Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / РАЗВИТИЕ / АССОЦИАЦИЯ / СОЮЗ / СУБЪЕКТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Булатов Роман Вячеславович

Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив развития ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в Российской Федерации. Данный институт гражданского общества выступает в качестве важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Основу организации и деятельности института общественного контроля составляют его субъекты, которые на основании Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ вправе объединяться в ассоциации и союзы. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, связанные с процессами создания и деятельности ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля. Автором разработана и обосновывается система мероприятий по разрешению указанных проблем в целях обеспечения развития данного института гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Булатов Роман Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ASSOCIATIONS AND UNIONS OF SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the analysis of problems and prospects of development of associations and unions of subjects of public control in the Russian Federation. This institution of civil society acts as the most important legal guarantee for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The basis of the organization and activities of the institute of public control are its subjects, which, on the basis of Federal Law № 212-FL of 21.07.2014, have the right to unite into associations and unions. The article examines and formalizes the main problems associated with the processes of creation and activity of associations and unions of subjects of public control. The author has developed and substantiated a system of measures to resolve these problems in order to ensure the development of this institution of civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_111

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ About problems and prospects of development of associations and unions of subjects of public control in the Russian Federation

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования

Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109а. E-mail: [email protected];

БУЛАТОВ Роман Вячеславович,

обучающийся факультета «Юриспруденция, социальные технологии и психология», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: [email protected];

Goncharov Vitaly V.,

Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog. 109a Petrovskaya str., Taganrog, Rostov Region, 347904, Russia. E-mail: [email protected];

Bulatov Roman Vyacheslavovich,

student of the Faculty of Law, Social Technologies and Psychology,

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Don State Technical University" in Shakhty, Rostov region. 147 Shevchenko str., Shakhty, Rostov region, 346500, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив развития ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в Российской Федерации. Данный институт гражданского общества выступает в качестве важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Основу организации и деятельности института общественного контроля составляют его субъекты, которые на основании Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ вправе объединяться в ассоциации и союзы. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, связанные с процессами создания и деятельности ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля. Автором разработана и обосновывается система мероприятий по разрешению указанных проблем в целях обеспечения развития данного института гражданского общества в России.

Abstract. This article is devoted to the analysis of problems and prospects of development of associations and unions of subjects of public control in the Russian Federation. This institution of civil society acts as the most important legal guarantee for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The basis of the organization and activities of the institute of public control are its subjects, which, on the basis of Federal Law № 212-FL of 21.07.2014, have the right to unite into associations and unions. The article examines and formalizes the main problems associated with the processes of creation and activity of associations and unions of subjects of public control. The author has developed and substantiated a system of measures to resolve these problems in order to ensure the development of this institution of civil society in Russia.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; развитие; ассоциация; союз; субъект; общественный контроль; народовластие; Российская Федерация; публичная власть.

Keywords: problems; prospects; development; association; union; subject; public control; democracy; Russian Federation; public power.

Для цитирования: Гончаров В.В., Булатов Р.В. О проблемах и перспективах развития ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 111-115. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_111.

For citation: Goncharov V. V., Bulatov R. V. About problems and prospects of development of associations and unions of subjects of public control in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 111-115. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_111.

Статья поступила в редакцию: 11.01.2023

Введение.

Проблемы формирования и функционирования субъектов общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах Т. В. Троицкой, [1, с. 220-229] И. В. Тепляшина, [2, с. 69-73] О. В. Пищулина, [3, с. 108-110] В. В. Гриба, [4, с. 3-13] Л. Ю. Грудцыной, [5] Д. С. Михеева, [6, с. 84-93] С. А. Яровой, [7, с. 30-35] а также ряда иных авторов. Однако, в связи с тем, что законодательство Российской Федерации предусмотрело возможность создания субъектами общественного контроля ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, имеется необходимость проведения конституционно-правового анализа проблем и перспектив развития ассоциация и союзов субъектов общественного контроля в Российской Федерации с целью выявления их места и роли в системе общественного контроля в стране. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы настоящего научного исследования.

