотря на то что экспорт играет одну из важнейших ролей в экономике, доля России во внешнеэкономической деятельности незначительна (1,8%) и имеет тенденцию к снижению. В абсолютных значениях экспорт России ниже, чем Китая, в 10 раз и США в пять. В сложившихся обстоятельствах принципиально важным становится определение приоритетов экспортной деятельности. В связи с этим цель исследования заключается в определении приоритетов и направлений стимулирования экспортной деятельности как необходимого элемента обеспечения экономического роста территорий и развития национальной экономики. Исходя из цели в статье была исследована эволюция взглядов на роль экспортной деятельности в экономическом росте, разработан научно обоснованный методический подход к оценке реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ в общем объеме отгруженной за рубеж продукции, разработан авторский подход к классификации несырьевого экспорта, изучен зарубежный опыт поддержки экспортной деятельности, рассмотрена существующая в России инфраструктура поддержки экспорта; доказана необходимость реализации государственной структурной политики, направленной на обеспечение комплексной системной поддержки предприятий-экспортеров. Для этого требуется системный подход, а также разработка системы инструментов и мер по активизации роста объемов несырьевого экспорта на федеральном и региональном уровне. В заключении статьи еще раз сделан акцент на необходимости развития методических аспектов оценки реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ. На дальнейших этапах исследования будет обоснован и разработан механизм управления несырьевым экспортом регионов на основе стимулирования развития несырьевого экспорта в целях обеспечения экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promoting Economic Growth in Regions of the Russian Federation by Boosting the Development of Non-Resource-Based Exports

At present, the issues related to economic growth rate, increase in gross regional product, and expansion of budget revenues of territories are coming to the fore. Export is an important resource for regional economic development. However, despite the fact that exports play a major role in the economy, Russia’s share in foreign economic activity is insignificant (1.8%) and tends to decrease. In absolute values, Russia’s export is ten times lower than that of China and five times lower than that of the U.S. Under the circumstances, it is crucial to determine the priorities of export activity. In this regard, the goal of our study is to determine the priorities and directions in boosting export activity as a necessary aspect of economic growth of territories and development of the national economy. In accordance with the goal of the paper, we consider the evolution of the views on the role of export activity in economic growth and develop a scientifically substantiated methodological approach to assessing the real share of non-resource-based export of Russia’s regions in the total volume of goods shipped abroad. We also develop our own approach to classifying non-resource-based exports, study foreign experience in providing support to export activities, consider Russia’s current infrastructure, and prove that it is necessary to implement governmental policy to provide comprehensive system-wide support to exporter enterprises. This can be done with the help of the system approach; it is also necessary to develop a set of tools and measures to enhance the growth of non-resource-based export at the federal and regional levels. In conclusion, we focus once again on the need to develop methodological aspects of assessing the real share of non-resource-based export of Russia’s regions. At the further stages of the study, we will substantiate and develop a mechanism for managing non-resource-based exports of the regions on the basis of stimulating the development of non-resource-based exports in order to promote economic growth.

Текст научной работы на тему «Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Б01: 10.15838/680.2018.3.57.4 УДК 339.565, ББК 65.428.2

© Гулин К.А., Якушев Н.О., Мазилов Е.А.

Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта

Константин Анатольевич ГУЛИН

Вологодский научный центр РАН

Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

Николай Олегович ЯКУШЕВ

Вологодский научный центр РАН

Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-шаП: [email protected]

Евгений Александрович МАЗИЛОВ

Вологодский научный центр РАН

Вологда, 160014, Российская Федерация, ул. Горького, д. 56а Е-шаП: [email protected]

Для цитирования: Гулин К.А., Якушев Н.О., Мазилов Е.А. Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 57-70. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.4

For citation: Gulin K.A., Yakushev N.O, Mazilov E.A. Promoting economic growth in regions of the Russian Federation by boosting the development of non-resource-based exports. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 57-70. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.4

Аннотация. В настоящее время возрастает актуальность задач, связанных с темпами экономического роста, увеличением валового регионального продукта, расширением бюджетных доходов территорий. Одним из важных ресурсов экономического развития регионов является экспортная деятельность. Однако, несмотря на то что экспорт играет одну из важнейших ролей в экономике, доля России во внешнеэкономической деятельности незначительна (1,8%) и имеет тенденцию к снижению. В абсолютных значениях экспорт России ниже, чем Китая, в 10 раз и США — в пять. В сложившихся обстоятельствах принципиально важным становится определение приоритетов экспортной деятельности. В связи с этим цель исследования заключается в определении приоритетов и направлений стимулирования экспортной деятельности как необходимого элемента обеспечения экономического роста территорий и развития национальной экономики. Исходя из цели в статье была исследована эволюция взглядов на роль экспортной деятельности в экономическом росте, разработан научно обоснованный методический подход к оценке реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ в общем объеме отгруженной за рубеж продукции, разработан авторский подход к классификации несырьевого экспорта, изучен зарубежный опыт поддержки экспортной деятельности, рассмотрена существующая в России инфраструктура поддержки экспорта; доказана необходимость реализации государственной структурной политики, направленной на обеспечение комплексной системной поддержки предприятий-экспортеров. Для этого требуется системный подход, а также разработка системы инструментов и мер по активизации роста объемов несырьевого экспорта на федеральном и региональном уровне. В заключении статьи еще раз сделан акцент на необходимости развития методических аспектов оценки реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ. На дальнейших этапах исследования будет обоснован и разработан механизм управления несырьевым экспортом регионов на основе стимулирования развития несырьевого экспорта в целях обеспечения экономического роста.

