Научная статья на тему 'ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ'

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ВЫБОРЫ / РЕФЕРЕНДУМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Давыдова Элеонора Максимовна, Петренко Елена Геннадьевна, Поярков Сергей Юрьевич

Настоящая статья посвящена анализу современных проблем, связанных с организацией и осуществлением электоральных форм общественного контроля в Российской Федерации. В их числе можно выделить: 1) недостаточное число электоральных форм общественного контроля; 2) ограничение прав ряда субъектов общественного контроля по назначению наблюдателей в избирательные комиссии по проведению выборов; 3) отсутствие в действующем законодательстве о референдумах возможности организации и осуществления общественного контроля за организацией и проведением референдумов любого уровня, например, путем назначения наблюдателей в комиссии референдума любого уровня субъектами общественного контроля; 4) отсутствие в избирательном законодательстве и законодательстве о референдуме закрепления целей, задач, принципов электорального общественного контроля, его информационного обеспечения, возможности доступа к информации об электоральном общественном контроле, механизма разрешения конфликта интересов между представителями субъектов общественного контроля и членами избирательных комиссий и комиссий референдумов; 5) неразработанность мер административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за действия, препятствующие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля при проведении мероприятий электорального общественного контроля. В статье разработана и обосновывается система мероприятий, направленных на разрешение указанных проблем с целью развития данного института гражданского общества как основной гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Давыдова Элеонора Максимовна, Петренко Елена Геннадьевна, Поярков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL FORMS OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN PROBLEMS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION

This article is devoted to the analysis of modern problems related to the organization and implementation of electoral forms of public control in the Russian Federation. Among them are the following: 1) insufficient number of electoral forms of public control; 2) restriction of the rights of a number of subjects of public control to appoint observers to election commissions for the conduct of elections; 3) the absence in the current legislation on referendums of the possibility of organizing and exercising public control over the organization and conduct of referendums of any level, for example, by appointing observers to the referendum commission of any level by subjects of public control; 4) the absence in the electoral legislation and the legislation on the referendum of the consolidation of the goals, objectives, principles of electoral public control, its information support, the possibility of access to information about electoral public control, the mechanism for resolving conflicts of interest between representatives of subjects of public control and members of election commissions and referendum commissions; 5) the lack of elaboration of administrative and criminal liability measures for actions that hinder the legitimate activities of representatives of subjects of public control during the conduct of electoral public control events. The article develops and substantiates a system of measures aimed at solving these problems in order to develop this institution of civil society as the main guarantee of the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _66

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Electoral forms of public control in the Russian Federation: modern problems of organization and implementation ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования

Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ДАВЫДОВА Элеонора Максимовна,

обучающаяся Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПОЯРКОВ Сергей Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГУП «ВНИИФТРИ». 141570, Россия, Московская обл., пос. Менделеево. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Goncharov Vitaly Viktorovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty

of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Davydova Eleonora Maksimovna,

student Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Petrenko Elena Gennadievna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and International Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin. 355004, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Poyarkov Sergey Yuryevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Scientific Secretary of FSUE "VNNFTRI". Mendeleevo village, Moscow region, 141570, Russia. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу современных проблем, связанных с организацией и осуществлением электоральных форм общественного контроля в Российской Федерации. В их числе можно выделить: 1) недостаточное число электоральных форм общественного контроля; 2) ограничение прав ряда субъектов общественного контроля по назначению наблюдателей в избирательные комиссии по проведению выборов; 3) отсутствие в действующем законодательстве о референдумах возможности организации и осуществления общественного контроля за организацией и проведением референдумов любого уровня, например, путем назначения наблюдателей в комиссии референдума любого уровня субъектами общественного контроля; 4) отсутствие в избирательном законодательстве и законодательстве о референдуме закрепления целей, задач, принципов электорального общественного контроля, его информационного обеспечения, возможности доступа к информации об электоральном общественном контроле, механизма разрешения конфликта интересов между представителями субъектов общественного контроля и членами избирательных комиссий и комиссий референдумов; 5) неразработанность мер административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за действия, препятствующие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля при проведении мероприятий электорального общественного контроля. В статье разработана и обосновывается система мероприятий, направленных на разрешение указанных проблем с целью развития данного института гражданского общества как основной гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

