Научная статья на тему 'Роль семинарских занятий в преподавании юриспруденции в высших учебных заведениях'

Роль семинарских занятий в преподавании юриспруденции в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3098
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАР / SEMINAR / ФОРМА УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ / FORM OF TRAINING AND PRACTICAL EXERCISES / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / РЕФЕРАТ / SUMMARY / ДОКЛАД / REPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осавелюк Алексей Михайлович., Косицын Станислав Юрьевич.

Анализируются роль и цели семинарских занятий в процессе преподавания юриспруденции в высших учебных заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of seminars in the teaching оf law in higher education

Analyzed the role and purpose of the seminars in the teaching of law in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Роль семинарских занятий в преподавании юриспруденции в высших учебных заведениях»



предусмотренных законодательством Российской Федерации целях16, невозможность использования материнского капитала в случае возникновения трудной жизненной ситуации), свидетельствует, что в целом принятая программа материального стимулирования повышения рождаемости позволила компенсировать такие негативные явления, сопровождавшие отечественную действительность конца XX - начала XXI века, как изменение демографического и социального состава общества, а также резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни населения.

Не стоит также забывать, что рассмотренные, а также иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры государственной поддержки семей и, прежде всего, матерей, имеющих детей, призваны не только обеспечить достойные условия их жизни и воспитания, но и способствовать достижению социальной справедливости, компенсировать разницу в имущественном положении трудящихся членов общества и родителей, занятых уходом за детьми и по этой причине временно утративших самостоятельный заработок.

1 Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1978. С. 1-3.

2 Из Заявления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О пятидесятой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека», принятого Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 3469-11 ГД // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 1999. № 2. ст. 206.

3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 37. ст. 1083.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. ст. 1865.

5 Российская газета, № 237, 1993; СЗ РФ. 2014. № 15. ст. 1691. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

6 См., напр.,БеломестныхЛ.Л. Права человека и их защита: В 3-х т. М., 2003. Т. 2. С. 369.

7 СЗ РФ.1995. № 21. ст. 1929; 2013. № 27. ст. 3459.

8 СЗ РФ.1999. № 29. ст. 3686; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6986.

9 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18; 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3398.

10 СЗ РФ. 2009. № 30. ст. 3738; 2014. № 23. ст. 2928.

11 Слобцов И.А., Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (постатейный) // Подготовлено для системы КонсультантПлюс. 2012.

12 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598; 2014. № 30 (ч. 1). ст. 4263.

13 Российская газета. № 97. 2006. С. 9.

14 Маслова Т.А. Все о материнском капитале: как его получить и использовать. М.: Библиотечка «Российской газеты». 2011. Вып. 13. С. 5.

15 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). ст. 19; 2013. № 27. ст. 3477.

16АлистарховВ. Недостаткижилищногозаконодательствапри использовании материнского капитала // Жилищное право. 2014. № 3. С. 81-90.

УДК 34 ББК 67

РОЛЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК,

заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Европейского института Justo, доктор юридических наук, профессор СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ КОСИЦЫН, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научные специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: osaveluk@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются роль и цели семинарских занятий в процессе преподавания юриспруденции в высших учебных заведения.

Ключевые слова: семинар, форма учебно-практических занятий, дискуссия, реферат, доклад.

Annotation. Analyzed the role and purpose of the seminars in the teaching of law in higher education institutions. Keywords: seminar, form of training and practical exercises, discussion, summary, report.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник) - форма учебно-практических занятий, в ходе которых студенты обсуждают рефераты, доклады, сообщения, выполненные ими под руководством преподавателя на основе пройденного материала и самостоятельной работы. В этом случае преподаватель выступает в роли координатора обсуждения той или иной темы.

Семинарская форма обучения берет свое начало в школах Древней Греции и Римской империи. Там сообщения учащихся сочетались с комментариями, диспутами, выводами преподавателя. В советской системе образования семинары считались одним из способов углубленного изучения разных дисциплин.

Предварительная подготовка к семинару считается обязательной. Именно поэтому о его проведении и теме объявляется заранее. Цель семинара - выработать у студентов навыки ведения полемики, а также закрепить полученные на лекциях знания.

В отличие от лекции, семинар предполагает активную работу обучающихся и, тем самым, преследует цель научить его участников самостоятельно формулировать свои мысли, уметь аргументировать свою точку зрения. В связи с этим, на наш взгляд, правомерно считается, что семинар не должен дублировать лекцию, сохраняя, тем не менее, связь с ее принципиальными положениями.

Не случайно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень)

- «магистр») третьего поколения предусмотрено доминирование семинарских (практических) занятий в общем объеме аудиторной работы с обучающимися. В соответствии с его положениями лекции среди аудиторной нагрузки не могут превышать 40%, а остальное

- семинарские (практические) занятия.

Семинар может преследовать и иные цели, например, проверку степени усвоения наиболее сложного, проблемного лекционного материала. Поэтому обычно лекция на определенную тему предшествует по времени семинарскому занятию.

