ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
И. В. Ершова*, Е. О. Кудряшова**, О. А. Тарасенко***
Предпринимательское право в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура)
Аннотация. В настоящем сводном докладе мы освещаем состоявшееся 3 марта 2017 г. заседание образовательной сессии Международной конференции «Мартемьяновские чтения». Доклад представляет интерес как с педагогической, так и с научной и методической точек зрения.
Тезисы докладчиков обработаны нами с максимально бережным отношением к авторским идеям.
Ключевые слова: предпринимательское право, юридическое образование, высшее образование, многоуровневое образование.
001: 10.17803/1994-1471.2017.79.6.222-231
Предпринимательское право в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования — этой теме была
посвящена образовательная сессия, состоявшаяся в рамках Международной конференции «Мартемьяновские чтения», организованной
© Ершова И. В., Кудряшова Е. О., Тарасенко О. А., 2017
* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ¡ппа . егБИоуа@таМ . ги
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
** Кудряшова Евгения Олеговна, аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
*** Тарасенко Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА).
Конференция была приурочена к 85-летию со дня рождения основателя кафедры — профессора В. С. Мартемьянова. В этой связи тематика освещаемой секции отражала актуальные проблемы преподавания предпринимательского права в современных условиях.
О значимости и своевременности мероприятия говорит его повестка, сложившаяся по итогам заявленной программы и de facto обсужденные дискуссионные вопросы и проблемы:
1) о соотношении категории предпринимательская деятельность с иными категориями: экономическая деятельность, хозяйственная деятельность, коммерческая деятельность, приносящая доход деятельность, профессиональная деятельность, деятельность самозанятых граждан и о возможных вариантах трансформации предмета предпринимательского права;
2) о разграничении содержания предмета предпринимательского права в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре;
3) о целесообразности разработки учебников по предпринимательскому праву для трех уровней высшего образования;
4) о сложностях формирования образовательными организациями профессиональных компетенций в системе многоуровневого образования;
5) о возможностях профилизации магистерских программ;
6) о качестве рецензирования магистерских диссертаций практическими работниками;
7) о тематике научных исследований в аспирантуре;
8) о целесообразности высокого количества аудиторных занятий в аспирантуре и возможных вариантах их наполнения.
По итогам образовательной сессии участники конференции смогли обменяться опытом и снять некоторые из поставленных вопросов.
Всем интересующимся проблемами преподавания предпринимательского права мы предлагаем ознакомиться с тезисами высту-
пления основных докладчиков, тем более что круг затронутых в докладах вопросов и вариантов их разрешения был необычайно широк.
Первый доклад на тему «Современный учебник по предпринимательскому праву: каким ему быть?» представили Екатерина Евгеньевна Енькова, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), и Инна Владимировна Ершова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Докладчики обратили внимание участников конференции на то, что преподавателей высшей школы занимает актуальная проблема: каким должен быть вузовский учебник, чтобы одновременно удовлетворять нормативным требованиям Минобрнауки России, сформировать у студентов требуемые профессиональные и общекультурные компетенции, заинтересовать обучающихся в освоении предлагаемого правового материала. Авторы доклада осветили понятие учебника, основанное на анализе справочной и научной литературы, нормативных правовых актов, а также признаки и задачи учебника как жанра литературы.
Е. Е. Енькова и И. В. Ершова отметили, что с целью уяснения мнений студентов, определения достижений и промахов в подготовке юристов для сферы бизнеса кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина систематически проводится анкетирование учащихся. Учет результатов социологических исследований позволяет совершенствовать учебно-методическое обеспечение, отдельные виды учебной работы со студентами и аспирантами1, прилагать усилия по улучшению учебного процесса в целом.
Для выявления мнения учащихся относительно различных аспектов подготовки учебника по предпринимательскому праву также проводилось социологическое исследование, в ходе которого было опрошено более 300 студентов и аспирантов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Результаты анкетиро-
1 См., например: Ершова И.В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 27—33.
