Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерыгин Алексей Алексеевич

В статье на основе анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются особенности формирования общественных советов при региональных органах исполнительной власти, порядок выдвижения кандидатов, предъявляемые к ним требования, а также процедуры назначения. Подчёркивается объективно возрастающая роль общественных палат субъектов Российской Федерации в формировании региональных общественных советов. Отмечается необходимость совершенствования механизма оценки эффективности деятельности общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Указывается на целесообразность разработки единых стандартов деятельности общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELTIES OF THE LEGAL STATUS OF PUBLIC COUNCILS UNDER THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аnnotation. The article, based on an analysis of the regulations of the subjects of the Russian Federation, examines the specifics of the formation of public councils in the regional executive authorities, the procedure for nominating candidates, the requirements for them, as well as the procedures for appointment. The objectively increasing role of the public chambers of the subjects of the Russian Federation in the formation of regional public councils is emphasized. There is a need to improve the mechanism for assessing the effectiveness of public councils in the executive branch of the Subjects of the Russian Federation. It is pointed out that it is appropriate to develop uniform standards for the activities of public councils in regional executive bodies.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ерыгин Алексей Алексеевич

кандидат политических паук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени ИД. Путилина

Erygin Alexey Alekseevich

candidate of political sciences, associate professor, professor of the department of state and legal disciplines of the Belgorod law institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after I.D. Putilin

Email: eiy-aleks@mail.ru

Новеллы правового статуса общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Novelties of the legal status of public councils under the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation

Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых а сто в субъектов Российской Федерации рассматриваются особенности формирования общественных советов при региональных органах исполнительной власти, порядок выдвижения кандидатов, предъявляемые к ним требования, а также процедуры назначения. Подчёркивается объективно возрастающая роль общественных палат субъектов Российской Федерации в формировании региональных общественных советов. Отмечается необходимость совершенствования механизма оценки эффективности деятельности общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Указывается на целесообразность разработки единых стандартов деятельности общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации;орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; общественная палата субъекта Российской Федерации; общественный совет; полномочия общественного совета;общественный контроль.

Annotation. The article, based on an analysis of the regulations of the subjects of the Russian Federation, examines the specifics of the formation of public councils in the regional executive authorities, the procedure for nominating candidates, the requirements for them, as well as the procedures for appointment. The objectively increasing role of the public chambers of the subjects of the Russian Federation in the formation of regional public councils is emphasized. There is a need to improve the mechanism for assessing the effectiveness of public councils in the executive branch of the Subjects of the Russian Federation. It is pointed out that it is appropriate to develop uniform standards for the activities of public councils in regional executive bodies.

Keywords: subject of the Russian Federation; The executive branch of the subject of the Russian Federation; Public Chamber of the subject of the Russian Federation; Community Council; The powers of the public council; public scrutiny.

В условиях происходящих в Россииобщественно-политических преобразований особое значение приобретает проблема совершенствования государственного управления, которое объединяет «разные уровни организации и функционирования публичной власти с участием и взаимодействием многочисленных государственных, негосударственных, общественных образований, организаций, объединений, коллективов»1. Одним из важных способов повышения эффективности государственного управления является широкое вовлечение граждан в управленческие процессы. Очевидной представляется необходимость модернизации «существующих и развитие новых форм взаимодействия государства с институтами гражданского общества, совершенствование системы прямых и обратных связей между ними, развитие диалога власти и общественных структур»2.

1 Старилов Ю. Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Право. 2020. № 1. С. 28.

2 Зеленский П. А. Эффективность работы общественных советов при органах государственной власти как показатель правовой культуры общества Н Правовая культура. 2018. № 4 (35). С. 70.

При реализации полномочий органами государственной власти возникает объективная необходимость в привлечении широкого круга экспертов, специалистов в различных сферах. Одновременно гражданское общество должно иметь инструменты контроля деятельности органов публичной власти, особенно органов исполнительной власти, от эффективности деятельностикоторых в значительной степени зависит социально-экономическое положениеи государствав целом, и российских регионов. Одним из субъектов общественного контроля являются общественные советы при органах исполнительной власти, правовой статус которых совершенствуется по мере осмысления практики деятельности общественных советов.

Возможность учреждения общественных советов при региональных органах исполнительной власти предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», определившим предназначение общественных советов, которые «содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти»1. Общественные советы наделяются консультативно-совещательными функциями и участвуют в осуществлении общественного контроля. Однако вышеупомянутый закон, устанавливая ограничения, касающиеся членства в общественных советах, не регулирует порядок их формирования, объём полномочий, что предоставляет российским регионамопределённую самостоятельность в регламентацииправового статуса общественных советов.

