Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК СУБЪЕКТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК СУБЪЕКТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СРОЧНАЯ СЛУЖБА / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / SOLDIER / ADMINISTRATIVE OFFENSE / URGENT SERVICE / DISCIPLINARY PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович, Семов Владимир Ильич

Административная ответственность, традиционно находящаяся в центре внимания административно-правовой науки, в современных условиях выступает универсальным механизмом, защищающим правопорядок и общественные отношения в самых разнообразных сферах общественной и государственной жизни. Автор статьи изучает правовой статус военнослужащего как субъекта юридической ответственности за административные правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович, Семов Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF MILITARY PERSONNEL AS SUBJECT OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES

Administrative responsibility, traditionally the focus of administrative and legal science, in modern conditions is a universal mechanism that protects the rule of law and public relations in a wide variety of spheres of public and state life. The author of the article examines the legal status of the soldier as a subject of legal responsibility for administrative offenses.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК СУБЪЕКТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10299

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК СУБЪЕКТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Олег Валентинович ЗИБОРОВ, Владимир Ильич СЕМОВ

доктор юридических наук, доцент E-mail: vladimir.semoff@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

Аннотация. Административная ответственность, традиционно находящаяся в центре внимания административно-правовой науки, в современных условиях выступает универсальным механизмом, защищающим правопорядок и общественные отношения в самых разнообразных сферах общественной и государственной жизни. Автор статьи изучает правовой статус военнослужащего как субъекта юридической ответственности за административные правонарушения.

Ключевые слова: административная ответственность, военнослужащий, административное правонарушение, срочная служба, дисциплинарное наказание.

LEGAL STATUS OF MILITARY PERSONNEL AS SUBJECT OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES

Oleg Valentinovich ZIBOROV, Doctor of Law, Associate Professor Vladimir Ilyich Semov E-mail: vladimir.semoff@yandex .ru

Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative law; administrative process

Annotation. Administrative responsibility, traditionally the focus of administrative and legal science, in modern conditions is a universal mechanism that protects the rule of law and public relations in a wide variety of spheres of public and state life. The author of the article examines the legal status of the soldier as a subject of legal responsibility for administrative offenses.

Key words: administrative responsibility, soldier, administrative offense, urgent service, disciplinary punishment.

Сложный многоаспектный характер административной ответственности как социального и правового явления отражается в разнообразных подходах к ее определению и правовому регулированию. Проводимые в России в последние годы политические, социальные и экономические реформы, стремительное развитие законодательства об административных правонарушениях определяют необходимость научно-практического исследования современ-

ного состояния основных принципов и норм, составляющих такое явление правовой реальности, как административная ответственность.

Вопрос о том, что представляет собой административное правонарушение как основание административной ответственности, в отечественном и зарубежном правоведении решается неоднозначно. Одни отечественные авторы к административным правонарушениям относят только проступки, которые совершаются граж-

№ 5/2020

данами и юридическими лицами и выражаются в нарушении объективного права, правопорядка, охраняемого запретительными нормами административного права, прежде всего КоАП РФ. Существует также мнение, что административные правонарушения делятся на два основных вида: (а) неисполнение позитивных юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права; (б) нарушение административно-правовых запретов.

В условиях формирования в России административного судопроизводства разработка теоретических проблем административной юстиции также актуализирует целый комплекс проблем, которые в рамках традиционных для отечественного административного права воззрений представляются давно решенными. В этот комплекс проблем входят среди прочих концептуальные вопросы, вызываемые необходимостью пересмотра сложившейся для целей административного права теории административного правонарушения и административной ответственности.

В последние годы неизменно повышается роль судов в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях. Так, за 2019 г. в системе судов общей юрисдикции было рассмотрено 5 731 546 таких дел, что на 8,2% больше, чем в 2018 г. В Верховном Суде РФ, выступающем в качестве надзорной инстанции в производстве по делам об административных правонарушениях, в 2019 г. было рассмотрено 6737 жалоб по таким делам, 2,5% которых были удовлетворены1.

В Верховном Суде РФ в целях изучения актуальных проблем административного законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях, создан и функционирует отдел систематизации законодательства и анализа судебной практики в области административного судопроизводства,

Учитывая существующие ограничения наложения административного штрафа на военнослужащих срочной службы, можно сделать вывод о невозможности привлечения названной категории лиц к административной ответственности вообще, если санкция статьи Особенной части КоАП РФ в виде наказания закрепляет только административный штраф. Не вносят в этот вопрос окончательной ясности и положения ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, где закреплено правило: в случае когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.12 5 КоАП РФ, за исключением случаев,

когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях. Производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Представляется безусловно верным законодательное ограничение применения к военнослужащим за совершенные административные правонарушения административного ареста и обязательных работ. Однако запрет применения административного штрафа, мотивируемый в научной литературе необходимостью сохранения денежного содержания, представляется нам не вполне обоснованным. Такой довод не может быть убедительным, поскольку ни нормы УК РФ, ни нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не связывают применение штрафных санкций с необходимостью обеспечения сохранности денежного содержания военнослужащих, в том числе проходящих военную службу по призыву2.

