Научная статья на тему 'О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ'

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р.

Анализируются основания и порядок привлечения военнослужащих Российской Федерации к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые военнослужащие в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несут дисциплинарную ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF BRINGING MILITARY PERSONNEL TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY FOR COMMITTING AN ADMINISTRATIVE OFFENSE, WITHOUT PROCEEDING ON AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

The article analyzes the grounds and procedure for bringing military personnel of the Russian Federation to disciplinary responsibility for committing administrative offenses, for which military personnel are subject to disciplinary responsibility in accordance with the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ»

УДК 342.591

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.2/3395

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

К. А. Стоноженко

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации Р. Р. Фаисханов Саратовская государственная юридическая академия Поступила в редакцию 11 мая 2021 г.

Аннотация: анализируются основания и порядок привлечения военнослужащих Российской Федерации к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, зза которые военнослужащие в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несут дисциплинарную ответственность. Ключевые слова: военнослужащие, административные правонарушения, дисциплинарная ответственность, полномочия.

Abstract: the article analyzes the grounds and procedure for bringing military personnel of the Russian Federation to disciplinary responsibility for committing administrative offenses, for which military personnel are subject to disciplinary responsibility in accordance with the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Key words: military personnel, administrative offenses, disciplinary responsibility, powers.

В отечественном государстве военная служба по контракту представляет собой особый вид федеральной государственной службы, при этом лица, имеющие статус военнослужащих, реализуют конституционно значимые функции, что, в целом, предопределяет их специальный правовой статус, включая основания и условия привлечения их к ответственности1. В настоящее время существует значительное число работ, посвящен-140 ных исследованию тем дисциплинарной2 и административной ответствен-

1 См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации : от 28 мая 2013 г. № 732-О, от 14 января 2014 г. № 94-О, от 15 октября 2018 г. № 2520-0. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2 См., например: Харитонов С. С. О некоторых аспектах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков (по материалам судебной практики) // Военное право. 2020. № 2 (60). С. 162 ; Казаков В. Н., Туганов Ю. Н. Дисциплина и дисциплинарная ответственность военнослужащих в публично-правовой сфере : соотношение понятий // Там же. 2019. № 4 (56). С. 165.

© Стоноженко К. А., Фаисханов Р. Р., 2021

ности военнослужащих3. Вместе с тем необходимо заметить, что вопрос привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые военнослужащие в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность > (далее — административные правонарушения), при условии отсутствия > производства по делу об административном правонарушении, до настоя- ^ щего времени в научных работах не подвергался детальной проработке. о Кроме того, анализ правоприменительной деятельности свидетельствует, о что как среди воинских должностных лиц, пользующихся дисциплинар- н ной властью, так и в судебной практике отсутствует единообразное толко- 0 вание порядка привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответ- р ственности за совершение административных правонарушений. '

Одним из ярких подтверждений приведенных доводов является следующий пример, произошедший в одной из военных образовательных а организаций высшего образования (далее - ВООВО). Так, в ходе раз- С бирательства, проведенного должностными лицами ВООВО 10 октября н 2019 г., был установлен факт потребления курсантом Б. запрещенных о наркотических средств, т. е. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств без назначения врача), за совершение которого военнослужащие и в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответствен- § ность. ч Командованием ВООВО было принято решение о передаче матери- и алов по указанному выше разбирательству в военную комендатуру, где х определением дознавателя от 21 октября 2019 г. в отношении Б. было 0 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотрен- нн ном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, и назначено административное расследование. о В последующем постановлением врио начальника отдела дознания у военной комендатуры от 25 октября 2019 г. производство по делу об ад- а министративном правонарушении в отношении Б. было прекращено на и основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, а материалы возвращены в ВООВО для > привлечения курсанта Б. к дисциплинарной ответственности4.

Таким образом, воинские должностные лица, установив наличие признаков административного правонарушения, направили материалы в военную комендатуру, заведомо зная, что должностным лицом военной комендатуры будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а все материалы

3 См., например: Назарова И. С., Шеншин В. М. Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности // Военное право. 2015. № 2 (34). С. 64 ; Кузнецов В. И. Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности // Военно-юрид. журнал. 2021. № 1. С. 8.

