Научная статья на тему 'Использование методологии «Тюнинг» при разработке магистерской программы'

Использование методологии «Тюнинг» при разработке магистерской программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮНИНГ / КЛАСТЕР / КОМПЕТЕНЦИИ / АТТЕСТАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / TUNING / CLUSTER / COMPETENCES / CERTIFICATION / INTERACTIVE FORMS / EVALUATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Надежда Николаевна, Березина Светлана Владимировна, Шашкина Мария Евгеньевна, Эриашвили Нодари Дарчоевич

Методология «Тюнинг» предполагает использование при разработке магистерских программ следующих организационно-методических элементов: построение кластера (графического организатора связи дисциплин) по блокам программы, выбор компетенций, оценка результативности освоения дисциплины (дескрипторы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Надежда Николаевна, Березина Светлана Владимировна, Шашкина Мария Евгеньевна, Эриашвили Нодари Дарчоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the methodology of «tuning» in Masters’ program development

The «Tuning» methodology is designed to be used in developing the following organizational and methodological elements of masters programs: the construction of a cluster (a graphic organizer of disciplines’ interaction) in the set of programs, the selection of competencies, the assessment of disciplines learning results (descriptors).

Текст научной работы на тему «Использование методологии «Тюнинг» при разработке магистерской программы»

УДК 378.14 ББК 74.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ «ТЮНИНГ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА НИКУЛИНА,

доцент кафедры «Финансов и кредита» Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского — Национального исследовательского университета, кандидат экономических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

E-mail: nnnikulina@yandex.ru; СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА БЕРЕЗИНА, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук

E-mail: ber69@inbox.ru; МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ШАШКИНА, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук

E-mail: mshashk@mail.ru; НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Методология «Тюнинг» предполагает использование при разработке магистерских программ следующих организационно-методических элементов: построение кластера (графического организатора связи дисциплин) по блокам программы, выбор компетенций, оценка результативности освоения дисциплины (дескрипторы).

Ключевые слова: тюнинг, кластер, компетенции, аттестация, интерактивные формы, оценочные средства.

Annotation. The «Tuning» methodology is designed to be used in developing the following organizational and methodological elements of masters programs: the construction of a cluster (a graphic organizer of disciplines' interaction) in the set of programs, the selection of competencies, the assessment of disciplines learning results (descriptors).

Keywords: tuning, a cluster, competences, certification, interactive forms, evaluation tools.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) предполагает возможность построения образовательных программ в форматах методологии TUNING [1]. Одним из основных элементов данной методологии при проектировании образовательных программ по направлению подготовки выступает кластер. Выделяют два уровня кластеров: кластер с участием вуза и образовательный кластер.

Образовательный кластер — совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Вузы в этих кластерах играют главную роль (являются ядром).

Главное отличие образовательного кластера не столько в составе его участников, а в том специфическом продукте, который является результатом такого кластера. Главный продукт — это образова-

тельные услуги. Образовательный кластер нацелен на совершенствование образовательного и научного процессов.

В разделении отраслевых и образовательных кластеров лежит не только академический интерес, но и практический замысел. В приоритете образовательного кластера — задача повышения качества образования (высшего, начального профессионального, среднего профессионального).

При составлении кластера можно выделить три ступени:

• вызов (побуждение интереса к постановке проблемных вопросов);

• осмысление (дает возможность познакомиться с информацией, понятиями самостоятельного поиска);

• рефлексия (размышление), закрепление новых знаний осмысление опыта.

По сути кластер представляет графически организованный материал, показывающий смысловое поле того или иного понятия. Этапы подготовки кластера представлены на рис. 1.

Рассмотрим на примере программы подготовки магистров направления «Финансы и кредит» составление кластера по блокам для стандарта «3+».

Каждый блок состоит из набора дисциплин (модулей), относящихся к базовой части направления и являются обязательными вне зависимости от программы магистратуры. Набор этих дисциплин вуз определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВПО. В блоке 2 «Практики» входят учебная и производственная практики, в том числе преддипломная. Способы проведения учебной практики — стационарная и (или) выездная. Типы производственной практики — технологическая, педагогическая и научно-исследовательская работа. В блок 3 «Государственная аттестация» входит подготовка и защита магистерской диссертации.

