Научная статья на тему 'О принципе равного избирательного права'

О принципе равного избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4590
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худолей Д. М.

Анализируются различные подходы к принципу равного избирательного права. Предлагается нормативно закрепить новый принцип равенства участников избирательного процесса (равенства в избирательном праве) в системе принципов избирательного права Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Principle of equal right of vote

The article deals with different points of view on principle of equal right of vote. The article contains proposes of establishment the principle of equality in election law in the system of principles of Russian election law.

Текст научной работы на тему «О принципе равного избирательного права»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007 Юридические науки Выпуск 8 (13)

О ПРИНЦИПЕ РАВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Д.М.Худолей

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Анализируются различные подходы к принципу равного избирательного права. Предлагается нормативно закрепить новый принцип равенства участников избирательного процесса (равенства в избирательном праве) в системе принципов избирательного права Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права считается одним из общераспространенных принципов избирательного права. Он закрепляется конституциями большинства демократических государств, ряд основополагающих международных актов устанавливают обязательность его соблюдения на выборах.

В российском праве принцип равного избирательного права закреплен на самом высоком уровне. В части первой ст. 81 Конституции РФ провозглашено, что выборы Президента РФ проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, принципа тайного голосования. В ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2006 г., далее -Закон «Об основных гарантиях...») содержится следующее определение принципа равного избирательного права: «граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях» [34].

Однако, несмотря на данное нормативное определение, в отечественной научной литературе нет единого подхода к пониманию принципа равного избирательного права. Так, многие ученые считают, что этот принцип устанавливает только равенство активного избирательного права (принцип равенства голосов избирателей, равное право голоса) [38. С. 69; 53. С. 436-437; 37. С. 406407]. Эта точка зрения появилась и укоренилась ранее остальных. Впрочем, в дальнейшем определение было дополнено: принцип означает равенство субъективного избирательного права (активного и пассивного),

© Худолей Д.М., 2007

равенство прав избирать и быть избранным (это определение более широкое по содержанию). И до настоящего времени весьма распространено следующее представление: принцип равного избирательного права касается сферы реализации субъективного избирательного права на стадии голосования [5. С. 53-54; 3. С. 32; 1. С. 84-99].

Для сохранения такого равенства необходимы определенные гарантии (установление равного «веса» и количества голосов, недопустимость проведения куриальных выборов, соблюдение равных юридических шансов избрания кандидатов)1. Избиратели имеют равное количество голосов (правило «один человек - один голос»), поэтому они включаются лишь в один список избирателей. Кандидаты же имеют одинаковые юридические шансы быть избранными, поэтому они могут баллотироваться лишь в одном округе. Перечисленные гарантии обеспечивают равное участие граждан в выборах в узком значении этого слова2, т. е. в голосовании3, на котором непосредственно реализуются права избирать и быть избранным. Данный подход распространен в России и за рубежом, его можно называть «узким» подходом.

Вместе с тем некоторые ученые стали придерживаться другой точки зрения: принцип равного избирательного права закрепля-

4

ет равные правовые условия участия граждан в голосовании, а также в процедуре выдвижения кандидатов, в осуществлении предвыборной агитации [15. С. 142; 22. С. 6]. Данное определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Считаем, что вполне логично утверждать следующее: равное участие граждан должно быть установлено не только на перечисленных стадиях избирательного процесса5, а вообще во всем изби-

рательном процессе (т. е. в выборах в широком значении этого слова6). Это выражается в установлении равенства субъективных избирательных прав, а также равного порядка их реализации на каждой стадии избирательного процесса. Поэтому нужно не только установить гарантии равенства голосов избирателей, но и предусмотреть равные правила участия граждан во всем избирательном процессе (равные правила участия в предвыборной агитации, наблюдении за выборами и др.). Данный подход связан с закреплением значительного объема гарантий равенства избирательных прав. Его можно называть «промежуточным», поскольку в настоящее время появилась иная точка зрения.

Так, некоторые авторы считают, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство статусов (равенство прав и обязанностей7, равные основания привлечения к юридической ответственности [18. С. 79], равную избирательную правосубъектность) индивидуальных и коллективных участников избирательного процесса [21. С.45; 18. С.79; 26. С. 19]. Определенная логика в таком подходе есть - формулировка «равное участие в выборах» означает установление равных правил участия в избирательных правоотношениях граждан. Следовательно, она может означать установление равенства не только избирательных прав, но и обязанностей, оснований возникновения правосубъектности, привлечения к ответственности. Причем такое равенство необходимо соблюдать как в отношении граждан, так и в отношении их объединений (партий). Условно такой подход можно называть «широким».