Кроме того, широко практикуются научные семинары, которые представляют собой традиционную форму повышения квалификации. На подобных мероприятиях научные работники могут ознакомиться с трудами коллег, а также обсудить важнейшие проблемы той сферы, в которой они задействованы.

По итогам семинаров иногда выпускаются специальные сборники, где содержатся доклады всех выступавших, метод обучения в высшей школе, состоящий в самостоятельном изучении обучающимися (по плану, составленному кафедрой или по заданию преподавателя) отдельных тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде выступления, доклада или реферата.

Важным моментом в методике обучения является подготовка к семинарскому занятию как преподавате-

ля, так и обучающихся, а также методика и форма его проведения.

Несмотря на некоторые различия в проведении семинаров, все они представляют собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются:

• информация обучающихся,

• подведение итогов их самостоятельных занятий,

• проверка приобретаемых ими знаний,

• закрепление, расширение и углубление полученных знаний.

В условиях заочного обучения на семинаре на примере разбора отдельных узловых и наиболее трудных вопросов показывается, как следует самостоятельно овладевать предметом в целом и закреплять приобретенные знания1.

Еще одной особенностью семинара с обучающимися по форме заочного обучения (особенно на старших курсах) является то, что, как правило, они работают по специальности и уже имеют определенный опыт практической работы.

Основные цели семинара состоят в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний обучающихся, научить их ориентироваться в нормативном правовом материале, привить творческий подход к изучению соответствующей дисциплины, к осмысленному пониманию значения рассматриваемых вопросов. При этом главное - научить пользоваться приобретенными знаниями на практике, в конкретной юридической действительности.

Для достижения этого семинар должен учить обучающихся самостоятельно формулировать мысли, защищать свои убеждения, искать и приводить в качестве аргумента необходимый нормативный правовой материал, правоприменительную практику, теоретические положения, овладевать культурой речи, уметь дискутировать и т.п.

В современной высшей школе семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Вместе с тем, семинары являются и самостоятельной формой обучения слушателей. Они углубляют их знания, приобретенные на лекциях, способствуют самостоятельной работе с нормативным правовым материалом, специальной учебной и научной юридической литературой, опубликованной судебной практикой. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке обучающихся. Здесь преподаватель имеет возможность систематически анализировать и оценивать уровень работы группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, отмечая его индивидуальные способности, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения дисциплины и добиваясь, тем самым, систематической работы обучающихся над первоисточниками, опубликованной судебной практикой, повышения их внимания к лекционному курсу2.

Немаловажную роль играет и воспитательная цель семинарских занятий. Соединение в семинарских занятиях обучения с воспитанием обучающихся предполагает, что проведение этих занятий не должно быть раз и навсегда выработанной догмой. Специфика предмета, изучаемые темы, вопросы, а также индивидуальные особенности обучающихся (их жизненный опыт, знания, юридическая практика и т.д.) обусловливают особенности семинара.

Семинары по различным дисциплинам и по разным темам предполагают большое разнообразие в их проведении. При этом следует исходить из того, что в подготовке и проведении семинаров есть некоторые общие черты.

Опытный преподаватель всегда сумеет перекинуть «мостик» между лекцией и семинаром, задать вопрос с учетом жизненного опыта и других индивидуальных особенностей обучающегося или иным образом вызвать интерес обучающихся к проблемам, которые за недостатком времени не освещались на лекции или были только обозначены.

А теперь коснемся подготовки к семинарскому занятию.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с выработки подробного плана с учетом содержания и структуры лекции по соответствующей теме.

Начинающий преподаватель, кроме того, должен предварительно сделать своеобразный хронометраж. Например, наметить, сколько времени он намерен уделить тому или иному вопросу, сколько - на подведение итогов и т.д. Это необходимо для того, чтобы, например, не возникла следующая ситуация: вопросы рассмотрели, а время, отведенное расписанием, еще не вышло.

Предварительная подготовка предполагает также:

• составление по каждому основному вопросу краткого плана методических приемов, при помощи которых предполагается развить дискуссию, обеспечить доходчивость и высокий уровень изучения данного вопроса;

• краткое изложение основных положений, на которых строится содержание ответа;

• формулировку дополнительных вопросов и уточняющих примеров;

• изложение четко сформулированных определений;

• подготовку нужных цитат со ссылками на их источники;

• подготовку фактов, показывающих связь изучаемого вопроса с практикой, местным опытом;

• краткую формулировку теоретических, политических и практических выводов, которые следует сделать в итоге изучения вопроса.

Желательно также, чтобы преподаватель на лекции вызвал у слушателей желание самостоятельно ознакомиться с изучаемым материалом, получить до-

полнительную информацию, чтобы обменяться ею на семинаре.