Цель исследования состоит не только в формализации и изучении основных проблем, препятствующих созданию и функционирования ассоциаций и союзов общественного контроля в России, но и в выработке системы мероприятий по их разрешению. Достижение указанной цели исследования предполагает решения ряда научных задач, в числе которых можно выделить следующие: обоснование роли и места института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия

общества в управлении делами государства; анализ роли ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в механизме организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации; формализация и исследование основных проблем, препятствующих созданию и функционированию ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в России; разработка и обоснования системы мероприятий по разрешению указанных проблем для обеспечения развития ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля для повышения эффективности функционирования данного института гражданского общества в Российской Федерации.

Основной текст.

Российская Федерация является правовым демократическим государством с республиканской формой правления, в котором единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, осуществляющий свои властные полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность многочисленных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц).

Однако, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, без которых увеличиваются риски захвата власти, незаконного присвоения или удержания властных полномочий какими-либо органами публичной власти, а также их должностными лицами. Важнейшее место в системе указанных юридических гарантий в Российской Федерации занимает институт общественного контроля, который был формализован в российском законодательстве сравнительно недавно, в 2005 году, но был широко известен в эпоху существования СССР и РСФСР как союзной республики в виде института народного контроля власти, с которым, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, он имеет много общего. [8, с. 269-285]

Данный институт гражданского общества предоставляет гражданам Российской Федерации, а также общественным объединениям, негосударственным некоммерческим организациям, участвовать в контроле за деятельностью, принимаемыми актами и решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, которые наделены федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий.

Важнейшее место в системе общественного контроля занимают его субъекты, перечень которых определен в части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, муниципальные общественные палаты (советы), общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации). [9] Однако, данная статья Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, посвященная субъектам общественного контроля, в части 2 вводит понятие «организационные структуры общественного контроля», закрепляя их открытый перечень, относя к данной категории общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля. При этом, из текста статьи не ясно, относятся ли организационные структуры общественного контроля к его субъектам или нет. С одной стороны, анализ других статей данного Федерального закона (например, статьи 11) показывает, что общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции противопоставляются субъектам общественного контроля. С другой стороны, не понятно тогда почему законодатель поместил упоминание и классификацию организационных структур общественного контроля в статью 9 упомянутого Федерального закона. На наш взгляд, законодателю необходимо конкретизировать статус организационных структур общественного контроля, прямо указав являются или нет они субъектами общественного контроля. Так, законодатель может либо указать в данном Федеральном законе, что общественный контроль может осуществляться субъектами общественного контроля, организационными структурами общественного контроля и самими гражданами, либо, если организационные структуры общественного контроля будут отнесены к разновидности субъектов общественного контроля, в статье 9 следует закрепить сложную классификацию субъектов общественного контроля, поделив их на 2 группы (например, постоянно действующие субъекты общественного контроля и организационные структуры общественного контроля, создаваемые на определенный промежуток времени).

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ предоставил право субъектам общественного контроля создавать ассоциации и союзы субъектов общественного контроля в целях, с одной стороны, координации своей деятельности, а с другой стороны, для объединения усилий и средств, которых у субъектов общественного контроля явно недостаточно в силу особенностей их правовой природы, а также механизма создания и функционирования.

Законодатель предположил, что возможность создания ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля позволит повысить как эффективность организации и деятельности субъектов общественного контроля, так и эффективность и результативность осуществляемых ими мероприятий общественного контроля. При этом, создание ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля должно осуществляться на основе принципов сотрудничества, равноправия, прозрачности и открытости между субъектами общественного контроля, которые создают данные структуры общественного контроля. Вышеназванный Федеральный закон закрепил за ассоциациями и союзами субъектов общественного контроля права по разработке и утверждению правил этики субъектов общественного контроля, а также принципов и механизмов общественного контроля в целом.

Однако, процессы создания и функционирования ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, важной проблемой, препятствующей организации и деятельности ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, выступает то обстоятельство, что Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ не определил правовой статус ни субъектов общественного

контроля, ни ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля. Так, субъекты общественного контроля не являются органами публичной власти или юридическими лицами. Так, анализ статьи 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» показывает, что название «Общественная палата Российской Федерации» не может быть использовано в названиях органов публичной власти, а также юридических лиц. [10] В свою очередь, Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» в статье 1 прямо указывает, что общественная палата не является юридическим лицом. При этом, органы публичной власти и организации не могут использовать в своем наименовании наименование «общественная палата субъекта Российской Федерации». [11] Аналогичные оговорки сделаны и в многочисленных региональных и муниципальных нормативно-правовых актах, регулирующих организацию и деятельность региональных общественных палат и муниципальных общественных палат (советов).

