Научная статья на тему 'Избирательные стандарты Содружества Независимых Государств'

Избирательные стандарты Содружества Независимых Государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1466
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНВЕНЦИЯ О СТАНДАРТАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ / КОНСТИТУЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / THE PRINCIPLES OF SUFFRAGE / INTERNATIONAL ELECTORAL STANDARDS / ELECTORAL STANDARDS / LEGAL ELECTION STANDARDS / CONVENTION ON STANDARDS OF DEMOCRATIC ELECTIONS / CONSTITUTION STATES PARTICIPANTS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алёхина Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются избирательные стандарты Содружества Независимых Государств, установленные Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств; отмечается взаимосвязь принципов избирательного права и правовых избирательных стандартов; представлены правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов. Рассмотрены особенности правового регулирования принципа всеобщего избирательного права в конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Electoral Standards of the Commonwealth of Independent States

The article deals with electoral standards of the Commonwealth of Independent States, established by the Convention on the Standards of Democratic Elections, Electoral Rights and Freedoms in the states members of the Commonwealth of Independent States; It noted the relationship of the principles of electoral law and legal election standards; presented legal electoral standards, ensuring a uniform understanding and application of the principles of universal, equal and direct suffrage, as well as the principles of obligation and periodicity of elections. The peculiarities of the legal regulation of the principle of universal suffrage in the constitutions of states participants of the Commonwealth of Independent States.

Текст научной работы на тему «Избирательные стандарты Содружества Независимых Государств»

g Алёхина И. С.

| Избирательные стандарты g Содружества Независимых Государств

о

ш Алёхина Ирина Сергеевна

m Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

О Доцент кафедры конституционного и административного права

™ Кандидат юридических наук

cl Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 3 класса

^ [email protected]

< РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются избирательные стандарты Содружества Независимых Государств, установленные Конвенцией о стандартах демократических выборов, из-§ бирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых

Государств; отмечается взаимосвязь принципов избирательного права и правовых избирательных стандартов; представлены правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов. Рассмотрены особенности правового регулирования принципа всеобщего избирательного права в конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

принципы избирательного права, международные избирательные стандарты; избирательные стандарты; правовые избирательные стандарты; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств; конституции государств-участников Содружества Независимых Государств

Alekhina I. S.

The Electoral Standards of the Commonwealth of Independent States

Alekhina Irina Sergeevna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) associate Professor of the Chair of Constitutional Law PhD in Jurisprudence

State Counsellor 3rd Class of the Saint-Petersburg [email protected]

ABSTRACT

The article deals with electoral standards of the Commonwealth of Independent States, established by the Convention on the Standards of Democratic Elections, Electoral Rights and Freedoms in the states — members of the Commonwealth of Independent States; It noted the relationship of the principles of electoral law and legal election standards; presented legal electoral standards, ensuring a uniform understanding and application of the principles of universal, equal and direct suffrage, as well as the principles of obligation and periodicity of elections. The peculiarities of the legal regulation of the principle of universal suffrage in the constitutions of states — participants of the Commonwealth of Independent States.

KEYWORDS

the principles of suffrage; international electoral standards; electoral standards; legal election standards; Convention on Standards of Democratic Elections, Electoral Rights and Freedoms in the states — members of the Commonwealth of Independent States; Constitution states — participants of the Commonwealth of Independent States

Уверенно можно констатировать, что основные принципы избирательного права о нашли свое закрепление не только в международных документах, но и в конститу- ^ циях и законах государств-участников Содружества Независимых Государств. В на- ^ учной литературе кроме понятия «принцип избирательного права» часто встреча- Е^ ются понятия «международный стандарт», «международно-правовой стандарт», ^ «международный избирательный стандарт», «стандарты «правовой избирательный стандарт», «избирательный стандарт». о

Совпадает ли содержание понятий «принцип избирательного права» и «правовой о избирательный стандарт»? Если совпадает, то для чего такое терминологическое < многообразие? На наш взгляд, это безусловно различные по содержанию и на- ^ значению категории. Например, международно-правовой стандарт, в том числе х в сфере избирательного права, можно рассматривать как форму конкретизации 2 принципов, руководящие положения по их пониманию и применению (тесная не- н-разрывная взаимосвязь принципов и стандартов может быть хорошо проиллюстри- ^ рована нормами международно-правовых актов), а правовые избирательные стан- ° дарты обеспечивают единообразное понимание и применение принципов и норм избирательного законодательства.

