Научная статья на тему 'Особенности поддержки российского экспорта'

Особенности поддержки российского экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГИОН / ТОВАРНАЯ ГРУППА / EXPORT / INTERNATIONAL SPECIALIZATION / SUPPORT / TOOLS / REGION / COMMODITY GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушев Николай Олегович

В статье рассмотрена составляющая российского экспорта с выделением ключевых товарных групп. Определена экспортная направленность России в международной специализации территории. Представлен анализ экспортной специализации российских регионов занимающих наибольшую долю в общих объёмах поставок на международные рынки. Даётся анализ состояния поддержки экспорта в Российской Федерации. Рассмотрена существующая инфраструктура поддержки экспорта в России и регионах. Анализируются направления экспортной деятельности за рубежом. Показаны ключевые способы поддержки экспорта за рубежом с разбивкой на четыре группы в территориальном разрезе по странам. Проводится сравнение состояния и направления поддержки экспорта в России и за рубежом. Сделаны выводы на основе анализа поддержки экспорта за рубежом. Разработан и систематизирован перечень инструментов для развития экспорта в российских регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of support of the Russian export

In article the component of the Russian export with allocation of key commodity groups is considered. The export orientation of Russia in the international specialization of the territory is defined. The analysis of export specialization of the Russian regions borrowing greatest share in total amounts of deliveries to the international markets is submitted. The analysis of a condition of support of export in the Russian Federation is given. The existing infrastructure of support of export in Russia and regions is considered. The directions of export activity abroad are analyzed. Key ways of support of export abroad with breakdown on four groups in a territorial section over the countries are shown. Comparison of a state and the direction of support of export in Russia and abroad is carried out. Conclusions on the basis of the analysis of support of export abroad are drawn. The list of tools for development of export in the Russian regions is developed and systematized.

Текст научной работы на тему «Особенности поддержки российского экспорта»

Выходные сведения статьи:

Якушев Н.О. Особенности поддержки российского экспорта // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/osobennosti-podderzhki-rossiiskogo-eksporta/ _

УДК 339

Особенности поддержки российского экспорта © 2017 Якушев Николай Олегович1

E-mail: [email protected]

ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук»

В статье рассмотрена составляющая российского экспорта с выделением ключевых товарных групп. Определена экспортная направленность России в международной специализации территории. Представлен анализ экспортной специализации российских регионов занимающих наибольшую долю в общих объёмах поставок на международные рынки. Даётся анализ состояния поддержки экспорта в Российской Федерации. Рассмотрена существующая инфраструктура поддержки экспорта в России и регионах. Анализируются направления экспортной деятельности за рубежом. Показаны ключевые способы поддержки экспорта за рубежом с разбивкой на четыре группы в территориальном разрезе по странам. Проводится сравнение состояния и направления поддержки экспорта в России и за рубежом. Сделаны выводы на основе анализа поддержки экспорта за рубежом. Разработан и систематизирован перечень инструментов для развития экспорта в российских регионах.

Ключевые слова: экспорт; международная специализация; поддержка; инструменты; регион; товарная группа.

Features of support of the Russian export © 2017 Yakushev Nikolay Olegovich

E-mail: [email protected]

FGBUN «Institute of social and economic development of territories Russian Academy of Sciences»

In article the component of the Russian export with allocation of key commodity groups is considered. The export orientation of Russia in the international specialization of the territory is defined. The analysis of export specialization of the Russian regions borrowing greatest share in total amounts of deliveries to the international markets is submitted. The analysis of a condition of support of export in the Russian Federation is given. The existing infrastructure of support of export in Russia and regions is considered. The directions of export activity abroad are analyzed. Key ways of support of export abroad with breakdown on four groups in a territorial section over the countries are shown. Comparison of a state and the direction of support of export in Russia and abroad is carried out. Conclusions on the basis of the analysis of support of export abroad are drawn. The list of tools for development of export in the Russian regions is developed and systematized.

Keywords: export; international specialization; support; tools; region; commodity group.

1 Якушев Николай Олегович - инженер-исследователь, аспирант 3 курса, ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук» (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а).

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой сложную систему взаимодействия и частных интересов, в которой ключевую роль играют участники, осуществляющие экспортную деятельность. В Российской Федерации она является одним из факторов формирования экономического пространства и притока инвестиций, способствуя развитию промышленной кооперации и расширению территориальной спецификации российского экспорта в несырьевых секторах, что весьма актуально в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры [2; 3]. При этом государственная поддержка несырьевого экспорта и развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности не в полной степени отвечает современным проблемам и вызовам на мировой арене.