Ключевые слова: несырьевой экспорт, экономический рост, проблемы, дифференциация, территории, стимулирование.

Введение

Проблема обеспечения экономического роста, являющаяся одной из ключевых в экономической науке, зависит от многих факторов. Различные интерпретации концепции «экономического роста» предусматривают как количественные (экстенсивные), так и качественные (интенсивные) характеристики роста. Количественная характеристика отражает изменения в количестве произведенных товаров и услуг и динамику этих изменений; качественная характеристика указывает на возможности экономической системы в удовлетворении новых растущих потребностей общества [1]. Экономический рост характеризуется динамикой таких абсолютных макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт, национальный доход и другие. Относительные показатели экономического роста, которые характеризуют его с количественной стороны, представляют собой величину ВВП на душу населения, располагаемый доход населения на душу населения, а также индикаторы потребления, сбережений

и инвестиций, темпы роста промышленного производства в целом и для отдельных видов экономической деятельности.

При этом надо понимать, что только интенсивный экономический рост может обеспечить долгосрочное экономическое развитие государства. В то же время, несмотря на необходимость его обеспечения, Россия отстает по его темпам от ведущих мировых экономик и развивающихся государств (табл. 1).

Очевидно, что имеющихся темпов роста (при этом нестабильных год от года) для достижения задач повышения конкурентоспособности на мировом уровне недостаточно. По оценке экспертов Института экономики роста им. П.А. Столыпина, экономика России при инерционном сценарии развития вырастет к 2035 году только в 1,5 раза, в то время как среднемировые значения покажут четырехкратный рост (по сравнению с уровнем 1990 г.) [3]. К 2035 году Россия может опуститься по ВВП по паритету покупательной способности (ППС) с 6-го на 10-15-е место, а по ВВП на душу

Таблица 1. Темпы роста ВВП ряда стран мира, %*

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Китай 109,9 109,5 109,2 108 108,1

Малайзия 107,4 106,4 107,9 106,1 105,6

Республика Корея 104,2 104,6 105,2 103,9 104,2

Сингапур 105,8 106,7 105,4 103 103,3

Великобритания 103,2 103,6 104,9 103,3 103,1

Германия 102,5 102,2 103,4 102,6 103,1

США 104,1 103,3 104,2 103,7 103

Франция 102 102,2 102,4 102,4 102,5

Япония 103,4 103,6 102,1 102,3 102,3

Россия 105,4 102,9 102,5 98,2 101,1

* Составлено на основе [2].

населения по ППС — с 52-го на 65-70-е. Можно ожидать превышения Китаем, Индией, Турцией показателей номинального подушевого ВВП России к 2020 г., а по показателям подушевого ВВП по ППС — на рубеже 2030 г. Таким образом, обеспечение экономического роста является ключевым в вопросе национальной безопасности и международной конкурентоспособности государства.

Одно из направлений обеспечения экономического роста — экспортная деятельность. Она принадлежит к числу приоритетных направлений политики любого государства, т. к. оказывает существенное влияние на внешнеэкономическую конъюнктуру рынка страны и экономическое развитие территорий. Несырьевой экспорт в развитых и развивающих странах относится к главным точкам экономического роста территорий, составляя наибольшую долю в общем объёме вывозимых товаров и услуг.

При этом в России необходимость расширения экспортной деятельности, и в первую очередь несырьевого экспорта, длительное время не определялась в качестве реального приоритета экономического развития государства. Об этом свидетельствует и тот факт, что основные положения экспортной политики не нашли отражения в «майских указах» Президента РФ 2012 г.

В рамках его Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 развитие несырьевого экспорта определено одним из источников роста российской экономики. Президент отметил, что необходимо продолжить работу по снятию административных барьеров во внешней торгов-

ле и создать режим наибольшего благоприятствования для экспортно ориентированных компаний. Кроме того, была поставлена задача обеспечить достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долл. США в год, в том числе продукции машиностроения — 50 млрд. долл. США в год и продукции агропромышленного комплекса — 45 млрд. долл. США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долл. США.

В то же время реализуемые сегодня на федеральном и региональном уровне меры поддержки несырьевого экспорта не всегда носят системный характер, а уровень их эффективности невысок.

В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов и наиболее перспективных направлений экспортной деятельности, как источника экономического роста территорий и обеспечения устойчивого развития национальной экономики, причем не только в долгосрочной, но и среднесрочной перспективе.

В связи с этим цель исследования заключается в определении приоритетов и направлений стимулирования экспортной деятельности как необходимого элемента обеспечения экономического роста территорий и развития национальной экономики. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть эволюцию теории международного обмена в экономической науке, провести международное сравнение развития экспортной деятельности, исследовать подходы к классификации аналитических товарных групп в экспорте, рассмотреть зарубежный опыт

поддержки экспортной деятельности, изучить тенденции развития несырьевого экспорта России, проанализировать систему его поддержки на общенациональном и региональном уровне, разработать ключевые инструменты, направленные на развитие несырьевого экспорта в регионах.

Научная новизна работы состоит в разработке научно обоснованного методического подхода к оценке реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ в общем объеме отгруженной за рубеж продукции и системы инструментов и мер по активизации роста объемов несырьевого экспорта на федеральном и региональном уровне.