Основы правового статуса общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации закрепляются, в первую очередь, в региональных законах об общественном контроле, определяющих перечень субъектов общественного контроля. Отдельные аспекты формирования общественных советов и их взаимодействия с региональными общественными палатами урегулированы законами об общественных палатах субъектов Российской Федерации.Принципиально новым явлением стало принятие закона «Об общественных советах при органах исполнительной власти Калужской области», закрепляющего, в частности, принципы образования и деятельности общественных советов,к которым относятся: «а) самостоятельность и независимость от областных органов государственной власти^) публичность и открытость; в) равноправие и законностью) объективность, беспристрастность и добросовестность; д) формирование на конкурсной основе;е) добровольность членства в общественных советах»2.

Типовое (примерное) положение об общественном совете при органе исполнительной власти утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (Красноярский край, Удмуртская Республика, Саратовская область) или региональным правительством (Дагестан, Камчатский край, Белгородская область). В Типовом положении определяются, как правило: 1) порядок формирования состава общественного совета;2) компетенция и организация деятельности общественного совета^) формы и порядок взаимодействия органа исполнительной власти с региональной общественной палатой; 4) основные полномочия председателя, его заместителя и секретаря общественного совета, права и обязанности членов общественного совета;5) порядок и основания досрочного прекращения полномочий членов общественного совета3.Нормативный правовой акт, определяющий статус общественного совета при региональном исполнительном органе (министерстве, департаменте, комитете, управлении), разрабатывается указанным органом и утверждается его руководителем.

После принятия Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 183-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»4повысилась роль региональных общественных палат в формировании общественных советов. Можно выделить несколько форм участия общественных палат в формировании общественных советов при региональных органах исполнительной власти: «1) согласование положений о правовом статусе общественных советов; 2) инициирование процесса формирования общественных советов; 3) организация (участие в проведении) конкурсного отбора кандидатов в члены общественных советов; 4) выдвижение и согласование кандидатов в составы общественных советов; 5) утверждение состава общественных советов»5.

Общественные советы учреждаются органами исполнительной власти, как правило, по предложению общественной палаты (Камчатский край, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область)

1 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 2014. 23 июля. № 163.

2 Об общественных советах при органах исполнительной власти Калужской области: закон Калужской области от 26 мая 2014 г. № 581-03// Весть. 2014. № 19.

3 Ерыгин А. А. Общественные советы при органах государственной власти: учебное пособие / А. А. Ерыгин. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, 2020. С. 62.

4 Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-ФЭ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2016. 27 июня. № 26 (часть I). Ст. 3852.

5 Ерыгин A.A. Роль общественных палат субъектов Российской Федерации в формировании общественных советов при региональных органах государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 12. С. 12.

или её совета (Белгородская и Костромская области, Ненецкий автономный округ Республика Алтай). Например, руководитель органа исполнительной власти Воронежской области «не позднее 20 рабочих дней со дня получения указанного предложения направляет совету Общественной палаты уведомление о согласии либо об отказе (в случае, если общественный совет уже создан) образовать общественный совет при данном органе»1.

Формирование общественных советов осуществляется, как правило, на основе конкурсов, организуемых органами исполнительной власти нередко с участием региональных общественных палат, как в Новгородской области. Общественные палаты Амурской, Кемеровской и Курганской областей являются непосредственными организаторами конкурсов.

Срок полномочий общественных советов при исполнительных органах устанавливается от 3 лет в Татарстане и Оренбургской области до 5 лет в Мордовии и Тюменской области, в Курганской области — не менее 3 и более 5 лет, а в Дагестане и Ярославской области данный срок вообще не указан. Общественный совет при Министерстве региональной политики и массовых коммуникаций Омской области формируется в составе 7 человек на неопределенный срок. Однако состав Общественного совета подлежит ротации по решению его председателя не реже одного раза в три года, путем замены не менее двух членов его состава2.

Количественный состав общественного совета устанавливается соответствующим органом исполнительной власти и различается в зависимости от региона: не менее 5 человек в Калининградской области и Забайкальском крае, от 5 до 15 человек в Алтайском крае, не менее 5 и не более 30 человек в Республике Татарстан. В Республике Коми количественный состав общественного совета зависит от предельной штатной численности органа исполнительной власти: не менее 7 человек при численности работников от 5 до 50 включительно, не менее 10 человек — от 51 до 100 включительно, не менее 15 человек — свыше 1003. По нашему мнению, общественные советы в немногочисленном составе, например, менее 10 человек, могут испытывать трудности при реализации стоящих перед ними задач.