В связи с этим, целью исследования является анализ существующей инфраструктуры поддержки экспорта в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также разработка перечня инструментов способствующего развитию экспорта, что в итоге может стать одним из драйверов роста экономики российских регионов. Для достижения цели необходимо определить составляющую российского экспорта, выделить основные регионы составляющих наибольшую долю в стоимостных объёмах общероссийского экспорта, проанализировать инфраструктуру поддержки экспорта на национальном и региональном уровне и выделить её главные элементы, разработать перечень инструментов для экспорта.

По данным статистики основными товарными позициями Российской Федерации в поставках на международные рынки является сырьевая группа - 38,3% (сырая нефть - 26,1%, газ природный - 12,2%) и товары низкой степени переработки - 33,9% (топливно-энергетические товары - 26,2%), которые составляют в 2015 г. в общенациональных объёмах экспорта - 72,2% [1]. В тоже время поставки продукции машиностроения (ключевые точки роста несырьевого экспорта в построении цепочек добавленной стоимости) на зарубежные рынки составляют - 7,4% [1]. Таким образом, экспортной специализацией России является сырьё и товары низкой степени переработки, что в результате даёт эффект получения краткосрочной выгоды и не способствуют экономическому развитию в долгосрочной перспективе [6].

Наибольшую долю в валовом объёме экспорта в 2015 г. занимают пять регионов в которых продукция ТЭК и низкой степени переработки составляет более 50%: Тюменская область (4,2%), Республика Татарстан (4,1%), Сахалинская область (3,2%), Республика Башкортостан (2,7%), Ленинградская область (2,5%) [4]. В перечисленных регионах составляющей экспорта является сырьё и товары топливно-энергетического комплекса, в Ленинградской области за счёт наличия приграничных территорий. Таким образом, экспортную направленность России определяют сырье, и товары низкой степени переработки, составляющих наибольший сегмент в международной специализации регионов, что создаёт угрозу для развития национального технологического потенциала и экономического роста территорий.

На сегодня поддержка экспорта в Российской Федерации развивается быстрыми темпами, создаются специализированные организации по развитию экспорта, утверждаются и принимаются федеральные программы, разрабатываются дорожные карты [3]. В России существует ряд нефинансовых мер и отдельные элементы системы финансовой поддержки экспорта: экспортные кредиты, программа субсидирования процентных ставок, страхование от предпринимательских и политических рисков, государственные гарантии и кредиты [3].

Поддержка экспорта за рубежом представляет собой систему взаимодействующих и взаимоувязанных между собой правительственных и неправительственных организаций [3; 5]. В целом, оценка международного опыта в области содействия экспортной деятельности показывает, что работа ведется по следующим основным направлениям (табл. 1 ).

Таблица 1 - Направления поддержки экспортной деятельности за рубежом

Ключевые способы поддержки экспорта/инструменты Страны/территории

1. Специальные экономические зоны

1.1. Налоговые льготы Страны ЕС, США, Китай, Малайзия

1.2. Упрощенные процедуры импорта компонентов / экспорта продукции Страны ЕС, Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия

1.3. Общая научно-исследовательская и производственная инфраструктура Великобритания, Германия, Ирландия, США, Китай, Япония

2. Экспортное финансирование

2.1. Торговое и кредитное финансирование Страны ЕС, Беларусь, США, Китай, Южная Корея, Япония

2.2. Страхование Китай, Южная Корея, Япония, Великобритания, Франция, Германия, США

2.3. Инвестиции Китай, Великобритания, Германия, США, Япония, Малайзия

3. Организации по содействию экспорту

3.1. Создание благоприятного имиджа страны-экспортера на международных рынках США, Германия, Италия, Франция, Китай, Южная Корея, Япония

3.2. Продвижение продукции через торгпредства, международные выставки / ярмарки и т.п. Страны ЕС, США, Южная Корея, Япония, Беларусь

3.3. Информационная и консультационная поддержка экспортеров по выходу на зарубежные рынки Страны ЕС, США, Беларусь, Китай, Южная Корея, Япония и другие государства

3.4. Маркетинговая поддержка - определение целевых продуктов и рынков сбыта Индия, Великобритания, Германия, Франция, США, Южная Корея, Малайзия

4. Экспортные субсидии

4.1. Прямые субсидии США, Япония, Германия

4.2. Налоговые зачеты / вычеты (при производстве экспортируемой продукции из импортируемых компонентов) Малайзия, Южная Корея, Германия, США

4.3. Субсидирование процентов по экспортным кредитам Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Япония

Источник: составлено автором на основе источников [3; 5]

Анализ зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности (прежде всего, опыта стран ЕС и США, а также ряда стран с развивающейся экономикой: Корея, Индия, Китай) позволил сделать следующие выводы. Во-первых, одним из эффективных направлений развития экспортной деятельности является ее информационное обеспечение. Оно осуществляется посредством выпуска различных проспектов, справочников, информационных бюллетеней. Так, за рубежом существует практика издания руководств для предпринимателей по программам поддержки экспорта и вопросам помощи экспортерам.