вания позволили предложить вниманию научно-педагогической общественности оптимальные, с точки зрения обучающихся, позиции по вопросу об эффективном вузовском учебнике. Перечислим ключевые из них:
а) абсолютное большинство опрошенных высказалось в пользу дифференциации учебников для бакалавров и магистрантов (отметим, что кафедра предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина всегда выступала за указанный дифференцированный подход)2;
б) в отношении специального учебника для аспирантов мнения разделились: бакалавры ратуют за его разработку, тогда как сами аспиранты и магистранты эту идею не поддерживают;
в) все категории опрошенных придерживаются мнения о необходимости разработки базового фундаментального учебника, единодушно отклоняя предложение ограничиться кратким курсом;
г) всем респондентам импонирует идея обладать учебником по предпринимательскому праву на бумажном носителе с возможностью доступа к нему в электронной форме;
д) большинство проанкетированных ратует за ежегодную актуализацию учебника, примерно 2/3 обучающихся готовы довольствоваться переизданием один раз в 3 года, актуализация один раз в 5 лет категорически никого не устраивает;
е) респонденты выступают за выделение в тексте важной информации с помощью шрифта или специальных знаков, за наличие в тексте схем, таблиц, диаграмм, способствующих восприятию «сухой» правовой материи;
ж) подавляющее большинство опрошенных считает необходимым располагать списки нормативных правовых актов и рекомендуемой литературы применительно к каждой главе (теме);
з) примерно половина респондентов считает удобным формулирование в начале глав компетенций;
и) около 2/3 опрошенных отметили необходимость размещения в конце глав контрольных вопросов.
В завершение своего выступления Е. Е. Ень-кова и И. В. Ершова отметили, что в докладе было обращено внимание лишь на основные результаты социологического исследования, а также представлен их краткий анализ3. Авторы пригласили участников конференции к дискуссии (как в рамках научного мероприятия, так и на страницах известных профессиональному сообществу журналов), заинтересованному обмену мнениями с единственной целью — «сеять разумное, доброе, вечное» и делать это профессионально.
Далее взяла слово Галина Дмитриевна Отнюкова, кандидат юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В докладе «Вопросы преподавания предпринимательского права в системе высшего юридического образования» Г. Д. Отнюкова рассмотрела особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), изменения в законодательстве в процессе преподавания предпринимательского права.
Во-первых, в российском правовом поле в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности должны учитываться правила международных договоров, в частности правила (принципы) Генерального соглашения о торговле услугами (General Agreement of Trade in Services), GATS (ГАТС)4 (например, государство — член ВТО обязано предоставлять иностранным продавцам, поставщикам услуг режим наибольшего благоприятствования). Государства — члены ВТО (в том числе Россия) мо-
См.: Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2014 ; Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017.
Полный текст см.: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Современный учебник по предпринимательскому праву: каким ему быть? // Предпринимательское право. 2017. № 1. С. 3—11.
Для России, как и для других членов ВТО, ГАТС и иные соглашения в рамках ВТО составляют правовую основу ВТО.
2
3
4
гут вводить, применять меры государственного регулирования в строго ограниченных случаях, в частности, для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка, для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, в целях безопасности.
При освещении в лекции вопросов о принципах предпринимательского права необходимо обратить внимание студентов на то, что рассмотренные правила ВТО не затрагивают компетенцию органов власти РФ. Национальное законодательство должно быть гармонизировано в соответствии с этими принципами.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, что обязательные требования к предпринимательской деятельности предъявляются теперь не только правовыми актами РФ, но и правовыми актами органов ЕАЭС. Например, технические регламенты ЕАЭС (и технические регламенты, ранее принятые в рамках Таможенного союза) содержат требования к безопасности продукции, обязательные для применения на территориях членов Союза).
В-третьих, в процессе преподавания предпринимательского права следует исходить из того, что субъектами административного права, наделенными властными полномочиями, являются органы государственной власти. В предпринимательских вертикальных правоотношениях субъектом является государство.
В-четвертых, профессором Г. Д. Отнюковой был сделан вывод, что Закон об организации государственных услуг не отменяет контрольную функцию органов государственной власти по сравнению с тем, как она сформулирована указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и куда входят в том числе государственная регистрация и лицензирование. Отнесение деятельности по реализации функций органов власти, которая осуществляется по запросам заявителей (в том числе государственная регистрация и лицензирование), является способом дебюрократизации органов власти. Вопросы оказания государственных услуг должны найти отражение в рабочих программах учебных дисциплин кафедр предпринимательского права.
В заключение было отмечено, что любой предприниматель (включая управляющих обществом) осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а по сравнению с лицами-непредпринимателями несет повышенную ответственность (по крайней мере
с точки зрения условий ее возникновения). Кроме того, было выдвинуто предположение о внесении изменений в Закон об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах в части необходимости обязательного страхования ответственности управляющих как условие подбора их в качестве управляющих обществом. Было отмечено, что это одна из тех проблем, которая может быть предметом обсуждения на практических занятиях.