Abstract. This article is devoted to the analysis of modern problems related to the organization and implementation of electoral forms of public control in the Russian Federation. Among them are the following: 1) insufficient number of electoral forms of public control; 2) restriction of the rights of a number of subjects of public control to appoint observers to election commissions for the conduct of elections; 3) the absence in the current legislation on referendums of the possibility of organizing and exercising public control over the organization and conduct of referendums of any level, for example, by appointing observers to the referendum commission of any level by subjects of public control; 4) the absence in the electoral legislation and the legislation on the referendum of the consolidation of the goals, objectives, principles of electoral public control, its information support, the possibility of access to information about electoral public control, the mechanism for resolving conflicts of interest between representatives of subjects of public control and members of election commissions and referendum commissions; 5) the lack of elaboration of administrative and criminal liability measures for actions that hinder the legitimate activities of representatives of subjects of public control during the conduct of electoral public control events. The article develops and substantiates a system of measures aimed at solving these problems in order to develop this institution of civil society as the main guarantee of the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs.

Ключевые слова: электоральные формы; общественный контроль; Российская Федерация; современные проблемы; организация; осуществление; народовластие; перспективы развития; выборы; референдум.

Keywords: electoral forms; public control; Russian Federation; modern problems; organization; implementation; democracy; development prospects; elections; referendum.

Для цитирования: Гончаров В.В., Давыдова Э.М., Петренко Е.Г., Поярков С.Ю. Электоральные формы общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы организации и осуществления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 66-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_66.

For citation: Goncharov V.V., Davydova E.M., Petrenko E.G., Poyarkov S.Yu. Electoral forms of public control in the Russian Federation: mo-

бб

dern problems of organization and implementation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 66-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_66.

Статья поступила в редакцию: 29.11.2022

Вопросы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах В.В. Гриба, [1, с. 3-13] Г.Н. Чеботарева, [2, с. 62-65] С.Ю. Пояркова, [3, с. 25-29] Н.С. Рыболовлевой, [4, с. 50-52] М.С. Савченко, [с. 51-55] А.И. Лапшиной, [6, с. 136-140] Е.В. Бердниковой, [7, с. 696-703] а также многих других авторов. Доля работ, посвященных анализу проблем и перспектив реализации электоральных форм общественного контроля, представляется незначительной, что и обусловило выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает не только исследование вышеназванных проблем, но и разработка системы мероприятий, направленных на их разрешение с целью развития института общественного контроля как основной гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Достижение указанной цели возможно путем реализации ряда задач исследования, в числе которых можно выделить: 1) обоснование роли института общественного контроля как важнейшей гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства; 2) анализ основных проблем, связанных с организацией и осуществлением электоральных форм общественного контроля в Российской Федерации; 3) разработка и обоснование системы мероприятий по их разрешению.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, реализующим свои властные полномочия как непосредственно (в частности, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (например, через деятельность многочисленных органов государственной власти и местного самоуправления). Однако, в целях недопущения узурпации власти, незаконного присвоения и удержания властных полномочий, а также их осуществления какими-либо органами публичной власти, их должностными лицами не в интересах большинства народа, делегированные народом полномочия нуждаются в системе постоянного контроля со стороны общества. Кроме того, прямые формы демократии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предполагающие в процессе своей реализации участие различных органов публичной власти (например, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдумов), также требуют постоянного контроля со стороны избирателей в части обеспечения соблюдения действующего законодательства (в частности, для недопущения фальсификации результатов голосования). В этой связи, представляется, что конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля в Российской Федерации, который был инкорпорирован в российское законодательство сравнительно недавно (в частности, с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»), однако имеет длительную предысторию в виде института народного контроля власти в СССР (а также РСФСР как его союзной республики).

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль в Российской Федерации представляет собой деятельность многочисленных субъектов общественного контроля по наблюдению за органами публичной власти, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия, а также по общественной проверке, анализу и общественной оценке издаваемых вышеназванными объектами общественного контроля актов и принимаемых решений.