4 Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 мая 2020 г. по делу № 33а-196/2020. Определением Кассационного военного суда от 17 ноября 2020 г. № 88а-2239/2020 по делу № 2а-29/2020 данное Апелляционное определение оставлено без изменения. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

дела будут возвращены в ВООВО для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, такая ситуация обусловлена отсутствием понимания полномочий командиров воинских частей самостоятельно принимать решения о проведении разбирательств по факту совершения грубых дисциплинарных проступков подчиненными военнослужащими при выявлении признаков административных правонарушений.

Аналогичный порядок действий воинских должностных лиц усматривается также из анализа Апелляционного определения 1-го Западного окружного военного суда от 21 мая 2020 г. по делу № 33а-166/20205, решений Южного окружного военного суда от 19 августа 2020 г. по делу № 12-106/2020, Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2020 г. по делу № 2А-48/2020, 109-го гарнизонного военного суда от 27 ноября 2019 г. по делу № 2А-77/2019, а также Иркутского гарнизонного военного суда от 21 августа 2019 г. по делу № 2А-100/20196, что свидетельствует о наличии системного характера указанных действий.

Помимо этого, позиция об отсутствии правомочности воинских должностных лиц установления в ходе проведения разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка состава административного правонарушения встречается и в судебной практике.

Так, разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка — административного правонарушения, назначенное и проведенное уполномоченными воинскими должностными лицами, суд посчитал незаконным, а отсутствие производства по делу об административном правонарушении послужило основанием для отмены правового акта командира воинской части о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания7. см Вместе с тем считаем, что в случае совершения военнослужащим ад-о1 министративного правонарушения обстоятельства его совершения как основания для привлечения к дисциплинарной ответственности подле-¡^ жат выяснению командованием воинской части в рамках производства см по материалам о грубом дисциплинарном проступке.

Так, законодательно определено, что военнослужащие могут привлекаться к уголовной, гражданско-правовой, материальной, администра-142 тивной и дисциплинарной ответственности8.

5 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6 Документы опубликованы не были. Доступ из интернет-ресурса «Судебные и нормативные правовые акты РФ (СудАкт)».

7 Решение Владивостокского гарнизонного военного суда Приморского края от 29 июля 2019 г. по делу № 2А-263/2019. Документ опубликован не был. Доступ из интернет-ресурса «Судебные и нормативные правовые акты РФ (СудАкт)».

8 О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331 ; 2020. № 50 (ч. 3). Ст. 8074.

В силу ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ9 за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. > При этом в соответствии с п. 2 ст. 28.5 Закона «О статусе военнослу- > жащих» и Перечнем грубых дисциплинарных проступков военнослужа- ^ щих10 административные правонарушения являются грубыми дисци- 0 плинарными проступками. о Кроме того, ст. 81 Дисциплинарного устава содержит императивные н предписания, в соответствии с которыми непосредственные командиры 0 (начальники) обязаны немедленно докладывать командиру воинской ча- р сти о получении данных о совершении подчиненными им военнослужа- ' щими грубых дисциплинарных проступков. > В свою очередь, командиры воинских частей обязаны назначать раз- а бирательства по факту совершения подчиненными военнослужащими с грубых дисциплинарных проступков, которые заканчиваются составле- н нием протоколов. о

Содержание названных правовых норм подтверждает правомочие ко мандиров воинских частей, установив наличие признаков администра тивного правонарушения, проводить разбирательство по факту соверше- и ния грубого дисциплинарного проступка.

Подтверждение нашим выводам находим в определении Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. № 496-О11, в котором отмечено, что военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет фактически те же права, что и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В связи с этим воинские должностные лица уполномочены на проведение разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного про-

О

п

Например, в соответствии КоАП РФ военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за следующие административные правонарушения:

нарушение запрета курения табака, потребления никотинсодержа-щей продукции или использования кальянов (ст. 6.24);

нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ст. 13.11);

нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2);

В

143

9 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749.

10 Приложение № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных сил РФ : утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749.