Теоретические аспекты исследования

Существуют четыре точки зрения на проблему взаимосвязи экономического роста и экспортной деятельности. Первая — неоклассическая гипотеза роста, обосновывающая, что экономический рост обусловлен экспортом. Такая точка зрения определена следующими факторами:

— расширение экспорта приводит к увеличению производительности труда [4];

— расширение экспорта порождает к созданию более качественных продуктов из-за необходимости учета международных требований

[5];

— экспорт заставляет компании вкладывать значительные средства в новые технологии, что провоцирует к повышению темпов роста капитала и скорости технологических преобразований [6, 7]

— ориентированный на экспорт подход в экономике с избытком рабочей силы определяет расширение занятости и рост реальной заработной платы [5, 8];

— экспорт способствует ослаблению зависимости национальной валюты от курсов валют

[9].

Вторая заключается в том, что экспорт зависит от экономического роста. Более высокая производительность вызывает снижение удельных затрат, что способствует росту экспорта [10]. Экономический рост влияет на рост экспорта, если отечественное производство растет быстрее, чем внутренний спрос [11, 12, 13].

Третья точка зрения, которая представляет собой комбинацию первого и второго взглядов,

предполагает, что между экспортом и экономическим ростом может быть двусторонняя причинно-следственная связь [14, 15, 16].

Наконец, четвертая позиция заключается в том, что отрицает наличие причинно-следственной взаимосвязи между экспортом и экономическим ростом как результатом процесса развития и технологических изменений [17].

Всецело разделяя точку зрения на экспорт как один из важнейших факторов экономического роста государства и его территорий, целесообразно говорить о росте именно его несырьевой составляющей.

В работах Портера и других современных теоретиков выдвинута и доказана теория о том, что конкурентоспособность страны в конкретной отрасли зависит от её способности внедрять инновации и модернизироваться [18]. Это предусматривает необходимость организации глубокой переработки сырья и выстраивание производственных цепочек с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, согласно теории Портера, конкурентоспособность страны зависит от возможностей развития несырьевого экспорта, как наиболее конкурентоспособной группы товаров.

Кроме того, по мнению Портера, существуют четыре определяющих детерминанты: местные рыночные ресурсы и возможности, местные условия спроса на рынке, местные поставщики и дополнительные отрасли и характеристики местной фирмы.

То есть повышение конкурентоспособности государства обеспечивается развитием несырьевого экспорта на местном (региональном) уровне, что доказывает необходимость сосредоточения усилий региональных властей на поддержке товаропроизводителей.

Методы исследования

Изучение вопросов несырьевого экспорта затрудняется отличием подходов к данной экономической категории в различных странах. Рассматривая зарубежный опыт формирования аналитических товарных классификаций, можно выделить два основных методических подхода.

Первый подход представлен Комиссией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая выделяет аналитические товарные группы близкие к товарным группам ВТО (сельскохозяйственные продукты «agricultural

products», топливо и горнодобывающая продукция «fuels and mining products», изделия «manufactures», машиностроение и транспортное оборудование «machinery and transport equipment», текстиль «textiles») [19, 20]. ЮНКТАД предлагает две классификации товаров: производимые товары по степени производства и продукт по технологическим категориям [21]. Основным недостатком данного подхода является соотнесение в товарных категориях высокотехнологичной продукции с простыми изделиями.

Второй подход используется Статистическим бюро Европейского союза в рамках аналитических таблиц и обзоров «International trade»[22]. Так, Федеральное статистическое управление Германии использует классификацию товаров внешней торговли в качестве экономических показателей национальной и региональной статистики [23; 24]. Ключевым в определении товара является трудоёмкость и сложность произведённой продукции. Эти группы продуктов шифруются для автоматической обработки данных следующим образом: пищевая промышленность; индустриальная экономика; возврат/замена поставок (бракованные товары, готовые изделия с дефектами, поставки запасных частей) [23, 24].

В Российской Федерации используется подход, разработанный АО «Российский экспортный центр» совместно со Всероссийской академией внешней торговли и законодательно укреплённый нормой в целях гл. 21 НК РФ, используемых Министерством финансов [25, 26].

Так, под категориями «сырьевой и несырьевой экспорт» согласно параметрам, которые предложены и выработаны АО «Российским экспортным центром» совместно с ВАВТ, понимается следующее [27]:

1. Сырьевой экспорт — это экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, включая отходы и лом.

2. Несырьевой экспорт — экспорт товаров, не входящих в перечень сырьевых товаров (включающий градацию: энергетический; неэнергетический верхних, средних и нижних переделов).

При данной формулировке реализация задачи, поставленной в рамки государственной

программы «Развитие внешнеэкономической деятельности», — рост несырьевого экспорта на 7% — достижима [28]. Но в то же время с точки зрения экономического развития территорий акцент делается на количественных характеристиках, т.е. объёмах экспорта в целом. При этом качественная составляющая уходит на второй план.

Кроме того, существует подход Министерства финансов РФ, который используется при расчетах НДС на экспортные группы товаров (табл. 2).

При этом мы предлагаем подход к сырьевому и несырьевому экспорту в большей степени близкий к формулировке «сырьевые товары», представленной в целях гл. 21 НК РФ [29]. С нашей точки зрения под сырьевым экспортом следует понимать экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке (полуфабрикат). В то же время несырьевой экспорт — это не только поставки на зарубежные рынки сложной готовой продукции — энергоблоков, самолетов, автомобилей и других товаров высоких переделов. В первую очередь, это экспорт деталей и комплектующих для восходящих глобальных цепочек добавленной стоимости.

