Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Максимова София Михайловна, Петренко Елена Геннадьевна, Поярков Сергей Юрьевич

Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации. Данные проблемы представляют особую актуальность как в связи с форсированным развитием цифровых технологий, так и необходимостью увеличения охвата объектов общественного контроля проводимыми мероприятиями общественного контроля. В работе разработана и обоснована система мероприятий, направленных на разрешение указанных проблем, позволяющая обеспечить развитие вышеназванного института гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Максимова София Михайловна, Петренко Елена Геннадьевна, Поярков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the analysis of problems and prospects for the development of information support for public control in the Russian Federation. These problems are of particular relevance both in connection with the accelerated development of digital technologies and the need to increase the coverage of objects of public control by public control activities. The work has developed and substantiated a system of measures aimed at solving these problems, which allows for the development of the above-mentioned institution of civil society.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _76

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION ENSURING PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования

Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];

МАКСИМОВА София Михайловна,

обучающаяся Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];

ПОЯРКОВ Сергей Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГУП «ВНИИФТРИ». 141570, Россия, Московская обл., пос. Менделеево. E-mail: [email protected];

Goncharov Vitaly Viktorovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty

of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: [email protected];

Maksimova Sofia Mikhailovna,

student Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: [email protected];

Petrenko Elena Gennadievna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and International Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin. 355004, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: [email protected];

Poyarkov Sergey Yuryevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Scientific Secretary of FSUE "VNIIFTRI". Mendeleevo village, Moscow region, 141570, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации. Данные проблемы представляют особую актуальность как в связи с форсированным развитием цифровых технологий, так и необходимостью увеличения охвата объектов общественного контроля проводимыми мероприятиями общественного контроля. В работе разработана и обоснована система мероприятий, направленных на разрешение указанных проблем, позволяющая обеспечить развитие вышеназванного института гражданского общества.

Abstract. This article is devoted to the analysis of problems and prospects for the development of information support for public control in the Russian Federation. These problems are of particular relevance both in connection with the accelerated development of digital technologies and the need to increase the coverage of objects of public control by public control activities. The work has developed and substantiated a system of measures aimed at solving these problems, which allows for the development of the above-mentioned institution of civil society.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; развитие; информационное обеспечение; общественный контроль; народовластие; Российская Федерация; цифровые технологии; контроль эффективности; взаимодействие.

Keywords: problems; prospects; development; information support; public control; democracy; Russian Federation; digital technologies; efficiency control; interaction.

Для цитирования: Гончаров В.В., Максимова С.М., Петренко Е.Г., Поярков С.Ю. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 7679. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_ 1_ 76.

For citation: Goncharov V.V., Maksimova S.M., Petrenko E.G., Poyarkov S.Yu. About the problems and prospects of the development of information ensuring public control in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 76-79. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_76.

Статья поступила в редакцию: 30.12.2022

Проблемы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах В. В. Гриба, [1, с. 3-13; 2, с. 154-160] Г. Н. Чеботарева, [3, с. 62-65] М. С. Савченко [4, с. 51-55] А. О. Снисарь [5, с. 41-46] А. И. Лапшиной [6, с. 136-140] Н. С. Рыбо-ловлевой [7, с. 50-52] Г. Н. Комковой, [8, с. 11-19] а также ряда иных авторов. Однако, в условиях стремительно глобализирующегося мира, форсирующего процессы информационного обмена, представляется актуальным провести анализ современных проблем и перспектив развития системы информационного обеспечения деятельности субъектов общественного контроля, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования.

Цель исследования состоит не только в формализации основных проблем, препятствующих организации и осуществлению информационного обеспечения деятельности разнообразных субъектов общественного контроля, но и в разработке системы мероприятий, направленных

на их разрешения в целях достижения оптимального развития данного института гражданского общества. Достижение указанной цели диктует логику формализации и реализации ряда задач исследования, в числе которых можно выделить: 1) обоснование места и роли института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства; 2) исследование основных причин, порождающих проблемы в процессе организации и осуществления института гражданского общества в Российской Федерации; 3) формализацию основных проблем, препятствующих развитию информационного обеспечения общественного контроля в России; 4) разработку и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем, позволяющей обеспечить развитие вышеназванного института гражданского общества в Российской Федерации.

Конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, нуждаются в системе юридических гарантий, которые обеспечивают их реализацию, охрану и защиту, в числе которых можно выделить: систему разделения властей, которая не позволяет концентрировать всю полноту власти в руках одного органа публичной власти или должностного лица; конституционный запрет на захват власти и незаконное присвоение полномочий под угрозой привлечения к ответственности в соответствии с федеральными законами; разветвленную систему органов конституционного контроля, в числе которых важнейшими являются Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционной юстиции и Президент Российской Федерации, провозглашенный Основным законом страны в качестве гаранта Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина в России; систему институтов гражданского общества, важнейшим из которых выступает институт общественного контроля. Данный институт гражданского общества, хотя и был инкорпорирован в российское законодательство сравнительно недавно - с принятием Федерального закона от 04.04.2005 «Об Общественной палате Российской Федерации» - но ранее в течение почти всего периода существования СССР (и РСФСР - как его союзной республики) ему предшествовал институт народного контроля власти, который в определенные периоды своей истории отличался эффективностью и результативностью в деле поддержания законности в нашей стране, хотя и подвергается критике некоторыми отечественными и зарубежными авторами, прежде всего, за свою зависимость от КПСС и органов государственного управления. [9; 10, с. 696-703]

Однако, организация и функционирование института общественного контроля в Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами, которые обусловлены: тем, что он еще находится в стадии становления, которой присущи «болезни роста»; недостаточным уровнем развития институтов гражданского общества в Российской Федерации в целом; низким уровнем правовой культуры и правосознания широких масс населения, которое, с одной стороны, игнорирует необходимость и значимость участия в организации и функционировании института общественного контроля, а с другой стороны, слабо информировано как о его существовании, так и возможностях, которые он предоставляет гражданам для защиты их прав, свобод и законных интересов; недостаточным развитием нормативно-правовой базы общественного контроля; слабым финансированием субъектов общественного контроля, что препятствует широкому охвату мероприятиями общественного контроля всех видов его объектов.

Важную значение в числе проблем организации и развития института общественного контроля в Российской Федерации играют проблемы, которые связаны с информационным обеспечением данного института гражданского общества.

Современный мир живет и развивается в условиях ускорения информационного обмена между различными субъектами общества: индивидуумами, юридическими лицами, органами публичной власти, их должностными лицами, государствами, международными правительственными и неправительственными организациями. В этой связи, в российском законодательстве об общественном контроле, в частности, в статье 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», были закреплены основы правового регулирования информационного обеспечения деятельности субъектов общественного контроля, [11] согласно которым последние могут осуществлять информационное взаимодействие в различных формах (в том числе, с использованием сети «Интернет») между собой, а также с органами публичной власти, их должностными лицами, государственными и муниципальными организациями, иными организациями, наделенными в соответствии с федеральными законами отдельными публичными полномочиями. При этом, субъекты общественного контроля в целях обеспечения информационного взаимодействия могут как создавать свои электронные сайты, прежде всего, - в сети «Интернет», так и использовать уже существующие сайты различных органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

Если субъект общественного контроля создает свой собственный сайт, то законодательство об общественном контроле предъявляет ряд минимальных требований к его наполнению: во-первых, на сайте должна быть размещена информация о субъекте общественного контроля (его название, а также осуществляемая деятельность); во-вторых, субъект общественного контроля обязан разместить контактную информацию о себе в виде адреса электронной почты; в-третьих, на сайте подлежит размещению любая информация, обязательная к размещению на основании требований российского законодательства.

Представляется, что развитие информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации связано с рядом проблем, в числе которых можно выделить следующие: Во-первых, значительным препятствием в развитии информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации выступает отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны, что снижает его авторитет в глазах как народа, так и должностных лиц органов публичной власти.

Во-вторых, определенной проблемой в развитии информационного обеспечения института общественного контроля является отсутствие единого понимания категории «субъект общественного контроля» в действующем законодательстве. Так, ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» прямо относит к субъектам общественного контроля лишь: Общественную палату Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образова-

ний; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В отношении же ряда субъектов, осуществляющих общественный контроль (общественных наблюдательных комиссий, общественных инспекций, групп общественного контроля) используется понятие «организационные структуры общественного контроля» (причем перечень подобных структур законодатель сделал открытым). При этом, в дальнейших статьях вышеназванного Федерального закона данные структуры прямо субъектами общественного контроля не именуются. В этой связи, не понятно, имеют ли организационные структуры общественного контроля, например, право использовать официальные сайты органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, а также иных организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, или нет.