Однако, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вывел из предмета своего ведения значительное число объектов общественного контроля, в частности: деятельность в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, полиции, органов следствия, прокуратуры и судов; деятельность, связанную с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи; общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, возникающие при осуществлении общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными, при осуществлении общественного экологического контроля; общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах. Вышеназванный Федеральный закон аргументировал это необходимостью принятия отдельных федеральных законов, посвященных регулированию общественного контроля в отношении данных объектов общественного контроля, ни один из которых так и не был принят с 2014 г. В этой связи, представляется необходимым провести анализ современных проблем организации и осуществления общественного контроля в отношении важнейшего из вышеназванных объектов общественного контроля - общественных отношений, регулируемых законодательством о выборах и референдумах, для того, чтобы разработать и обосновать систему мероприятий по их разрешению с целью развития данного института гражданского общества как основной гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

В числе вышеназванных проблем можно выделить следующие: Во-первых, значительной проблемой организации и осуществления электорального общественного контроля выступает закрепление в действующем законодательстве недостаточного числа форм общественного контроля, который может осуществляться в отношении общественных отношений, регулируемых законодательством о выборах и референдумах. Так, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», действие которого не распространяется на общественные отношения, связанные с выборами и референдумами, предусмотрел в ст. 18 широкий перечень форм общественного контроля: общественный мониторинг; общественную экспертизу; общественную проверку; различные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления (общественные обсуждения; общественные (публичные) слушания). [8] При этом, вышеназванный Федеральный закон, с одной стороны, оставил перечень форм общественного контроля открытым, закрепив возможность его осуществления в любых формах, не противоречащих данному Федеральному закону, а с другой стороны, разрешил возможность осуществления общественного контроля одновременно в нескольких формах. В связи с тем, что общественные отношения, связанные с выборами и референдумами,

регулируются целым рядом федеральных и региональных законов, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, то анализ системы данных нормативно-правовых актов показал, что избирательное законодательство (законодательство о референдумах) закрепило и детализировало в качестве единственной формы электорального контроля деятельность наблюдателей. Так, ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепила возможность назначения наблюдателей в избирательные комиссии субъектами общественного контроля, которые предусмотрены п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». То есть, в избирательные комиссии наблюдатели могут быть назначены Общественной палатой Российской Федерации, а при проведении региональных выборов - еще и общественной палатой субъекта Российской Федерации (но только в рамках конкретного региона страны, где сформирована данная региональная общественная палата). Однако, на наш взгляд, данная форма электорального общественного контроля, хотя и схожа по содержанию с такой формой общественного контроля, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ, как общественный мониторинг, но предоставляет значительно меньшие возможности субъектам общественного контроля. В частности, общественный мониторинг позволяет субъектам общественного контроля осуществлять не только временное, но и постоянное (систематическое) наблюдение за деятельности органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Наблюдатели же в избирательных комиссиях (например, при проведении выборов на региональном уровне) осуществляют мероприятия общественного контроля лишь временно (в рамках конкретной избирательной компании).

Во-вторых, анализ положений ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ показывает, что законодатель искусственно ограничил перечень субъектов общественного контроля, которые могут назначать наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (как отмечалось выше - Общественной палатой Российской Федерации и региональными общественными палатами). При этом, например, другим субъектам общественного контроля, в частности, общественным палатам (советам) муниципальных образований такое право не предоставлено. В этой связи, ряд авторов подвергает сомнению обоснованность подобного ограничения. [9, с. 22-27]

Кроме того, иные федеральные и региональные законы, регулирующие вопросы организации и проведения выборов и референдумов, а также аналогичные муниципальные нормативно-правовые акты, по сути, дублируют положения ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в части ограничения прав субъектов общественного контроля на назначение наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (например, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). То есть Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ воспринимается в качестве своеобразного кодифицированного нормативно-правового акта, венчающего систему избирательного законодательства. Ряд авторов даже высказывает сомнение относительно необходимости существования Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, являющегося кодифицированным актом, регулирующим общие моменты реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на референдум, а также электоральный процесс. [10, с. 75; 11, с. 22-25]