Международно-правовые акты в целом придерживаются «узкого» подхода. Такие акты, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [41], Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [6], определения принципа равного избирательного права не содержат. Анализ положений указанных актов позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство субъективного избирательного права. Этой цели и служат определенные гарантии (например, соблюдение

равного количества и «веса» голосов и др.). Согласно точке зрения разработчиков указанных документов, не требовалось включения в текст норм-дефиниций, так как категория «принцип равного избирательного права» не требует дополнительного разъяснения. С другой стороны, не всегда ясно, о равенстве какого субъективного права идет речь (только активного или активного и пассивного)?

Единого ответа на данный вопрос нет. Так, подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1962 г. осуществила толкование положений Всеобщей декларации прав человека и указала, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство активного и пассивного избирательных прав [12. С. 3; 29. С. 17]. В то же время некоторые международные акты отграничивают принцип равного избирательного права от принципа равенства кандидатов. Считается, что равенство пассивного избирательного права устанавливается принципом равенства кандидатов, а не принципом равного избирательного права (равного права голоса)8. С другой стороны, анализ положений ст. 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - Конвенция СНГ) от 7 октября 2002 г. [44] позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права означает установление равных правовых возможностей граждан участвовать как в голосовании, так и в отдельных избирательных действиях (в пп. 4-5 содержатся положения о соблюдении равенства прав кандидатов при проведении избирательной кампании), т. е. данная Конвенция основана на «промежуточной» точке зрения.

Однако стоит также отметить, что в последнее десятилетие в некоторых международных рекомендательных актах нашли воплощение и определенные положения «широкого» подхода. Иногда в состав положений принципа равного избирательного права включают требования об установлении равенства политических партий. Например, «Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принци-

пы и пояснительный доклад к нему», принятый Венецианской комиссией в 2002 г., одобренный в 2003 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы [29. С. 460-501], в разделе 2, посвященном принципу равного избирательного права, устанавливает равное право голоса, равенство избирательных прав, равные возможности кандидатов, партий участвовать в выборах.

Многие зарубежные государства придерживаются традиционного «узкого» подхода. Причем в законодательных актах некоторых государств закреплено, что принцип равного избирательного права провозглашает только равенство активного избирательного права. В законодательстве зарубежных государств, как правило, определения принципа равного избирательного права нет. Анализ же законодательных положений некоторых нормативных актов позволяет сделать вывод, что под равным избирательным правом понимается только установление равного права голоса9. Положения о равенстве пассивного избирательного права, с точки зрения зарубежного законодательства, - сфера действия иного принципа, принципа равенства кандидатов.

В России и в некоторых государствах СНГ, наоборот, наблюдается постепенный отход от традиционного «узкого» подхода. При этом еще в законах советского периода (Законе «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 г. [8], Законе «О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г. [10], в Законе «О выборах народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г. [9]) принцип равного избирательного права устанавливал равенство активного избирательного права (равные возможности избирателей участвовать в голосовании). Такое же понимание принципа было закреплено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. №56-ФЗ [40]. Теперь же принцип означает установление равного участия в выборах всех граждан. К сожалению, в Законе не уточнено, означает ли это установление равенство только избирательных прав (на этом основывается «промежуточный» подход) или всего правового статуса (прав,

обязанностей, оснований возникновения правосубъектности, оснований привлечения к ответственности - на этом основывается «широкий» подход)?

В некоторых решениях судов конституционной юстиции (Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ) содержится ответ на этот вопрос. Так, в Постановлении №26-П от 17 ноября 1998 г. Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равного избирательного права (равенства избирательных прав граждан10) устанавливает равные права на эффективную судебную защиту, защиту закона избирательных прав без всякой дискриминации по какому бы то ни было обстоя-тельству11. В первую очередь, это означает установление равных процедур реализации, а также защиты избирательных прав. Гарантией равенства избирательных прав является наличие единого правового регулирования отношений, в которых реализуются избирательные права граждан (т.е. должен предусматриваться определенный объем единых правил, процедур реализации, а также защиты избирательных прав, которые применяются равным образом при проведении любых выборов на территории РФ12).

Как и принцип формального равенства, принцип равного избирательного права требует в том числе установления равенства фактических возможностей. В силу этого в определенных случаях допускается установление различного порядка участия отдельных категорий граждан в выборах, избирательном процессе. Так, в некоторых государствах разрешается инвалидам голосовать вне помещения (у себя дома), для этого им необходимо вызвать представителей избирательной комиссии с выносной избирательной урной13. В целях защиты прав малочисленных народов допускается исключение из правила о соблюдении единой нормы представительства и др.

