DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_132
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Public control in the field of animal treatment: problems and prospects of development in the Russian Federation: constitutional and legal analysis ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования,
Политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];
Goncharov Vitaly V.,
Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу проблем и перспектив развития общественного контроля в области обращения с животными. Данный объект общественного контроля был выведен из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», что существенно затрудняет организацию и проведение мероприятий общественного контроля. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению проблем общественного контроля в области обращения с животными в целях обеспечения оптимального развития данного института гражданского общества.
Abstract: This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the problems and prospects for the development of public control in the field of animal treatment. This object of public control was removed from the subject of Federal Law № 212-FL dated 21.07.2014 «On the basics of public Control in the Russian Federation», which significantly complicates the organization and conduct of public control measures. The paper develops and substantiates a system of measures to resolve problems of public control in the field of animal treatment in order to ensure the optimal development of this institution of civil society.
Ключевые слова: животные; обращение; общественный контроль; проблемы; перспективы развития; Российская Федерация; народовластие; конституционно-правовой анализ; инспектор; принципы.
Keywords: animals; treatment; public control; problems; development prospects; Russian Federation; democracy; constitutional and legal analysis; inspector; principles.
Для цитирования: Гончаров В.В. Общественный контроль в области обращения с животными: проблемы и перспективы развития в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 132-135. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_132.
For citation: Goncharov V. V. Public control in the field of animal treatment: problems and prospects of development in the Russian Federation: constitutional and Legal analysis // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 132-135. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_132.
Статья поступила в редакцию: 08.02.2023
Организация и осуществление общественного контроля в отношении объектов общественного контроля широко исследуются в работах Г. Н. Комковой, [1, с. 11-19] В. В. Гриба, [2, с. 154-160] О. В. Пищулина, [3, с. 108-110] И. М. Япрынцева, [4, с. 34-38] Т. Н. Михеевой, [5, с. 59-66] А. О. Снисарь, [6, с. 41-46] а также ряда иных органов. Однако, проблемы реализации мероприятий общественного контроля в отношении отдельных объектов общественного контроля, выведенных из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», на наш взгляд, недостаточно изучены в российской учебной и научной литературе. Это обстоятельство и обусловило выбора настоящей темы исследования, цель которого состоит не только в формализации и анализе основных проблем, препятствующих оптимальной организации и осуществлении общественного контроля в отношении области обращения с животными, но и в выработке системы мероприятий по разрешению данных проблем. Логика достижения указанной цели диктует необходимость решения ряда задач исследования, в числе которых можно выделить следующие: 1) обоснование роли и места института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства; 2) анализ института ответственного обращения с животными и обоснование роли мероприятий общественного контроля в его реализации, охране и защите; 3) выявление и формализация основных проблем, препятствующих оптимальной организации и осуществлении общественного контроля в отношении области обращения с животными; 4) разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Российская Федерация, являясь правовым демократическим государством с республиканской формой правления закрепила в своей Конституции правовой статус многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, реализующего свои властные полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). При этом, конституционные принципы народовластия и участия общественности в управлении делами государства нуждаются в сложной системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, посредством которого граждане Российской Федерации, общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации имеют возможность осуществлять контроль за деятельностью, принимаемыми актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Федеральное законодательство закрепило несколько групп объектов общественного контроля. Первая группа объектов общественного контроля охватывается Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (например, деятельность, акты и решения законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также представительных органов местного самоуправления). Вторая группа объектов, например, деятельность органов полиции, судов, прокуратуры, выведена из предмета ведения данного Федерального закона, статья 2 которого указывает, что общественный контроль в отношении них регулируется соответствующими федеральными законами (при этом, в большинстве случаев не принято ни отдельных федеральных законов, закрепляющих правовые основы организации и осуществления общественного контроля за данными объектами, ни дополнений в уже имеющееся законодательство, регулирующее организацию и деятельность данных органов публичной власти, например, органов государственной безопасности Российской Федерации, относительно закрепления вышеназванных правовых основ). Третья группа объектов, на которые также не распространяется вышеназванный Федеральный закон, состоит из отдельных видов общественных отношений, регулируемых тем или иным законодательством.
