Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТЫ / РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович

Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу современных проблем и перспектив развития общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации. В работе исследуется их место и роль в системе субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля. Автором выявлены и формализованы основные проблемы, препятствующие организации и функционирования общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации, а также разработана и обоснована система мероприятий, направленная на их разрешение, посредством которой будет не только обеспечено развитие данной разновидности субъектов общественного контроля, но и в целом осуществлено укрепление института общественного контроля в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT PUBLIC COUNCILS UNDER THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) AND EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of modern problems and prospects for the development of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation. The paper examines their place and role in the system of subjects of public control, as well as organizational structures of public control. The author identifies and formalizes the main problems hindering the organization and functioning of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation, and also develops and justifies a system of measures aimed at their resolution, through which not only the development of this type of subjects of public control will be ensured, but also the strengthening of the institution of public control in Russia.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _133

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ On the problems and prospects of development of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation: constitutional and legal analysis ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Vitaly V. Goncharov,

Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty

of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University. 109a Petrovskaya str., Taganrog, Rostov Region, 347904, Russia. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу современных проблем и перспектив развития общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации. В работе исследуется их место и роль в системе субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля. Автором выявлены и формализованы основные проблемы, препятствующие организации и функционирования общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации, а также разработана и обоснована система мероприятий, направленная на их разрешение, посредством которой будет не только обеспечено развитие данной разновидности субъектов общественного контроля, но и в целом осуществлено укрепление института общественного контроля в России.

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of modern problems and prospects for the development of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation. The paper examines their place and role in the system of subjects of public control, as well as organizational structures of public control. The author identifies and formalizes the main problems hindering the organization and functioning of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation, and also develops and justifies a system of measures aimed at their resolution, through which not only the development of this type of subjects of public control will be ensured, but also the strengthening of the institution of public control in Russia.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; общественные советы; законодательные (представительные); исполнительные; органы власти; субъекты; Российской Федерации; конституционно-правовой анализ; общественный контроль.

Keywords: problems; prospects; public councils; legislative (representative); executive; authorities; subjects; of the Russian Federation; constitutional and legal analysis; public control.

Для цитирования: Гончаров В.В. О проблемах и перспективах развития общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ// Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 133-136. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_133.

For citation: Goncharov V. V. On the problems and prospects of development of public councils under the legislative (representative) and executive authorities of the subjects of the Russian Federation: constitutional and legal analysis // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 133136. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_ 1_133.

Статья поступила в редакцию: 05.01.2023

В отечественной научной и учебной литературе вопросам организации и деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации посвящены работы О. В. Пищулина, [1, с. 108-110] Л. Ю. Грудцыной, [2] В. В. Гриба, [3, с. 13-16] С. А. Авакьяна, [4, с. 8-12] Г. Н. Чеботарева, [5, с. 125-130] Г. Н. Комковой, [6, с. 628-631] Е. В. Бердниковой, [7, с. 29-37] Н. С. Бондаря, [8] а также ряда иных авторов. При этом, на региональном уровне все большее значение приобретает деятельность общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации, конституционно-правовой анализ проблем и перспектив развития которых выступает в качестве цели настоящего научного исследования. Достижение указанной цели возможно посредством решения ряда научных задач, в числе которых можно выделить следующие: 1) обоснование значения института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства; 2) исследование места и роли общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации в системе субъектов общественного контроля; 3) выявление и формализация основных проблем, препятствующих организации и деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации; 4) разработка и обоснование системы предложений по их разрешению.

События последних лет, охарактеризовавшиеся усилением экономического и политического давления на Российскую Федерацию со стороны стран Запада, показали, что сохранение и развитие российской государственности во многом зависит от степени, с одной стороны, легитимности органов публичной власти в глазах народа, а с другой стороны, его участия как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране в реализации своих властных полномочий напрямую (через институты свободных выборов и референдумы), либо через опосредованные формы демократии (в частности, через деятельность органов публичной власти). Однако, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты, которые, с одной стороны, не позволяют осуществить захват власти или незаконное присвоение властных полномочий, а с другой стороны, осуществление

властных полномочий не в интересах народа. Важнейшей из указанных юридических гарантий выступает институт общественного контроля, позволяющий гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, иным негосударственным некоммерческим организациям осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в ст. 9 закрепил перечень субъектов общественного контроля, включив в него 4 группы: 1) Общественную палату Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) муниципальные общественные палаты (советы); 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Последняя группа субъектов общественного контроля была инкорпорирована в федеральном и региональном законодательстве еще до принятия вышеназванного Федерального закона, а также Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». При этом, наиболее многочисленной разновидностью в указанной группе субъектов общественного контроля выступают общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации.