Характер взаимосвязи лекции и семинара определяется темой, формой лекции, сложностью материала, уровнем общей подготовленности студенческой аудитории, ее реакцией на те или иные проблемы в процессе чтения лекции, положительными и негативными моментами на предшествующих лекциях и семинарах, формой предполагаемого семинарского занятия.

В воспитательных целях очень важно добиваться того, чтобы каждый участник семинара был готов дать развернутое выступление по каждому вопросу плана. Но как бы преподаватель к этому не стремился, предварительно порученные отдельным обучающимся доклады готовятся более основательно. В этом их преимущество. В то же время, система докладов лишь с большим трудом дает возможность обеспечить подготовку всей группы по тем вопросам, которые распределены в качестве докладов.

Отсюда вытекают два методических приема:

1) используя преимущества каждой из форм, обращать особое внимание на преодоление присущих им слабых сторон;

2) чередовать на занятиях ту и другую форму, не допуская увлечения ни одной из них.

Таким образом, по нашему мнению, семинар - это своеобразная творческая лаборатория, в которой знания, полученные обучающимися на лекции и в результате самостоятельной работы, дополняются новыми знаниями и приобретают новое качество. Это доказывает следующее.

Во-первых, семинар позволяет приобрести качественно новое, более обширное, осмысленное и прочное знание.

Во-вторых, расширение знания происходит постольку, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, не попавшие ранее в сферу внимания обучающихся на лекции или в ходе самостоятельной работы.

В-третьих, семинар углубляет содержание знаний, двигая мысль обучающихся от одного их уровня знания к другому, более высокому.

В-четвертых, семинар учит обучающихся публично защищать свою позицию, аргументировать ее, анализировать учебно-методическую, научную литературу, нормативный правовой материал, правоприменительную практику, выслушивать и оценивать аргументы других участников семинарского занятия и совместно искать правильный юридический ответ и обосновывать его, разрешать юридическую коллизию.

Семинарские занятия помогают обучающимся овладеть специальной терминологией, свободно оперировать ею, применять теорию к анализу явлений государства и права, общества, прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих юристов.

Литература

1. Аргунов Е.Р., Жуков Р.Ф., Маричев И.Г. Активные формы обучения. М., 2005.

2. Высшее образование в России и Западной Европе (гражданско-правовые аспекты) // Юридическое образование и наука. 2007. № 2.

3. Еникеев З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право. 2010. С. 23-33.

4. Кененова И. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6. С. 66-71.

5. Круглова Н.В. Психологическая подготовка студентов-юристов к профессиональной деятельности следователя // Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 19-20.

6. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в 60-70-е годы XIX века: статья шестая // Законодательство. 2010. № 10. С. 88-94.

References

1. Argunov E.R., Zhukov R.F., Marichev I.G. Active

forms of learning. M., 2005.

2. Higher education in Russia and Western Europe (civil legal aspects) // Legal education and science. 2007. No. 2.

3. Enikeev Z.D. Guidelines for the development of legal education in modern Russia // State and law. 2010. P.

23-33.

4. Kenenova I. Methodology and methods of teaching constitutional law of foreign countries // Comparative constitutional review. 2009. No. 6. P. 66-71.

5. Kruglova N.V. Psychological preparation of students of law for professional activity of the investigator // Secondary vocational education. 2010. No. 4. P. 19-20.

6. Tomsinov VA. Legal education and jurisprudence in Russia in the 60-70-ies of the XIX century: the sixth article // Legislation. 2010. No. 10. P. 88-94.

1 Айзенберг А.М. О подготовке и проведении семинарских занятий по историко-теоретическим дисциплинам // Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе // Сб. науч. тр. 2-е изд., испр. и доп. С. 57-59.

2 ФедороваМ.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2004. С. 89-92.

УДК 341 ББК 67.300

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЭКСПЕРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

ТЕНГИЗ МЕРАБОВИЧ ТАТИШВИЛИ,

аспирант кафедры государствоведения и права Международного института государственной службы и управления (МИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: tengo_tatishvili@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.В. Бошно Рецензент: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации А.С. Прудников

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается экспертное сопровождение законодательной деятельности в зарубежных государствах -Великобритании, США, Японии, Канаде, странах СНГ и Балтии.

Ключевые слова: экспертиза, экспертное сопровождение законопроектов, правовая экспертиза, процесс экспертизы, эксперты, законы, законопроекты, профильный комитет, Конгресс, порядок проведения экспертизы.

Annotation. Considered the expert support of legislative activities in foreign countries, such as UK, USA, Japan, Canada, CIS and Baltic countries.

Keywords: expertise, expert support bills, Legal expertise, process expertise, experts, laws, bills, the relevant committee of the Congress, the order of the examination.

Экспертное обеспечение играет важнейшую роль в законодательном процессе. Оно позволяет грамотно и четко оформить содержание законопро-

екта, урегулировать правовые основы законопроекта, избежать коллизий с внутренним и международным правом, соблюсти необходимую форму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.