Важное место в третьей группе объектов занимают общественные отношения, которые сравнительно недавно стали в целом объектом правового регулирования со стороны государство, например, общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
Как справедливо отмечает ряд авторов, уголовно-правовой запрет на жестокое обращение с животными был инкорпорирован в российское уголовное законодательство (статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации) достаточно давно. [7, с. 64-65; 8, с. 568-578] Однако, российскому законодательству потребовалось пройти сложный путь от простого запрета на жестокое обращение с животными под угрозой уголовно-правового наказания до детально урегулированного института ответственного отношения к животным, основанного на принципе гуманизма, [9, с. 85-97; 10, с. 206-217] возможности контроля гражданского общества за реализацией данного института в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 3 детализировал понятие жестокого обращения с животными (которое является антиподом понятию ответственного отношения к ним). Это такое обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. [11]
В ст. 20 вышеназванного Федерального закона закреплена и возможность осуществления общественного контроля в области обращения с животными как отдельными гражданами (на безвозмездной и добровольной основе в качестве общественных инспекторов), так и общественными объединениями, а также иными некоммерческими организациями, чьи учредительные документы закрепляют данный вид деятельности. При этом, Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ не распространяет свое действие, например, на содержание служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти. Данный Федеральный закон закрепил перечень основных прав общественных инспекторов в области обращения с животными, которые можно классифицировать на 3 группы: 1) непосредственное осуществление общественного контроля в области обращения с животными путем реализации общественными инспекторами своего права на доступ на территорию объектов общественного контроля, в частотности, помещений приютов для животных, фиксация ими правонарушений в области обращения с животными с последующим направлением их в уполномоченные органы государственного надзора, а также составление итоговых документов по результатам проведенного общественного контроля; 2) информационно-просветительскую деятельность среди населения, целью которой является недопущение жестокого обращения с животными; 3) помощь органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений законодательства в области противодействия жестокому обращению с животными. Данный Федеральный закон наложил на общественных инспекторов, которые осуществляют мероприятия общественного контроля в области обращения с животными, ряд обязанностей, которые можно классифицировать на 2 группы: 1) соблюдение ограничений, предусмотренных действующим законодательством в связи с деятельностью физических и юридических лиц, а также органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами; 2) не создание препятствий вышеназванным группам субъектов.
Однако, организация и осуществление мероприятий общественного контроля в области обращения с животными связаны, по мнению ряда авторов, с многочисленными проблемами, [12, с. 551-559; 13, с. 20-25] в числе которых можно выделить следующие: Во-первых, значительной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными выступает, как уже отмечалось ранее, то обстоятельство, что данный вид общественных отношений выведен из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». И, хотя, Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит статью 20, посвященную общественному контролю в области обращения с животными, но данная статья не может включить в себя все необходимые положения, которые бы обеспечили полноценную организацию и осуществление мероприятий общественного контроля в данной области общественных отношений.
Представляется, что вышеназванный Федеральный закон следует дополнить отдельным разделом, посвященным организации и осуществлению общественного контроля в области обращения с животными, в котором следует закрепить принципы, цели, задачи общественного контроля в данной области общественных отношений, специфические формы и виды мероприятий, а также детальный механизм взаимодействия граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций с юридическими и физическими лицами, органами публичной власти, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, наделенными федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий.
Во-вторых, серьезной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными выступает необоснованное выведение из предмета ведения части 1 статьи 20 вышеназванного Федерального закона служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти. Данную точку зрения можно аргументировать тем обстоятельством, что Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 245, посвященной криминализации жестокого обращения с животными, не вывел жестокое обращение с служебными животными из предмета ведения данной статьи. В этой связи, представляется необходимым исключить последнее предложение части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В-третьих, определенной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными является то обстоятельство, что в статье 20 вышеназванного Федерального закона не указано, являются ли граждане, общественные объединения, иные некоммерческие организации, осуществляющие общественный контроль в области обращения с животными, субъектами общественного контроля или иными организационными структурами общественного контроля (если брать за образец классификацию, содержащуюся в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ).
Кроме того, анализ статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ показывает, что граждане Российской Федерации, осуществляющие на безвозмездной и добровольной основе общественный контроль в области обращения с животными, выступают в правовом статусе общественных инспекторов в области обращения с животными. Однако, из текста данной статьи не ясно, в каком статусе выступают осуществляющие общественный контроль представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций, чьи уставы предусматривают данный их вид деятельности. В этой связи, представляется необходимым указать в ст. 20 вышеназванного Федерального закона, что граждане, общественные объединения, иные некоммерческие организации, осуществляющие общественный контроль в области обращения с животными, являются субъектами общественного контроля. При этом, представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, чьи уставы предусматривают необходимость организации и осуществления общественного контроля в области обращения с животными, следует отнести к общественным инспекторам, сделав соответствующее дополнение в ч. 3 ст. 20 вышеназванного Федерального закона.