А можно ли говорить о закреплении правовых избирательных стандартов в конституциях стран-участников СНГ? Какими правовыми избирательными стандартами обеспечивается единообразное понимание и применение принципов избирательного права?

Перед тем, как ответить на данные вопросы, в преддверии 15-летия принятия «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств», кратко напомним, как принималась данная Конвенция и какие документы были приняты на основе Конвенции.

Целесообразность принятия Конвенции была обусловлена тем, что в рамках Содружества Независимых Государств, важной задачей которого, как межгосударственного образования, является обеспечение прав и основных свобод человека в государствах Содружества в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Содружества Независимых Государств, не существовало единого (консолидированного) международного правового документа, закрепляющего стандарты демократических выборов, гарантии избирательных прав и свобод граждан, участия политических партий, общественных объединений в избирательном процессе, информационного и финансового обеспечения выборов, проведения предвыборной агитации, прозрачности процесса определения итогов голосования, установления результатов выборов и их опубликования, а также проведения национального (общественного) и международного наблюдения за голосованием и выборами в целом. Немаловажным фактором являлась и необходимость учета национальных демократических особенностей организации избирательного процесса в целях пополнения на их основе общепризнанных правовых начал организации свободных выборов, гарантий избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса [4, с. 773].

Таким образом, уникальность разработки и принятия Конвенции, проект которой «был подготовлен на основе обобщения и содержательного развития общепризнанных принципов и норм международного права, относящихся к организации избирательного процесса, в том числе международных обязательств государств-участников СНГ...» [2, с. 673], заключается в том, что впервые в мировой практике проведена кодификация стандартов демократических выборов в рамках межгосударственного образования — Содружества Независимых Государств и их закрепление в формате международно-правового акта — конвен-

о ции, носящей обязательный характер1. Это особенно важно для государств, ^ формирующих избирательные системы и правоприменительную практику на ^ основе концепции и модели правового регулирования демократических прав ЕЗ и свобод человека и гражданина.

Конвенция послужила исходной правовой базой для подготовки ряда документов Содружества Независимых Государств, которые стали дополнительными междуна-о родно-правовыми инструментами обеспечения соблюдения стандартов демокра-о тических выборов, избирательных прав и свобод граждан, иных участников выборов, < осуществления международного наблюдения за выборами в государствах-участ-^ никах Конвенции. На основе Конвенции в дальнейшем были приняты и одобрены х такие важные документы, как: Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на пре-2 зидентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участ-н- никах Содружества Независимых Государств2 и Декларация Межпарламентской ^ Ассамблеи государств и участников СНГ «О принципах международного наблюде-1= ния за выборами и референдумами в государствах-участниках СНГ»3. Кроме того, можно отметить международно-правовые документы, носящие рекомендательный характер и являющиеся вспомогательными методическими документами, в частности для организации и проведения международного наблюдения за выборами международными наблюдателями Содружества4. В рамках МПА СНГ продолжается работа по созданию комплексной базы модельного и рекомендательного регулирования избирательных процессов в государствах-участниках СНГ [3, с. 62-69].

В рамках Конвенции объединены (кодифицированы) и содержательно развиты международно-правовые нормы в области организации избирательного процесса

1 Разработка проекта Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (вступила в силу в ноябре 2003 г.), проекта Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (вступили в силу в декабре 2002 г.), проекта Положения о Межгосударственном избирательном совете Содружества Независимых Государств (одобрен в апреле 2004 г. на 23-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и направлен на рассмотрение Совета глав государств-участников Содружества) были включены в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств по инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и разработаны Временным творческим коллективом под руководством В. И. Лысенко, члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктора юридических наук (Институт государства и права РАН).

2 Одобрено решением Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2003 г. и в марте 2004 г. утверждено на заседании Совета министров иностранных дел СНГ.

3 Принята на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-5 от 25 ноября 2008 г.).