При таком подходе к классификации товаров на основе таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС экспорт делится на сырьевой (полуфабрикат) и несырьевой и включает следующие группы (позиции). К несырьевому экспорту будут относиться категории товаров в виде готовых изделий и продукции: машиностроения; химической промышленности; металлургической промышленности; прочие товарные категории (включая готовую продукцию пищевой, лесной, лёгкой промышленности).

При этом к сырьевому экспорту стоит относить все товары, не входящие в перечень несырьевого товарного экспорта. В данную группу, согласно нашему подходу, входят следующие товарные позиции: сельскохозяйственные товары и сырьё (зерно, маслосемена, технические культуры, овощи, фрукты и т.д.); продукция химической промышленности: компоненты лекарств, удобрения, включая химикаты неорганические: аммиак, серную кислоту,

Таблица 2. Сравнительная характеристика подходов к классификации экспортных товаров

Наименование АО «РЭЦ» Министерство финансов РФ Авторский подход

1. Сырьевой экспорт Экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, включая отходы и лом. Экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке. Экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке (полуфабрикат).

2. Несырьевой экспорт Экспорт товаров, не входящих в перечень сырьевых товаров. Конкретной формулировки не приводится. Это не только поставки на зарубежные рынки сложной готовой продукции - энергоблоков, самолетов, автомобилей и других товаров высоких переделов. В первую очередь, это экспорт деталей и комплектующих для восходящих глобальных цепочек добавленной стоимости.

3. Главный критерий для отнесения товара к сырью или несырью Степень участия человека в формирования его принципиальных характеристик. Определяется Правительством РФ в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) Степень возрастающих видов экономической деятельности на мировом экспортном рынке с зеркальными приоритетными направлениями в экспорте страны в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)

4. Сырьевые категории Материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее. Полезные ископаемые, а также древесина и некоторые другие природные материалы. Отходы, образующиеся в производственном процессе: металлолом, макулатура, отходы пластмасс, стекла, древесины и другие Минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей; древесина и изделия из нее, древесный уголь; жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы; недрагоценные металлы и изделия из них Товары в виде сырья и материалов: сельскохозяйственное сырьё: зерно, маслосемена, технические культуры, овощи, фрукты и т.д.; продукция химической промышленности: компоненты лекарств, удобрения, включая неорганические химикаты: аммиак, серную кислоту, каустическую и кальцинированную соду и т. п., и органические: углеводороды, спирты, эфиры; продукция металлургической промышленности: чугун и сталь и изделия из них, необработанные цветные (основные) и драгоценные металлы; товары топливно-энергетического комплекса: нефть, газ, нефтепродукты, угольный кокс и прочие; продукция ЛПК и изделия из неё: брёвна, необработанный лес, лесоматериалы и др.; отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье.

5. Несырьевые категории Несырьевые энергетические товары -переработанное топливо (нефтепродукты, угольный кокс и прочие) и электроэнергия. Продукция по степени передела: нижнего, среднего, верхнего Конкретной классификации не приводится Категории товаров в виде готовых изделий и продукции: машиностроения; химической промышленности; металлургической промышленности; прочие товарные категории (включая готовую продукцию пищевой, лесной, лёгкой промышленности).

каустическую и кальцинированную соду и т. п., и органические: углеводороды, спирты, эфи-ры; продукция металлургической промышленности: чугун и сталь и изделия из них, необработанные цветные (основные) и драгоценные металлы; продукция топливно-энергетического

комплекса: нефть, газ, нефтепродукты, угольный кокс и прочие; продукция ЛПК и изделия из неё (брёвна, необработанный лес, лесоматериалы и др.); отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье.

Результаты исследования

Нами были проведены расчеты, а полученные данные сопоставлены с результатами расчетов по методике расчетов АО РЭЦ. При подходе, используемом Российским экспортным центром, в 2016 г. доля несырьевого экспорта в России составила 55,4% (147,4 млрд. долл. США; табл. 3), из них 17,2% (32,8 млрд. долл. США) — объем энергетических товаров. При авторском же подходе на долю несырьевого экспорта приходится только 29,8 млрд. долл. США, что составляет чуть более 10% от общего объема экспорта. Таким образом, порядка 90% продукции, поставляемой на внешние рынки, является продукцией низкого технологического передела либо сырьем. Это, в свою очередь, говорит о возможности получения только кра-

ткосрочной выгоды и не может принести должного экономического эффекта в долгосрочной перспективе.

Рассматривая объем несырьевого экспорта в региональном разрезе, стоит отметить присущую ему неравномерность распределения. Причем это характерно как для расчетов, проведенных в рамках методики РЭЦ, так и согласно авторскому подходу (табл. 4). Наибольшую долю в несырьевом экспорте в целом в России по авторскому подходу составляет продукция машиностроения (58,2%), в то время как согласно методике РЭЦ — нефтепродукты (29,1%). В Сахалинской области наибольшую долю несырьевого экспорта (85,11%) составляет продукция, относящаяся к группе «Суда, лодки и плавучие конструкции».