Владимир Федорович Попондопуло, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, и Дмитрий Анатольевич Петров, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета выступили с совместным докладом на тему «Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление подготовки в системе высшего профессионального образования». В докладе они осветили проблемы преподавания предпринимательского права в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования, в результате чего пришли к следующему. Во-первых, на основе собственного опыта преподавания в Санкт-Петербургском государственном университете сделан вывод, что в курсе предпринимательского права на уровне бакалавриата необходимо изучать правовые формы осуществления предпринимательства и его публичную организацию, вопросы защиты прав и законных интересов предпринимателей, правовое регулирование отдельных видов и сфер предпринимательской деятельности.
Во-вторых, отмечено, что вопросы преподавания этой дисциплины в магистратуре должны определяться направлением соответствующей магистерской программы. Так, например, в рамках магистерской программы «Юрист на финансовых рынках (финансовый юрист)» в СПбГУ планируется изучение банковского, страхового, конкурентного права, правового регулирования рынка ценных бумаг, кредит-но-расчетных отношений и инвестиционной деятельности в сфере финансового рынка, вопросов международного наднационального регулирования, национального государствен-
ного регулирования и саморегулирования на финансовом рынке, рассмотрение способов пресечения противоправных действий в сфере финансового рынка, правовых форм санации проблемной и просроченной задолженности, осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, иных аспектов правового регулирования финансового рынка.
В-третьих, было высказано мнение, что тематика научного исследования в рамках аспирантуры должна совпадать с тематикой диссертационной работы, а текст выпускной квалификационной работы — с текстом кандидатской диссертации.
В заключение докладчики отметили, что в формировании перечня компетенций выпускника большую роль играют потребности рынка труда и требования профессиональных стандартов.
Далее участники конференции с интересом выслушали доклад Марины Николаевны Илюшиной, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, заведующего кафедрой гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), на тему: «Современные проблемы преподавания предпринимательского права для специалистов при получении дополнительного профессионального образования». В результате анализа некоторых вопросов получения системных знаний в области предпринимательского права для лиц, обучающихся в рамках реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов, Илюшина отметила, что программы повышения квалификации специалистов, в отличие от традиционных учебных программ, направлены на совершенствование конкретных профессиональных компетенций, и, соответственно, при их преподавании необходимо прежде всего соотносить новый материал с целями курса повышения квалификации, тем самым осуществлять подготовку в системном виде, сохраняя преемственность с имеющимися знаниями, и таким образом актуализировать эти знания и формировать новые компетенции.
В заключение был сделан вывод, что программы дополнительного профессионального образования могут быть актуальны и конкурентоспособны на рынке образовательных услуг, только если в их содержание включены
в системном виде соответствующие разделы, которые традиционно составляют знания о современном правовом регулировании предпринимательской деятельности. А небольшой обзор некоторых образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в РПА Минюста России («Спецкурс для подготовки специалистов для замещения должности государственного регистратора», «Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций» и др.) довольно убедительно доказали этот тезис.
Далее выступил Андрей Валерьевич Михайлов, кандидат юридических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и энергетического права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, с докладом на тему: «Преподавание предпринимательского права в Казанском университете». А. В. Михайлов отметил, что преподавание дисциплин экономико-правового характера имеет давние традиции. Торговое право в дореволюционном КИУ читали Г. Ф. Шершеневич и А. А. Симолин, М. М. Агарков, Б. Б. Черепахин. Учебник профессора Шершеневича стал одним из самых издаваемых российских учебников по торговому праву. Заведующим кафедрой хозяйственного права в 1931—1932 гг. был известный ученый С. Н. Братусь. С 1 сентября 2016 г. в Казанском университете действует кафедра предпринимательского и энергетического права. На кафедру возложены задачи по развитию таких дисциплин, как предпринимательское (включая конкурентное) право, корпоративное право, энергетическое право, право интеллектуальной собственности, спортивное право и т.п.
В настоящее время предпринимательское право в КФУ читается один семестр студентам-бакалаврам на 4-м курсе. Главная проблема — нехватка часов: учебным планом предусмотрено всего 9 лекций. Вместе с тем, начиная со следующего года, предпринимательское право станет годовым курсом и количество лекционных часов будет существенно увеличено. В 2016 г. в КФУ была открыта новая магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса», сразу же ставшая самой популярной программой на юридическом факультете.