Исходя из описанных выше положений созданы рабочие учебные планы по магистерским программам направления «Финансы и кредит» — «Финансовый менеджмент», «Банки и банковская деятельность», «Финансовый мониторинг», изображен-

Рис. 1. Этапы разработки образовательного кластера

Рис. 2. Кластер по блокам для стандарта «3+» по направлению магистерских программ «Финансы и кредит» 316_ - Вестник экономической безопасности - № 2 / 2016

Б2.У1-практика получения профессии

Рис. 3. Графический организатор (кластер) магистерских программ и место в них дисциплины

«Научно-педагогический семинар»

ные в виде графического организатора — кластера СриаЗХ

Для организации самостоятельной работы и текущего контроля качества обучения магистров предлагаются учебно-профессиональные задачи, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплинам программы (таблица 1).

С целью реализации компетентностного подхода при освоении содержания дисциплины «Научно-педагогический семинар» на занятиях используются компьютерные презентации, разбор конкретных

ситуаций, связанных с обоснованием методологии и методики научного исследования в рамках программы. Предполагается проведение мастер-классов по уточненному методологическому аппарату исследования, разработка методики проведения научного исследования, оценивание качества проекта магистерской диссертации, написание отзывов и рецензий.

Содержание дисциплины «Научно-педагогический семинар»

Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из которых 26 часов составляет кон-

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине и соотнесение с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций

I — Научно-исследовательская деятельность (выборочно)

ОК-1 — способность к самостоятельному освоению новых методов исследования У-1 — анализировать новые методы исследования при проведении научно-исследовательской деятельности; З-1 — применять методы исследования с учетом особенностей научной и педагогической деятельности; В-1 — использовать новые методы исследования в области финансово-кредитных отношений, применяя их при написании магистерской диссертации.

ПК-17 — способность осуществлять разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований У-1 — разрабатывать рабочие планы и программы научных исследований для групп и отдельных работников; З-1 — составлять последовательность этапов рабочих планов и программ научных исследований; В-1 -реализовывать научные основы распределения трудовых функций и операций в группах исполнителей и для отдельных сотрудников в деловых играх, коллоквиумах.

II — Педагогическая деятельность

ОК-6 — способность к научной и публичной речи У-1 — выступать с публичной речью перед коллегами, привлекать внимание слушателей при выступлении; З-1 — применять научную терминологию в публичной речи; В-1 — использовать основы построения публичной речи.

ПК-26 — способность преподавать финансовые дисциплины У-1 — подбирать нормативно-правовые акты, учебную литературу, электронные ресурсы по темам читаемой дисциплины; З-1 — применять основы педагогического мастерства при подготовке и проведении всех видов аудиторных занятий; В-1 — использовать интерактивные методы обучения.

тактная работа магистра с преподавателем в форме семинаров, мероприятия текущего контроля — 2 семинара — зачет, 3 семинара — зачет, самостоятельная работа магистра — 46 часов (таблица 2).

Дисциплина «Научно-педагогический семинар» состоит из двух разделов: научно-исследовательская и педагогическая деятельность. В первый раздел включаются темы: книга в ваших руках; общая характеристика и логика научного исследования; выбор темы и выявление научной информации; реализация эксперимента и апробация; определение композиции научного исследования и работа над рукописью; оформление результатов исследования. Во второй раздел включаются темы: лекция и семинар в образовательном процессе; рефераты, научные статьи, тезисы, выступления и методический подход к их написанию; бизнес-кейсы и деловые игры; обсуждение конкретных ситуаций.

В процессе изучения дисциплины «Научно-педагогический семинар» используются следующие образовательные технологии: практические заня-

тия; семинары в интерактивной форме, круглые столы, решение бизнес-кейсов (таблица 3).