Региональными нормативными правовыми актами устанавливаются дополнительные требования к кандидатам в члены общественных советов, помимо тех, которые определены в ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»4. Указанные требования разрабатываются органами исполнительной власти нередко совместно с региональной общественной палатой (Кировская, Оренбургская и Тамбовская области). К наиболее распространенным требованиям, предъявляемым к членам общественных советов, относятся: а) достижение возраста 18 лет (Рязанская область, Кабардино-Балкарская Республика), 21 года (Чувашская Республика, Красноярский край, Ростовская область), 25 лет (Иркутская область); б) постоянное проживание на территории региона; в) отсутствие конфликта интересов, связанного с осуществлением деятельности члена общественного совета; г) наличие высшего образования (Тамбовская и Томская области); д) обладание опытом работы по профилю деятельности органа исполнительной власти от 1 года (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) до5 лет (Вологодская область). Соблюдение указанных требований способствует привлечению в общественные советы профессионалов, обладающих жизненным и управленческим опытом.

Показательно, что в состав Общественного совета при органе исполнительной власти Республики Татарстан могут входить бывшие чиновники федерального, регионального и муниципального уровня в количестве, не превышающем одну пятую часть от общего числа членов Общественного совета5. В Псковской области не могут быть членами общественных советов не только государственные и муниципальные служащие, но и «работники государственных бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственныхсоответствующему органу исполнительной власти»6. Не случайно в Докладе Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества за

1 О Порядке образования общественных советов при исполнительных органах государственной власти Воронежской области: Постановление Правительства Воронежской области от 23 апреля 2019 г. № 399 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 26.04.2019.

2Об Общественном совете при Министерстве региональной политики и массовых коммуникаций Омской области: Приказ Министерства региональной политики и массовых коммуникаций Омской области от 20 марта 2020 г. № 17 // Официальный интернет-порта л правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2020.

3 Об утверждении Порядка образования общественных советов при органах исполнительной власти Республики Коми, а также Перечня органов исполнительной власти Республики Коми, при которых образуются общественные советы: Постановление Правительства Республики Коми от 28 июня 2013 г. № 237 (ред. от 20.03.2019) // Официальный Интернет-портал Республики Коми. Режим доступа: http://www.irkomi.ru, 10.07.2013.

4 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 2014. 23 июля. № 163.

5 Об Общественном совете при министерстве, государственном комитете, ведомстве Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 ноября 2010 г. № 906 (ред. от 15.05.2019) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2010. № 47. Ст. 2194.

6 Об утверждении Положения о порядке создания общественных советов при органах исполнительной власти области: Постановление Администрации Псковской области от 25 апреля 2014 г. № 165 (ред. от 07.05.2019) // Псковская правда. 2014. 29 апреля. № 47.

2019 год отмечается, что «почти изжита практика назначения в общественные советы государственных служащих»1, и это можно считать позитивной тенденцией в формировании и деятельности общественных советов, так как отсутствие в них чиновников может способствовать большей независимости и принятию самостоятельных решений.

Правом выдвижения кандидатов в члены общественных советов наделены органы исполнительной власти, общественные палаты, общественные объединения, целью которых является представление или защита общественных интересов в сфере деятельности органа исполнительной власти, реже — граждане (Архангельская, Ленинградская, Московская и Ярославская области). Более широкий круг субъектов права выдвижения в Тюменской области, где таким правом обладают также собрания граждан и консультативные и экспертные коллегиальные органы, образованные при органах местного самоуправления муниципальных образований2.

При формировании Общественного совета при Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции кандидатуры оцениваются конкурсной комиссией с присвоением баллов (от 1 до 5) последующим критериям:"!) опыт работы в установленной сфере деятельности, включая опыт общественной деятельности в установленной сфере и достигнутые результаты; 2) наличие ведомственных наград федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных наград федерального и республиканского уровня;3) профессиональные достижения кандидатуры: участие в проектах, конкурсах, публикация статей, выступление в средствах массовой информации, наличие ученого звания и (или) ученой степени, научных трудов3.

Персональный состав общественных советов утверждается актами соответствующих органов исполнительной власти. При этом во многих субъектах Российской Федерации, в частности,Кемеровской и Новосибирской областях, Чувашской и Кабардино-Балкарской республиках, предусмотрено согласование с региональными общественными палатами.Более значительна роль Общественной палаты Томской области, которая утверждает состав общественных советов при областных органах исполнительной власти4.