Однако, как отмечает ряд авторов, организация и осуществление общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами, [9, с. 12; 10, с. 31-34; 11, с. 28-33] в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, существенной проблемой в организации общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, является то обстоятельство, что из анализа ст. 9 и 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ не ясно, является ли создание данных субъектов общественного контроля обязательным на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом, как справедливо отмечает ряд авторов, именно общественные советы при региональных законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти позволяют в режиме реального времени осуществлять контроль гражданского общества за многочисленными региональными органами государственной власти (особенно исполнительными). [12, с. 96-117] Учитывая, что данные субъекты общественного контроля создаются, как правило, по инициативе законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то следует указать в вышеназванном Федеральном законе, что их создание должно инициироваться данными органами публичной власти в обязательном порядке.

Во-вторых, значительной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации, является отсутствие закрепления в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» механизма формирования данной разновидности субъектов общественного контроля (в отличие от общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, правовые основы формирования которых детально описаны в ч. 5 и 6 ст. 13 вышеназванного Федерального закона). В этой связи, в различных российских регионах нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены различные механизмы формирования общественных советов при них. Так, например, в Свердловской области в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 26.06.2018 № 1295-ПЗС «О Положении об Общественном совете при Законодательном Собрании Свердловской области» данный субъект общественного контроля в составе 12 человек формируется на паритетной основе (3 члена назначаются председателем Законодательного Собрания Свердловской области из числа кандидатур, выдвинутых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области; 3 члена избираются на конкурсной основе; 6 членов назначаются Общественной палатой Свердловской области из числа ее членов и экспертов).[13] В свою очередь, в Пензенской области в соответствии с Положением об Общественном совете при Законодательном Собрании Пензенской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 15.02.2013 № 95-5/5ЗС, персональный состав данного субъекта общественного контроля утверждается постановлением Законодательного Собрания Пензенской области по результатам предложений, представленных комитетом по здравоохранению и социальной политике из числа кандидатур, выдвинутых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями. [14] В целях унификации механизма формирования вышеназванных субъектов общественного контроля представляется необходимым дополнить ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ ч. 7 и 8, посвященными механизму формирования общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также требованиям, предъявляемым к кандидатурам в состав данных субъектов общественного контроля.

Во-третьих, определенную проблему в организации общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации представляет и отсутствие единообразия в наименованиях данных субъектов общественного контроля в различных регионах. Например, в ст. 3 Закона Краснодарского края от 25.12.2015 № ЗЗ-05-КЗ «Об общественном контроле в Краснодарском крае» для наименования общественных советов при законодательном (представительном) и исполнительных органах власти Краснодарского края одновременно используются в качестве равнозначных понятия «общественный совет» и «общественный (экспертно-консультативный) совет». [15] Представляется, что на уровне регионов наименования данных субъектов общественного контроля должны включать в себя слова «общественный совет при» и наименование соответствующего законодательного (представительного) или исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

В-четвертых, проблемным вопросом, на наш взгляд, является и возможность создания общественных советов при структурных подразделениях законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ статьи 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ показывает, что возможность создания подобных субъектов общественного контроля не предусмотрена. Тем более, что часть 1 статьи 9 вышеназванного Федерального закона, перечисляющая 4 группы субъектов общественного контроля в Российской Федерации, сформулировала данный список закрытым, не предусмотрев создания иных разновидностей субъектов общественного контроля (в отличие от ч. 2 той же статьи, которая предусмотрела открытый список организационных структур общественного контроля). В тоже время, региональное законодательство в части субъектов Российской Федерации закрепило возможность создания общественных советов при структурных подразделениях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в ст. 3 Закона Краснодарского края от 25.12.2015 № 33-05-КЗ «Об общественном контроле в Краснодарском крае» предусмотрена возможность создания общественных советов при структурных подразделениях Законодательного Собрания Краснодарского края. В этой связи, представляется необходимым внести дополнения в ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, предоставив возможность создания общественных советов при структурных подразделениях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо исключить соответствующие положения из регионального законодательства, либо указать в ни х, что общественные советы при структурных подразделениях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся к категории организационных структур общественного контроля.

В-пятых, определенной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, выступает ограниченный характер их полномочий.