А. В. Михайлов отметил, что каких-либо проблем с распределением учебного материала между бакалаврами и магистрами не возникает. Магистрам читается общий курс «Теоретические и практические проблемы правового регулирования предпринимательских отношений». Введены также специальные предметы — банковское право, страховое право, саморегулирование предпринимательской деятельности, антимонопольное регулирование и т.п. Все эти предметы подаются с учетом освоения студентами программы бакалавриата. Поэтому вопрос о том, нужен по предпринимательскому праву один или два-три учебника (для разных уровней образования) не стоит. Базовый курс читается студентам бакалавриата, им должен быть адресован и учебник по предпринимательскому праву. Учебники по отдельным дисциплинам магистратуры представляются вполне уместными, но это будут учебники по страховому, банковскому праву, по курсу «теоретические и практические проблемы правового регулирования предпринимательских отношений» и т.д. Целесообразность издания учебника для аспирантов вызывает сомнения, по крайней мере на современном этапе.
Как считает А. В. Михайлов, ставшая популярной система рецензирования магистерских диссертаций практикам вряд ли нужна. Опыт организации такого рода рецензирования показал, что приглашенные практики в силу занятости не уделяют должного внимания рецензии, плюс ко всему не всегда сами хорошо разбираются в общей теории права и теоретических вопросах предпринимательского права. В результате рецензирование практиками получается намного более формальное, поверхностное, чем рецензирование профессорско-преподавательским составом вуза.
В завершение доклада А. В. Михайловым было отмечено несовершенство введенной в наше образование системы компетенций. Со стороны эта система, наверное, выглядит красиво — создается впечатление, что необходимые студентам материалы будут преподноситься на научно обоснованной, проработанной основе. В реальности компетенции неконкретны, носят самый общий характер. Многие вузы стали по
отдельным дисциплинам указывать всего 1—3 компетенции — меньше ненужной информации придется вписывать в документы. Но если посмотреть вступающий в силу с 1 сентября 2017 г. ФГОС 40.03.01 (Юриспруденция, уровень бакалавриата), то практически все компетенции, как общекультурные, общепрофессиональные, так и все 16 указанных во ФГОС профессиональных компетенций однозначно должны быть достигнуты лицами, получающими подготовку по предпринимательскому праву. Есть ли смысл для каждой дисциплины, в том числе для предпринимательского права, указывать отдельно компетенции? Этот вопрос остается открытым.
В продолжение проблематики реализации компетентностного подхода в преподавании юридических дисциплин выступила Ольга Александровна Тарасенко, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В своем докладе «Формирование дополнительных профессиональных компетенций в системе многоуровневого образования по направлению подготовки «Юриспруденция» О. А. Тарасенко отметила, что ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» закрепляют за образовательными учреждениями право либо обязанность по формированию дополнительных профессиональных компетенций (ДПК). В фокусе ее доклада было исследование дефиниции и способов определения дополнительных профессиональных компетенций, их отграничение от законодательно установленных5, а также взаимосвязь с общей образовательной программой (ООП). О. А. Тарасенко путем анализа требований, предъявляемых к дополнительным профессиональным компетенциям, сформулировала их дефиницию как самостоятельно определяемых образовательным учреждением знаний, умений и навыков, овладение которыми направлено на углубление законодательно установленных или приобретение новых компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.
5 См. подробнее: Тарасенко О. А. Сложности реализации компетентностного подхода в преподавании юридических дисципли // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 18—23.
Далее она предложила способы определения дополнительных профессиональных компетенций. Прежде всего, сформулировать ДПК возможно посредством качественного преобразования обязательных компетенций, закрепленных во ФГОС степеней бакалавр, магистр и уровня высшей квалификации. К примеру, ФГОС степени бакалавр закрепляет за образовательными учреждениями обязанность по формированию ПК-5: «Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности». Содержание данной компетенции возможно углубить, определив ДПК следующим образом: «Способен обобщать практику применения нормативных правовых актов в целях обеспечения реализации компетенции органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, наделенной публичными полномочиями» или «владеет навыками систематического мониторинга обновления законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и приведения последней в соответствии с его новеллами». Качественно новым преобразованием ПК-5 будет и «владение навыками осуществления профессиональной деятельности в условиях правового вакуума, неоднозначного толкования юридических норм либо отсутствия единообразия судебной практики».