В целом, порядок формирования общественных советовпри региональных органах исполнительной власти имеет как общие черты, так и особенности, свидетельствующие о самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении конкретных процедур, предполагающей взаимодействие органов публичной власти, общественных палат, общественных объединений и иных структур гражданского общества6.В этой связи представляется целесообразным внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 183-ФЭ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»6с целью конкретизации полномочий региональных общественных палат по взаимодействию с общественными советами при органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Целью деятельности общественных советов, как правило, провозглашается осуществление общественного контроля за деятельностью региональных органов исполнительной власти в порядке и формах, установленных с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и региональными законами. Нередко формы осуществления общественного контроля конкретизируются в региональных нормативных правовых актах. Так, общественные советы при органах исполнительной власти Архангельской областиосуществляют общественный контроль посредством:«а) рассмотрения проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов; б) участия в мониторинге качества оказания уполномоченным органом государственных услуг, реализации функций по осуществлению государственного контроля (надзора), хода проведения антикоррупционной и кадровой работы в уполномоченном органе, оценке эффективности государственных закупок товаров, работ,

1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2019. С. 26.

2 О Порядке образования и типовых правилах организации деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской области от 25 апреля 2013 г. № 131-п (ред. от 19.06.2020) // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Режим доступа: http://www.admtyumen.ru, 07.05.2013.

3 Об утверждении Положения об Общественном совете при Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции: Приказ Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции от 3 августа 2020 г. № 165-0 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 30.10.2020.

4 Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля на территории Томской области: Закон Томской области от 13 апреля 2016 г. № 25-03 (ред. от 04.05.2018)// Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области. 2016. 2 апреля. № 50 (226).

5 Ерышн A.A. Порядок формирования общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Юриспруденция: вопросы истории, теории и практики: материалы II Международной научно-практической и научно-методической конференции (18 марта 2020 года); AHO ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права». Белгород: Издательство БУКЭП, 2020. С. 82.

6 Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-Ф3 (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2016. 27 июня. № 26 (часть I). Ст. 3852.

услуг для обеспечения государственных нужд; рассмотрение ежегодных планов деятельности уполномоченного органа и отчета об их исполнении;в) выборочного анализа качества ответов уполномоченного органа на обращения граждан и организаций: г) участия в антикоррупционной работе и кадровой работе в уполномоченном органе, оценке эффективности государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»1.

Помимо осуществления общественного контроля общественные советы призваны реализовать иные полномочия. Так, общественный совет при органе исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округавыполняет следующие функции:«а) готовит предложения исполнительному органу власти по вопросам повышения эффективности его деятельности;б) обсуждает годовые планы работы исполнительного органа власти, годовые отчеты о его деятельности и отчёты о реализации государственных программ автономного округа;в) взаимодействует со средствами массовой информации с целью расширения уровня информированности граждан и организаций о деятельности исполнительного органа власти; г) готовит предложения по развитию добровольчества (волонтерства) в соответствии с компетенцией исполнительного органа власти»2.

Общественные советы наделены правом предварительного обсуждения правовых актов,разрабатываемых региональными органами исполнительной власти. В Белгородской области к таким документам относятся, в частности, Государственные программы области, за исключением программ, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, а также нормативные правовые акты, которые: а} включены в план законопроектной деятельности Правительства области на очередной год; б) разрабатываются органами исполнительной власти области на основании решений экспертной рабочей группы по результатам рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами; в) устанавливают публичные нормативные обязательства, определяют размеры публичных нормативных обязательств и (или) устанавливают порядок их индексации, а также порядок исполнения публичных нормативных обязательств3.

Новым явлением в последние годы становится создание в отдельных российских регионах, в частности, Вологодской, Курскойи Новгородской областях,общественных советов при высших коллегиальных органах исполнительной власти. Так, Общественный совет при Правительстве Вологодской области формируется сроком на 4 года в количестве 8 человек, достигших возраста 18 лет, постоянно проживающих на территории области, имеющих высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее 5 лет, обладающих знаниями и навыками, позволяющими решать задачи, возложенные на общественный совет4.

В Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год, подготовленном федеральной Общественной палатой, дана критическая оценка деятельности общественных советов в российских регионах, которая «слабо структурирована и в значительной степени зависит от позиции местной власти и ее желания слышать голос гражданского общества»5. В этой связи актуальным является вопрос о качестве работы общественных советов, в том числе о создании рейтинга эффективности деятельности общественных советов, особенно в системе общественного контроля6.