4 Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами, принятые в новой редакции постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 36-14 от 16 мая 2011 г.; Рекомендации по совершенствованию законодательства государств-участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами, принятые постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 36-13 от 16 мая 2011 г.; Рекомендации об общих принципах организации и проведения муниципальных (местных) выборов, местных референдумов и голосований / Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-11; Рекомендации по совершенствованию законодательства о выборах глав государств в странах СНГ / Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-12. На основе системы международно-правовых актов Содружества были разработаны и приняты модельные законы: «О национальном референдуме» (2012), «О статусе выборного лица местного самоуправления» (2014), в которых нашел свое отражение богатый национальный опыт государств Содружества.

посредством обобщения таких стандартов организации современного избиратель- о ного процесса, как демократические, периодические, обязательные, свободные, ^ подлинные, справедливые, конкурентные, открытые и гласные выборы, проводимые ^ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо- Е^ вании, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников ^ выборов, осуществление общественного и международного наблюдения за выборами, гарантии их реализации. В Конвенции впервые даны (с учетом политико-право- о

„, , со

вых реалий) развернутые определения вышеназванных стандартов (с учетом их о законодательного оформления в национальном избирательном законодательстве < государств-участников СНГ) и механизмы их реализации [4, с. 775]. с

Далее, рассматривая соотношение международных принципов и международ- х ных стандартов избирательного права, можно констатировать тесную и нераз- 2 рывную взаимосвязь названных категорий. Принцип есть категория универсаль- н-ного порядка. С позиции теории права принципы права — это основные, исход- ^ ные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права ° как специфического социального регулятора, наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В международном праве принципы — это «...руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права.». Принцип являет собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. В избирательном праве, принцип — это основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Международно-правовой стандарт, в том числе в сфере избирательного права, мы рассматриваем как форму конкретизации принципов, руководящие положения по их пониманию и применению. В этом отношении можно согласиться с уже имеющимся в научной литературе пониманием международных избирательных стандартов как международных правовых обязательств государств, конкретизирующих и развивающих основополагающий принцип международного права — уважение прав человека в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядок их проведения и подготовку соответствующей документации.

На наш взгляд, международно-правовой стандарт, в том числе в сфере избирательного права, можно рассматривать как форму конкретизации принципов, руководящие положения по их пониманию и применению. Тесная неразрывная взаимосвязь принципов и стандартов может быть хорошо проиллюстрирована нормами международно-правовых актов.

Однако в данном случае речь идет о специальных механизмах обеспечения надлежащего действия норм избирательного законодательства и защиты субъективных избирательных прав. Очевидно, что это несколько иной аспект проблематики совершенствования и обеспечения эффективности избирательного законодательства.

Правовой избирательный стандарт можно рассматривать как совокупность признанных на международном и внутригосударственном уровне правовых норм и нормативных требований, обобщающих накопленный опыт правового регулирования общественных отношений в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти, направленных на обеспечение единообразного понимания и применения принципов и норм избирательного законодательства. Правовые избирательные стандарты объединяют правовые нормы материального и процессуального характера, правоприменительную практику. Критерием такого объединения рассматривается назначение стандарта, его особая роль в правоприменении. Правовые избирательные стандарты выступают в качестве норма-

о тивной основы и одновременно как одно из правовых средств процесса реали-^ зации норм избирательного законодательства [1].

^ Назначением стандарта, как уже подчеркивалось, является обеспечение едино-ЕЗ образного понимания и применения принципов и норм избирательного законода-^ тельства с целью эффективной реализации норм избирательного законодательства в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. о Правовые избирательные стандарты выступают в качестве нормативной основы о и одновременно как одно из правовых средств процесса реализации норм изби-< рательного законодательства.

Таким образом, еще раз подчеркнув, что разработка, совершенствование и даль-х нейшее исследование избирательных стандартов является актуальной, можно 2 представить правовые избирательные стандарты, обеспечивающими единообраз-н- ное понимание и применение принципов всеобщего, равного, прямого избираем тельного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов. ° Несомненно, указанный перечень принципов не полный.

Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа всеобщего избирательного права, являются: стандарт введения избирательных цензов; стандарт дополнительных условий реализации пассивного избирательного права граждан; стандарт, допускающий ограничения активного и пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина; стандарт, предусматривающий возможность для гражданина принять участие в голосовании в случае, если гражданин во время голосования не имеет возможность прибыть на избирательный участок по месту его основной регистрации, а также для граждан, проживающих за пределами избирательного округа; стандарт, предусматривающий участие в выборах (в голосовании), находящихся в день голосования на территории иностранных государств; стандарт, допускающий участие в выборах иностранных граждан; стандарт, ограничивающий статус депутата и выборного должностного лица; стандарт, предусматривающий особые условия реализации избирательного права военнослужащими.

Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа равного избирательного права, являются: равные условия выдвижения для кандидатов; кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (гарантии деятельности зарегистрированного кандидата); стандарт, ограничивающий свободу кандидатов, связанный с их должностным или служебным положением; стандарт территориальной основы выборов; отклонение от территориальной основы выборов для обеспечения представительства коренных и малочисленных народов.

Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа прямого избирательного права, являются: голосование за или против кандидата (списков кандидатов); состязательность выборов; альтернативность выборов; стандарт представительства.

Правовыми избирательными стандартами, обеспечивающими единообразное понимание и применение принципа периодичности и обязательности проведения выборов, являются: сроки проведения голосования; голосование должно быть проведено в определенно установленный день; стандарт, устанавливающий субъекты назначения выборов; стандарт совмещения выборов.

В связи с ограниченным объемом статьи далее будут рассмотрены правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение принципа всеобщего избирательного права, закрепленные в конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств.

Проанализировав конституции государств-участников Содружества Независимых Государств, можно сделать вывод, что основными законами этих государств пред-

усмотрено введение избирательных цензов (стандарт ограничения активного и пас- о

сивного избирательного права), который по своему характеру не является дис- ^

криминационным и не противоречит международным обязательствам некоторых ^

государств1, в частности предоставление пассивного избирательного права граж- EJ

данам по достижении определенного возраста. При этом следует отметить, что g

при указании возраста используются различные формулировки. Например, в от- L-

ношении глав государств конституции республик Азербайджана2, Армении3, Бела- о

руси4, Казахстана5, Кыргызстана6, России7 устанавливают, что Президент «может о

быть избран»; согласно конституциям республик Молдова8, Таджикистана9 и Укра- < ины10 Президент «избирается».

Следует отметить, что слова «голосование» и «выборы» не являются синонима- х

ми. Синонимом выборов является избирательная кампания. А голосование — лишь 2

один из самых важных завершающих этапов кампании. Тем не менее, в законах н

__о

1 Меры, которые не должны считаться дискриминационными — ст. 18 Конвенции о стан- с дартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.)

2 Конституция Республики Азербайджан, № 00 12 ноября 1995 г. Опубликована в «Собрании законодательства Азербайджанской Республики» (31 июля 1997 г., № 1) («VneshExpertSer-vice») [Электронный ресурс]. URL: http://ru.president.az/azerbayan/constitution (дата обращения: 21.07.2016).

3 Конституция Республики Армения (Принята референдумом Республики Армения 5 июля 1995 г. Конституционные изменения внесены референдумом РА 27 ноября 2005 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus (дата обращения: 21.07.2016).

4 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/print.aspx?guid=6351 (дата обращения: 21.07.2016).

5 Конституция Республики Казахстан (принята на референдуме 30 августа 1995 г.; вступила в силу 5 сентября 1995 г.;. внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г., 2 февраля 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.kz (дата обращения: 21.07.2016).

6 Конституция Кыргызской Республики (Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/konstitutsija/ print (дата обращения: 21.07.2016).

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.07.2016).

8 Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. (В редакции Законов Республики Молдова от 19.07.1996 г. № 957-XIII, 05.07.2000 г. № 1115-XIV, 12.07.2001 г. № 351-XV, 21.11.2002 г. № 1469-XV, 21.11.2002 г. № 1470-XV, 21.11.2002 г. № 1471-XV, 25.07.2003 г. № 344-XV, 29.06.2006 г. № 185-XVI) [Электронный ресурс]. URL: http://www.presedinte.md/ rus/constitution (дата обращения: 21.07.2016).

9 Конституция Республики Таджикистан была принята 6 ноября 1994 г. путем всенародного референдума. Таким же путем в нее были внесены изменения и дополнения 26 сентября 1999 и 22 июня 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (дата обращения: 21.07.2016).