В ч. 2 ст. 5 Закона «Об основных гарантиях...» устанавливается равенство голосов избирателей, самое очевидное требование принципа равного избирательно права. Но принцип равного избирательного права не сводится только к установлению равенства активного избирательного права, в ст. 5 идет речь о равных основаниях (ус-

ловиях) участия граждан в выборах. Как выяснилось, эта формулировка означает установление равенства избирательных прав. Но должно ли это равенство соблюдаться только в ходе голосования (на выборах в «узком» значении этого слова) или на каждой стадии процесса (на выборах в «широком» значении)?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать судебную практику. Например, в Постановлении «По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня

1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №7-П от 25 апреля

2000 г. [50] Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равного избирательного права также означает юридическое равенство, равный правовой статус кандидатов на стадии выдвижения списка кандидатов. В решениях конституционных судов субъектов РФ эта правовая позиция была развита. Так, в постановлении «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 37, части 1 статьи 55, части первой статьи 56 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в связи с жалобой гражданина Галиах-метова Фазлиахмета Садретдиновича» от 5 февраля 2002 г.[39] Конституционный Суд Республики Башкортостан указал, что принцип равного избирательного права означает соблюдение равного правового статуса избирателей на каждой из стадий избирательного процесса. Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 12 мая 2003 г. указывает на необходимость сохранения равенства прав кандидатов на каждой стадии процесса [19].

Таким образом, принцип равного избирательного права, согласно толкованиям Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ понимается шире традиционной «узкой» научной точки зрения (равенство прав избирать и быть избранным). Более того, в решениях Конституционного Суда РФ наряду с формулой «принцип равного избирательного права» используется и иная - «принцип равенства избирательных прав граждан»14. Эти понятия употребляются Конституционным Судом РФ как равнозначные.

Здесь уместно остановиться на одной проблеме. Закон «Об основных гарантиях.» закрепил определения двух различных категорий: «избирательное право» и «избирательные права». Избирательное право (в субъективном смысле) - гарантированное право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (т. е. пассивное избирательное право, - положения пп. 26-27 ст. 2 указанного Закона). Закон также содержит определение понятия «избирательные права граждан». Под избирательными правами понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов и законами субъектов Российской Федерации (п. 28 ст. 2 Закона).

Таким образом, «избирательные права граждан» - понятие более широкое по объему, чем понятия «активное» и «пассивное избирательное право». По сути, данные избирательные права - конкретные субъективные права гражданина, которые он может реализовать в ходе подготовки и проведения выборов. Реализация активного, пассивного избирательных прав подразумевает и реализацию иных избирательных прав (чтобы победить на выборах, кандидату сначала необходимо пройти процедуру выдвижения и др.; для реализации активного избирательного права следует быть зарегистрированным в качестве избирателя15).

В некоторых научных работах изложена иная точка зрения: активное и пассивное избирательные права реализуются постепенно в ходе подготовки и проведения выборов [36. С. 3; 32. С. 15]. Видимо, речь идет о том, что субъективное избирательное право (активное и пассивное) есть комплексное правомочие, оно включает определенное количество конкретных прав, реа-

лизуемых при совершении отдельных избирательных действий (при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов и др.).

Мы не поддерживаем эту точку зрения. Считаем, что активное и пассивное избирательные права непосредственно реализуются именно на стадии голосования, это есть основные права16. Кроме этих прав есть и иные избирательные права, которые носят «обслуживающую», «вспомогательную» роль. Они реализуются как до, во время, так и после проведения голосования. На наш взгляд, подход, согласно которому избирательное право является комплексным (включает ряд правомочий), не соответствует положениям закона. Например, установлено, что гражданин вправе принимать участие в отдельных избирательных действиях (в действиях по выдвижению кандидата, осуществлению предвыборной агитации) даже в том случае, если он не обладает в данный момент активным избирательным правом, но будет им обладать на момент проведения голосования (ч. 1 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.»). Иностранный наблюдатель также обладает избирательным правом участвовать в наблюдении за проведением выборов, но обычно он не имеет прав избирать и быть избранным. Как видно, субъектный состав данных правомочий различается. Все это свидетельствует о том, что активное и пассивное избирательные права связаны с иными избирательными правами, это есть основные и дополнительные, «обслуживающие» правомочия, но они не соотносятся между собой как целое и часть.

Полагаем, что закрепления равного права избирать и быть избранным недостаточно для установления равного участия граждан в выборах. Необходимо также предусмотреть равные права граждан совершать отдельные избирательные действия, поскольку между основными и дополнительными полномочиями существует неразрывная связь. В силу этого считаем, что принцип равного избирательного права предусматривает равенство всех избирательных прав граждан, равное участие граждан во всем избирательном процессе.