Второй путь — установление новой дополнительной профессиональной компетенции. Создатели ФГОС понимали, что обязательных компетенций может быть недостаточно для осуществления тех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и заложили возможность совершенствования образования посредством самостоятельного определения образовательными учреждени-
ями ДПК, отвечающих вызовам профессии. К примеру, современные тенденции развития профессии нотариуса показывают, что ее представители расширяют границы своего профессионального мастерства, включая в свой арсенал ДПК. Это позволяет им быть более конкурентоспособными по сравнению со своими коллегами. В последнее время это достигается за счет освоения навыков проведения примирительных процедур. Отмечено, что согласно Концепции развития до 2017 года сети служб медиации6 медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности представителями всех социально ориентированных профессий7 .
В завершение доклада были проанализированы типичные недостатки ДПК, определяемые образовательными учреждениям, так как зачастую они являются компиляцией обязательных компетенций того или иного ФГОС, конкретизированной в соответствии с изучаемой учебной дисциплиной; они показывают, за счет чего достигается овладение ими, а не представляет собой новую ДПК или качественное преобразование обязательных компетенций стандарта. В связи с этим фактически получается, что по программам, в которых закладываются подобные «ДПК», будут формироваться только обязательные компетенции, предусмотренные ФГОС8.
Маргарита Владимировна Токмовцева, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета, тему своего выступления заявила как «Правовые проблемы академической мобильности вузов». Докладчик отметила, что, во-первых, международная академическая мобильность — это один из самых эффективных спо-
Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4557.
Букшина С. В. Медиативный подход к урегулированию имущественных споров с участием несовершеннолетних в деятельности органов опеки и попечительства // Семейное и жилищное право. 2016. № 1. С. 3—5.
Полный текст см.: Тарасенко О. А. Формирование дополнительных профессиональных компетенций в системе многоуровнего образования по направлению подготовки Юриспруденция // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11 (27). С. 110.
6
7
8
собов развития образовательных возможностей на индивидуальном уровне. Актуальность данной проблеме придает ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой говорится о сетевой форме реализации образовательных программ. Академическая мобильность, в свою очередь, представляет собой один из видов реализации сетевой формы обучения.
Во-вторых, был сделан вывод, что Закон оперирует понятием «академическая мобильность», но не раскрывает его. В других нормативных правовых актах также невозможно найти дефиниции академической мобильности. Данный термин упоминается как одно из направлений образовательной деятельности вуза. Такая ситуация не соответствует современным тенденциям всеобщей глобализации. При этом принципы и порядок академической мобильности должны быть не только детально регламентированы на федеральном уровне, но и отражены в уставах вузов. Термин «академическая мобильность» и все взаимосвязанные с ним явления понимаются различными учеными по-разному. В рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г. говорится об академической мобильности как о перемещении кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований.
В-третьих, был сделан вывод, что академическая мобильность преподавателей проявляется в следующих формах: стажировки для повышения квалификации, участия в семинарах, симпозиумах, конференциях, проведении лекций и семинаров. Академическая мобильность студентов реализуется через следующие формы: обучение в течение семестра или года с условием перезачета изучаемых периодов и дисциплин в направляющем вузе.
В-четвертых, было отмечено, что задачи, поставленные перед системой российского высшего образования в сфере академической мобильности, сформулированы в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы. Основным направлением при этом должно выступать формирование общеевропейского образовательного пространства.
Далее было обосновано, что одним из ос-
новных препятствий для развития и укрепления международной мобильности является признание иностранных квалификаций и документов. Внедрение в вузах системы сопоставимости дипломов, легко сравнимых степеней, болон-ских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement)), кредитов ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления баллов) позволит решить эту проблему.
Для повышения показателей академической мобильности необходимо совершенствование нормативной правовой базы. Причем надо брать в расчет то, что академическая мобильность регулируется законодательством не только собственно в сфере образования, но и в других сферах. Это миграционное законодательство, законодательство о правовом статусе иностранных граждан, по вопросам въезда на территорию и выезда с территории Российской Федерации, налоговое законодательство. Все открытые ранее вопросы о видах и направлениях образовательных программ, статусе обучающихся, выдаче документов об образовании и (или) квалификации, а также индивидуальные траектории теперь должны разрешаться на основании договоров между организациями.
В конце выступления был сделан вывод, что правовая основа для реализации академической мобильности в Российской Федерации существует, однако она не раскрывает исходных понятий, что способствует путанице, она рассчитана на индивидуальные случаи мобильности и не предполагает массовости.