В-четвертых, определенную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными составляет то обстоятельство, что удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными выдает орган государственного надзора в данной области общественных отношений, который к тому же уполномочен устанавливать порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными,[14] что по нашему мнению является прямым нарушением ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, запрещающей установление каких-либо препятствий в организации и осуществлении общественного контроля в Российской Федерации. В этой связи, представляется необходимым исключить данные полномочия из предмета ведения вышеназванных органов государственного надзора (в части определения порядка выдачи удостоверений, а также самой выдачи удостоверений общественным инспекторам в области обращения с животными), предоставив данные полномочия Общественной палате Российской Федерации, а также общественным палатам субъектов Российской Федерации.
В-пятых, представляется некорректной закрепленная в части 3 и пункте 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ формулировка о содействии общественных инспекторов деятельности органов государственного надзора в данной области общественных отношений. Задача субъектов общественного контроля состоит не в содействии органам публичной власти, а в выявлении правонарушений в области обращения с животными, принятии мер по их пресечению, недопущению совершения в будущем и т.д. (в том числе, если данные нарушения совершаются самими органами публичной власти, в том числе и вышеупомянутыми органами государственного надзора).
В этой связи, в статье 20 вышеназванного Федерального закона термин «содействие органам государственного надзора» следует исключить из оборота. Вместо этого необходимо инкорпорировать в данную статью детально разработанный механизм взаимодействия субъектов общественного контроля в области обращения с животными с органами публичной власти, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, которые наделены федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий. В частности, в статье 20 данного Федерального закона необходимо указать, что субъекты общественного контроля, в случае обнаружения признаков состава преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, иных правонарушений в области обращения с животными, вправе обращаться в уполномоченные правоохранительные органы с соответствующими заявлениями, обращениями, а также итоговыми документами, составленными по результатам проведения мероприятий общественного контроля в области обращения с животными.
В-шестых, определенную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными представляет и закрепленный в пункте 4 части 5 статьи 20 вышеназванного Федерального закона не конкретизированный перечень адресатов, куда направляются итоговые документы, составляемые общественными инспекторами по результатам проведенных мероприятий общественного контроля. В этой связи, представляется необходимым конкретизировать, каким именно органам публичной власти, государственным и муниципальным организациям, иным органам и организациям, осуществляющим в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, направляются вышеназванные итоговые документы, составленные по результатам проведенных мероприятий общественного контроля, взяв за образец, например, соответствующие положения статьи 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ.
В-седьмых, определенную проблему в осуществлении общественного контроля в области обращения с животными представляют абстрактно сформулированные в части 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ обязанности общественных инспекторов в области обращения с животными. В частности, упомянутая в пункте 2 части 6 статьи 20 обязанность не создавать препятствия указанному в нем перечню
юридических лиц, граждан и органов публичной власти лишена смысла, так как мероприятия общественного контроля в области обращения с животными, в любом случае, будут создавать препятствия указанному перечню юридических лиц, граждан и органов публичной власти, например, в части жестокого обращения с животными. В этой связи, представляется, что перечень обязанностей общественных инспекторов в области обращения с животными, указанный в ст. 20 вышеназванного Федерального закона, следует переработать, конкретизировав и дополнив их перечень.
В-восьмых, определенную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными представляет ограничение в части 8 статьи 20 вышеназванного Федерального закона перечня территорий, на которые должен быть обеспечен доступ общественным инспекторам в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными, территориями (а также помещениями) приютов для животных. В этой связи, представляется необходимым часть 8 статьи 20 данного Федерального закона исключить, дополнив часть 5 этой статьи правом общественных инспекторов на доступ к любым необходимым для организации и осуществления общественного контроля в области обращения с животными территориям и помещениям физических и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
В-девятых, значительной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в области обращения с животными представляет недостаточный перечень прав общественных инспекторов в области обращения с животными, закрепленных в части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ. В этой связи, представляется необходимым расшить и детализировать указанный перечень прав общественных инспекторов в области обращения с животными, взяв за основу соответствующие положения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ (в частности, статью 10), и используя, в том числе, зарубежный опыт в данной области, например, в Республике Беларусь. [15, с. 45-52]
Таким образом, представляется, что разрешение вышеназванных проблем, связанных с процессами организации и деятельности общественного контроля в области обращения с животными, позволит, с одной стороны, укрепить правовой статус организационных структур общественного контроля в области обращения с животными, их место и роль в организации и функционировании института общественного контроля в Российской Федерации, а с другой стороны, позволит аккумулировать усилия субъектов общественного контроля и организационных структур общественного контроля для обеспечения своевременного и постоянного проведения мероприятий общественного контроля на территории страны.
Библиогра фия:
1. Комкова Г. Н., Бердникова Е. В. Содержание объекта и предмета общественного контроля в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 4 (112). - С. 11-19.
2. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. - 2016. №3. С. 154-160
3. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т.20. №4. С. 108-110.