10 Конституция Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 1996, № 30, ст. 141) {Текст Конституции Украины соответствует тексту, существовавшему до внесения изменений Законом Украины № 2222-IV от 08.12.2004. Закон Украины № 2222-IV от 08.12.2004 признан не соответствующим Конституции Украины (является неконституционным) в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия. См. Решение Конституционного Суда Украины № 20-рп/2010 от 30.09.2010} [Электронный ресурс]. URL: http:// rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf (дата обращения: 21.07.2016). В Конституцию Украины вносились изменения (отсутствует текст на русском языке).

о о выборах вместо термина «день голосования» часто используется термин «день ^ выборов». В связи с этим представляется, что формулировка «достигший на день ^ голосования возраста.» является наиболее правильно сформулированной, так как ЕЗ в ином случае возникает вопрос: «В какой день кандидату в депутаты законода-^ тельного органа должен исполниться 21 год? На момент выдвижения, на момент ^ регистрации или на день голосования?»

о Конституциями установлены дополнительные условия реализации пассивного о избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. В ре-< зультате проведенного анализа конституций государств-участников Содружества с Независимых Государств можно сделать вывод, что в Азербайджане, Армении, х Беларуси, Киргизии, России, Таджикистане конституциями установлена формули-2 ровка «не моложе» 35 лет, в Казахстане «не моложе 40 лет», «достигшее 35 лет» н- в Армении и Украине, «достигшее 40-летнего возраста» в Молдове. Указание на ^ допустимость установления максимального возраста установлено только консти-° туцией Кыргызской республики «не старше 70 лет».

Правовым избирательным стандартом дополнительных условий реализации пассивного избирательного права установлено также, что законодательно могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

В конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств эта норма применима к должности Президента страны, так в Армении, «одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза подряд»; «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды» (Киргизия); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд» (Молдова, Россия); «одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд» (Таджикистан, Украина). Таким образом, в Беларуси и Казахстане не установлено ограничений, не позволяющих одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Срок полномочий Президента составляет 4 года в Молдове, 5 лет в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Украине, 6 лет в России и 7 лет в Таджикистане.

Следует отдельно отметить, что согласно конституции Азербайджанской Республики допускается ограничение пассивного избирательного права для избрания Президента при наличии в отношении гражданина судимости за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, не имеющий двойного гражданства. В конституциях других государств нормы, ограничивающие избирательные права граждан, установлены в «общих» статьях.

Правовой избирательный стандарт, допускающий ограничения активного и пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина. В России, ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации для Президента Российской Федерации. Так, согласно ст. 81 Конституции Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин <...> постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Таким образом, гражданин Российской Федерации может реализовать свое пассивное избирательное права в любом субъекте Российской Федерации независимо от места его фактического проживания.

В конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств устанавливаются следующие ограничения для кандидатов на пост главы государства, связанные с проживанием на территории государства. Например «постоянно

проживающий свыше 10 лет» в Азербайджане, «постоянно проживающий последние о 10 лет» и «последние 10 лет являющийся гражданином» в Армении, «постоянно ^ проживающий не менее 10 лет непосредственно перед выборами» и являться ^ «гражданином по рождению» в Беларуси, «проживающий последние 15 лет» и яв- ез ляться «гражданином по рождению» в Казахстане, «проживающий в совокупности ^ не менее 15 лет» в Кыргызстане, «проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет», «постоянно проживающий не менее 10 лет» о в России, «постоянно проживающий не менее 10 последних лет» в Таджикистане, о «проживающий в течение 10 последних перед днем выборов лет» в Украине. <

Еще раз отметим, что в Беларуси и Казахстане Президент должен был быть ^ гражданином республики по рождению. х

Отдельно следует отметить, что согласно ст. 30 конституции Армении «законом 2 может устанавливаться право на участие в выборах органов местного самоуправле- н-ния и местных референдумах лиц, не имеющих гражданство Республики Армения». ^ Знание государственного языка требуется согласно конституциям: Казахстана ° (свободное владение), Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины.

Требование к наличию высшего образования установлено в конституции Азербайджана.