Во-вторых, особое значение имеют региональные организации содействия внешнеэкономической деятельности. Исследование зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности, проведённое нами, выявило тенденцию образования специализированных организаций отдельного региона, которые бы, предоставляя конкретные услуги и развивая внешнеторговые отношения региона, помогали местным компаниям выйти на иностранный рынок.

В-третьих, эффективным инструментом стимулирования за рубежом является льготное кредитование и страхование экспортно-импортных операций через предоставление финансовых продуктов специализированными банковскими учреждениями.

Проведённый нами анализ зарубежного опыта позволяет говорить о том, что на данный момент в мировой практике сформирован целый комплекс мер по поддержке экспорта, где ключевым инструментом являются пакетные решения.

В то же время в Российской Федерации при всём существующем спектре инструментов финансовой и нефинансовой поддержки эффективность её находится на достаточном невысоком уровне по сравнению с развитыми странами (США, Германия, Япония) [5], что подтверждает в первую очередь сама цепочка выстраивания элементов взаимодействия на всех этапах экспортного цикла, во-первых, слабой конкурентоспособностью кредитных инструментов по сравнению с зарубежными странами (процентные ставки, сроки, продуктовые линейки, содержательность условий предоставления), во-вторых, узко разрозненным кругом бенефициариев (получателей поддержки), в-третьих, недейственным или полным отсутствием финансового компонента на региональном уровне (прерогатива федерального центра).

Региональные программы поддержки экспорта в настоящее время действуют в 40 субъектах Российской Федерации. Главными элементами в данных региональных программах выступает центры поддержки экспорта. Основными задачами центров поддержки экспорта являются: стимулирование субъектов МСП регионов к ведению экспортной деятельности; содействие в выходе товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынок; организация и проведение бизнес-миссий предприятий в любую страну мира в зависимости от потребностей участника экспортной деятельности [3]. Таким образом, на сегодня основными инструментами поддержки на региональном уровне являются в наибольшей степени информационно-консультационные меры, т.е. нефинансовые формы. Финансовые инструменты поддержки являются прерогативой федерального центра, что, в свою очередь, не позволяет выстроить полную цепочку взаимодействия между экспортёром и органами власти и управления на всех этапах экспортного цикла.

Следовательно, ключевыми инструментами в направлении поддержки и развития экспорта в регионах должны стать: действенные (с оценкой их эффекта для экономики) региональные программы поддержки экспортноориентированных предприятий осуществляющих поставки несырьевых товаров в направлении малых и средних предприятий; сегментные формы поддержки (торгово-экономические, организационные, финансовые, страховые) в условиях их постоянного мониторинга с оценкой их эффективности и востребованности среди участников экспортной детальности; проведение на постоянной основе органами власти и управления на региональном уровне обратной связи с участниками ВЭД с целью оценки целесообразности действующих мер с представлением в открытые данные.

Список литературы

1. Внешняя торговля Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade

2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/goverment

3. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy .gov.ru/minec/activity/

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. Рос-стат. - М., 2016. - 1326 с.

5. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия [Электронный ресурс] / Режим досту-па:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring

6. Якушев, Н.О. Масштабы и сдерживающие факторы развития экспортной деятельности регионов / Н.О. Якушев // Россия: тенденции и перспективы развития. - М.: ИНИ-ОН РАН, 2016. - С. 741-745.

References

1. Vneshnjaja torgovlja Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade

2. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning.

3. Portal vneshnejekonomicheskoj informacii Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/

4. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2016: Stat. sb. Rosstat. - M., 2016. - 1326 s.

5. Svodnyj obzor o merah i mehanizmah podderzhki jeksporta sel'skohozjajstvennoj produkcii i prodovol'stvija, primenjaemyh v gosudarstvah-chlenah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i vedushhih stranah-jeksporterah sel'skohozjajstvennoj produkcii i prodovol'stvija [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring

6. Jakushev, N.O. Masshtaby i sderzhivajushhie faktory razvitija jeksportnoj dejatel'nosti regionov / N.O. Jakushev // Rossija: tendencii i perspektivy razvitija. - M.: INION RAN, 2016. - S. 741-745.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.