Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ЗАПРЕТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Малютин Александр Данилович

Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу конфликтов интересов при осуществлении в Российской Федерации общественного контроля. В работе обосновывается роль данного института гражданского общества как юридической гарантии реализации конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, а также системы прав и свобод граждан страны. Автор исследует институт конфликта интересов, который может возникать при организации и проведении конкретных мероприятий общественного контроля. В статье разработана и обосновывается система изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части определения понятия конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, закрепления перечня категорий граждан России, которым запрещено участвовать в осуществлении мероприятий общественного контроля (как любых, так и в отношении отдельных видов объектов общественного контроля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Малютин Александр Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTERESTS IN THE EXERCISE OF PUBLIC CONTROL IN RUSSIA: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

This article is devoted to the constitutional and legal analysis of conflicts of interest in the implementation of public control in the Russian Federation. The paper substantiates the role of this institution of civil society as a legal guarantee of the implementation of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs, as well as the system of rights and freedoms of citizens of the country. The author explores the institution of a conflict of interest that may arise during the organization and conduct of specific public control measures. The article develops and substantiates a system of amendments and additions to the legislation of the Russian Federation in terms of defining the concept of conflict of interest in the exercise of public control; fixing the list of categories of Russian citizens who are prohibited from participating in the implementation of public control measures (both any and in relation to certain types of objects of public control).

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_71

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Conflict of interests in the exercise of public control in Russia: constitutional and legal analysis

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109а. E-mail: [email protected];

МАЛЮТИН Александр Данилович,

обучающийся факультета «Юриспруденция, социальные технологии и психология», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: [email protected];

Goncharov Vitaly Viktorovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog. 109a Petrovskaya str., Taganrog, Rostov Region, 347904, Russia. E-mail: [email protected];

Malyutin Alexander Danilovich,

2nd year student of the Faculty of Law, Social Technologies and Psychology, Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Don State Technical University" in Shakhty, Rostov region. 147 Shevchenko str., Shakhty, Rostov region, 346500, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу конфликтов интересов при осуществлении в Российской Федерации общественного контроля. В работе обосновывается роль данного института гражданского общества как юридической гарантии реализации конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, а также системы прав и свобод граждан страны. Автор исследует институт конфликта интересов, который может возникать при организации и проведении конкретных мероприятий общественного контроля. В статье разработана и обосновывается система изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части определения понятия конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, закрепления перечня категорий граждан России, которым запрещено участвовать в осуществлении мероприятий общественного контроля (как любых, так и в отношении отдельных видов объектов общественного контроля).

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of conflicts of interest in the implementation of public control in the Russian Federation. The paper substantiates the role of this institution of civil society as a legal guarantee of the implementation of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs, as well as the system of rights and freedoms of citizens of the country. The author explores the institution of a conflict of interest that may arise during the organization and conduct of specific public control measures. The article develops and substantiates a system of amendments and additions to the legislation of the Russian Federation in terms of defining the concept of conflict of interest in the exercise of public control; fixing the list of categories of Russian citizens who are prohibited from participating in the implementation of public control measures (both any and in relation to certain types of objects of public control).

Ключевые слова: конфликт интересов; общественный контроль; народовластие; проблемы; запрет; Российская Федерация; иностранный агент; конституционные принципы; личная неприязнь; перспективы развития.

Keywords: conflict of interests; public control; democracy; problems; prohibition; Russian Federation; foreign agent; constitutional principles; personal hostility; development prospects.

Для цитирования: Гончаров В.В., Малютин А.Д. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля в России: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 71-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_71.

For citation: Goncharov V.V., Malyutin A.D. Conflict of interests in the exercise of public control in Russia: constitutional and legal analysis // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 71-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_71.

Статья поступила в редакцию: 09.01.2023

Введение.