В случае фиксации факта совершенного административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими режим видеозаписи, при вынесении постановления по делу вопрос о месте службы, работы, учебы собственника (владельца) транспортного средства, на котором совершено правонарушение, в частности военнослужащего, не исследуется. Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, связан с коррекцией принципа презумпции невиновности. Однако он не подрывает значения презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В данном случае речь идет о праве собственника, владельца, водителя транспортного средства обжаловать вынесенное постановление в связи с привлечением его к ответственности, а также в связи с невозможностью наложения административного штрафа на военнослужащего срочной службы3.

№ 5/2020

Таким образом, если военнослужащий подлежит административной ответственности на общих основаниях, то невозможность наложения на него какого-либо административного наказания и силу существующего правового регулирования предполагает последующее привлечение виновного к ответственности дисциплинарной. Полагаем, что в большинстве случаев военнослужащий предпочтет уплатить административный штраф, чтобы избежать последствий так называемой «дисциплинарной нака-занности» как следствия привлечения его к дисциплинарной ответственности за административное правонарушение. Вместе с тем воинский долг обязывает военнослужащих строго соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Как быть в случае, если военнослужащий совершил административное правонарушение, находясь в отпуске, в выходной день или на больничном? Правовое регулирование в данном случае содержит пробел4.

Исходя из системной взаимосвязи положений КоАП РФ и Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,5 можно сделать следующие выводы:

(1) военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях по около 200 статьям, указание на которые содержит ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ;

(2) за иные административные правонарушения военнослужащие должны привлекаться к дисциплинарной ответственности;

(3) если военнослужащий подлежит административной ответственности на общих основаниях, то невозможность наложения на него какого-либо административного наказания в силу особенностей существующего правового регулирования предполагает последующее привлечение виновного к ответственности дисциплинарной;

(4) в ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» противоправными деяниями, одновременно носящими признаки административно и грубых дисциплинарно наказуемых проступков, признаны административные правонарушения, за которые военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в

соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность;

(5) законодательное ограничение наложения административного штрафа на военнослужащих срочной службы делает невозможным привлечение названной категории лиц к административной ответственности вообще, если санкция статьи Особенной части КоАП РФ закрепляет такой вид наказания, как административный штраф;

(6) воинский долг обязывает военнослужащих строго соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Вместе с тем не является нарушением воинского долга совершение военнослужащим административного правонарушения во внеслужебное время (например, в отпуске, в выходной), и в данном случае нет оснований для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, кроме нарушений, за которые военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность;

(7) в КоАП РФ закреплен ряд правонарушений, при совершении которых нельзя сделать однозначный вывод, к какому виду ответственности следует привлекать военнослужащего. Это, например, нарушение финансового законодательства должностными лицами финансового отдела, выпуск заведомо неисправного автомобиля в рейс ответственным лицом и т.д.

С учетом особенностей статуса военнослужащего представляется, что привлечение его к ответственности за одно деяние возможно в дисциплинарном производстве или в производстве по делу об административном правонарушении. В правовом государстве, как указал еще более 20 лет назад Конституционный Суд РФ в п. 43 постановления от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»», в соответствии с общим принципом справедливой ответственности, «лицо не может быть дважды подвергнуто взысканию за одно и то же. Отступление от данного принципа приведет к явно чрезмерным ограничениям, не соответствующим целям

№ 5/2020

защиты конституционно значимых интересов, и, по сути, к умалению конституционных прав и свобод». Здесь также уместно привести мнения некоторых должностных лиц аппаратов военных судов, считающих неправомерным признание совершенного административного правонарушения военнослужащим вне службы, за которое он должен нести административную ответственность на общих основаниях, грубым дисциплинарным проступком, соответственно влекущим возможность наступления дисциплинарной и административной ответственности одновременно6.

На практике имеют место случаи, когда начальники (командиры) воинских частей после привлечения военнослужащего к ответственности на общих основаниях дополнительно налагают на него дисциплинарное взыскание. Поэтому очень важно разделять административные правонарушения, в результате совершения которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях,

и административные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность.

1 https://www.vsrf.ru/documents/statistics/28771/

2 См.: Тимошенко И.В. Понятийный аппарат законодательства об административной ответственности: состояние и направления развития: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 25.

3 См.: Цуканов П.П. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: Ав-тореф. дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2011.

С. 9.

4 См.: Шатская Е.Ю., Шмидт АА. К вопросу об административной ответственности военнослужащих // Вестн. ЮУрГУ. 2012. № 43. С. 96—97.

5 См.: СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

6 См.: Денисенко В.В. Третья кодификация админист-ративно-деликтного законодательства: время дискуссий, ожидания, разочарований и надежд // Административная ответственность: вопросы теории и практики: материалы Лазаревских чтений. М., 2004. С. 40.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.