Правовой избирательный стандарт, ограничивающий право участвовать в выборах определенный круг лиц, предусмотрен конституциями в некоторых странах. Согласно конституции Азербайджана право участвовать в выборах военнослужащих, судей, государственных служащих, религиозных деятелей, лиц, лишенных свободы по вступившему в законную силу приговору суда, других лиц, указанных в настоящей конституции и законе, может ограничиваться законом.

В республике Молдова право избирать имеют граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом.

Законом может устанавливаться право на участие в выборах органов местного самоуправления и местных референдумах лиц, не имеющих гражданство Республики Армения.

Правовой избирательный стандарт, предусматривающий особые условия реализации избирательного права военнослужащими предусмотрен ст. 56 конституции Азербайджана, где сказано, что право участвовать в выборах военнослужащих может ограничиваться законом.

Значение законодательного и, в первую очередь, конституционного закрепления принципов избирательной системы трудно переоценить. Рассматривая избирательную систему как политико-правовой институт, нам представляется важным подчеркнуть необходимость закрепления как ее принципов, так и стандартов, обеспечивающих единообразное понимание и применение принципов именно на конституционном уровне. Принципы, на которых зиждется конституционная регламентация, не только определяют параметры всего законодательного регулирования, но и призваны служить критерием оценки принимаемого и действующего законодательства. К сожалению, в современных условиях, закрепляя и гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, конституции государств зачастую умалчивают об основных принципах его реализации, обязательных и универсальных для всех проводимых в стране выборов.

Литература

1. Алехина И. С. Понятие стандарта в избирательном праве // Северо-Западная академия государственной службы. Ежегодник, 2006 : сб. науч. ст. / под общ. ред. А. С. Горшкова. СПб. : Изд-во СЗАГС, 2006. С. 99-107.

о 2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для

н вузов / отв. ред. к.ю.н. А. А. Вешняков. М. : НОРМА, 2003.

^ 3. Лысенко В. И. Международные избирательные стандарты, демократические выборы в Европе

^ и СНГ: практика и перспективы // Развитие избирательного законодательства в странах СНГ:

> пути развития и практика применения: Материалы международного семинара (Баку, 16-17 декабря 2013 г.) / под общ. ред. А. И. Сергеева, А. В. Баранова. СПб. : Секретариат Совета

ш Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 2014.

о 4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях изо бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / ™ отв. ред. А. А. Вешняков; науч. ред. В. И. Лысенко. М. : НОРМА, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

< References

¡Е 1. Alekhina I. S. Concept of the standard of the electoral law [Ponyatie standarta v izbiratel'nom ^ prave] // North-West academy of public Administration. Annual, 2006: collection of the scien-

tific articles [Severo-Zapadnaya akademiya gosudarstvennoi sluzhby. Ezhegodnik, 2006 : sb. nauch. st.] / under a general edition of A. S. Gorshkov. SPb. : SZAGS publishing house [Izd-vo SZAGS], 2006. P. 99-107. (rus)

2. Electoral law and the electoral process in the Russian Federation [Izbiratel'noe pravo i izbiratel'nyi protsess v Rossiiskoi Federatsii]. The textbook for higher education institutions. Ex. ed. PhD in Law A. A. Veshnyakov. M. : NORMA, 2003. (rus)

3. Lysenko V. I. The international selective standards, democratic elections in Europe and the CIS: practice and prospect [Mezhdunarodnye izbiratel'nye standarty, demokraticheskie vybory v Evrope i SNG: praktika i perspektivy] // Development of the electoral laws in the CIS countries: ways of development and practice of application: Materials of the international seminar (Baku, on December 16-17, 2013) [Razvitie izbiratel'nogo zakonodatel'stva v stranakh SNG: puti razvitiya i praktika primeneniya: Materialy mezhdunarodnogo seminara (Baku, 16-17 dekabrya 2013 goda)] / under gen. ed. of A. I. Sergeev, A. V. Baranov. SPb. : Secretariat of Council of Interparliamentary Assembly of the CIS States [Sekretariat Soveta Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG], 2014. (rus)

4. The scientific and practical comment to the Federal law on basic guarantees of the electoral rights and the right in participation in a referendum of citizens of the Russian Federation [Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu zakonu Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii] / Ex. ed. A. A. Veshnyakov; scient. ed. V. I. Lysenko. M. : NORMA, 2003. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.