Организация и осуществление общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах В. В. Гриба, [1, с. 313] Г. Н. Чеботарева, [2, с. 62-65] Н. С. Рыболовлевой, [3, с. 50-52] А. И. Лапшиной, [4, с. 136-140] Т. Я. Хабриевой, [5, с. 5-10] А. О. Снисарь [6, с. 41-46] С. А. Авакьяна, [7, с. 3-17] а также ряда иных ученых. Однако, при проведении мероприятий общественного контроля зачастую возникают ситуации, когда личная заинтересованность, иные обстоятельства, связанные с личностью представителей субъектов общественного контроля и организационных структур общественного контроля, препятствуют обеспечению объективности и беспристрастности общественного контроля, а также достижению его целей и задач. В этой связи, конституционно-правовой анализ конфликта интересов при осуществлении общественного контроля в Российской Федерации, являющийся темой настоящего научного исследования, представляет большой теоретический интерес и практическую значимость.

Целью настоящего исследования выступает выявление основных проблем, связанных с выявлением, предупреждением и разрешением конфликта интересов при осуществлении общественного контроля в Российской Федерации, а также выработка системы предложений по их разрешению. В качестве задач научного исследования можно выделить: 1) обоснование роли данного института гражданского общества как

юридической гарантии реализации конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, а также системы прав и свобод граждан страны; 2) исследование института конфликта интересов, который может возникать при организации и проведении конкретных мероприятий общественного контроля; 3) разработку и обоснование системы изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части определения понятия конфликта интересов при осуществлении общественного контроля; 4) закрепление перечня категорий граждан России, которым запрещено участвовать в осуществлении мероприятий общественного контроля (как любых, так и в отношении отдельных видов объектов общественного контроля).

Основная часть.

Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления, в связи с чем, в ее Конституции 1993 года многонациональный народ закреплен в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, осуществляющего свою власть как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти и их должностных лиц). Однако, делегированные народом органам публичной власти полномочия могут быть захвачены или присвоены какими-либо органами публичной власти, а также их должностными лицами, либо осуществляться не в интересах населения. Кроме того, механизм реализации народом прямых форм народовластия также может осуществляться с нарушением действующего законодательства (например, результаты выборов и референдумов могут быть фальсифицированы). В этой связи, конституционные принципы народовластия и участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства нуждаются в сложной системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, посредством которого народ может осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Однако, организация и осуществление общественного контроля в Российской Федерации сопряжены с многочисленными проблемами объективного и субъективного характера. В числе последних можно выделить ситуации, когда достижение цели и реализация задач мероприятий общественного контроля напрямую связано с личностью представителей субъектов общественного контроля (иных организационных структур общественного контроля), которые непосредственно участвуют в организации и осуществлении данных мероприятий. В этой связи, особый интерес представляет, как справедливо отмечает ряд авторов, проведение конституционно-правового анализа конфликта интересов при осуществлении общественного контроля. [1]

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье 11 понимает под конфликтом интересов при осуществлении общественного контроля такую ситуацию, когда «личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта, а также иного лица субъекта общественного контроля, и целями и задачами общественного контроля». [1] При этом, законодатель рассматривает содержание понятия личной заинтересованности исключительно через призму возможности получения материальной выгоды представителем субъекта общественного контроля или организационной структуры общественного контроля. Данная выгода должна проявляться в виде дохода указанных представителей, состоящего из денег, ценностей, иного имущества, включая имущественная права, либо услуг, которые получены как данными представителями, так и третьими лицами.

Однако, на наш взгляд, представленное в статье 11 вышеназванного Федерального закона определение понятия конфликта интересов, не охватывает весь перечень обстоятельств, связанных с личностью представителя субъекта общественного контроля или иной организационной структуры общественного контроля, которые влияют как на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, так и на достижение целей и реализацию задач общественного контроля, что требует внесения изменений и дополнений в законодательство об общественном контроле.