В-третьих, важной проблемой в функционировании электоральных форм общественного контроля выступает отсутствие в действующем законодательстве о референдумах возможности организации и осуществления общественного контроля за организацией и проведением референдумов любого уровня, например, путем назначения наблюдателей в комиссии референдума любого уровня субъектами общественного контроля. В частности, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» не упоминает о возможности осуществления субъектами общественного контроля мероприятий общественного контроля, в том числе - путем назначения в комиссии референдума наблюдателей от субъектов общественного контроля (Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, муниципальных общественных палат (советов). Таким образом, представляется, что реализация одной из двух важнейших форм прямого народовластия в России - референдумов - оказывается вне возможности осуществления за ней общественного контроля.

В-четвертых, значительной проблемой в организации и осуществлении электорального общественного контроля является отсутствие закрепления в избирательном законодательстве и законодательстве о референдуме целей, задач, принципов электорального общественного контроля, его информационного обеспечения, возможности доступа к информации об электоральном общественном контроле, механизма разрешения конфликта интересов между представителями субъектов общественного контроля и членами избирательных комиссий и комиссий референдумов. При этом, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», упоминая в своем тексте Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», содержит отсылочную норму лишь к п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона, но не распространяет действие других его статей на общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов различного уровня в Российской Федерации.

В-пятых, важной проблемой при организации и осуществлении электорального общественного контроля выступает неразработанность мер административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за действия, препятствующие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля при проведении мероприятий электорального общественного контроля. Так, в числе реальных мер административно-правовой ответственности можно назвать ст. 5.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусмотрела ответственность за нарушение прав широкого числа участников электорального процесса (членов избирательных комиссий, членов комиссий референдумов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц или уполномоченных представителей кандидата, избирательных объединений, членов или уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдумов, иных групп участников референдумов, а также представителей средств массовой информации. Однако, данная статья предусматривает в виде максимального административного наказания административных штраф до двух тысяч рублей, что, на наш взгляд, абсолютно не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Представляется, что для разрешения вышеназванных проблем с целью развития данного института гражданского общества как основной гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства необходимо разработать и реализовать систему мероприятий, в числе основных из которых можно выделить следующие: Во-первых, представляется необходимым расширить в избирательном законодательстве перечень электоральных форм общественного контроля. Так, помимо деятельности наблюдателей, назначаемых субъектами общественного контроля, в число вышеназванных форм можно включить, в частности, общественные проверки. Данное предложение особенно актуально в свете того, что в избирательное законодательство, в частности, в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», были внесены изменения, касающиеся внедрения института дистанционного электронного голосования, осуществление контроля которого (особенно - в части подсчета голосов) недоступно со стороны наблюдателей, назначаемых субъектами общественного контроля. Общественные проверки позволили бы представителям субъектов общественного контроля (в том числе - являющихся экспертами в области современных цифровых технологий) проверить соблюдение законности при организации и проведении дистанционного электронного голосования, а также подсчете голосов по итогам его проведения.

Во-вторых, следует закрепить в действующем законодательстве о референдумах, прежде всего - в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» возможность осуществления субъектами общественного контроля различных электоральных форм общественного контроля: 1) путем назначения в комиссии референдума наблюдателей от субъектов общественного контроля; 2) путем проведения общественных проверок.

В-третьих, следует расширить в действующем избирательном законодательстве, в частности, в ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечень субъектов общественного контроля, которые имеют право направлять наблюдателей в избирательные комиссии. Так, ряд авторов предлагает расширить полномочия субъектов общественного контроля на муниципальном уровне за проведением выборов и референдумов, в частности: «1) внести муниципальные общественные палаты и общественные советы в перечень субъектов общественного контроля, наделенных правом назначения наблюдателей; 2) распространить полномочия субъектов общественного контроля по назначения наблюдателей на уровень муниципальных избирательных кампаний». [9, с. 26]

В-четвертых, в связи с тем, что Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не распространяет свое действие на общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов в России, необходимо дополнить действующее избирательное законодательство, а также законодательство о референдумах положениями, закрепляющими цели, задачи, принципы электорального общественного контроля, его информационное обеспечение, возможность доступа к информации об электоральном общественном контроле, механизм разрешения конфликта интересов между представителями субъектов общественного контроля и членами избирательных комиссий и комиссий референдумов.