11 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

мелкое хулиганство (ст. 20.1);

нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2);

нарушение требований пожарной безопасности (в месте военной службы) (ст. 20.4);

невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП);

потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20);

появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21). К тому же добавим, что непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим административного правонарушения или дисциплинарного проступка также являются грубыми дисциплинарными проступками.

Вместе с тем в соответствии с позицией Верховного Суда РФ12 совершение одного из грубых дисциплинарных проступков признается значительным (существенным) отступлением от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, является невыполнением условий контракта и представляет собой самостоятельное основание для досрочного увольнения с военной службы. см При этом такое увольнение производится как в порядке дисципли-о I нарного взыскания, так и по результатам аттестации военнослужащего.

На основании изложенного приходим к выводу о том, что соверше-¡^ ние одного из таких административных правонарушений, как исполь-см зование никотинсодержащей продукции (курение) или потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, мелкое хулиганство, нарушение требований пожарной безопасности (в месте военной 144 службы), невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, появление в общественных местах в состоянии опьянения, может быть достаточным основанием для последующего досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

При указанных обстоятельствах, по нашему мнению, необходима работа по предупреждению недопущения несоразмерности применяемых санкций совершенным военнослужащими правонарушениям как в случае поступления в воинскую часть постановления о прекращении произ-

12 О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 (в ред. от 28.06.2016) // Рос. газета. 2014. 4 июня.

водства по делу об административном правонарушении, так и при условии проведения разбирательства должностными лицами воинской части по факту грубого дисциплинарного проступка — совершение административного правонарушения, за которое военнослужащие привлекаются к > дисциплинарной ответственности. > Наши выводы по существу оснований для досрочного увольнения с ^ военной службы не претендуют на то, чтобы быть истинными в конечной о инстанции, но являются приглашением к дальнейшей научной дискус- о сии по вопросу о привлечении военнослужащих к дисциплинарной от- н ветственности за совершение административных правонарушений. 0

Библиографический список ^

Казаков В. Н., Туганов Ю. Н. Дисциплина и дисциплинарная ответствен- ^

ность военнослужащих в публично-правовой сфере : соотношение понятий // а

Военное право. 2019. № 4 (56). С. 164-174. С

Кузнецов В. И. Особенности привлечения военнослужащих к админи- §

стративной ответственности // Военно-юридический журнал. 2021. № 1. 0

С. 7-11. р

Назарова И. С., Шеншин В. М. Особенности привлечения военнослужа- О

щих к административной ответственности // Военное право. 2015. № 2 (34). р

С. 63-72. В

из

Харитонов С. С. О некоторых аспектах привлечения военнослужащих е

к дисциплинарной ответственности за совершение грубых дисциплинар- е ных проступков (по материалам судебной практики) // Военное право. 2020. № 2 (60). С. 162-167.

References

X

Kazakov V. N., Tuganov Yu. N. Discipline and disciplinary responsibility of g military personnel in the public-legal sphere: correlation of concepts // Military law. 2019. № 4 (56). P. 164-174. a

Kuznetsov V. I. Features of bringing military personnel to administrative X responsibility // Military-legal journal. 2021. № 1. P. 7-11. •

Nazarova I. S, Shenshin V. M. Features of bringing military personnel to administrative responsibility // Military law. 2015. № 2 (34). P. 63-72.

Kharitonov S. S. On some aspects of bringing military personnel to disciplinary responsibility for committing gross disciplinary offenses (based on the materials of judicial practice) // Military law. 2020. № 2 (60). P. 162-167.

145

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Стоноженко К. А., кандидат юридических наук, доцент, .заместитель начальника кафедры гражданского права, полковник юстиции

E-mail: stonozhenkok@mail.ru

St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation

E-mail: emilzola1990@yandex.ru Stonozhenko K. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Civil Law Department, Colonel of Justice

E-mail: stonozhenkok@mail.ru

Саратовская государственная юридическая академия

Фаисханов Р. Р., аспирант кафедры административного и муниципального права

E-mail: emilzola1990@yandex.ru

Saratov State Law Academy Faiskhanov R. R., Post-graduate Student of the Administrative and Municipal Law Department

E-mail: emilzola1990@yandex.ru

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.