В тоже время, анализ статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) показывает, что под ассоциацией (союзом) гражданское законодательство понимает разновидность некоммерческих корпоративных организаций, являющихся объединениями юридических лиц и (или) граждан, основанную на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданную для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Однако, субъекты общественного контроля, как нами отмечено выше, не являются ни юридическими лицами, ни физическими лицами.

Таким образом, ассоциации и союзы субъектов общественного контроля нельзя отнести к ассоциациям (союзам), предусмотренным статьей 123.8 ГК РФ, хотя в ранее проведенных исследованиях мы отмечали то обстоятельство, что ряд ассоциаций (например, ассоциации организаций профсоюзов) следует отнести к категории организационных структур общественного контроля. [12, с. 38-43; 13, с. 229-231] Кроме того, ряд авторов убедительно доказывают, что профессиональные союзы и иные виды ассоциаций (союзов) являются субъектами общественного контроля, либо играют важную роль в качестве участников тех или иных мероприятий общественного контроля. [14, с. 52-55; 15, с. 3-6] В связи с неопределенностью статуса ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в ряде регионов предприняты попытки создания различных «ассоциаций субъектов общественного контроля» в форме, например, некоммерческих партнерств. В частности, в Саратовской области функционирует подобная ассоциация субъектов общественного жилищного контроля «Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области», входящая в состав некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». [16] Более того, ряд авторов отмечает попытки предпринимателей создавать ассоциации и союзов субъектов общественного контроля предпринимателей, [17, с. 67-74] что в целом противоречит идее некоммерческого характера деятельности субъектов общественного контроля.

Представляется, что в этой связи следует внести изменения в статью 123.8 ГК РФ, изложив часть 1 в следующей редакции:

«1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, а также субъектов общественного контроля, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения, а также объединения субъектов общественного контроля».

Во-вторых, значительной проблемой в организации и деятельности ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля является то обстоятельство, что в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ не детализированы органы управления данными ассоциациями и союзами, а также полномочия данных органов управления. В этой связи представляется необходимым дополнить статью 17 вышеназванного Федерального закона положениями, посвященными порядку создания и полномочиям органов управления ассоциациями и союзами субъектов общественного контроля.

В-третьих, определенную проблему, на наш взгляд, представляет то обстоятельство, что законодатель, предусмотрев право субъектов общественного контроля создавать ассоциации и союзы общественного контроля, не отнес данные структуры к разновидности субъектов общественного контроля (либо организационных структур общественного контроля).

В этой связи, следует включить ассоциации и союзы субъектов общественного контроля в статье 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ в качестве дополнительной разновидности субъектов общественного контроля (либо организационных структур общественного контроля).

В-четвертых, из текста вышеназванного Федерального закона не ясно, могут ли ассоциации и союзы субъектов общественного контроля вступать в качестве членов, наблюдателей и т.п. в международные неправительственные организации, чья деятельность посвящена поддержке, координации процессов организации и деятельности субъектов общественного контроля (иных организационных структур, обладающих полномочиями по контролю за деятельностью органов публичной власти и иных органов и организаций, обладающих публичными полномочиями).

В этой связи, представляется необходимым дополнить статью 17 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ положениями, закрепляющими возможность вступления ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в соответствующие международные неправительственные организации.

В-пятых, существенной проблемой, препятствующей развитию ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, является ограниченный объем полномочий, который закреплен за ними частью 3 статьи 17 вышеназванного Федерального закона, что, на наш взгляд, не позволяет данным структурам, с одной стороны, обеспечить координацию деятельности субъектов общественного контроля, а с другой стороны, повысить эффективность данного института гражданского общества.