В-третьих, существенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации выступает отсутствие постоянно действующих субъектов общественного контроля в ряде субъектов Российской Федерации (например, Херсонской области), а также муниципальных образованиях значительной части российских регионов, что не позволит, с одной стороны, Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам регионов осуществлять мониторинг эффективности деятельности данных субъектов общественного контроля, а с другой стороны, получать информацию с мест о имеющих место проблемах в организации и осуществлении тех или иных мероприятий общественного контроля.

В-четвертых, определенную проблему в организации информационного обеспечения общественного контроля представляет отсутствие у ряда субъектов общественного контроля собственных сайтов, о которых идет речь в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, посредством которых осуществляется информационные коммуникации субъектов общественного контроля между собой, а также населением. Однако, вышеназванная статья не содержит обязанности субъектов общественного контроля создавать подобные сайты, говоря о том, что они лишь могут создаваться, что, по сути, провоцирует субъекты общественного контроля их не создавать.

В-пятых, существенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля выступает недостаточная детализация перечня информации, которая должна размещаться на сайтах субъектов общественного контроля.

В-шестых, определенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля является то обстоятельство, что право субъектов общественного контроля на использование сайтов органов публичной власти, упомянутое в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, не подкреплено в действующем законодательстве соответствующими обязанностями органов публичной власти по предоставлению доступа субъектов общественного контроля к данным сайтам.

В-седьмых, существенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля выступает то обстоятельство, что практически все информационно-коммуникационное взаимодействие субъектов общественного контроля между собой, а также с органами публичной власти и населением, осуществляется посредством сети «Интернет», которая создана за пределами Российской Федерации, и в современных условиях может быть отключена на территории нашей страны, либо использована для дестабилизации общественно-политической обстановки в России (в том числе, с использованием отдельных институтов гражданского общества).

В-восьмых, определенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля является то обстоятельство, что в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ ничего не говорится о необходимости обеспечения информационной безопасности как информационного обеспечения субъектов общественного контроля (в частности, создаваемых ими сайтов), так и возможных информационных коммуникаций их с органами публичной власти, а также населением.

В-девятых, значительным препятствием в развитии информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации выступает отсутствие в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ детализации механизма информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, с органами публичной власти, государственными муниципальными и государственными организациями, иными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, а также населением.

В-десятых, определенной проблемой в развитии информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации является и отсутствие у субъектов общественного контроля финансовых ресурсов как в целом для организации информационно-коммуникационного взаимодействия с органами публичной власти, государственными муниципальными и государственными организациями, иными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, а также населением, так и для подготовки, запуска и обслуживания собственных сайтов, о которых идет речь в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ.

В-одиннадцатых, значительным препятствием в развитии информационного обеспечения общественного контроля в России выступает не закрепление в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ механизма обеспечения публичности и открытости информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, органами публичной власти, государственными муниципальными и государственными организациями, иными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, а также населением.

В целях разрешения указанных проблем следует разработать и реализовать систему мероприятий, которые позволят обеспечить развитие вышеназванного института гражданского общества, в числе которых можно выделить следующие: Во-первых, необходимо формализовать институт общественного контроля в Конституции Российской Федерации, что позволит, с одной стороны, повысить его авторитет и значимость в глазах должностных лиц органов публичной власти, а с другой стороны, популяризовать среди населения.

Во-вторых, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» следует уточнить перечень субъектов общественного контроля, отнеся к данной категории всех субъектов, упомянутых в ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона.

В-третьих, необходимо создать постоянно действующие субъекты общественного контроля во всех регионах и муниципальных образо-

ваниях страны. В тех случаях, где это не позволяет дотационный характер региональных и муниципальных бюджетов, процессы создания и деятельность данных субъектов общественного контроля следует дотировать за счет средств федерального бюджета России.

В-четвертых, в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ следует внести изменения, указав, что субъекты общественного контроля обязаны создавать собственные сайты, в которых будет размещаться информация о данных субъектах (наименование, дата создания, состав членов, официально уполномоченных представителей, виды деятельности, контактные телефоны, e-mail адрес, адреса в социальных мессенджерах), иная информация, обязательная для размещения в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также посредством которых будет осуществляться информационно-коммуникационный обмен с другими субъектами общественного контроля, органами публичной власти, их должностными лицами, государственными и муниципальными организациями, иными организациями, осуществляющими публичные полномочия, а также населением. Общественной палате Российской Федерации совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимо поручить организацию разработки типовых сайтов субъектов общественного контроля (по их видам). В связи с тем, что создание сайтов субъектов общественного контроля будет вменено последним в обязанность, то разработка типовых сайтов, подготовка, запуск и обслуживание сайтов субъектов общественного контроля должны будут осуществляться за счет средств федерального бюджета.