Следует также обратить внимание на то, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г., постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2003 г. и постановлении Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г. говорится о соблюдении равенства не только прав избирателей и кандидатов на каждой стадии процесса, но и их юридических статусов. На наш взгляд, эти позиции необходимо рассматривать вместе с другой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении «По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 г.» №9-П от 10 июля 1995 г. В нем Суд указал, что принцип равного избирательного права определяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими права избирать и быть избранным [11]. Анализ данного постановления позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права устанавливает только равные избирательные права, а не обязанности, основания привлечения к ответственности и др. Однако не исключено, что российские суды изменят эту позицию.

В решениях конституционных судов содержится определение принципа равного избирательного права, которое отличается от традиционного «узкого» подхода (принцип равного избирательного права означает равенство субъективного избирательного права). Более того, суды в этих решениях наравне с формулой «принцип равного избирательного права» оперируют формулировкой «принцип равенства избирательных прав граждан».

На наш взгляд, формула «принцип равенства избирательных прав» адекватно отражает современное понимание принципа, предполагает необходимость соблюдения равенства прав граждан в ходе проведения выборов в широком смысле слова, что требует создания гарантий этих прав (равных процедур, равных правил) применительно ко всем стадиям избирательного процесса17. Вполне возможно, что такое понимание принципа будет являться основой развития

законодательства по пути оптимизации защиты избирательных прав.

В данный момент судебной практикой не признается, что принцип равного избирательного права означает наделение граждан избирательной правосубъектностью18 (это является сферой действия принципа всеобщего избирательного права)19. Считается, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство прав индивидуальных субъектов (граждан); равенство коллективных субъектов закрепляется другим принципом - принципом равенства избирательных объединений (см. Постановление Конституционного Суда РФ №7-П от 25 апр. 2000 г.).

Таким образом, в РФ в конце XX в. произошел отход от классического «узкого» подхода к пониманию принципа равного избирательного права к «промежуточному». Более того, необходимо констатировать, что наблюдается тенденция к дальнейшему расширению содержания принципа равного

избирательного права, признанию «широко-

20

го» подхода . Мы выступаем против признания «широкого» подхода. Авторы, придерживающиеся «широкого» подхода, настаивают на том, что в избирательном праве должен быть принцип, устанавливающий равные правовые статусы индивидуальных и коллективных участников избирательного процесса. Мы согласны с такой позицией, не согласны с авторами «широкого» подхода в другом важном положении - принципом, устанавливающим равенство правовых статусов, не должен быть принцип равного избирательного права.

На наш взгляд, «промежуточный» подход наиболее корректен. Формула «принцип равного избирательного права» не подразумевает установление равенства обязанностей, оснований возникновения избирательной правосубъектности граждан. В важнейших международных актах принцип равного избирательного права обособляется от принципа всеобщности (считается, что это два самостоятельных принципа)21. «Широкий» же подход основывается на другом взгляде: принцип всеобщности - это лишь часть принципа равного избирательного права. Очевидно, что «широкий» под-

ход противоречит положениям важнейших международных актов.

В данный момент практика требует закрепления в законодательстве принципа, устанавливающего равенство субъектов избирательного права, ибо такого принципа в системе принципов избирательного права РФ нет. Федеральный законодатель эту объективную потребность пока не выявил. Вследствие этого судам приходится постепенно расширять содержание принципа равного избирательного права (суды - не законотворческие органы, они не вправе формулировать новый принцип избирательного права, это - прерогатива законодателя). Вполне возможно, что если новый принцип избирательного права не будет закреплен, то суды вынуждены будут пойти на признание «широкого» подхода. На наш взгляд, расширение содержания принципа равного избирательного права недопустимо, требуется закрепление в законе нового принципа избирательного права.

В некоторых международных актах такой принцип уже предусмотрен. Например, в ст. 10 Конвенции СНГ закреплен принцип справедливых выборов22. Так, согласно Конвенции СНГ, принцип справедливых выборов означает создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса. При проведении справедливых выборов также должно соблюдаться всеобщее и равное избирательное право, равные правовые условия для участия каждого кандидата или каждой политической партии в избирательной кампании. Нетрудно заметить, что принцип справедливых выборов, согласно Конвенции СНГ, является комплексным, он требует установления всеобщего и равного избирательного права, равенства кандидатов, избирательных объединений. Мы соглашаемся с тем, что в избирательном праве необходимо закрепить комплексный принцип, устанавливающий равенство участников избирательного процесса, объединяющего положения принципов всеобщего, равного избирательного права, равенства кандидатов, партий перед законом. Мы не согласны лишь с формулировкой. Равенство участников процесса не должен закреплять принцип справедливых выборов, т. к.

справедливость в общеупотребительном смысле - установление соразмерности между поступком и его правовой оценкой (меж-

23

ду преступлением и наказанием , трудом и его оплатой) [20. С. 9]. На наш взгляд, наиболее приемлемы следующие формулировки: принцип равенства в избирательном праве, равенства участников избирательного процесса. Схематически структуру этого принципа можно представить следующим образом.