По сути, их можно классифицировать на 3 группы: 1) полномочия по участию вышеназванных субъектов общественного контроля в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также положениями о данных общественных советах; 2) консультативно-совещательные полномочия, которые позволяют им реализовать консультативно-совещательные функции, закрепленные за ними статье 13 вышеназванного Федерального закона; 3) полномочия по содействию учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Представляется, что перечень полномочий общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо дополнить полномочиями по координации деятельности организационных структур общественного контроля, осуществляющих общественный контроль на территории соответствующего региона страны. Кроме того, ряд авторов справедливо отмечает, что требуют детализации и расширения полномочия данных субъектов общественного контроля в части оценки эффективности деятельности региональных органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти. [16, с. 124-132] В ряде субъектов Российской Федерации общественные советы при региональных законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти уже активно используются для независимой оценки деятельности, например, органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия. [17]

В-шестых, определенной проблемой в организации и деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выступает то обстоятельство, что региональное законодательство об общественном контроле, а также положения о данных субъектах общественного контроля, принимаемые соответствующими региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, не содержат детально разработанного механизма их взаимодействия с органами публичной власти, государственными и муниципальными организациями, а также иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. В этой связи, представляется необходимым разработать и принять Федеральный закон, посвященный общим принципам организации и деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором следует детализировать их полномочия, порядок формирования, механизм взаимодействия с органами публичной власти, государственными и муниципальными организациями, а также иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Тем более, что ранее на федеральном уровне уже были приняты федеральные законы, посвященные принципам организации и деятельности отдельных видов субъектов общественного контроля. [18]

В-седьмых, определенной проблемой в организации и деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выступает отсутствие детально разработанной ответственности органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, а также иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за противодействие законной деятельности данных субъектов общественного контроля. В этой связи, следует разработать и закрепить в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях систему мер ответственности вышеназванных органов и организаций, а также их должностных лиц, за противодействие законной деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В-восьмых, определенной проблемой в развитии вышеназванных субъектов общественного контроля выступает то обстоятельство, что на уровне регионов они недостаточно используются в качестве площадок для представительства интересов различных общественных объединений,

иных негосударственных некоммерческих организаций, а также защиты их прав и свобод. При этом, как отмечает ряд авторов, данная разновидность субъектов общественного контроля уже хорошо зарекомендовала себя в качестве новой модели представительства коренных малочисленных народов в системе публично-властных отношений. [19, с. 113-118] В этой связи, представляется необходимым на региональном уровне при создании вышеназванных субъектов общественного контроля учитывать региональную этнокультурную специфику и традиции (например, для защиты прав, свобод и законных интересов коренных малочисленных народов), уровень развития гражданского общества в регионе и т.п.

Реализация вышеназванной системы мероприятий по разрешению проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации позволит не только обеспечить дальнейшее развитие данной разновидности субъектов общественного контроля, но и укрепить в целом институт общественного контроля в нашей стране как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

Библиогра фия:

1. Пищулин О. В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 108-110.

2. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: дисс. ... докт. юрид. наук. -М., 2009. - 407 с.

3. Гриб В. В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 13-16.

4. Авакьян С. А. Об эффективности общественного контроля в Российской Федерации / В сборнике: Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / ответственный редактор Т. Н. Михеева. - Йошкар-Ола, 2016. - С. 8-12.

5. Чеботарев Г. Н. Общественная палата в системе общественного контроля субъекта Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2015. - № 6 (105). - С. 125-130.

6. Комкова Г. Н. Роль общественной палаты в устойчивом развитии субъекта РФ / В сборнике: Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Казань, 2017. - С. 628-631.

7. Бердникова Е. В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. - 2016. - № 3. - С. 29-37.

8. Бондарь Н. С. Конституционный строй как государственно-правовое выражение гражданского общества России // Межвузовский сборник научных статей. Конституционное развитие России. - 2003. - Вып. 4.

9. Бахтаирова Е. А. Мотивация деятельности членов общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Baikal Research Journal. - 2019. - Т. 10. - № 2. - С. 12.

10. Мусаева Р. М. Общественные советы как форма взаимодействия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с общественностью // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 31-34.

11. Дьякова Е. Г. Общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Федерации: как выполняется функция общественного контроля // Дискурс-Пи. - 2016. - № 2 (23). - С. 28-33.

12. Дьякова Е. Г. Общественные советы при органах исполнительной власти: к вопросу об общественном контроле // Теория и проблемы политических исследований. - 2017. - Т. 6. - № 3А. - С. 96-117.

13. О Положении об Общественном совете при Законодательном Собрании Свердловской области: постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 26.06.2018 № 1295-ПЗС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/qrfL4ExiaI.pdf (дата обращения: 01.01.2023).

14. Положение об Общественном совете при Законодательном Собрании Пензенской области: постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 15.02.2013 № 95-5/5 ЗС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zspo.ru/obsh_sovet/polozhenie (дата обращения: 01.01.2023).

15. Об общественном контроле в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 25.12.2015 № 33-05-Кз. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/36979488 (дата обращения: 01.01.2023).