Практические занятия, проводятся в форме дискуссий по проблемных вопросам и разбора практических ситуаций. На практических занятиях магистранты:

• представляют доклады с презентациями по темам дисциплины;

• анализируют статистическую информацию;

• получают навыки работы с нормативной базой и отчетностью кредитных организаций, позволяющие анализировать текущее состояние коммерческой организации, конкурентную среду и перспективы его развития.

Самостоятельная работа связана с применением компьютерных и информационно-коммуникативных технологий; при заочной форме обучения используются Интернет-консультации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий.

Формами текущего контроля уровня знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых при изуче-

нии дисциплины «Научно-педагогический семинар» являются следующие:

• коллоквиумы и дискуссии в ходе семинарских занятий;

• подготовка к эссе, решение кейсов; контрольное тестирование;

• подготовка докладов на научною студенческую конференцию;

• подготовка к зачетам.

В процессе самостоятельной работы магистранты изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информационно-аналитические материалы, публикуемые в интернете, отчетность коммерческих организаций, сайты рейтинговых агентств, финансовые, аналитические и информационные сайты.

Таблица 2

Содержание дисциплины «Научно-педагогический семинар»

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации по дисциплине

а:

ё I

^ В р

я

=§ §

пы

ра пч

Раздел I — научно-исследовательская деятельность [2, с. 47, 48]

Тема 1. Книга в ваших руках:

• оформление книги, понятие и содержание аппарата книги;

• каталог и картотеки;

• библиографические и фактографические карточки;

• структура справочных изданий, энциклопедий, словарей.

Тема 2. Общая характеристика научного исследования. Логика научного исследования. Методы и методика исследования:

• понятие комплексного научного исследования;

• методологические, теоретические, прикладные, практико-ориентированные исследования;

• организация опытно-поисковой исследовательской работы;

• теоретические, эмпирические, инструментальные методы исследования.

Тема 3. Проблемы в реализации эксперимента и пути их преодоления. Апробация и

• оформление результатов исследования:

• систематизация и интерпретация результатов исследования;

• апробация работы;

• стратегии, возможные варианты и способы решения трудных исследовательских задач.

Тема 4. Магистерская диссертация — завершающий этап обучения:

• выбор темы и обоснование гипотезы;

• составление плана;

• работа над содержанием;

• подготовка материалов для презентации.

Итого по разделу I

30

10

20

6

2

4

9

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

6

2

4

9

3

6

Раздел II — педагогическая деятельность

Тема 5. Лекция в образовательном процессе: • виды лекций; • этапы подготовки лекций; • организационные, методические, эстетические особенности проведения лекции. 10 4 6

Тема 6. Семинар в образовательном процессе: • разновидности подготовки и проведения семинарских занятий; • проблемы и пути активизации слушателей; • организационная, методическая работа на семинарах; • особенности подведения итогов. 4 2 2

Тема 7. Рефераты, научные статьи, консультации: • цель, типы, структура реферата; • эссе — структура, требования; • научная статья — цель, задачи, разновидность, структура. 10 4 6

Тема 8. Курсовая работа в образовательном процессе: • выбор темы и обоснование ее актуальности; • структура, составление цикла; • подбор нормативных актов и учебно-монографической литературы; • систематизация и оформление; • подготовка к защите и проведение защиты. 6 2 4

Тема 9. Бизнес-кейс, деловая игра: • составление и структура бизнес-кейса; • методика оформления и проведения работы с бизнес-кейсом; • подведение итогов; деловая игра — виды, цели, распределение ролей участнику игры; • особенности подведения итогов. 6 2 4

Тема 10. Экзамен и зачет — особенности проведения итоговой аттестации: • особенности составления экзаменационных билетов; • составление тестов; • разработка бальной системы оценки знаний; • организационные особенности подготовки и проведения итоговой аттестации. 6 2 4

Итого по разделу II 42 16 26

Итого по разделам I и II 72 26 46

Таблица 3

Виды образовательных технологий

№ темы Виды образовательных технологий

• Диспут с характеристикой учебной, финансово-кредитной литературы по содержанию аппарата книги; • практика составления библиографических и фактографических карточек по теме магистерской диссертации; • обсуждение мнений об особенностях работы со справочной и энциклопедической литературой, о целесообразности использования словарей по главе 1 магистерской диссертации.