равные отраслевые (а не базовые) статусы субъектов27. Используя метод движения от абстрактного (общеотраслевой уровень системы принципов) к конкретному (принципы отрасли, подотрасли права), мы с неизбежностью приходим к выводу, что и на уровне избирательного права также должен существовать принцип, провозглашающий равенство правовых статусов субъектов. Тем не менее подобный принцип в избирательном законодательстве не закреплен и его

Принцип равенства избирательных объединений

Иные положения

Принцип равенства кандидатов

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип равного избирательного права

Считаем, что принцип равенства в избирательном праве является комплексным, в него включаются положения ряда принципов, но некоторые его положения не охватываются принципами равного, всеобщего избирательного права, принципами равенства кандидатов, партий перед законом. Такими положениями являются требования о соблюдении равенства обязанностей избирателей, участвующих в совершении отдельных избирательных действий и др.

В заключение следует отметить следующее. В любой отрасли права присутствуют принципы, закрепляющие равные специальные юридические статусы24 субъектов правоотношений, устанавливающие равенство этих субъектов перед законом (такими, например, являются принцип равенства граждан перед уголовным законом в уголовном праве25, принцип равенства участников гражданского оборота в гражданском праве26). Эти принципы - «полноценные потомки» общеотраслевого принципа равенства граждан и организаций перед законом и судом, они развивают все его положения и отличаются лишь тем, что устанавливают

отсутствие заметно ощущается. При этом наметились две основные тенденции по преодолению данного пробела. Первый: закрепление принципа справедливых выборов (Конвенция СНГ). Второй: расширение содержания принципа равного избирательного права (т. е. «широкий» подход).

На наш взгляд, оба подхода не совсем корректны (определение не соответствует определяемому). Равенство участников процесса не должен закреплять принцип справедливых выборов. Формула «принцип равного избирательного права», в свою очередь, не подразумевает установления равенства обязанностей, избирательных цензов. Полагаем, что в избирательном праве необходимо закрепить принцип, устанавливающий равные статусы индивидуальных и коллективных субъектов, но им должен быть новый принцип - принцип равенства в избирательном праве (принцип равенства участников избирательного процесса). Расширение содержания принципа равного избирательного права целесообразно «остановить» на наиболее корректном «промежуточном» уровне.

Считаем, что необходимо нормативно закрепить определение принципа равного избирательного права, соответствующее «промежуточному» подходу. Существующее нормативное определение рассматриваем как не вполне корректное. В ч. 1 ст. 5 Закона «Об основных гарантиях.» установлено, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях. Как уже говорилось выше, категория «выборы» является многозначной, более того, в указанном определении не уточняется, означает ли установление равного участия граждан в выборах закрепление равенства избирательных прав или всего специального правового статуса.

В то же время некоторые определения принципа равного избирательного права, содержащиеся в решениях судов конституционной юстиции, мы также считаем некорректными. Так, в постановлении Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г. указано на необходимость соблюдения равного правового статуса избирателя на каждой стадии процесса. Систематический анализ судебной практики привел нас к выводу, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство лишь одного элемента специального правового статуса граждан - избирательных прав.

Ввиду этого мы предлагаем в ч. 1 ст. 5 Закона «Об основных гарантиях.» закрепить следующее определение принципа: «Граждане Российской Федерации, обладающие избирательными правами, участвуют в избирательном процессе на равных основаниях. Законом устанавливается равенство избирательных прав и возможностей по их реализации на каждой стадии из-

28

бирательного процесса»28.

Дальнейшее неоправданнее расширение содержания принципа равного избирательного права будет остановлено также в случае нормативного закрепления принципа равенства в избирательном праве (равенства участников избирательного процесса). Поэтому предлагаем внести в Закон «Об основных гарантиях.» ст. 3.1 «Равенство участников избирательного процесса перед законом», закрепляющую следующие положения:

«1. Участники избирательного процесса равны перед законом.

2. Равенство участников избирательного процесса, в частности, обеспечивается соблюдением всеобщего и равного избирательного права, а также установлением равных правовых статусов избирателей, кандидатов или избирательных объединений на каждой стадии избирательного процесса.

3. Не признается нарушением данного принципа установление особых мер, направленных на достижение равенства фактических возможностей участников избирательного процесса».

Согласно такому подходу принцип равного избирательного права - это лишь часть консолидированного принципа равенства участников избирательного процесса. На наш взгляд, этот подход является более логичным, соответствующим научным взглядам. Его признание позволит также устранить возможные проблемы (в случае дальнейшего расширения содержания принципа равного избирательного права неизбежно возникнут вопросы о его соотношении, например с принципом всеобщности).