Во-первых, анализ статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» показывает, что законодатель сформулировал некорректно перечень представителей организационных структур общественного контроля, личность которых оценивается на предмет наличия конфликта интересов при осуществлении мероприятий общественного контроля, ограничив его общественными экспертами и общественными инспекторами. При этом, представители субъектов общественного контроля упомянуты в данной статье как единая категория. Однако, анализ части 2 статьи 9 данного Федерального закона показывает, что, с одной стороны, в ней упомянуты напрямую три группы организационных структур общественного контроля (общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, а также группы общественного контроля), а с другой стороны, перечень иных структур общественного контроля сформулирован открытым, то есть, данные структуры могут быть дополнены в соответствии с действующим законодательством. Представители данных иных организационных структур общественного контроля могут носить различное наименование. Например, анализ муниципальных нормативно-правовых актов об общественном контроле показывает, что в качестве наименования представителей иных организационных структур общественного контроля могут использоваться понятия «член группы общественного контроля», «член общественной инспекции», «лицо, входящее в состав группы общественного контроля», «лицо, входящее в состав общественной инспекции» и т.п. [2] В этой связи, в статье 11 вышеназванного Федерального закона слова «общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля» следует заменить словами «представители субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля».

Во-вторых, представляется, что понятие конфликта интересов, закрепленное в статье 11 вышеназванного Федерального закона, как

уже отмечалось ранее, не охватывает весь перечень обстоятельств, связанных с личностью представителя субъекта общественного контроля или иной организационной структуры общественного контроля, которые влияют как на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, и не обеспечивает достижение целей и реализацию задач общественного контроля.

Законодатель определяет понятие конфликт интересов при осуществлении общественного контроля через призму личной заинтересованности лиц субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля. Однако, объективность и беспристрастность организации и проведения мероприятий общественного контроля явно не будет обеспечена, если данные лица, например, испытывают личную неприязнь к объектам общественного контроля, либо к их должностным лицам. Например, если представители субъектов общественного контроля или организационных структур общественного контроля ранее были привлечены к административной, либо уголовной ответственности вышеназванными объектами общественного контроля (их должностными лицами). Кроме того, представители субъектов общественного контроля, организационных структур общественного контроля не смогут объективно и беспристрастно осуществлять конкретные мероприятия общественного контроля, если это противоречит их идеологическим, политическим, религиозным убеждениям. Трудно, в частности, ждать объективности и беспристрастности, например, от представителя комитета солдатских матерей при проведении мероприятий общественного контроля в отношении деятельности Вооруженных сил Российской Федерации.

В этой связи, следует внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в части определения понятия конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, изложив часть 2 статьи 11 в следующей редакции:

«2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность представителей субъекта общественного контроля, организационной структуры общественного контроля, иные обстоятельства, связанные с личностью указанных представителей, влияют или могут повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью представителей субъекта общественного контроля, организационной структуры общественного контроля, либо их отношением к проводимому мероприятию общественного контроля, а также объекту общественного контроля, и целями и задачами общественного контроля, установленными настоящим Федеральным законом».

В-третьих, анализ статьи 11 вышеназванного Федерального закона показывает, что законодатель, детализировав понятие конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, не закрепил механизм урегулирования данного конфликта интересов. В тоже время, российское законодательство, в частности, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», содержит детальный механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

В частности, вышеназванный Федеральный закон предотвращение и урегулирование конфликта интересов предполагает осуществлять посредством: а) изменения должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; б) увольнения данного гражданского служащего, если он не принимает мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; в) принятия представителем нанимателя гражданского служащего мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы); г) увольнения указанного представителя нанимателя, если он не принимает мер по предотвращению и урегулированию вышеназванного конфликта интересов.[3]

Более того, вышеназванный Федеральный закон закрепляет и необходимость создания Комиссии по урегулированию конфликта интересов, которая формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Каким же образом предполагается урегулирование конфликта интересов при осуществлении общественного контроля согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»? Прежде всего, часть 1 статьи 11 говорит о том, что при наличии конфликта интересов представители субъекта общественного контроля или организационной структуры общественного контроля (общественные инспектора и общественные эксперты) не допускаются к осуществлению общественного контроля. Однако, в данном Федеральном законе не указан ни механизм не допуска данных лиц к осуществлению мероприятий общественного контроля, ни перечень лиц, которые уполномочены осуществлять отказ в допуске данных представителей к непосредственному осуществлению общественного контроля.

