Научная статья на тему ' О проблемах формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России'

О проблемах формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / научно-исследовательская деятельность / магистранты / заочное обучение. / competence / research activities / gradu- ate students / distance learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Павел Вячеславович

В статье анализируются наиболее существенные проблемы формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России, приводятся формы проявления указанных проблем, предлагаются пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the problems of formation of competences for the implementation of research activities at the graduate students of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

The article analyzes the most significant problems of formation of competences for the implementation of research activities at the graduate students of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, are forms of expression these problems, proposed solutions

Текст научной работы на тему « О проблемах формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России»

УДК 378.1 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00033

Васильев Павел Вячеславович Pavel V. Vasiliev

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), senior lecturer of the department of theory and history of state and law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: vapv22031979@yandex.ru

О проблемах формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России

About the problems of formation of competences for the implementation of research activities at the graduate students of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

В статье анализируются наиболее существенные проблемы формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России, приводятся формы проявления указанных проблем, предлагаются пути решения.

Ключевые слова: компетенции, научно-исследовательская деятельность, магистранты, заочное обучение.

The article analyzes the most significant problems of formation of competences for the implementation of research activities at the graduate students of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, are forms of expression these problems, proposed solutions

Keywords: competence, research activities, graduate students, distance learning.

Проблематика реализации действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] в части обучения в магистратуре активно обсуждается в научной литературе [2, с. 223—226.]. Значимость компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности заключается в формировании способности слушателей магистратуры самостоятельно решать задачи, связанные с преобразовательной научной деятельностью [3], а именно:

— анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований при решении конкретных научно-исследовательских задач;

— организовывать взаимодействие с коллегами, партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных исследовательских задач;

— использовать имеющиеся возможности образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

— осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры и ряд других [4, с. 18].

Начиная с 2014 года Нижегородская академия МВД России реализует основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 — Юриспруденция, квалификация — магистр (форма обучения заочная). Это дает возможность говорить о некотором положительном опыте и тех проблемах, которые были выявлены в ходе указанной работы.

Проблемы формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской

© Васильев П.В., 2018

деятельности у магистрантов имеют многоаспектный, комплексный характер и заключаются в следующем.

Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Всем, кто проводил занятия у слушателей магистратуры, стала очевидной та проблема, которая предопределена данной нормой. Проблема эта заключается в отсутствии обязательной профильной обусловленности подготовки. Таким образом, осваивать предусмотренный основной профессиональной образовательной программой высшего образования проблемный материал дисциплин «Юридическая техника», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы уголовного права» и других могут люди, слабо владеющие азами права и практически не имеющие представления об основах отраслевых юридических дисциплин. Иллюстрацией проблемы служит следующая статистика. По данным отделения комплектования переменным составом отдела кадров Нижегородской академии МВД России, из 66 магистрантов набора 2014 года только 2 (3%) осуществляют обучение на основе высшего юридического образования. По набору 2015 года это соотношение составляет 5% (3 из 57 магистрантов). Используя аналогию, можно сравнить эту ситуацию с обучением, например терапевтов, отдельным передовым приемам операций на сердце при отсутствии у них элементарных умений держать скальпель, а иногда вообще не знающих, что это такое.

Однако проблема несоответствия профилей высшего образования слушателей магистратуры является для Нижегородской академии МВД России внешней, а указанная ситуация — условием осуществления служебной деятельности по реализации указанных основных профессиональных образовательных программ обучения в магистратуре.

Основными профессиональными образовательными программами предусматриваются различные общекультурные и профессиональные компетенции (ОК и ПК соответственно), элементы которых обусловливают осуществление научно-исследовательской деятельности. Это, например, ОК — 5: компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, а также ПК — 1: способность разраба-

тывать нормативные правовые акты, ПК — 7: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, ПК — 11: способность квалифицированно проводить научные исследования в области права и некоторые другие.

Особо следует отметить, что критериями сформированности компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов является успешная сдача ими зачетов и экзаменов по дисциплинам, участвующим в формировании указанных компетенций, а также написание и защита выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации.