Таблица 3. Классификация несырьевого экспорта на основе подхода АО «РЭЦ» и авторского подхода

АО «Российский экспортный центр» Авторский подход

Показатели Всего несырьевой Неэнергетический Энергетический

экспорт экспорт экспорт

Объём, млрд. долл. США 147,4 109,2 38,2 29,8

Доля в общих объёмах экспорта страны, % 55,4 38,2 17,2 10,4

Регион Подход АО «РЭЦ» Регион Авторский подход

На душу нас., долл. США Доля в объеме несырьевого экспорта, % Ранг На душу нас., долл. США Доля в объеме несырьевого экспорта, % Ранг

Москва 41023,4 25,9 1 Сахалинская область 1139,9 1,8 1

Санкт-Петербург 11769,9 7,4 2 Москва 684,4 26,8 2

Свердловская область 6926,8 4,4 3 Санкт-Петербург 569,6 9,5 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодарский край 5536,6 3,5 4 Ленинградская область 504,4 2,9 4

Республика Татарстан 5344,5 3,4 5 Свердловская область 466,7 6,4 5

Ростовская область 5211,2 3,3 6 Нижегородская область 453,8 4,7 6

Московская область 4719,9 3,0 7 Новосибирская область 426,5 3,7 7

Ленинградская область 4645,4 2,9 8 Калужская область 380,4 1,2 8

Красноярский край 4297,1 2,7 9 Московская область 351,7 8,2 9

Пермский край 4172,5 2,6 10 Ярославская область 350,3 1,4 10

Республика Башкортостан 4093,6 2,6 11 Смоленская область 346,0 1 11

Тюменская область 3881,1 2,5 12 Республика Коми 337,7 0,9 12

Челябинская область 3857,2 2,4 13 Архангельская область 284,3 1 13

Иркутская область 3806,8 2,4 14 Республика Карелия 281,8 0,6 14

Самарская область 3619,4 2,3 15 Ульяновская область 224,8 0,9 15

Липецкая область 3017,0 1,9 16 Курганская область 218,8 0,6 16

Тульская область 2852,8 1,8 17 Республика Татарстан 212,7 2,6 17

Вологодская область 2807,6 1,8 18 Калининградская область 212,6 0,7 18

Кемеровская область 2802,5 1,8 19 Костромская область 196,7 0,4 19

Нижегородская область 2779,9 1,8 20 Ростовская область 184,8 2,5 20

Таблица 4. Несырьевой экспорт регионов РФ и его доля в общероссийском несырьевом экспорте в 2016 г. (20-ка регионов-лидеров)

Неравномерность распределения экспортной активности привела к тому, что, согласно авторскому подходу, 10 субъектов-лидеров обеспечивают 69,3% всего объема несырьевого экспорта в стране (табл. 5). В то время как на последние 63 субъекта приходится менее одной пятой.

Таким образом, сегодня структуру несырьевого экспорта в России в большей степени формируют товары низких технологических переделов. Причем основная его масса (до 70%) формируется в десяти субъектах РФ. С позиции авторов предлагаемый подход в большей степени отражает сложившуюся структуру не-

сырьевого экспорта, а достижение запланированных показателей при таком раскладе будет стимулировать развитие высокотехнологичного производства и, следовательно, способствовать экономическому росту.

За рубежом поддержка экспорта представляет собой систему взаимодействующих и взаимоувязанных между собой правительственных и неправительственных организаций. В целом оценка международного опыта в области содействия экспортной деятельности показывает, что работа ведется по следующим основным направлениям (табл. 6).

Таблица 5. Распределение регионов по доле в общероссийском несырьевом экспорте

Уровень Подход РЭЦ Авторский подход

Количество регионов, ед. Их доля в общем объеме, % Количество регионов, ед. Их доля в общем объеме, %

Высокий 15 71,3 10 69,3

Средний 10 14,9 9 11,7

Низкий 57 13,6 63 19,1

Примечание. Высокий - доля выше 2%; средний - от 2 до 1%; низкий - менее 1%.

Ключевые способы поддержки экспорта/инструменты Страны/территории

1. Экспортное финансирование

1.1. Торговое и кредитное финансирование Страны ЕС; Беларусь, США, Китай, Южная Корея, Япония

1.2. Страхование Китай, Южная Корея, Япония, Великобритания, Франция, Германия, США

1.3. Инвестиции Китай, Великобритания, Германия, США, Япония, Малайзия

2. Экспортные субсидии

2.1. Прямые субсидии США, Япония, Германия

2.2. Налоговые зачеты/вычеты (при производстве экспортируемой продукции из импортируемых компонентов) Малайзия, Южная Корея, Германия, США

2.3. Субсидирование процентов по экспортным кредитам Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Япония

3. Организации по содействию экспорту

3.1. Создание благоприятного имиджа страны-экспортера на международных рынках США, Германия, Италия, Франция, Китай, Южная Корея, Япония

3.2. Продвижение продукции через торгпредства, международные выставки/ярмарки и т.п. Страны ЕС; США, Южная Корея, Япония, Беларусь

3.3. Информационная и консультационная поддержка экспортеров по выходу на зарубежные рынки Страны ЕС; США, Беларусь, Китай, Южная Корея, Япония и другие государства

3.4. Маркетинговая поддержка - определение целевых продуктов и рынков сбыта Индия, Великобритания, Германия, Франция, США, Южная Корея, Малайзия

4. Специальные экономические зоны

4.1. Налоговые льготы Страны ЕС; США, Китай, Малайзия

4.2. Упрощенные процедуры импорта компонентов / экспорта продукции Страны ЕС; Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия

4.3. Общая научно-исследовательская и производственная инфраструктура Великобритания, Германия, Ирландия, США, Китай, Япония

Источник: составлено автором.