Кроме того, в части 4 статьи 11 данного Федерального закона обязанность информирования субъекта общественного контроля и организационной структуры общественного контроля о личной заинтересованности представителя субъекта общественного контроля, а также общественного инспектора или общественного эксперта, которая приводит или может привести к конфликту интересов, возложена на самих общественных инспекторов, общественных экспертов, лиц субъектов общественного контроля.

При этом, с одной стороны, не указаны лица, которые бы осуществляли контроль за исполнением общественными инспекторами, общественными экспертами, а также лицами субъектов общественного контроля, данной обязанности, а с другой стороны, не оговорены меры правовой ответственности как самих общественных инспекторов, общественных экспертов, лиц субъектов общественного контроля, так и контролирующих данную обязанность лиц (ответственных в соответствующих субъектах общественного контроля и организационных структурах общественного контроля) за неисполнение своих обязанностей.

В этой связи, представляется необходимым, прежде всего, обязать субъекты общественного контроля, а также организационные структуры общественного контроля, создать комиссии по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля. Состав данных комиссий следует утверждать соответствующими актами субъектов общественного контроля и организационных структур общественного контроля.

Комиссиям по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, следует предоставить полномочия по отстранению от организации и осуществления мероприятий общественного контроля представителей субъектов общественного контроля и организационных структур общественного контроля, если имеется информация об их конфликте интересов при организации и осуществлении конкретного мероприятия общественного контроля.

В Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ следует предусмотреть ответственность представителей субъектов общественного контроля и организационных структур общественного контроля за сокрытие информации об имеющим место конфликте интересов при организации и осуществлении конкретного мероприятия общественного контроля. Прежде всего, речь идет об отстранении данных лиц от организации и проведения мероприятий общественного контроля, а также о запрете им в дальнейшем пожизненно или на определенный срок участвовать в организации и проведении мероприятий общественного контроля. Если речь идет, например, о членах Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, муниципальных общественных палат (советов), то в качестве меры ответственности за сокрытие информации об имеющим место конфликте интересов при организации и осуществлении конкретного мероприятия общественного контроля следует предусмотреть прекращение статуса члена вышеназванных субъектов общественного контроля с запретом избрания в данном статусе в их состав пожизненно (либо на определенный срок).

Кроме того, следует предусмотреть ответственность членов комиссий по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, за неисполнение своих обязанностей по не допуску представителей субъектов общественного контроля или организационных структур общественного контроля к организации и проведению мероприятий общественного контроля в случае обнаружения конфликта интересов. В качестве мер ответственности данных лиц можно закрепить их вывод из состава комиссий по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля. Если они при этом являются членами Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, муниципальных общественных палат (советов), то в качестве меры ответственности следует предусмотреть прекращение статуса члена вышеназванных субъектов общественного контроля с запретом избрания в данном статусе в их состав пожизненно (либо на определенный срок).

В-четвертых, представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» запрет на участие в организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, а также на участие в работе в качестве членов комиссий по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, для следующих категорий лиц: а) имеющих иностранное гражданство, либо вид на жительство в иностранном государстве; б) имеющих близких членов семьи (детей, родителей, супругов), которые являются иностранными гражданами, либо имеют вид на жительство в иностранном государстве; в) признанных иностранными агентами, включая лиц, находящихся под иностранным влиянием (на основании Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»);[4] г) ранее судимых, чья судимость не погашена и не снята; д) имеющих недвижимое имущество, либо банковские счета за рубежом (либо чьи близкие имеют подобное имущество и банковские счета); е) являющихся членами политических партий (российских и зарубежных); ж) являющихся членами религиозных организаций (российских и зарубежных); з) являющихся государственными или муниципальными служащими; и) являющихся в настоящий момент, либо являвшихся ранее, членами (участниками) общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; к) являющихся (либо являвшихся ранее) работниками международных правительственных и неправительственных организаций.