1 Здесь и далее под гарантиями принципа равного избирательного права будут пониматься те или иные установленные в законе требования, а также процедуры, правила реализации избирательных прав, обеспечивающие равенство прав и возможностей граждан. Это определение основывается на нормативной дефиниции категории «гарантия избирательных прав граждан». (см.: п. 11 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях. ».

2 Выборы в узком значении - один из способов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, он заключается в вынесении избирателями посредством голосования решения о том, кто займет выборную должность. См., например: [27. С. 130]. Нормативное определение категории «выборы» также базируется на «узком» подходе. Так, в п. 9 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях...» указано, что выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Согласно Конституционному Суду РФ, выборы (в узком значении) - это способ выявления воли народа и формирования соответ-

ствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления. Выборы, по мнению Суда, должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании. Отсюда можно сделать вывод, что выборы (в узком значении) ассоциируются с голосованием. См.: п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» №17-П от 10 июня 1998 г. [48].

3 Под голосованием в конституционном праве обычно понимают действия гражданина, которым он отдает свой голос в целях принятия определенного решения (избрания выборного лица, его отзыва, а также при проведении референдума). См.: [54. С. 34].

4 Словарь С. И. Ожегова дает несколько определений понятий «условие»: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; устное или письменное соглашение; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, обстановка, в которой происходит что-нибудь. См.: [35. С. 115, 1099]. Под правовыми условиями, следовательно, можно понимать те или иные правила, процедуры участия граждан в выборах.

5 Под избирательным процессом можно понимать комплекс упорядоченных действий (мероприятий) по организации и проведению выборов, процесс подразделяется на определенные стадии. См., например: [4. С. 159]. Некоторые отечественные ученые уточняют изложенное выше определение избирательного процесса. Так, в частности, Ю.А.Веденеев, С.Д.Князев считают, что избирательный процесс -комплекс правоотношений, которые объединены в определенные стадии. См.: [7. С. 34]. Подход к пониманию процесса как системы правоотношений весьма популярен среди ученых-процессуалистов. См., например: [30. С. 56]. Эта точка зрения, на наш взгляд, заслуживает признания, так как те или иные избирательные действия уполномоченных органов государства, избирательных комиссий, кандидатов, избирателей, составляющие избирательный процесс, в свою очередь, являются материальным содержанием правоотношений, в которых реализуются избирательные права (такой вывод можно сделать после анализа легального определения избирательных прав граждан, содержащегося в п. 28 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях...»). Так, на стадии выдвижения кандидатов реализуется право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), на стадии формирования избирательных комиссий - право участвовать в их образовании.

6 Выборы в широком смысле - комплекс мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, проведением предвыборной агитации, голосованием, определением результатов и совершением др. избирательных действий. См.: [45. С. III]. Эта точка зрения

стала получать и официальное признание. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г. термин «выборы» понимается как совокупность стадий выдвижения, регистрации кандидатов, проведения голосования, подведения итогов и распределения мандатов (т. е. как избирательный процесс). См.: п. 7 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г.

7 И. В. Выдрин считает, что принцип равного избирательного права означает установление равных прав и обязанностей избирателей и кандидатов. См.: [13. С. 14], а также: [32. С. 18].

8 Такие положения содержатся в гл. 3 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой на 154 сессии Межпарламентского союза 26 марта 1994 г. В гл. 1 Декларации закрепляется принцип «равного голосования». См.: [29. С. 335348].

9 Такое понимание принципа существует и во Франции, Италии, например. В ФРГ закреплен принцип равных выборов (§ 1 Федерального закона о выборах 1956 г.), однако немецкими учеными он традиционно понимается как установление равенства прав избирателей. Этот взгляд основывается на положении п. 1 ст. 38 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.: «Депутаты Германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием». См.: [45. С. 183, 289, 362-363.]

10 Анализ данного Постановления позволил сделать вывод, что формулировки «принцип равного избирательного права» и «принцип равенства избирательных прав» используются как равнозначные.

11 Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ считают, что эффективная судебная защита предполагает, в частности, признание обязательной силы судебного решения, создание условий для реальной исполнимости на практике судебных решений, восстановления нарушенных прав. См.: п. 40 решения Европейского Суда по правам человека «Хорнсби против Греции (Hornsby vs. Greece)» от 19 марта 1997 г. [16. С. 430-453]; п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи жалобой гражданина А. М. Траспова» №1-П от 15 января 2002 г. [42].

12 Например, в РФ выборы на территории всей страны должны быть альтернативными, при проведении любых выборов должны применяться единые избирательные цензы. См. п. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №10-П от 11 июня 2002 г. [50].

13 Это правило установлено в США после принятия в 1984 г. Закона о доступности избирательных участков для престарелых и инвалидов. См.: [16. С. 50].

