Научная статья на тему 'Научно-исследовательский семинар как форма изучения изменений гражданского законодательства'

Научно-исследовательский семинар как форма изучения изменений гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ЗАНЯТИЙ / FORM OF STUDIES / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / FORM OF EDUCATION / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР / RESEARCH SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова О.А.

Рассматриваются вопросы совершенствования методики преподавания гражданского права, в том числе проблема выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Дается характеристика формам занятий у бакалавров и магистров. Делаются выводы о степени эффективности конкретных форм занятий в рамках данной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SEMINAR AS FORM OF STUDYING OF CHANGES OF THE CIVIL LEGISLATION

Questions of improvement of technique of teaching of civil law, including development problem at students of research competences and the corresponding practical skills are considered. The characteristic is given to forms of occupations at bachelors and masters. Conclusions about degree of efficiency of concrete forms of occupations within this form of training are drawn.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский семинар как форма изучения изменений гражданского законодательства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права ^^

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О.А. Пешкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

Академии управления МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования методики преподавания гражданского права, в том числе проблема выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Дается характеристика формам занятий у бакалавров и магистров. Делаются выводы о степени эффективности конкретных форм занятий в рамках данной формы обучения.

Ключевые слова: форма занятий, форма обучения, методы преподавания, научно-исследовательский семинар.

RESEARCH SEMINAR AS FORM OF STUDYING OF CHANGES OF THE CIVIL

LEGISLATION

O.A.Peshkova,

candidate ofjurisprudence, docent of the department of organization offinancial and economic and logistic support of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Questions of improvement of technique of teaching of civil law, including development problem at students of research competences and the corresponding practical skills are considered. The characteristic is given to forms of occupations at bachelors and masters. Conclusions about degree of efficiency of concrete forms of occupations within this form of training are drawn.

Keywords: form of studies, form of education, teaching methods, research seminar.

Присоединение к Болонскому соглашению внесло в сферу высшего образования новые программы подготовки: бакалавров и магистров.

Действующими образовательными стандартами в области преподавания юриспруденции дисциплина гражданское право относится к дисциплинам федерального компонента, то есть является обязательной для преподавания как студентам бакалаврам, так и магистрантам юридического факультета1.

Изучение гражданского права формирует юриста, делает студента профессионалом в сфере юриспруденции. Глубокие и прочные знания граждан-

ского права необходимы юристам всех направлений правоведения. И не только судьям, адвокатам, нотариусам, юрисконсультам, но также прокурорским работникам, следователям, участковым инспекторам и оперативным работникам органов внутренних дел.

Если для студентов бакалавров можно использовать ранее применяемые формы обучения как лекции, семинарские и практические занятия, то при подготовке магистров такие приемы вряд ли оправданы.

Поскольку одним из существенных недостат-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

ков, существующих в настоящее время, магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне и содержании этих диссертаций.

При этом в структуру программы как компонента подготовки магистров, были введены как было указано новые формы проведения занятий, например, как научно-исследовательский семинар. Научно-исследовательский семинар — организационная форма, обеспечивающая эффективность научно-исследовательской деятельности обучающихся. Полагаем, что самым важным для них является самообразование, самоподготовка и введение таких форм обучения как научно-исследовательский семинар и научно-исследовательская практика. При этом обязательность проведения таких занятий в аудитории, как требуют отдельные ВУЗы вызывает сомнение.

Основной целью научно-исследовательского семинара является создание условий для научной работы студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включение их в жизнь научного сообщества, реализация потребности обучающихся в изучении научно-исследовательских проблем выработка способностей совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем гражданского права и т.п.

Педагогический процесс на юридическом факультете есть планомерное, систематическое и длительное образовательно-воспитательное воздействие преподавателя (профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя) на мышление и поведение студента в целях получения последним теоретических и практических профессиональных знаний для их применения в будущей трудовой деятельности.