В этой связи, представляется необходимым расширить в части 3 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ перечень полномочий ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, включив в него, в частности, следующие полномочия: а) подготовку проектов нормативно-правовых актов, посвященных организации и функционированию института общественного контроля, а также его субъектов; б) защиту интересов субъектов общественного контроля в судах и правоохранительных органах; в) представительство интересов субъектов общественного контроля, входящих в ассоциацию или союз субъектов общественного контроля, в органах государственной власти и местного самоуправления; г) определение результативности и эффективности проводимых субъектами общественного контроля мероприятий общественного контроля; д) создание специального сайта ассоциации или союза субъектов общественного контроля, на котором будет размещаться информация о самой ассоциации или союзе субъектов общественного контроля, субъектах общественного контроля, которые входят в его состав, проводимых ими мероприятиях общественного контроля, итоговых документах, создаваемых по результатам проведенных мероприятий общественного контроля.

В-шестых, определенной проблемой в развитии ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля выступает отсутствие у субъектов общественного контроля, их создающих, финансовых, организационно-правовых, информационных и иных ресурсов, достаточных для организации и стабильной работы данных ассоциаций и союзов. Более того, в дотационных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях соответствующие региональные и муниципальные бюджеты ограничены в возможностях финансовой поддержки подобных ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля.

В этой связи, представляется необходимым Общественной палате Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разработать и принять Федеральную программу «О поддержке процессов создания и развития ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в Российской Федерации». В рамках реализации данной программы в Федеральном бюджете Российской Федерации следует предусмотреть соответствующие суммы в его расходной части на создание и развитие ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля в России.

В-седьмых, определенной проблемой в развитии ассоциаций и субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступает то обстоятельство, что в законодательстве страны не определены органы публичной власти и иные структуры, которые ответственны за координацию мер поддержки ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля.

В этой связи, представляется необходимым в федеральных законах от 21.07.2014 № 212-ФЗ и от 04.04.2005 № 32-Ф3 закрепить в качестве органа публичной власти, ответственного за финансовую, организационно-техническую и информационную поддержку ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, Правительство Российской Федерации. Правовую поддержку данных структур следует поручить министерству юстиции Российской Федерации. Общую координацию данных процессов необходимо возложить на Общественную палату Российской Федерации.

В этой связи, как отмечает ряд авторов, особую остроту приобретает необходимость широкого применения в системе координации общественного контроля в Российской Федерации современных цифровых технологий, [18, с. 28-37] которые позволят осуществлять в режиме реального времени подобную координацию организации и деятельности как субъектов общественного контроля, так и их ассоциаций, а также союзов субъектов общественного контроля.

В-восьмых, определенную проблему в развитии ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля представляет отсутствие реестра данного вида структур в Российской Федерации. Представляется необходимым закрепить в федеральном законодательстве обязанность ведения данного реестра за министерством юстиции Российской Федерации.

Заключение.

Таким образом, представляется, что разрешение вышеназванных проблем, связанных с процессами организации и деятельности ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля, позволит, с одной стороны, укрепить их правовой статус, а также место и роль в организации и функционировании института общественного контроля в Российской Федерации, а с другой стороны, позволит аккумулировать усилия субъектов общественного контроля для обеспечения своевременного и постоянного проведения мероприятий общественного контроля на территории страны.

Библиогра фия:

1. Троицкая Т. В. Субъекты осуществления общественного контроля в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 4 (135). - С. 220-229.

2. Тепляшин И. В. Субъекты общественного контроля: некоторые вопросы и предложения // Теория государства и права. - 2017. - № 3. - С. 69-73.

3. Пищулин О. В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 108-110.

4. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 3-13.

5. Грудцына Л. Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: дисс. ... докт. юрид. наук. -М., 2009. - 407 с.

6. Михеев Д. С. Формирование и полномочия субъектов общественного контроля: вопросы гласности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. - 2017. - Т. 3. - № 4 (12). - С. 84-93.

7. Чупилкин Ю. Б., Блохин Ю. И., Яровая С. А. Место негосударственных правозащитных организаций в системе субъектов общественного контроля как основа модернизации концепции правозащиты: теоретико-правовые аспекты // Юридический мир. - 2020. - № 9. - С. 30-35.

8. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Монография. М.: «Alicegroup», 2019. - 256 с.

9. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435

(163).

10. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651 (дата обращения: 01.01.2023).

11. Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-Ф3 // СЗ РФ. - 27.06.2016. - № 26 (часть 1). - Ст. 3852.

12. Гончаров В. В. Профессиональные союзы в России как субъект общественного контроля (опыт конституционно-правового исследования) // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2019. - Т. 31. - № 3. - С. 38-43.

13. Гончаров В. В., Романенко А. А., Устинова Е. А. Ассоциации (союзы) как разновидность некоммерческих корпоративных организаций в России: объект и субъект общественного контроля? // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 11 (191). - С. 229-231.

14. Мурзанов И. А. Профессиональные союзы как субъекты общественного контроля // Закон и право. - 2016. - № 5. - С. 52-55.

15. Гриб В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С. 3-6.

16. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkhkontrol.ru/o-gkh-kontrol (дата обращения: 01.01.2023).

17. Плотникова И. Н. Роль объединения предпринимателей как институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20. - № 1. - С. 67-74.

18. Зубарев С. М. О единой системе правового регулирования цифровых технологий государственного и общественного контроля // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2021. - № 11. - С. 28-37.

References:

1. Troitskaya T. V. Subjects of public control in Russia // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2020. - № 4 (135). - Pp. 220-229.

2. Teplyashin I. V. Subjects of public control: some questions and suggestions // Theory of state and law. - 2017. - No. 3. - pp. 69-73.

3. Pishchulin O. V. Goals, objects and subjects of public control // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2014. - Vol. 20. - No. 4. - pp.

108-110.

4. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 11. - pp.

3-13.

5. Grudtsyna L. Y. State-legal mechanism of formation and support of civil society institutions in Russia: diss. ... doct. jurid. sciences. - M., 2009. - 407 p.

6. Mikheev D. S. Formation and powers of subjects of public control: issues of publicity // Bulletin of the Mari State University. Russia: Historical Sciences. Legal sciences. - 2017. - T. 3. - № 4 (12). - Pp. 84-93.

7. Chupilkin Yu. B., Blokhin Yu. I., Yarovaya S. A. The place of non-governmental human rights organizations in the system of subjects of public control as the basis for the modernization of the concept of legal protection: theoretical and legal aspects // Legal world. - 2020. - No. 9. - pp. 30-35.

8. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in Of the Russian Federation. Monograph. M.: "Alicegroup", 2019. - 256 p

. 9. On the basics of public control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).

10. On the Public Chamber of the Russian Federation: Federal Law No. 32-FZ of 04.04.2005. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651 (date of appeal: 01.01.2023).

11. On the general principles of the organization and activities of public chambers of the subjects of the Russian Federation: Federal Law No. 183-FZ of 23.06.2016 // SZ RF. - 27.06.2016. - No. 26 (part 1). - Article 3852.

12. Goncharov V. V. Trade unions in Russia as a subject of public control (experience of constitutional and legal research) // Legal Bulletin of Dagestan State University. - 2019. - Vol. 31. - No. 3. - pp. 38-43.

13. Goncharov V. V., Romanenko A. A., Ustinova E. A. Associations (unions) as a kind of non-profit corporate organizations in Russia: the object and subject of public control? // Law and the State: theory and practice. - 2020. - № 11 (191). - Pp. 229-231.

14. Murzanov I. A. Trade unions as subjects of public control // Law and law. - 2016. - No. 5. - pp. 52-55.

15. Grib V. V. Public associations and other non-governmental non-profit organizations as participants of public control: Russian and foreign experience // Civil Society in Russia and abroad. - 2015. - No. 4. - pp. 3-6.

16. National Center for Public control in the field of housing and communal services "Housing and communal services Control". [electronic resource]. Access mode: http://gkhkontrol.ru/o-gkh-kontrol (date of notification: 01.01.2023).

17. Plotnikova I. N. The role of the association of entrepreneurs as civil society institutions in the implementation of public control in Russia // Proceedings of the Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. - 2020. - Vol. 20. - No. 1. - pp. 67-74.

18. Zubarev S. M. On the unified system of legal regulation of digital technologies of state and public control // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2021. -No. 11. - pp. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.