В-пятых, следует закрепить в действующем законодательстве, регулирующем организацию и деятельность органов публичной власти, их обязанность по предоставлению доступа субъектов общественного контроля к сайтам данных органов публичной власти для размещения субъектами общественного контроля информации, указанной в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ.

В-шестых, Правительству Российской Федерации необходимо организовать разработку и запуск на территории страны информационно-коммуникационных сетей, аналогичных сети «Интернет», для того, чтобы перевести органы публичной власти, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, на данные информационно-коммуникационные сети, обеспечивающие России суверенитет в данной области. Сайты указанных субъектов, а также субъектов общественного контроля следует размещать на серверах, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации.

В-седьмых, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ необходимо закрепить необходимость обеспечения информационной безопасности как информационного обеспечения субъектов общественного контроля, так и возможных информационных коммуникаций их с органами публичной власти, а также населением. Координацию процессов по обеспечению вышеназванной информационной безопасности необходимо поручить Общественной палате Российской Федерации совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также министерством юстиции Российской Федерации.

В-восьмых, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ следует детализировать механизм информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, с органами публичной власти, государственными муниципальными и государственными организациями, иными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, а также населением. Например, необходимо указать характер, формы информационно-коммуникационного взаимодействия, детализировать права и обязанности участников подобного взаимодействия. Кроме того, следует предусмотреть на сайтах субъектов общественного контроля возможность прямого информационного-коммуникационного взаимодействия (без задействования сторонних информационных ресурсов и мессенджеров), отвечающего нормам информационной безопасности.

Библиогра фия:

1. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 3-13.

2. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. 2016. №3. С.154-160

3. Чеботарев Г. Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. -2015. - № 8. - С. 62-65.

4. Савченко М. С., Куемжиева С. А., Гончаров В. В. Проблемы и перспективы закрепления и реализации форм прямой демократии в российском законодательстве // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 2. - С. 51-55.

5. Снисарь А.О. Проблемы развития правового регулирования общественного контроля Российской Федерации // Развитие территорий. - 2017. - № 1 (7). - С. 41 -46.

6. Лапшина, А. И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 2 (36). - С. 136-140.

7. Рыболовлева Н.С. К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти // Закон и право. - 2020. - № 6. - С. 50-52.

8. Комкова Г. Н., Бердникова Е. В. Содержание объекта и предмета общественного контроля в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 4 (112). - С. 11-19.

9. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. - 256 с.

10. Бердникова Е. В. Особенности конституционно-правового регулирования общественного контроля в советской системе государственного управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - Т. 13. - № 4-2. - С. 696-703.

11. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435 (163).

References:

1. Grib V.V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 11. - pp. 3-13.

2. Grib V. V. Normative consolidation and scientific vision of the system of objects of public control // Legal education and science. - 2016. - No. 3. - pp. 154-160.

3. Chebotarev G. N. Public control over the activities of public authorities: from theory to practice // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 8. - pp. 62-65.

4. Savchenko M. S., Kuemzhieva S. A., Goncharov V. V. Problems and prospects of consolidation and implementation of forms of direct democracy in Russian legislation // State power and local self-government. - 2020. - No. 2. - pp. 51-55.

5. Snisar A. O. Problems of development of legal regulation of public control of the Russian Federation // Development of territories. - 2017. - № 1 (7). - Pp. 41-46.

6. Lapshina, A. I. Public control and other institutions of public control over the activities of state authorities // The rule of law: theory and practice. - 2014. - №2(36). P. 136-140.

7. Rybolovleva N. S. On the issue of the control of civil society over the activities of state authorities // Law and Law. - 2020. - No. 6. - pp. 50-52.

8. Komkova G. N., Berdnikova E. V. The content of the object and subject of public control in the Russian Federation: theoretical and legal issues // Russian law: education, practice, science. - 2019. - № 4 (112). - Pp. 11 -19.

9. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. - 256 p.

10. Berdnikova E. V. Features of constitutional and legal regulation of public control in the Soviet system of public administration // News of Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. - 2013. - Vol. 13. - No. 4-2. - pp. 696-703.

11. On the Basics of Public Control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.