Алена Вячеславовна Спиридонова, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ЮУрГУ (НИУ), Анжелика Витальевна Тихомирова, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ЮУрГУ (НИУ), и Пушкарев Игорь Петрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ЮУрГУ (НИУ), выступили на тему «К вопросу о преподавании предпринимательского права в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск)». Докладчики рассмотрели отдельные вопросы преподавания предпринимательского права в Южно-Уральском государственном университете
и обозначили следующие выводы. В условиях динамично развивающегося законодательства о предпринимательской деятельности с целью повышения эффективности преподавания предпринимательского права в ЮУрГУ в 2000 г. была создана кафедра «Предпринимательское и коммерческое право» под руководством кандидата юридических наук, доцента В. В. Квани-ной. Было отмечено, что на первоначальном этапе объема учебных часов (18 аудиторных часов) было совершенно недостаточно для глубокого изучения институтов предпринимательского права. Параллельное преподавание курса «Коммерческое право» приводило к смешению предметов двух учебных дисциплин, однако впоследствии они были объединены, что позволило в рамках курса «Предпринимательское право» изучать как традиционные институты, так и охватывать только появляющиеся и малоисследованные на тот момент институты, такие как государственно-частное партнерство, саморегулирование в сферах предпринимательской и профессиональной деятельности и др.
В течение всего периода существования кафедра неоднократно критически переосмысливала структуру курса «Предпринимательское право» и методы его преподавания. Это было обусловлено в том числе и тем, что образовательные стандарты для специалистов и бакалавров в числе обязательных институтов предпринимательского права предусматривали разрозненные модули, в определенной мере повторяющие институты гражданского права.
В настоящее время действующий образовательный стандарт для бакалавров в своем составе вообще не содержит обязательных к изучению институтов (модулей). Все это приводит к тому, что говорить о единстве образовательного пространства относительно предпринимательского права и его предмета нельзя.
Данные обстоятельства подтолкнули выступающих совместно с коллегами из Казанского федерального университета (КФУ) и Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) к написанию учебника «Предпринимательское право» для бакалавров и изложению в нем собственного подхода к основным понятиям и институтам предпринимательского права, в том числе к определению предмета предпринимательского права, включающего саму предпринима-
тельскую (профессиональную) деятельность, «вертикальные» имущественные отношения, договорные обязательства со специальным режимом предпринимательской деятельности, отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования, корпоративные отношения. Считая себя учениками доктора юридических наук, профессора В. С. Марте-мьянова, сотрудники кафедры всегда оставались приверженцами теории предпринимательского права как самостоятельной отрасли права, актуальность которой только возрастает с развитием и усложнением экономических отношений. Данный подход отражен и в содержании учебника.
В заключение было отмечено, что переход на двухуровневую подготовку юристов с высшим образованием (бакалавриат и магистратура) позволил в рамках магистерской программы «Предпринимательское право, коммерческое право», которая была открыта в 2010 г. (с 2017 г. — «Правовое обеспечение экономической деятельности организации») обеспечить преподавание отдельных институтов предпринимательского права в рамках дисциплин «Актуальные проблемы предпринимательского права», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Корпоративное право», «Конкурсное право». Сотрудничество с Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области привело к внедрению таких курсов магистратуры, как «Контрактная система и корпоративные закупки», «Антимонопольное регулирование», «Правовое регулирование рекламной деятельности». Углубленное изучение проблем науки предпринимательского права осуществляется в рамках аспирантуры по специальности 12.00.03, открытой на кафедре в 2002 г., в которой был подготовлен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук и доктора юридических наук.
Закрывала заседание секции профессор И. В. Ершова, которая подвела итоги конференции, аккумулировала все позитивное, что можно использовать для дальнейшего развития науки и преподавания предпринимательского права и призвала продолжить дискуссию в рамках традиционной июньской ежегодной конференции «Право и бизнес».
Материал поступил в редакцию 4 марта 2017 г.
BUSINESS LAW IN CONDITIONS OF MULTI-LEVEL SYSTEMOF HIGHER LEGAL EDUCATION (BACHELOR'S, MASTER'S DEGREES AND POSTGRADUATE STUDIES)
ERSHOVA Inna Vladimirovna — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Entrepreneurship
and Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9
KUDRYASHOVA Evgenia Olegovna — Postgraduate student of the Department of Entrepreneurship and
Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9
TARASENKO Olga Alexandrovna — Doctor of Law, Professor of the Department of Entrepreneurship and
Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9
Review. In this consolidated report we cover the meeting of the educational session of the International Conference "Martemyanov Readings" held on March 3, 2017. The report is of interest both from the pedagogical, and from the scientific and methodological point of view. We processed the theses of the speakers with the most careful attitude to author's ideas.
Keywords: business law, legal education, higher education, multi-level education.