• Написание и обсуждение рефератов по целесообразности использования в исследовании проектно-ориентированных, опытно-поисковых методов исследования.

• Написание эссе по вопросам систематизации и интерпретации результатов исследования, последующее обсуждение на занятиях; • обмен мнениями о способах решения проблемных, трудных исследовательских задач.

• Презентация выбора тем и обоснование гипотез по магистерской диссертации; • разбор конкретных ситуаций по составленным планам и этапам подбора материалов для диссертации.

• Деловая игра по подготовке и проведению лекции по теме «Актуальные проблемы денежно-кредитной политики в России и регионе»; • типы (виды) деловых игр; • распределение ролей в игре; • написание отзыва по проведению лекции.

• Проведение тренинга по теме «Возможные варианты и способы решения трудных научно-исследовательских з адач»; • обсуждение вопроса об особенностях подведения итогов семинара, написание рецензии.

• Обсуждение вопросов структуры, назначения и содержания рефератов по одной из тем продвинутого курса «Микроэкономика»; • обмен мнениями и написание слушателями друг другу отзывов (рецензий).

• Критический анализ магистрантами собственных курсовых работ по результатам изучения дисциплины, выводы; • составление и обсуждение авторами методических рекомендаций по выполнению курсовых работ; • обсуждение методик защиты курсовых работ.

• Составление бизнес-кейса по актуальной финансово-кредитной проблеме конкретного хозяйствующего субъекта; • обсуждение структуры бизнес-кейса; • обмен бизнес-кейсами по группам и работа с ними; • составление деловой игры по теме «Управление рисками организации» и работа по ней.

• Проведение итогового занятия по обсуждению составления портфолио; • составление тестов слушателями по одному из модулей программы с последующим обсуждением; • разбор конкретных ситуаций по подготовке и проведению зачетов и экзаменов.

Перечень вопросов для проведения коллоквиумов и дискуссий.

1. Основные черты научного стиля, классификация подстилей.

2. Отличительные черты тезирования и конспектирования.

3. Методические приемы сокращения текста.

4. Характеристика аннотирования и реферирования.

5. Классификация рефератов и их характеристики, назначение.

6. Типовой план для написания рецензии. Устная рецензия.

Для осмысления дискуссионных вопросов, а также в целях развития общекультурных компетенций магистрантам предлагается написать эссе по одной из рекомендованных тем. Эссе как обязательный элемент самостоятельной работы, носит исследовательский характер и является результатом творческой работы, содержащей выводы и конкретные предложения. Обязательным требованием к написанию эссе является привлечение информации из специальной научной литературы (монографии, научные статьи — российские и зарубежные, ав-

торефераты и т.д.), изучение нормативно-правовой базы по исследуемой тематике, отечественного и зарубежного опыта.

Перечень примерных тем эссе

1. Методы и методики научного исследования.

2. Специфика исследовательской работы в финансовой сфере. Разработайте исследовательский проект и исследовательскую программу по теме магистерской диссертации.

3. Этапы диагностики по проблеме исследования, их содержание, назначение.

4. Возможные причины неудач исследовательской деятельности по трем источникам: исследователь, предмет исследования, условия реализации.

5. Блок-схема траектории теоретического анализа избранной вами проблемы исследования: сущность, роль. Показатели для оценки эксперимента.

6. Порядок оформления результатов исследования, обоснования, стандарты.

Промежуточная аттестация проводится с использованием оценочных средств (таблица 4) [3, с. 15—17].