К новеллам правового регулирования статуса региональных общественных советов следует отнести формирование системы и методикиоценки эффективности деятельности общественных советов. Например, в Хабаровском крае эффективность деятельности общественных советов при органах исполнительной власти оценивается главным управлением внутренней политики краевого Правительства ежегодно, исходя из критериев оценки, разработанных совместно с Общественной палатой края и утвержденных Губернатором края, и на основании информации, представленной органами исполни-

1 Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Архангельской области: Указ Губернатора Архангельской области от 19 июня 2015 г. № 68-у (ред. от 08.02.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 26.06.2015.

2 Об утверждении Типового положения об общественном совете при исполнительном органе государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и методики мониторинга эффективности деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2015 г. № 322-П (ред. от 04.02.2019)// Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 17.04.2015.

3 О порядке образования общественных советов при органах исполнительной власти Белгородской области: Постановление Правительства Белгородской области от 17 марта 2014 г. № 82-пп (ред. от 26.09.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области. Режим доступа: http://www.belregion.ru, 18.03.2014.

4 Об общественном совете при Правительстве Вологодской области: Постановление Правительства Вологодской области от 28 мая 2013 г. № 548 (ред. от 27.07.2020) II Красный Север. 2013. № 95.

5 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год. Москва: Общественная палата Российской Федерации, 2019. С. 26.

6 Тепляшин И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля II Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 7.

тельной власти1. По нашему мнению, отчётная информация должна представляться и общественным советом. Заслуживает внимания практика Кировской области, где информация о принятых решениях, заключения и результаты экспертиз по рассмотренным проектам нормативных правовых актов и иным документам, а также ежегодный отчет об итогах деятельности общественных советов при органах государственной власти подлежат публикации на официальном сайте областной Общественной палаты2.

В Псковской области руководители органов исполнительной власти ежегодно представляют в Управление внутренней политики Администрации областиинформацию о взаимодействии органа исполнительной власти с общественным советом, включая:

«а} участие в заседаниях общественного совета руководителя (заместителя) органа исполнительной власти;

б) участие членов общественного совета в работе коллегиальных совещательных органов при органе исполнительной власти; в обсуждении плана закупок органом исполнительной власти; в конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей органа исполнительной власти;

в) проведение общественных экспертиз, обсуждений проектов правовых актов, инициатив органа исполнительной власти;

г) проведение совместных (органа исполнительной власти и общественного совета) общественных проверок, общественных обсуждений и общественных (публичных) слушаний, мероприятий по общественному мониторингу;

д)рассмотрение общественным советом ежегодных (квартальных) планов и отчетов о деятельности органа исполнительной власти;

е) реализованные органом исполнительной власти решения по итоговым документам общественного совета;

ж) публикация информации о деятельности общественного совета на официальном сайте органа исполнительной власти»3.

Принимая во внимание перечисленные показатели, следует согласиться с мнением о том, что основным критерием оценки эффективности деятельности общественного совета должна стать«степень его влияния на решениесоответствующим государственным органом той или иной общественной проблемы»4.

Таким образом, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются с активным участием региональных общественных палат и общественных объединений. Основное предназначение общественных советов состоит в осуществлении общественного контроля за региональными органами исполнительной власти и совершенствовании механизма взаимодействия между органами публичной власти и институтами гражданского общества. Перспективным вопросом совершенствования правового статуса общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации является разработка единых стандартов их деятельности, а также обобщение позитивного опыта работы общественных советов, особенно в качестве субъектов общественного контроля.

1 О порядке образования общественных советов при исполнительных органах государственной власти Хабаровского края: Постановление Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2014 г. № 110-пр (ред. от 30.04.2020) // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. Режим доступа: http://laws.khv.gov.ru, 16.04.2014.

2Об общественном контроле в Кировской области: Закон Кировской области от 11 ноября 201 г. № 8-30 (ред. от 23.07.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. 15.11.2016.

3 Об оценке деятельности органов исполнительной власти области по взаимодействию с общественными советами при органах исполнительной власти области» (вместе с «Методикой оценки деятельности органов исполнительной власти области по взаимодействию с общественными советами при органах исполнительной власти»): Распоряжение Администрации Псковской области от 30 июля 2019 г. № 339-р[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

4 Нужнова С.Л. Развитие гражданского общества посредством становления и функционирования института общественных советов при государственных органах // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.