14 См., например: пункты 3-6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По де-

лу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г. Борисова, А. Бучнева, В. Лошманова, Л. Маховой» №4-П от 23 марта 2000 г. [49]; п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г.

15 В ряде государств регистрация (США, Мексика, Великобритания) избирателей происходит на основании заявлений граждан, которые вступают в правоотношения с органами, проводящими выборы. В этих правоотношениях реализуются субъективные избирательные права. См.: [52. С. 210].

16 Активное избирательное право подразумевает возможность избирать, т.е. голосовать, подавать свой голос за или против кандидата, списка партии. Пассивное избирательное право не подразумевает каких-либо действий со стороны кандидата на стадии голосования (поэтому оно и именуется пассивным). Если придерживаться подхода, что пассивное право - комплексное правомочие, мы с неизбежностью придем к выводу, что реализация этого комплексного права потребует ряда активных действий (выдвижение кандидатуры, участие в предвыборной агитации и др.), т. е. пассивное право, по сути, вовсе и не оказывается пассивным. Нетрудно также заметить, что в этом случае пассивное право не будет существенным образом отличаться от активного (избиратели также участвуют в осуществлении предвыборной агитации, например).

17 Однако мы не настаиваем на официальном изменении наименования принципа. Формула «принцип равного избирательного права» закреплена в Конституции РФ. Следовательно, смена наименования повлечет за собой внесение изменений в текст Конституции РФ, что нецелесообразно. К тому же нельзя забывать, что активное и пассивное избирательное право - основные правомочия, иные избирательные права - дополнительные, они играют «обслуживающую» роль, самостоятельного значения они не имеют (граждане реализуют дополнительные права только в целях реализации основных). В силу этого формула «принцип равного избирательного права» вполне соответствует современному пониманию принципа - установление равенства как основных, так и дополнительных избирательных прав.

18 Под избирательной правосубъектностью можно понимать способность быть субъектом избирательного права. Термин «правосубъектность» означает единство правоспособности (способности иметь права и нести обязанности) и дееспособности (способности самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их). См.: [53. С. 367-368].

19 Цензы избирательного права, в том числе цензы неизбираемости, закреплены в ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.», установившей принцип всеобщности. В пункте 2.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законода-

тельных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 108 Конституции Татарстан, ст. 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» №12-П от 9 июля 2002 г. Суд указал, что установление цензов избирательного права - сфера принципа всеобщности, а не принципа равного избирательного права. См.: [43].

20 Такой вывод можно сделать после анализа постановлений Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г., Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2003 г., Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г. Определения принципа равного избирательного права, закрепленные в них, скорее основываются на «широком» подходе, чем на «промежуточном».

21 Например, в ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека указано, что выборы должны проводиться с соблюдением принципов всеобщего и равного избирательного права.

22 Видимо, это объясняется тем, что современные английский, французский языки заимствовали эту категорию из латинского (по-французски «справедливость» - «equite», по-английски - «equity», нетрудно заметить, что эта категория происходит из латинского «aequitas»). Латинское слово aequitas имеет два значения - справедливость и равенство. В древнегреческом языке категории «равенство» и «справедливость» также были синонимами. Например, в работе «Никомахова этика» Аристотель замечает, что термин «правосудность» (справедливость, по-гречески - dikaion) означает деление пополам, деление на равные части. См.: [28. С. 154]. Однако, на наш взгляд, категории «равенство» и «справедливость» хотя и взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу. Согласно мнению многих теоретиков права, суть справедливости заключается в соблюдении соответствия, соразмерности (равенства) между действием и результатом, воздаянием (преступлением и наказанием, трудом и его оплатой и др.). Поступать по справедливости - значит воздавать каждому свое, по его заслугам. Разумеется, для этого необходимо соблюдать правовое равенство (решение суда будет справедливым в том случае, когда все субъекты будут восприниматься как равные, по аналогичным делам будут выноситься аналогичные решения, т. е. при условии соблюдения равенства граждан перед законом и судом). Соблюдение режима равенства между субъектами - только условие сохранения или восстановления справедливости, не более. Смысл справедливости не заключается в установлении правового равенства. См., например: [33. С. 17-25]; [24. С. 243]; [14. С. 5] и др. Мы считаем, что в ст. 10 Конвенции принцип справедливости не закреплен. Принцип справедливых выборов должен создавать условия для выявления подлинной воли избирателей (он устанавливает соответствие между голосованием и выявлением избранных лиц). На наш взгляд, принцип справедливых выборов - принцип подлинных выборов (такой принцип закреплен ст. 9 Конвенции СНГ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 См. ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации №63-ФЗ от 3 июня 1996 г. (в ред. от 27 июля 2006 г.) [47].