Кафедра теории и истории государства и права реализует четыре дисциплины «История политических и правовых учений», «Юридическая техника», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», формирующие в той или иной части отдельные элементы указанных и некоторых других компетенций.

Проблемное поле подготовки слушателей магистратуры достаточно обширно. Рассмотрим две: проблему восполнения отсутствующих базовых знаний для изучения специально-юридической проблематики и проблему предметно-тематического ориентирования слушателей магистратуры.

Проблема восполнения отсутствующих базовых знаний для изучения специально-юридической проблематики проявляется в следующих формах:

1) в неспособности слушателей магистратуры самостоятельно ориентироваться в обозначенной учебно-методическими материалами тематике (не помогают и специальные методические рекомендации, так как последние также содержат терминологию и указание проблемной сферы, понимание которых у магистрантов-заочников отсутствует в значительной степени);

2) в неспособности вести и поддерживать беседу по профессиональной юридической тематике;

3) в отсутствии знаний и умений ориентирования в профессиональной сфере деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции;

4) в непонимании конечного результата, демонстрирующего уровень форсированности компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности.

Возможные варианты решения указанной проблемы видятся в следующем.

Во-первых, можно усложнить тесты по теории государства и права, используемые для про-

ведения вступительных испытаний, но в этом случае возможна ситуация, когда планируемые учебные группы не будут сформированы. В связи с этим первый вариант видится не вполне перспективным.

Во-вторых, мы можем шире использовать электронную образовательную среду Академии для периодического самообследования магистрантов в форме проведения в период учебно-экзаменационной сессии контрольных срезов (например, еженедельно). Такое самообследование целесообразно проводить в форме тестирования с использованием возможностей системы STELLUS с доведением до профессорско-преподавательского состава его результатов. Обобщение результатов поможет скорректировать методики проведения занятий по конкретным темам с тем, чтобы в какой-то мере восполнить имеющиеся проблемы в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, а также на групповых и индивидуальных консультациях. При этом указанные консультации можно проводить как традиционно, то есть в рамках привычных форм аудиторной и внеаудиторной работы, так и инновационно, например, в рамках проекта «Онлайн-консультирование»).

Вторая проблема — проблема предметно-тематического ориентирования магистрантов заключается в следующем. В научной литературе обоснованно отмечается, что для формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности необходимо создать условия, при которых они эффективнее развиваются [4, с. 16—18]. Так, исследователи отмечают, что наиболее продуктивно формируются данные компетенции при системной организации непрерывного образовательного процесса; через осуществление индивидуально-творческой подготовки студентов, благодаря которой раскрывается личностный потенциал и успешно формируется профессиональная компетентность; в процессе формирования профессионально важных качеств и реализации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на саморазвитие обучающихся [5].

Опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России со слушателями-магистрантами набора 2014 года (второй курс в 2016 году) по проведению практических занятий по дисциплинам «История и методология юридической науки» и «Сравнительное правоведение» показывает, что изучение вопросов методологии, включая теорию сравнительно-правового метода,

требует от слушателя-магистранта понимания практического значения изучаемого материала. Иначе говоря, слушатель магистратуры должен четко понимать, зачем ему нужен именно этот изучаемый материал.

Проблема предметно-тематического ориентирования магистрантов проявляется в том, что отвлеченные методологические рассуждения могут быть воспроизведены обучающимися на удовлетворительном или даже хорошем уровне, но понимания их смысла не происходит, пока слушатель не начинает применять полученные знания к теме своего собственного исследования. В значительной степени эта проблема решается на основе индивидуального творческого подхода путем погружения слушателя в тему его диссертации. Весьма существенный педагогический опыт был приобретен тогда, когда слушатели получили темы своих магистерских диссертаций, и уже на основе конкретной проблематики стали использовать теоретический материал в ходе практических занятий.