16. Орлова И. В., Соколова Т. Д. Роль и функции общественных советов в повышении эффективности деятельности региональных органов государственной власти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2017. - Т. 17. - № 1. - С. 124-132.

17. Об утверждении Положения об общественном совете при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность: приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 26.06.2018 № 2322. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://garant.ru/hotlaw/krasnodar/1206415 (дата обращения: 01.01.2023).

18. Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ // СЗ РФ. - 27.06.2016. - № 26 (часть 1). - Ст. 3852.

19. Филиппова Н. А. Общественные советы как новая модель представительства коренных малочисленных народов в системе публично-властных отношений // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 3. - С. 113-118.

References:

1. Pishchulin O.V. Goals, objects and subjects of public control // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2014. Vol. 20. No. 4. pp. 108-110

2. Grudtsyna L. Yu. State-legal mechanism of formation and support of civil society institutions in Russia: diss. ... doct. jurid. sciences. - M., 2009. - 407 p.

3. Grib V.V. Actual problems of normative consolidation of the system of subjects of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2016. No.1. pp. 13-16

4. Avakian S. A. On the effectiveness of public control in the Russian Federation / In the collection: Problems of the implementation of public control at the level of local self-government. Collection of materials of the International scientific and practical Conference / Executive editor T. N. Mikheeva. - Yoshkar-Ola, 2016. - pp. 8-12.

5. Chebotarev G.N. Public Chamber in the system of public control of the subject of the Russian Federation // Russian Law Journal. - 2015. - № 6 (105). - Pp. 125-130.

6. Komkova G. N. The role of the Public Chamber in the sustainable development of the subject of the Russian Federation / In the collection: Sustainable development of regions: experience, problems, prospects. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. - Kazan, 2017. - pp. 628-631.

7. Berdnikova E. V. Legal approaches to the definition of public control // Modern Law. - 2016. - No. 3. - pp. 29-37.

8. Bondar N. S. Constitutional system as a state-legal expression of Russian civil society // Interuniversity collection of scientific articles. Constitutional development of Russia. - 2003. - Issue 4.

9. Bakhtairova E. A. Motivation of activity of members of public councils under the executive authorities of the subjects of the Russian Federation // Baikal Research Journal. - 2019. - Vol. 10. - No. 2. - P.

12.10. Musaeva R. M. Public councils as a form of interaction of legislative authorities of the subjects of the Russian Federation with the public // Legal Bulletin Dagestan State University. - 2012. - No. 4. - pp. 31-34.

11. Dyakova E. G. Public councils under the executive authorities of the subjects of the Federation: how is the function of public control performed // Discourse-Pi. -2016. - № 2 (23). - Pp. 28-33.

12. Dyakova E.G. Public councils under executive authorities: on the issue of public control // Theory and problems of political investigations. 2017. Vol. 6. No. 3A. pp. 96-117.

13. On the Regulations on the Public Council at the Legislative Assembly of the Sverdlovsk Region: Resolution of the Legislative Assembly of the Sverdlovsk Region dated 26.06.2018 No. 1295-CCD. [electronic resource]. Access mode: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/qrfL4ExiaI.pdf (date of application: 01.01.2023).

14. Regulations on the Public Council at the Legislative Assembly of the Penza Region: Resolution of the Legislative Assembly of the Penza Region dated 15.02.2013 No. 95-5/5 ZS. [electronic resource]. Access mode: https://www.zspo.ru/obsh_sovet/polozhenie (accessed: 01.01.2023).

15. On public control in the Krasnodar Territory: The Law of the Krasnodar Territory of 25.12.2015 No. 33-05-KZ. [electronic resource]. Access mode: https://base .garant.ru/36979488 (date of address: 01.01.2023).

16. Orlova I. V., Sokolova T. D. The role and functions of public councils in improving the efficiency of regional government bodies // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. - 2017. - Vol. 17. - No. 1. - pp. 124-132.

17. On approval of the Regulations on the Public Council under the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory on conducting an independent assessment of the quality of educational activities by organizations engaged in educational activities: Order of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory dated 26.06.2018 No. 2322. [electronic resource]. Access mode: https://garant.ru/hotlaw/krasnodar/1206415 (accessed: 01.01.2023).

18. On the general principles of the organization and activity of public chambers of the subjects of the Russian Federation: Federal Law No. 183-FZ of 23.06.2016 // SZ RF. - 27.06.2016. - No. 26 (part 1). - Article 3852.

19. Filippova N.A. Public councils as a new model of representation of indigenous minorities in the system of public-power relations // Legal policy and legal life. - 2017. - No. 3. - pp. 113-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.