Кроме того, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ следует запретить участие в качестве представителей субъектов общественного контроля, организационных структур общественного контроля при проведении мероприятий общественного контроля в отнош ении государственных и муниципальных организаций, иных организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, работникам указанных организаций (включая - бывшим работникам).

В-пятых, в связи с тем, что нами предложена новая редакция пункта 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона, в которой вводятся понятия «иные обстоятельства, связанные с личностью указанных представителей», «противоречие между отношением представителей субъекта общественного контроля, организационной структуры общественного контроля к проводимому мероприятию общественного контроля, а также объекту общественного контроля, и целями и задачами общественного контроля», то установление данных обстоятельств и противоречия следует вменить в обязанность предлагаемым к созданию комиссиям по урегулированию конфликтов интересов, возникающих при организации и осуществлении мероприятий общественного контроля.

Заключение.

Реализация вышеуказанных предложений позволит осуществлять своевременное выявление, предупреждение и устранение конфликта интересов при осуществлении в Российской Федерации мероприятий общественного контроля.

Библиогра фия:

1. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 3-13.

2. Чеботарев Г. Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. -2015. - № 8. - С. 62-65.

3. Рыболовлева Н. С. К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти // Закон и право. - 2020. - № 6. - С. 5052.

4. Лапшина, А. И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 2 (36). - С. 136-140.

5. Хабриева Т. Я. Социальный контроль и противодействие коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - №

4. - С. 5-10.

6. Снисарь А. О. Проблемы развития правового регулирования общественного контроля Российской Федерации // Развитие территорий. - 2017. - № 1 (7). - С.

41-46.

7. Авакьян С. А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2016. - № 1. - С. 3-17.

8. Дейнеко А. Г. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля: некоторые правовые проблемы // Труды по интеллектуальной собственности. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 95-109.

9. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435

(163).

10. О Положении об общественных инспекциях и группах общественного контроля: постановление администрации города Иркутска от 20.11.2015 № 031-061071/5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/440525990 (дата обращения: 01.01.2023).

11. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601 (дата обращения: 01.01.2023).

12. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: Федеральный закон от 14.07.2022 № 255 -ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788 (дата обращения: 01.01.2023).

References:

1. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 11. - pp.

3-13.

2. Chebotarev G. N. Public control over the activities of public authorities: from theory to practice // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 8. - pp. 62-65.

3. Rybolovleva N. S. On the issue of civil society control over the activities of state authorities // Law and Law. - 2020. - No. 6. - pp. 50-52.

4. Lapshina, A. I. Public control and other institutions of the company's control over the activities of state authorities // The rule of law: theory and practice. - 2014. - № 2 (36). - Pp. 136-140.

5. Khabrieva T. Ya. Social control and anti-corruption // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. - 2017. - No. 4. - pp. 5-10.

6. Snisar A. O. Problems of development of legal regulation of public control of the Russian Federation // Development of territories. - 2017. - № 1 (7). - Pp. 41-46.

7. Avakian S. A. Some thoughts on the state and prospects of constitutional and political development of Russia // Bulletin of the Moscow University. Episode 11. Right. - 2016. - No. 1. - pp. 3-17.

8. Deineko A. G. Conflict of interests in the exercise of public control: some legal problems // Proceedings on intellectual property. - 2015. - Vol. 21. - No. 2. - pp. 95-109.

9. On the basics of public control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).

10. On the Regulations on Public inspections and public control groups: Resolution of the Irkutsk City Administration dated 20.11.2015 No. 031 -06-1071/5. [Electronic resource]. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/440525990 (date of application: 01.01.2023).

11. On the State Civil Service of the Russian Federation: Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601 (accessed: 01.01.2023).

12. On the control of the activities of persons under Foreign Influence: Federal Law No. 255-FZ of 14.07.2022. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788 (accessed: 01.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.