Поэтому научно-исследовательский семинар способствует развитию научно-исследовательской компетенции обучающихся, становлению у них совокупности знаний, умений, свойств и качеств личности, необходимых для выполнения научной деятельности. Начало такой научной деятельности,

как правило, начинается с исследования истории развития гражданского законодательства. В связи с чем, обучаемый начинает знакомиться с изменениями гражданского законодательства на современном этапе, что способствует созданию положительного мотивационного фона научной работы обучающихся, обеспечивает реализацию их потребностей в научном самосовершенствовании, обеспечивает рост интереса к научной деятельности.

Одной из задач, которые должны быть решены в процессе проведения научно-исследовательского семинара это выработка у студентов магистратуры умений и навыков проведения научных исследований: сбора эмпирического материала, его теоретического обобщения, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования, а также изучения, обобщения и анализ правоприменительной практики не только по научному исследованию, но и дополнительных взаимосвязанных с той или иной темой правовых институтов.

На наш взгляд, правильно будет включение в программу подготовки магистров научно-исследовательского семинара по теме «Новеллы гражданского законодательства», который позволит комплексно и с использованием системно-проблемного способа изучить новые положения Гражданского кодекса РФ и соответствующих изменений, вносимых и в другие федеральные законы.

На этом семинаре необходимо ставить конкретные задачи и обратить внимание обучаемых на концепцию развития гражданского законодательства и различных предложений по совершенствованию гражданского законодательства, а также тех изменений, которые реально были приняты в последнее время. Затем на научно-исследовательской практике необходимо магистрантам предложить провести анализ не внесенных изменений с позиции действия других федеральных законов и последствий, которые возникли, если бы эти предложения были приняты. Такая методика проведения занятий должна быть подкреплена и дополнительным самостоятельным исследованием, путем работы в электронной библиотеке, а также с использованием различных правовых программ как «Консультат+», «Гарант».

Представляется необходимым проводить коллоквиумы по изучаемым темам курса «Новеллы гражданского законодательства». Коллоквиум — такая форма проведения семинара, при которой студенты в соответствии с положениями научных ста-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

тей, заранее проанализированных, излагают свою точку зрения на поставленный преподавателем вопрос. Таким образом, студенты, изучая научные журналы по гражданскому праву, пополняют свой запас знаний и одновременно учатся анализировать, проводить сравнительно-правовое исследование, выявлять юридическую природу того или иного гражданско-правового явления.

Кроме того, значимым моментом подготовки магистров связано с тем, что обучаемый кроме написания своего магистерской диссертации в рамках проведения научно-исследовательского семинара должен написать и защитить курсовую работу, которая является промежуточной формой подготовки магистерской диссертации, реализуемая на первом году обучения в магистратуре. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть. Поэтому при ее написании обучаемому придется сталкиваться с новеллами гражданского законодательства, без которых невозможно любое научное исследование.

Допускается написание и представление в рамках научно-исследовательского семинара (в виде выступления) обзорного реферата по проблеме исследования. Как правило, реферат включается в состав теоретической главы магистерской диссертации / курсовой работы.

Немаловажную роль в изучении новелл гражданского законодательства на научно-исследовательском семинаре имеет привлечение лиц, осуществляющих практическую деятельность. Это будет способствовать тому, что обучаемые вместе с практиками смогут рассмотреть не только теоретическую направленность изменений, но и практическую направленность соответствующей темы. Например, пригласить специалиста в банковской сфере, который определит особенности расчетных правоотношений или заключения различных видов договоров банковского счета.

В целом хочется отметить, что проблеме совершенствования юридического образования, в том числе и методики преподавания гражданского права сегодня уделяется достаточно внимания. Однако при решении указанной проблемы не следует забывать о том, что современный образовательный процесс требует от преподавателей не только поиска и внедрения новых приемов, форм, но и умения оригинально использовать достаточно известные,

иногда незаслуженно забытые старые формы проведения занятий. Удачно найденные методы и формы занятий, помноженные на профессионализм профессорско-преподавательского состава и глубочайшее уважение к своей педагогической деятельности, призваны решить одну из главнейших для нашей страны задач — задачу подготовки и воспитания грамотных, образованных будущих профессионалов, способных и желающих использовать право в целях изменения жизни к лучшему.

1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521400 — Юриспруденция, степень (квалификация) — бакалавр юриспруденции; регистрационный № 261 гум/бак от 27.03 2003 г. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. — Дата обращения: 01.03.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.