4. Япрынцев И. М. Об объекте общественного контроля в системе непосредственного народовластия (на примере деятельности Президента Российской Федерации) // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2019. - № 4. - С. 34-38.
5. Михеева Т. Н. Особенности осуществления общественного контроля // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. - 2018. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 59-66.
6. Снисарь А.О. Проблемы развития правового регулирования общественного контроля Российской Федерации // Развитие территорий. - 2017. - №1 (7). - С. 41-46.
7. Олейник С. И. Некоторые проблемы привлечения к юридической ответственности за жестокое обращение с животными // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2021. - № 1 (40). - С. 64-65.
8. Китаева В.Н. Некоторые аспекты противодействия жестокому обращению с животными // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. Т.10. N°3. С.568-578
9. Мехришвили Л. Л., Скифская К. Н. Ответственное обращение с животными: социально-правовые аспекты регулирования общественных отношений // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2019. - № 3. - С. 85-97.
10. Иванова Л. А. Запрет жестокого обращения с животными и принцип гуманности // Публичное и частное право. - 2016. - № 3 (31). - С. 206-217.
11. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ // СЗ РФ. - 31.12.2018. - № 53 (часть 1). - Ст. 8424.
12. Меер Д. А., Соколова Н. В. Жестокое обращение с животными: проблемные аспекты правового регулирования и некоторые направления предупреждения // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 2 (19). - С. 551 -559.
13. Алиев А. А., Померанцев Д. А., Шершнева И. И., Заходнова Д. В., Виноходова М. В. Развитие законодательства Российской Федерации об ответственном обращении с животными // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2019. - № 4. - С. 20-25.
14. Об установлении порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядка взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядка выдачи удостоверения, и его формы: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2020 № 591. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.01.2023).
15. Мороз О. В. Правовое положение общественных экологов и общественных инспекторов охраны животного и растительного мира // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. - 2022. - Т. 12. - № 3. - С. 45-52.
References:
1. Komkova G. N., Berdnikova E. V. The content of the object and subject of public control in the Russian Federation: theoretical and legal issues // Russian law: education, practice, science. - 2019. - № 4 (112). - Pp. 11-19.
2. Grib V. V. Normative consolidation and scientific vision of the system of objects of public control // Legal education and science. - 2016. - No. 3. - pp. 154-160.
3. Pishchulin O.V. Goals, objects and subjects of public control // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2014. - Vol.20. - No.4. - p. 108-110
4. Yapryntsev I. M. About the object of public control in the system of direct democracy (on the example of the activities of the President of the Russian Federation) // Civil society in Russia and abroad. - 2019. - No. 4. - pp. 34-38.
5. Mikheeva T. N. Features of public control // Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal sciences. - 2018. - T. 4. - № 1 (13). - Pp. 59-66.
6. Snisar A. O. Problems of development of legal regulation of public control of the Russian Federation // Development of territories. - 2017. - № 1 (7). - Pp. 41 -46.
7. Oleynik S.I. Some problems of bringing to legal responsibility for cruelty to animals // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. №1(40). P.64-65.
8. Kitaeva V. N. Some aspects of countering cruelty to animals // All-Russian Journal of Criminology. - 2016. - Vol. 10. - No. 3. - pp. 568-578.
9. Mehrishvili L. L., Scifskaya K. N. Responsible treatment of animals: socio-legal aspects of regulation of public relations // News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics. - 2019. - No. 3. - pp. 85-97.
10. Ivanova L. A. Prohibition of cruelty to animals and the principle of humanity // Public and private law. - 2016. - № 3 (31). - Pp. 206-217.
11. On responsible treatment of animals and on amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 498-FZ of 27.12.2018 // SZ RF. -31.12.2018. - No. 53 (part 1). - Article 8424.
12. Meer D.A., Sokolova N.V. Animal cruelty: problematic aspects of legal regulation and some areas of prevention//Science and education: novoye vremya. 2017. №2(19).P.551-559
13. Aliev A. A., Pomerantsev D. A., Shershneva I. I., Zahodnova D. V., Vinokhodova M. V. Development of legislation of the Russian Federation on responsible treatment of animals // Issues of regulatory regulation in veterinary medicine. - 2019. - No. 4. - pp. 20-25.
14. On establishing the procedure for organizing the activities of public inspectors in the field of animal treatment, the procedure for interaction of such inspectors with state supervision bodies in the field of animal treatment, the procedure for issuing a certificate, and its form: Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation No. 591 dated 12.08.2020. [Electronic resource]. Access mode: www.pravo.gov.ru (accessed: 01.01.2023).
15. Moroz O. V. The legal status of public ecologists and public inspectors of the protection of the animal and plant world // Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 4. Jurisprudence. - 2022. - Vol. 12. - No. 3. - pp. 45-52.