Таблица 6. Направления поддержки экспортной деятельности за рубежом

Анализ зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности (прежде всего в странах ЕС и в США, в ряде стран с развивающейся экономикой — Корее, Индии, Китае) показывает, что в большинстве стран сформирована комплексная система поддержки экспортно-ориентированных компаний. Она предполагает государственное содействие на всех стадиях реализации проекта по созданию экспортного продукта: от НИОКР (например, наличие соответствующей научно-исследовательской и производственной инфраструктуры) до этапа сервисного обслуживания. При этом учитываются потребности компаний как в финансовых, так и нефинансовых инструментах.

В России также формируется система поддержки экспортной деятельности компаний. Так, в 2003 г. была утверждена Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций; расширение долгосрочного экспортного кредитования; создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций. В 2008 г. утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В рамках одного из направлений концепции указано на необходимость расширения возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использования возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров.

В 2014 г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», в целевых индикаторах и показателях которой предусмотрено достижение определенных значений следующих индикаторов: «Темпы прироста экспорта несырьевых товаров»; «Темпы прироста экспорта несырьевых неэнергетических товаров»; «Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров». В 2015 г. создано АО «Российский экспортный центр», деятельность которого направлена на работу с

экспортерами в режиме «единого окна» в области финансовых и нефинансовых мер поддержки. В 2016 году произошло формирование Группы РЭЦ, которая оказывает комплексную поддержку всем экспортёрам несырьевой продукции без отраслевых ограничений [28]. Так, АО «Росэксимбанк», входящий в группу «РЭЦ» и являющийся агентом Правительства РФ по обеспечению государственной поддержки экспорта, кредитует компании и выдает по запросу разные виды гарантий от своего имени.

В 2017 г. запущены проекты «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Развитие экспорта продукции АПК», которые также подразумевают развитие несырьевого экспорта. Кроме того, были утверждены «Стратегия развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года», «Стратегия развития экспорта железнодорожного машиностроения».

За последние 5—7 лет инфраструктура поддержки несырьевого экспорта в стране формируется достаточно активно (табл. 7). Разработаны и реализуются нефинансовые меры и отдельные элементы системы финансовой поддержки экспорта на федеральном уровне: экспортные кредиты, программа субсидирования процентных ставок, страхование от предпринимательских и политических рисков, государственные гарантии и кредиты.

В то же время при всём существующем в Российской Федерации спектре инструментов финансовой и нефинансовой поддержки эффективность её находится на достаточно невысоком уровне по сравнению с развитыми странами (США, Германия, Япония), что подтверждает в первую очередь сама цепочка выстраивания элементов взаимодействия на всех этапах экспортного цикла. Во-первых, более слабая конкурентоспособность кредитных инструментов, чем в зарубежных странах (в РФ процентные ставки по кредитным продуктам для предприятий-экспортеров значительно выше, чем в других странах, где существует возможность беспроцентной рассрочки выплат,

Таблица 7. Направления поддержки экспорта в Российской Федерации*

Инструменты Институты

Финансовые меры поддержки экспорта

1. Кредиты ГК «Внешэкономбанк»; ЗАО «Росэксимбанк»; ОАО «МСП Банк»

2. Страхование ОАО «ЭКСАР».

3. Гарантии ЗАО «Росэксимбанк».

Нефинансовые меры поддержки экспорта

1. Информационно-консультационные меры АО «Российский экспортный центр; торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах.

Региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Промоутерско-организационные меры АО «Российский экспортный центр»; Министерство экономического развития РФ; Министерство промышленности и торговли РФ.

Торговые представительства РФ в иностранных государствах.

Региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Устранение барьеров для экспорта Министерство экономического развития РФ; АНО «АСИ»; ФТС, ФСТЭК, АО «Российский экспортный центр.

* Составлено по [29].

например в Японии), во-вторых, узко разрозненный круг компаний, которые могут быть получателями поддержки (услугами Росэксим-банка могут пользоваться только крупные компании-экспортеры), в-третьих, недейственным или полным отсутствием финансового компонента на региональном уровне (в России вся финансовая поддержка осуществляется в основном через Росэксимбанк, офис которого расположен только в Москве).

Несмотря на широкий спектр мер поддержки, реализуемых органами власти и управления, даже в регионах-лидерах по несырьевому экспорту нет комплексной и системной работы в данном направлении.

На наш взгляд, необходимо говорить не о поддержке предприятий-экспортеров, а об управлении экспортной деятельностью на всех уровнях, основанной на реализации соответствующей структурной государственной политики.

Предложения и заключение

Главными инструментами при формировании политики органов власти и управления по развитию экспорта и выстраиванию полного цикла от начального (исследования рынка) и до конечного (заключение контракта с зарубежными контрагентами) этапа должны стать следующие:

1. Выстраивание действенной программы поддержки экспортной деятельности полного цикла по типу «регион — федеральный центр —

регион», где бенефициаром выступает экспортёр, а прерогатива в получении финансовой поддержки и расширения, нефинансовых мер формируется на региональном уровне при взаимодействии с национальными специализированными организациями и курирующими министерствами.

2. Разработка сегментных форм поддержки с построением целостной системы, направленной на развитие экспортно-ориентированных несырьевых производств, учитывающей лучшие практики зарубежных стран.

3. Определение перспективных территориальных цеховых групп (секторов) для формирования финансовых форм поддержки на региональном уровне, направленных на конкретные организации-экспортеры.

4. Проведение мониторинга (на постоянной основе) состояния международной специализации как на федеральном (по сравнению с развитыми и развивающими странами), так и на региональном уровне, с целью определения составляющей экспорта (сырьевые и несырьевые товары) для построения прогноза и разработки новых, а также корректировки существующих форм поддержки, направленных на развитие экспорта и формирование экономического роста территорий.