Однако следует отметить, что указанная проблема обусловлена как вышеизложенными трудностями, так и организационными, заключающимися в не вполне своевременном закреплении тем магистерских диссертаций. Имеется в виду не вполне оправданная практика закрепления тем магистерских диссертаций за конкретными магистрантами в ходе учебно-экзаменационной сессии на втором курсе обучения. До получения слушателями магистратуры тем своих диссертационных исследований указанная проблема проявлялась часто и существенно осложняла процесс формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности, однако после закрепления за магистрантами тем их исследований эффективность проведения занятий по истории и методологии юридической науки и сравнительному правоведению значительно повысилась. Слушатели выполняли практические задания и давали ответы примерно так: «В рамках работы над темой моей диссертации я планирую применить изучаемый метод для того, чтобы...». Это дало следующие очевидные преимущества:

— во-первых, происходила творческая обработка изученного теоретического материала слушателем, которая свидетельствовала о формировании соответствующих элементов компетенций (способностей анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований при решении конкретных научно-исследовательских задач);

— во-вторых, осуществлялся обмен опытом (формирование коммуникативных компетенций по организации и взаимодействию с коллегами при решении актуальных исследовательских задач);

— в-третьих, разговор на практических занятиях стал более предметно ориентированным и плодотворным, что показало формирование научно-исследовательских умений и навыков (формирование компетенций по осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры);

— в-четвертых, слушатели стали пояснять технологии использования различных информационных источников (формирование компетенций по использованию возможностей образовательной среды для решения научно-исследовательских задач).

Принимая во внимание, что этот опыт был получен в ходе работы с первым набором слушателей (2014 года), предлагаю учесть его следующим образом.

Во-первых, обеспечить как можно более раннее закрепление тем магистерских диссертаций (в том числе с использованием электронной образовательной среды Академии). Полагаю уместным делать это уже на первом курсе. Это позволит магистрантам уже до начала 2 курса погрузиться в тему и собрать эмпирический и теоретический материал, получить индивидуальные консультации в рамках индивидуального творческого подхода.

Во-вторых, полагаю необходимым организовать проведение групповых и индивидуальных консультаций (как традиционных, так и инновационных — с использованием электронной образовательной среды Академии, например в рамках проекта «Онлайн-консультирование») для погружения в тему как до момента окончания учебно-экзаменационной сессии на 1 курсе, так и в последующий период. При этом видится уместным использование опыта работы с адъюнктами, когда последние составляют обоснование темы своего диссертационного исследования. Также представляется целесообразным размещение его в электронной образовательной среде Академии для оценки профессорско-преподавательским составом. Составление обоснования темы своего магистерского диссертационного исследования поможет магистрантам глубже осмыслить тему и сформу-

лировать конкретные вопросы, обсуждаемые на практических занятиях по указанным и другим дисциплинам.

Полагаю, что предлагаемые меры помогут существенно повысить качество образовательного процесса в части формирования компетенций по осуществлению научно-исследовательской деятельности у магистрантов Нижегородской академии МВД России.

Примечания

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.

2. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (12). С. 223—226.

3. Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Сургут, 2006.

4. Панина С.В. Формирование научно-исследовательских компетенций магистров педагогического профиля // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2013. № 40. С. 16—18.

5. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России: коллективная монография / А.В. Мордовская, Е.А. Барахсанова, С.В. Панина [и др.]. М., 2011.

Notes

1. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 53, p. 1, art. 7598. (In Russ.)

2. Rudenko I.V. The problem of the formation and evaluation of professional competences in the field of scientific and research activity of students graduate. Vector Science TGU, 2012, no. 1 (12), pp. 223—226. (In Russ.)

3. Stavrinova N.N. The system of formation of readiness of the future teachers to the research activity. Dissertation... doctor of pedagogycal sciences. Surgut, 2006. (In Russ.)

4. Panina S.V. Formation of research competence of pedagogical profile of masters. Collectors conferences NIC Sociosphere, 2013, no. 40, pp. 16—18. (In Russ.)

5. Modernization of the research system of preparation of bachelors in the transition to tier higher professional education, taking into account regional peculiarities of the North-East of Russia: collective monograph / A.V. Mordovskaya, E.A. Barahsanova, S.V. Panina et al. Moscow, 2011. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.