24 Специальный статус отражает правовое положение субъекта, участвующего в отношениях, урегулированных нормами права определенной отрасли, подотрасли. См.: [23. С. 369]; [25. С. 549].

25 Статья 4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

26 См. ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 4 декабря 2006 г.) [46].

27 Традиционно в науке считается, что специальный статус развивает положения базового (конституционного) статуса человека и гражданина, это выражается в наделении дополнительными правами, обязанностями. См.: [25. С. 549].

28 На наш взгляд, в Законе «Об основных гарантиях.» в ч. 1 ст. 5 необоснованно содержатся определения принципов двух различных подотраслей конституционного права: избирательного и референ-думного. Считаем, что положения о равном праве на участие в референдуме необходимо закрепить отдельно (в части второй, например), т. к. между принципами равного избирательного права и равного права на участие в референдуме существуют определенные различия.

Библиографический список

1. Авдеенкова М. Принципы избирательного права / М.Авдеенкова, Ю.Дмитриев // Право и жизнь. 2000. №28.

2. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 5 / Аристотель // Соч.: в 5 т. М., 1984. Т. 4.

3. Астафичев А. П. Избирательное право России: современное состояние и перспективы / А.П.Астафичев. Орел, 1999.

4. Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В.Баглай, В.А.Туманов. М., 1998.

5. Белкин А.А. Социальное воспроизводство и государственное право / А.А.Белкин. Л., 1991.

6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

7. Веденеев Ю.А. Избирательные правоотношения / Ю.А.Веденеев, С.Д.Князев // Государство и право. 1999. №5.

8. Ведомости ВС РСФСР. 1978. №32. Ст. 845.

9. Там же. 1989. №41. Ст. 1305.

10. Там же. 1989. №41. Ст. 1306.

11. Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №4.

12. Вешняков А.А. ООН и избирательные стандарты: некоторые аспекты станов-

ления и развития / А.А.Вешняков // Журн. росс. права. 2005. №10.

13. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации / И.В.Выдрин. М., 2004.

14. Дигесты Юстиниана. М., 1984.

15. Дмитриев Ю.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю.А.Дмитриев, В.Б.Исраелян. М., 2004.

16. Европейский Суд по правам человека. Избр. решения / под ред. В. А. Туманова. М., 2000. Т. 2.

17. Зарубежное избирательное право / под ред. А.С.Автономова. М., 2003.

18. Зиновьев А.В. Избирательная система России / А.В.Зиновьев, И.С.Полякова. СПб., 2003.

19. Карелия (газ.). 2003. 24 мая.

20. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. С.А.Панина. М., 2002.

21. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ / отв. ред. Е.И.Колюшин. М., 2003.

22. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» / под ред. С.Н.Братановского, А.А.Рождествина. М., 2005.

23. Конституционное право Российской Федерации / под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявского. М., 2001.

24. Корельский В.М. Теория государства и права / В.М.Корельский. М., 2000.

25. Корельский В.М. Теория государства и права / В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. М., 2002.

26. Крылов Б.С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве / Б.С Крылов // Журн. росс. права. 2001. №11.

27. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации / О.Е.Кутафин. М., 1993. Ч.1.

28. Латинско-русский словарь. М., 1976.

29. Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред. А.А.Вешняков. М., 2004.

30. Мозолин В.П. О гражданско-процессуальном правоотношении / В.П.Мозолин // Государство и право. 1995. №6.

31. Научно-практический комментарий к конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.В.Лазарев. М., 2003.

32. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред.

A.А.Вешняков. М., 2003.

33. Нерсесянц В.С. Философия права /

B.С.Нерсесянц. М., 1997.

34. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

Г1«Л Г» WTTO ТТ ТЭ ГЧЛЛТТТХЛТ/* rvii iTln ТТ П1Л п тттттт • fTl Q

37. Пугачев В. П. Введение в политологию / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. М., 2000.

38. Пылин В.В. Избирательное и референ-думное право Российской Федерации / В.В.Пылин. СПб., 2001.

39. Республика Башкортостан (газ.) 2002. 19

ABOUT PRINCIPLE OF EQUAL RIGHT OF VOTE

D.M.Khudoley

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

46. СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

47. Там же. 1996. №25. Ст. 2954.

48. Там же. 1998. №25. Ст. 3002.

49. Там же. 2000. №13. Ст. 1429.

50. Там же. №19. Ст. 2102.

51. Там же. 2002. №25. Ст. 2515.

52. Сравнительное конституционное право / под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002.

53. Юридический энциклопедический словарь. М., 1994.

54. Юридический энциклопедический словарь / под ред. О.Е.Кутафина. М., 2002.

The article deals with different points of view on principle of equal right of vote. The article contains proposes of establishment the principle ef equality in election law in the system of principles of Russian election law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.