5. Организация проведения индикативной оценки со стороны органов власти и управления на региональном уровне основанной на обратной связи с участниками экспорт-

ной деятельности, с целью анализа эффективности и целесообразности использования действующих мер с соблюдением принципа «транспарентности».

Для активизации роста несырьевого экспорта как в физическом выражении, так и его доли в ВВП необходима реализация государственной структурной политики, по обеспечению комплексной системной поддержки предприятий-экспортеров. В зависимости от жизненного цикла товара требуются различные меры поддержки, и это следует учитывать при формировании государственной поддержки предприятий-экспортеров (рисунок).

Фактически сейчас существует лишь поддержка предприятий на этапе продвижения продукции на рынок (маркетинг и сбыт). В то время как экспортная деятельность заключается не только в сбыте продукции за рубеж, но и в ее разработке и производстве. Поэтому целесообразным видится организация поддержки компаний на всех этапах реализации проектов [30]. Заметим, что ныне полностью отсутствует поддержка на стадии сервиса послепродажного обслуживания и утилизации товаров. Поддержка предприятий-экспортеров на стадии разработки и производства продукции должна осуществляться на региональном уровне.

Хотя экспорт регионов необходимо рассматривать в направлении тактического и стратегического управления, сегодня в большей степени проводится оперативное управление экспортом с акцентом на поддержке с элементами фрагментарной политики, поэтому следует разработать системы методического обеспечения с построением классификации в высокотехнологичном экспорте для формирования статистики и построения прогнозных моделей.

В связи с этим главной задачей для органов власти и управления в экспортной политике должно стать формирование таких условий, при которых субъект бизнеса видел бы в экспорте стратегические горизонты развития компании в долгосрочной и среднесрочной перспективе, а не получение краткосрочной выгоды. Для этого необходим системный подход, включающий в том числе описанный выше комплекс решений, направленный на формирование диверсифицированного экспортного портфеля, который представляет собой как совокупность номенклатуры товаров конкретного предприятия, так и, в частности, общее количество зарегистрированных субъектов бизнеса, осуществляющих производство (изготовление) в регионе и поставку продукции на зарубежные рынки. При

Государственная поддержка предприятий-экспортеров

этом главным в предложенном подходе является снижение рисков за счёт создания пакетных условий на всех стадиях экспортного цикла и построения новых элементов инфраструктуры в виде центра координации конъюнктуры и комитета по развитию экспортной экспансии. Расширение номенклатуры поставок и развитие экспорта высоких технологий не только позволит увеличить доходную часть бюджетов всех уровней, но и, главным образом, будет являться долгосрочной инвестицией в экономику страны и регионов [31; 32].

Ещё раз подчеркнем, что именно поставки высокотехнологичной продукции сегмента несырьевого экспорта могут стать главным драйвером экономики российских регионов, который будет способствовать выпуску качественной конкурентоспособной продукции, востребованной на мировых рынках.

Подводя итог, стоит отметить, что настоящее исследование имеет комплексный характер. Его результаты вносят вклад в развитие методических аспектов и оценки реальной доли несырьевого экспорта регионов РФ в общем объеме отгруженной за рубеж продукции, и разработки системы инструментов и мер по активизации роста объемов несырьевого экспорта на федеральном и региональном уровне.

Дальнейшими этапами исследования будет определение групп конкурентных факторов, оказывающих прямое воздействие на ведение экспортной деятельности в несырьевом экспорте регионов в контексте обеспечения экономического роста; а также обоснование и разработка механизма управления несырьевым экспортом регионов на основе стимулирования развития несырьевого экспорта в целях обеспечения экономического роста.

Литература

1. Economic Growth: Types and Factors Mr. Aleksey Poliduts (Chelyabinsk State University, Russia) Assoc. Prof. Dr. Yuner Kapkaev (Chelyabinsk State University, Russia). International conference on Eurasian economies. 2015. p. 62-66.

2. Данные международного валютного фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/ external/pubs/ft/weo/2017/01/weodata/index.aspx.

3. Проект Среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года «Стратегия Роста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stolypin.institute/wp-content/ uploads/2017/10/strategiya-rosta-28.02.2017.pdf.

4. Helpman, E. and Krugman P. (1985) "Market Structure and Foreign Trade", Cambridge, MA: MIT Press.

5. Krueger, A. (1985) The Experiences and Lesson's of Asia's Superexporters, in V.Corbo, A. Krueger, and F.Ossa (eds) Export-oriented Development Strategies: The Success of Five Newly Industrializing Countries, Westview Press, Boulder.

6. Rodrik, D. (1988) "Closing the Technology Gap: Does Trade Liberalization Really Help?" Cambridge NBER Working Paper No 2654.

7. Ghirmay, T., Garbowski, R., & Sharma, S. (2001) "Exports, Investment Efficiency and Economic Growth in LDC: an Empirical Investigation", Applied Economics, 33, 689-700.

8. Abdulai, A. and Jacquet, P., (2002) "Exports and Economic growth: Cointegration and Causality evidence for Cote d' Ivoire", African Development Review, 14(1), 1-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Voivodas, C. (1973) ''Exports, Foreign Capital Inflow and Economic Growth'', Journal of International Economics, 3, 337-349.

10. Kaldor, N., (1967) Strategic Factors in Economic Development: Liberalization Attempts and Consequences, Ballinger, Cambridge, M.A.