В-пятых, следует закрепить в Уголовном кодексе РФ, а также Кодексе РФ об административных правонарушениях, статьи, содержащие уголовно-правовую и административно-правовую ответственность за деятельность, препятствующую законной деятельности представителей субъектов общественного контроля по осуществлению электоральных форм общественного контроля. Это позволит, с одной стороны, уменьшить число правонарушений и преступлений, направленных на воспрепятствование осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, а также права на участие в референдумах, а с другой стороны, повысит значимость института общественного контроля в глазах избирателей.

Библиогра фия:

1. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право.2015. №11. С.3-13.

2. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике //Конституционное и муниципальное право.2015. No8. С.62-65.

3. Поярков С.Ю., Гончаров В.В. Модель современной "русской власти": условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. №3. С. 25-29.

4. Рыболовлева Н. С. К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти // Закон и право. - 2020. - № 6. - С. 50-52.

5. Савченко М. С., Куемжиева С. А., Гончаров В. В. Проблемы и перспективы закрепления и реализации форм прямой демократии в российском законодательстве // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 2. - С. 51-55.

6. Лапшина, А. И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 2 (36). - С. 136-140.

7. Бердникова Е. В. Особенности конституционно-правового регулирования общественного контроля в советской системе государственного управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - Т. 13. - № 4-2. - С. 696-703.

8. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435(163).

9. Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю. Совершенствование законодательства об электоральном общественном контроле // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16. - № 3 (124). С. 22-27.

10. Авакьян С. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / отв. Ред. А. А. Вешняков. - М., 2003. - С. 75.

11. Смирнов С. А., Заболева М. В. Региональное законодательство и акты муниципальных органов власти в системе правового регулирования муниципальных выборов // Избирательное законодательство и практика. - 2016. - № 3. - С. 22-25.

12. Бердникова Е. В. Роль общественного контроля в обеспечении демократических выборов в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - № 4. - С. 651 -662.

References:

1. Grib V.V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. No.11. pp.3-13.

2. Chebotarev G. N. Public control over the activities of public authorities: from theory to practice // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 8. - pp. 62-65.

3. Poyarkov S. Yu., Goncharov V. V. Model of modern "Russian power": conditions of parity // State power and local self-government. - 2016. - No. 3. - pp. 25-29.

4. Rybolovleva N. S. On the issue of the control of civil society over the activities of state authorities // Law and Law. - 2020. - No. 6. - pp. 50-52.

5. Savchenko M. S., Kuemzhieva S. A., Goncharov V. V. Problems and prospects of consolidation and implementation of forms of direct democracy in Russian legislation // State power and local self-government. - 2020. - No. 2. - pp. 51-55.

6. Lapshina A.I. Public control and other institutions of public control over the activities of state authorities // The rule of law: theory and practice. 2014. №2(36). P. 136-140.

7. Berdnikova E. V. Features of constitutional and legal regulation of public control in the Soviet system of public administration // News of Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. - 2013. - Vol. 13. - No. 4-2. - pp. 696-703.

8. On the Basics of Public Control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).

9. Mikheeva T. N., Shabalin G. Yu. Improving legislation on electoral public control // Actual problems of Russian law. - 2021. - T. 16. - № 3 (124). - P. 22-27.

10. Avakian S. A. Scientific and practical commentary on the Federal Law "On basic guarantees of electoral rights and the rig ht to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" / ed. A. A. Veshnyakov. - M., 2003. - P. 75.

11. Smirncv S.A, Zaboleva M.V. Regional legislation and acts of municipal authorities in the system of legal regulation of municipal elections // Electoral legislation and practice.2016. No.3. p.22-25.

12. Berdnikova E. V. The role of public control in ensuring democratic elections in the Russian Federation // Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. - 2014. - Vol. 14. - No. 4. - pp. 651-662.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.