Таблица 4

Формы оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Научно-педагогический семинар»

№ темы Средства для промежуточной аттестации

• степень активности при проведении диспута; • оценка качества составленных библиографических и фактографических карточек, выявление достоинств и недостатков;

• оценка оформления реферата и презентации по выбранной теме; • тестовый контроль;

• коллективное обсуждение по результатам проведенного исследования;

• обсуждение планов по темам, выбранным для магистерской диссертации и их оценка по степени соответствия требованиям методических рекомендаций;

• оценка степени активности каждого участника по группам и ролям в деловой игре; • представление плана проведения лекции по одной из тем финансово-кредитных дисциплин, положительная и отрицательная стороны лекции по предложенному плану;

• оценка степени актуальности вариантов решения одной из задач в процессе исследования; • степень соответствия написанных рецензий на семинар, требованиям методических указаний;

• качество по оформлению и структуре реферата слушателей по продвинутому курсу «Микроэкономика»; • тестовый контроль;

• выступление слушателей по процедуре защиты письменной работы и подведение итогов с оценкой, соблюдение академических норм;

• оценка самостоятельной работы по составлению портфолио, степень соответствия требованиям;

• оценка по использованию методологического аппарата исследования на основе предложенных тем; • обсуждение мнений по проведению мастер-класса; • тестовый контроль; • представление итогов по вопросам самостоятельного изучения (п. 3 разд. 5).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Работа на занятиях оценивается преподавателем по итогам подготовки и выполнения магистрами практических занятий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем (собеседование, письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного учебного занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или прочее).

Результаты промежуточной оценки выставляются по каждому семестру с применением 10-бальной системы, путем суммирования накопленных оценок и оценки, полученной за презентацию. При этом все накопленные оценки оцениваются — 0,6 балла, презентация — 0,4 балла, общий результат рассчитывается по формуле:

О = 0,60 + 0,40

^результ. ' ^ накопл. ' ^презент.

Накопленные оценки складываются во втором семестре из: активности на диспуте, тестирования, обсуждения результатов, структуры диссертации, составлением библиографии, каталога, библиографических карточек, качества подобранного практического материала и его систематизации. В следующем семестре накопленные оценки складываются из: конспект лекции, план семинарского занятия, отзыв на курсовую работу, реферат, а также участие в обсуждении вопросов по темам семинаров. Критерии для оценки готовых материалов по программе комплексного эксперимента: информационная насыщенность, профессиональная корректность, доступность изложения, логичность построения, креативность оформления, технологичность применения.

Таким образом в данной статье обосновано значение отдельных элементов методологии «Тюнинг» в организации учебного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, а именно:

• сущность и назначение кластера в магистерских программах;

• место дисциплина «Научно-педагогический семинар» в графическом организаторе;

• формирование избранных (из ФГОС) компетенций;

• структура и содержание разделов и тем при проведении контактной работы взаимодействия «преподаватель — магистрант»;

• использование интерактивных форм обучения, в том числе: круглые столы, бизнес-кейсы, диспуты, написание эссе, рефератов, рецензий, аннотаций;

• формы оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации с использованием методики накопительных оценок.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Финансы и кредит». Квалификация (степень) магистр. Утвержден приказом Министерства образования от 30 ноября 2015 года № 1327.

2. Проектирование учебных образовательных программ на основе методологии Тюнинг: учебное пособие / под общей ред. А.К. Любимов. Нижний Новгород, ННГУ, 2015. С. 47—48.

3. Применение методологии Тюнинг в российской системе образования: разработка образовательных программ //Материалы семинара участников проекта Тюнинг 2—8 февраля 2012 / МГУ, 2012. С. 15—17.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki «Finansy i kredit». Kvalifikacija (stepen') magistr. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija ot 30 nojabrja 2015 goda № 1327.

2. Proektirovanie uchebnyh obrazovatel'nyh programm na osnove metodologii Tjuning: uchebnoe posobie/ pod obshhej red. A.K. Ljubimov. Nizhnij Novgorod, NNGU, 2015. S. 47—48.

3. Primenenie metodologii Tjuning v rossijskoj sisteme obrazovanija: razrabotka obrazovatel'nyh programm // Materialy seminara uchastnikov proekta Tjuning 2-8 fevralja 2012 / MGU, 2012. S. 15—17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.