11. Sharma, S.C., and Dhakal, D., (1994) ''Causal Analysis Between Exports and Economic Growth in Developing Countries'', Applied Economics, 26, 1145-1157.

12. Ahmad, J., and Harnhirun, S. (1996) "Cointegration and causality between exports and economic growth: evidence from the ASEAN countries", Canadian Journal of Economics, 29, 413-416.

13. Shan, J., and Tian, G. (1998) "Causality Between Exports and Economic Growth: The Empirical Evidence From Shangai", Australian Economic Papers 37 (2), 195-202.

14. Werenheimer, M., (2000) "Cointegration and Causality in Exports-GDP nexus: the Post-War Evidence for Canada", Empirical Economics, 1, 111-125.

15. Ramos, F., (2001) "Exports, Imports and Economic Growth in Portugal: evidence from Causality and Cointegration Analysis", Economic Modelling, 18(4), 613—623.

16. Hatemi-J., A., (2002) "Export Performance and Economic Growth Nexus in Japan: a Bootstrap Approach", Japan and the World Economy, 14(1), 25—33.

17. Yagmaian, B., (1994) ''An Empirical Investigation of Exports, Development and Growth in Developing Countries: Challenging the Neo-Classical Theory of Exportled Growth'', World Development, 22, 1977—1995.

18. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. — М., 2016. 947 с.

19. Composition of geographical and economic groupings [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. wto.org/english/res_e/statis_e/wts2017_e/WT0_Chapter_08_e.pdf.

20. WTO Statistics Database. Exports and imports of major commodity groups by region and selected economy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stat.wto.org/StatisticalProgram/WSDBStatProgramSeries. aspx?Language=E.

21. Standard international trade classification (SITC) Revision 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// unctadstat.unctad.org/EN/Classifications.html.

22. Euro area 19 trade by SITC product group since 1999 (ext_st_ea19sitc) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitModifiedQuery.do .

23. Exploring interdependencies in global resource trade [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// resourcetrade.earth/.

24. Foreign trade — Hamburg. Federal Statistical Office and the statistical Offices of the Länder [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.destatis.de/EN/FactsFigures/CountriesRegions/RegionalStatistics/ RegionalStatistics.html.

25. Классификация экспортных товаров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter. ru/international_markets/classification/.

26. НДС при экспорте товаров в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/ art/91561-nds-eksport-2017.

27. Несырьевой экспорт и его перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/ mirror/pubs/share//direct/217532174

28. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsvod/201404245.

29. НДС при экспорте: учет, декларация, возмещение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. gd.ru/articles/9576-nds-pri-eksporte-uchet-deklaratsiya-vozmeshchenie

30. Якушев, Н.О. Особенности поддержки российского экспорта / Н.О. Якушев // Региональное развитие. - 2017. - № 3. - № (21).

31. Якушев, Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика [Текст] / Н.О. Якушев // Проблемы развития территории. — 2017. — № 3. — C. 62-77.

32. Проблемы формирования и реализации социально-экономического потенциала развития территорий: монография / К.А. Гулин, Т.В. Ускова, О.Н. Калачикова [и др.]. - Вологда: ВолНЦ РАН, 2018. - 386 c.

Сведения об авторах

Константин Анатольевич Гулин - доктор экономических наук, доцент, заместитель директора,

заведующий отделом, Вологодский научный центр РАН (160014, Российская Федерация,

г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

Николай Олегович Якушев - младший научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН

(160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

Евгений Александрович Мазилов - кандидат экономических наук, заведующий лабораторией,

Вологодский научный центр РАН (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького,

д. 56а; e-mail: [email protected])

Gulin K.A., Yakushev N.O, Mazilov E.A.

Promoting Economic Growth in Regions of the Russian Federation by Boosting the Development of Non-Resource-Based Exports

Abstract. At present, the issues related to economic growth rate, increase in gross regional product, and expansion of budget revenues of territories are coming to the fore. Export is an important resource for regional economic development. However, despite the fact that exports play a major role in the economy, Russia's share in foreign economic activity is insignificant (1.8%) and tends to decrease. In absolute values, Russia's export is ten times lower than that of China and five times lower than that of the U.S. Under the circumstances, it is crucial to determine the priorities of export activity. In this regard, the goal of our study is to determine the priorities and directions in boosting export activity as a necessary aspect of economic growth of territories and development of the national economy. In accordance with the goal of the paper, we consider the evolution of the views on the role of export activity in economic growth and develop a scientifically substantiated methodological approach to assessing the real share of non-resource-based export of Russia's regions in the total volume ofgoods shipped abroad. We also develop our own approach to classifying non-resource-based exports, study foreign experience in providing support to export activities, consider Russia's current infrastructure, and prove that it is necessary to implement governmental policy to provide comprehensive system-wide support to exporter enterprises. This can be done with the help of the system approach; it is also necessary to develop a set of tools and measures to enhance the growth of non-resource-based export at the federal and regional levels. In conclusion, we focus once again on the need to develop methodological aspects of assessing the real share of non-resource-based export of Russia's regions. At the further stages of the study, we will substantiate and develop a mechanism for managing non-resource-based exports of the regions on the basis of stimulating the development of non-resource-based exports in order to promote economic growth.

Key words: non-resource-based export, economic growth, problems, differentiation, territories, promotion .

Information about the Authors

Konstantin A. Gulin - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, Deputy Director, Head of Department, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Nikolai O. Yakushev - Junior Researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Evgenii A. Mazilov - Candidate of Sciences (Economics), Head of Laboratory, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Статья поступила 23.05.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.